Правовое регулирование административной ответственности государственных служащих

Обновлено: 27.04.2024

Миннигулова Динара Борисовна, заведующая кафедрой предпринимательского и финансового права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматривается специфика применения к государственным гражданским служащим административной и уголовной ответственности. Анализируется, какие категории государственных гражданских служащих могут быть подвергнуты ответственности по уголовному и административному праву. Автор считает возможным использовать в России опыт регулирования ответственности государственных (гражданских) служащих в отдельных зарубежных странах. Целью предложений автора статьи по совершенствованию правового регулирования института ответственности государственных гражданских служащих является полноценная гарантированность права на защиту государственного гражданского служащего.

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, административная ответственность государственного гражданского служащего, уголовная ответственность государственного гражданского служащего, право на защиту государственного гражданского служащего.

Administrative and criminal responsibility of public civil servants: collisions of legal regulation

The specific of the application of administrative and criminal responsibility to public civil servants is considered in the article. The categories of public civil servants who can be subject to administrative and criminal responsibility are analyzed. The author thinks it is possible to use in Russia the experience of the regulation of public civil servants' responsibility of some other countries. The purpose of the author's proposal on the improvements of the legal institute of public civil servants' responsibility is to fully guarantee the right on protection of public civil servants.

Key words: public civil servant, administrative responsibility of the public civil servant, criminal responsibility of the public civil servant, the right on protection of the public civil servant.

В ходе трансформационных политических процессов, проходящих в Российской Федерации, руководством страны уделяется большое внимание административной реформе. Качественное правовое регулирование государственной, в том числе гражданской, службы является одним из приоритетных направлений указанной реформы. В связи с тем что базисом государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) является правовой статус (положение) государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), следовательно, регулирование института ответственности гражданских служащих является неотъемлемым институтом эффективной административной политики современного правового государства.

Несоблюдение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой , помимо прекращения государственно-служебных отношений, может повлечь административную или уголовную ответственность. Так, если в результате проверки представленных гражданским служащим сведений о доходах обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, то руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, обязан известить об этом правоохранительные органы. Данное извещение может стать поводом для возбуждения в отношении гражданского служащего дела об административном правонарушении или уголовного дела.

См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Ст. 16, 17 // Российская газета. 31.07.2004 (далее - Федеральный закон о гражданской службе).

Административная ответственность гражданских служащих обычно не вызывает никакого сомнения в литературе, посвященной гражданской службе, и в специальных исследованиях, посвященных юридической ответственности гражданских служащих. Однако этот вид ответственности рассматривается очень упрощенно, так как не учитывается разделение гражданских служащих на определенные категории (руководители, помощники руководителя, специалисты и обеспечивающие специалисты), которые выполняют различную роль в осуществлении властно-распорядительных полномочий государственного органа, в осуществлении служебно-правовых обязанностей при прохождении гражданской службы. Чаще всего не учитывается, что к административной ответственности могут привлекаться только должностные лица. Однако до настоящего времени ни в теоретическом, ни в практическом плане не решен вопрос о понятии и признаках должностного лица в аспекте гражданской службы. Различные определения понятия должностного лица дают КоАП и УК РФ. В связи с этим требует дополнительного исследования роль и место категории "должностное лицо" на государственной (гражданской) службе, а также необходимость его легального определения в законодательстве о государственной, в том числе гражданской, службе. При этом возможны различные подходы: первый - дать универсальное определение должностного лица, которое могло бы применяться в любой отрасли права, в том числе в государственном, административном, трудовом, уголовном и других отраслях законодательства (наиболее предпочтительный вариант); второй - дать отраслевые понятия должностного лица применительно к особенностям отраслевых правоотношений; третий - ввести в отраслевое законодательство отсылки на административное право, в частности на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Раскрытие особенностей применения уголовной ответственности гражданских служащих имеет те же недостатки, которые были отмечены при анализе административной ответственности. Здесь также необходимо на законодательном уровне уточнить, какие виды гражданских служащих являются должностными лицами какие категории гражданских служащих могут привлекаться к уголовной ответственности.

Гражданские служащие несут уголовную ответственность за присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 Уголовный кодекс России) или служебный подлог, т.е. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ).

Федеральный закон о гражданской службе в ст. 42 содержит общий запрет на распространение персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни без письменного согласия на это субъекта персональных данных. Виновные в нарушении этих требований гражданские служащие несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность ч. 2 ст. 42 Федерального закона о гражданской службе. В частности, по ч. 2 ст. 137 УК РФ гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Уголовная ответственность может наступить, если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов. В случае способствования гражданским служащим формированию неправомерных документов он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Как видим, во всех составах преступлений, совершаемых в сфере государственной, в том числе гражданской, службы, субъектом преступления могут быть в основном должностные лица. На гражданской службе к уголовной ответственности, очевидно, может быть привлечен любой гражданский служащий, совершивший преступление не как частное лицо.

Для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", в должностные обязанности которых входит исполнение властно-распорядительных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), их превышения (ст. 286 УК РФ), халатности (ст. 293 УК РФ).

Уголовное законодательство также предусматривает возможность отстранения от должности в виде меры уголовного наказания. Статья 44 УК РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в ст. 47 УК РФ изложены порядок и основания применения данной санкции.

Компаративистский взгляд на содержание правового статуса государственных (гражданских) служащих в отдельных зарубежных странах (США, Франции, Великобритании, ФРГ) дает возможность выявить положительный опыт в регулировании их ответственности. Так, в качестве имплементации позитивного зарубежного опыта регулирования ответственности гражданских служащих Российской Федерации, на наш взгляд, следует:

  • во-первых, дифференцировать категории гражданских служащих на квалификационные группы не только в зависимости от занимаемой должности, отнесения к той или иной категории, но и от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений;
  • во-вторых, усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности (в отдельных странах имеются специальные акты, регулирующие процедуру привлечения к ответственности, к примеру Дисциплинарный устав в ФРГ).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


В статье рассмотрены особенности юридической ответственности, применяемой к государственным служащим, взаимообусловленности применения мер юридической ответственности государственных служащих за результаты их служебной деятельности. Характеризуются виды юридической ответственности. Указываются пути решения проблемы законодательного регулирования ответственности государственных служащих.

Ключевые слова: государственная служба, юридическая ответственность, эффективность служебной деятельности.

The article deals with the problems of legal responsibility applied to civil servants, the interdependence of the application of measures of legal responsibility of civil servants for the results of their official activities on the basis of scientifically developed methods of assessing the effectiveness of management personnel. The qualitative and quantitative indicators of work of civil servants fixed in the normative legal acts stated in scientific publications are analyzed.

Key words: public service, legal responsibility, performance efficiency.

Государственный служащий должен выполнять своё предназначение — обеспечивать реализацию функций государственных органов. Для успешной реализации этой задачи государственный служащий обязан знать свои полномочия, которые регламентированы в нормативных правовых актах, соблюдать правила, инструкции по выполнению своей деятельности, выполнять свои функции только в интересах общества и государства и ни в коем случае не в целях удовлетворения своих интересов. От профессионализма и степени ответственности государственных служащих как представителей власти зависит эффективность всей проводимой государством политики, социальное самочувствие общества и авторитет власти.

На сегодняшний день в юридической науке большое внимание уделяется проблемам реализации принципа легитимности в государственном управлении, а также реализации взаимосвязанного с ним и очень значимого принципа ответственности государственных служащих и государства за совершенные ими деяния. Решение таких проблем в дальнейшем должно привести к повышению работоспособности государственного аппарата, а также привлечь общественность для осуществления контроля за деятельностью государства и государственных служащих.

Решить проблемы эффективного государственного управления помогает институт юридической ответственности государственных служащих, который представляет собой регламентированные нормами права общественные отношения между государством, в лице его специальных органов, и государственным служащим — правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Реализация юридической ответственности состоит в применении к государственному служащему в установленном порядке предусмотренных законом санкций, в том числе мер наказания. Применение данной ответственности обусловлено тем, что как институт государственного управления государственная служба направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Если же государственные служащие не исполняют или не надлежаще исполняют свои служебные обязанности, то они должны нести юридическую ответственность перед государством, обществом и гражданами.

Социальная обусловленность введения юридической ответственности для государственных служащих состоит в том, что обеспечение деятельности правового государства, основы которого провозглашены в ст. 1 Конституцией Российской Федерации [1] (далее — Конституция РФ), немыслимо без организации деятельности отдельных его элементов, а именно должного поведения государственных служащих, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие между государством, с одной стороны, и гражданским обществом и населением — с другой.

Наиболее обобщенные нормы об ответственности государственных служащих сосредоточены в законодательстве о государственной гражданской службе. Так, положения статьи 68 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] (далее — Закон № 79-ФЗ) указывают на то, что привлечение государственных гражданских служащих к ответственности осуществляется как в соответствии с данным законом, так и другими федеральными законами. Как видим, эта норма является отсылочной, так как она не предусматривает конкретные виды и размеры юридической ответственности, а только отсылает к другим нормативным правовым актам. В то же время, обратившись к положениям п. 3 ст. 15 Закона № 79-ФЗ можно установить, что в отношении государственных гражданских служащих устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в случае их неправомерного поведения.

Несмотря на вариативность существующих санкций в отношении гражданских служащих конечная цель применяемой юридической ответственности состоит в обеспечении позитивного способа управления со стороны государства без применения каких-либо мер воздействия.

Для реализации юридической ответственности государственных служащих в каждом конкретном случае должно быть установлено основание такой ответственности. Основанием ответственности является правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения [4, с. 84].

Правонарушением государственного служащего является его виновное действие или бездействие, противоречащее требованиям нормативных правовых актов. В случае же, когда действия государственного служащего соответствуют требованиям закона, его действия не могут быть квалифицированы как правонарушение.

Правонарушения, совершаемые государственными служащими, можно разделить на две основные группы:

  1. Правонарушения, совершаемые во внеслужебное время. За их совершение государственные служащие несут ответственность на общих основаниях и могут быть привлечены в полном объеме ко всем видам юридической ответственности.
  2. Правонарушения, связанные со служебной. К ним относятся противоправные деяния, выраженные в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих должностных обязанностей. За совершение этих правонарушений государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Механизм установления и реализации юридической ответственности государственных служащих, на наш взгляд, подлежит оптимизации в связи с необходимостью решения проблем его нормативного регулирования.

Как уже было указано выше, правовая основа юридической ответственности государственных служащих не образует единой системы, а представлена федеральными законами о соответствующем виде государственной службы, в которых, как правило, содержатся отсылочные нормы. Подобная ситуация не способствует успешному урегулированию профессиональных управленческих отношений, связанных с выполнением государственными служащими своих должностных обязанностей.

С целью совершенствования деятельности в сфере применения юридической ответственности к государственным служащим в дальнейшем необходимо сформировать единую, логически согласованную правовую базу, регламентирующую меры данной ответственности, основой для которой мог бы послужить Федеральный закон «Об ответственности государственных служащих в Российской Федерации». В указанном нормативном правовом акте необходимо обосновать и юридически закрепить основания и порядок привлечения к ответственности государственных служащих, совершивших правонарушения, связанные со служебной деятельностью, а также полномочия органов и должностных лиц, ответственных за применение мер юридической ответственности к государственным служащим.

Указанные изменения позволят на более высоком уровне обобщения разработать теоретическую модель юридической ответственности государственных служащих, снять противоречия во взглядах на ее сущность, основания применения и реализацию.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

4. Мукасеева Н. Н., Огрина Г. В. Актуальные проблемы административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих // Юридическая наука. 2019. № 5. С. 83–85.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическая ответственность, служащий, государственная служба, Российская Федерация, ответственность, правонарушение, служебная деятельность, государственная гражданская служба, государственное управление, правовая основа.


В статье рассмотрена особенность административной ответственности государственных служащих, а также взаимосвязь административной и дисциплинарной ответственности. Рассматривается административное правонарушение совершенное государственным служащим, которое влечёт за собой не только административную ответственность, но и ответственность дисциплинарную. Раскрывается понятие административной ответственность государственных служащих.

Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность, государственный служащий, административные правонарушения.

Важно понимать, что государственная служба не имеет право на существование без четко регламентированных мер ответственности государственных служащих.

Законы о видах государственно службы — это нормативно правовые акты, устанавливающие административно-правовой статус государственного служащего, который на прямую связан с прохождением им государственной службой Российской Федерации [1]. Можно сказать, что административно-правовой статус государственного служащего формируется из нескольких составляющих таких как: обязанностей, прав, ограничений и запретов, относящихся на прямую к государственной службе, а так же гарантий реализации административно-правового статуса и юридической ответственности.

Юридическую ответственность, применяемую к государственным служащим, можно разделить на следующие виды: дисциплинарную, материальную, уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

Из перечисленных выше видов юридической ответственности каждый исполняется в применении к государственному служащему соответствующих правовых санкций, предусмотренных нормами права, указывающими вид юридической ответственности.

Исходя из выше сказанного, под административной ответственностью государственных служащих мы понимаем реализацию административно-правовых санкций, применение к ним административных наказаний.

Административная ответственность наступает только за те деяния, которые содержат в себе все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушения.

Следует понимать и различать специальную административную ответственность, применяемую в отношении государственных служащих (как должностных лиц) и общую ответственность (как граждан).

Совершение административного правонарушения государственным служащим может повлечь за собой помимо административной ответственности еще ответственность и дисциплинарную. В этом случае основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении, например, требований к служебному поведению сотрудника, нанесении ущерба его репутации либо авторитету учреждения.

Е. В. Панарина разделяет виды правонарушений на три основных вида, совершаемые должностными лицами: прямое нарушение правил; дачу незаконных указаний подчиненным, отсутствие контроля над действиями работников [3].

В отношении государственных служащих за совершение данных правонарушений могут устанавливаться такие виды административной ответственности как: предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимая в письменной форме.

Штраф — это денежное взыскание, которое назначается нарушителю административно-правовых норм. Как правило, такое денежное взыскание идет в пользу государства.

Дисквалификация — это лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы и другие.

Можно сказать, что на практике государственные служащие совершают административные правонарушения, не связанные с занимаемой должностью, и привлекаются к ответственности на общих основаниях, применяемых к физическим лицам.

Таким образом, наряду с административной ответственностью за должностные правонарушения законодатель выделяет административную ответственность государственных служащих за общие административные правонарушения, такие как: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) или за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).

В этих случаях, совершение государственным служащим административного правонарушения может повлечь за собой помимо административной ответственности, ответственность и дисциплинарную. В данном случае основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности будет не само совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины (нанесение ущерба репутации сотрудника и организации). Дисциплинарная ответственность представлена через институт дисциплинарных взысканий в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Отличительной чертой разграничения административной ответственности и дисциплинарной является то, что в основу последней должен быть положен дисциплинарный проступок.

Исходя из этого, можно сказать, что дисциплинарная ответственность «подразумевает меры дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного поступка или за иные противозаконные действия» [2].

Думается, что применение двух видов наказания вряд ли можно считать оправданным, разве что за совершение общественных опасных правонарушений.

На основании изложенного можно сделать вывод, что для того чтобы привлечь государственного служащего к ответственности в первую очередь нужно придерживаться двух составляющих: совершение административного правонарушения при осуществлении служебной деятельности и наличие статуса должностного лица согласно должностному регламенту.

Совершение административного правонарушения государственным служащим может повлечь за собой и дисциплинарную ответственность, основанием для которой является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка, а основанием для административной ответственности — факт административного правонарушения.

В самом КоАП РК не установлены нормы права, которые устанавливают административную ответственность государственных служащих за совершение ими не связанных с исполнение служебных обязанностей административных правонарушений, но для них существуют дополнительные меры ответственности.

Важно понимать, что любые лица, совершившие административное правонарушение, равны перед законом или судом, в том числе и государственные служащие. Об этом говорится в статье 19 Конституции Российской Федерации.

  1. Киселев С. Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007. — 284 с
  2. Мартиросян Д. А. Правовое регулирование административной ответственности государственных служащих // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и иновации: Сб. ст. 22 Международная научная конференция. Пенза, 2019. С. 136.
  3. Панарина Е. В. Административная ответственность государственных гражданских служащих // Эпомен. 2019. № 23. С. 276

Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, административное правонарушение, служащий, дисциплинарная ответственность, Российская Федерация, юридическая ответственность, административно-правовой статус, государственная служба, правонарушение, совершение.


В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарной и административной ответственности к государственным гражданским служащим. Рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости совершенствования нормативно-правого регулирования данных институтов.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, государственная гражданская служба, служащий, административная ответственность, государственный орган, должностной регламент.

Служебные отношения на государственной гражданской службе регламентируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Служебная деятельность гражданских служащих связана с непосредственным выполнением публичных функций государственных органов, в которых они замещают должности гражданской службы. Реализуя часть властных полномочий государственного органа, государственный гражданский служащий наделяется специальными правами, имеющими властную публично-правовую природу, которыми не обладают другие категории работников.

Заключая служебный контракт, государственный гражданский служащий берет на себя обязательства исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, соблюдать служебный распорядок государственного органа, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, а также требования к служебному поведению. Эти обязательства в равной мере принимают на себя все поступающие на государственную гражданскую службу лица, а их виновное неисполнение служит основанием для применения в отношении государственных гражданских служащих мер дисциплинарной ответственности — вплоть до увольнения. [1]

Должностные обязанности, обозначенные должностным регламентом, устанавливаются для реализации государственным органом своих задач и функций, поэтому если государственные гражданские служащие выполняют свои обязанности недобросовестно или выходят за пределы прав и полномочий, определенных должностным регламентом, то их действия могут квалифицироваться в зависимости от тяжести правонарушения как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или уголовное преступление.

Несмотря на простоту и оперативность применения дисциплинарной ответственности, данный институт требует реформирования, поскольку на сегодняшний день он проявляет неэффективность применения мер дисциплинарных взысканий к проступкам.

В рамках института государственной гражданской службы чаще применяется дисциплинарная ответственность, хотя она и пересекается с административной.

На практике возникают спорные случаи привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности в рамках одной служебной проверки. В качестве примера можно привести следующий случай. По решению представителя нанимателя, назначается служебная проверка, в которой проверяются трое государственных служащих на предмет своевременного исполнения поручения начальника. Срок исполнения поручения для всех трех исполнителей — одинаковый. В срок, установленный начальником, поручение исполнено не было. Факты несоблюдения должностными лицами требований законодательства и административных регламентов нашли подтверждение в части несоблюдения сроков предоставления государственных услуг, установленных законодательством и административными регламентам. При этом факты несоблюдения сроков предоставления государственных услуг, являются нарушениями пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». [2]

Один из исполнителей предпринял меры по устранению нарушений, но уже за пределами срока исполнения поручения, в связи с чем, представителем нанимателя был освобожден от дисциплинарной ответственности. Двое гражданских служащих по решению представителя нанимателя все же были привлечены к дисциплинарной ответственности, но поскольку действия не повлияли на результат рассмотрения заявления было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Несмотря на то, что меры административной ответственности более объективны, государственные служащие ограничиваются именно дисциплинарной ответственностью.

Статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ указывает на то, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. [3]

Предпочтение применения мер дисциплинарного характера объясняется тем, что применение мер административной ответственности влечёт более существенные последствия. [4]

Законодательство не определяет, какой вид юридической ответственности следует применять к государственному гражданскому служащему за совершение им правонарушения, что в свою очередь дает возможность представителю нанимателя оценивать правонарушение на личное усмотрение.

Такой подход не способен обеспечить эффективное воздействие на правонарушителя, что в свою очередь не обеспечивает превентивные меры. Собственное усмотрение представителя нанимателя в вопросе привлечения к тому или иному виду ответственности и применения той или иной меры ответственности не всегда соответствует признакам объективности и допускает вариабельность.

В Законе № 79-ФЗ не устанавливается исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, соответственно, не выделены четкие указания, какие взыскания соответствуют тому или иному правонарушению. Данный пробел в законодательстве часто приводит к тому, что один государственный гражданский служащий может быть уволен, например, за незначительный проступок, в то время как другой служащий, который часто злоупотребляет своими полномочиями, в том числе и в корыстных целях, обходится выговорами.

На сегодняшний день в законе также не существует конкретных понятий мер дисциплинарной ответственности для государственных гражданских служащих и оснований для наложения дисциплинарной ответственности, что в свою очередь создает пробел в законодательстве и позволяет некоторым работодателям некорректно и недобросовестно применять ответственность к «неугодному» сотруднику.

Таким образом, рассмотрев проблемы применения мер административной и дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим, приходим к выводу о необходимости совершенствования нормативно-правого регулирования данных институтов.

  1. По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 № 31-п // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. — № 5. — 2013.
  2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ: [ред. от 31.07.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 31. — Ст. 4179.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: [ред. от 31.07.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1(ч.1). — Ст. 1.
  4. Н. Н. Мукасеева, Г. В. Огрина Актуальные проблемы административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих, Юридическая наука. — № 5. — 2019. — С. 84. 83–85

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, административная ответственность, государственная гражданская служба, служащий, государственный орган, должностной регламент, мера, административное правонарушение, Российская Федерация, служебная проверка.

Несоблюдение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой (далее - гражданская служба), помимо прекращения государственно-служебных отношений может повлечь административную или уголовную ответственность. Так, если в результате проверки представленных гражданским служащим сведений о доходах обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, то руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, обязан известить об этом правоохранительные органы. Данное извещение может стать поводом для возбуждения в отношении гражданского служащего дела об административном правонарушении или уголовного дела .

Ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Рос. газ. 2004. 31 июля (далее - Федеральный закон о гражданской службе).
Ст. ст. 2.4, 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.
Ст. ст. 2.4, 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.

Административная ответственность гражданских служащих обычно не вызывает никакого сомнения в литературе о гражданской службе и в специальных исследованиях, посвященных юридической ответственности гражданских служащих. Однако этот вид ответственности рассматривается очень упрощенно, т.к. не учитывается разделение гражданских служащих на определенные категории (руководители, помощники руководителя, специалисты и обеспечивающие специалисты), которые выполняют различную роль в осуществлении властно-распорядительных полномочий государственного органа, в осуществлении служебно-правовых обязанностей при прохождении гражданской службы. Чаще всего не учитывается, что к административной ответственности могут привлекаться только должностные лица. Однако до настоящего времени ни в теоретическом, ни в практическом плане не решен вопрос о понятии и признаках должностного лица в аспекте гражданской службы. Различные понятия должностного лица дают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс России. В связи с этим требует дополнительного исследования роль и место категории "должностное лицо" на государственной (гражданской) службе, а также возникает необходимость его легального определения в законодательстве о государственной, в т.ч. гражданской, службе. При этом возможны различные подходы: первый - дать универсальное определение должностному лицу, которое могло бы применяться в любой отрасли права, в т.ч. в государственном, административном, трудовом, уголовном и других отраслях законодательства (наиболее предпочтительный вариант); второй - дать отраслевые понятия должностному лицу применительно к особенностям отраслевых правоотношений; третий - ввести в отраслевое законодательство отсылки на административное право, в частности, на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Раскрытие особенностей применения уголовной ответственности гражданских служащих имеет те же недостатки, которые были отмечены при анализе административной ответственности. Здесь также необходимо на законодательном уровне уточнить, какие виды гражданских служащих являются должностными лицами, какие категории гражданских служащих могут привлекаться к уголовной ответственности.

Гражданские служащие несут уголовную ответственность за присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 Уголовного кодекса России), или служебный подлог, т.е. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 Уголовного кодекса России).

Федеральный закон о гражданской службе в ст. 42 содержит общий запрет на распространение персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, без письменного согласия на это субъекта персональных данных. Виновные в нарушении этих требований гражданские служащие несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (ч. 2 ст. 42 Федерального закона о гражданской службе). В частности, по ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса России гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Уголовная ответственность может наступить, если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов. В случае если гражданский служащий способствует формированию неправомерных документов, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности .

Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Как видим, во всех составах преступлений, совершаемых в сфере государственной, в т.ч. гражданской, службы, субъектом преступления могут быть в основном должностные лица. На гражданской службе к уголовной ответственности, очевидно, может быть привлечен любой гражданский служащий, совершивший преступление не как частное лицо.

Для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", в должностные обязанности которых входит исполнение властно-распорядительных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России), их превышения (ст. 286 Уголовного кодекса России), халатности (ст. 293 Уголовного кодекса России).

Уголовное законодательство также предусматривает возможность отстранения от должности, в виде меры уголовного наказания. Статья 44 Уголовного кодекса России предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в ст. 47 Уголовного кодекса России изложены порядок и основания применения данной санкции.

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Компаративистский взгляд на правовой статус гражданских служащих в отдельных зарубежных странах дает возможность выявить положительный опыт в регулировании их ответственности. Так, в качестве имплементации позитивного зарубежного опыта регулирования административно-правового статуса гражданских служащих, на наш взгляд, следует: 1) дифференцировать категории гражданских служащих на квалификационные группы не только в зависимости от занимаемой должности, отнесения к той или иной категории, но и от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений; 2) усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности (в отдельных странах имеются специальные акты, регулирующие процедуру привлечения к ответственности, к примеру, Дисциплинарный устав в ФРГ); 3) установить для отстранения от должности определенные сроки; 4) предусмотреть коллегиальные процедуры принятия решения о привлечении гражданских служащих к отдельным видам дисциплинарных взысканий, таким как отстранение от должности, увольнение с гражданской службы (допустим, создание специальных "дисциплинарных" (служебных) судов (арбитражей) для урегулирования служебных споров с четким описанием подведомственности разных категорий служебных споров в зависимости от их тяжести и тяжести тех взысканий, которые при этом могут быть наложены); 5) увеличить срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности или дифференцировать их в зависимости от тяжести тех взысканий, которые могут быть наложены.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: