Права и обязанности государственного инспектора по охране животного мира

Обновлено: 26.04.2024

Главная цель производственного охотничьего контроля – обеспечение выполнения охотпользователем мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также соблюдению требований в области охоты.

В полномочия производственного охотничьего инспектора входят:

- проверка наличия охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение оружия;

- осуществление осмотра вещей (без нарушения их целостности и вскрытия), транспортных средств, орудий охоты, собак охотничьих пород и ловчих птиц.

Производственный охотничий инспектор также имеет право:

- на осмотр продукции охоты (отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция) для проверки на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям;

- на анализ и оценку способов охоты, применяемых при осуществлении охоты;

- на использование средств фото- и видеофиксации в ходе осмотра вещей и транспортных средств;

При осуществлении контроля в отношении лиц, находящихся в границах соответствующего охотничьего угодья, инспектор должен представиться, предъявить удостоверение и назвать причину проверки.

В случае выявления нарушения требований в области охоты и сохранения ресурсов производственный инспектор обязан оформить акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления установленного образца, который впоследствии направляется районному государственному инспектору или непосредственно в министерство для привлечения виновного лица к ответственности.

На данный момент с целью повышения количества и качества материалов, составляемых производственными охотничьими инспекторами министерством организованы обучающие семинары, на которых инспекторы учатся составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления.

Также в рамках семинара до инспекторов доводится порядок осуществления производственного охотничьего контроля и нюансы проведения мероприятий по контролю за соблюдением гражданами обязательных требований законодательства на территории закрепленных охотничьих угодий.

от 14 мая 2019 года N 55

Об утверждении Положения об общественных охотничьих инспекторах Республики Алтай

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Положением о Комитете по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 17 апреля 2008 года N 85, в целях повышения эффективности осуществления федерального государственного охотничьего надзора, а также совершенствования общественных механизмов охраны объектов животного мира и среды их обитания приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об общественных охотничьих инспекторах Республики Алтай;

форму и описание удостоверения общественного охотничьего инспектора Республики Алтай.

2. Отделу контроля и надзора в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира осуществлять непосредственное руководство деятельностью общественных охотничьих инспекторов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Утверждено
Приказом
Комитета по охране,
использованию и воспроизводству
объектов животного мира
Республики Алтай
от 14 мая 2019 г. N 55

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОХОТНИЧЬИХ ИНСПЕКТОРАХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об общественных охотничьих инспекторах Республики Алтай (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности осуществления Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (далее - Комитет) федерального государственного охотничьего надзора, а также совершенствования общественных механизмов охраны объектов животного мира и среды их обитания.

1.2. Положение определяет основные права и обязанности общественных охотничьих инспекторов Республики Алтай (далее - общественные инспекторы), а также основные задачи, функции, формы и порядок организации их деятельности при осуществлении обязанностей в области охраны объектов животного мира и среды их обитания.

1.3. Общественный инспектор не является должностным лицом Комитета.

1.4. Деятельность общественных инспекторов осуществляется на основе принципов законности, гуманности, гласности, соблюдения прав человека, уважения личности, добровольности участия.

II. Основные задачи, функции и формы деятельности общественных инспекторов

2.1. Основными задачами общественных инспекторов являются:

2.1.1. Оказание содействия Комитету в проведении мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания.

2.1.2. Оказание практической помощи должностным лицам Комитета, осуществляющим федеральный государственный охотничий надзор (далее - должностные лица Комитета), при осуществлении ими функций по федеральному государственному охотничьему надзору.

2.1.3. Содействие в реализации государственных программ по охране, федеральному государственному охотничьему надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

2.1.4. Пропаганда через средства массовой информации и иным законным способом необходимости охраны объектов животного мира и среды их обитания.

2.2. Основные функции общественных инспекторов:

2.2.1. Участие в охране объектов животного мира и среды их обитания.

2.2.2. Предупреждение и выявление нарушений законодательства в области охраны объектов животного мира и среды их обитания.

2.2.3. Проведение разъяснений населению законодательства в области охраны объектов животного мира и среды их обитания.

2.2.4. Пропаганда бережного отношения к объектам животного мира.

2.3. Формы деятельности общественных инспекторов:

2.3.1. Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность в следующих формах:

выездные рейды совместно с должностными лицами Комитета и иными уполномоченными лицами, привлекаемыми к участию в выездных рейдах;

оперативное взаимодействие с должностными лицами Комитета и сотрудниками правоохранительных органов по вопросам предупреждения и выявления нарушений законодательства в области охраны объектов животного мира и среды их обитания;

использование средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершивших;

пропаганда правовых знаний в области охраны объектов животного мира и среды их обитания среди населения;

использование иных форм, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Алтай.

2.3.2. Формы участия общественных инспекторов в осуществлении мероприятий по охране объектов животного мира и среды их обитания предполагают осуществление совместных мероприятий с должностными лицами Комитета и иными лицами, привлекаемыми к участию в осуществлении мероприятий по охране объектов животного мира.

Пропаганда правовых знаний в области охраны объектов животного мира и среды их обитания среди населения, разъяснение гражданам норм законодательства, проведение профилактической и воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений в сфере охраны объектов животного мира, осуществляются общественными инспекторами самостоятельно.

III. Основные права и обязанности общественных инспекторов

3. Общественные инспектора имеют право:

3.1. Составлять документы, отражающие факты и обстоятельства нарушений законодательства в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, и представлять их должностным лицам Комитета.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы Комитета в части организации и проведения мероприятий по федеральному государственному охотничьему надзору и охране объектов животного мира и среды их обитания.

3.3. Представлять в Комитет информацию, содержащую сведения о наличии фактов, указывающих на наличие события административного правонарушения в области охраны объектов животного мира и среды их обитания, для принятия должностными лицами Комитета необходимых мер в соответствии с действующим законодательством.

3.4. В рамках возложенных на общественных инспекторов полномочий:

3.4.1. Запрашивать и получать от органов государственной власти Республики Алтай информацию по вопросам охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

3.4.2. Требовать от юридических и физических лиц соблюдения законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

3.5. Участвовать в проводимых мероприятиях по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, в том числе и на особо охраняемых природных территориях республиканского значения.

3.6. Принимать иные меры по охране объектов животного мира и среды их обитания, предусмотренные действующим законодательством.

3.7. Во исполнение возложенных на общественного инспектора задач общественный инспектор обязан:

знать и правильно применять нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Алтай в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

проявлять ответственность и объективность при осуществлении мероприятий, направленных на охрану объектов животного мира и среды их обитания, быть корректным в обращении с должностными лицами и гражданами;

постоянно совершенствовать свои правовые знания, культуру поведения и физическую подготовку;

оказывать содействие должностным лицам Комитета и работникам правоохранительных органов в предупреждении и выявлении нарушений законодательства в области охраны объектов животного мира и среды их обитания в пределах своих полномочий;

добросовестно исполнять свои обязанности, выполнять поручения должностных лиц Комитета, а при взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов - их поручения и законные требования;

проводить с хозяйствующими субъектами и гражданами разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Алтай в области охраны объектов животного мира и среды их обитания;

при проведении мероприятий по охране объектов животного мира иметь при себе удостоверение общественного инспектора;

при обращении в органы государственной власти Республики Алтай органы местного самоуправления, к хозяйствующим субъектам, физическим лицам предъявлять удостоверение общественного инспектора;

не разглашать сведения, ставшие известными им в связи с осуществлением функций общественного инспектора, без согласования с Комитетом;

от 30 июня 2021 года N 1065

О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)

(с изменениями на 8 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора), в пределах установленной предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в соответствующем бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1065

Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)

(с изменениями на 8 декабря 2021 года)

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (далее - государственный надзор).

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - обязательные требования).

4. Государственный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного надзора органами исполнительной власти и государственными учреждениями (далее - надзорные органы):

а) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) - на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями;

б) федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, - на таких территориях;

в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного надзора, - на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и случаев, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта;

г) государственными учреждениями, созданными уполномоченными органами исполнительной власти, - на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, в пределах полномочий, определенных в соответствии с уставами таких учреждений.

5. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать руководители (лица, исполняющие их обязанности), заместители руководителей надзорных органов.

6. Должностные лица надзорных органов, уполномоченные на осуществление государственного надзора (далее - государственный охотничий инспектор), наряду с правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", имеют право:

а) изымать у нарушителей незаконно добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию охоты, оружие и другие орудия добычи охотничьих ресурсов, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

б) хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

в) применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

г) производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий охоты, добытых охотничьих ресурсов и полученной из них продукции охоты, в том числе во время ее транспортировки и переработки;

д) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

7. Объектами государственного надзора являются деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, а также охотничье угодье или иная территория, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов (далее - объект контроля).

8. Объект контроля может быть отнесен к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного надзора (далее - категория риска):

а) чрезвычайно высокий риск - в случае наличия 4 критериев риска;

б) значительный риск - в случае наличия от 2 до 3 критериев риска;

в) умеренный риск - в случае наличия 1 критерия риска;

г) низкий риск - в случае отсутствия критериев риска.

9. Критериями отнесения такого объекта контроля, как деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска являются:

а) наличие вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия, постановлений о назначении административного наказания лицу, деятельность которого является объектом контроля, за совершение административных правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

б) наличие в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя вступившего в силу решения суда о приостановлении деятельности.

10. Критериями отнесения такого объекта контроля, как охотничье угодье или иная территория, на которых осуществляется деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска являются:

а) наличие на территории объекта контроля видов охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации;

б) расположение охотничьего угодья или большей части площади его территории в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которыми осуществляется охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

в) наличие зон охраны охотничьих ресурсов;

г) снижение численности охотничьих ресурсов на территории объекта контроля более чем на 40 процентов в течение 2 лет согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, формируемым в сроки, определенные порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденным в соответствии со статьей 36 Федерального закона об охоте;

д) осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства на особо охраняемой природной территории.

11. Учет объектов контроля осуществляется путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы надзорных органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не позднее 2 дней со дня поступления таких сведений.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета надзорные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с Федеральным законом об охоте, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном охотхозяйственном реестре.

12. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

д) профилактический визит.

13. Надзорные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).

14. Надзорные органы обеспечивают ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления государственного надзора.

По итогам обобщения правоприменительной практики каждый надзорный орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа (далее - доклад о правоприменительной практике).

Надзорные органы обеспечивают публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя каждого надзорного органа и ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет".

15. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются следующие сведения:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;

идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;

дата и номер предостережения;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

способ получения ответа.

Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, на указанный в предостережении адрес электронной почты.

Результат рассмотрения возражения на предостережение направляется контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения на адрес, указанный в возражении.

Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется каждым надзорным органом путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.

16. Государственные охотничьи инспектора по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;

разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;

порядок обжалования решений надзорных органов, действий (бездействия) государственных охотничьих инспекторов.

Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем надзорного органа и размещается на стенде надзорного органа в доступном для ознакомления месте и официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет".

Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.

Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.

ый надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

площади среды обитания объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

видового состава объектов животного мира, средней численности объектов животного мира на единицу площади или объема пространства среды обитания объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

численности населения в субъекте Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания:

вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы;

устанавливают требования к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

вправе устанавливать целевые прогнозные показатели;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

определяют порядок регулирования органами государственной власти субъекта Российской Федерации численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

вносят в Правительство Российской Федерации предложения, подготовленные в соответствии с абзацем четвертым части шестой настоящей статьи, об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

осуществляют контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

утверждают в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих переданных полномочий. (Абзац введен - Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

(Часть утратила силу - Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания: (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

осуществляют контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

согласовывают установление органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений пользования животным миром, за исключением ограничений охоты и рыболовства, ограничений пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами; (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 455-ФЗ)

в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, подготавливают и представляют в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, указанные в части четвертой настоящей статьи, предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи;

обеспечивает своевременное представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления переданных полномочий, а также иных документов и информации, необходимых для контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

Средства на осуществление указанных в части первой настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, Счетной палатой Российской Федерации.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования животного мира, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Руководители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, пользуются правами, установленными абзацами одиннадцатым и двенадцатым пункта 7 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

Статья 61. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2020 № 455-ФЗ)

разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;

участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 9. Участие коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в охране и использовании объектов животного мира, сохранении и восстановлении среды их обитания

(Наименование в редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, и представители других этнических общностей, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 10. Участие граждан и юридических лиц в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В связи с этим граждане и юридические лица имеют право:

получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проводить общественную экологическую экспертизу;

осуществлять общественный контроль;

проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

содействовать реализации соответствующих государственных программ.

Участие международных общественных организаций в охране и устойчивом использовании объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется международными договорами Российской Федерации.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

Статья 11. Государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания

Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

платность пользования животным миром;

приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

(Утратила силу - Федеральный закон от 22.12.2020 № 455-ФЗ)

Статья 15. Государственный мониторинг объектов животного мира

Государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, их использованием, а также за структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира ведется в отношении объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам или водным биологическим ресурсам.

Ведение государственного мониторинга объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют федеральные государственные бюджетные учреждения, определенные Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Государственный мониторинг объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в области охраны и использования животного мира, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Статья в редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 455-ФЗ)

Статья 151. Государственный кадастр животного мира

Государственный кадастр животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, об их численности, а также характеристику среды обитания объектов животного мира, сведения об использовании объектов животного мира и другие необходимые данные.

Государственный кадастр животного мира ведется в отношении объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам или водным биологическим ресурсам.

Ведение государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют федеральные государственные бюджетные учреждения, определенные Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Государственный кадастр объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, ведут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в области охраны и использования животного мира, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Статья введена - Федеральный закон от 22.12.2020 № 455-ФЗ)

Статья 152. Учет используемых объектов животного мира пользователями

Пользователи животным миром обязаны проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Учет объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Учет объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологич

- в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).

2. Предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, вышеперечисленные документы, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.

3. Предъявлять по требованию производственных охотничьих инспекторов, осуществляющего производственный охотничий контроль:

- разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;

- разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства для осмотра.

4. Соблюдать Правила охоты и правила пользования объектами животного мира.

5. Осуществлять охоту на территории охотничьих угодий, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, в соответствии с установленными сроками и нормами добычи.

6. Соблюдать технику безопасности на охоте. Хранить оружие, патроны и боеприпасы в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Проявите свою гражданскую позицию:

В случае если Вы стали свидетелем нарушения гражданами правил охоты и имеете достаточно сведений, Вы можете:

1. Обратиться в управление охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области:

- по телефону (8332) 27-27-55, доб. 5500;

- дата и место его составления;

- сведения о лице, в действиях которого содержатся признаки административного правонарушения;

- если имеются свидетели и потерпевшие - фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- сведения об обнаруженных орудиях и продукции охоты, государственный номер транспортного средства использованного при незаконной охоте.

Кроме того помните:

1. Охотник должен соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. От действий по предотвращению пожаров зависит не только природа, но и безопасность людей, их здоровье и жизнь.

2. Любители охоты больше всех подвержены опасности быть укушенными клещами – переносчиками опасных инфекционных заболеваний. Рекомендуем, соблюдать меры профилактики и пройти вакцинацию от клещевого энцефалита.

3. Охотники должны с пониманием относиться к угрозе распространения птичьего гриппа, вируса бешенства и других опасных инфекционных заболеваний. При контакте с животным, имеющим симптомы заболеваний, необходимо соблюдать правила санитарной безопасности и гигиены, при первой же возможности обратиться в медицинское учреждение и немедленно сообщать о всех случаях обнаружения животных с признаками инфекционных заболеваний опасных для человека и животных в государственные органы ветеринарной службы городов и районов области.

4. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения животных не допускаются. В этой связи необходимо помнить, что в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), ст. 55 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире), ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) лица, виновные в нарушении действующего законодательства в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлечение лиц к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда, и на основании ст. 58 Закона об охоте, ст. 56 Закона о животном мире и ст. 77 Закона об охране окружающей среды лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, обязаны возместить его в полном объеме добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру.

Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам утверждена приказом Минприроды России от 17.11.2017 № 612 (далее – Методика), согласно которой размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению № 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении № 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида.

Так, например, в соответствии с Методикой за незаконную охоту (за исключением незаконной охоты на территории особо охраняем природных территорий) размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам, за одну особь составляет:

Лось – самец 240 тыс. рублей, самка 400 тыс. рублей;
Кабан – самец 90 тыс. рублей, самка 150 тыс. рублей;
Медведь – самец 180 тыс. рублей, самка 300 тыс. рублей;
Рысь – самец 120 тыс. рублей, самка 200 тыс. рублей;
Глухарь – самец 18 тыс. рублей, самка 30 тыс. рублей;
Тетерев – самец 6 тыс. рублей, самка 10 тыс. рублей;
Утки, рябчик, куропатки, вальдшнеп – самец 1,8 тыс. рублей, самка 3 тыс. рублей.

Таким образом, незаконная охота оказывается очень дорогостоящим мероприятием для нарушителей требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Охота всегда привлекает своей динамичностью, красотой, неожиданными ситуациями, а также охотничьими ритуалами, делающими ее еще более эмоциональной и запоминающейся.

Тема охоты нашла глубокое и многостороннее отражение в отечественной литературе. Образы родной природы, описание жизни зверей и птиц несут огромный нравственный заряд и помогают охотнику выработать такие важные качества, как дисциплинированность, экологическая грамотность, физическая подготовка, высокая работоспособность, находчивость, выдержка, умение ориентироваться на местности, способность сдерживать сильные искушения, связанные с возможностью нарушить Правила охоты.

Управление охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области призывает всех охотников не превращать охоту в банальную заготовку мяса, строго соблюдать установленные Правила охоты, действующее в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания законодательство.

Помните! Доставляет удовольствие только осуществление охоты с соблюдением всех требований действующего законодательства. Кроме того, это гораздо дешевле, чем незаконная охота.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: