Какие точные короткие характеристики дает гобсеку адвокат дервиль

Обновлено: 25.04.2024

История создания повести . Повесть «Гобсек» является составной частью «Человеческой комедии». Бальзак придавал произведению большое значение, о чём свидетельствует усердие в шлифовании текста (напечатано три варианта).

В 1830 году О. де Бальзак написал очерк о ростовщике. Затем включил этот очерк в повесть об аристократах «Опасность распущенности», в которой основное внимание уделил семье де Ресто. В первом варианте отмечались положительные черты ростовщика Гобсека, который помог адвокату Дервилю, простил долг бедной девушке Фанни Мальва, спас семью де Ресто от разорения, а в финале даже стал депутатом. Первый вариант повести делился на разделы: «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». Эти названия подчёркивали главные тематические линии произведения.

Второй вариант произведения, написанный в 1835 году, назывался «Батюшка Гобсек». Здесь автор лишил ростовщика многих положительных черт, изменил финал, сосредоточив внимание на болезненном стремлении героя к обогащению.

В 1848 году повесть получила название «Гобсек» и вошла в «Сцены частной жизни» «Человеческой комедии».

Сюжет и композиция . Бальзак первым из писателей обратился к исследованию власти денег над судьбой человека.

Повесть «Гобсек» состоит из трёх историй. Прежде всего, это история рассказчика, адвоката Дервиля, который помог виконтессе де Гранлье вернуть своё состояние, отобранное во время революции, и хочет послужить её семье ещё раз, поспособствовав Камилле в её намерении выйти замуж за молодого графа де Ресто. Вторая — центральная — история о старом ростовщике Гобсеке, с которым судьба связала Дервиля. История Гобсека — это рассказ в рассказе, где очень точно расставлены действующие лица.

Наконец, это трагическая история семьи де Ресто. Графиня, отдав все деньги своему порочному поклоннику Максиму де Траю, совершает преступление, чтобы обеспечить своих младших детей, которым старый граф де Ресто не был отцом.

Все эти истории связаны не только образом рассказчика Дервиля, но и темой — власть денег над человеком.

Оноре де Бальзак использовал в произведении кольцевую композицию.

Система образов . О необыкновенной фигуре Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а стряпчий Дервиль в салоне виконтессы де Гранлье. Слушатели, члены семьи виконтессы, которая по богатству и знатности рода была одной из самых влиятельных дам в Сен-Жерменском предместье, прерывают рассказ и раздумья Дервиля короткими и немногочисленными репликами. Разговор в гостиной происходит зимой 1829— 1830 годов.

За несколько лет до того вряд ли виконтесса стала бы слушать о каком-то ростовщике. Теперь все заинтересованы тем, о чём говорит Дервиль. Ростовщик становится ключевой фигурой экономической жизни, так как идёт перераспределение богатств от дворянского общества к буржуазии. Из третьего сословия вырастают энергичные люди с деловой хваткой. История о Гобсеке поражает воображение слушателей, приоткрывает им совсем иной мир.

Дервиль — выходец из демократической среды, юрист. Он порядочный, честный человек, и автор симпатизирует ему: «Этот стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный и с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье он достиг почёта и клиентуры в лучших домах Сен-Жерменского предместья, но не воспользовался их благоволением, как это сделал бы какой-нибудь честолюбец». Дервиль выносит на суд людской жизненную историю Гобсека, которого близко знал более десяти лет и по-своему уважал: «Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька. разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали. »

В начале повести стряпчий говорит: «Пора мне, виконтесса, рассказать одну историю, которая заставит вас изменить ваш взгляд на положение в свете графа Эрнеста де Ресто». Виконтесса поняла, что рассказ для неё будет интересен, так как речь идёт о судьбе её дочери Камиллы, влюблённой в графа Эрнеста. Повод к рассказу Дервиля о Гобсеке — его желание открыть глаза виконтессе на истинное положение молодого графа: счастье Камиллы ещё недавно зависело от Гобсека. Но так как он умер, господин де Ресто скоро вступит во владение «превосходным состоянием».

Кадр из фильма «Гобсек», 1987 (режиссёр А. Орлов, Гобсек — актёр В. Татосов, Графиня де Ресто — актриса А. Будницкая)

Имя главного героя повести Бальзака не случайно. Оно передаёт сущность героя. «Гобсек» в переводе означает «живоглот», «кулак», «сухоглот». По сюжету Гобсек всю свою жизнь поглощал, собирал золото, но и золото поглощало его.

В портрете героя автор использует яркие эпитеты и метафоры. Облик Гобсека сравнивается с лунным светом, с чем-то неживым, холодным. Главная краска в описании героя — жёлтая, что символично: это цвет золота.

Скупость — основная черта Гобсека. Он был скуп даже на движения. Главный его жизненный принцип — экономия, экономия даже энергии. Результат — тихая жизнь. В нём уснуло всё человеческое, всё живое. Его душа превратилась в слиток металла. Только «к вечеру он превращался в обыкновенного человека, а слиток металла в его груди становился человеческим сердцем».

Для Гобсека не существует никаких нравственных понятий. Он ничему не верит. Золото — бог его мира. Единственным занятием Гобсека было то, что он из денег делает деньги.

Гобсек — не единственный в своём роде человек. Таких людей, как он, около десяти в городе. В определённые дни они встречаются в кафе «Фемида», беседуют, раскрывают друг другу финансовые тайны. В их руках судьба всего Парижа. И, как признаётся Гобсек Дервилю, они «властители ваших судеб — тихонькие, никому не ведомые». Это новые хозяева жизни.

В Гобсеке уживаются беспомощность, старческая немощь и неимоверная энергия, которая направлена лишь на увеличение дохода. Своё понимание жизни он излагает с непоколебимой убеждённостью: всё в мире иллюзия и суета, всё фальшь, «из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это золото». Дервиль замечает о нём: «Никогда ещё в своей юридической практике я не встречал такого удивительного сочетания скупости со своеобразием характера». «В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное». Гобсек, по словам Дервиля, ненасытный удав, а «если отбросить его финансовые принципы и его рассуждения о натуре человеческой, которыми он оправдывает свои ростовщические ухватки, то я глубоко убеждён, что вне этих дел он человек самой щепетильной честности. ».

Сам Дервиль ценил и уважал Гобсека, видел в нём и положительные качества. Это проницательный ум, порядочность, честность, сочувствие к бедным, способность разглядеть социальное неравенство, увидеть принципы взаимоотношений между людьми, оценить законы и мораль эпохи. Гобсек мог оценить красоту драгоценных камней, но не сумел понять смысла и назначения жизни, прежде всего своей собственной.

Кадр из фильма «Гобсек», 1987 (режиссёр А. Орлов, Гобсек — актёр В. Татосов)

Низкие качества (холодность, неподвижность, скупость, бездушие, хитрость, эгоистичность) преобладают в Гобсеке, заглушают остатки человеческого тепла. В центре внимания автора оказывается своеобразный феномен: «скупость, превратившаяся в безотчётную, лишённую всякой логики страсть».

Скупость становится причиной деградации личности героя. С годами Гобсек исхудал, высох, почернел. Жадность на пороге смерти превращается в сумасшествие. В последние минуты его жизни Бальзак открыто говорит, что усилия Гобсека оказываются напрасными. Продукты, которые в изобилии хранятся в его доме, превратились в труху. Его деньги разлетелись по ветру. Он оставил завещание на имя племянницы, которая страшно бедствовала и, не выдержав, покончила с собой.

Гобсек боялся, что его жизнь попадёт в зависимость от коголибо, и не понимал, какую губительную власть имели над ним деньги, бесчисленное количество которых разрушило в нём всё человеческое. Кажущееся всесилие золота он принимал за единственное сущее. Однако истории графа де Ресто, Максима де Трая и самого Гобсека доказывают, что богатство бессильно, оно не способно создать ничего действительно духовного, истинно человеческих ценностей. Поэтому, посвятив свою жизнь ложному кумиру и называя её блистательной, Гобсек становится «золотым истуканом», «человеком-автоматом», «человеком-векселем».

Дервиль произносит: «Хоть я поставил себе целью изучить его, должен, к стыду своему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками». Раскрывает сущность Гобсека вся структура произведения, в котором характер героя, разные его начала соотносятся с судьбой целого сословия в настоящем и будущем. В настоящем буржуазия переживает «пору цветения» и выдвигает из своей среды фигуры недюжинные, которые отличает сила, энергия. Но в то же время у них нет перспективы. Гобсек, умирая, на коленях ползёт к камину, где в золе погребены последние поступившие к нему золотые монеты, граф де Ресто и после смерти скрюченными пальцами сжимает бумаги о делах своего состояния. Сцены смерти обоих этих героев доказывают мысль о бессмысленности накопительства.

В образе главного героя Бальзак соединил черты реализма и романтизма. Правдоподобность, которая проявляется в описании, например, механизма получения денег в долг, размера процентов, и типизация в создании образов указывают на реалистическую основу повести. Одиночество и загадочность богача — в повести точно не сообщается, кто такой Гобсек, откуда приехал, где нажил свой огромный капитал, — контраст в его действиях и суждениях подчёркивают романтическое начало произведения.

1. Дервиль говорит о Гобсеке, что «в нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов.

2. Выпишите из повести фразы, характеризующие мировоззрение Гобсека. Какие черты его личности они раскрывают?

3. Так ли однозначен образ Гобсека? Какими положительными качествами наделяет его автор? Составьте схему, содержащую характеристику личности Гобсека.

4. Сравните Гобсека в начале повести и в её конце. Что изменяется в герое? Каково авторское отношение к Гобсеку?

5. Какие поступки совершают другие герои повести ради денег? Покажите пагубность влияния золота на Максима де Трая, мать и отца графа де Ресто. Как к этим людям относится рассказчик?

6. В молодости, выслушав исповедь Гобсека, Дервиль с ужасом думал: «Да неужели всё сводится к деньгам?» Исходя из содержания повести, напишите небольшое рассуждение, в котором содержится ответ на вопрос Дервиля.

7. На каких литературных героев похож Гобсек? Разработайте план сравнительной характеристики Гобсека и этих литературных героев.

8. Почему повесть «Гобсек» является произведением критического реализма?

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. От чьего имени ведется рассказ в повести "Гобсек"?

Вопрос 2

Как относился Гобсек к своим наследникам?

Вопрос 3

Что "папа Гобсек" считал своей "самой дорогой ценностью"?

  • Безупречно точные весы.
  • Смерть А. Пушкина
Вопрос 4

Какие точные короткие характеристики дает Гобсеку адвокат Дервиль?

  • Человек-автомат", "человек-вексель", "золотой идол".
  • Три сестры", "Дядя Ваня"
Вопрос 5

Что Гобсек считал в жизни наилучшим учителем?

Вопрос 6

Как Гобсек ради шутки иногда называл Дервиля?

Вопрос 7

Что Гобсек называет основой "нового общественного порядка", его душой?

  • Власть и утеху; "золото - вот душа нашего нынешнего общества".
  • Наполеон
Вопрос 8

Попробуйте как можно точнее передать, что говорит о цвете лица Гобсека Дервиль, описывая портрет ростовщика.

  • Месячный лик", "желтоватая бледность лица цвета серебра, из которого облупилась позолота".
  • "Старая", "вошь".
Вопрос 9

Как прозвали ростовщика его клиенты? Почему?

  • "папа Гобсек"; ". от любви к парадоксам или для насмешки".
  • Врачом.
Вопрос 10

С чем сравнивает адвокат "бесшумную" жизнь Гобсека?

  • С тем, как сыплется песок в старинных песочных часах
  • Ты был голодный
Вопрос 11

В описании внешности Гобсека Бальзак сравнивает его глаза с глазами зверька. Какого именно?

  • В описании внешности Гобсека Бальзак сравнивает его глаза с глазами зверька. Какого именно?
  • Чайка
Вопрос 12

Что, по мнению Дервиля, напоминали все поступки ростовщика с утра до вечера?

•Адвоката Дервиля.
•Крымской
2. Как относился Гобсек к своим наследникам?

•С ненавистью.
•"Ненасилие", "всепрощение".
3. Что "папа Гобсек" считал своей "самой дорогой ценностью"?

•Безупречно точные весы.
•Смерть А. Пушкина
4. Какие точные короткие характеристики дает Гобсеку адвокат Дервиль?

•"Человек-автомат", "человек-вексель", "золотой идол".
•"Три сестры", "Дядя Ваня"
5. Что Гобсек считал в жизни наилучшим учителем?

•Несчастье.
• Ги де Мопассана.
6. Как Гобсек ради шутки иногда называл Дервиля?

•Гроцием.
•"Середняк", "средний человек".
7. Что Гобсек называет основой "нового общественного порядка", его душой?

•Власть и утеху; "золото - вот душа нашего нынешнего общества".
Н•аполеон
8. Попробуйте как можно точнее передать, что говорит о цвете лица Гобсека Дервиль, описывая портрет ростовщика.

•"Месячный лик", "желтоватая бледность лица цвета серебра, из которого облупилась позолота".
"•Старая", "вошь".
9. Как прозвали ростовщика его клиенты? Почему?

• "папа Гобсек"; ". от любви к парадоксам или для насмешки".
•Врачом.
10. С чем сравнивает адвокат "бесшумную" жизнь Гобсека?

•С тем, как сыплется песок в старинных песочных часах
•Ты был голодный
11. В описании внешности Гобсека Бальзак сравнивает его глаза с глазами зверька. Какого именно?

•Глазки желтые, как у куницы
•Чайка
12. Что, по мнению Дервиля, напоминали все поступки ростовщика с утра до вечера?

У меня есть маленькое хобби. Я- коллекционер. Коллекционеры бывают разные и разное собирают. Я же собираю листья от деревьев. Листья бывают разные, большие и маленькие,яркие и тусклые. Мне нравяться все! Каждый раз на улице я ищу уникалтные листья. Которых у меня еще нет. И мне это очень нравится. Я люблю природу. И хочу запечатлить все ее красоты. И поэтому собираю листья. В моей коллекции уже более 30 видов листьев. И все они разные и уникальные. Каждый раз во время прогулки я вглядываюсь в землю и ищу листочки. Один раз мне попался очень красивый клёновый лист. Я была рада находке.
В моей комнате есть отдельный уголок посвещенный моей коллекции. Каждый раз я на него любуюсь и восхищаюсь.
Мне нравиться то,что я коллекционирую. потому что я вижу, насколько уникален наш мир!

Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто .

Мне понравились моменты где Оля встретила Яло, где они спасли того мальчика, и там где они встретили Анидаг. И мне кажется что не Оля и Яло в главных ролях только Оля хотя она и была такой ленивой и беззаботный.
Не знаю я плохо рассказываю((((

•Адвоката Дервиля.
•Крымской
2. Как относился Гобсек к своим наследникам?

•С ненавистью.
•"Ненасилие", "всепрощение".
3. Что "папа Гобсек" считал своей "самой дорогой ценностью"?

•Безупречно точные весы.
•Смерть А. Пушкина
4. Какие точные короткие характеристики дает Гобсеку адвокат Дервиль?

•"Человек-автомат", "человек-вексель", "золотой идол".
•"Три сестры", "Дядя Ваня"
5. Что Гобсек считал в жизни наилучшим учителем?

•Несчастье.
• Ги де Мопассана.
6. Как Гобсек ради шутки иногда называл Дервиля?

•Гроцием.
•"Середняк", "средний человек".
7. Что Гобсек называет основой "нового общественного порядка", его душой?

•Власть и утеху; "золото - вот душа нашего нынешнего общества".
Н•аполеон
8. Попробуйте как можно точнее передать, что говорит о цвете лица Гобсека Дервиль, описывая портрет ростовщика.

•"Месячный лик", "желтоватая бледность лица цвета серебра, из которого облупилась позолота".
"•Старая", "вошь".
9. Как прозвали ростовщика его клиенты? Почему?

• "папа Гобсек"; ". от любви к парадоксам или для насмешки".
•Врачом.
10. С чем сравнивает адвокат "бесшумную" жизнь Гобсека?

•С тем, как сыплется песок в старинных песочных часах
•Ты был голодный
11. В описании внешности Гобсека Бальзак сравнивает его глаза с глазами зверька. Какого именно?

•Глазки желтые, как у куницы
•Чайка
12. Что, по мнению Дервиля, напоминали все поступки ростовщика с утра до вечера?

Главный чиновник русского провинциального города – это городничий. Гоголь изображает его неглупым, довольно сообразительным, но грубым и крайне нечестным человеком. Он заплатил за свое высокое положение годами длительной и тяжелой государственной службы и теперь даже гордится тем, что постоянно всех обманывал и обкрадывал. Городничий прекрасно знает, что все его подчиненные тоже творят безобразия, пользуясь своим положением в целях наживы. Однако он не только не борется с этим, а заранее предупреждает чиновников о скорой проверке. Его главная забота – о том, чтобы высшее начальство не узнало о том, что на самом деле творится в их городе.

Ни в чем не уступают городничему и остальные чиновники, описанные в комедии. Например, судья по фамилии Ляпкин Тяпкин – это взяточник (причем взятки этот любитель охоты берет борзыми щенками), проныра и мошенник. Земляника – попечитель богоугодных заведений – и смотритель училищ Хлопов равнодушны к своим подопечным, не заботятся об их нуждах. А почтмейстер занимается тем, что вскрывает и читает чужие письма, считая это «преинтересным» занятием.

Внешне все описанные Гоголем чиновники очень разные, а по чертам характера они чем-то похожи друг на друга. Безразличные к нуждам людей, уверенные в своей безнаказанности, подлые и лживые – все они составляют портрет чиновно-полицейской России позапрошлого века.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» относится к автобиографическому жанру.
В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя, но и особую роль играет художественный вымысел.

Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы.
То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными.
Толстой подробно описывает чувства ребёнка и нем напоминают анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

Николенька Иртеньев-мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими.
Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина-Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение» , она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, "не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей", потому что "каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка". Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, "не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях", он лишал себя "чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим".

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира "больших".
Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния.
Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

С)"Человек-автомат", "человек-вексель", "золотой идол".

4. Укажите изобразительно-выразительные средства, использованные автором в данном отрывке:

Всего [5] баллов

Говорение

Задание.

Примите участие в полемике, выбрав одну из ситуаций:

1. «Нуждается ли торговая отрасль Казахстана в господдержке?»

2. «Справедлива ли торговля в Казахстане?»

3. «Труд – основа всех благ».

· Синтезируйте различные точки зрения.

· Предложите решение проблемы, соблюдая правила ведения полемики.

· Используйте лексику научно-технической, общественно-политической и учебно-профессиональной тематики.

· Время для подготовки – 2 минуты, время для полемики– 2 минуты.

Чтение. Задание.

Текст № 1.

Тоскливое, медленное чувство охватило путешественницу – Марию Никифоровну, когда она очутилась среди безлюдных песков на пути в Хошутово.

В тихий июльский полдень открылся перед нею пустынный ландшафт.

Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли, и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным. Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.

Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.

К вечеру буря кончилась. Пустыня приняла прежний вид: безбрежное море дымящихся на верхушках барханов, сухое томящее пространство, за которым чудилась влажная, молодая, неутомимая земля, наполненная звоном жизни.

В Хошутово Нарышкина приехала на третий день к вечеру.

Она увидела селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник – шелюгу у глубоких колодцев. Колодцы на ее родине были самыми драгоценными сооружениями, из них сочилась жизнь в пустыне, и на устройство их требовалось много труда и ума.

Хошутово было почти совсем занесено песком. На улицах лежали целые сугробы мельчайшего беловатого песка, надутого с плоскогорий Памира. Песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов.

Текст № 2.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

— Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, — сказал один генерал, — вижу, будто живу я на необитаемом острове…

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

— Господи! да что ж это такое! где мы! — вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море.

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.

— Вот что, ваше превосходительстве, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! — сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.

Сказано — сделано. Пошел один генерал направо и видит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» — подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. Зашел генерал в лес — а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.— Господи! еды-то! еды-то! — сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: