Правовое понятие судна его особенность

Обновлено: 30.04.2024

Одним из основных критериев для отнесения плавучего сооружения к категории "судно" является использование его в целях торгового мореплавания. Это понятие является весьма широким, как и само понятие "торговое мореплавание". Перечисление в ст.2 КТМ основных видов деятельности, связанной с использованием судов, дает достаточно четкие ориентиры для уяснения характера сооружения, которое может в соответствии с КТМ считаться судном. В отношении судов, используемых для перевозки грузов и пассажиров, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых и спасательных операций, научных исследований и т.п., применение к ним понятия "судно" вообще сомнений не вызывает. Они иногда появляются при применении норм КТМ, например, к несамоходным сооружениям, используемым для разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр и находящимся в стационарном положении.

Другим критерием является способность данного сооружения плавать независимо от того, является ли оно самоходным или нет. Например, согласно ст.1 Международной конвенции о спасании под "судном" понимается любое судно или плавучее средство либо любое сооружение, способное осуществлять плавание. В то же время правила главы XX не применяются к стационарным или плавучим платформам или морским подвижным буровым установкам, если такие платформы либо установки осуществляют в местах их расположения разведку или добычу минеральных ресурсов морского дна. Не применяются к этим сооружениям и правила главы XXI.

Так называемый тоннаж судов используется для различных целей, в том числе в качестве дополнительного критерия для вступления в силу международных конвенций. Исходя из тоннажа устанавливаются различные портовые сборы, канальные сборы, ведется судовая статистика.

Во многих странах обмер судов основан на системе Британского совета по торговле 1854 г., в которой за единицу принято 100 куб. футов (1 тонна). Идея установления вместимости (объема), а не веса была направлена на то, чтобы определить общее количество груза, которое судно может перевезти.

В КТМ с вместимостью судна связано решение различных вопросов. Так, тоннаж судна служит критерием возложения технического надзора на тот или иной государственный орган (ст.23), наличия на борту судна определенных документов (ст.27), неприменения норм КТМ к определенным судам (ст.326), определения суммы ограничения ответственности (ст.320, 331, 359).

Согласно ст.6 международной Конвенции по обмеру судов 1969 г. определение валовой (общий объем судна) и чистой вместимости (полезный объем) осуществляется правительством соответствующего государства, которое может поручить провести такое определение отдельным лицам или организациям. В любом случае правительство несет полную ответственность за определение валовой и чистой вместимости. В соответствии с п.4 Устава государственного учреждения "Российский Морской Регистр Судоходства" 1997 г. Регистр осуществляет обмер морских судов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы. Свидетельство, выданное от имени государства - стороны Конвенции, признается другими государствами-сторонами и рассматривается для всех целей Конвенции как имеющее такую же силу, что и свидетельство, выданное ими самими. Судно, не имеющее такого свидетельства, не может претендовать на преимущества, предоставляемые Конвенцией.

Правила определения вместимости судов приведены в Приложении 1 к Конвенции по обмеру судов. Согласно Правилу 1 вместимость судна разделяется на валовую вместимость и чистую вместимость. В Правиле 2 даются определения (верхняя палуба, теоретическая высота надводного борта, ширина, закрытые помещения, исключаемые помещения, грузовые помещения и др.). В Правиле 3 приводится формула, по которой определяется валовая вместимость, а в Правиле 4 - формула чистой вместимости. Правила 5 и 6 посвящены измерению чистой вместимости и вычислению объемов. Таким образом, подсчет валовой и чистой вместимости производится независимо друг от друга. Валовой тоннаж (валовая вместимость) является реалистическим отражением размеров судна, а чистый тоннаж (чистая вместимость) - отражением его вместимости и не может быть меньше 30% валовой вместимости.

Следует обратить внимание на то, что вместимость судов, определяемая в соответствии с Конвенцией 1969 г., не имеет единицы измерения и выражается в свидетельстве как "валовая вместимость", "чистая вместимость" в отличие от систем, в которых единицей валовой и чистой вместимости является "регистровая тонна" (100 куб. футов или 2,83 м3). Поскольку в конвенциях, кодексах и других документах используется термин "тонна", он получил отражение и в КТМ, с отсылкой к Приложению 1 к Конвенции 1969 г.

Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов):

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственном судовом реестре;

реестре арендованных иностранных судов;

Российском международном реестре судов;

реестре строящихся судов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;

государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;

органов государственной статистики;

иных определенных федеральными законами органов.

Ст. 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

Разнообразие видов выполняемых судами работ, особенности деятельности на море, конструктивные и технические сложности эксплуатации судов, требуют эффективного управления торговым мореплаванием, надзора за ним, портового контроля, детальной регламентации правового статуса судна и его экипажа.

Вопросам понятия судна и его видов посвящены статьи 7, 10 КТМ и глава 2 «Судно». В ст. 7 дается перечисление видов судов, которое включает: 1) суда для торгового мореплавания, 2) суда рыбопромыслового флота, 3) маломерные суда, 4) прогулочные суда, 5) спортивные парусные суда, 6) плавучие морские платформы. Первый вид (судно для торгового мореплавания) определен как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Кодекс достаточно подробно регулирует вопросы, касающиеся характеристик судна, прав собственности на судно, его флага и национальности, идентификации, технического надзора за судами и судовыми документами, и некоторых других.

Существенной характеристикой судна, закрепленной в ст. 10 КТМ, является его вместимость, под которой понимается его валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года. С вместимостью связан ряд принципиальных вопросов морской перевозки, таких, в частности, как определение при заключении договора перевозки груза количества перевозимого груза, ответственности собственника, а также владельца судна в зависимости от его вместимости, пределов ответственности перевозчика, страховых размеров или иного финансового обеспечения ответственности и др.

Собственность на судно. Субъектами права собственности на судно могут быть граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Закон содержит ограничение права собственности на суда с ядерными энергетическими установками. Они могут находиться только в собственности Российской Федерации.

Собственники судов имеют право совершать в отношении судов любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие прав и законных интересов других лиц. В частности, они могут отчуждать суда в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судами, устанавливать ипотеку судов и обременять их другими способами, распоряжаться ими иным образом.

В Кодексе используется специфический для транспортного права термин «судовладелец». Это, как указано в ст. 8, лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В отдельной статье КТМ (ст. 14) регулируется вопрос о передаче судна в доверительное управление. Эта сделка ограничена сроком – судно может быть передано доверительному управляющему по договору доверительного управления на срок не более пяти лет для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника. Второе ограничение касается судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Такие суда не подлежат передаче в доверительное управление. Третье ограничение связано с доверительным управляющим. Им может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Исключения здесь составляют унитарные предприятия.

Флаг и национальность судна. Вопросы флага и национальности судна решаются следующим образом. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с российским законодательством, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Возникает такое право с момента его государственной регистрации. Если судно приобретено за пределами Российской Федерации, оно пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, срок действия которого составляет не более шести месяцев.

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.

Плавание судна под Государственным флагом РФ, означает, что такое судно имеет национальность Российской Федерации. В ст. 17 КТМ закреплено положение, согласно которому, судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг РФ.

Право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации может быть утрачено. Это происходит, когда судно перестаёт соответствовать закреплённым в законе требованиям. Речь идёт о случаях, во-первых, перехода судна из собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с российским законодательством, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в собственность иностранного государства, во-вторых, истечения срока предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Идентификация судна. Важное значение в торговом мореплавании имеет вопрос идентификации судна. Каждое судно имеет своё название и свой позывной сигнал. Название судну присваивается перед его регистрацией в Государственном судовом реестре или судовой книге. Правом присвоения судну названия обладает его собственник. Порядок присвоения названия установлен Министерством транспорта РФ, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Возможно и изменение названия судна. Это может произойти при переходе права собственности на судно или при наличии достаточных на то оснований.

Кроме названия, судну присваивается и позывной сигнал. С учётом технической оснащённости ему присваивается идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции. Порядок присвоения позывного сигнала и указанных номеров устанавливается компетентными органами.

Технический надзор за судами. Судно допускается к плаванию при соответствии его требованиям безопасности мореплавания. Технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями, мощностью не менее чем 55 киловатт, и несамоходными судами, вместимостью не менее 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов, осуществляют органы технического надзора и классификации судов. Эти органы издают правила о надзоре за судами, находящимися в эксплуатации. При невыполнении правил они вправе запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию выданные ранее документы.

Судовые документы. Каждое судно должно иметь указанные в законе судовые документы. К основным из них относятся различные свидетельства и журналы, судовая роль и лицензия судовой радиостанции. В ст. 25 КТМ приводится перечень свидетельств и журналов. В частности, указаны свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, о праве собственности на судно, о годности к плаванию, пассажирское свидетельство для пассажирского судна, мерительное свидетельство, свидетельство о грузовой марке, о предотвращении загрязнения нефтью, о предотвращении загрязнения сточными водами, о предотвращении загрязнения мусором.

Что касается журналов, то это: судовой журнал, машинный журнал (для судов с механическим двигателем), санитарный журнал, журналы операций со сточными водами, операций с мусором, нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами, нефтяных операций для судов, являющихся нефтяными танкерами.

Кроме перечисленных основных документов суда должны иметь дополнительные документы, предусмотренные правилами органов, осуществляющих технический надзор за судами. Для отдельных видов судов, таких как спортивные, прогулочные и некоторые другие, в качестве судовых документов предусмотрены судовой билет, свидетельство о годности к плаванию и судовая роль. Суда, осуществляющие заграничное плавание, должны иметь кроме основных судовых документов документы, предусмотренные международными договорами, к которым присоединилась Российская Федерация.

Судовые документы ведутся по правилам, установленным Министерством транспорта РФ и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В ст. 29 КТМ приводится перечень органов, выдающих судовые документы. Это органы, осуществляющие регистрацию судов, технический надзор и их классификацию. К ним относятся федеральный орган исполнительной власти в области связи, Международная организация по стандартизации и некоторые другие. За выдачу документов взимаются сборы по установленным тарифам.

– Государственном судовом реестре;

– реестре маломерных судов;

– Российском международном реестре судов;

– реестре строящихся судов.

Что касается права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничения (обременения) этих прав, в том числе, таких как ипотека, доверительное управление и другие, то они подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов. Это касается как возникновения указанных прав, так и их перехода, прекращения.

В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с законом временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

– суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также суда, используемые для буксировки;

– суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет;

– суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;

– самоходные суда с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда, вместимостью не менее чем 80 тонн, построенные российскими судостроительными организациями после 2010 года и используемые для целей, предусмотренных законом (статьей 2 КТМ).

При регистрации судна в Государственном судовом реестре или в реестре маломерных судов в них вносятся данные о судне, о его собственнике и судовладельце, не являющегося собственником судна, и некоторые другие. Весьма подробные сведения фиксируются относительно судна: порядковый регистрационный номер судна и дата регистрации; его название (настоящее и прежнее); порт (место) предыдущей регистрации судна и дата аннулирования её (если таковые имеются); наименование порта (места) регистрации судна и присвоенный Международной морской организацией идентификационный номер судна; позывной сигнал судна; наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна; его тип и назначение; район плавания судна; основные технические характеристики судна (вместимость, полная грузоподъёмность, главные размеры судна и др.) .

Дополнительные данные, которые могут вноситься в Государственный судовой реестр или реестр маломерных судов при временном переводе судна под флаг иностранного государства – это: указание о федеральном органе исполнительной власти, принявшем решение о переводе судна под флаг иностранного государства, и дата принятия решения; срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства; название этого государства; дата приостановления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. К дополнительным данным относятся также имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

Если произошли какие-либо изменения сведений, которые внесены в один из реестров судов Российской Федерации, собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязан сообщить в течение двух недель со дня, когда стало известно о таком изменении, о факте изменения сведений в орган регистрации судна.

В КТМ урегулированы принципиальные положения относительно регистрации судов, касающиеся сроков регистрации, изменения порта (места) регистрации, осуществления повторной регистрации, оснований отказа в регистрации, исключения судна из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или бербоут-чартерного реестра и некоторых других вопросов.

Срок первоначальной государственной регистрации построенного судна составляет один месяц со дня его спуска на воду, а в отношении судна, приобретённого за пределами Российской Федерации – до истечения действия временного свидетельства, удостоверяющего право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 42 КТМ первоначальная государственная регистрация судна осуществляется органом регистрации судна на срок не более чем три месяца с выдачей временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

По просьбе собственника судна, может быть изменён порт (место) регистрации судна. При этом все сведения, содержащиеся в реестре судов, ведущемся в прежнем порту (месте) государственной регистрации судна, вносятся в реестр судов, ведущийся в новом порту (месте) регистрации судна.

Законодатель предусмотрел возможность повторной регистрации судна, если в результате происшествия или по иной причине судно перестаёт соответствовать сведениям, внесённым в реестр судов, судно исключается из него в установленном порядке.

При осуществлении повторной регистрации судна, оно должно пройти освидетельствование, подтверждаемое свидетельством о годности к плаванию.

В регистрации права на судно может быть отказано, если правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно. Такое же решение может быть принято и в случае, когда права на судно и сделки с судном, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации в соответствии с КТМ. Кодекс предоставляет заинтересованным лицам право обжалования в суд или арбитражный суд отказ в государственной регистрации судна, прав на него и сделок с ним.

Установлены случаи обязательного исключения судна из Государственного судового реестра Российского международного реестра или реестра маломерных судов. Это касается судна, погибшего или пропавшего без вести, конструктивно погибшего судна, утратившего качество судна в результате перестройки или других изменений, а также судна, потерявшего право плавания под Государственным флагом РФ.

Информация о реестрах судов носит открытый характер. Это значит, что заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов за плату по тарифу, определённому в порядке, установленном Правительством РФ.

Гарантией строгого соблюдения правил регистрации судов является установление ответственности при их нарушении. В частности, административную ответственность в соответствии с законодательством РФ несёт лицо, во-первых, уклоняющееся от обязательной регистрации судна, во-вторых, зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка и, в-третьих, нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестр судов.

Классификация и освидетельствование судов. Вопросы классификации и освидетельствования судов урегулированы в параграфе 4 главы 2 КТМ. В соответствии со ст. 22 классификация и освидетельствование распространяются только на суда, имеющие государственную регистрацию. Компетентные российские организации или иностранные классификационные общества освидетельствуют и присваивают класс судам, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Российские организации издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за их постройкой, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, которые подтверждают соответствие судов этим правилам.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания, под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для целей торгового мореплавания.
Морское судно как продукт судостроительной техники представляет собой имущество, принадлежащее собственнику.

Однако в ряде случаев судно рассматривается не только как имущество, но и как учреждение, наделенное правами и обязанностями (например, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации или иного государства, обязанность иметь название, иметь на борту надлежащий экипаж). Морское судно как учреждение, например, может быть признано виновным и невиновным (например, в столкновении с другим судном).

Однако судно не является субъектом гражданского права, оно не обладает правами юридического лица. Морские суда не несут самостоятельной имущественной ответственности. От своего имени они не могут заключать договора, вступать в иные сделки или иным образом участвовать в гражданско-правовых (имущественных) отношениях. Гражданская ответственность по обязательствам морского судна падает на судовладельца.

2. Собственник судна и судовладелец

Под собственником судна понимается субъект права собственности, лицо, которое осуществляет в отношении судна правомочия собственника.

По КТМ РФ, суда могут находиться в собственности:
граждан и юридических лиц;
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
муниципальных образований.

Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться только в собственности Российской Федерации.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам РФ и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам (отчуждение имущества – передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом). Он может, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения судном, и распоряжаться им иным образом.

Собственник судна вправе передать его по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника.

В качестве доверительных управляющих собственники судов избирают компетентных в области управления судами и их эксплуатации индивидуальных предпринимателей или коммерческие организации.

Для доверительного управляющего используется также экономический термин «диспонент» – лицо, уполномоченное фирмой заниматься ее делами, распоряжаться средствами, имуществом фирмы.

Передача судна в доверительное управление не влечет за собой переход права собственности на него к доверительному управляющему.

Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Широко используемый термин «оператор судна» означает собственника судна, доверительного управляющего, фрахтователя судна без экипажа (на условиях бербоут-чартера) или любое другое физическое или юридическое лицо, на которое официально возложена ответственность собственника или фрахтователя судна без экипажа.

Судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Под эксплуатацией судна понимается комплекс действий по техническому обслуживанию судна, организации его страхования, ведению финансового планирования и отчетности, управлению экипажем, снабжению топливом, диспетчерскому оперированию и отфрахтованию.

Если собственник сам эксплуатирует судно от своего имени, он одновременно является и судовладельцем.

Если физическое или юридическое лицо осуществляет эксплуатацию судна на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или доверительного управления, то оно признается судовладельцем.

Законным основанием для эксплуатации судна от своего имени может быть также договор о представлении судна его собственником или лицом, имеющим на него право хозяйственного ведения, оперативного управления или доверительного управления, во временное пользование третьему лицу на условиях бербоут-чартера (представление судна, не укомплектованного экипажем, не снаряженного и не имеющего снабжения – «голого» судна). Судовладельцем выступает также лицо, фактически владеющее судном и использующее его на законном основании по договору фрахтования судна с экипажем на время (тайм-чартер).

3. Лизинг судов

Лизинг (финансовая аренда) — вид прямых инвестиций, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца передать данное имущество лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных в договоре финансового лизинга условиях во временное владение и пользование.

Лизингодатель оплачивает постройку (или покупку) судна для лизингополучателя. Лизинговые правоотношения кроме лизингодателя и лизингополучателя должны включать в себя еще один дополнительный субъект – продавца лизингового имущества (для нового судна – судостроительный завод). Лизинговую сделку составляют как минимум два обязательных договора – собственно договор лизинга и договор купли-продажи (судостроительный договор). При этом в судостроительном договоре заказчик судна – лизингодатель обязан предусмотреть положение о том, что судно строится специально для сдачи в лизинг. Лизингополучатель как пользователь судна играет определяющую роль в определении технических характеристик строящегося судна – предмета лизинга. Он обладает в отношении судна (его характеристик и качества) всеми правами и обязанностями фактического заказчика – покупателя имущества, хотя юридическим (формальным) заказчиком судна является лизингодатель.

По договору лизинга лизингодатель становится собственником построенного (или приобретенного) судна и обязуется предоставить лизингополучателю судно без экипажа за плату на определенный срок. В этом случае лизингополучатель становится судовладельцем (но не собственником).

Лизингополучатель в течение срока действия договора лизинга поэтапно выплачивает обусловленную договором стоимость судна, включающую в себя стоимость оборудования, затраты по привлечению кредитных средств банков, комиссию лизинговой компании.

Важной особенностью лизинговой схемы приобретения оборудования является отнесение всей суммы лизинговых платежей на себестоимость продукции лизингополучателя.

Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

В соответствии с действующим законодательством по отношению к оборудованию, передаваемому по договору финансового лизинга, применяется механизм ускоренной амортизации, что позволяет лизингополучателю существенно уменьшить сумму уплачиваемых налогов и сэкономить значительную часть финансовых средств.

Лизинг не требует от лизингополучателя единовременного отвлечения значительных оборотных средств, кроме выплаты в период строительства авансовых платежей в сравнительно небольшом размере. При этом построенное судно может служить достаточным обеспечением привлекаемых лизингодателем финансовых средств.

Договор лизинга обычно предусматривает, что по истечении срока его действия или до его истечения судно переходит в собственность лизингополучателя при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, рассчитанной с учетом амортизации оборудования.

Главными условиями регистрации судна в Реестре являются подтверждение об аннулировании предыдущей регистрации, если таковая имелась, а в случае бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) подтверждение в том, что право плавания под флагом другого государства приостановлено, а так же свидетельство о техническом состоянии судна выданное одним из классификационных обществ.

Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одно месяца со дня спуска его на воду, а приобретенного за пределами РФ судна – в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт РФ.

5. Флаг и национальность судна

6. Судовые документы

В международных конвенциях, Кодексе торгового мореплавания РФ и нормативных актах, изданных в их развитие, содержится ряд требований, обязывающих судно иметь определенные судовые документы, имеющие важное юридическое значение. От наличия на судне надлежащих судовых документов зависит возможность выхода судна в рейс. По данным, указанным в судовых документах, исчисляется размер взимаемых с судна сборов. Только при наличии необходимых документов возможна продажа – покупка судна и признание законности совершаемой сделки.

Судовые документы, и особенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное значение при судебном, административном и ведомственном разбирательстве связанных с мореплаванием происшествий и споров.

При проверке судна на соответствие требованиям безопасности мореплавания оно считается не отвечающим этим требованиям, если предусмотренные международными конвенциями судовые документы отсутствуют или срок их действия истек.

Документы, определяющие правовое положение судна

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Выдается органом, осуществляющим регистрацию судна .
Свидетельство о праве собственности на судно (бессрочное). Выдается одновременно со свидетельством о праве собственности на судно. Служит исключительным доказательством права собственности на судно. Выдается судам валовой вместимостью свыше 20 рег. т, внесенным в судовой реестр.

Документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации

Свидетельство о годности к плаванию. Выдается Российским морским регистром судоходства или признанным им зарубежным классификационным обществом сроком на пять лет с ежегодным подтверждением в пределах трех месяцев до или после истечения годичного срока со дня его выдачи. В нем указывается, в каких районах судно может плавать. Является одним из важнейших доказательств мореходности судна.

Мерительное свидетельство. Выдается инспекцией Регистра. Содержит сведения о чистой и валовой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы, определяется возможность прохождения судна через шлюзы и каналы.
Обмер судов производится в соответствии с правилами Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.
Для прохождения Суэцким и Панамским каналами выдаются специальные мерительные свидетельства.

Пассажирское свидетельство. Выдается Регистром судам, перевозящим более 12 пассажиров.

Свидетельство о грузовой марке. Выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Выдает Регистр судам валовой вместимостью свыше 150 рег. т сроком на пять лет. Удостоверяет, что нанесенные на бортах судна грузовые марки и минимальная высота его надводного борта удовлетворяют требованиям безопасности мореплавания.

Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью,
Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.
Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором –
выдаются органами технического надзора и классификации судов.

Судовое санитарное свидетельство о праве плавания. Выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации. Содержит заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.

Санитарная служба выдает также свидетельство о дератизации и свидетельство об освобождении от дератизации.

Судовая роль – список членов экипажа судна. Необходима для представления в органы портового надзора, таможенной и пограничной службы.

Свидетельство о минимальном составе экипажа.

Лицензия судовой радиостанции и (если судно имеет судовую радиостанцию). Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Документы, отражающие повседневную деятельность судна

Машинный журнал (для судов с механическим двигателем). Ведется вахтенным механиком под непосредственным контролем главного (старшего) механика. Отражает работу главного двигателя и других судовых механизмов, время получения и исполнения распоряжений с мостика о скорости, реверсах главного двигателя, подачу воды для тех или иных целей, прием и откачку балласта, расход топлива и смазочных материалов.

Радиожурнал. Ведет судовой радиооператор.

Санитарный журнал.

Журнал операций со сточными водами.

Журнал операций с мусором.

Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами. Ведется на судах, подпадающих под действие Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.

Промысловый журнал. Основной документ, служащий для учета и анализа промысла и работы добывающего судна. Записи ведет вахтенный помощник капитана. Ответственность за правильное и своевременное ведение промыслового журнала несет капитан судна.

Записи в журнале ведут с момента начала промысла до момента его окончания.

В журнале записывают порядковый номер траления, замета, постановки и т.д. орудий лова данного промыслового рейса, координаты места установки орудий лова; названия орудий лова (тралы – донные, придонные, разноглубинные, кошельковые невода, сети, яруса, ловушки и пр.), вид сетематериала, из которого они изготовлены, и минимальный размер ячеи в орудиях лова; продолжительность спуска орудия лова; продолжительность нахождения орудия лова на лову с момента окончания спуска до момента начала подъема его; продолжительность подъема трала или выборки других орудий лова; вес улова; название видов выловленной рыбы и других морепродуктов; курсы, глубины и скорость траления; время, затраченное на поиски рыбы и на переходы из одного квадрата в другой; потери промыслового времени по гидрометеорологическим и другим причинам; время, затраченное на выгрузку рыбы и получение снабжения.


Судно должно иметь и другие документы, предусмотренные правилами, изданными органом, осуществляющим технический надзор за судами.

Классификационное свидетельство удостоверяет, что корпус судна, его снабжение и устройства, главные и вспомогательные механизмы, котлы и воздухохранители освидетельствованы Российским морским регистром судоходства или другим классификационным обществом и признаны удовлетворяющими требованиям Правил Регистра, в результате чего судну присваивается класс Регистра. Класс свидетельствует о том, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности, что обеспечивает судовладельцу более выгодные условия страхования судна и его эксплуатации – возможность заключения договоров на перевозку грузов по более высоким ставкам.

Суда, подпадающие под действие международных конвенций, должны иметь документы, требуемые этими конвенциями, которые выдаются Морским регистром судоходства по уполномочию Правительства РФ.

Так, грузовые суда заграничного плавания в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74 должны иметь:
свидетельство о безопасности судна по конструкции;
свидетельство о безопасности судна по оборудованию и снабжению (спасательные средства и противопожарная защита);
свидетельство о безопасности по радиооборудованию.

Суда, на которые распространяется действие Конвенции МАРПОЛ, должны иметь Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

Рыболовный билет выдается капитану добывающего судна органами рыбоохраны. Он действителен в течение года со дня выдачи, а в следующие четыре года – после ежегодных продлений сроков действия. По истечении пяти лет действия билет подлежит замене на новый.

Билет дает право выхода в открытое море на промысел рыбы и других водных объектов. В случае нарушения правил рыболовства государственный инспектор рыбоохраны вправе изъять у капитана рыболовный билет.

При ведении промысла в территориальных водах, рыболовных или экономических зонах других государств капитан обязан иметь лицензию или другой разрешительный документ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: