Незаконно перевели в негосударственный пенсионный фонд что делать

Обновлено: 28.03.2024

В прошлой статье я рассказал, как накопительную часть моей пенсии тайно перевели из одного НПФ в другой.

По моим подсчетам, я потерял около 50 000 Р будущей пенсии с учетом будущих доходов и капитализации процентов. Но мне удалось не только вернуть деньги, но и возместить моральный ущерб.

Вот что я для этого сделал.

Фрагмент из письма от НПФ: мой потерянный доход — 3727 Р . С учетом капитализации, к моменту выхода на пенсию потери достигнут 50 000 Р

Собрал доказательства

В НПФ мне назвали имя сотрудницы банка, оформившей мой договор. Выяснилось, что она тайком отсканировала паспорт и СНИЛС , а потом заполнила документы.

По закону, одних подписей на договоре и заявлении для перевода денег мало. Чтобы в Пенсионном фонде одобрили переход в новый НПФ , нужно подтвердить свое решение — можно прийти самому в ПФР или МФЦ либо заверить заявление электронной подписью или у нотариуса.

Закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Я отправил запросы в ПФР и Центробанк и узнал, что мои подписи заверил нотариус из Краснодара, а заявление в Пенсионный фонд я подавал лично — в Москве.

В итоге получалось, что я подписал заявление в родном Омске, потом заверил подписи у нотариуса в Краснодаре и лично отвез все документы в московский офис НПФ . Это было подозрительно — последние два года я никуда не выезжал из Омска.

Фрагмент письма из Центробанка: оказывается, заявление я подавал в Москве, а подписи заверял в Краснодаре

Много и безрезультатно жаловался

Я искал справедливости и в других местах, но только потратил время. Реально никто помочь не мог.

Сотрудница банка, которая подделала подписи, не стала отпираться, а предложила мне забыть обо всем в обмен на 5000 Р . Я сказал, что за 10 000 Р готов о ней забыть, но от НПФ компенсации требовать не перестану. Ее это не устроило.

предлагала мне сотрудница банка, подделавшая подписи, за то, чтобы я забыл о ней

В банке, где я якобы написал заявление, заявили, что информация о подделке подписей не подтвердилась. Дать ответ в письменной форме отказались. Начальник службы безопасности банка долго разговаривал со мной, намекая, что справедливости я не добьюсь.

В бесплатной юридической консультации советовали подавать в суд по месту нахождения ответчика — в Москву — и судиться заочно. Кроме этого, сказали, что нужно обращаться в полицию и добиваться возбуждения уголовного дела.

В полицию я подавал заявления дважды. Первое переслали в Тверской район Москвы — по месту нахождения НПФ . Дальнейшая судьба этого заявления осталась неизвестной.

Я подал еще одно заявление и предупредил, что если его опять отправят в Москву, обжалую решение в прокуратуре. Заявление рассмотрели в Омске, но в возбуждении уголовного дела отказали. Посоветовали обращаться в суд.

Как я потом узнал, в НПФ не боятся жалоб в полицию. В фондах знают, что пострадавшим полиция может признать только сам фонд. Штраф, который я получил за досрочный переход, с юридической точки зрения ущербом не является, ведь деньги не похитили воры: мой прежний НПФ перевел их законно. Сотрудница банка денег от меня не получала. Комиссионные ей платил НПФ , где я оказался, поэтому и возбудить уголовное дело могут только по заявлению от фонда.

В прокуратуре меня вообще не удостоили ответом, хотя я обращался туда дважды.

В Роскомнадзоре ответили, что мои взаимоотношения с НПФ не находятся в компетенции ведомства, а нарушений в сфере обработки персональных данных, которыми занимается ведомство, здесь нет. Письмо перенаправили в Центробанк и полицию, а мне посоветовали обращаться в суд.

Роспотребнадзор тоже отправил мое письмо в Центробанк и полицию. Круг замкнулся. Я решил обращаться в суд.

Подготовил обращение в суд

Обратиться в суд оказалось не так просто. Иск приняли только с третьего раза. Сначала меня отправляли в московский суд — по месту нахождения ответчика- НПФ . Пришлось искать в законодательстве возможность подать заявление дома в Омске, чтобы не судиться заочно за несколько тысяч километров.

Образец, по которому написан мой первый иск

Мой первый иск был отклонен судом по месту жительства: судья посчитала, что здесь действует общее правило — иск подается по месту нахождения ответчика

Заочно судиться нет смысла: по словам знакомых сотрудников НПФ , в Москве первые полгода дело даже не рассматривают по существу. Мой знакомый судится с НПФ в Москве уже полтора года — дело постоянно затягивают.

В конце концов, я выяснил, что можно подать иск в Омске, если сослаться на закон о защите прав потребителей. Договор оформили в банке, после того как я получил у них дебетовую карту. Получилось, что выдача карты — это основная услуга, а обязательное пенсионное страхование — навязанная. Закон запрещает навязывать услуги. В этом случае можно выбирать суд для подачи иска. Правда, пришлось добавить в иск второго ответчика — банк.

Фрагмент моего иска. Вместе с законом о защите прав потребителей я написал в иске еще о двух основаниях судится в Омске — у НПФ здесь есть агент, а у банка-соответчика — филиал

Так как сумма ущерба, который я пытался взыскать, меньше 50 000 Р , дело должен был рассматривать мировой суд. Но он разбирает имущественные споры, а накопительная часть пенсии — не мое имущество. По закону об обязательном пенсионном страховании это бюджетные деньги.

Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»

Заявление нужно подавать в районный суд общей юрисдикции.

Неожиданная развязка

Перед тем как начать рассматривать дело, судья назначил мне и представителям НПФ встречу. За день до нее мне позвонили из фонда и предложили выплатить компенсацию, если я отзову иск.

Фонду было выгодно откупиться: если бы я выиграл дело, НПФ грозил штраф 300—500 тысяч рублей за предоставление подложного договора в Пенсионный фонд. Я согласился отказаться от претензий за 15 000 Р . В итоге мне перевели деньги, а я написал отказ от иска.

В итоге

С одной стороны, я вернул в три раза больше денег, чем потерял. Убыток составил 5000 Р : 3700 Р — из-за досрочного перехода, еще около 1300 Р — доход, который я потерял, пока деньги переводили из одного фонда в другой. За 30 лет при нынешней доходности моего старого НПФ эти деньги превратились бы в 50 000 Р . Но 5000 Р из полученных 15 000 Р я теперь сам перечислю обратно в накопительную часть пенсии, эти деньги продолжат приносить доход — никакого убытка не будет. Остальные 10 000 Р — моя компенсация за моральный ущерб.

С другой стороны, на переписку с разными инстанциями ушло почти полгода. Возможно, 15 000 Р — несоизмеримая компенсация за такое количество потерянного времени, но в итоге я заработал на этой истории больше. Благодаря тому, что я теперь неплохо разбираюсь в теме пенсионного законодательства, мне удалось найти дополнительную работу — специалистом по урегулированию претензий к НПФ . Я рассказываю людям, пострадавшим от действий мошенников, как получить компенсацию.

предложил заплатить мне Фонд за то, чтобы я отозвал иск

Выяснилось, что негосударственные пенсионные фонды готовы выплачивать в качестве отступного до 10% от суммы пенсионных накоплений. Самая крупная компенсация, о которой я слышал, — 100 000 Р .

Что делать, если вас тайком перевели в другой НПФ

  1. Узнайте сумму средств пенсионных накоплений и потерь в своем прежнем НПФ . От них рассчитайте свои убытки.
  2. Обратитесь в новый НПФ с просьбой о компенсации.
  3. Запросите почтой в новом НПФ договор, а в Пенсионном фонде — заявление о переходе, чтобы убедиться, что подписи подделаны.
  4. Запросите в Центробанке и ПФР информацию, кто и как заверял ваши подпись и личность.
  5. Выясните, кто и при каких обстоятельствах оформлял договор, — это пригодится, чтобы узнать, в какой суд подавать иск.
  6. Если не удалось добиться компенсации, обращайтесь в суд.

Загрузка

Посадить всех начиная с сотрудницы первого НПФ.

Два минуса от сотрудницы банка и главы нпф? 😀

Не совсем согласна с комментариями в духе "молодец". Что дело не было оставлено без внимания - да, правильно и хорошо. Но отказ от иска - это шаг навстречу нарушителю. Ведь в итоге получается, что НПФ остался безнаказанным (выплаченная компенсация - капля в море для них), никаких последствий гражданско-правового, административного или уголовного характера для них не возникло.
По факту нет даже судебного прецедента в данном случае. Будто и не было ничего.
Что это значит на практике - что подобные случаи будут повторяться, ведь наказания не последует. А таких принципиальных потерпевших, которые захотят идти до конца и собирать все эти бумажки, чтобы "загнать НПФ" в угол, куда меньше, чем реальных пострадавших.

У меня была похожая ситуация. Без моего ведома в другом субъекте РФ заключили договор, подделали подпись. Узнала я обо всём только из уведомления от прежнего фонда о переводе моих накоплений.
Обращалась в ЦБ РФ - там обещали запросить материалы и при подтверждении факта подлога инициировать административное дело, в полицию и через прежний фонд - в суд (в рамках коллективного иска).
В итоге пока воз и ныне там. ЦБ РФ всё ещё ждёт материалы из нового фонда и из ПФР.
Полиция, а вместе с ней и прокуратура отфутболивали моё заявление, передавая его по подведомственности, и вот уже почти год от них никакой реакции. Многочисленные жалобы в вышестоящие инстанции ничего не дают - их также передают по инстанциям, а потом след теряется.
Суд вернул иск, порекомендовав обращаться с индивидуальным заявлением в суд. Сейчас готовлю свой иск.
НПФ предлагал мне компенсацию добровольно. Я была готова на неё, но при оформлении мирового соглашения (т.е. не я отзываю свой иск, а мы приходим к соглашению). Но НПФ это не интересно - им выгодно, чтобы иск не был рассмотрен, не попал в информационные базы и не портил им репутацию. Потому от компенсации я отказалась и намерена добиться справедливости.

Katy, Добрый, день! Помогите, пожалуйста, чем можете, дайте совет с чего начинать. Я сейчас тоже узнала об этом мошенничестве, что в 2017г. оформила в Москве договор с НПФ и подала заявление в ГПФ Республике Коми, причем я живу в Омске, дорога туда и обратно Омск-Москва затем Омск – Республика Коми составляет почти всю сумму моих накоплений в ГПФ, АБСУРД.


Незаконные переводы пенсионных накоплений – явление массовое. Из-за мошеннических действий негосударственных пенсионных фондов пострадали многие жители Чукотки, накопления которых были переведены в НПФ без их согласия. Специалисты регионального Отделения Пенсионного фонда РФ рассказывают о том, что можно сделать, если вы вдруг узнали, что ваши пенсионные накопления без вашего ведома были переведены в НПФ.

Напомним, что по желанию гражданин может формировать накопительную пенсию как в Пенсионном фонде РФ (ПФР), в Государственной управляющей компании (ГУК) или частной управляющей компании (ЧУК), так и в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Пользоваться правом на смену страховщика, которыми являются ПФР и НПФ, можно ежегодно. Самый простой способ узнать где находятся пенсионные накопления – через личный кабинет на сайте ПФР либо на портале Госуслуг.

Если опасения подтвердились, и вы узнали, что пенсионные накопления «перешли» в другой фонд, без вашего согласия, то алгоритм действий может быть таким: для начала нужно обратиться с претензией в НПФ и затребовать копию якобы заключенного с вами договора об обязательном пенсионном страховании. При получении такой претензии, составленной в свободной форме, НПФ обязан вас проинформировать, на основании чего ваши пенсионные накопления были переведены в НПФ, также данный страховщик в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств пенсионных накоплений.

Далее нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о переводе средств в НПФ без вашего согласия, указав в нем о подделке вашей подписи на документах, в соответствии с которыми ПФР принималось решение о переводе средств в НПФ. После этого вы можете обратиться в суд.

Стоит отметить, что согласно положениям Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», вступившим в силу с 01.01.2010 года, договор может быть признан заключенным ненадлежащими сторонами. При этом, в соответствии с пунктом 5.3 статьи 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 года №75-ФЗ, средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику не позднее 30 дней со дня получения НПФ соответствующего решения суда.

В случае если вы не желаете обращаться в суд, но хотите перевести свою накопительную пенсию из НПФ, сотрудники ПФР рекомендуют подать заявление о переходе из НПФ, обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда до 01 декабря текущего года. При этом следует знать, что законодательством предусмотрено два вида заявления:

- заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда в ПФР; в случае подачи такого заявления ваши средства будут переведены в ПФР, через 5 лет после подачи заявления, в полном объеме, то есть с учетом суммы дохода по результатам инвестирования ваших средств;

- заявление о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в ПФР; в случае подачи такого заявления ваши средства будут переведены в ПФР на следующий год после подачи заявления, но без учета суммы дохода по результатам инвестирования ваших средств.

Специалисты Пенсионного фонда рекомендуют отнестись к выбору НПФ максимально ответственно, и если вас вполне устраивает новый НПФ, вы можете оставить свою накопительную часть пенсии в нем.


Проблема в нашей стране неправомерного перевода средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды существует достаточно давно, с момента выхода негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ) на рынок предоставления услуг по обязательному пенсионному страхованию.

Практика неправомерного перевода средств пенсионных накоплений показывает, что недобросовестные агенты негосударственных пенсионных фондов используют неправомерные способы — без ведома граждан, но от их имени — оформления договоров об обязательном пенсионном страховании и заявлений о досрочном переходе в НПФ. В результате этого при переводе средств в НПФ граждане теряют часть своих пенсионных накоплений — инвестиционный доход с момента последней пятилетней фиксации средств остается у прежнего страховщика, что предусмотрено действующим законодательством об инвестировании пенсионных накоплений. Кроме того, граждане при наступлении права на накопительную пенсию вынуждены искать НПФ для обращения за получением средств.

На законодательном уровне регулярно вносятся нормы ужесточающие условия участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании. Так, в 2014 году Банком России проведена проверка НПФ на финансовую устойчивость, отменена подача заявлений через негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации на основании заключенных соглашений о взаимном удостоверении подписей. В середине 2017 года отменена подача заявлений в электронной форме через удостоверяющие центры. С 2019 года отменена подача заявлений по почте, через курьера и МФЦ.

Теперь для подачи заявлений о переходе или о досрочном переходе в негосударственный пенсионный фонд граждане лично или через представителя по доверенности обращаются в любой территориальный орган ПФР или направляют заявления через Единый портал государственных услуг при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Как избежать неправомерного перевода накоплений?

Нередко ситуация с неправомерным переводом средств происходит по причине необдуманного распространения гражданами своих персональных данных. Поскольку для оформления с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании и оформлении заявления, на основании которых осуществляется перевод средств, необходимо знать только страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и Ф.И.О. гражданина.

Как вернуть накопления, оказавшиеся без Вашего заявления в чужом негосударственном пенсионном фонде?

Обращаем внимание, что неправомерно заключенный договор с негосударственным пенсионным фондом можно признать недействительным только в судебном порядке. Это единственный способ вернуть пенсионные накопления к прежнему страховщику и возместить потери инвестиционного дохода. Так согласно п. 5.3 ст. 36.6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" при наличии у гражданина решения суда о признании договора недействительным, негосударственный пенсионный фонд в течение 30 дней обязан перевести предыдущему пенсионному фонду полученные средства пенсионных накоплений, инвестиционный доход, не учтенный на момент перевода ему указанных средств, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ.


Проблема в нашей стране неправомерного перевода средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды существует достаточно давно, с момента выхода негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ) на рынок предоставления услуг по обязательному пенсионному страхованию.

Практика неправомерного перевода средств пенсионных накоплений показывает, что недобросовестные агенты негосударственных пенсионных фондов используют неправомерные способы — без ведома граждан, но от их имени — оформления договоров об обязательном пенсионном страховании и заявлений о досрочном переходе в НПФ. В результате этого при переводе средств в НПФ граждане теряют часть своих пенсионных накоплений — инвестиционный доход с момента последней пятилетней фиксации средств остается у прежнего страховщика, что предусмотрено действующим законодательством об инвестировании пенсионных накоплений. Кроме того, граждане при наступлении права на накопительную пенсию вынуждены искать НПФ для обращения за получением средств.

На законодательном уровне регулярно вносятся нормы ужесточающие условия участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании. Так, в 2014 году Банком России проведена проверка НПФ на финансовую устойчивость, отменена подача заявлений через негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации на основании заключенных соглашений о взаимном удостоверении подписей. В середине 2017 года отменена подача заявлений в электронной форме через удостоверяющие центры. С 2019 года отменена подача заявлений по почте, через курьера и МФЦ.

Теперь для подачи заявлений о переходе или о досрочном переходе в негосударственный пенсионный фонд граждане лично или через представителя по доверенности обращаются в любой территориальный орган ПФР или направляют заявления через Единый портал государственных услуг при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Как избежать неправомерного перевода накоплений?

Нередко ситуация с неправомерным переводом средств происходит по причине необдуманного распространения гражданами своих персональных данных. Поскольку для оформления с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании и оформлении заявления, на основании которых осуществляется перевод средств, необходимо знать только страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и Ф.И.О. гражданина.

Как вернуть накопления, оказавшиеся без Вашего заявления в чужом негосударственном пенсионном фонде?

Обращаем внимание, что неправомерно заключенный договор с негосударственным пенсионным фондом можно признать недействительным только в судебном порядке. Это единственный способ вернуть пенсионные накопления к прежнему страховщику и возместить потери инвестиционного дохода. Так согласно п. 5.3 ст. 36.6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" при наличии у гражданина решения суда о признании договора недействительным, негосударственный пенсионный фонд в течение 30 дней обязан перевести предыдущему пенсионному фонду полученные средства пенсионных накоплений, инвестиционный доход, не учтенный на момент перевода ему указанных средств, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

В случае перевода пенсионных накоплений без согласия застрахованного лица из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или из одного НПФ в другой, застрахованному лицу необходимо обратиться в ближайшее отделение ПФР и подать письменное заявление-жалобу в свободной форме. Специалисты ПФР разъяснят права по управлению пенсионными накоплениями и по переводу пенсионных средств обратно в ПФР или НПФ, который застрахованное лицо выбрало ранее, предоставят копию заявления и договора об обязательном пенсионном страховании, которые послужили основанием для перевода средств в НПФ. Помимо этого рекомендуется написать заявление с претензией в НПФ, в который были переведены средства застрахованного лица без его согласия. НПФ обязан проинформировать застрахованное лицо, на основании чего это произошло. В частности, НПФ должен располагать договором о переводе пенсионных накоплений застрахованного лица в НПФ. Необходимо запросить его копию.

Если застрахованное лицо хочет чтобы его средства были переведены обратно, необходимо написать соответствующее заявление о переводе средств. До подачи заявления застрахованное лицо должно быть уведомлено об условиях досрочного перехода. Если застрахованное лицо хочет сменить НПФ и перевести в него свои пенсионные накопления, то, помимо заявления, ему необходимо предварительно заключить соответствующий договор с этим НПФ.

Для того, чтобы уже в этом году вернуть обратно пенсионные накопления, необходимо подать иск в суд на НПФ. Такой иск можно подать по месту нахождения негосударственного пенсионного фонда с требованием к НПФ перевести средства пенсионных накоплений обратно в ПФР или НПФ, который прежде управлял пенсионными накоплениями застрахованного лица.

Письменное обращение, поступившее в ПФР, территориальный орган ПФР или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2014, № 48, ст. 6638)

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам с целью получения необходимых для рассмотрения обращения документов, срок рассмотрения обращения может быть продлен с разрешения должностного лица, давшего поручение, не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ПФР, территориального органа ПФР или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2018, № 53, ст. 8454).

Вы можете подать иск в суд на НПФ по месту нахождения негосударственного пенсионного фонда:

- с требованием признать договор обязательного пенсионного страхования недействительным, сфальсифицированным,

- и требованием к НПФ перевести пенсионные накопления обратно в ПФР (в государственную управляющую компанию – Внешэкономбанк, или в одну из частных управляющих компаний) или в НПФ, который прежде управлял Вашими пенсионными накоплениями.

У Вас есть право обратиться в НПФ, в который были переведены Ваши средства, с претензией о незаконном переводе средств пенсионных накоплений. ПФР рекомендует помимо обращения в ПФР, написать заявление в НПФ, в котором в настоящее время находятся Ваши пенсионные накопления. Текст претензии составляется в свободной форме. НПФ обязан Вас проинформировать на основании чего Ваши пенсионные накопления были переведены в данный НПФ. В частности, НПФ должен располагать договором с Вами о переводе Ваших пенсионных накоплений в НПФ. Его копию Вам необходимо запросить у НПФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: