Правовое государство это детище буржуазной демократии

Обновлено: 01.05.2024

Рассматривая тему гражданского общества в прошлой статье, её логичным продолжением станет разговор о правовом государстве . У этих двух терминов есть определённые сходства и различия. Возникая на одном историческом этапе, они имеют схожую цель, создать такие институты, которые будут призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

"Считается, что основная функция государства — это защита личности, но, как показывает практика, нередко личность нуждается в защите от произвола самого государства". В. Зубков

"Считается, что основная функция государства — это защита личности, но, как показывает практика, нередко личность нуждается в защите от произвола самого государства". В. Зубков

Истоки идеи правового государства. Её развитие в нашей стране.

Те, кто внимательно читал прошлые статьи, смогут быстро догадаться, откуда же в этот раз "растут ноги".

Да, мы опять вернёмся к размышлениям мыслителей и видных деятелей древности .

С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности ( Сократ , Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

(!) Различные аспекты влияния идей античных мыслителей повлияли на последующую теорию правового государства.

Так ,например, Цицерон, сформировал важный правовой принцип, послуживший неким фундаментом для дальнейшей разработки идеи правового государства:

- " под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане".

Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы:

- "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами".

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием "Государство", "Политика", "Законы" и других проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-то властью", неизбежна "близкая гибель государства.

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием "Государство", "Политика", "Законы" и других проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-то властью", неизбежна "близкая гибель государства.

Заметное влияние идеи античных авторов оказали на последующие концепции. В условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма в странах Западной Европы, в эпоху буржуазных революций (XVII — начало XIX в.).

Работы Гроция , Монтескьё , Локка , Руссо , Канта , Гегеля проявляют существенную новизну позиции буржуазных мыслителей, которые, в отличие от античных авторов, рассматривают проблему политической свободы в ее отношениях, как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право.

Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

И. Кант, как и ряд исследователей той эпохи, полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами

И. Кант, как и ряд исследователей той эпохи, полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами

На рубеже 60-х — 70-х гг. XIX в. идеи правовой государственности начинают осваиваться и российскими правоведами. Профессор Петербургского университета Н.М. Коркунов был поборником строго соблюдения законов. «Каждый отдельный орган государственной власти имеет власть лишь в пределах закона». Решение же вопроса о законности действий органов власти, по его мнению, могло быть предоставлено только суду. Механизм обеспечения законности Коркунов связывает с разделением властей, с целью обеспечения свободы и взаимного сдерживания различных органов государственной власти.

Б. А. Кистяковский рассматривал правовое государство в контексте социального государства , считая, что эти два типа неразрывны.

Развитие отечественной концепции правового государства прекращается в советский период.

В это время все «юридические силы» нового государства критикуют «буржуазное правовое государство».

В силу различных конкретных обстоятельств, процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворяться в жизнь с принятием Конституции России 1993 г.

Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом , где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Народ, как источник власти, участвует в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).

Лишь при высоком уровне правовой и политической культуры, развитом гражданском обществе, возможно реальное обеспечение прав и свобод человека в государстве.

Правовое государство, в отличие от государства как такового связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Правовое государство, в отличие от государства как такового связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Основными признаками правового государства являются:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества;
  • деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
  • политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Подводя итог:

Концепция правового государства была заложена ещё в древности . Несмотря на то, что мыслители того времени были ещё далеки до полной картины сложившейся сегодня конструкции, их вклад бесспорен и был как нельзя актуален для своего времени.

Если говорить о периоде буржуазных революций , то те страны, в которых они происходили, достигли в результате разрушения старого феодально-патриархального порядка, возможности определения новой глобальной перспективы развития для себя.

Сформировавшийся новый тип государства, несмотря на многочисленные препятствия, возникавшие на его пути, во многом определил магистральную линию развития мировой цивилизации — путь к государству, основанному на гражданском обществе.

Впервые о необходимости создания правового государства в России было официально заявлено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.

Впервые о необходимости создания правового государства в России было официально заявлено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.

Исходя из опыта других государств, в Российской Федерации, проблема формирования правового государства остаётся актуальной на протяжении длительного времени. Переход от одного политического режима к другому, в том числе становление на рельсы рыночной экономики, дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, в основном охватывающей наиболее важные сферы государственной и общественной жизни.

Стоит заметить, что правовое государство живет в постоянном ритме обновления и развития законодательства. Особенно интенсивны эти процессы для государств, вставших на путь реформирования. Именно таким государством оказалась Россия после принятия Конституции РФ в 1993 году.

Правовое государство
1) могло ли человечество обойтись без государства как орудие управления, политики?
а) могло
б) немогло
в) история не дает на это ответа
2) достаточно ли в сравнительно развитом оббществе одних обычаев, традиций для установления порядка?
А) достаточно
б) недостаточно
в) это зависит от характера общества
3) закончите следующие определение: "государство - это
а) все, окружающее государя ( правителя)
б) форма организации общества, основной институт политической системы
в) единственный собственник всех средств производства
4) что включает в себя государство?
а) клубы
Б) спортивные общества
в) центральные органы власти
г) армию
д) творческие союзы
е) профессиональные союзы
ж) суды
з) полицию ( милицию)
и) советы предпринимателей
к) совет безопасности
л) местные органы власти
м) прокуратуру
5) закончите следующее утверждение:" поконституции российская федерация является:
а) социальным государством
б) правовым государством
в) смешаным гсоциолистическо-правовым государством
6) закончите определение правого государтсва:
правовое государство - это детище
а) буржуазной демократии
б) социалистической демократии
в) цивилизованного демократического общества западного типа
7) закончите следующую мысль: идея правого государства - принадлежность
а) европейской цивилизации в ее развитии от античности до наших дней
б) евроазиатской социалистической цивилизации
в) европейской буржуазной цивилизации
8) где можно найти истоки идеи правого государтсва?
а) в античном мире
б) в культуре нового времени
в) в политологии современности.

Ну, сколько можно-то!! ! Вам что, погуглить в лом?? ? У Вас же интернет под рукой! Развелось лодырей! Вместо того, чтобы сидеть на "ответах", займитесь учебой серьезней! А то потом удивляемся, почему в России такие хреновые специалисты!

Идея правового государства выдвигалась в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.
Не ссылаясь ни на какие источники, выскажу свое, чисто субъективное мнение:
Правовое государство – это утопия. Это – «Город Солнца» Томмазо Кампанелла.
И вот почему:
Под правовым государством в теории конституционного права принято считать общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов. Вот они:
1. Господство закона, т. е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т. е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц выносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.
2. Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей "собственностью", поскольку в основе закона лежит воля народа. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и человека. Гражданин, совершивший правонарушение, привлекается государством к юридической ответственности и может быть осужден. В этом проявляется ответственность гражданина перед государством. Но в этой связи есть и другая сторона. Государство, нарушившее право гражданина, принесшее ему вред (например, при незаконном аресте, осуждении) , должно также нести ответственность. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед Конституцией и законом все равны.
4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина - основа правопорядка. Лишь там, где соблюдаются права и свободы, общество гарантировано от произвола, репрессий, диктатуры кого бы то ни было. Одним из признаков правового государства является наличие в нем системы органов, обеспечивающих реализацию законности, охрану прав и интересов граждан, их юридическую защищенность от произвола государства и отдельных должностных лиц. Созданные на основе Конституции и других законов, эти органы действуют в строгих рамках их компетенции, в условиях демократии, гласности и социальной справедливости.
5. Разделение властей разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли - законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой "сдержек и противовесов", направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.
Все вышесказанное относится к понятию и признакам правового государства
Но… Где же Вы видели чтобы в буржуазном обществе государство не стояло на защите интересов крупных монополистов, «денежных мешков» ? Такого никогда не было и не будет!! ! Государство в буржуазном обществе призвано осуществлять политическое господство экономически господствующего класса. Это один из основных пустулатов марксизма. Разве олигархи и их ставленники в представительном органе при издании законов будут считаться с интересами народа? Нет!! ! «Денежные мешки «кроят» и лоббируют законы в интересах своих «работодателей» . Кто платит, тот и музыку заказывает – всем известная поговорка.
О современной России в этом аспекте говорить не хочется Это отдельная тема

Статья посвящена описанию урока-диспута по обществознанию по теме «Демократия. Правовое государство». Дано описание идеи урока, рассмотрен подробный ход занятия. Методика проведения подобного вида учебной деятельности может быть полезна с точки зрения формирования общих компетенций обучающихся.

Демократия – это власть народа, исходящая от народа и для народа.

Краткое описание идеи занятия

Формирование более комплексного представления о сути понятий «демократия» и «правовое государство»

Установление причинно-следственных связей между понятиями «демократия» и «правовое государство»

Развитие навыков грамотной устной речи, умение отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать свою позицию по тем или иным вопросам

Мотивационная часть

Перед началом урока обучающимся предлагается актуализировать знания по вопросу о том, что представляет собой демократия как историческое и общественно-политическое явление. Предлагается вспомнить, как и почему возникло определение демократии и какие изменения в сознании человека могли происходить и происходили с течением времени. Были ли эти изменения закономерными? Как менялось понимание сущности правового государства от эпохи к эпохе, от государства к государству? Ответы на эти и другие вопросы могут помочь студентам понять подоплёку и сущность изменений, связанных с трактовками демократии и правового государства.

Ожидаемые результаты

По итогам урока предполагается достижение следующих результатов:

Выявлять особенности демократии как политического режима;

Знать исторические формы демократии;

Рассуждать о закономерностях развития стран и регионов в связи и вне связи с концепциями правового государства и демократии;

Уметь видеть слабые стороны в аргументации собеседника, грамотно оппонировать.

Ресурсное обеспечение урока

Учебник А.Г. Важенин «Обществознание», пар. 7.4, 7.5.

Часть первая. Демократия.

Тезис: Власть принадлежит народу, народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей.

Проблема. Народ – это часть общества или всё общество в целом?

Тезис: Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.

Проблема. Меньшинство – это качественная или количественная характеристика? Может ли меньшинство становиться большинством (политический и националистический аспекты)? При каких условиях? Как с этим быть?

Тезис: Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения.

Проблема. Существуют ли границы, за которыми прекращается многообразие и начинается вседозволенность? Как измерить эти границы? Поддаются ли они в принципе логическому осмыслению?

Демократия, история и современность

Исторические формы демократии

равенство всех не только в политической,

но и в социально-экономической и

все люди равны перед законом

и одновременно неравны по отношению

Проблема. Какая из форм ближе к современному прочтению демократии?

принятие основных решений ___”___ выборными органами

всеми гражданами на выборах,

референдумах и т.п.

Проблема. Какой вариант наиболее применим и приемлем для современных Западных стран? Для России?

Возможное решение. Студенты предлагают альтернативные сценарии трансформации политических режимов в разных странах.

Проблема. Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральный путь развития общества?

Возможное решение. Студенты обосновывают оба тезиса, выдвигая аргументы и отвечая на контраргументы.

Проблема. Объясните смысл высказывания: Демократия – это наихудший способ управления государством, но ничего лучшего человечеством до сих пор не придумано. (У.Черчилль)

Часть вторая. Правовое государство.

Тезис: Правовое государство – это государство, где закон (право) выше любого должностного лица и все законы соответствуют конституции.

Проблема. Удачен ли термин «правовое государство»?

Возможное решение. Общим местом стало то, что нет государства без права, как и права без государства.

Тезис. Правовое государство – главное условие функционирования гражданского общества.

Проблема. Как вы можете разграничить понятия «правовое государство» и «социальное государство»? Тождественны ли эти понятия?

Тезис. Гражданское общество не входит в государство.

Проблема. Верен ли данный тезис? Если основа гражданского общества – полноправный гражданин, то как может гражданское общество не входить в государство?

Тезис. Признаки правового государства – частная собственность, демократия, правовая защищённость граждан.

Проблема. Может ли смысловое наполнение указанных признаков вступать в противоречие с повседневной действительностью? Приведите примеры из жизни, когда подобное может происходить.

Тезис. Правовое государство обеспечивает суверенитет народа.

Проблема. Народ – носитель высшей власти (суверенитет народа), справедлив ли данный тезис для всех демократий? Для исторических форм демократии? Для современных?

Далее предлагаются афоризмы для обсуждения.

Аристотель: Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

Локк: свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека».

Монтескьё: Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

Кант: государство – это «объединение множества людей, подчинённых правовым законам».

Дидро: Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти.

Маркс: Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчинённый.

Осуществляется обмен мнениями среди обучающихся. Преподаватель следит за тем, чтобы все реплики носили корректный взвешенный характер, не противоречили друг другу.

Ресурсное обеспечение урока (В качестве раздаточного материала предлагается студентам ближе к конку занятия, перед этапом рефлексии).

Декларация независимости США

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов 25 вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании – это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

После ознакомления с фрагментом Декларации аудитории предлагается вопрос для обсуждения:

Объясните, как в документе отразились теория естественных прав человека и идея правового государства? С чем связано появление у народа права «учредить новое правительство»?

Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Итоговая рефлексия. Выставление оценок.

Список литературы:

Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002.

Лесохина Л. Н. Урок-диспут. Л. 1995 г.

Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Тестовые задания. Правовое государство и гражданское общество.

1.)Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. учреждение Государственного совета;

2.проведение переписи населения;

3.создание обществ защиты прав потребителей;

4.проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2) Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права

3) Исключительным признаком правового государства является постулат:

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

4) В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти;

2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

5) Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

6) Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

7) Теорию разделения властей на три ветви создал :

8) Разделение властей необходимо для:

1. сосредоточение власти в одних руках.

2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов.

9) Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

10) Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

Задания. Гражданское общество. Правовое государство

Какой тезис относится к правовому государству?

1.Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2. Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

4. Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5. Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

6. Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

2. Работа с Конституцией РФ . - Используя Конституцию, выполните ряд заданий.

1. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

2. Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно.

3. Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ

4. Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное. государство с республиканской формой правления” .

3. В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве .

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

4 - В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: