Предоставление лошадей для перевозки чиновников государственной почты и др это

Обновлено: 07.05.2024

Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Разберёмся?

Ямы или ямские (почтовые) станции

Слово «ям» (от тюркского «дзям» - дорога) в XIV в. означало почтовую повинность, позже – денежный сбор на ямскую службу. Страну покрывала сеть ямов или ямских (часто почтовых) станций – гостиниц с конюшнями, руководили которыми (позднее – станционные) смотрители. Ямы располагали на расстоянии 40-50 вёрст (1 верста = 1054 м.) или 42-53 км.

Ямская гоньба была введена в северо-восточной Руси во времена монголо-татарского ига.

Позже они стали называться почтовыми станциями. Однако, эти станции имели более широкий спектр действий, нежели только почта.

На ямских (почтовых) станциях работали станционные смотрители. К 1810 г., когда Главное почтовое управление преобразовали в Почтовый департамент Министерства внутренних дел, на службе состояло 2649 почтальонов и станционных смотрителей. В XIX в. все ямские станции стали почтовыми.

Повесть "Станционный смотритель" А.С. Пушкина как раз посвящена такому сотруднику.

По сути, главной проблемой ямской станции была конюшня - на станции ямщики, гонцы (фельдъегеря) и другие владевшие подорожными имели парво заменить своих усталых лошадей на свежих, и продолжить путешествие. А, усталые лошади отдыхали, отъедались, и ждали следующего путешественника.

Ямщики и их быт

Ямскую повинность выполняли ямщики (от татарского «ямчи» - проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сбрую, а если ям находился на реке, то и лодку для перевоза. Воспоминания о ямщиках оставил английский дипломат Джером Горсей, в 1570-е–1590-е гг. работавший в России. В своей книге он вспоминал, что русские « …редко подковывают лошадей, если только не используют их как почтовых по зимним дорогам. Тогда, чтоб они не скользили, они подковывают их тонкими подковами с шипами и едут. Лошади в этой стране хорошо проходят 80 верст в день ». За службу ямщики получали жалованье по 20-25 р. в год, и прогоны за каждую подводку. Правительство жаловало им свободную от налогов землю и освобождало от разных повинностей. Сравнивая Русь с птицей-тройкою, Гоголь связывал этот образ с ямщиком: « …не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню, - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух ».

В XVI в. для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 г.), переименованный в 1723 г. в Ямскую канцелярию.

При ямских (почтовых) станциях были устроены ямские избы для отдыха ямщиков.

Семьи ямщиков и они сами во время болезни, отдыха или на пенсии жили в специальных поселениях, называемых Умёты. Жён ямщиков называли ямщичками. Впрочем, по другой версии умёты - поселения (слободы) вокруг крупных ямов. Вот как писали про историю Дубового умёта в 1854 г.: « …назад тому лет 70 или 75 были на месте его только две земляные избы, с дворами, и они-то служили для проезжающих приютом от трудностей пути и бурных непогод в зимнее время. Эти подворья на дороге в Уральск носили название уметов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило свое название ».

В XVII-XVIII вв. ямщики из государственных гонцов, стали, по сути, получастными – полугосударственными междугородними извозчиками, за установленную плату доставлявшими любого заплатившего им в указанное место. Нередким у проезжавших, указывал Н.В. Гоголь в «Мёртвых душах», было желание « …произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков ». Путник XIX в. представлялся ему счастливым только после завершения « …длинной скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами ».

Транспортные средства

Наиболее распространенным транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом – на колеса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: « Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нем находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и все необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами. Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днем и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком ».

В середине XIX в. дилижансы ходили и между губернскими городами России. Так, в Самаре в 1860-е гг. дилижансы уходили с Алексеевской (совр. Революции) площади в Симбирск (совр. Ульяновск) и Оренбург. В Санкт-Петербурге даже посадочные станции для дилижансов закрыли крышами.

Гонцы, почтари или фельдъегеря

На небольшие расстояния почту возили ямщики. Однако, существовала более срочная почта, и для её доставки использовались почтари, которых также называли гонцы. Ямщик имел право загнать лошадь, перемещаясь сколь угодно быстро, и взять временно любую лошадь из любого дома или от человека, за исключением такого же царского гонца. Лошадь, отбившуюся по дороге, разыскивал смотритель яма. Он же возвращал хозяину взятую временно лошадь, оплачивая ее прогон из расчета длины пути. Стоимость 10-20 вёрст (10,66-21,32 км.) езды составляла 6 денег.

Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал о русской ямской службе XVI в.: " Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе ". Он признавал высокую эффективность царской ямской службы: « …на таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот верст…И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжелые ». Работа ямщиков была нелегкой и порой смертельно опасной. Слова из песни « …в той степи глухой замерзал ямщик » полностью соответствовали действительности. Герберштейн вспоминал, что в зиму 1525/26 г. « …стужа была так велика, что очень много ездовых, которые…называются гонцами, находили замерзшими в их возах ».

В XIX в. эту работу выполняли фельдъегеря. Царские же гонцы (которых стали называть фельдъегерями) сами ездили в экипажах ямщиков, производя одним своим видом (и нередко зуботычинами) сильное впечатление на окружающих: « …трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, - словом, дантист эдакой ». Вот, например, гоголевская картина ямщика: « …- Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. – Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! – И, как призрак, исчезла с громом и пылью тройка ».

Их отличительной чертой был ранец со срочной почтой на груди - его можно рассмотреть на большинстве картин и фотографий.

Перед началом игры с интересным музыкальным номером выступил творческий коллектив – ансамбль русской песни «Ярило». Сегодняшний выпуск телеигры Поле чудес посвящен почте.

Как обычно, ведущий передачи Поле чудес берет темы о нашем прошлом, о Руси-матушке, о традициях русского народа. Игроки приносят Леониду Якубовичу гостинцы и подарки, часто сделанные своими руками. И конечно же, выступают с творческими музыкальными номерами.

Победитель игры 17 июня 2022 года (sprintotvet.ru). Фото: Первый канал

Какая мера безопасности требовалась в 1710 году в случае эпидемии принимая письма?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на первый тур. В 1710 году в России было сделано распоряжение: в случае эпидемии принимать на заставах письма только издали. Какая мера безопасности требовалась еще? (Слово из 10 букв)

Ежели болезнь не престанет, то на заставах почтовые письма принимать издали, и распечатав, держать на ветре, а потом окуривать можжевельником, и присылать с застав к Москве запечатав со своими посланными, которых для таких посылок нарочно учредить по нескольку и с почтарями оных отнюдь не спускать. В 1710 году в России было сделано распоряжение: в случае эпидемии принимать на заставах письма только издали, а потом окуривать можжевельником.

Как называлась почтовая служба с 13 по 19 века, перевозившая казенную корреспонденцию?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на второй тур. Как называлась почтовая служба в России, которая существовала с 13 по 19 века и перевозила казенную корреспонденцию? (Слово из 6 букв)

Ямская гоньба, Почтовая гоньба – историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

Как называли служивых людей (гонцов), которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить»?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на третий тур. Как в старину называли служивых людей, которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить»? (Слово из 7 букв)

Для скорейшей доставки важных вестей царь распорядился расставить между Москвой и Путивлем трубников, которые должны были «от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю к Москве с отписками ездить от стану до стану наскоро».

Как называлась игра с пасхальными яйцами, которую изобразил художник Федот Сычков на почтовой открытке?

Ответы в Поле чудес 17.06.2022. Вот задание на финальный тур. Как в России называлась игра с пасхальными яйцами, которую изобразил художник Федот Сычков на почтовой открытке? (Слово из 5 букв)

Федор Сычков – Пасхальная игра в Кучки. Дореволюционная открытка // Fedot Sychkov – Playing kuchki (sand hills), 1904-1914.

Ответы в Суперигре Поле чудес 17.06.2022

Победитель набрал всего 600 очков, поэтому согласился на участие в Суперигре. Тем не менее Леонид Якубович подарил победителю музыкальный синтезатор.

Как называется коллекционирование почтовых открыток?

Слово по горизонтали (10 букв). Как называется коллекционирование почтовых открыток?

Филокартия зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления.

Как называлась обязанность по предоставлению лошадей в Киевской Руси в 10 веке?

Слово слева по вертикали (5 букв). В Киевской Руси в 10 веке население было обязано предоставлять лошадей для княжеских гонцов «от стана к стану». Как такая обязанность называлась?

Повоз – повинность в Древнерусском государстве, которая заключалась в обязанности доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя (феодала) на княжеский двор, рынок или в поход.

Что присутствовало на ранних открытках в России кроме виньетки?

Слово справа по вертикали (6 букв). На ранних открытках в России в основных рисунках часто присутствовали виньетки. Что ещё?

Картуш – это овальная или продолговатая конструкция со слегка выпуклой поверхностью, обычно окаймленная орнаментальной завитушкой.

Победитель отгадал главное слово по горизонтали и получил еще домашний кинотеатр.

Как называлась почтовая служба, перевозившая казенную корреспонденцию?

Как называлась почтовая служба в России, которая существовала с 13 по 19 века и перевозила казенную корреспонденцию? 6 букв, Поле чудес, Второй тур – ответ. Сегодня у нас пятница 17 июня 2022 года, а значит в эфире идет очередной выпуск Поля чудес. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты зрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финальной части программы предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

Как называлась почтовая служба с 13 по 19 века, перевозившая казенную корреспонденцию?

Вот задание на второй тур. Как называлась почтовая служба в России, которая существовала с 13 по 19 века и перевозила казенную корреспонденцию? (Слово из 6 букв)

Перевозкой почты занимаются как частные компании, так и государственные учреждения. Во многих странах есть государственные почтовые отделения, которые часто имеют установленную законом монополию на перевозку определенных видов отправлений. Вне таких монополий действуют отдельные курьерские службы, основанные на скорости.

Ямская гоньба, Почтовая гоньба – историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.

Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40–50 вёрст друг от друга. Ямскую повинность выполняли ямщики, которые должны были держать по три лошади.

В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 года), переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию.

Почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и перевозила казенную корреспонденцию, называлась – гоньба. Это правильный ответ на вопрос второго тура в игре Поле чудес за сегодняшний день, сообщает Спринт-Ответ читателям и посетителям сайта.

Прогоны в 19 веке ― это положенное число лошадей, которые менялись по требованию на станциях для различных чинов, передвигающихся по служебной надобности из одной точки России в другую. Полный генерал имел право на 15 лошадей; генерал-майор ― на 10; полковник ― на 5; подполковник, майор и капитан ― на 4; штабс-капитан ― на 3; остальные обер-офицеры ― на 2 лошади.

Нижним чинам, если они обязаны прибыть к сроку, без различия звания, полагалось на одного и двух ― 2 лошади.

Существовали прогоны при определении или назначении на службу, при переводах, при командировках, а также для раненых, увечных и больных.

Прогоны выдавались из ближайшей Комиссариатской Комиссии теми начальниками, от которых лица получали соответствующее отправление. В особых случаях прогоны выписывались из других ведомств.

Езда на почтовых производилась при предъявлении подорожной, без которой никто не мог получить почтовых лошадей. Этот вид переездов был двух родов: казенная и частная надобность.

При казенной надобности подорожная выдавалась от генерал-губернаторов, гражданских губернаторов и городничих. Платить за подорожную было не нужно. Во время же езды платили поверстные прогонные деньги. Подорожная выдавалась для езды по известному тракту на неопределенное время, но не более трех месяцев или для проезда по дороге только один раз.

В некоторых случаях выдавались подорожные без определенного расстояния и дороги. Лицо, требуя такую подорожную должен был объяснить для чего она нужна, или сообщить, что речь идет о секретной миссии. Если лицу с казенной подорожной, потребуется большее число лошадей, то ему нужно было взять дополнительную частную подорожную с платежом.

Для частной надобности подорожная выдавалась в уездных казначействах и таможнях, а в Петербурге и Москве в канцелярии военного генерал-губернатора. Подорожную имел право получать каждый человек в любое время дня и без задержек при предъявлении ходатайства от начальства, в котором сообщалось, что лицо отправляется до того места, до которого требует подорожную. В городах, кроме вида, необходимо было предоставить свидетельство полицмейстера или городничего об отсутствии препятствий на выезд из города. При выдаче подорожной по частной надобности взималась по полкопейки серебром за версту с лошади, а за бланк самой подорожной платили 30 коп. серебром.

Правила для езды на почтовых были следующие:

1) Ехать только по тому тракту, на которую выдана подорожная.

2) Нельзя требовать больше лошадей, чем указано в подорожной, если же получал дополнительно, то нужно было заплатить за все взятое число лошадей.

3) Прогоны нужно было вносить вперед за ту станцию, на которую получены лошади.

4) Если на станции лошадей нет (все в разгоне), то проезжающий не имеет права требовать для себя экстренных лошадей и должен ждать. Если при этом будет несколько проезжающих, то едущий по казенной надобности имеет преимущество перед тем, у кого частная надобность, а ожидающие по одинаковым подорожным соблюдают очередь.

Был определенный порядок по которому летом обычный проезжающий ехал 10 верст в час, зимой - 12, осенью - 8. Ехать быстрее требовать было нельзя.

Проезжающие по собственной надобности платили 12 коп. серебром за повозку; за смазку колес у собственного экипажа, кибитки и телеги - 6 коп.; на водку извозчикам, где существовали вольные почты (частные) - 6 коп. серебром. На станции существовала шнуровая жалобная книга, в которую вписывались все неудовольствия проезжающих.

Фото взяты из доступных источников Яндекс.

Если статья понравилась: Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях, подпишитесь на канал и оставьте свои комментарии.

Лошадь считается одним из самых древних животных, помогающих людям. И это действительно так, ведь впервые люди стали использовать лошадей более 6 тысяч лет назад! Однако в то время, люди не умели их приручать и использовали только в качестве скота. В ходе раскопок, ученые находили орудия труда и охотничьи приспособления из костей лошади.

Начало одомашнивания

С развитием человечества лошадей стали использовать и в других целях. Так в V-IV тысячелетии до н.э. на территории около Чёрного моря началось интенсивное одомашнивание в качестве ездового животного. Люди постепенно научились ездить верхом, что подтверждают найденные при раскопках примитивные упряжные устройства. А также на территории Ближнего Востока была найдена глиняная посуда с изображением лошадей и всадников.

Кстати конный генофонд в древности был гораздо более разнообразным. С созданием пород лошадей, природное разнообразие оказалось потеряно.

Кстати конный генофонд в древности был гораздо более разнообразным. С созданием пород лошадей, природное разнообразие оказалось потеряно.

До 1500 года до нашей эры, использование лошадей для сельскохозяйственных работ считалось предметом роскоши. Приспособления для лошадей того времени делались точно таким же, как и для быков, что приводило к скорой смерти. Со времен люди научились делать более мягкие хомуты, чтобы продлить жизнь лошади.

В Китае лошадей стали запрягать в колесницы. Первые упоминания об этом относятся к 1350 году до н.э. Параллельно с этим лошадей тренировали и для хеттских правителей. Считается, что этот народ создал прообраз арабского скакуна. Всадники-хетты были самыми мобильными скакунами того времени.

Дальнейшее распространение

В Северную Америку лошади были завезены только в 17 веке. Большая часть сбежала в прерии, остальные достались местным индейцам. Так и появились табуны диких лошадей, прозванных мустангами.

Появления лошадей в Австралии шло по тому же принципу, что и в Америке. Лошадей туда завезли только в конце 17 века. Там тоже появились табуны мустангов, только называли их «брамби», но вскоре большая часть была истреблена или одомашнена.

Развитие верховой езды стало прорывом во всех сферах жизни. Люди стали передвигаться на более дальние расстояния, были открыты огромные торговые пути. Но в этом была и отрицательная составляющая. Войны теперь стали более масштабными и разрушительными. Постоянно изменялись этнические границы.

Практически на все времена кони стали показателем достатка и положения в обществе. А для индейцев даже долгое время служили подобием валюты - ими обменивались с соседними племенами.

Забытые конные профессии

С развитием верховой езды стали появляться и полноценные профессии, связанные с использованием лошадей.

Ямщик

Ямщики были кучерами на государственной службе, исполняющими ямскую повинность, введённую тогда на Руси. Их задачей были почтовые перевозки, перевозки чиновников и казенных грузов. Ямская повинность никак не оплачивалась и была обязательной для определенных групп лиц.

Вскоре, положение ямщиков улучшилось. Быть ямщиком теперь стало полноценной профессией. Ямщики жили специально возле городов, в «ямских» слободах, и за свой труд получали из казны денежное жалование. К этому времени их перевели в сословие государственных крестьян.

В современном мире ямщиков больше нет, ведь на длинные дистанции проще передвигаться каким угодно видом транспорта, только не конным - для конного даже нет инфраструктуры.

В современном мире ямщиков больше нет, ведь на длинные дистанции проще передвигаться каким угодно видом транспорта, только не конным - для конного даже нет инфраструктуры.

Во время правление Петра I, крестьянин, занимающийся перевозками и не являющийся государственным крестьянином, мог остаться на сезон в определенном городе и заниматься сугубо предпринимательской деятельностью, выполняя частные перевозки.

Извозчик

Если ямщик занимался перевозками между городами, то извозчик перевозил преимущественно людей в конкретном городе. Прямой аналог современного таксиста.

Сначала извозчики перевозили людей в небольших каретах вместимостью в 1-2 человека. А позже стали появляться «конки». «Конка» - это подобие трамвая, только использовалась лошадиная тяга и вместимость не превышала 10 человек.

Постепенно извозчики вместе с лошадьми были заменены электрическими и механическими повозками.

Шорник

Шорник - это специалист по изготовлению конской упряжи. А также сёдел для верховой езды, сбруи, шор и любых других приспособлений для взаимодействия с лошадью. Разве что только подковами занимался кузнец, всё остальное лежало на шорнике.

Особенность такой работы была в создании приспособлений, способных пропускать воздух, чтобы на закрытом участке кожа лошади тоже могла дышать. В наше время шорное дело осталось, ведь кто-то должен создавать сёдла. Но чаще этим занимаются крупные компании, в которых разные люди создают разные элементы сёдел.

Коновал

Нет, ничего общего с мясником, исходя из названия, эта профессия не имеет! Скорей наоборот. Коновал - это аналог современному ветеринару, который занимался лечением и уходом за больными лошадьми.

В Российской империи коновалы также попадали на государственную службу, но только если они оканчивали специальные учебные заведения или курсы.

Конный почтальон

Для доставки почты также использовались лошади и занимались этим не ямщики и не извозчики, а специальные почтальоны. Кстати, именно благодаря конной почте появились предки пончиков или пышек. Ведь почтальону нужно чем-то питаться в дороге, а чтобы не трогать грязными руками булочку, в ней сделали специальное отверстие.

Пережиток истории сохранился в некоторых языках. Например при дословном переводе с английского языка такого понятия как "post trot" можно получить словосочетание "почтовая рысь". Хотя в России такого термина нет и мы называем это "строевой рысью".

Пережиток истории сохранился в некоторых языках. Например при дословном переводе с английского языка такого понятия как "post trot" можно получить словосочетание "почтовая рысь". Хотя в России такого термина нет и мы называем это "строевой рысью".

За все время использования, лошади стали неотъемлемой частью быта людей. Даже сейчас можно увидеть коней в крупных городах. Лошади активно принимают участие в спортивных соревнованиях, а также в развлекательных мероприятиях.

Ещё больше фактов из истории конного мира можно найти в других наших статьях:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: