Какие формы деятельности государственной власти относятся к правовым

Обновлено: 19.04.2024

1) Правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная.

2) Контроль Конституционного суда, прокурорский надзор.

3) Изучение общественного мнения, правоохранительная.

4) Внешняя разведка, таможенный контроль.

5) Правотворческая, нотариальная деятельность.

Высший правоохранительный орган государственной власти в РФ это-

1) Верховный Суд.

2) Высший Арбитражный суд.

3) Судебная коллегия по гражданским делам.

4) Федеральное Собрание.

5) Конституционный Суд.

Кто из нижеперечисленных является государственным служащим?

1) Работник государственного предприятия.

2) Работник государственного органа.

3) Учредитель акционерного общества.

5) Работник государственного ВУЗа.

Каковы принципы организации и деятельности государственного аппарата?

1) Разделение властей, демократический централизм, планирование экономики.

2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина, партийное руководство деятельностью госаппарата.

3) Разделение властей, принцип законности, гласности, демократизм, федерализм.

4) Принцип законности, пролетарский интернационализм, политическая зависимость местных органов от центральных

Какие органы законодательной власти в РФ Вы знаете?

1) Президент, государственные комитеты.

2) Совет Федерации, Государственная Дума.

3) Правительство, федеральные министерства.

4) Верховный Суд, Высший Арбитражный суд.

Кто относится к субъектам политической системы общества?

1) Общественные организации, партии, аппарат государственной власти.

2) Государство и религиозные организации.

3) Политические партии, органы общественной самодеятельности.

4) Профсоюзы, органы социальной помощи.

5) Молодежные организации, производственные коллективы, государство.

С какой целью создаются политические организации?

1) Для поднятия уровня политической культуры в государстве.

2) Для формирования внутренней политики общества.

3) Для осуществления внутренней и внешней политики общества.

4) Для решения организационно-технических вопросов.

5) Для осуществления идеологического воздействия на общество.

Каковы отличительные признаки государства от политических партий и организаций?

1) Публичность государственной власти в определенных границах политического пространства, правотворчество.

2) Официальное представительство интересов различных социальных групп.

3) Организационная структура, которая выражает специфические интересы определенной этнической группы.

4) Правоохранительная деятельность.

Что такое правовой статус личности?

1) Юридически закрепленное положение субъекта в обществе.

2) Признанные законодательством права субъекта.

3) Полномочия государственных органов и должностных лиц.

4) Гражданство субъекта.

5) Презумпция невиновности.

Каковы основные виды правового статуса личности?

1) Статус физических лиц, статус юридических лиц, статус депутата.

2) Индивидуальный статус, гражданско-правовой статус.

3) Конституционный статус, специальный статус, индивидуальный статус.

4) Статус лиц без гражданства, беженцев, статус российских граждан, находящихся за рубежом.

5) Общий статус, профессиональный статус, должностной статус.

В чем состоит единство государства и права?

1) Возникают и развиваются совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии.

2) Выступают средствами управления, инструментами власти.

3) Призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы.

4) Основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими факторами.

5) Во всем вышеперечисленном.

Как влияет право на государство?

1) Устанавливает правовые нормы, охраняет их.

2) Упорядочивает деятельность госаппарата.

3) Придает силу закона судебным прецедентам.

4) Обеспечивает контроль над законностью государственной деятельности.

Что является экономической основой правового государства?

1) Производственные отношения, базирующиеся на государственной собственности.

2) Производственные отношения, основанные на кооперативной собственности.

3) Производственные отношения, основанные на коллективной собственности.

4) Производственные отношения, основанные на различных формах собственности.

5) Производственные отношения, базирующиеся на частной собственности.

Какую основу правового государства образует принцип свободы личности?

Какие основные признаки правового государства?

1) Реальность права на неприкосновенность личности, ответственность личности перед государством.

2) Приоритет Конституции, реальность прав личности, взаимная ответственность личности и государства.

3) Верховенство закона во всех сферах общественной жизни, гарантия социального обеспечения личности.

4) Обеспечение свободного развития личности ответственность должностных лиц государства за неисполнение своих обязанностей.

Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.



1.33. Основные формы осуществления государственной власти

Формы осуществления государственной власти - это однородная деятельность органов государства, пocpeдcmвом которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правопрuменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Про комментируем названные формы на примере осуществления экологической функции современного Российского государства. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г. и др.). Затем создаются и действуют соответствующие государственные органы - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), органы власти субъектов Федерации (поскольку природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов).

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенныx структур по обеспечению функцинирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) органuзационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и rrринуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и Т.д. Государство, прежде всего, должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности поведения, отвечающего нормам права.

Формы осуществления государственной власти выступают в качестве практического выражения государственной деятельности в сфере осуществления функций государства.

Данные формы можно охарактеризовать в двух аспектах:

Правовые формы характеризуют связь права и государства, накладывая на последнее обязательства по действию при выполнении своих функций, основываясь на требованиях права и закона, совершая юридически-значимые действия. Все органы власти должны быть подчинены закону и соблюдать его при совершении действий.

Формы осуществления функций государства

Функции государства обычно осуществляются в трех формах:

  1. Правотворческая.
  2. Исполнительная.
  3. Правоохранительная.
  • Первая функция предусматривает необходимость подготовки и издания нормативно-правовых актов, которые требуются для эффективной деятельности государства и его элементов, субъектов. Например, осуществление судебных функций невозможно без соответствующих процессуальных норм законодательства.
  • Вторая функция предусматривает реализацию полномочий в сфере норм права, исполнения норм права в практической деятельности. Основные полномочия в данной сфере реализуют исполнительные органы управления, которые возглавляются правительством страны. Данная работа является для исполнительных органов повседневной и реализуется за счет использования актов применения права.
  • Третья функция представляет собой деятельность правоохранительных органов, в том числе касающуюся прав и свобод человека и гражданина, осуществляют принятие мер в сфере охраны законности и правопорядка, производят разрешение споров, привлекают виновных лиц к установленной законом ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Сегодня активно растет роль договорной формы при реализации государственных функций. Развитие рыночной экономики, децентрализация государственного управления обуславливает возрастание активной роли данных факторов. Принятие государственно-властных решений органов власти обусловлено также системой и структурой гражданского общества, гражданами, которые проживают на территории России.

Неправовые формы включают в себя значительный объем организационно-подготовительных работ, которые реализуются в процессе осуществления государственных функций. Данная деятельность выступает в качестве необходимой и правомерной, но не связанной с юридически значимыми действиями, которые влекут за собой правовые последствия. Например, сюда относится подготовительная работа, которая осуществляется при поиске информации при изучении юридического, уголовного дела и т.д.

В литературе также отмечают и иную трактовку данных форм власти, называя их следующим образом:

  • правотворческая;
  • правоприменительная;
  • правоохранительная.

Первая реализуется путем издания правотворческих актов, которые регулируют различный спектр общественных отношений. При этом все акты, которые принимаются государственными органами, обязательны для тех субъектов, на которые они распространяются;

Вторая категория знаменует деятельность правоприменительных органов, которые осуществляют применение норм права на практике, их претворение в жизнь.

Третья категория реализуется путем деятельности по охране правовых норм, реализуемой посредством осуществления функций компетентными правоохранительными органами. Их деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с конституционными положениями. Реализуя основы правоохранительной деятельности, органы принимают в пределах своей компетенции правоприменительные акты, которые в том числе могут носить санкционный характер (например, протоколы).

Государственная власть — это форма политической власти, осуществляющей руководство обществом на всей территории государства от имени народа посредством специального аппарата принуждения.Власть государства в демократическом обществе формируется на принципе народовластия.

Источником власти не может являться воля бога или личные принципы правителя, таким источником непосредственно является суверенитет общества. В воле народа, которая выражена в государственных нормах и правилах, то есть конституции государства, выражена природа власти государства и формы ее реализации.

Признаки государственной власти:

  1. Государственная власть является официальным представителем народа любого государства. Только она наделена юридическими полномочиями принимать решения и производить действия от имени общества в целом и применять только в интересах этого общества необходимое, легализованное, а иногда легитимное принуждение и насилие.
  2. Власть государства занимает главенствующую позицию в обществе, обладая абсолютным суверенитетом. Реализация остальных разновидностей власти регулируются государством и конституцией.
  3. Для регулирования отношений в обществе различных классов и иных социальных групп, власть государства выступает в роли общественного арбитра, но при этом государственная власть обязана защищать, прежде всего, интересы экономически преобладающих классов и слоёв населения, а также более сильных «групп давления».
  4. Государственная власть от политической отличается высокой степенью законности. Порядок деятельности и организации подробно определяется в конституционных нормах и других законодательных актах.
  5. Государственная власть выполняет свои функции с помощью специального государственного аппарата (правительство, парламент, суды, правоохранительные органы т.д.).

Свойства государственной власти

Государственная власть обладает рядом свойств:

  • государство является фундаментом, на котором строится государственная власть, ни один из многих видов власти не имеет подобные средства воздействия;
  • публичность государственной власти; государственная власть является полностью публичной, следовательно, все виды власти являются общественными; в политике государства в эту характерную черту власти вкладывается специфический смысл - государственная власть реализуется специально организованным аппаратом, отделенным от народа как объекта власти;
  • автономия государственной власти - независимость за пределами страны, но полное верховенство внутри государства; главенство государственной власти заключается в превосходстве власти над другими государственными организациями, т.е. они обязаны подчиняться государственной власти;
  • универсальность государственной власти - влияние по всей территории и на все население государства в целом.

Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на формирование общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Готовые работы на аналогичную тему

Автономию власти государства внутри страны определяют:

  • единство и распространение влияния данной власти на общество, и все организации государства;
  • обязательность решений государственных органов на всей территории и в пределах экстерриториальности.

Суверенитет государства - это свойственное государству верховенство в границах станы и независимость в международных отношениях.

Реализация высшей власти государством в Государство осуществляет высшую власть на своей территории. Государственная власть самостоятельно определяет формат международных отношений, при этом другие государства не имеют права влиять на отношения внутри страны. Суверенитет государства независим от протяженности границ, численности населения и принятого политического режима.

Господство государственной власти означает:

  • влияние на все население государства и все социальные слои общества;
  • монопольную силу власти для применения принудительных средств воздействия в отличие от других субъектов политики;
  • реализацию полномочий власти в особых формах (правовые и др.);
  • преимущество власти в принятии законов и решений.

Единство и неделимость, независимость от других государств - основополагающие факторы в становлении государственного суверенитета. При несоблюдении условий суверенитета, т.е. при вмешательстве иной страны во внутреннюю политику государства, говорят о нарушении его государственного суверенитета.

Как признак, суверенитет государства квалифицирует это государство в качестве особого субъекта (компонента) политической общественной системы.

Являясь неотъемлемым, исключительным, полным свойством любого государства, суверенитет, по всем своим критериям позволяет отличить государство от других общественно-правовых союзов.

Формы осуществления государственной власти

Формы реализации власти государства - это выражение деятельности государства по реализации своих функций на практике. Существует два вида формы осуществления подобных функций государства – правовые и неправовые. Правовые формы взаимно связывают государство и право, обязывая государство реализовать свои функции основываясь на право и всегда действовать в рамках закона. Они являются показателями деятельности государственных органов и должностных лиц и их юридических действий. Основными правовыми формами реализации функций государства является правотворческая форма, правоисполнительная и правоохранительная формы.

Правотворческая деятельность — это разработка и издание законов, нормативно-правовых актов, с помощью которых практически невозможно реализовать иные функции государства.

Правоисполнительная деятельность помогает фактически реализовать законы и другие правовые акты, чтобы они не остались в форме благих пожеланий законодателя. Правоисполнительную деятельность по исполнению правовых норм в основном осуществляют органы управления, во главе которых стоит правительство государства. Их повседневная работа заключается в решении различных вопросов и проблем управленческого характера.

Правоохранительная деятельность заключается в осуществлении властной правоприменительной оперативной деятельности по охране закона, прав и свобод граждан и т.д. Правоохранительные органы обязаны: принимать меры по предупреждению нарушений правопорядка, разрешать юридические дела, привлекать субъектов общества к юридической ответственности и др.

Сегодня широко применяется договорная форма реализации государственных функций. Этому сопутствует развитие рыночной экономики. В современном мире государственные решения соответствующих органов стали более сочетаться с договорной формой, структурами гражданского общества.

К неправовым формам относят организационную и подготовительную деятельность в процессе реализации государственной функции. Подобная деятельность необходима и законна, хотя не связана с правом, значимыми действиями, которые влекут за собой юридические последствия.

Народовластие – это особая форма государственного правления, при которой власть осуществляют представители народа.

Народовластие принято считать значительным элементом демократии. В конституционном праве более употребительно тождественное понятию народовластия понятие - народный суверенитет.

Основные формы осуществления народовластия:

  • непосредственная, или прямая – прямое волеизъявление народных масс по решению наиболее важных государственных вопросов в сфере регулирования общественной жизни;
  • представительная, или косвенная – осуществление народной власти посредством органов государственной власти или органов самоуправления.

Высшими формами непосредственного выражения народовластия являются референдум и свободные выборы. Эта форма обладает несет юридически весомый результат: решения общеобязательны для всех, депутаты управомочены осуществлять свои должностные обязанности. К формам непосредственной реализации народовластия также относятся разного рода шествия, митинги, собрания, народные обсуждения законопроектов, обращения и др.).

Как правило, народовластие осуществляют государственные органы власти. Для решения большинства вопросов и проблем необходимы знания узких специалистов в определенной сфере деятельности, оперативность и достаточные знания для реализации государственных функций. Это относится как к законодательной, так и к исполнительной и судебной власти, связанных волеизъявлением народа и определяющим их деятельность.

Народовластие через органы местного самоуправления имеет определенную специфику, так как охватывает низшие уровни власти. Небольшие масштабы не позволяют использовать в полной мере силу и мощность всего государственно аппарата, что отражается на управленческой деятельности. Эта форма народовластия наиболее плотно соприкасается с населением.

Представительные органы местного управления и органов государственной власти составляют законодательную власть и создаются из депутатов, выбранных народом. Представительное народовластие является одной из наиболее эффективных форм реализации власти народа, что обусловлено тесной связью с народом и широкими полномочиями парламентов различных уровней.

Готовые работы на аналогичную тему

Народовластие в Российской Федерации и его формы

Единственным источником власти в России является народ. Элементы народовластия включают объект народовластия – власть и субъект Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее – граждане страны.

В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее реализуются две формы народовластия: прямая демократия – непосредственная и косвенная демократия – представительная.

Виды прямой демократии в РФ:

  • Референдум По данной теме мы уже выполнили реферат Референдум подробнее ;
  • Выборы;
  • Митинги, мирные собрания, шествия, демонстрации, пикетирования и др.;
  • Инициативы граждан по организации и проведению референдума, правотворческая инициатива народа в органы местного самоуправления;
  • Коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы местного самоуправления и в органы государственной власти.

Референдум и выборы являются высшими формами прямой демократии. Конституционными гарантиями власти народа выступают выборы в России, которые проводятся на основе прямого, равного, всеобщего, добровольного и тайного голосования.

Институты непосредственного народовластия подразделяют в зависимости от его содержания: свободные выборы, или референдум – путем принятия окончательного и обязательного решения; формы выражения мнения народа, обладающие консультативным, необязательным аспектом для принятия решения соответствующими органами власти (обсуждение проекта закона, демонстрации, митинги и др.).

К органам представительной формы осуществления народовластия в РФ относятся:

  • единоличные органы – Президент России, президенты республик, находящихся в составе Федерации, губернаторы автономий, краев, областей, мэры городов и др.);
  • высшие коллегиальные органы законодательной власти – Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.).

В зависимости от возможности граждан осуществлять влияние на управление властью, от непосредственного их волеизъявления в формировании органов власти можно выделить представительства населения разных уровней: непосредственно избираемые народом должности и органы (Президент, Государственная Дума и т.д.); органы, созданные представительными органами 1-й степени ( Правительство Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правительство Российской Федерации подробнее , Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ); органы, созданные представительными органами 2-й степени (Счетная палата).

К формам представительного народовластия относятся:

  • обсуждение законодательных проектов и иных важных вопросов общественной жизни;
  • правотворческая народная инициатива в органы власти;
  • участие населения в управлении делами общества посредством органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, собрания и сходы граждан; коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы как местного самоуправления, так и в органы государственной власти по любым вопросам.

Закон РФ о принципах организации местного управления По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Порядок формирования и полномочия органов управления юридического лица по законодательству РФ. подробнее включает описание следующих форм прямого осуществления народом местного самоуправления: ст. 22 – местный референдум; ст. 23 – муниципальные выборы; ст. 24 – голосование по отзыву члена выборного органа муниципального управления, депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросам преобразования муниципального образования, изменения его границ; ст. 25 – сход граждан; ст. 26 – правотворческая инициатива населения; ст. 27 – территориальное самоуправление; ст. 28 – публичные слушания; ст. 29 – собрание граждан; ст. 30 - собрание делегатов (конференция граждан); ст. 31 – опрос граждан; ст. 32 – обращение населения в органы местного самоуправления; ст. 33 – иные формы прямого осуществления гражданами местного управления или участия в его реализации соответствующими органами.

Впервые закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепил принципы добровольности и законности реализации населением вопросов местного самоуправления.

Референдум как основная форма народовластия

Референдум – это особый способ прямого волеизъявления населения по самым важным вопросам общественной и государственной жизни посредством всеобщего голосования.

По всей территории РФ референдум проводится на основе принципов: прямого и всеобщего, равного и тайного голосования.

Выделение разных видов референдумов проводится по различным признакам:

  • по порядку проведения – обязательные и факультативные;
  • от времени проведения – дозаконодательные, или превентивные и послезаконодательные, или утверждающие;
  • от территории - всероссийский референдум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу референдум в РФ подробнее , референдум субъекта РФ, местный референдум.
  • Референдум не проводится в условиях чрезвычайного положения (если оно введено на всей территории Федерации), в условиях военного положения, после их отмены в течение 3 месяцев; в течение года повторно после дня официального обнародования результатов референдума, при условии такой же формулировки вопроса по смыслу или по содержанию.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 03.07.2019

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: