Правовое государственное решение это определение

Обновлено: 02.05.2024

Государственное решение - тип управленческих решений, составляющих функцию государственной власти.

Государственное решение - это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Следует различать политические и административные решения.

Политические решения - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти.

Административные решения – это акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения - функция органов исполнительной власти и управления.

Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они - результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Государственное решение характеризуется, прежде всего, субъектом, принимающим решение (руководящий орган государственной власти: коллегиальный или индивидуальный - лидер); объектом, которому адресовано решение (нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в раз­личных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения).

Характеристики государственного решения:

1. Авторитет решения, что означает уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;

2. Диапазон решения, что характеризует политическое пространство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

3. Информационная обеспеченность решения, т.е. информационная база его принятия, в том числе научная;

4. Технология и стиль принятия решения - совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при формулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

5. Типы принятия решений - демократический или авторитарный;

6. Трактическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим основаниям:

1. По уровню субъектов в системе государственной власти и управления - решения федеральных, региональных и местных органов;

2. По характеру целей и задач - решения политические или административные, руководящие и исполнительские, стратегические или оперативно-тактические, общегосударственные или относящиеся к отдельным областям государственной жизни;

3. По сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государственного строительства и управления, культурного строительства и прочие;

4. По масштабам охвата объекта управления - решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микросоциальные (относящиеся к отдельным группам производственно-экономических и социальных коллективов);

5. По управленческим функциям - вопросам планирования, организации, контроля и др.

Субъектами управления решений в государственном управлении являются соответствующие органы, должностные лица.

Государственные решения долгосрочного действия: концепции и стратегии развития. Принципы иерархии и синхронизации государственных решений (национальный, региональный, муниципальный уровень, ведомства и территории, долгосрочные и краткосрочные программы).

Многообразие общественных отношений, требующих государственного вмешательства, порождает множество видов государственных решений и соответственно действий властного характера. В управленческой деятельности, как правило, решаются задачи двух типов: оригинальные (нетривиальные) и однотипные, повторяющиеся. Отсюда и решения, которые приходится находить и брать ответственность за их принятие и непосредственное исполнение, также могут быть оригинальными либо типичными. Оригинальные задачи не поддаются унификации и стандартизации в полном объеме. Но для них могут быть применены общие принципы решения управленческих задач. В большинстве случаев целесообразно стандартизировать как технологию решения повторяющихся однотипных задач, так и формы предоставления информации.

Государственные решения бывают в известной мере политическимии административными. Первые принимаются по наиболее важным общественно значимым проблемам политическим руководством, т.е. высшими органами государственной власти, либо руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, председатель правительства, председатели палат парламента, руководители законодательных и исполнительных региональных органов власти, министры и некоторые другие).

Политические решения составляют первичный уровень государственных решений, тогда как административные решения являются вторичными, имеющими подчиненно-вспомогательное значение. Административные решения производны от политических в том смысле, что они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительная особенность государственных решений административного уровня в том, что они имеют, как правило, обезличенный характер.

В их подготовке, принятии и выполнении участвует большое число специалистов разного профиля и поэтому их авторство не связывают с именем конкретного госслужащего. Хотя в своем большинстве эти решения подготавливаются конкретными людьми, их личными решениями частного характера они не могут быть, так как принимаются от имени государственных органов. Отсюда возникает задача их юридического закрепления в надлежащей форме.

Классификация государственных решений позволяет систематизировать их по различным основаниям, например, по субъектам управления, времени и сфере действия, содержанию и форме и т.д.

Обобщая существующие данные, государственные решения можно классифицировать следующим образом:

1. По субъектам управления:

а) общенародные (выборы, референдум);

б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные;

в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти;

г) единоличные, коллегиальные.

2. По целям и времени действия - стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные).

3. По масштабу действия - общегосударственные; локальные (в пределах административно-территориальной единицы); внутриведомственные; межведомственные.

4. По нормативной природе - общие (нормативные), частные (ненормативные).

5. По юридической силе - высшие (конституционные), законодательные; подзаконные.

6. По видам государственного управления - гражданские, военные.

7. По формам правовых актов:

- законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации);

- указы (царские, президентские);

- постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры);

- распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти);

- приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные);

- санкции (следственных, прокурорских органов);

- указания, предписания, инструкции и т.д.;

- программы, декларации, положения, уставы;

- межгосударственные договоры и соглашения.

8. По порядку принятия - способу оформления и придания юридической силы:

- первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.);

- вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.).

9. По методам разработки - типичные (аналогичные), нетипичные (оригинальные).

10. По содержанию - политические, административные, экономические, организационные, технологические и др.

11. По форме изложения - письменные, устные.

12. По механизму действия - прямого (непосредственного) действия, рамочные (отсылочного характера).

13. По значимости для исполнения - обязательные, рекомендательные.

14. По характеру воздействия - стимулирующие, протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др.

15. По степени публичности (открытости) - общего пользования, служебного пользования, секретные, совершенно секретные.

Государственные решения - это разновидность управленческих решений, обеспечивающих реализацию функций государственного управления.

Государственные решения - это результат выбора и обоснования определенных программ действий органов государственной власти, ориентированных на достижение целей развития общества.

Сущность и характеристики государственных решений

Государство обеспечивает реализацию государственного управления развитием страны в социально-экономическом плане. Практическую основу реализации государственного управления формируют различные государственные решения, принимаемые органами государственного управления и должностными лицами государственного управления для решения определенных проблем.

Основной характеристикой государственных решений выступает субъект, ответственный за принятие этого решения. В качестве такого субъекта могут выступать органы государственного управления, в рамках которых решение может быть принято коллегиальным или индивидуальным образом. В последнем случае речь идет о принятии решения руководителем или иным лидером органа государственного управления. Также отличительной характеристикой государственных решений выступают их объекты, то есть те, в адрес кого принимаются государственные решения. В качестве объектов в этом случае могут выступать органы государственного и муниципального управления различного уровня, разнообразные социальные группы, общественные политические объединения и так далее.

Помимо этого, к характеристикам государственного решения относятся следующие:

  • во-первых, авторитетность решения, выражающаяся в признании легитимности и обоснованности действий субъекта государственного управления, ответственного за принятие государственного решения;
  • во-вторых, диапазон решения, характеризующий то политическое пространство, в рамках которого осуществляется реализация этого решения, а также объем задач, который охватывается государственным решением. Следует отметить, что политические решения преимущественно носят многоцелевой характер;
  • в-третьих, информационная обеспеченность государственного решения, подразумевающая необходимость формирования информационной базы, обеспечивающей научную, логическую, иную основу принятия государственного решения;
  • в-четвертых, стиль и технология принятия государственного решения, представляющие собой совокупность приемов и методов, обеспечивающих подготовку и принятие государственного решения, способов сбора и обработки информации, обеспечивающих основу этого решения, порядок обсуждения альтернатив и выбор приоритетной из них;
  • в-пятых, типы принятия государственных решений, подразделяющиеся на авторитарные и демократические;
  • в-шестых, практическая значимость государственного решения.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды государственных решений

Государственные решения делятся на два основных вида:

  1. Политические решения, представляющие собой концентрированное выражение политического управления страной. Этот вид решений находится в подчинении к осуществлению общих интересов и общих целей развития общества. Принятие решения на любом уровне власти оказывает влияние на государственные интересы и осуществление государственной власти;
  2. Административные решения, представляющие собой акты управленческих действий, обеспечивающие функционирование видов социальной, производственно-хозяйственной, культурной жизни населения и практической деятельности хозяйствующих субъектов. Административные решения являются воплощением реализации функции исполнительных органов власти.

Указанные виды государственных решений имеют существенные отличия. Политические решения имеют прямую или косвенную адресацию в отношении определенных общественных групп населения, выступая инструментом регулирования отношений между группами населения, а также способом выражения и реализации интересов и целей социального характера. Политические решения представляет собой результат функционирования субъектов политической власти и политического управления. Согласно принципу приоритетности государственной политики управленческие решения политического характера признаются доминирующими по сравнению с административно-управленческими решениями.

Всю совокупность государственных решений можно классифицировать по ряду признаков:

  • во-первых, в соответствии с уровнем субъектов принятия государственных решений в системе органов государственного управления решения делятся на федеральные, региональные, местные;
  • во-вторых, в соответствии с характером цели и задач государственные решения делятся на административные и политические, руководящие и исполнительские, стратегического характера и оперативно-тактического характера, общегосударственные и регулирующие отдельные сферы человеческой жизнедеятельности и направления государственного управления;
  • в-третьих, в соответствии со сферами жизнедеятельности общества государственные решения могут быть хозяйственно-экономического, социального, проблемного, культурного и иного характера;
  • в-четвертых, в соответствии с масштабами охвата объекта управления государственные решения делятся на общеполитические и системные, макросоциальные, макроэкономические и так далее;
  • в-пятых, в соответствии с управленческими функциями государственные решения делятся на организационные, планирующие, контрольные и прочие.

Примеры государственных решений

В качестве практического воплощения государственных решений можно привести следующие примеры, в частности, государственные программы занятости населения, обеспечения жильем, инноваций, оказания социальной государственной поддержки, военные стратегии, социально-политические концепции развития государства, законодательные акты, принимаемые различными органами государственного управления, президентские указы и так далее. Также воплощением государственных решений являются постановления правительства, распоряжения и приказы отдельных министерств и ведомств.

Государственные решения – это действия органов государственного управления по выбору и обоснованию определенных шагов, направленных на достижение целей общественного развития.

Понятие государственного решения

Осуществление государственного управления представляет собой совокупность государственных решений, принимаемых и исполняемых органами государственного и муниципального управления, при условии делегирования последним части государственных полномочий.

Отличительной особенностью государственного управления является то, что принимаемые государственные решения касаются не одного человека, а общества в целом. Принятие государственных решений осуществляется в условиях проблемных ситуаций. Возможность принятия государственных решений определяется наличием соответствующих полномочий у органов государственного управления и должностных лиц, сопровождающихся ответственностью за реализацию этих полномочий.

Государственные решения представляют собой выбор из различных альтернатив наилучшего варианта, способного обеспечить максимально эффективное решение проблем общественного развития.

Государственные решения отвечают следующим свойствам:

  • во-первых, государственные решения характеризуют юридическую значимость предписанных органам государственного управления действий. Меры, установленные государственными решениями, имеют обязательный для исполнения характер. Государственные решения в качестве властного акта устанавливают обязательства, предписания, запреты, разрешения, поощрения, наказания и так далее;
  • во-вторых, государственные решения ориентированы на достижение нескольких целей, связанных между собой;
  • в-третьих, для государственных решений характерно наличие определенных правил, регулирующих их разработку, принятие, вступление в силу, изменение или отмену;
  • в-четвертых, государственные решения обеспечивают необходимое взаимодействие с различными заинтересованными лицами. Принятие государственных решений характеризуется адресностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные решения классифицируются по различным основаниям:

  • в соответствии с субъектом управления государственные решения могут быть общенародными, то есть принимаемыми в ходе выборов и референдумов, федеральными, региональными, местными, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, единоличными или коллегиальными;
  • в соответствии с критериями целей и времени действий государственные решения могут быть стратегическими, то есть носить долгосрочный характер, тактическими, то есть носить среднесрочный характер, оперативными, то есть решаться в краткие сроки;
  • в соответствии с критерием масштаба действий государственные решения могут быть общегосударственными, локальными, внутриведомственными, межведомственными;
  • в соответствии с критерием нормативной природы государственные решения могут быть общими или нормативными и частными или ненормативными;
  • в соответствии с критерием юридической силы государственные решения могут быть высшими или конституционными, законодательными, подзаконными;
  • в соответствии с критерием содержания государственные решения могут быть политическими, экономическими, административными, технологическими, организационными и так далее;
  • в соответствии с критерием значимости для исполнения государственные решения могут быть обязательными и рекомендательными;
  • в соответствии с критериями характера воздействия государственные решения могут быть стимулирующими, протекционистскими, мотивационными, ограничительными, запретительными и так далее;
  • в соответствии с критерием формы правовых актов государственные решения могут быть законами, указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, приговорами, санкциями, указаниями, предписаниями, инструкциями, программами, декларациями, положениями, уставами, межгосударственными договорами и соглашениями;
  • в соответствии с критерием публичности и открытости государственные решения могут быть общего и служебного пользования, секретными и совершенно секретными.

Порядок исполнения государственных решений

Важнейшим этапом государственного управления выступает этап исполнения государственных решений. Значимость государственных решений определяется не столько их содержанием, сколько тем насколько эффективно и полноценно они реализуются, к каким последствиям приводит их исполнение.

Процесс исполнения государственных решений носит материальный характер.

Исполнение государственных решений – это осуществление практической деятельности по реализации государственного управления.

Ответственность за исполнение государственных решений возлагается на конкретные органы государственного управления, их должностных лиц, иных субъектов.

Исполнение государственных решений предполагает осуществление последовательных действий, направленных на воплощение их содержания на практике, получение планируемых результатов, оценку достигнутых результатов.

Результативность исполнения государственных решений напрямую зависит от четкости определения органов и должностных лиц, ответственных за данный процесс.

Исполнение государственных решений требует построения четкого плана действий, наличия ресурсов, необходимых для полноценного исполнения ресурсов, контроля объектов, вовлекаемых в исполнение государственных решений.

Исполнение государственных решений должно отличаться гибкостью, поскольку, если этот процесс в ходе своей реализации начинает наносить вред и ущерб общественным отношениям, необходимо предпринимать меры, направленные на минимизацию ущерба и вреда.

Эффективность действий органов государственного управления и должностных лиц по исполнению государственных решений оценивается на этапе контроля этих решений, когда достигнутые показатели сравниваются с запланированными, оцениваются полученные экономические и социальные эффекты.

Государственные решения – это вид управленческого решения, посредством которого реализуются функции государственной власти.

Понятие и сущность государственных решений

Государственные решения представляют собой результат выбора и обоснованного подхода к выработке проекта действий органов государственной власти, ориентированных на достижение целей общественного развития.

Государственные решения являются результатом работы органов государственного управления, одновременно формирующим план их действий на будущее.

Государственные решения выступает инструментом реализации стратегии развития страны в социально-экономическом плане. Государственное решение регулирует разнообразные аспекты общественной жизнедеятельности, определяя будущее общества.

Классификация государственных решений и их виды

Многообразие государственных решений определяет разнообразные подходы к их классификации. В качестве критериев классификации государственных решений могут использоваться субъекты управления, цели и время действия, масштабы действия, нормативная природа, юридическая сила, формы правовых актов, содержание, значимость для исполнения, характер воздействия, степень публичности или открытости.

В соответствии с критерием субъектов управления государственные решения делятся на:

  • государственные решения общенародного характера, принимаемые по результатам выборов и референдумов;
  • федеральные и региональные государственные решения, а также местные в отношении делегированных государственных полномочий;
  • государственные решения, принимаемые отдельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной;
  • единоличные и коллегиальные государственные решения.

В соответствии с критерием цели и времени действия государственные решения делятся на:

  • государственные решения стратегического или долгосрочного характера;
  • государственные решения тактического или среднесрочного характера;
  • государственные решения оперативного или краткосрочного характера.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с критерием масштаба деятельности государственные решения делятся на:

  • общегосударственные;
  • локальные, то есть действующие в пределах конкретной административно-территориальной единицы;
  • внутриведомственные;
  • межведомственные.

В соответствии с критерием нормативной природы государственные решения делятся на:

  • нормативные или общегосударственные решения;
  • ненормативные или частные.

В соответствии с критерием юридической силы государственные решения делятся на:

  • конституционные или высшие государственные решения;
  • законодательные государственные решения;
  • подзаконные государственные решения.

В соответствии с критериями содержания государственные решения делятся на:

  • политические государственные решения;
  • административные государственные решения;
  • экономические государственные решение;
  • организационные государственные решения;
  • технологические государственные решения и так далее.

В соответствии с критерием значимости для исполнения государственные решения делятся на:

  • государственные решения обязательные к исполнению;
  • государственные решения, носящие рекомендательный характер.

В соответствии с характером воздействия государственные решения делятся на:

  • стимулирующие государственные решения;
  • протекционистские государственные решения;
  • мотивационные государственные решения;
  • ограничительные государственные решения;
  • запретительные государственные решения и так далее.

В соответствии со степенью публичности государственные решения делятся на:

  • государственное решение общего пользования;
  • государственные решения служебного пользования;
  • секретные государственные решения;
  • совершенно секретные государственные решения.

Формы государственных решений

Государственные решения получают практическое воплощение в разнообразных формах, в соответствии с которыми могут иметь следующие разновидности:

  1. в форме законов. Законы могут быть конституционными, кодексами, федеральными, регионального уровня;
  2. в форме указов. Указы могут быть президентскими, высших должностных лиц региональных органов власти;
  3. в форме постановлений. Постановления могут издаваться правительством, судами, прокуратурой;
  4. в форме распоряжений. Распоряжения могут издаваться правительством и президентом, руководителями органов государственной власти;
  5. в форме приказов;
  6. в форме приговоров;
  7. в форме санкций;
  8. в форме указаний, инструкций, предписаний;
  9. в форме программ, деклараций, положений, уставов;
  10. в форме международных договоров и соглашений.

Особенности государственных решений

Государственные решения занимают определенное специфическое место в системе управленческих решений. Они отличаются собственными характерными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, государственные решения, принимаемые органами государственного управления, которые характеризуют юридическую значимость действий, предписываемых ими. Фактически государственные решения устанавливают меры, которые носят обязательный характер для исполнения. Государственное решение в качестве властного акта обязывает, запрещает, прекращает, поощряет, приписывает, уполномочивает, поощряет, наказывает;
  • во-вторых, государственные решения, ориентированные на достижение нескольких целей, находящихся во взаимосвязи между собой;
  • в-третьих, порядок разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения поправок и отмены государственных решений подпадает под действие системы правил, определяющих данные процессы;
  • в-четвертых, принятие и реализация государственного решения предполагает осуществление взаимодействия с разными заинтересованными лицами. Процесс принятия государственных решений характеризуется адресным характером.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09.02.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Государственное решение - тип управленческих решений, составляющих функцию государственной власти.

Государственное решение - это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Политические решения - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти.

Административные решения – это акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения - функция органов исполнительной власти и управления.

Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они - результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Государственное решение характеризуется , прежде всего, субъектом, принимающим решение (руководящий орган государственной власти:

· коллегиальный или индивидуальный - лидер);

· объектом, которому адресовано решение (нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в различных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения).

Характеристики государственного решения:

1. авторитет решения, что означает уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;

2. диапазон решения, что характеризует политическое пространство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

3. информационная обеспеченность решения, т.е. информационная база его принятия, в том числе научная;

4. технология и стиль принятия решения - совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при формулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

5. типы принятия решений - демократический или авторитарный;

6. практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим основаниям:

1. по уровню субъектов в системе государственной власти и управления - решения федеральных, региональных и местных органов;

2. по характеру целей и задач - решения политические или административные, руководящие и исполнительские, стратегические или оперативно-тактические, общегосударственные или относящиеся к отдельным областям государственной жизни;

3. по сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государственного строительства и управления, культурного строительства и прочие;

4. по масштабам охвата объекта управления - решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микросоциальные (относящиеся к отдельным группам производственно-экономических и социальных коллективов);

5. по управленческим функциям - вопросам планирования, организации, контроля и др.

Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента РФ по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства РФ, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Решения на региональном уровне формулируются в виде законов, принимаемых представительными органами власти, конституций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.

Управленческие решения (политические или административные) по сути своей сводятся к действиям по осуществлению избранных целей. Выбор целей - отправной пункт в разработке и принятии любого решения.

  • элемент мыслительной деятельности управляющего субъекта;
  • внутренний побуждающий мотив действия;
  • идеальный образ желаемого результата управляющего воздействия государственного субъекта на объект (общество, отдельные социальные группы, индивиды).

Цель формируется под влиянием господствующих ценностей, выражает определенный замысел, идею, аккумулирует известные знания об управляемой системе и данные опыта управления. Цели разнообразных текущих решений исполнительных органов мотивируются установками вышестоящих организаций, здравым смыслом управляющих и повседневными потребностями людей.

Управленческие цели классифицируются по многим основаниям:

1) по уровню на шкале общественно-политических ценностей - высшие цели и цели обыденной практики;

2) по степени общности - общенародные (общегосударственные), национальные, классовые, групповые (корпоративные), коллективные, индивидуальные;

3) по значимости сфер жизнедеятельности общества - экономические, социальные, политические, культурологические, конфессиональные;

4) по временным параметрам - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие;

5) по актуальности - требующие безотлагательного осуществления, независимо от ситуации и актуализированные сложившейся ситуацией;

6) по достижимости - реально достижимые и возможно (теоретически) выполнимые и т.д.

Ранжирование целей - неотъемлемый, существенный аспект разработки решений.

Типология целей предопределяет различие видов решений. Например: общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий.

Основу государственного управления составляет государственная политика. Политическое руководство - высший уровень (по значимости) управления. Поэтому сердцевину государственного решения в его обобщенном, типологическом понимании образует выбор политического курса - государственной стратегии.

Политический выбор - это определение общих долговременных целей, основных задач деятельности государства на данном историческом этапе его существования и развития.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: