Порядок оказания бесплатной юридической помощи адвокатами и проблемы ее финансирования

Обновлено: 18.04.2024

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее – Закон № 324-ФЗ) вступил в силу более семи лет назад, с 15 января 2012 года. Однако, как показывает практика, в этой сфере до сих пор нерешенными остаются некоторые системные проблемы. Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова на прошедшем в верхней палате парламента тематическом круглом столе указала прежде всего на проблемы недостаточности финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, существования сложного механизма предоставления адвокатами отчетности для получения оплаты за оказанные ими услуги и информированности граждан о возможностях получения бесплатной юридической помощи. Кроме того, сенатор обратила внимание на то, что законодательно следует определить понятия "трудной жизненной ситуации", "экстренного случая" для того, чтобы при соответствующем стечении обстоятельств помощь могла быть оказана незамедлительно, без необходимости сбора человеком документов, подтверждающих его принадлежность к той или иной категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (ст. 20 Закона № 324-ФЗ).

Стоит отметить, что субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии реализации прав граждан в сфере оказания бесплатной юрпомощи, в том числе путем расширения перечня категорий лиц, имеющих право на ее получение (ч. 4 ст. 3 Закона № 324-ФЗ). Ирина Рукавишникова отметила, что соответствующий перечень не дополнен только в девяти регионах, в частности в Карачево-Черкесской Республике, Приморском крае, Амурской области. Заметим также, что многие эксперты указали на целесообразность расширения гарантий и на федеральном уровне путем принятия поправок, предусмотренных законопроектами об освобождении всех получателей бесплатной юрпомощи от уплаты госпошлины за оформление нотариальной доверенности, о предоставлении права на такого рода помощь безработным лицам предпенсионного возраста и участникам долевого строительства, чьи права нарушены, при условии их включения в реестр пострадавших граждан.

В 61 субъекте РФ, согласно данным Минюста России, представленным в рамках круглого стола, бесплатная юридическая помощь оказывается в основном адвокатами. Лишь в 15 регионах основными участниками государственной системы оказания такой помощи являются одновременно и адвокаты, и государственные юридические бюро. А еще в 9 субъектах РФ функционируют преимущественно бюро, а адвокатура в системе не участвует. Заметим, что на оказание бесплатной юрпомощи во всех субъектах РФ уполномочены также государственные органы исполнительной власти и органы управления государственных внебюджетных фондов (ст. 15 Закона № 324-ФЗ), но они принимают в системе незначительное участие.

В тех регионах, где бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы оказывается и бюро, и адвокатами, по словам аудитора Счетной палаты РФ Татьяны Блиновой, граждане чаще обращаются в госбюро. По ее мнению, необходимо стимулировать субъекты РФ создавать такие организации. Напомним, что создаются государственные юридические бюро на основании региональных законов (ч. 1 ст. 17 Закона № 324-ФЗ). Эксперт отметила, что каждый четвертый гражданин РФ имеет право на получение бесплатной юрпомощи. При этом каждый третий из числа тех, кто таким правом обладает, включен в соответствующий перечень на основании регионального нормативно-правового регулирования.

Обеспечение населения квалифицированной бесплатной юридической помощью (далее – БЮП), как и решение всех сопутствующих этому процессу задач и возникающих проблем, – безусловно, обязанность государства в лице уполномоченных органов юстиции.

Однако адвокатура как один из основных субъектов ее оказания ежедневно напрямую сталкивается с существующими в данной области проблемами, разрешение которых, к сожалению, затянулось более чем на семь лет с момента вступления в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Основные системные проблемы в данной сфере были обозначены в феврале 2019 г. в ходе тематического круглого стола в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Это:

– проблемы недостаточности финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи;

– существование сложного механизма предоставления адвокатами отчетности для получения оплаты за оказанную ими помощь;

– недостаточная информированность граждан о возможностях получения БЮП.

С уверенностью скажу, что все перечисленные проблемы являются ключевыми и в Республике Дагестан.

Согласно данным Минюста России, в 61 регионе России, в том числе в Дагестане, БЮП в рамках государственной системы оказывается только адвокатами.

Государственные юридические бюро, какие существуют в 15 регионах России, в Республике Дагестан отсутствуют. Соответственно, вся нагрузка по участию в государственной системе БЮП приходится на адвокатуру.

Адвокатской палатой Республики Дагестан созданы все необходимые условия для ее оказания адвокатами республики. С июля 2017 г. в АП Республики Дагестан создан и функционирует Центр бесплатной юридической помощи (далее – ЦБЮП), в котором дважды в неделю с утра до вечера по графику граждан принимают адвокаты, состоящие в Списке адвокатов, участвующих в государственной системе БЮП.

В других городах и районах республики юридическая помощь оказывается на базе функционирующих там 22 юридических консультаций. Также в ближайшее время планируется создание отделений ЦБЮП в тех городах и районах республики, в которых отсутствуют юридические консультации.

Но, несмотря на наши усилия по обеспечению граждан республики БЮП, отмечается низкая обращаемость граждан в Адвокатскую палату с данным вопросом.

Эта проблема неоднократно поднималась нами на совещаниях с уполномоченными органами юстиции в данной сфере. Адвокатская палата просила помощи в информировании населения республики о контактных данных ЦБЮП, графике его работы, размещении данной информации на их официальных сайтах и других интернет-ресурсах.

В свою очередь, нами постоянно проводится такая работа. Подробный раздел «Гражданам» имеется на официальном сайте АП Республики Дагестан. Он содержит всю информацию о порядке обращения в АП РД за БЮП, категориях граждан, которым полагается БЮП в соответствии с федеральным и региональным законами, случаях оказания БЮП и др.

Кроме того, участвуя в теле- и радиоэфирах, мы регулярно призываем граждан республики пользоваться предоставленным им по законодательству РФ и РД правом на БЮП.

При этом адвокаты республики сталкиваются с огромным числом проблем.

Начну с того, что участие в государственной системе БЮП осуществляется в АП РД согласно Положению о порядке оказания адвокатами Адвокатской палаты Республики Дагестан бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и по программе «pro bono», утвержденному Советом АП РД 27 июля 2017 г., в зависимости от стажа адвокатской деятельности.

В обязательном порядке в указанный список включаются адвокаты по г. Махачкале со стажем адвокатской деятельности до 5 лет, а по другим городам и районам республики – со стажем до 10 лет.

Оплата труда адвокатов по БЮП осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22 июля 2014 г. № 334 «Об утверждении Порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи».

Сравнительный анализ регионального законодательства показывает, что размеры вознаграждений за те или иные виды юридической помощи, предусмотренные республиканским постановлением, далеки даже от средних ставок, установленных в других регионах России. Для большей наглядности, расценки такие: за разного рода запросы, справки предусмотрена оплата в размере 200 рублей. Ходатайства, заявления и письма (которые вообще не предусмотрены постановлением) также оплачиваются республиканским Минюстом по ставке в 200 рублей. Устная и письменная консультация –200 рублей. Составление судебных документов (исковых заявлений, апелляционных (кассационных) жалоб) – 1000 рублей. В эту же сумму оценивается один день работы адвоката по представлению интересов гражданина в суде.

При этом низкие размеры оплаты труда – это только полбеды. Другая сторона вопроса –усложненная процедура отчетности. Согласно нашему постановлению копии всех необходимых документов еще должны быть заверены печатью адвокатского образования, в котором состоит адвокат, оказавший БЮП. На деле это создает серьезные проблемы для сбора документов на оплату, так как печать адвокатского образования хранится в адвокатском образовании и не имеется при адвокате, оказывающем БЮП в Центре. А необходимость такого заверения документов приводит к дополнительным материальным и временным затратам для адвоката.

Дагестанский менталитет также придает свою пикантность данному вопросу. В особенности в тех районах республики, где каждый житель знает друг друга и даже приходится родственником. Отказать пожилому человеку в оказании ему БЮП на том основании, что он просто не помнит в виду почтенного возраста или других причин, где лежит его удостоверение об инвалидности (в то время как для получения оплаты адвокат обязан предоставить в Минюст РД его заверенную копию), адвокат в силу кавказского воспитания и сложившихся общественных устоев не может себе позволить. И подобное происходит практически с 70% обращающихся.

Адвокатская палата Республики Дагестан неоднократно поднимала на расширенных заседаниях с уполномоченными органами юстиции вопросы о создании единой базы, например, со сведениями о наличии у граждан инвалидности или принадлежности семей к категории малоимущих. Но, безусловно, мы понимаем и всю сложность реализации данного предложения, связанную с персональными данными, медицинской тайной и другими.

В связи с этим адвокатам ничего не остается как оказывать помощь в рамках «pro bono», не получая за это ничего.

Я не говорю уже о сложностях психологического характера, с которыми приходится сталкиваться адвокатам при оказании БЮП гражданам, так как в основном это люди с разного рода проблемами со здоровьем, пожилого возраста, которым порой бывает очень сложно разъяснить адвокату суть их вопроса, а тем более понять и принять от адвоката заключение о невозможности юридического разрешения их проблемы по тем или иным причинам.

В такой ситуации говорить о добровольности участия адвокатов в государственной системе БЮП, как это происходит в АП РД с участием адвокатов в уголовных делах по назначению органов дознания, следствия и суда, конечно же, не приходится.

Кроме того, оказанная адвокатами помощь «pro bono» (т.е. без направления отчетов в Минюст Республики Дагестан и без получения соответствующей оплаты труда), к сожалению, не учитывается в ежегодных отчетах Адвокатской палаты по БЮП и существенно отражается на конечных цифрах, которые, безусловно, разнятся с реальной картиной.

Безусловно, порядок предоставления отчетности для оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, следует реформировать. В связи с этим считаю необходимой разработку на федеральном уровне требований по форме и содержанию отчетности адвоката для получения вознаграждения за свой труд.

Между тем неоднократно уполномоченными органами юстиции поднимаются вопросы о качестве оказываемой гражданам помощи в рамках государственной системы БЮП. Безусловно, этот вопрос важен и мы в свою очередь стремимся улучшить качество БЮП, оказываемой нашими адвокатами, применяя при этом все возможные методы – от обучения адвокатов и разъяснения им важности данного направления работы до привлечения к дисциплинарной ответственности за оказание юридической помощи ненадлежащего качества.

Однако государство в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь обязано стимулировать субъекты оказания БЮП достойным уровнем вознаграждения.

Все мы понимаем, что требовать первое, не давая при этом второе (с учетом того, со сколькими проблемами адвокат должен при этом столкнуться), не только неправильно, но и бесперспективно.

Понятно, что оплата труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы БЮП, и компенсация их расходов на оказание такой помощи является обязательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 29 Закона о БЮП).

Но имеющие место при этом недостаточность финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи и серьезные несоответствия по размерам оплаты труда адвокатов в разных субъектах РФ, на мой взгляд, – это проблема всего государства, о разрешении которой оно должно позаботиться как гарант конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Считаю необходимым установление на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда адвокатов по каждому виду юридической помощи. Это позволит хоть как-то выровнять существующую на сегодняшний день в этом вопросе серьезную разницу в размерах вознаграждения и установить усредненные нормативы для всей России.

Тогда стимулировать желание адвокатов оказывать помощь в рамках государственной системе БЮП, а тем более – бороться за ее качество было бы намного проще.

В завершение хотелось бы отметить, что оказание БЮП – это профессиональный и социальный долг каждого адвоката. При этом наше желание установления более достойных размеров вознаграждения адвокатов по БЮП связано не со стремлением адвокатов удовлетворить свои финансовые интересы, а в первую очередь направлено на достижение должного уровня уважения со стороны государства к нашей профессии и к нашему труду.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи
    • Статья 4. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 5. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи
    • Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи
    • Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь
    • Статья 8. Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь
    • Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 11. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти
    • Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью
    • Статья 15. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов
    • Статья 17. Оказание бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро
    • Статья 18. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами
    • Статья 19. Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами
    • Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи
    • Статья 21. Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 22. Участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 23. Оказание бесплатной юридической помощи юридическими клиниками
    • Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи
    • Статья 25. Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи
    • Статья 26. Взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти и участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 27. Государственная и муниципальная поддержка некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи
    • Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
    • Статья 29. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации
    • Статья 30. Заключительные положения
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ
    "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    2 июля, 28 декабря 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26 июля 2019 г., 1 июля 2021 г., 28 июня 2022 г.

    Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    21 ноября 2011 г.
    N 324-ФЗ

    Устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Закон не касается уголовного судопроизводства.

    Предусмотрены, в частности, следующие виды такой помощи. Устное и письменное консультирование. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Представительство в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

    Бесплатную помощь могут оказывать лица с высшим юридическим образованием.

    Выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи.

    Определено, когда можно получить бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы. Напр., защита прав потребителей коммунальных услуг. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Взыскание алиментов. Восстановление на работе и др. Перечислены категории граждан, которые вправе рассчитывать на такую помощь. Это малоимущие (доход ниже прожиточного минимума). Инвалиды I и II групп. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Советского Союза, Социалистического Труда. Дети, являющиеся инвалидами, а также оставшиеся без попечения родителей. Недееспособные и т. д.

    Иностранцам и лицам без гражданства бесплатная юридическая помощь предоставляется в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и международными договорами России.

    Участниками негосударственной системы являются юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи.

    Отвечать за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром должны лица, предоставившие ее, центр и (или) его учредители.

    Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 23 ноября 2011 г. N 263, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2011 г., в "Парламентской газете" от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 215-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 декабря 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 257-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


    Обеспечение населения квалифицированной бесплатной юридической помощью (далее – БЮП), как и решение всех сопутствующих этому процессу задач и возникающих проблем, – безусловно, обязанность государства в лице уполномоченных органов юстиции.

    Однако адвокатура как один из основных субъектов ее оказания ежедневно напрямую сталкивается с существующими в данной области проблемами, разрешение которых, к сожалению, затянулось более чем на семь лет с момента вступления в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

    Основные системные проблемы в данной сфере были обозначены в феврале 2019 г. в ходе тематического круглого стола в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Это:

    – проблемы недостаточности финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи;
    – существование сложного механизма предоставления адвокатами отчетности для получения оплаты за оказанную ими помощь;
    – недостаточная информированность граждан о возможностях получения БЮП.

    С уверенностью скажу, что все перечисленные проблемы являются ключевыми и в Республике Дагестан.

    Согласно данным Минюста России, в 61 регионе России, в том числе в Дагестане, БЮП в рамках государственной системы оказывается только адвокатами.

    Государственные юридические бюро, какие существуют в 15 регионах России, в Республике Дагестан отсутствуют. Соответственно, вся нагрузка по участию в государственной системе БЮП приходится на адвокатуру.

    Адвокатской палатой Республики Дагестан созданы все необходимые условия для ее оказания адвокатами республики. С июля 2017 г. в АП Республики Дагестан создан и функционирует Центр бесплатной юридической помощи (далее – ЦБЮП), в котором дважды в неделю с утра до вечера по графику граждан принимают адвокаты, состоящие в Списке адвокатов, участвующих в государственной системе БЮП.

    В других городах и районах республики юридическая помощь оказывается на базе функционирующих там 22 юридических консультаций. Также в ближайшее время планируется создание отделений ЦБЮП в тех городах и районах республики, в которых отсутствуют юридические консультации.

    Но, несмотря на наши усилия по обеспечению граждан республики БЮП, отмечается низкая обращаемость граждан в Адвокатскую палату с данным вопросом.

    Эта проблема неоднократно поднималась нами на совещаниях с уполномоченными органами юстиции в данной сфере. Адвокатская палата просила помощи в информировании населения республики о контактных данных ЦБЮП, графике его работы, размещении данной информации на их официальных сайтах и других интернет-ресурсах.

    В свою очередь, нами постоянно проводится такая работа. Подробный раздел «Гражданам» имеется на официальном сайте АП Республики Дагестан. Он содержит всю информацию о порядке обращения в АП РД за БЮП, категориях граждан, которым полагается БЮП в соответствии с федеральным и региональным законами, случаях оказания БЮП и др.

    Кроме того, участвуя в теле- и радиоэфирах, мы регулярно призываем граждан республики пользоваться предоставленным им по законодательству РФ и РД правом на БЮП.

    При этом адвокаты республики сталкиваются с огромным числом проблем.

    Начну с того, что участие в государственной системе БЮП осуществляется в АП РД согласно Положению о порядке оказания адвокатами Адвокатской палаты Республики Дагестан бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и по программе «pro bono», утвержденному Советом АП РД 27 июля 2017 г., в зависимости от стажа адвокатской деятельности.

    В обязательном порядке в указанный список включаются адвокаты по г. Махачкале со стажем адвокатской деятельности до 5 лет, а по другим городам и районам республики – со стажем до 10 лет.

    Оплата труда адвокатов по БЮП осуществляется на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22 июля 2014 г. № 334 «Об утверждении Порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи».

    Сравнительный анализ регионального законодательства показывает, что размеры вознаграждений за те или иные виды юридической помощи, предусмотренные республиканским постановлением, далеки даже от средних ставок, установленных в других регионах России. Для большей наглядности, расценки такие: за разного рода запросы, справки предусмотрена оплата в размере 200 рублей. Ходатайства, заявления и письма (которые вообще не предусмотрены постановлением) также оплачиваются республиканским Минюстом по ставке в 200 рублей. Устная и письменная консультация –200 рублей. Составление судебных документов (исковых заявлений, апелляционных (кассационных) жалоб) – 1000 рублей. В эту же сумму оценивается один день работы адвоката по представлению интересов гражданина в суде.

    При этом низкие размеры оплаты труда – это только полбеды. Другая сторона вопроса –усложненная процедура отчетности. Согласно нашему постановлению копии всех необходимых документов еще должны быть заверены печатью адвокатского образования, в котором состоит адвокат, оказавший БЮП. На деле это создает серьезные проблемы для сбора документов на оплату, так как печать адвокатского образования хранится в адвокатском образовании и не имеется при адвокате, оказывающем БЮП в Центре. А необходимость такого заверения документов приводит к дополнительным материальным и временным затратам для адвоката.

    Дагестанский менталитет также придает свою пикантность данному вопросу. В особенности в тех районах республики, где каждый житель знает друг друга и даже приходится родственником. Отказать пожилому человеку в оказании ему БЮП на том основании, что он просто не помнит в виду почтенного возраста или других причин, где лежит его удостоверение об инвалидности (в то время как для получения оплаты адвокат обязан предоставить в Минюст РД его заверенную копию), адвокат в силу кавказского воспитания и сложившихся общественных устоев не может себе позволить. И подобное происходит практически с 70% обращающихся.

    Адвокатская палата Республики Дагестан неоднократно поднимала на расширенных заседаниях с уполномоченными органами юстиции вопросы о создании единой базы, например, со сведениями о наличии у граждан инвалидности или принадлежности семей к категории малоимущих. Но, безусловно, мы понимаем и всю сложность реализации данного предложения, связанную с персональными данными, медицинской тайной и другими.

    В связи с этим адвокатам ничего не остается как оказывать помощь в рамках «pro bono», не получая за это ничего.

    Я не говорю уже о сложностях психологического характера, с которыми приходится сталкиваться адвокатам при оказании БЮП гражданам, так как в основном это люди с разного рода проблемами со здоровьем, пожилого возраста, которым порой бывает очень сложно разъяснить адвокату суть их вопроса, а тем более понять и принять от адвоката заключение о невозможности юридического разрешения их проблемы по тем или иным причинам.

    В такой ситуации говорить о добровольности участия адвокатов в государственной системе БЮП, как это происходит в АП РД с участием адвокатов в уголовных делах по назначению органов дознания, следствия и суда, конечно же, не приходится.

    Кроме того, оказанная адвокатами помощь «pro bono» (т.е. без направления отчетов в Минюст Республики Дагестан и без получения соответствующей оплаты труда), к сожалению, не учитывается в ежегодных отчетах Адвокатской палаты по БЮП и существенно отражается на конечных цифрах, которые, безусловно, разнятся с реальной картиной.

    Безусловно, порядок предоставления отчетности для оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, следует реформировать. В связи с этим считаю необходимой разработку на федеральном уровне требований по форме и содержанию отчетности адвоката для получения вознаграждения за свой труд.

    Между тем неоднократно уполномоченными органами юстиции поднимаются вопросы о качестве оказываемой гражданам помощи в рамках государственной системы БЮП. Безусловно, этот вопрос важен и мы в свою очередь стремимся улучшить качество БЮП, оказываемой нашими адвокатами, применяя при этом все возможные методы – от обучения адвокатов и разъяснения им важности данного направления работы до привлечения к дисциплинарной ответственности за оказание юридической помощи ненадлежащего качества.

    Однако государство в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь обязано стимулировать субъекты оказания БЮП достойным уровнем вознаграждения.

    Все мы понимаем, что требовать первое, не давая при этом второе (с учетом того, со сколькими проблемами адвокат должен при этом столкнуться), не только неправильно, но и бесперспективно.

    Понятно, что оплата труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы БЮП, и компенсация их расходов на оказание такой помощи является обязательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 29 Закона о БЮП).

    Но имеющие место при этом недостаточность финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи и серьезные несоответствия по размерам оплаты труда адвокатов в разных субъектах РФ, на мой взгляд, – это проблема всего государства, о разрешении которой оно должно позаботиться как гарант конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.

    Считаю необходимым установление на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда адвокатов по каждому виду юридической помощи. Это позволит хоть как-то выровнять существующую на сегодняшний день в этом вопросе серьезную разницу в размерах вознаграждения и установить усредненные нормативы для всей России.

    Тогда стимулировать желание адвокатов оказывать помощь в рамках государственной системе БЮП, а тем более – бороться за ее качество было бы намного проще.

    В завершение хотелось бы отметить, что оказание БЮП – это профессиональный и социальный долг каждого адвоката. При этом наше желание установления более достойных размеров вознаграждения адвокатов по БЮП связано не со стремлением адвокатов удовлетворить свои финансовые интересы, а в первую очередь направлено на достижение должного уровня уважения со стороны государства к нашей профессии и к нашему труду.

    Гульнара Багишова
    Руководитель аппарата – секретарь Совета Адвокатской палаты Республики Дагестан

    В целях ее реализации 21 ноября 2011 г. принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Он направлен на создание условий для получения бесплатной юридической помощи малоимущими и иными социально незащищенными категориями граждан. Реализация государственной политики в сфере оказания бесплатной юридической помощи относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации (ст. 12 Федерального закона): издаются законы и иные нормативные правовые акты, в том числе расширяющие перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи; определяется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и его компетенции; определяется порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации; определяется размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи. Координация работы по реализации Федерального закона возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство юстиции Российской Федерации.

    Кто имеет право получить бесплатную юридическую помощь

    Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определены категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:

    Куда обратиться за бесплатной юридической помощью

    Список центров бесплатной юридической помощи

    Сведения о государственных юридических бюро

    Случаи и виды оказания бесплатной юридической помощи

    Случаи и виды

    Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» не предусматривает оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством (см. статьи 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и составления для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера оказывается в следующих случаях: 1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения; 3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг); 5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; 6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице; 7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией; 8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение; 10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов; 10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми; 10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий; 12) ограничение дееспособности; 13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи; 14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов; 15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; 16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации. Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается в случаях, если они являются: 1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о: а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения; в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел: а) о взыскании алиментов; б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией; в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми; г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными; 4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией; 5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре; 6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе. Дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

    Кто оказывает бесплатную юридическую помощь

    В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которым устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

    Организация предоставления бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к этой работе адвокатов. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ). В каждом субъекте Российской Федерации определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. На официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о данных органах в разделе «Бесплатная юридическая помощь» Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками, созданными образовательными организациями высшего образования, и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи. Информация о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также размещена на официальном сайте Минюста России по вышеуказанной ссылке. Дополнительные данные о юридических клиниках можно уточнить в территориальном органе Минюста России в субъекте Российской Федерации. Информация о территориальных органах Минюста России также размещена на официальном сайте Минюста России.

    Перечень документов, необходимых при обращении за бесплатной юридической помощью

    При обращении за бесплатной юридической помощью гражданину необходимо иметь при себе пакет документов, подтверждающих его право на получение такой помощи. Поскольку организация деятельности участников систем бесплатной юридической помощи относится к компетенции субъектов Российской Федерации и регулируется принятыми во исполнение Федерального закона нормативными актами субъектов, перечень необходимых документов может несколько отличаться в различных регионах. Более подробная информация – на сайтах территориальных органов Минюста России.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: