Пожарная вахта на судне обязанности

Обновлено: 26.04.2024

Пожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно и на груз. Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.

Борьба экипажа с пожарами на судне возглав­ляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) и должна быть направлена на:

  • обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;
  • установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;
  • эвакуации людей;
  • ограничение распространения пожара по судну;
  • предупреждение возможных взрывов;
  • борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

Наблюдение за судном осуществляется вахтенной службой.

При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание пожарной вахты, на которую возлагаются:

  • периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем – не реже чем через 2 часа, ночью – не реже чем через 1 час) для своевременного обна­ружения пожара или поступления в корпус воды;
  • проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;
  • проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Горящее судно

Рис. 1 Пожар на судне

Первый, обнаруживший пожар или его признаки, обязан через ближайший извещатель (рис. 2) или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средства­ми до подхода аварийной партии.

Пожарная сигнализация

Рис. 2 Пульт пожарной сигнализации на мостике и пожарный извещатель

Обращение с пожароопасными материалами. Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:

  • в открытом виде горюче-смазочные материалы;
  • материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные маслом, керо­сином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;
  • свежевыкрашенную парусину в плохо вентилируемом помещении;
  • загрязненные и сырые угольные мешки;
  • краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы;
  • легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально пред­назначенных кладовых или местах;
  • не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения кото­рых истек, или они отказали в действии при их применении).

Использование электропри­боров и открытого огня. Правила по­жарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенци­альными источниками огня. Особое вни­мание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:

  • использовать нестационарные электро­нагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях;
  • оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, элек­троинструменты и сварочное оборудование;
  • пользоваться открытым огнем:
  • в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковос­пламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них;
  • вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;
  • в аккумуляторных помещениях;
  • в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, шкиперских, ветоши и пакли, сухой провизии;
  • в плотницкой мастерской;
  • вблизи шахт и головок вентиляции;
  • в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;
  • во всех помещениях с целью освещения;
  • на расстоянии менее 10 метров от мест расположения баллонов с горючими газами;
  • вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение. Курение на судне разрешается только в специально установ­ленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помеще­ниях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна. В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для куре­ния». Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на ди­ване запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов. Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

Пути перемещения людей. Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.

Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийно­го выхода.

Проведение огневых работ. К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам на судах относят­ся:

  • газовая сварка и резка;
  • плазменная резка;
  • электросварка;
  • нагрев деталей открытым огнем;
  • пайка;
  • обработка металла с выделением искр.

При нахождении судна в море произ­водство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение таких работ:

  • старший помощник капитана – при ра­ботах в грузовых трюмах, производствен­ных цехах, жилых и служебных помещени­ях, на открытых частях палуб и надстроек;
  • главный (старший) механик – при ра­ботах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеха­нической службы.

К огневым работам допускаются спе­циалисты, имеющие соответствующую ква­лификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответствен­ный за производство работ перед их началом обязан:

  • произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
  • осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
  • привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование данных помещений;
  • обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротуше­ния;
  • удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
  • обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
  • проверить возможность немедленной герметизации помещения;
  • проверить исправность аппаратуры для работы и одежду сварщиков;
  • выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в сосед­них помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
  • доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному по­мощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огне­вых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вах­тенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помеще­ний лицам, в заведовании которых они находятся.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 часов наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.

является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу.

Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе.
Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь и впоследствии предо­ставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.

Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.

При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.

Схемы противопожарной защиты (Fire control plan ). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава.
Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.

На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащященном укрытии, расположенном снаружи рубки.

Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.

Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.

При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.

При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:

разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;

ввод в действие одновременно не менее двух - трех водоподающих стволов;

подача к месту пожара противопожарного инвентаря;

пуск судовых стационарных средств пожаротушения;

вскрытие и разбор конструкций;

закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиля­ционных систем.

Старший группы разведки обязан:

проводить разведку в течение всего времени пожара;

принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии.

Связные группы (один - два человека) действуют непосредственно в очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.

Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.

Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.

Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механи-ка, выполняют следующие обязанности:

готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систе-му пенотушения:

герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;

подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок; ломы, багры, топоры, слесарные и метал-лорежущие инструменты и работают ими;

готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный по-жарный насос;

подносят к месту пожара приборы переносного электро­освещения.

В зависимости от количества членов экипажа некоторые из них могут иметь сразу несколько обязанностей при тушении пожара.

При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах, независимо от места пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.

Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической части, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверж-дается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа, а при большом количестве изменений должно быть составлено заново.

При стоянке судна в порту старший помощник капитана составляет стояночное расписание по тревогам, которое вывешивается у трапа. При составлении стояночного расписания следует учитывать, что во время стоянки судна в порту составляется расписание для 1/5 части экипажа, а при стоянке судна на внешнем рейде - для 1/3 части экипажа.

Члены экипажа, не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют согласно указанию вахтенного помощника капитана.

Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов входил вызов по телефону или в случае срабатывания пожарной сигнализации береговой пожарной команды.
В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры для его тушения.

Если пожар возник на российском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.

Погрузка балкера Kurpie

Погрузка балкера Kurpie

Вахта у трапа

Во время стоянки судна у трапа постоянно должен находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допускать посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.

ВПКМ должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки.

Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления.

При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком.

ВПКМ должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна.

Вахтенный матрос у трапа

Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения ВПКМ, пропускать на борт по- сторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает ВПКМ, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.

Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у ВПКМ или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.

ВПКМ обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное со- провождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо ВПКМ, если ему будет дано такое поручение.

Сопровождение прибывшего вахтенным

ВПКМ, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано.

Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает ВПКМ, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.

Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова ВПКМ − два звонка, для вызова капитана − три звонка.

При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу ВПКМ немедленно выходит к трапу.

На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения ВПКМ. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает ВПКМ и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу.

ВПКМ и вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки.

Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии ВПКМ. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает ВПКМ и затем действует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает ВПКМ.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях ВПКМ немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц.

Он может покинуть пост лишь по указанию капитана,старшего или вахтенного помощника.

Пожарная вахта на судне

Пожарная вахта в порту

1. Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне.

2. Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению ВПКМ пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

3. Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. ВПКМ инструктирует состав пожарной вахты.

4. В течение суточного дежурства ВПКМ периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

5. Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, по усмотрению ВПКМ привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

6. Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту судна, обязаны в любое время суток по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение ВПКМ и при тушении пожара действовать по его указанию.

7. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет ВПКМ. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения ВПКМ.

Планирование перехода морского судна

Планирование предстоящего перехода морского судна

На судне должно выполняться документированное планирование предстоящего перехода.
Эта процедура является составной частью общей организации вахты на судне и выполняется на принципах «от причала до причала», т. е. от причала порта отхода до причала первого порта захода в рейсе.

Плановый характер перехода должен позволить предусмотреть все возможные опасности и риски в процессе перехода как с лоцманом, так и без него, как в прибрежном, так и в океанском плавании.
При составлении плана перехода должны учитываться как факторы, связанные с судном, так и все внешние факторы, которые можно учесть заранее.

Комплекс действий по планированию рейса разбивается на четыре этапа:

1) оценку (appraisal);

2) непосредственное подробное планирование рейса (detailed planning from berth to berth);

3) обсуждение подготовленного плана с учетом точного времени и даты отхода (execution);

4) контроль выполнения плана (monitoring) − исполнительная прокладка.

Оценка перехода морского судна

Планирование рейса начинается заблаговременно и в его основе может лежать расписание работы судна на линии, информация оператора судна или агента и т. п. Предварительная оценка перехода должна включать информацию о времени предстоящего перехода, необходимости бункеровки и пополнения судовых запасов, ограничениях коммерческих возможностей судна в следующем порту.

Информационные источники для планирования рейса:

каталог карт и руководств для плавания;

навигационные и справочно-информационные карты;

гидрометеорологические карты Мирового океана, карты сезонных зон по Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.; прогнозы и анализ погоды,факсимильные карты погоды, ледовые карты,предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях, океанографические сведения;

морские лоции и руководства для плавания;

таблицы приливов, атласы приливо-отливных течений;

таблицы морских расстояний;

Guide to Port Entry;

информация, полученная от лоцманов, систем УДС и т. п.;

рекомендации судовладельца, фрахтователя и иные документы;

личный опыт капитана и его помощников.

Планирование предварительной прокладки

Целью планирования, выполнения предварительной прокладки с составлением плана перехода (Passage Plan), является обеспечение постоянного контроля за безопасностью судна на всем переходе при любых условиях плавания.

Непосредственно на карту наносит курсы и надписи навигационный помощник, однако только капитан устанавливает, например, какими курсами следовать вне систем разделения движения, на каком расстоянии от навигационных опасностей проходить и т. п.
Вместе с тем исполнитель прокладки выполняет необходимую черновую работу по уточнению курсов, расстояний, времени, требуемого судну для выполнения перехода и его отдельных отрезков.
Выделяются наиболее приметные ориентиры, соответствующие выбранным способам обсерваций, опасные в навигационном отношении районы, т. е. производится «подъем карты».

Выделяют следующие факторы, определяющие план перехода :

2. Безопасная скорость на всем переходе с учетом близости навигационных опасностей, маневренных характеристик судна, его осадки, запаса воды под килем,влияния проседания и крена. Необходимые изменения скорости, связанные с влиянием приливов, приливо-отливных течений, ограничений по ночному проходу судна.

3. Постоянный учет запаса воды под килем, включая влияние проседания на мелководье, всех видов качки, высоты прилива, характеристик грунта и регулярности промера на карте.

4. Прохождение навигационных опасностей на достаточном расстоянии с учетом преобладающей погоды, течений, плотности движения, ширины возможной полосы движения.

5. Все точки изменения курса должны быть четко видимы на карте, и каждый поворот контролируется подходящим способом визуально или по радару. Смена карт не должна производиться в критических точках маршрута.

6. На всем протяжении перехода планируются основные и вспомогательные способы определения местоположения судна.

7. При наличии электронных картографических систем учитываются все их ограничения.

8. Отмечается дальность видимости огней, моменты их открытия и закрытия, секторы и цвета огней маяков.

9. Выделяются отдельно лежащие глубины и характерные изобаты для контроля места с помощью эхолота.

11. Отмечаются точки возможного изменения маршрута, указываются возможны альтернативные маршруты, аварийные якорные стоянки, порты-убежища. Учитываются существующие береговые средства для оказания помощи в случае аварийной ситуации.

12. Отмечаются точки смены режима работы двигателя, подготовки к сдаче,смене и приему лоцманов, готовности экипажа к работе с буксирами.

13. Для океанского плавания выбирается маршрут, кратчайший по времени,свободный ото льдов, штормовой погоды. При следовании под проводкой береговой службы прокладка выполняется по первоначальным данным.

Фрагмент Passage Plan

Фрагмент Passage Plan

Вторая часть фрагмента Passage Plan

Третий фрагмент Passage Plan

Четвертый фрагмент Passage Plan

Все эти и другие подробности плана должны быть четко отражены на картах и представлены в виде формы, установленной компанией.

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.

Пожар на судне

Пожар на судне

Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) и должна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; эвакуации людей; ограничение распространения пожара по судну; предупреждение возможных взрывов; борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

Наблюдение

Наблюдение за судном с точки зрения пожарной безопасности, главным образом, осуществляется вахтенной службой.

При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание пожарной вахты, на которую возлагается:

• периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем – не реже чем через 2 часа, ночью – не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды;
• проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;
• проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

Обращение с пожароопасными материалами

Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:

• в открытом виде горюче-смазочные материалы;
• материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные или пропитанные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;
• свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении;
• загрязненные и сырые угольные мешки;
• краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы;
• легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах;
• не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек или они отказали в действии при их применении).

Использование электроприборов и открытого огня

Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:

• использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях;
• оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование;
• пользоваться открытым огнем:

− в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них;
− вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горючесмазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;
− в аккумуляторных помещениях;
− в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, шкиперских, ветоши и пакли, сухой провизии;
− в плотницкой мастерской;
− вблизи шахт и головок вентиляции;
− в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;
− во всех помещениях с целью освещения;
− на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими газами;
− вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение

Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.

В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения».

Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

Пути перемещения людей

Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы. Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

Проведение огневых работ

К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам, проводимым на судах, относятся:
• газовая сварка и резка;
• плазменная резка;
• электросварка;
• нагрев деталей открытым огнем (обычно паяльной лампой);
• пайка;
• механическая обработка металла с выделением искр.

При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:

• старший помощник капитана – при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
• главный (старший) механик при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.

К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:

• произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
• осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
• привести в готовность к немедленному использованию противопожарные сие темы и оборудование данных помещений;
• обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
• удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
• обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
• проверить возможность немедленной герметизации помещения;
• проверить исправность аппаратуры для производства работ и одежду сварщиков;
• выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся, передать им помещения, после чего снять с постов вахтенных.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 ч наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.

Организация борьбы с пожаром

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

– обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
– ограничение распространения пожара;
– предупреждение возможных при пожаре взрывов;
– ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

– посты управления;
– различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
– элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
– элементы спринклерной установки;
– элементы средств пожаротушения;
– путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;
– элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.

Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан;
1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
2. обесточить электрооборудование;
3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

• убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
• охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Использование аварийного дыхательного устройства

Использование аварийного дыхательного устройства

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 мин.

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Действия экипажа

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

• прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;

• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
• организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

Снаряжение пожарного

Снаряжение пожарного

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1. прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
2. изолировать очаг пожара от доступа воздуха:
3. охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия (через филенки).

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
• возможность всплытия горящего груза под палубу;
• увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:

• по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
• подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;
• охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
• вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
• сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

При горении топлива у борта судна необходимо:

• вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
• отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 – 40° к поверхности воды
по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
• применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
• охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Обращение с пожароопасными материалами. Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:
– в открытом виде горюче-смазочные материалы;
– материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;
– свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении;
– загрязненные и сырые угольные мешки;
– краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы;
– легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах;
– не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек, или они отказали в действии при их применении).

Использование электроприборов и открытого огня. Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:
• использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях;
• оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование;
• пользоваться открытым огнем:
– в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них;
– вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;
– в аккумуляторных помещениях;
– в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, сухой провизии и т. п.;
– в плотницкой мастерской;
– вблизи шахт и головок вентиляции;
– в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;
– во всех помещениях с целью освещения;
– на расстоянии менее 10 метров от мест расположения баллонов с горючими газами;
– вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.
Курение. Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна. В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения». Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается. Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.
На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Пути перемещения людей. Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы. Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

Проведение огневых работ. К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.
К огневым работам, проводимым на судах, относятся:
– газовая сварка и резка;
– плазменная резка;
– электросварка;
– нагрев деталей открытым огнем (паяльной лампой);
– пайка;
– механическая обработка металла с выделением искр.
При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.
Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:
– старший помощник капитана — при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
– главный (старший) механик – при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.
К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:
— произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
— осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
— привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование данных помещений;
— обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
— удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
— обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
— проверить возможность немедленной герметизации помещения;
— проверить исправность аппаратуры для работы и одежду сварщиков;
— выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: