Верна ли характеристика россии как правового государства

Обновлено: 18.04.2024

Фактически современная Россия является правовым государством. Это закреплено в первой статье Конституции РФ, согласно которой «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но так ли оно на самом деле? Можно ли назвать всю совокупность законов в современной России основой правового государства?
Есть три признака правового государства.
1. Верховенство права.
2. Незыблемость прав и свобод человека.
3. Разделение властей

Работа содержит 1 файл

Является ли Россия правовым Государством.docx

Является ли Россия правовым Государством?

Фактически современная Россия является правовым государством. Это закреплено в первой статье Конституции РФ, согласно которой «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но так ли оно на самом деле? Можно ли назвать всю совокупность законов в современной России основой правового государства?

Есть три признака правового государства.

1. Верховенство права.

2. Незыблемость прав и свобод человека.

3. Разделение властей

Разберём по порядку. Первый признак: верховенство права.

Тоесть все граждане должны соблюдать законы. Все без исключений. Но опять же, как происходит всё на самом деле. Приведём пример из тюремной практики: по идее, все, кто попадает в тюрьму – равны, но на практике это не так. Существуют так называемые «воры в законе» - они являются полноправными хозяевами не только бараков, но и тюрем. Если один из таких «хозяев» говорит: «Убить» - все, кого он приговорил – трупы. А тот, кто откажется выполнять это поручение, в лучшем для него случае будет избит, ну а в худшем…. ляжет рядом с ослушником.

Ещё один такой пример: армия.

Почему многие хотят «закосить» от армии? Все боятся произвола старших чинов. Пускай генералы говорят, что этого нет. А почему парень, которому до дембеля осталось пару месяцев, убегает из армии? Почему те, кто призван обучать, наставлять, помогать новобранцам, издеваются над ними? Они считают себя лучше других, не думая о том, что они коверкают жизнь парням.

Даже если подать в суд, шансов на выигрыш практически нет. Много ли за последние годы осудили офицеров? Так вот и получается, что перед законом все равны, но есть те, кто равнее остальных.

Второй признак: Незыблемость прав и свобод человека.

Согласно 17 статье Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В нашей стране эта статья в большинстве случаев выражается только на бумаге. Приведу такой пример: В США в Буша кидали тухлые яйца. И что? Он отряхнулся и пошёл дальше. А представьте если бы в нашего президента Путина запустили бы яйцами или другими продуктами? Охрана тут же возьмётся за оружие, шаг влево, шаг вправо – расстрел!

Итак, последний третий признак - это разделение властей.

Власть делится на три вида: законодательная, исполнительная и судебная. В функции законодательных органов входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Суд – это орган защиты права. Его задача не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих, а кто нарушил право.

По моему мнению, третий признак – единственный признак правового государства, который реально существует.

Итак, сложив все составляющие можно сделать вывод, что Россия не является на данный момент сформировавшимся правовым государством. Но находится на пути к его становлению. Чтож, надеюсь что ещё не всё потеряно!

Согласно Конституции - да, является, а если реально смотреть на вещи, то нет, не является.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Свободное функционирование различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство.
Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве.
Вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического характера. Реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы которая существует как норма.

Россия провозглашается правовым государством. Статья 1 Конституции РФ:

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Формально принимаются законы, идет пропаганда среди населения.
Но для большинства населения право - пустой звук. Слишком развит правовой нигилизм у нас в стране. Так же те права, котрые у нас гарантируются - ничем не обеспечены.

Деточка, это где же СОФИЗМЫ изучают?? ? Пока ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО это СОФИЗМ - чистой воды. И не только у нас, во всем мире.

Россия ни когда не была и не будет правовым государством! Кумовство и взяточничество началось в первобытные времена и будет продолжаться ВЕЧНО.

Алексей Соколов Ученик (113) 1. я свиней с вами не пас 2. вы не Кристина Куваева - что бы вас вообще шевелило это

Встречались отдельные мнения социологов и политиков других стран, что Россия вообще не является государством. Они считают, что это просто территория управляемая криминальной группировкой, имитирующей функции государства. Лично мне это кажется неверным. Наверно более правильным будет мнение одного из венгерских социологов, что Россия это все-таки государство, хотя и мафиозное.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

История развития России, как правового государства, насчитывает менее 20 лет - это небольшой срок, но за этот период был сделан огромный скачек от тоталитарного режима к демократическому. Отсчет можно вести с момента принятия первой российской Конституции - 1993 год. Тут нет опечатки, именно с Конституции 1993 года, так как все, принимаемые до этого Конституции, по большей части только декларировали права и свободы граждан, но имели минимальное практическое применение. До революции такое понятие, как правовое государство разрабатывалось учеными и мыслителями, но практического применения не находило.

В современном мире понятие правовое государство трактуется как характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. И если посмотреть Конституцию и законы РФ, то понятно, что все необходимые юридические составляющие есть.

1 пункт статьи 1 Конституции Российской Федерации гласит "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". В данном контексте правовое государство - это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в верховенстве Конституции и в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием.

Правовое государство обладает своими специфическими чертами, которые вычленяют его из ряда государств с другими формами организации государственной власти.

Основные особенности правового государства

Наличие правовых принципов и предписаний.

Вся структура органов государственной власти, а также все образуемые отношения основаны на принципах и механизмах правового дозволения и предписания. Ориентируясь на данные принципы государство выстраивает стратегию взаимодействия с человеком и с обществом.

Право и закон неразрывны.

Несмотря на расширенные формы законотворческих норм все они подчинены общим правилам по построению и юридической технике, основы которой предопределены правом. Также все нормы закона имеют четко определенные условия вступления в силу, порядку применения, а также охраны регламентируемых отношений.

Для правового государства не характерно наличие лишь предписаний.

В правовом государстве существует обширная база дозволений, без которых невозможно функционирование юридических лиц и учреждений, а также законного действия членов гражданского общества. Для правового государства характерно также понимание каждого индивидуума о необходимости применения установленных законом правил поведения, дабы не нарушать общественный порядок и не создавать предпосылки для юридического нигилизма.

Иерархия нормативных правовых актов.

Юридическая сила документов определяет их иерархию в общем правовом поле. На первом месте всегда выступает основной закон государства, остальные законы принимаются в соответствии с его дозволениями. Противоречие между нормативными правовыми актами и в отношении основного закона не допускается и пресекается.

Разделение ветвей государственной власти.

В соответствии с данной особенностью в государстве создается принцип сдержек и противовесов за счет разделения полномочий по управлению государственными делами. Деятельность каждой ветви власти контролируется и дополняется следующей и предыдущей ветвями власти. При этом каждая ветвь является независимой по отношению друг к другу.

Внедрение и соблюдение международно-правовых норм обязательных для всех субъектов права.

В случае наличия противоречий между правовой нормой государства и международной нормой применяется норма международного толка. Такое правило действует если государство подписало согласие на применение норм. Следует отметить, что государства стремятся присоединиться к установленным международно-признанным правилам и нормам.

Механизм защиты прав и свобод

Особенность правого государства проявляется и в остроте реагирование на нарушение законов, правил поведения и устоев гражданского общества. Для этих целей законодательно определен особый механизм воздействия на подобные предпосылки нарушения основ правового государства. Причем государство стремиться не только устранить возможное дальнейшее совершение нарушения закона, но и восстановить нарушенное право путем компенсационных механизмов.

Особенности статуса личности в правовом государстве

В отличие от других форм организации государственного устройство, правовое государство нацелено и направлено на развитие комплекса прав и свобод человека и гражданина. Стоит отметить, что это не значит отсутствие у граждан комплекса обязанностей.

Все обязанности для членов общества равны и соразмерны. Более того, в правовом государстве предусмотрены механизмы обеспечения гарантий по соблюдению прав и свобод, чего нельзя сказать о государствах с иной формой правления.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 19.10.2017

Виктория Вячеславовна Быстрова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без подза­конных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений.

В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Так как возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.

Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений.

Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.

В России и других странах, ставящих своей целью формирований правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными призывами и установками,

Среди других черт и особенностей правового государства следует указать на такие, как полная гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами.

Однако всегда ли это имело место в нашей стане? Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном в отношении власть имущих.

Вместе с тем определенные гарантии сохранялись и сохраняются и ношении прав и свобод остальных, «рядовых» граждан. В прежнем СССР и в современной России отнюдь не всегда формальной декларацией являлись и являются конституционные положения, закрепляющие равенство граждан перед законом, также их социально-политические и личные права и свободы. Это становится особенно очевидным тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользование достижениями культуры и др. Данные права в значительной мере гарантировались в СССР. В определенной мере они гарантируются для всех граждан и в современной России.

В то же время очевидным является и то, что в силу экономических социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.[2]

Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства у гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические последствия, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.[3]

В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Наличие их без сомнения свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии.

В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от не правового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковыусловия его формирования и функционирования.

Последнее является принципиально важным, особенно для современной России, равно как и для других стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных структур правового государства. Ибо если в стране нет реальных — объективных и субъективных условий для создания, а затем — нормаль­ного функционирования правового государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.

Что же собой представляют эти условия или предпосылки? С чем они связаны? Прежде всего, они ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.

Актуальными еще и поныне являются слова В.И.Ленина, сказанные вскоре после Октябрьской революции о том, что для участия масс в решении государственных и общественных дел «кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь».[4]

Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами: наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют,

Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождают такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.

Современная жизнь дает тему множество весьма печальных примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных людей.

Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они действуют в интересах всех слоев и классов общества, жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между различными институтами и людьми.

Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. «Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности».[5]

В настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

Заключение

Значительными вехами на пути к правовому государству стали конституция США 1787 г. и конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правового господства. Решающими факторами создания правового государства стали успехи формирования гражданского общества и общее достаточно высокое социальное и культурное развитие общества.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом.

Суть идеи правого государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организует и функционирует правовым способом, эта мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, говорится, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Список литературы:

1. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001

2. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С.
Теория государства и права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 624 с.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. — М.: Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред.
О. Е. Кутафина. — М.: Юрид. Лит., 1996. — 584 с.

4. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994. — 360 с.

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Фирма Гардарика, 1996. — 304 с.

6. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

[1] Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290

[2] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 264

[5] Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: