Поведение государств наносящее ущерб другим государствам но не нарушающее норм международного права

Обновлено: 02.05.2024

Контрмеры и санкции представляют собой меры принуждения к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношений ответственности. Проблема применения мер принуждения к соблюдению норм международного права является одной из наиболее важных и сложных проблем этого права.

Принуждение - необходимый элемент децентрализованного механизма функционирования международного права. Одна из главных особенностей механизма функционирования международного права состоит в отсутствии централизованного аппарата принуждения, способного принуждать суверенных субъектов к соблюдению норм международного права. Средства принуждения находятся в руках самих государств, которые применяют их индивидуально или коллективно.

Допускаемое международным правом принуждение представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Необходимый признак такого принуждения - правомерность. Принуждение должно быть правомерным как по основанию, так и по методам и объему.

В наше время государства, активно использующие меры принуждения, предпочитают именовать их не репрессалиями, а "санкциями" (лат. - sanctio - принудительная мера). В отличие от репрессалий этот термин как бы предполагает правомерность. Эта тенденция нашла отражение и в доктрине. Содействовала тому определенная аналогия с внутренним правом, в котором принудительные меры именуются "санкциями". Этот термин, однако, не соответствует координационному характеру международного права. Равный над равным власти не имеет (parinparemimperiumnonhabet) и, следовательно, не может применять санкций. В интересах упрочения международного правопорядка и уточнения норм, регулирующих применение принуждения, целесообразно под санкциями понимать лишь меры принуждения, применяемые международными организациями. Такие меры принимаются представляющими международное сообщество организациями, которые наделены государствами соответствующими правами, что придает им принципиальное отличие от индивидуальных действий государств.

Санкции международных организаций

Международные организации играют все более существенную роль в обеспечении уважения к международному праву. Существенную роль в реализации возможностей организаций в рассматриваемой области играет институт санкций. Понимание санкций как мер принуждения, осуществляемых именно организациями, неоднократно обосновывалось в литературе и получило значительное признание. Понимание санкций как мер, предпринимаемых организациями, подтверждается международной практикой.

Устав ООН предусматривает возможность применения по решению Совета Безопасности широкого арсенала воздействия на правонарушителя (ст. 41, 42). Эти меры могут применяться лишь при "существовании любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии" (ст. 39). Естественно, возникает вопрос - относятся ли эти меры к индивидуальной или коллективной самообороне или к санкциям? Есть основания полагать, что институт самообороны относится только к государствам. Это явно следует из ст. 51 Устава. В той же статье проводится различие между мерами самообороны государств и полномочиями Совета Безопасности в отношении принятия "действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности". Иными словами, речь идет о полномочиях Совета предпринимать меры в целях пресечения наиболее тяжких правонарушений.

Это утверждение сомнительно как с юридической, так и с практической точек зрения. Известно, что одна из целей ООН состоит в том, чтобы "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. " В этом же заключается и главная цель права международной ответственности.

Что же касается практики ООН, то ее деятельность становится все более важным фактором поддержания международного правопорядка, причем не только в сфере международной безопасности. Помимо всего прочего, поддержание мира означает обеспечение уважения к наиболее важным нормам международного права.

Практика Совета Безопасности свидетельствует, что он не ограничивается пресечением правонарушений, но и определяет последствия, вытекающие из ответственности за эти правонарушения. Выполнение вытекающих из ответственности обязательств Совет гарантирует применением санкций, предпринимаемых в соответствии с гл. VII Устава. Весьма показателен в этом плане цикл резолюций, принятых в отношении Ирака. В данном случае важен тот факт, что сам Совет квалифицирует принимаемые им меры как санкции.

Позиция России в отношении санкций не раз излагалась в ООН. Санкции рассматриваются как мощный инструмент воздействия на правонарушителя. Их введение оказывает влияние на население подвергающегося санкциям государства и на его отношения с другими странами. Поэтому введение санкций должно быть крайней мерой, которая допустима в случаях, когда иные способы воздействия не дали результата и когда Совет Безопасности определит наличие угрозы международному миру и безопасности. Самое существенное значение имеет правильная оценка Советом степени такой угрозы.

Определение в соответствии со ст. 39 наличия угрозы миру или акта агрессии означает констатацию нарушения основополагающих норм. Резолюции Совета Безопасности призывают прекратить соответствующее деяние, дать гарантии неповторения и даже предоставить возмещение. Меры, предпринимаемые в соответствии со ст. 41 и 42, представляют собой санкции, призванные побудить правонарушителя выполнить обязанности, вытекающие из ответственности.

Концепция коллективной безопасности вышла за традиционные рамки коллективного ответа на вооруженное нападение. Теперь она охватывает и такие правонарушения, как геноцид, массовое нарушение прав человека и тяжкие нарушения международного гуманитарного права. В результате право коллективной безопасности и право международной ответственности выполняют общую функцию, связанную с правовыми последствиями нарушений основополагающих норм международного сообщества. При этом механизмы действия у них различны и эти различия сохраняются. Предусмотренный гл. VII Устава ООН механизм обеспечивает коллективный ответ на тягчайшие правонарушения и в определенной мере создает "вертикальные" отношения между организацией и государствами.

В прошлом понятием "санкции" охватывались все меры принуждения в отношении правонарушителя. Ныне утверждается понятие санкций как принудительных мер, предпринимаемых международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

Санкции международных организаций - довольно многоплановое явление. Т.Н.Нешатаева пишет, что под санкциями международных организаций следует понимать "все меры охраны международного правопорядка, закрепленные в нормах международного права, носящие принудительный характер и применимые в случае правонарушений к государству-делинквенту с помощью институционного механизма международных организаций". В подавляющем большинстве случаев санкции организаций действительно направлены против государств-делинквентов. Однако это не исключает возможности их применения и в отношении международных организаций, например, в случае нарушения последними заключенных с ними соглашений или норм общего международного права.

Области применения санкций международных организаций:

  1. Область внутреннего права государств. Прежде всего, это касается деяний государств-членов, противоречащих целям и принципам организации. Нередки случаи применения санкций в случаях нарушения и иных обязанностей члена, например финансовых.
  2. Область общего международного права и, прежде всего, его императивные нормы. Примером могут служить случаи лишения права голоса расистского режима ЮАР. Представляет также интерес практика санкций, принятых по рекомендации ООН ее специализированными учреждениями, например, против ЮАР, проводившей политику апартеида, против Португалии за политику колониального угнетения, против Израиля за военные преступления.

Основные недостатки санкций:

  • от санкций международных организаций, особенно масштабных, страдает, в основном, население страны;
  • ущерб, причиняемый ими третьим государствам, страдающим от перерыва связей с государством, против которого санкции направлены;
  • средства осуществления санкций находятся в руках крупных государств и соответственно от их позиции зависит эффективность санкций.

Учитывая имеющиеся в практике применения санкций недостатки, Совет Безопасности ООН учредил комитеты по санкциям. В январе 1999 г. председатель Совета издал специальный документ о работе этих комитетов, в котором подчеркивался долг всех членов Совета провести давно назревшие реформы, призванные усовершенствовать применение санкций и ограничить связанные с ними страдания людей. Прошли годы, но положение не изменилось.

Факторы эффективности санкций:

  • сдерживающее влияние на правонарушителя, огранивающее масштабы его противоправного поведения, а также на решимость его повторения;
  • демонстрация позиции международного сообщества в отношении правонарушения, оказывающая превентивное действие в отношении потенциальных правонарушителей;
  • ограничение материальных возможностей правонарушителя. Эмбарго на вооружения затрудняет модернизацию вооруженных сил. Экономические санкции снижают экономический потенциал и тем самым ограничивают размеры допустимых затрат на вооружение.

В последние десятилетия в литературе начал обсуждаться вопрос о побуждающих, или "позитивных санкциях". Представляется, что подобные концепции не совсем отвечают природе санкций как мер принуждения в отношении правонарушителя. Стимулирующие меры, призванные вернуть правонарушителя на путь истинный, могут оказаться мерами поощрения правонарушителя.

Однако это не значит, что побуждающий элемент вообще не может учитывать при применении санкций. Дж. Армани проанализировал 22 случая, в которых стратегия побуждения и принуждения сочетались. Автор пришел к выводу, что смешанная стратегия оказалась в три раза эффективней в достижении желаемого результата, чем только меры принуждения.

В последние годы активно обсуждается концепция "целенаправленных" (targeted) или "умных" (smart) санкций. "Умные" санкции нацелены на то и осуществляются таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия. Они должны воздействовать на власть без причинения серьезного ущерба населению. Такие санкции, например, не приостанавливают нормальных торговых отношений, но препятствуют определенным видам экспорта и импорта. Они могут заключаться:

  • в эмбарго на импорт оружия;
  • в замораживании зарубежных вкладов правительства и его членов;
  • в запрещении транспортных связей;
  • в таких актах политического осуждения, как прекращение дипломатических отношений.

Тем не менее, нельзя не учитывать, что умные санкции не решают проблему. Совершенно ясно, что для пресечения серьезных правонарушений необходимы и соответствующие меры воздействия. Поэтому в таких случаях сохраняют свое значение широкие силовые санкции организаций. Оба вида санкций должны дополнять друг друга.

Эффективность санкций международных организаций в решающей мере зависит от политики крупных государств, обладающих необходимыми экономическими и военными ресурсами, необходимыми для того, чтобы санкции были действенными.

Контрмеры

Все ранее сказанное подчеркивает значение урегулирования проблемы применения мер принуждения Статьями об ответственности государств. Традиционный термин "санкции" довольно длительное время использовался и Комиссией международного права ООН в ходе работы над темой об ответственности. Лишь на завершающем этапе было решено заменить его более соответствующим природе международного права термином "контрмеры". Существенную роль в этом сыграла международная судебная практика, которая, избегая употребления термина "санкции" применительно к односторонним мерам государств, использовала термин "контрмеры" .

В Статьях об ответственности государств контрмерам посвящена гл. II Части третьей "Имплементация международной ответственности государств", что является обоснованным, поскольку контрмеры представляют собой связанный с ответственностью, но тем не менее особый институт, призванный служить имплементации правоотношений ответственности.

Рассматриваемая глава определяет условия и ограничения принятия контрмер потерпевшим государством. Она имеет целью установить систему регулирования, учитывающую чрезвычайный характер контрмер как реакции на международно-противоправное поведение. Одновременно определяются условия и ограничения, призванные предельно сократить возможности злоупотреблений контрмерами, сохранить их применение в правовом поле.

Глава содержит также некоторые процессуальные моменты, касающиеся контрмер. Она посвящена контрмерам, принимаемым непосредственно потерпевшим государством. Известно, что при определенных условиях контрмеры могут приниматься и другими государствами. Однако соответствующая практика весьма противоречива и не дает возможности сформулировать определенные правила. Поэтому положения главы не касаются таких случаев. Эти положения, тем не менее, не ограничивают права других государств, помимо непосредственно потерпевшего, принимать правомерные меры против несущего ответственность государства для обеспечения прекращения нарушения и возмещения вреда в интересах пострадавших от него субъектов. Этот важный момент подчеркивается в Комментарии.

Глава о контрмерах активно обсуждалась правительствами, что свидетельствует о ее большом практическом значении. Зачастую высказывались прямо противоположные мнения. Многие отмечали, что контрмеры представляют собой законное средство, имеющееся в распоряжении государства, пострадавшего от международно-противоправного деяния. Одновременно указывалось на необходимость ограничения контрмер с тем, чтобы защитить суверенитет более слабых государств.У государств, которые стали жертвами противоправных контрмер, должны иметься средства правовой защиты. Было выражено мнение об опасности отделения вопроса о контрмерах от вопроса о мирном разрешении споров.
Контрмеры представляют собой элемент присущего международному праву децентрализованного механизма принуждения государства-правонарушителя. Как уже отмечалось, институт контрмер признается в практике государств, подтверждается судебными решениями и находит обоснование в доктрине.

Основная цель контрмер состоит в том, чтобы побудить ответственное за международно-противоправное деяние государство выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства. Эти меры вправе применить потерпевшее государство. С юридической точки зрения такие меры характеризуются тем, что если бы они не применялись в качестве контрмер, то были бы противоправными.

Представляется, что ответственность всегда связана с негативными последствиями для правонарушителя и в этом смысле вытекающие из нее последствия, включая меры принуждения, носят характер наказания. Но это не карательные меры в уголовно-правовом смысле. Они ближе по характеру к наказанию за правонарушение в частном праве, но не идентичны ему. В международном праве наказание за правонарушение обладает дополнительными особенностями. Признание государства правонарушителем наносит ущерб его авторитету. О том, насколько существенен этот аспект, свидетельствует то значение, которое придается сатисфакциям как морально-политическому удовлетворению. Отрицательные последствия правонарушения в рассматриваемом аспекте носят характер не столько юридического наказания, сколько морально-политического осуждения.

Контрмеры могут приниматься пострадавшим государством лишь в ответ на международно-противоправное деяние. Решение о принятии контрмер принимается государством на собственный риск, и потому возможна ситуация, когда это решение окажется недостаточно обоснованным. В таком случае наступает ответственность государства за неправомерное применение контрмер.

В случае даже если меры в отношении другого государства были приняты в результате добросовестного заблуждения относительно якобы совершенного им правонарушения, тем не менее, ответственность за такие меры возникает:

  1. они не могут рассматриваться как контрмеры, поскольку не было правонарушения;
  2. не несущему ответственности государству был причинен ущерб неправомерными действиями другого государства, что порождает ответственность и вытекающую из нее обязанность возмещения.

Факт добросовестного заблуждения может учитываться при определении характера ответственности и размера, вида возмещения. В таких случаях ответственность обычно носит только материальный характер и ограничивается возмещением ущерба.

Обязательства, не затрагиваемые контрмерами:

  1. любая процедура разрешения споров, применяемая между потерпевшим государством и государством, несущим ответственность;
  2. обязательства, имеющие целью обеспечить физическую безопасность и неприкосновенность дипломатических и консульских должностных лиц, помещений, архивов и документов в соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях. Это не исключает возможности принятия контрмер, затрагивающих дипломатические привилегии, иные, чем перечисленные.

В большинстве случаев контрмеры применяются в двусторонних отношениях. Проблема существенно усложняется, когда дело касается многосторонних отношений. В частности, использование критерия взаимности нереально в случае контрмер при нарушении обязательств ergaomnes. Взаимность исключается, когда дело касается нарушения императивных норм, а также нарушения основных прав человека и дипломатического иммунитета.

Статьи об ответственности государств предусматривают, что в таких случаях другие государства могут требовать от несущего ответственность государства прекращения противоправного деяния и выполнения обязательств по возмещению в интересах потерпевшего государства (ст. 48).

Более сложно обстоит вопрос о применении в тех же целях принудительных мер другими государствами.

Известен ряд случаев, когда несколько государств, не будучи потерпевшими, приходили на помощь государству, пострадавшему от вооруженного нападения. В таких случаях, как определил Международный Суд, действия в порядке коллективной самообороны не могут быть предприняты третьими государствами без просьбы государства, подвергшегося нападению.

Принятые меры нарушали обязательства принимавших их государств. Приведенные в обоснование их доводы не могут быть признаны юридически состоятельными. Единственным обоснованием могла бы быть ссылка на наличие юридического интереса в прекращении правонарушения, дающего право на применение контрмер. Однако ни в одном случае это не было сделано. Тем самым подтверждается, что концепция наличия юридической заинтересованности как основания для применения контрмер государствами, не являющимися непосредственно потерпевшими, находится в начале процесса становления.

Аннулирование международного договора – это
Аспекты национального контроля в сфере разоружения – это
Аутентичное толкование – это толкование, осуществляемое
В зависимости от уровня, на котором заключен договор, различают договоры
В основу коллективной безопасности положен следующий принцип
В получении консульской экзекватуры не нуждаются
В РФ подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей
В состав вооруженных сил входят, согласно МГП
Важнейшими принципами МГП являются
Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями была подписана в _____ г.
Венская конвенция о праве международных договоров была принята в _____ г.
Виды консульских учреждений – это
Виды материального ущерба – это
Виды международно-правовой ответственности государств – это
Виды ответственности за нарушение МГП – это
Временная миссия, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов, – это
Высшим органом международной организации является чаще всего
Главенствующая роль в применении вооруженных санкций против государства-нарушителя в современном международно-правовом порядке принадлежит
Главными органами ООН являются
Государства-участники международного договора – это государства
Государство-депозитарий ратификационных грамот Устава ООН – это
Демилитаризованными считаются следующие пространства
Державами-покровительницами могут стать
Деятельность примирительной комиссии Палаты примирения и арбитража является
Дипломатические агенты в стране пребывания пользуются иммунитетом
Дипломатический ранг сохраняется
Для признания организации региональной необходимо
Договорившимся государством, согласно праву международных договоров, является государство
Договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права, называются
Договоры, подлежащие ратификации, вступают в силу с момента
Доклад международной следственной комиссии
Доктрина «подразумеваемых полномочий» (implied powers) при толковании уставов международных организаций предусматривает
Дуайен – самый уважаемый глава дипломатического корпуса РФ в стране пребывания
Женевское право содержит нормы, направленные на
Законными участниками войны являются
Заявление обоих спорящих сторон о признании юрисдикции при рассмотрении дела в Палате примирения и арбитража
Иммунитет от гражданской юрисдикции по отношению к дипломатическому персоналу не распространяется на случаи
Источники права международных договоров – это
К внутригосударственным органам внешних сношений общей компетенции в РФ относятся
К внутригосударственным органам внешних сношений специальной компетенции в РФ относятся
К дипломатическому персоналу относятся
К закрытым договорам относятся
К запрещенным методам ведения войны относятся
К зарубежным органам внешних сношений относятся
К источникам международного права внешних сношений относятся
К международным договорам по экономическим вопросам относятся
К международным преступлениям относятся
К способам толкования относятся
К юридическим спорам можно отнести следующие: о
Клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться
Кодификационными акты Международного гуманитарного права являются
Количество непостоянных членов Совета Безопасности составляет
Количество специализированных учреждений ООН составляет______ организаций
Количество членов Экономического и социального совета ООН
Коллективная безопасность как система совместных действий государств включает следующие элементы
Комплекс норм, регулирующий процесс предъявления и рассмотрения иска к международной организации, – это
Конвенция, положившая начало праву защиты жертв войны, – это Женевская конвенция о (об)
Консулы в РФ назначаются
Консульские учреждения функционируют
Контроль за соблюдением государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Пакте, осуществляет
Лица, входящие в состав Вооруженных сил, обеспечивающие и обслуживающие их боевую деятельность, – это
Лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля, – это
МГП содержит нормы
Международная организация может стать участником международного договора при условии, если
Международно-правовые акты, содержащие составы преступлений против мира и безопасности человечества, – это
Международные договоры заключаются в следующей форме
Международные договоры по правовым вопросам – это
Международный договор, имеющий преимущественную силу над любым другим международным договором государства, – это
Международный контроль за соблюдением государствами-участниками своих обязательств по договору может осуществляться
Международный правовой режим, при котором Вооруженные силы одного государства временно занимают и удерживают территорию неприятельского государства, – это
Международный суд ООН рассматривает дела
Международный суд ООН рассматривает дела
Международный суд состоит из ________ судей
Не находятся под покровительством МГП
Невозможность обыска, ареста, задержания, доступа к личным вещам и др. дипломатического персонала есть
Необходимые признаки международного правонарушения – это
Нормы международного гуманитарного права, огранивающие стороны в свободе выбора средств и методов ведения войны, – это ______ право
Общее количество членов Совета Безопасности составляет
Объединение государств, прием новых членов в которую производится только при согласии первоначальных учредителей, – это _____________ организация
Органами внешних сношений являются
Органы ООН, которые могут обращаться за консультативным заключением в Международный суд ООН, – это
Основания аннулирования договора, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров, – это
Основная часть международного договора состоит из
Основное отличие надгосударственной организации от организации межгосударственной – это
Основной источник, регламентирующий международно-правовые способы и средства обеспечения мира, – это
Основной целью Совета Безопасности является
Основные договорные акты, регулирующие отношения, касающиеся международных договоров, – это
Основными функциями пленарного органа международной организации являются
Основы коллективной безопасности в Европе были заложены
Ответные принудительные меры, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности - это
Отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором, – это
Отличительная особенность международного арбитража как средства мирного разрешения международных споров – это
Отличительный знак парламентера – это
Отличия ассоциированного членства в организации от полного – это отсутствие права
Отрасль международного права, регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров, – это право
Палата примирения и арбитража действует в рамках следующей организации
Парламентский орган Европейского союза
Первое соглашение в сфере дипломатического и консульского права – это
Первый международный судебный орган – это
Переход членства в международной организации от одного государства к другому возможен при условии, если последнее государство
Перечень органов государства, имеющих право заключать международные договоры, определяется в
По делам, связанным с персоналом, универсальные международные организации используют
По кругу участников договоры подразделяются на
По обязательствам торгового представительства несет ответственность
Поведение государства, при котором наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, – это
Полномочия Генеральной Ассамблеи включают
Поправки к Уставу ООН принимаются Генеральной Ассамблеей _____ голосов и вступают в силу после ратификации их ООН
Постоянными членами Совета Безопасности являются
Появление зачатков консульств следует отнести к эпохе
Права и обязанности для отдельного государства из международного договора начинают действовать с момента
Правительство РФ в качестве внутригосударственного органа внешних сношений выполняет следующие функции
Право международной безопасности опирается на такие общие принципы международного права, как принципы
Право на самооборону может быть реализовано государством исключительно в ответ на
Правопреемницей Лиги Наций является
Представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками, – это
Представительство в государстве пребывания, осуществляющее внешнеторговую деятельность на государственном уровне, – это
Представительство высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом, – это
При совершении международных преступлений право на обращение в суд (Международный уголовный суд, например) имеют (ет)
При толковании международного договора используется
Признаками конфликта немеждународного характера являются
Признаки преступлений международного характера
Признаки совершения государством международно-противоправного деяния – это
Примером универсальных договоров являются
Примирительная комиссия Палаты примирения и арбитража разрешает спор на основе
Примирительные комиссии
Принятие решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов – это содержание следующей функции международной организации
Приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон – это
Продление действия договора, осуществляемое до истечения срока, – это
Прямой контакт сторон в целях достижения взаимно приемлемого соглашения – это
Различие между спором и ситуацией, согласно Уставу ООН, – это
Ратификация и денонсация международных договоров в РФ относится к компетенции
Решение Международного Суда ООН обжалованию
Решение о пересмотре Устава ООН принимает
Система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права, в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях; ограничения и сокращения вооружений, – это
Современная концепция поддержания мира в рамках ООН состоит из таких элементов, как
Согласие на рассмотрение дела Палатой примирения с обеих сторон нужно по спору
Согласительные процедуры, предполагающие участие третьей стороны, – это
Согласительные средства мирного урегулирования споров, в которых участвуют только находящиеся в конфликте государства, – это
Содержание концепции абсолютной ответственности субъектов международного права
Содержание принципа Pacta tertiis nec nocent nec prosunt – это
Содержание противоправности согласно международному праву, – это
Содержание такой функции международной организации, как делегитимация заключается в следующем
Соотнесите определение и вид толкования договора
Состояние войны начинается с момента
Специализированные учреждения ООН – это
Специальное разрешение на исполнение обязанностей консула, выдаваемое страной пребывания, – это
Специальное удостоверение консула о его полномочиях – это
Специальный нормативно-правовой акт, регулирующий заключение различными государственными органами России международных договоров, – это
Среди перечисленных региональными международными организациями являются
Среди перечисленных универсальными организациями являются
Средства международных организаций формируются за счет
Сторонами в споре, рассматриваемыми Международным судом ООН, могут быть
Структура международного договора включает следующие элементы
Субъекты права международных договоров – это
Судебный орган Лиги Наций – это
Судьи Международного суда избираются на ______ лет
Толкование, которое осуществляется международными органами, – это толкование
Три основных вида средств мирного разрешения споров – это
Удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного, прежде всего, чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам – это
Устав ООН в зависимости от уровня, на котором он заключен, является
Устав ООН вступил в силу с момента
Уяснение значения отдельных слов и смысла договора на основе грамматических и иных правил – это ________________ толкование международного договора
Формы международно-правовых актов, которые не являются юридически обязательными для государств, – это
Формы политической международно-правовой ответственности – это
Функции Международного суда ООН – это
Четыре группы договоров, которые составляют право международной безопасности, – это
Членов Международного суда ООН избирает
Членство в международной организации прекращается в следующих случаях
Чрезвычайная сатисфакция выражается в
Элементы права международных организаций – это

Любая правовая система немыслима без института ответственности за ее нарушение. Международное публичное право не является исключением. Однако проблема международно-правовой ответственности в доктрине международного права пока далека от полного разрешения. Это связано со многими причинами, в числе которых и сама специфика международного права, которое имеет дело с суверенными образованиями – государствами, поскольку воздействие на суверенный субъект всегда затруднено и ограничено.

Несмотря на указанные трудности, основные механизмы ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права к настоящему моменту все же выработаны. Кратко остановимся на его важнейших аспектах.

Прежде всего необходимо различать международно-правовую ответственность государств (иных субъектов международного публичного права) и индивидуальную ответственность физических лиц, совершивших то или иное правонарушение. Поэтому для решения вопроса об ответственности за нарушение конкретных норм международного гуманитарного права всегда необходимо выяснять, действовал ли нарушитель как частное лицо, либо за его действиями стоит суверенное государство. Процедуры реализации ответственности государства и индивида различаются между собой весьма существенным образом.

Итак, по субъектному составу нарушения в сфере международного гуманитарного права могут быть разделены на две самостоятельные категории:

1) нарушения норм международного гуманитарного права, совершенные с участием государства;

2) нарушения норм международного гуманитарного права, совершенные индивидом (физическим лицом).

Разумеется, все действия от имени субъектов международного права, в том числе и государств, совершаются конкретными физическими лицами. Данный факт существенно затрудняет юридическую квалификацию соответствующих деяний и, соответственно, привлечение виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности воюющих государств за действия своих органов определен в ст.3 IV Гаагской конвенции 1907 г. и повторен в той же формулировке в статье 91 Дополнительного протокола I. Кроме того, он специально сформулирован в отношении военнопленных и гражданских лиц в третьей и четвертой Женевских конвенциях 1949 г., предусматривающих, что держава, во власти которой находятся эти лица, несет ответственность за обращение с ними, причем это не снимает личной ответственности с ее представителей.

Доктрина международного гуманитарного права различает формы участия государства в нарушении норм МГП. В большинстве случаев речь может идти о прямом или косвенном участии государства.

Прямое участие государства предполагает совершение правонарушения органом, представителем, должностным лицом государства и т.п. Косвенное участие государства включает ситуации, когда государство допускает в пределах своей юрисдикции совершение нарушений физическими лицами, не имеющими формально отношения к государственному аппарату. Непринятие мер по пресечению такого рода нарушений квалифицируется как соучастие, т.е. тоже считается неправомерным поведением государства.

По общему правилу, нарушение норм международного гуманитарного права военнослужащими вооруженных сил государства прямо влечет за собой международно-правовую ответственность этого государства. Это означает, что государство должно нести ответственность перед потерпевшим государством за последствия всех без исключения противоправных действий каждого военнослужащего его вооруженных сил. Что касается противоправных действий нерегулярных вооруженных формирований, а также частных лиц, то государство несет за них ответственность только в случае непринятия адекватных мер для установления контроля над этими лицами и предупреждения их неправомерных действий.

Современное международное право предусматривает две формы международно-правовой ответственности государств:

В доктрине международного гуманитарного права выдвигалась также концепция уголовной ответственности государства, однако она не нашла поддержки у большинства авторов, прежде всего в силу того, что меры ответственности, обозначенные названной концепцией в качестве «уголовных», являются, по сути, все равно политическими или материальными.

В качестве политических мер ответственности могут быть применены ограничение суверенитета государства, введение временного внешнего контроля над всей или частью территории, а также в отдельных областях деятельности, связанных прежде всего с военным производством.

Под материальной ответственностью понимается предусмотренная Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I (статьи 51, 52, 131, 145 Женевских конвенций и ст.91 ДП I) обязанность стороны, нарушающей положения конвенция, возместить причиненные потерпевшей стороне убытки.

По вопросу о формах ответственности государств в литературе нет единого мнения. В частности, среди таких форм называются также:

- санкции, под которыми понимаются коллективные меры международных организаций;

- контрмеры, т.е. меры, принимаемые потерпевшим государством против правонарушителя, в том числе вооруженные репрессалии в той мере, в которой они не запрещены нормами международного гуманитарного права.

§ 2. Ответственность физических лиц за нарушение международного гуманитарного права

Ответственность физических лиц за нарушения в сфере международного гуманитарного права наступает, во-первых, за международное преступление государства – наряду с ответственностью государства. Во-вторых, международными документами в ряде случаев предусматривается ответственность индивидов за нарушения норм международного гуманитарного права, совершенные без участия государства. В этих случаях ответственность индивида наступает по международно-правовым основаниям.

Наконец, в-третьих, нормы ряда международных гуманитарных конвенций обязывают страны-участницы предусмотреть ответственность за правонарушения индивидов в национальных правовых системах. В этом случае ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права наступает по национальному законодательству.

Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права по своему характеру может быть уголовной, административной и дисциплинарной. Действующие международные соглашения не предусматривают специальных норм об административной и дисциплинарной ответственности индивидов, ограничиваясь указанием на обязанность государств такую ответственность установить в национальном законодательстве. Поэтому административная и дисциплинарная ответственность могут наступать только по национальному законодательству.

Женевские конвенции и Дополнительный протокол I предусматривают, что некоторые особенно серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, должны считаться уголовными преступлениями. В этих документах перечислен ряд действий, которые должны наказываться как серьезные правонарушения в уголовном порядке. К числу таких правонарушений относятся: преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью; незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью (ст.49 и 50 I Женевской конвенции, ст.50 и 51 II Женевской конвенции). III Женевская конвенция дополняет этот перечень такими правонарушениями, как принуждение военнопленного или покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; лишение военнопленного или покровительствуемого лица прав на нормальное и беспрепятственное судопроизводство (ст.130). Согласно ст. 147 IV Женевской конвенции, к числу таких нарушений относятся также незаконное депортирование, перемещение или арест покровительствуемого лица, взятие заложников. Целый ряд серьезных нарушений, квалифицирующихся как военные преступления, перечислен в статье 85 Дополнительного протокола I. Среди них: превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения; совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам; совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; вероломное использование в нарушение ст.37 отличительной эмблемы красного креста, красного полумесяца или других защитных знаков, а также некоторые другие серьезные правонарушения.

Таким образом, международное гуманитарное право предусматривает индивидуальную уголовную ответственность за невыполнение вытекающих из него обязанностей. Особая ответственность лежит на военачальниках, которые должны делать все возможное для предупреждения нарушений Конвенций и Дополнительного протокола I лицами, находящимися в их подчинении (ст.87 ДП I). Если командир не позаботился отдать соответствующие распоряжения или допустил бесконтрольность, что привело к серьезному нарушению, то он должен отвечать перед судом в пределах возложенной на него ответственности (п.2 ст.86).

Юридически сложной является ситуация, когда обвиняемый не отрицает, что совершил данное нарушение норм международного гуманитарного права, однако заявляет, что он действовал в соответствии с приказом и поэтому не должен нести наказания. Лондонское соглашение между правительствами СССР, США, Франции и Великобритании от 8 августа 1945 г., в соответствии с которым был образован Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками, установило, что даже лица, действовавшие по приказу, несут ответственность за свои поступки. Из решений Нюрнбергского трибунала родилась норма обычного права, согласно которой каждый человек несет персональную ответственность за свои поступки, даже если он действовал по приказу. Эта норма оказала значительное влияние на внутреннее законодательство большинства государств. Если подчиненному ясно, что выполнение приказа приведет к нарушению закона, он должен отказаться выполнять приказ, однако только в том случае, если такая возможность действительно существует. Если же, несмотря на это, он выполняет приказ и нарушает этим международное гуманитарное право, он должен сознавать возможные правовые последствия. При этом, разумеется, во внимание могут быть приняты смягчающие вину обстоятельства. Следует отметить, что Дипломатическая конференция 1974-1977 годов не смогла выработать приемлемого для всех государств положения по этому вопросу, и поэтому в Протоколе I нет нормы, касающейся приказов вышестоящих начальников. Здесь действует обычное право.

Естественно, старший начальник, отдающий противоправные приказы, несет за это уголовную ответственность. В Уставе Нюрнбергского трибунала четко зафиксировано, что даже главу государства можно призвать к ответственности за его действия.

Серьезные нарушения международного гуманитарного права (военные преступления) преследуются не только держащей в плену державой, но и любой державой, во власти которой находится обвиняемый (принцип универсальной юрисдикции).

§ 3. Система уголовного преследования за наиболее тяжкие нарушения норм международного гуманитарного права

В соответствии с нормами международного права любое государство должно разыскивать военных преступников и привлекать их к уголовной ответственности, независимо от гражданства исполнителей преступлений и гражданства их жертв, а также места совершения деяний; либо выдавать исполнителей преступлений согласно праву государства, к которому обращено требование о выдаче, любой державе, требующей их выдачи в целях преследования. Основания, условия и процедура уголовного преследования за нарушения в сфере международного гуманитарного права на национальном уровне определены законодательством каждого заинтересованного государства.

Кроме национальных правовых институтов, регулирующих рассматриваемые вопросы, существует также система способов пресечения и преследования военных преступлений и преступлений против человечности на международном уровне. Ответственность индивидов по международно-правовым основаниям и через систему международных юрисдикционных органов называют иначе международной уголовной ответственностью индивидов.

До недавнего времени существовало всего два случая международного пресечения военных преступлений: речь идет о мерах, принятых после первой мировой войны в соответствии с Версальским договором, и мерах, принятых Нюрнбергским и Токийским международными военными трибуналами, а также другими военными трибуналами, созданными союзниками с этой целью.

В настоящее время институт международной уголовной ответственности индивида является общепризнанным. 22 февраля 1993 г. Совет Безопасности ООН принял решение о создании Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, а 8 ноября 1994 г. учредил аналогичный трибунал по Руанде. 15-17 июня 1998 г. состоялась Дипломатическая конференция под эгидой ООН, принявшая Римский статут Международного Уголовного Суда. Правда, на текущий момент названный Статут Республикой Беларусь не ратифицирован.

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии заседает в Гааге, Международный уголовный трибунал по Руанде – в г.Аруша в Танзании. В состав каждого из трибуналов входят 11 судей, все судьи должны иметь разное гражданство. Процедура включает в себя три фазы: предварительное следствие и изучение дела; выдвижение обвинений; судебный процесс.

Предварительное следствие и изучение дела поручаются обвинителю, которому надлежит провести расследование и высказаться о целесообразности уголовного преследования. Если принимается решение о возбуждении дела, он составляет обвинительное заключение и представляет его судье. Все государства – члены ООН обязаны оказывать содействие трибуналу в опознании и поиске лиц, представлении доказательств, отправке документов, задержании и препровождении в трибунал лиц, в отношении которых обвинитель отдал приказ о приводе или ордер на арест.

Обвиняемый может использовать все фактические и юридические средства, чтобы противодействовать обвинению. При этом, однако, в соответствии со ст.10 Устава Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и ст.9 Международного уголовного трибунала по Руанде, факт судимости лица за то же деяние в национальном суде государства не препятствует юрисдикции Международного уголовного трибунала, поскольку проведенный в национальном государстве процесс мог носить формальный характер. С другой стороны, норма non bis in idem не позволяет национальному судебному органу судить лицо, которое уже предстало перед трибуналом за то же деяние.

Учитывая стремление международного сообщества добиться отмены смертной казни, все действующие Уставы международных уголовных судов предусматривают только меры наказания, связанные с лишением свободы и возвращением законным владельцам всего имущества, которым незаконно завладело осужденное лицо.

Надо сказать, что действующая система международного уголовного преследования за серьезные правонарушения в сфере международного гуманитарного права весьма далека от совершенства. Однако наряду с весьма существенными недостатками имеются и несомненные достоинства этой системы. В деле пресечения военных преступлений преодолено такое существенное препятствие, как отказ того или иного государства выдать подозреваемых лиц стране, которая требует этой выдачи, или самому вести судебное разбирательство, независимо от юридических и (или) политических причин. Кроме того, события, вошедшие в историю, подвергаются всестороннему правовому освещению, что препятствует попыткам их ревизовать или фальсифицировать.

Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

Ответственность государств исключается при следующих определенных условиях:

1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам МП. Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства (например, ввод индийских войск на территорию Шри-Ланки в 1987 г. по взаимному договору для борьбы против боевиков ТОТИ). Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий: согласие государства должно быть международно-правомерным; согласие должно быть ясно выраженным(а не подразумеваемым); согласие должно предшествовать совершению действий. Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения МП мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы или деятельностью людей, и обозначаются они терминами форсмажор или непредвиденный , непреодолимый случай. Форсмажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Однако государства не освобождаются от ответственности, если форсмажорная ситуация обусловлена —либо целиком, либо в сочетании с другими факторами —поведением ссылающегося на нее государства или государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации.

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались на территории государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности или выхода из строя навигационного оборудования. Во всех этих случаях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать помощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.

Государство несет ответственность, если оно само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт.

5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности абсолютно исключительного характера ситуации, на которое ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

Государство не может ссылаться на состояние крайней необходимости еще, по крайней мере, в следующих двух случаях:

- если международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства;

— если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое и не позволило выполнить свои международные обязательства.

6. Если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в целях самообороны от агрессии в соответствии с Уставом ООН, совершаемой этим другим государством.

7. Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства в отношении другого государства, если и исключается, то в той мере, в какой это деяние является контрмерой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: