Предоставление государством налоговых льгот производителям с целью получения выгод перелива приводит к

Обновлено: 26.04.2024

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля инвентаризовать действующие налоговые льготы и из них выделить отдельный перечень «инвестиционных» льгот. Перечень поручений президента опубликован на сайте Кремля по итогам февральского совещания по экономическим вопросам. Минфин проработает поручение президента, заявил представитель министерства.

Сейчас в России действует более 3500 налоговых льгот и преференций совокупно более чем на 4,5 трлн руб., писал Минфин в основных направлениях бюджетной политики до 2022 г.

Идея инвентаризации льгот по сути правильная, но правительство не может провести ее уже много лет, напоминает партнер KPMG Михаил Орлов. При этом само понятие инвестиционных льгот в законодательстве не закреплено, отмечает он. Это собирательное понятие для льгот, которые государство дает компаниям в обмен на их инвестиции, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх. Как правило, это льготы в пользу компаний в промышленности и сельском хозяйстве, реже – в транспортной и логистической отраслях, добыче полезных ископаемых. По мнению Орлова, к льготам «инвестиционного характера» можно отнести налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты, которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Хотя в новый перечень льгот могут попасть и льготы для сырьевых отраслей – нефтяников и металлургов, рассуждает Орлов.

С начала 2021 г. налоговые льготы должны получать только компании, заключившие специальные соглашения, также указано в поручениях президента – по ним компании должны инвестировать в России, а при нарушении соглашений выплатить налоги в полном объеме. Под требование попадут и компании, которые уже получают налоговые льготы. Оно не будет распространяться только на резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

«Наша задача – стимулировать инвестиции», – заявлял министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) 20 февраля. Он говорил, что Минфин и ФНС отрабатывают такой подход: компания получает льготу и высвобождаемые средства направляет на инвестиции. «Чтобы те ресурсы, которые получает налогоплательщик из-за преференций от государства, направлялись не в дивиденды, а в экономику», – говорил Силуанов.

Смысл сегодняшних инвестиционных льгот в том, что плательщик сначала инвестирует, потом получает прибыль от результатов инвестиций и с прибыли распределяет дивиденды, описывает Орлов. То есть льготы применяются уже после того, как плательщик проинвестировал – после действия, которое государство хочет поощрять. Поэтому реализовать механизм, описанный Силуановым, довольно сложно, полагает Орлов. Чиновники не учитывают, что при поддержке льготами бизнес быстрее и сильнее модернизируется, создает больше продукции и новые рабочие места, соответственно, все равно платит больше налогов в бюджет, рассуждает Артюх. Даже если бюджет недополучит от налога на прибыль или на имущество за счет льгот, он может это компенсировать за счет НДФЛ, НДС и налога на прибыль от дополнительной продукции, уверен эксперт.

Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено около 100 новых льгот, выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб., также указывал Минфин. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору, заявляло министерство в основных направлениях бюджетной политики.

Например, в 2018 г. почти удвоились льготы по НДПИ – до 1,1 трлн руб. с 0,6 трлн руб. годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за тот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн руб. Эти данные приводил замминистра финансов (на тот момент – директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина) Алексей Сазанов в сентябре 2019 г. Тогда Сазанов высказал мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. Перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен, заверял он.

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля инвентаризовать действующие налоговые льготы и из них выделить отдельный перечень «инвестиционных» льгот. Перечень поручений президента опубликован на сайте Кремля по итогам февральского совещания по экономическим вопросам. Минфин проработает поручение президента, заявил представитель министерства.

Сейчас в России действует более 3500 налоговых льгот и преференций совокупно более чем на 4,5 трлн руб., писал Минфин в основных направлениях бюджетной политики до 2022 г.

Идея инвентаризации льгот по сути правильная, но правительство не может провести ее уже много лет, напоминает партнер KPMG Михаил Орлов. При этом само понятие инвестиционных льгот в законодательстве не закреплено, отмечает он. Это собирательное понятие для льгот, которые государство дает компаниям в обмен на их инвестиции, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх. Как правило, это льготы в пользу компаний в промышленности и сельском хозяйстве, реже – в транспортной и логистической отраслях, добыче полезных ископаемых. По мнению Орлова, к льготам «инвестиционного характера» можно отнести налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты, которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Хотя в новый перечень льгот могут попасть и льготы для сырьевых отраслей – нефтяников и металлургов, рассуждает Орлов.

С начала 2021 г. налоговые льготы должны получать только компании, заключившие специальные соглашения, также указано в поручениях президента – по ним компании должны инвестировать в России, а при нарушении соглашений выплатить налоги в полном объеме. Под требование попадут и компании, которые уже получают налоговые льготы. Оно не будет распространяться только на резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

«Наша задача – стимулировать инвестиции», – заявлял министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) 20 февраля. Он говорил, что Минфин и ФНС отрабатывают такой подход: компания получает льготу и высвобождаемые средства направляет на инвестиции. «Чтобы те ресурсы, которые получает налогоплательщик из-за преференций от государства, направлялись не в дивиденды, а в экономику», – говорил Силуанов.

Смысл сегодняшних инвестиционных льгот в том, что плательщик сначала инвестирует, потом получает прибыль от результатов инвестиций и с прибыли распределяет дивиденды, описывает Орлов. То есть льготы применяются уже после того, как плательщик проинвестировал – после действия, которое государство хочет поощрять. Поэтому реализовать механизм, описанный Силуановым, довольно сложно, полагает Орлов. Чиновники не учитывают, что при поддержке льготами бизнес быстрее и сильнее модернизируется, создает больше продукции и новые рабочие места, соответственно, все равно платит больше налогов в бюджет, рассуждает Артюх. Даже если бюджет недополучит от налога на прибыль или на имущество за счет льгот, он может это компенсировать за счет НДФЛ, НДС и налога на прибыль от дополнительной продукции, уверен эксперт.

Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено около 100 новых льгот, выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб., также указывал Минфин. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору, заявляло министерство в основных направлениях бюджетной политики.

Например, в 2018 г. почти удвоились льготы по НДПИ – до 1,1 трлн руб. с 0,6 трлн руб. годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за тот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн руб. Эти данные приводил замминистра финансов (на тот момент – директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина) Алексей Сазанов в сентябре 2019 г. Тогда Сазанов высказал мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. Перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен, заверял он.


Налоговые льготы для IT-компаний в 2022 году предложены на федеральном уровне в целях поддержания IT-отрасли в кризисных условиях. Другая не менее значимая цель их введения — предотвращение масштабного оттока специалистов из России. Разберем в нашей статье, какие послабления сделаны для IT-компаний и как им получить налоговые льготы, положенные по законодательству.

Налоговые льготы для айти-компаний до 2022 года

Отрасли, связанной с информационными технологиями, российское законодательство уже давно предлагает льготы в части налогообложения. Они существовали еще до 2022 года:

  1. Страховые взносы на зарплату айтишников в течение долгого времени начисляются в пониженном размере. Так, в 2017 году ставки взносов составляли 8% на ОПС, 2% — на ВНиМ, 4% — на ОМС при общих действующих на тот момент значениях 22%, 2,9 и 5,1%. В 2021 году тарифы стали еще ниже: 6%, 1,5%, 0,1% соответственно. Эти же тарифы сохранены и на 2022 год.
  2. Компании на общем режиме, занимавшиеся разработкой программ для ЭВМ и баз данных, имели право осуществлять передачу исключительных прав без начисления НДС по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Для такого освобождения должны быть соблюдены следующие условия:
  • разработка российского происхождения;
  • сведения о программах и базах данных, на которые передаются права, значатся в специальном реестре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.
  1. С 1 января 2021 года ИТ-компании начали платить налог на прибыль по ставке 3%, вся сумма зачислялась в федеральный бюджет. От уплаты налога в региональный бюджет данную отрасль законодатели освободили.

Естественно, для применения налоговых льгот айти-компаниям нужно соблюдать определенные требования. О них мы расскажем далее.

Каким критериям должны соответствовать ИТ-компании

Для того чтобы применять льготные тарифы по страховым взносам и налогу на прибыль, ИТ-компании должны удовлетворять следующим условиям:

  • По численности работников — среднесписочная численность должна составлять не менее 7 человек.
  • Выручке — доля доходов от разработки и продажи собственного программного обеспечения должна составлять не менее 90% в общем объеме полученных доходов.

О том, как правильно рассчитать доходы в целях применения льготного налогообложения ИТ-компании, узнайте из статьи, подготовленной экспертами справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Просто воспользуйтесь демодоступом к системе. Это бесплатно.

  • Наличию государственной аккредитации в области информационных технологий.

Все эти условия для получения льгот IT-компаниями в Налоговом кодексе прописаны и в настоящее время. Кроме перечисленных для применения отдельных послаблений добавлено условие о наличии соответствующих значений ОКВЭД в выписке из Единого государственного реестра и ведение деятельности по таким кодам: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4 и пр.

Таким образом, соблюдая установленные требования, ИТ-предприятия смогут воспользоваться всеми предложенными льготами, а их в 2022 году стало намного больше и они коснулись не только налогообложения самих компаний, но и их сотрудников.

Налоговые льготы для ИТ-компаний с 2022 года

По страховым взносам и НДС всё осталось по-прежнему, глобальных изменений в 2022 году законодатели для айтишников не ввели. Расширили лишь перечень организаций, которые смогут применять льготы по взносам, предназначенные ранее только для ИТ-отрасли. В него включили предприятия, занимающиеся производством электронной, радиоэлектронной продукции, электронной компонентной базы.

Всерьез послаблениями законодатели занялись после издания указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Приведем основные его тезисы по предоставлению налоговых и социальных льгот для ИТ-сферы, а также выясним, какая часть предложенных мер уже нашла свое отражение в законодательстве.

Льготы для компаний

Льготы для компаний касаются не только налогообложения, но и получения различных грантов на разработки, порядка проведения госзакупок, трудоустройства работников:

  1. Указом Президента РФ предложено освободить ИТ-компании от уплаты налога на прибыль до конца 2024 года. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений…» установил ставку налога на прибыль для ИТ-компаний на уровне 0% на периоды 2022-2024 годов. С 2025 года предприятия вернутся к ставке 3%, если, конечно, законодатели не решат продлить действие нулевой ставки далее.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ФНС разрешила дробление компании с целью получения налоговых льгот ИТ в 2022 году. Об этом свидетельствует их письмо от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@. То есть если в организации имеется подразделение, занимающееся разработкой информтехнологий, оно вполне может быть выделено в отдельное юридическое лицо, чтобы воспользоваться льготами по налогу на прибыль и страховым взносам без налоговых и административных последствий. Подробнее мы рассказали здесь.

Типовая ситуация от СПС К+ поможет работодателям при заключении трудового договора с иностранцем. Для просмотра материала оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Кроме льгот, предназначенных исключительно для ИТ-сферы, можно будет воспользоваться послаблениями, предусмотренными для всех компаний на общих основаниях. Так, например, были отменены повышающие коэффициенты для владельцев автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. С 2022 года указанные коэффициенты применяются лишь к тем транспортным средствам, чья стоимость превысит 10 млн руб.

О других мерах государственной поддержки читайте в специальной статье «Государственная поддержка малого бизнеса 2022 года».

Льготы для ИТ-специалистов

Для привлечения российских и иностранных специалистов в ИТ-индустрию были предложены отдельные программы:

  1. Специалистам, официально трудоустроенным в ИТ-компаниях, предоставляется отсрочка от армии до достижения ими возраста 27 лет. Она будет действовать только на период работы в аккредитованной организации. При увольнении из нее и переходе в иную организацию, не связанную с ИТ-разработками, отсрочка прекратит свое действие.
  2. В целях улучшения жилищных условий работников ИТ-компаний Правительство РФ выделило порядка 1,5 млрд руб. для финансирования программы льготной ипотеки. Сами параметры программы еще до конца не обозначены. Известно лишь, что ставка по кредиту составит 5% (причем при поддержке региона она может быть снижена до 2%), а максимальная сумма кредита — 18 млн руб. для городов-миллионников и 9 млн руб. для остальных российских городов. В настоящий момент определяются условия, касающиеся возраста и доходов заемщиков.

Отметим, что указанные меры поддержки будут доступны специалистам при условии трудоустройства именно в ИТ-компанию. Айтишники, работающие у предпринимателей либо сами действующие как ИП, перечисленными льготами воспользоваться не смогут.

Итоги

Чтобы не допустить массовой эмиграции ИТ-специалистов, государство предприняло различные меры по поддержке как самих ИТ-компаний, так и их сотрудников. Определенные налоговые льготы для ИТ-компаний действовали и до 2022 года в части ставок страховых взносов, налога на прибыль и НДС. Однако нынешние меры, реализуемые в данной отрасли, стали беспрецедентными.

Компании освободили от уплаты налога на прибыль в течение последующих трех лет, от налогового и валютного контроля. Для них будут применяться особые правила по проведению госзакупок ИТ-продуктов. Также будут выделены бюджетные средства на безвозмездные гранты, которые будут выдаваться на реализацию новейших разработок.

Сотрудникам ИТ-компаний дадут отсрочку от армии и предоставят льготные ипотечные кредиты.

Однако воспользоваться различными - в том числе и налоговыми - льготами для ИТ смогут не все компании, а лишь те, кто удовлетворяет определенным критериям: по численности сотрудников, выручке, наличию государственной аккредитации. Отдельные льготы, как, например, получение кредита по ставке 3%, потребуют соблюдения дополнительных условий.

  • федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
  • федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»
  • Налоговый кодекс РФ
  • постановление Правительства от 25.03.2022 № 469 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 20222024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке»
  • постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 714-р
  • письмо ФНС от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


IT-сфера пользуется особой поддержкой государства. Часть льгот уже была предоставлена раньше, в рамках налогового маневра, а в 2022 году перечень мер для этой отрасли был существенно расширен.

В этой статье мы разберёмся, какие льготы для IT-сферы сейчас действуют, кто на них может претендовать и как получить аккредитацию в Минцифры.

Льготы по налогам и взносам

Сейчас налоговые льготы для IT-организаций установлены только по налогу на прибыль. Ставка в 3% начала действовать ещё в прошлом году, а на период с января 2022 до конца 2024 года она снижена до 0%.

Основание: Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83

Кроме того, при передаче исключительных прав на разработанные IT-организацией программы и базы данных не начисляется НДС (пп.26 п.2 статьи 149 НК РФ).

Страховые взносы за работников в IT-сфере перечисляют по пониженным тарифам:

  • 6% – на пенсионное страхование;
  • 1,5% – на социальное страхование ВНиМ;
  • 0,1% – на медицинское страхование.

Таким образом, совокупный тариф страховых взносов за работников составляет 7,6%. Эта норма действует с 2021 года и продолжает действовать и сейчас (пп.8 п.2 статьи 427 НК РФ).

Применять пониженные ставки и тарифы можно с начала отчётного или налогового периода, в котором возникло это право. Но если условия получения льгот (которые мы рассмотрим ниже) будут нарушены, то налог на прибыль или страховые взносы надо пересчитать по стандартным значениям.

Обсуждаются также дополнительные налоговые льготы для IT, но по ним ещё нет нормативно-правовых актов:

  • снижение ставки для УСН Доходы до 1%;
  • возмещение 13% НДФЛ, перечисленного за работников IT-компаний.

Льготная ипотека для сотрудников

После резкого роста ключевой ставки ипотечный кредит стал неподъёмным для большинства заёмщиков. Чтобы удержать айти-специалистов в стране в условиях экономической неопределённости, Правительство выделило 1,5 млрд рублей на субсидирование льготной ипотеки для этой категории работников. Предполагается, что этой возможностью воспользуются около 50 тысяч человек.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 714-р

Условия предоставления льготной ипотеки для сотрудников установлены Постановлением Правительства от 30 апреля 2022 г. № 805:

  • возраст работника: от 22 до 44 лет;
  • зарплата до вычета НДФЛ: от 100 тысяч рублей для регионов и от 150 тысяч рублей для городов-миллионников;
  • первоначальный взнос: от 15% стоимости жилья;
  • процентная ставка: не более 5% годовых, а при поддержке региональных бюджетов ставка может быть дополнительно снижена.

Отсрочка от армии

Работники ИТ-компаний, оформленные по трудовому договору, могут получить отсрочку от призыва в армию до достижения ими 27 лет.

При этом должны выполняться условия:

  • высшее образование получено по специальностям, перечисленным в приложении к постановлению Правительства;
  • стаж работы — не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате очередного призыва, либо любой, если выпускник принят на работу в ИТ-компанию в течение года после окончания вуза.

Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 490

Другие меры поддержки IT-сферы

Президент РФ также поручил Правительству принять дополнительные меры поддержки отрасли информационных технологий. В указе они обозначены схематично, но к ним ещё разрабатываются специальные нормативно-правовые акты.

  • Ежегодные ассигнования из федерального бюджета на выдачу грантов для перспективных разработок отечественных решений в IT-области.
  • Льготные кредиты по ставке не более 3% на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов.
  • Освобождение от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.
  • Стимулирование закупок критически важных отечественных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также упрощение порядка проведения таких закупок.
  • Упрощение процедуры трудоустройства работников-иностранцев и получения ими вида на жительство в Российской Федерации.
  • Установление налоговых льгот для аккредитованных IT-организаций, получающих доходы от распространения рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций.

Основание: Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83

Какой бизнес попадает под льготы

Давайте теперь разберёмся в требованиях, которые установлены для получения налоговых и прочих льгот в IT-сфере. Они перечислены в п. 1.15 статьи 284 НК РФ:

  • компания аккредитована в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
  • среднесписочная численность работников — не менее семи человек;
  • доля доходов от IT-деятельности составляет не менее 90% всех доходов организации.

Что подразумевается под IT-деятельностью? Это:

  • реализация или передача исключительных прав на программы и базы данных, разработанных организацией;
  • оказание услуг и выполнение работ по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, программных средств и информационных продуктов вычислительной техники (собственных или разработанных другими организациями);
  • оказание услуг и выполнение работ по установке, тестированию, сопровождению программ и баз данных, собственных либо адаптированных (модифицированных) организацией, но разработанных другими лицами.

В доходы от IT-деятельности в целях льготного налогообложения не включаются следующие поступления:

  • доходы по сублицензионным договорам;
  • компенсации от нарушителей авторских прав на ПО;
  • доходы от консультационных услуг и услуг по проектированию информационных систем;
  • гранты из федерального бюджета;
  • доходы за предоставление секретов производства по лицензионным договорам и др.

Для аккредитации IT-компании надо подать заявление в Минцифры России. Если всё в порядке, то уже через один рабочий день организация будет внесена в электронный реестр.

Обратите внимание: в выписке ЕГРЮЛ у организации должны быть указаны эти коды ОКВЭД (необязательно все):

  • 62.01 – разработка компьютерного программного обеспечения;
  • 62.02 – деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
  • 62.02.1 – деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
  • 62.02.4 – деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
  • 62.03.13 – деятельность по сопровождению компьютерных систем;
  • 62.09 – деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • 63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Что касается индивидуальных предпринимателей в IT-сфере, то они под льготы не попадают, так же, как и специалисты, работающие у них. Обязательное условие для этих преференций — наличие юридического лица.

Расчёт зарплаты и кадровый учёт

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.


Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: