Предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях

Обновлено: 27.04.2024

Еще до коронавирусной госпитализации, 19 марта, премьер-министр Михаил Мишустин распорядился предоставить малым и средним предприятиям отсрочку по договорам аренды федерального имущества. По распоряжению правительства малому бизнесу предоставляется такая отсрочка с 1 апреля по 1 октября 2020 г., а задолженность можно погашать в течение двух лет начиная с 1 января 2021 г. Предприниматели из наиболее пострадавших отраслей на три месяца, с апреля по июль, освобождаются от арендных платежей за здания, участки и помещения, находящиеся в федеральной собственности. А затем они смогут воспользоваться тремя месяцами отсрочки, до октября 2020 г.

Правительство рекомендовало региональным и муниципальным властям последовать примеру властей федеральных. Обязанность у них была только одна – дать отсрочку по аренде предприятиям из наиболее пострадавших отраслей на время простоя (поправки в закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приняты 1 апреля). А в остальном, давать ли арендаторам отсрочку и освобождение от аренды, муниципалитеты решали сами.

На 1 июня было заключено 5948 дополнительных соглашений об аренде 17 958 объектов недвижимости, принадлежащих муниципальным образованиям. Отсрочку и освобождение получили 1256 арендаторов, сообщает представитель Минэкономразвития.

Много это или мало? Для сравнения: на начало 2020 г. в одной только Москве 4003 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей арендовали муниципальные площади: 3098 – напрямую у департамента имущества, 905 – у городских предприятий.

«Ведомости» выясняли, как на федеральные инициативы отреагировали муниципалитеты в разных регионах страны и на какие уступки арендаторам они пошли.

Как малый бизнес получает беспроцентные кредиты на зарплаты сотрудникам

Богатая Москва

Роман Седловский владеет тремя салонами красоты «Вместе» и Genere Mio. Он арендует две площадки, находящиеся в муниципальной собственности, и одну площадку у частного арендодателя. По муниципальным площадям предприниматель получил отсрочку на три месяца. А частный арендодатель снизил арендные платежи. Седловский считает, что ему повезло. Часто переговоры коллег с частными арендодателями заканчиваются ничем, рассказывал он 30 апреля.

Просьбы об арендных каникулах или полной отмене платежей поступают в Центр поддержки экономики Москвы с первых дней введения режима повышенной готовности. Всего туда обратились более 7000 предпринимателей, рассказал заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов. На сегодня 793 арендатора городской недвижимости – земли и нежилых помещений – получили отсрочку или полное освобождение от арендных платежей. А 3207 индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса получили отсрочку платежей по договорам выкупа городской недвижимости. Всего поддержка по договорам аренды и купли-продажи обошлась городу в 8,31 млрд руб., говорит Ефимов.

Что предпринимают менее богатые города?

Метр за рубль

Некоторые города сделали даже больше, чем рекомендовал федеральный центр. Например, в Нижегородской области муниципальное имущество арендуют 552 предпринимателя, а государственное – 1747. По словам заместителя губернатора Андрея Саносяна, предприниматели получили отсрочку автоматически, независимо от того, обратились они за отсрочкой или нет. Тогда как по федеральным или московским правилам льготы даются только тем, кто о них попросил. Сочи тоже перевыполнил федеральные рекомендации: малые и средние предприятия, арендаторы муниципальных помещений, получили отсрочку сразу до конца года. Правда, город сдает в аренду всего 11 объектов муниципальной недвижимости.

Регионы придумали собственные меры поддержки, отличающиеся от тех, что предложило правительство. В Архангельской области на период простоя ставка аренды помещений в госсобственности сокращена до 1 руб. за 1 кв. м.

Не по форме

Поможет ли господдержка выжить малому бизнесу

Заявку на отсрочку можно оформить на сайте комитета имущественных отношений города. Или подать заявление в ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» или городское управление по работе с крупными контрагентами. Предпринимателю надо быть внимательным, чтобы его заявка не путешествовала по разным инстанциям, а сразу попала на рассмотрение, предупреждает директор «Имущества Санкт-Петербурга» Юрий Ефремов. Помимо заявки надо предоставить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 13 марта и документ, подтверждающий, что помещение используется для деятельности по основному ОКВЭД (предъявить, например, лицензию или уведомление Роспотребнадзора).

Власти Санкт-Петербурга получили примерно 2000 обращений, касающихся аренды. Более половины отсеяли сразу: предприниматели заполнили заявки не по форме или не приложили необходимые документы. На рассмотрение приняли 880 заявлений. Но большая часть заявителей не соответствовала требованиям по кодам ОКВЭД: одни не входили в список наиболее пострадавших отраслей, другие использовали помещение для работ не по основному виду деятельности, поясняет представитель администрации. В итоге предприниматели получили 436 соглашений об отсрочке аренды.

Не жадные, а нищие

Многие города не слишком спешили поддержать арендаторов и скупо информировали их, что такая поддержка вообще возможна. Например, на сайте администрации Костромы новость о поддержке арендаторов муниципального имущества была опубликована 11 мая – за день до возобновления работы местных предприятий. На 21 мая поступило 11 заявок.

На 25 мая Йошкар-Ола подписала четыре соглашения, отменивших платежи по договорам аренды муниципального имущества с апреля по июнь 2020 г. Город рассматривает 22 заявления по отсрочкам.

В некоторых случаях региональным властям пришлось оказать помощь муниципалитетам, чтобы те помогли арендаторам. В Волгоградской области арендные каникулы для пострадавших предприятий были объявлены с 1 апреля. Волгоградская городская дума освободила арендаторов от платежей на три месяца только 29 мая. Незадолго до этого Волгоградская область направила муниципалитетам дотации в размере 418,2 млн руб., в том числе на поддержку арендаторов муниципального имущества. Волгоград получил 331,8 млн руб. Заявки на каникулы могут коснуться 530 договоров аренды.

Муниципалитеты получают доходы от управления казенным имуществом, НДФЛ и налогов от малого и среднего бизнеса: налогов по упрощенной системе налогообложения (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Налоговые поступления просели очень сильно, поэтому для муниципалитетов сейчас важна любая копеечка, говорит профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Москва может позволить себе давать льготы, потому что ее основные доходы поступают не от налогов, которые платит малый и средний бизнес. У других городов такого нет, считает она. «Муниципалитеты не жадные, а нищие. А нищему очень трудно простить чужие долги», – говорит Зубаревич.

Глава Кургана Андрей Потапов сообщил СМИ, что за месяц режима самоизоляции налоговые поступления в бюджет муниципалитета сократились на 24%. Результаты за май еще не подведены. Но, по словам представителя администрации Кургана, падение налоговых поступлений не повлияет на предоставление отсрочек. Все заявления рассмотрят, говорит он. Сейчас в Кургане подано 17 заявлений: восемь одобрено, девять рассматриваются. Освобождение от оплаты аренды постановлением правительства не предусмотрено, отмечает представитель администрации Кургана.

В Костроме и Петропавловске-Камчатском доходы от управления государственным и муниципальным имуществом дали 6% налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, в Йошкар-Оле – 19%, по данным отчетов об исполнении бюджетов за 2018 и 2019 гг.

Труднее всего маленьким и моногородам, где поступления от аренды могут превышать треть бюджета, как, например, в городе Краснозаводске Московской области или Полярные Зори Мурманской области. Отделы экономики муниципалитетов моногородов формируют частные фонды, которые получают полномочия по реализации политики поддержки предпринимательства, рассказывал в интервью ТАСС омбудсмен по защите прав предпринимателей моногородов Юрий Тебин.

Доходов нет, но платить надо

Некоторые муниципалитеты выполнили минимальные обязательства о поддержке наиболее пострадавших отраслей, но рекомендациям из федерального центра не последовали.

Малый бизнес штурмует маркетплейсы

Галина Доронкина владеет туристической компанией «Бриз». Ее теплоход «Алмаз» стоит на причалах ОАО «Корпорация развития Камчатки» (КРКК, согласно СПАРК, на 100% принадлежит минимущества Камчатского края). Собственники катеров попросили компанию снизить на 50% арендную плату за причальные стены и отсрочить платежи. Компания «Бриз» имеет ОКВЭД 79.11 (деятельность туристических агентств), а предприятия с этим ОКВЭД входят в список наиболее нуждающихся в поддержке отраслей края. То есть ей полагалась обязательная отсрочка. По словам Доронкиной, КРКК предоставила такую отсрочку, но дальше этого обязательного минимума не пошла и платежи не уменьшила. Выручка «Бриза» сейчас нулевая, все рейсы отменены, рассказывает Доронкина.

По словам представителя КРКК, причалы и сооружения яхтенной марины арендуют 16 предприятий из наиболее пострадавших отраслей. За отсрочкой обратились четыре компании и три получили ее на момент ответа, рассказывает представитель корпорации. Между КРКК и «Бризом» также подписано соглашение о реструктуризации задолженности перед КРКК, образовавшейся к апрелю 2020 г. Совокупные долги арендаторов перед корпорацией к июню 2020 г. превышают 6 млн руб. (примерно 10% доходов от аренды за год), пояснил представитель КРКК. По его словам, сокращение арендных доходов приведет к свертыванию работ по ремонту причалов и очистке акватории Петропавловской бухты и вынужденным увольнениям сотрудников. Компания ведет переговоры с властями региона о компенсациях, чтобы, в свою очередь, предоставить льготы арендаторам, сообщил представитель КРКК.

Муниципальные частники

В Камчатском крае достигнуты договоренности об обнулении платежей за аренду государственного и муниципального имущества, рассказывал «Ведомостям» 30 апреля Рашид Шамоян, председатель камчатского регионального отделения «Деловой России». Но на компромисс с арендаторами долго не шли крупнейшие арендодатели краевого центра: АО «Дирекция по эксплуатации зданий» и АО «Единая городская недвижимость». Эти компании учреждены администрацией Петропавловска-Камчатского. Максимум, что они предложили своим арендаторам, – отсрочку платежей. Они выставили счета за месяц даже тем, кто в апреле не работал вообще, рассказывал 30 апреля Шамоян.

В администрации Петропавловска-Камчатского на запрос «Ведомостей» сообщили, что оба предприятия преобразованы путем приватизации в соответствии с федеральными законами. Петропавловск-Камчатский городской округ владеет 100% АО «Дирекция по эксплуатации зданий» и АО «Единая городская недвижимость». Но эти компании имеют право собственности на имущество и распоряжаются им самостоятельно, пояснил представитель администрации города. По его словам, советы директоров АО «Дирекция по эксплуатации зданий» и АО «Единая городская недвижимость» предусмотрели скидки в 50% на аренду за апрель – июнь для наиболее пострадавших отраслей и отсрочки для всех категорий малого и среднего бизнеса. Обе компании на запрос «Ведомостей» не ответили.

У предпринимательницы Ксении Артюхиной студия праздников «Круче всех». Согласно федеральным спискам ОКВЭД, она относится к пострадавшим отраслям. «Круче всех» арендует помещения у Дирекции по эксплуатации зданий. «Не работаем уже два месяца – и неизвестно, сколько еще предстоит. Роспотребнадзор публикует требования к открывающимся заведениям: маски, социальная дистанция. Но где вы видели такой праздник?» – говорит Артюхина. Дирекция по эксплуатации зданий предоставила компании «Круче всех» скидку в 50% на шесть месяцев, это произошло примерно через два месяца после обращения. Помогло то, что интересы камчатских предпринимателей в переговорах с Дирекцией по эксплуатации зданий представляла «Деловая Россия», полагает Артюхина.

В судебной практике решений по таким ситуациям еще нет, говорит Роман Щербинин, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры». Он считает, что у обеих сторон есть сильные и слабые места в аргументации. Подобные споры имеют потенциал дойти до Верховного суда, говорит Щербинин. Нужно смотреть на суть, а не на форму: если помещения остаются под контролем федеральных органов власти или муниципалитетов, несмотря на наличие компании – юридического владельца, льготы должны применяться, считает Эдуард Савуляк, директор московского офиса Tax Consulting UK.

Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2018 N 185-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленным таким субъектам и организациям государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных частью 4.2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

(часть 4.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.

(часть 4.3 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

4.4. Сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, указанных в части 4 настоящей статьи, а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.5. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2018 N 185-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, по предложению указанных предприятия или учреждения и с согласия органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом, может быть включено в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, в порядке, установленном настоящей статьей, в целях предоставления такого имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

(часть 4.6 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

5. В случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 1 настоящей статьи передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

6. В случаях, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при прекращении в связи с реализацией решения о комплексном развитии территории жилой застройки, решения о комплексном развитии территории нежилой застройки договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного с субъектом малого или среднего предпринимательства, указанный субъект малого или среднего предпринимательства имеет право на заключение в день прекращения такого договора аренды нового договора аренды иных здания, сооружения, нежилого помещения, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности и являющихся равнозначными в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом новый договор аренды заключается на тех же условиях, что и ранее действовавший договор аренды, и на срок, оставшийся до его истечения, без проведения торгов и с сохранением льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В случае, если оставшийся срок действия прекращаемого договора аренды составлял менее одного года, новый договор аренды заключается не менее чем на один год при наличии согласия арендатора на заключение договора аренды на указанный срок. В случае, если указанный в настоящей части субъект малого или среднего предпринимательства имел на дату принятия решения о комплексном развитии территории преимущественное право на приобретение предусмотренных настоящей статьей здания, сооружения, нежилого помещения в собственность в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", преимущественное право сохраняется в отношении равнозначного объекта недвижимости или нежилого помещения, предоставленного ему по новому договору аренды.

Имущественная поддержка субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также самозанятых граждан, предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 209-ФЗ), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

на возмездной основе;

на безвозмездной основе;

на льготных условиях.

Условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам устанавливаются:

нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

муниципальными правовыми актами.

Указанные нормативные правовые акты принимаются в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ.

Указанные перечни подлежат:

ежегодному - до 1 ноября текущего года дополнению государственным имуществом и муниципальным имуществом;

обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП и самозанятых граждан.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также самозанятым гражданам.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами соответственно устанавливаются:

порядок формирования перечней;

порядок ведения перечней;

порядок обязательного опубликования перечней;

порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в перечни государственного и муниципального имущества.

Сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в АО «Корпорация «МСП» в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 209-ФЗ.

Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления установлены приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены условия преимущественного права выкупа арендуемого субъектами МСП государственного и муниципального имущества, как включенного в перечни имущества, так и не включенного в перечни.

Для получения расширенной информации по вопросам имущественной поддержки Вы можете обратиться в Отдел имущественной поддержки Дирекции регионального развития АО «Корпорация «МСП»:

Чуев Андрей Валерьевич, руководитель Дирекции регионального развития, доб. 265;

Каверина Мария Сергеевна, заместитель руководителя Дирекции регионального развития – начальник отдела имущественной поддержки, доб. 180;

Акалович Ростислав Игоревич, советник отдела имущественной поддержки Дирекции регионального развития, доб. 245.

Резанов Павел Михайлович, советник отдела имущественной поддержки Дирекции регионального развития, доб. 398.»

Данный вопрос возник в связи с принятием с 01.01.2018 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее – объекты учета аренды) (п. 2 СГС «Аренда»).

В соответствии с п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, квалифицируются для целей стандарта как объекты учета аренды. Исключением являются объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 10 СГС «Аренда»).

Исходя из приведенных положений стандарта имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, относится к объектам учета аренды, кроме случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления.

Вместе с тем при отнесении (неотнесении) объектов имущества к объектам учета аренды также следует руководствоваться Методическими указаниями по применению СГС «Аренда», приведенными в Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям при квалификации объектов учета в рамках отношений по безвозмездному праву пользования имуществом нужно исходить из того, возникают ли у пользователя имущества обязательства по его содержанию. В случае передачи государственного (муниципального) имущества без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию СГС «Аренда» к данным операциям (отношениям) не применяется.

Принимая во внимание положения СГС «Аренда» и Методических указаний, выделим два варианта условий передачи государственного (муниципального) имущества по договору безвозмездного пользования:

1) имущество передается без обязательств по его содержанию (то есть функции по содержанию имущества возложены на передающую сторону). В этом случае в отношении полученного имущества положения СГС «Аренда» не применяются – имущество не является объектом учета аренды;

2) пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязуется его содержать и выполнять условия его использования (в том числе целевого использования). В этом случае полученное имущество признается объектом учета аренды. Пользователь отражает его в соответствии с положениями СГС «Аренда».

Далее рассмотрим порядок бухгалтерского учета имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, в каждом из перечисленных случаев.

Передача имущества без обязательств по его содержанию

Если имеются распорядительные документы о передаче объектов нефинансовых активов без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию и (или) если согласно организационно-распорядительным документам функции по содержанию такого имущества возлагаются на передающую сторону, в бухгалтерском учете пользователя указанные объекты следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Как было отмечено выше, на данные операции по передаче имущества положения СГС «Аренда» не распространяются (Письмо Минфина РФ от 27.07.2018 № 02-06-10/52892).

Пример 1.

Дирекция по эксплуатации и содержанию административных зданий (казенное учреждение) передало бюджетному учреждению культуры в безвозмездное пользование нежилое помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет фактические расходы по его содержанию.

Полномочия собственника в отношении данного помещения осуществляет комитет по управлению имущественных отношений (госорган).

На каком счете учреждение культуры (пользователь имущества) учитывает полученное имущество?

Поскольку учреждение не осуществляет функции по содержанию полученного помещения, в данном случае положения СГС «Аренда» не применяются.

В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н учреждению культуры следует отразить полученное помещение на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Передача имущества вместе с обязательствами по его содержанию

При возникновении в рамках договора безвозмездного пользования обязательств пользователя по содержанию имущества, переданного ему в пользование, и по выполнению условий использования такого имущества (в том числе целевого использования) указанное имущество признается объектом учета аренды в соответствии с положениями СГС «Аренда» (абз. 2 разд. II Методических указаний).

При этом обязательство пользователя имущества по содержанию имущества может быть исполнено:

посредством принятия им обязательств по расходам на содержание имущества путем заключения договоров (контрактов) (то есть расходы осуществляются самим пользователем);

посредством возмещения пользователем имущества расходов по содержанию имущества, произведенных передающей стороной (арендатором, стороной, передающей в безвозмездное пользование).

В соответствии с СГС «Аренда» объекты учета аренды квалифицируются в целях бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда»:

либо как объекты учета операционной аренды;

либо как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Сопоставимость сроков использования полученного имущества.

Если договор безвозмездного пользования заключен на меньший срок, чем оставшийся срок полезного использования имущества, указанный при его предоставлении, то такое имущество следует квалифицировать как объект операционной аренды. Если данные сроки сопоставимы, то имущество следует отнести к объектам финансовой аренды (пп. «а» п. 12, 13 СГС «Аренда»).

При сопоставлении срока пользования имуществом по договору и его оставшегося срока полезного использования нужно исходить из обязанности пользователя возвратить по окончании договора имущество правообладателю (собственнику) в состоянии пригодности для дальнейшего применения. Осуществлять сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта некорректно.

Зачастую договор безвозмездного пользования заключается на неопределенный срок. Как сопоставить сроки в этом случае? Разъяснения по данному поводу приведены в письмах Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429, от 07.03.2018 № 02-07-10/14794, от 08.05.2018 № 02-07-10/31144. Если договор безвозмездного пользования имуществом заключен на неопределенный срок и согласно ст. 610 ГК РФ в любое время может быть расторгнут, то в целях отражения объектов учета аренды следует исходить из принципа допущения непрерывности деятельности учреждения, принимая во внимание период бюджетного цикла – три года (период формирования прогноза доходов от собственности), в течение которого предусмотрены расходы на содержание такого имущества. С учетом изложенного, к примеру, в части договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (нежилым помещением), заключенного на неопределенный срок, пользователю имущества нужно квалифицировать полученный актив как объект учета операционной аренды.

Сопоставимость общей платы за пользование имуществом и его справедливой стоимости.

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей).

Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества – объекта операционной аренды

Как отмечалось ранее, если пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязан его содержать, такое имущество признается объектом учета аренды. В большинстве случаев такие объекты относятся к объектам операционной аренды ввиду отсутствия платы за пользование имуществом.

Далее рассмотрим правила отражения в учете объектов операционной аренды.

В целях бухгалтерского учета объектом учета операционной аренды признается право пользования активом, которое отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Право пользования активами» (п. 20 СГС «Аренда»).

По общему правилу, установленному п. 20 СГС «Аренда», признание права пользования активом в бухгалтерском учете производится в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора).

Как говорилось выше, поскольку по договору безвозмездного пользования имущество передается без взимания платы (то есть на льготных условиях), возникающее по такому договору право пользования активом отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей. Иными словами, в данной ситуации необходимо определить справедливую стоимость платежей за пользование имуществом (п. 26 СГС «Аренда»).

Минфин в Письме от 08.05.2018 № 02-07-08/30805 обращает внимание на то, что определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды. Причем для договоров безвозмездного пользования законодательство не делает исключений в части требований об определении справедливой стоимости объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

Принятое к учету право пользования активом амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором. Начисление амортизации осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей (п. 21 СГС «Аренда»).

При отражении в бухгалтерском учете объекта учета аренды на льготных условиях необходимо также учитывать следующие особенности, установленные п. 27.1 СГС «Аренда»:

разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом. Поскольку по договору безвозмездного пользования арендные платежи (платежи за пользование имуществом) не устанавливаются, величина разницы будет равна сумме справедливой стоимости арендных платежей. Следовательно, в этой же сумме будут отражаться отложенные доходы;

в течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего года.

С учетом изложенного, а также положений п. 19, 20, 41.1 Инструкции № 162н, п. 26, 28, 67.3, 158 Инструкции № 174н, п. 26, 28, 67.3, 186 Инструкции № 183н операции по принятию к учету объектов операционной аренды в рамках договора безвозмездного пользования и по начислению амортизации в течение срока действия договора отразятся у пользователя таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование нефинансовые активы, относящиеся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях

Начислена амортизация на право пользования активами по объектам учета операционной аренды (ежемесячно)

0 401 20 224
0 109 00 224

Отложенные доходы от предоставления права пользования активом отнесены на финансовый результат текущего года (ежемесячно)

При прекращении права пользования активом, полученным по договору безвозмездного пользования), пользователь формирует следующие бухгалтерские записи (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н):

Условия прекращения права пользования

Дебет

Кредит

По окончании срока действия договора (при условии полного исполнения договора) (за счет начисленной амортизации)

При досрочном прекращении договора:

– в сумме накопленной амортизации права пользования активом;

– в сумме остаточной стоимости права пользования активом (методом «красное сторно»)

Пример 2.

Бюджетному учреждению культуры (пользователю) передано оборудование в безвозмездное пользование сроком на один год (с 10.01.2018 по 31.12.2018). Содержание оборудования за время пользования им согласно условиям договора возлагается на пользователя.

Справедливая стоимость прав пользования оборудованием определена в размере 60 000 руб. (11 мес. x 5 000 руб.).

По завершении договора пользователь обязуется вернуть оборудование в состоянии не хуже, чем при предоставлении, с учетом естественного износа. Пользователь не ведет деятельность, облагаемую НДС. Дата подписания договора и дата передачи имущества – 10.01.2018. Договор относится к краткосрочной операционной аренде.

В бухгалтерском учете учреждения культуры – пользователя оборудования указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Признано право пользования оборудованием, полученное по договору безвозмездного пользования (на дату подписания договора)

2 111 44 350

2 401 40 182

60 000

Начислена амортизация на право пользования оборудованием (ежемесячно)

2 401 20 224

2 104 44 450

5 000

Зачислены отложенные доходы от предоставления права пользования оборудованием в доходы текущего года (ежемесячно)

2 401 40 182

2 401 10 182

5 000

Прекращено право пользования оборудованием по окончании срока договора

2 104 44 450

2 111 44 450

60 000

Согласно п. 8, 11 СГС «Аренда» и Методическим указаниям объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, признаются в качестве объектов учета аренды только в том случае, если обязанности по содержанию такого имущества возложены на пользователя имущества.

Квалификация объекта учета аренды (операционная или финансовая аренда) для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера.

В силу отсутствия платы за пользование имуществом, которое передается по договору безвозмездного пользования, по нашему мнению, такое имущество следует относить к объектам учета операционной аренды, а точнее – к объектам учета аренды на льготных условиях. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина (Письмо от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

При признании объектов учета операционной аренды пользователь имущества отражает право пользования активом на счете 0 111 40 000. Возникшее в рамках договора безвозмездного пользования право пользования активом признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей (платежей за пользование имуществом в течение срока действия договора).

При отражении принятия к учету права пользования активом, а также дальнейших операций с таким правом (начисление амортизации, прекращение права) пользователю имущества следует учитывать положения п. 20, 21, 27.1 СГС «Аренда», разд. III Методических указаний и положения инструкций № 162н, № 174н, № 183н.

Если в рамках безвозмездной передачи имущества на пользователя имущества не возлагается обязанность по его содержанию (функции по содержанию имущества осуществляются передающей стороной), положения СГС «Аренда» на такие операции не распространяются. В данном случае пользователь учитывает полученное имущество на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда.

Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда. Подробнее о том, какая земля будет раздаваться и на каких основаниях, можно узнать из статьи 39.5 ЗК РФ. Хотя следует принимать во внимание, что могут возникнуть другие основания.


Какую землю можно получить без денег

Чтобы оформить бесплатный участок, нужно быть обладателем льгот или участником программы развития. Кроме того, всегда есть возможность получить землю если недаром, то заметно ниже цены:

Если 15 лет пользоваться участком в открытой форме, тогда можно стать владельцем вообще бесплатно. Достаточно просто подать заявление и собрать соответствующие документы.

Кому доступен бесплатный земельный участок

Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.

Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.

Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.

Ещё один популярный вариант оформления бесплатного участка – если на нем проживает многодетная семья. Есть вариант для одинокого родителя, но только при условии, что у него как минимум трое детей.

Есть несколько местных законов, что дают право на бесплатную землю. Например, речь о землях Дальневосточного округа и других территориальных субъектах или согласно ФЗ № 119-ФЗ или ФЗ N 161-ФЗ. При передаче земли в собственность бесплатно, самое важное – соблюдать законы.

Особенности оформления бесплатной территории

Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг. В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера. Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость. Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.

Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки. Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли. Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).

Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.

Необходимые документы

Оформление запроса на получение бесплатной земли начинается со сбора документов. Нужно принести:

    (нужна копия);
  • План межевания участка; ;
  • Бумаги, что подтверждают право на получение участка земли;
  • Справку о составе семьи (если речь о многодетной семье);
  • Справку, что работаете в муниципальном образовании;
  • Доверенность, если бумаги будет подавать представитель.

Подавать бумаги нужно по адресу местной администрации.

Во сколько обойдется сделка

Бесплатная передача участка будет не совсем «бесплатной». Например, нужно заплатить за межевой и технический план, а также регистрацию в Росреестре.

Получить юридическую помощь по вопросам, как получить бесплатную землю от государства в России можно на нашем сайте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: