Последовательность стадий судебного процесса в афинах

Обновлено: 26.04.2024

Суд присяжных в Афинах назывался народным, выборным или дикастерией. Это был характерный институт демократических Афин, где граждане представляли юридические споры перед присяжными своих коллег, чтобы разрешить споры справедливым, демократическим способом.

В Законе об учрежденном в Афинах выборном суде того времени было сказано, что в судах могли выступать свободнорожденные взрослые афиняне мужского пола. Женщины, рабы, иностранцы и дети не считались гражданами для афинского правительства.

Как работали суды

Народные суды были одним из трех типов судов в Древних Афинах, наряду с судами по расследованию убийств и морскими судами. Среди этих трех народных судов рассматривалось самое широкое разнообразие дел, которые были одного из двух типов: государственные или частные. Дела считались публичными, если они касались афинского народа в целом, в то время как споры, ограниченные отдельными лицами, считались частными. В частных случаях единственным лицом, которое могло подать иск, была жертва или семья жертвы, тогда как в публичных случаях иск подать мог любой желающий гражданин.

Определяющей характеристикой народных судов в Афинах была роль присяжных заседателей. В афинских судебных процессах дела рассматривались от 201 до 501 или более присяжных заседателей. Процесс отбора присяжных был рандомизированным и демократичным.

Судебная система и судебный процесс в Афинах

Роль присяжных

Любому гражданину разрешалось добровольно выступать в качестве присяжного заседателя выборного суда в Афинах в течение года. Из группы граждан, вызвавшихся добровольно, шесть тысяч человек выбирались случайным образом в качестве присяжных заседателей. Затем каждый день, когда суды заседали, необходимое количество присяжных заседателей выбиралось случайным образом из группы в шесть тысяч и распределялось по разным судам.

Эти сложные меры были приняты для предотвращения подкупа присяжных заседателей. Право и суд в древних Афинах считались эталоном неподкупности. Одной из самых демократичных особенностей присяжных было то, что присяжным выплачивалась скромная заработная плата за каждый день, когда они заседали в заседаниях, что гарантировало участие более бедных афинян.

На каждом этапе процесса, в том числе в верховном суде в Афинах, граждане несли ответственность за предоставление своих собственных доказательств и представление своих интересов, поскольку в Афинах не было ни полиции, ни адвокатов. Тем не менее профессиональные спичрайтеры того времени писали речи для сторон в суде.

Порядок рассмотрения дел

Судебное разбирательство в афинском народном суде состояло из выступлений истца, ответчика и голосования присяжных. Ни одно судебное разбирательство не могло длиться более одного дня. Обе стороны представляли себя сами, если только не была задействована женщина или рабыня, и в этом случае от их имени выступал гражданин-мужчина.

Во время судебного разбирательства у каждой из сторон было определенное количество времени, чтобы изложить свою точку зрения, причем истец выступал перед ответчиком.

Участники тяжбы также могли предъявить доказательства, такие как законы или показания свидетелей, зачитанные вслух для рассмотрения присяжными. В судебном разбирательстве могли быть использованы только доказательства, которые были впервые представлены в арбитраже.

Сразу после того, как участники тяжбы заканчивали говорить, члены жюри анонимно голосовали и решали дело простым большинством голосов.

Если ответчик был признан виновным и не было назначено наказание, истец и ответчик каждый предлагали наказание, и присяжные голосовали, чтобы выбрать одно из двух. Решение жюри было окончательным и не подлежало обжалованию, поскольку афиняне считали, что жюри представляет народ Афин в целом, а народ был высшей властью в Афинах.

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год. В Афинах существовало два вида календарей. Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя. Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре, отмечались у глашатая, получали жетоны и рассаживались. Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно. Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек. Компетенция эклессии: 1) выборы и увольнение всех чиновников; 2) заслушивала отсчет чиновников; 3) рассматривала внешнеполитические дела; 4) подтверждала государственный бюджет. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии. 5) судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация; 6) эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов. Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов. После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация. Законодательный процесс. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь. Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание – гелиэйя. Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом, это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Гелиэйю составляли 6 тыс. граждан, выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и 100 запасных) с учетом строгого представительства фил. Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллегий по отдельным отраслям судебного контроля. Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления. Гелиэйя была второй инстанцией, где рассматривались жалобы на решения других судов, особенно политические обвинения. И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегии номофетов. Гелиэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь. Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили, по сути, верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено; она не была подконтрольна никаким другим институтам народовластия.

24. Социальная структура Спартанского государства. Учреждения власти – народное собрание, герусия, эфоры. Содержание реформ Ликурга. Совет старейшин.

Возникла в 9 в до н.э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ликурга. В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство. Гос –ный строй Спарты- военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельн. наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэкли – лично свободные граждане, не имеющие полит. прав,мо имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит. Социальн.слой – Илоты, Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую службу. Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельч. Аристократии. Функции народного собрания: 1) избрание должн. лиц; 2) принятие решения в случае спора о наследии; 3) вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос. Народное собрание не решало вопросы: 1) финансовые; 2) деятельность магистратов; 3) судебные дела; На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин, состоящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва –два царя(военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управления страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте –режим военной демократии обусл. Застой политической и экономической жизни страны. В середине 2-ого века до н.э. Спарта, как и др. греческие гос –ва попадает под влияние Рима.

25. Возникновение и основные этапы развития древнеримского государства.

VII-VI вв. до н. э. Территория Италии заселена множеством общин. Одна из таких общин - Рим. VI-V - вв. до н. э. За счет расширения территории римской общины, завоевания новых племен и развития обмена население Рима увеличивается. Пришлое население (плебс) не включается в состав римского народа (патрициев). Плебеи лишены многих прав римлян. Плебеи, сконцентрировавшие в своих руках значительные богатства, начинают борьбу с исконным населением Рима за равенство в правах. Тулий проводит реформу организации населения: он делит римский народ и плебеев на 6 имущественных разрядов. Плебсу даруются некоторые права римлян. Разряды состоят из более мелких частей - центурий, являющихся военными подразделениями, политическими и налоговыми единицами. За каждым разрядом закреплено определенное количество центурий. Наряду с имущественным существует деление населения по территориальным округам, в которые зачисляются все граждане независимо от их имущественного положения. В начале V в. до н. э. плебеи добиваются признания своих трибунов, обладающих правом наложить вето на решения римских должностных лиц. Затем и самим плебеям даруется возможность занимать высшие государственные должности, а в III в. до н. э. плебейские собрания наделяются полномочиями по изданию общеобязательных законов. Рост имущественного неравенства, появление классов и борьба плебеев за равноправие с патрициями становятся причинами возникновения римского государства. Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода: 1) республику; 2) империю. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы: 1) Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав; 2) Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов: 1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни; 2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом; 3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. 3) Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение. В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.

Главным судебным учреждением Афин в период господства демократии была гелиэя (суд присяжных).

Ряд исследователей склоняется к тому мнению, что основы суда присяжных заложены Клисфеном, установившим выборы присяжных для суда над должностными лицами, привлекаемыми народом к ответу.

Таким образом, первоначально, к суду присяжных переходят функции, закрепленные Солоном за древней гелиэей фесмофетов. Эта реформа носила определенно выраженный демократический характер, так как на место древней гелиэи фесмофетов, где вершителями всех дел были архонты — фесмофеты, а присутствующий народ — простым окружением, она поставила суд, в котором полноправными судьями были присяжные» избранные народом из своей среды.
Характерно, что клятва гелиастов содержит упоминание Совета пятисот, введенного Клисфеном, следовательно, она появилась после Клисфена. Однако регулярно действующим, постоянным судом гелнэя могла стать только со времени широких демократических реформ Эфиальта и Перикла.

Эфиальт, ограничивая права ареопага, передал их отчасти Совету пятисот, отчасти народному собранию, но, главным образом, гелиэе, которой с этого времени принадлежит первостепенная роль в государственной жизни Афин.
Особенно важное значение приобрела гелиэя со времени введения Периклом оплаты присяжных судей, что открыло широким малоимущим народным слоям реальную возможность участия в суде присяжных.

Таким образом, гелиэе принадлежал решающий голос в делах, подлежащих предварительному рассмотрению в народном собрании, ей было предоставлено право безусловного veto, принадлежавшее ранее ареопагу.

Право гелиэи в отношении надзора за изданием законов не исчерпывалось этим. Ее контролю могло быть подвергнуто любое предложение, вносимое в народное собрание. В порядке «обвинения в противозаконности» (графе параномон) каждый гражданин мог объявить под клятвой, что новое предложение содержит что-либо, противное существующим законам.

Гелиэя была высшей инстанцией при докимассии (проверке правильности избрания) вновь избранных архонтов и других высших должностных лиц и в случае привлечения к ответственности должностных лиц по окончании срока их избрания или после сложения полномочий за допущенные ими по службе злоупотребления.

Гелиэя была, в известной степени, международным судом. По мере превращения симании (союза) в афинскую архе (державу) она становится обязательной судебной инстанцией по ряду дел для союзников Афин (например, только гелиэя могла разрешать споры о размере взносов отдельных городов в афинскую казну).

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.


В Афинах уже формируется судебная система, которая направлена на формирование справедливости и формирует наказания за существенные отклонения от норм законодательства. Сама судебная система достаточно сложна, тем не менее, ее деятельность направлена на восстановление справедливости, но все же, структура судебного процесса содержит в себе массу пережитков прошлого, которые и не позволяют сделать систему идеальной, законной, объективной. Устанавливается, что самой высшей властью всегда остается правительство. Не менее важным аспектом в данном судебном процессе ставят волю народа. Выбиралось более 6000 судей из местного населения, что формировало своеобразное доверие к судебной системе. Устанавливается, что на заседании присутствовало значительное количество судей, что и делало решения более объективными и точными.

Структура судебного процесса в древних Афинах

Заметим, что в Афинах существовало несколько различных видов судебных систем. Существовали судебные системы стандартного формата. Именно данные суды осуществляли процессы исследования рассмотрения дел, которые касались сложных преступлений. Также нужно обратить ваше внимание на третейские суды, именно они носили неформальный и нестандартный характер, так как фактически, именно данные инстанции осуществляли процесс поддержания строгости строения государственности общества. Уже такое своеобразное разделение говорит о том, что совершается попытка объективности оценки различных видов преступления, а значит, вы видите своеобразный рост судебной системы, невзирая на сложности ситуации жизни общества.

Нужно сказать о том, что в древних Афинах появляется возможность защиты собственных интересов. Причем, была возможность защищать свои интересы самостоятельно, или же использовать специалистов – представителей. Появляются даже целые организации, которые предоставляют услуги представительства в суде. Это были специалисты, которые обладали ораторским мастерством и достаточно глубокими познаниями в области законодательства.

Структура разделения судебной системы

  1. Существовали специализированные суды, которые рассматривали все преступления в зависимости от их классификации. То есть, фактически, мы видим существенное преображение системы судебного производства. Теперь судьи отличали убийство, различая его на предумышленное и случайное. От вида совершенного преступления и зависело принятие решения;
  2. Судебная система предполагала возможность использовать защиту профессионалов. Таким образом, уже формируется возможность защитить свои интересы от негативных действий системы суда. Если человек был невиновным, была возможность, посредством доводов и доказательств, осуществить процесс снятия с него обвинений.


Ход судебного процесса
Статья 154 ГПК РФ четко устанавливает, что в течение месяца, после подачи искового заявления, суд должен принять решение о его приеме или же отказе. Ход судебного процесса четко.


Психологическая характеристика судебного процесса
Судебный процесс выступает в роли своеобразного элемента справедливости в нашей стране. Структура власти в стране разделена на три аспекта, в которых особую роль имеет именно.


Порядок проведения судебного процесса
В ч.2 ст.15 Конституции РФ устанавливаются основные принципы проведения судебного процесса. Сам порядок проведения судебного процесса также нормируется законодательной базой. В.


Судебный процесс в Англии
В Англии судебный процесс построен на состязательном характере, и носит принципы равенства, демократичности, доказанности. То есть, структура судебной системы Англии такова, что.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: