Порядок взаимодействия прокурора и государственного инспектора по труду

Обновлено: 28.04.2024

1.1. Управление государственного надзора в сфере труда (далее - Управление) является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), созданным для обеспечения реализации Службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства об охране труда, государственных услуг в сфере труда, а также организационного и методического обеспечения деятельности территориальных органов Службы (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, международными договорами Российской Федерации, локальными нормативными актами Службы, а также настоящим Положением.

1.3. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с другими структурными подразделениями Службы, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, правоохранительными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.

2. Задачи Управления

2.1. Основными задачами Управления являются:

2.1.1. обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.1.2. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда;

2.1.3. анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

2.1.4. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.1.5. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Функции Управления

3.1. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

3.1.1. осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по специальной оценке условий труда посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3.1.2. осуществляет организационное, нормативное, методическое и информационное обеспечение надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда и контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности;

3.1.3. обеспечивает формирование предложений по совершенствованию и повышению эффективности федерального государственного надзора в сфере труда;

3.1.4. обобщает и анализирует практику применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и готовит предложения по их совершенствованию;

3.1.5. проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике.

3.1.6. принимает участие в расследовании несчастных случаев с работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3.1.7. осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

3.1.8. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

3.1.9. формирует Единый реестр трудовых договоров, заключенных с моряками, при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков;

3.1.10. осуществляет государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации;

3.1.11. осуществляет формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (за исключением информационного обеспечения формирования и ведения указанного реестра);

3.1.12. организует работу по рассмотрению решений о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

3.1.13. организует рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

3.1.15. в соответствии с компетенцией осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

3.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

3.1.17. осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.1.18. принимает меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также получение информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

3.1.19. рассматривает заявления юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска;

3.1.20. в установленном порядке осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;

3.1.21. участвует в подготовке проектов ежегодных докладов о федеральном государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также проектов тематических докладов и справок, аналитических и статистических материалов и иной информации по входящим в компетенцию Управления вопросам;

3.1.22. готовит предложения по разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.23. обеспечивает организацию и проведение совещаний и семинаров, организуемых Службой по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.24. организует и проводит в централизованном порядке обучение, повышение квалификации и стажировку должностных лиц государственных инспекций труда, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.1.25. осуществляет защиту государственной, служебной и иной, охраняемой законом тайны, по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.1.26. участвует в пределах компетенции Управления в выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в разработке и проведении мероприятий, связанных с переводом Управления на работу в условиях военного времени и в военное время.

3.2. При выполнении функций в установленной сфере деятельности Управление имеет право:

3.2.1. вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции деятельности Службы, готовить предложения по совершенствованию, изменению или отмене (признании утратившими силу) индивидуальных правовых актов, приказов и других документов Службы по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим структурным подразделениям Службы;

3.2.2. запрашивать в установленном порядке и получать от других структурных подразделений и государственных инспекций труда, государственных органов, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, граждан и общественных объединений, документы, статистические и оперативные данные, отчетные и справочные материалы и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Управление функций;

3.2.3. вести переписку с государственными инспекциями труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления, направлять им поручения оперативного характера в целях обеспечения выполнения решений, поручений и указаний руководства Службы, решения вопросов их текущей деятельности, в том числе об изменении, дополнении либо отмене незаконных и (или) необоснованных решений, принятых должностными лицами государственных инспекций труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в установленной сфере;

3.2.4. организовывать в установленном порядке проведение необходимых испытаний, анализов, оценок и экспертиз по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в рамках осуществления полномочий Управления;

3.2.5. в целях реализации функций и полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должностные лица Управления наделяются установленными законодательством правами в соответствии с приказами руководителя Службы - главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

4. Организация деятельности Управления

4.1. Управление возглавляет начальник, являющийся главным государственным инспектором труда, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Сотрудники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Службы.

4.2. Структура Управления и штатная численность сотрудников определяется руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

4.3. Деятельность Управления координируется заместителем руководителя Службы, выполняющим функции по организации деятельности Службы по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (куратором Управления).

4.4. Начальник и сотрудники Управления должны иметь соответствующее образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для государственных гражданских служащих.

4.5. Начальник Управления вправе:

4.5.1. проводить в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации контрольно-надзорные мероприятия в установленной сфере деятельности, принимать меры по устранению выявленных нарушений и их предупреждению, привлекать виновных к ответственности в установленном порядке;

4.5.2. вносить в установленном порядке предложения о назначении, переводе и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, совершивших дисциплинарный проступок, а также о поощрении сотрудников за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей;

4.5.3. представлять по согласованию с руководством Службы интересы Службы в государственных, научных, учебных, общественных и других организациях;

4.5.4. организовывать в установленном порядке совещания и семинары с участием государственных инспекций труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

4.5.5. давать сотрудникам Управления обязательные для исполнения письменные и устные распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требовать от них отчета об исполнении указанных распоряжений и поручений;

4.5.6. отменять (изменять) предписания, заключения, иные решения руководителя государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации (его заместителя) Управления и государственных инспекций труда, незаконно и (или) необоснованно принятые ими при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;

4.5.7. проводить производственные совещания с сотрудниками Управления;

4.5.8. подписывать служебную документацию в пределах своей компетенции;

4.5.9. устанавливать круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, начальников отделов, организовывать их взаимодействие, осуществлять контроль за их деятельностью.

4.5.10. давать указания по проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;

4.6. Начальник Управления несет персональную ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за обеспечение соблюдения работниками Управления служебного распорядка Службы, а также ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

4.6.1 Заместители начальника Управления организуют работы по выполнению функций в соответствии с их должностными регламентами.

4.6.2. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет обязанности начальника Управления по решению руководителя Службы.

Вопрос: возможно ли одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса? Какому органу необходимо предоставлять истребованные документы?

Сообщаю Вам следующее:

Государственная инспекция труда и прокуратура являются самостоятельными органами контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства. В случае, если работником направлена жалоба на нарушение го трудовых прав одновременно в органы прокуратуры и государственную инспекцию труда, то каждый из этих органов обязан рассмотреть данное обращение.

При этом обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, направленное в инспекцию труда, является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из решений, в том числе, о принятии к разрешению либо о направлении в другие органы. То есть прокурор вправе (но не обязан) выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).. В этом случае прокуратура самостоятельно не проводит проверку по обоащению гражлданина. Если же принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, то должностные лица органов прокуратуры проводят проверку по жалобе самостоятельно.

При этом законодательство не содержит перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Таким образом, по нашему мнению, возможно одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса в случае, если жалоба работника была одновременно направлена и в органы прокуратуры и в трудовую инспекцию, и органами прокуратуры по результатам предварительного рассмотрения жалобы принято решение о принятии к разрешению (без направления для рассмотрения в инспекцию труда).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

В силу абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее — Инструкция N 45).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю.

По поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

В рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре», прокурорские работники осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, их должностными лицами требований федерального законодательства. Полномочия реализуются следующими способами:

1) прокурорские работники городских, районных и специализированных прокуратур обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года;

2) на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурор вправе выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки;

3) органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой выездной проверки работодателей при причинении вреда или при угрозе его причинения жизни, здоровью граждан, возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Согласно абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки Государственной инспекции труда является, в том числе, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются, в том числе, обращения и заявления граждан, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда является, в том числе, обращения и заявления граждан (пп. «б» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

При проведении государственного надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа, проводящим государственный надзор, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимого государственного надзора (п. 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 354н.

Но кроме инспекции по труду контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять и должностные лица прокуратуры.

Важно! Прокуратура не подменяет Государственную инспекцию труда в своей деятельности, осуществляя надзор за исполнением ее должностными лицами своих полномочий в рамках проверки обращений о нарушениях трудовых прав граждан. Таким образом, мы приходим к выводу, что в Российской Федерации осуществляется двойной надзор за соблюдением трудовых прав граждан.

Согласно в п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875, Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Что касается порядка взаимодействия прокурора и государственного инспектора по труду, то статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены полномочия прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Одновременно сообщаем, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе.

Вопрос недели: две проверки одного юридического лица

Вопрос: возможно ли одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса? Какому органу необходимо предоставлять истребованные документы?

Сообщаю Вам следующее:

Государственная инспекция труда и прокуратура являются самостоятельными органами контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства. В случае, если работником направлена жалоба на нарушение го трудовых прав одновременно в органы прокуратуры и государственную инспекцию труда, то каждый из этих органов обязан рассмотреть данное обращение.

При этом обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, направленное в инспекцию труда, является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из решений, в том числе, о принятии к разрешению либо о направлении в другие органы. То есть прокурор вправе (но не обязан) выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).. В этом случае прокуратура самостоятельно не проводит проверку по обоащению гражлданина. Если же принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, то должностные лица органов прокуратуры проводят проверку по жалобе самостоятельно.

При этом законодательство не содержит перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Таким образом, по нашему мнению, возможно одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса в случае, если жалоба работника была одновременно направлена и в органы прокуратуры и в трудовую инспекцию, и органами прокуратуры по результатам предварительного рассмотрения жалобы принято решение о принятии к разрешению (без направления для рассмотрения в инспекцию труда).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

В силу абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее — Инструкция N 45).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю.

По поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

В рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре», прокурорские работники осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, их должностными лицами требований федерального законодательства. Полномочия реализуются следующими способами:

1) прокурорские работники городских, районных и специализированных прокуратур обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года;

2) на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурор вправе выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки;

3) органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой выездной проверки работодателей при причинении вреда или при угрозе его причинения жизни, здоровью граждан, возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Согласно абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки Государственной инспекции труда является, в том числе, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Следовательно, по нашему мнению, в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются, в том числе, обращения и заявления граждан, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда является, в том числе, обращения и заявления граждан (пп. «б» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

При проведении государственного надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа, проводящим государственный надзор, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимого государственного надзора (п. 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 354н.

Но кроме инспекции по труду контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять и должностные лица прокуратуры.

Важно! Прокуратура не подменяет Государственную инспекцию труда в своей деятельности, осуществляя надзор за исполнением ее должностными лицами своих полномочий в рамках проверки обращений о нарушениях трудовых прав граждан. Таким образом, мы приходим к выводу, что в Российской Федерации осуществляется двойной надзор за соблюдением трудовых прав граждан.

Согласно в п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875, Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Что касается порядка взаимодействия прокурора и государственного инспектора по труду, то статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены полномочия прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Одновременно сообщаем, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном ответе.

Согласно ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее– Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет свою деятельность в целях:

  • обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В сфере трудового права прокурор обладает следующими полномочиями:

2) прокурор имеет право требовать от государственной инспекции труда проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ);

3) в орган прокуратуры передается информация о проведении проверки при поступлении в ГИТ обращений и заявлений граждан, юридических лиц, госорганов, СМИ о фактах:

  • нарушений работодателями трудового законодательства (в частности, требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты (других выплат), либо установлению зарплаты ниже МРОТ);
  • уклонения от оформления (ненадлежащего оформления) трудового договора или заключения гражданско-правового договора вместо трудового (ч.8 ст.360 ТК РФ);

4) прокуратура осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с ГИТ в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, регулирующих трудовые отношения (ст. 365 ТК РФ);

5) прокурор участвует в делах о восстановлении на работе и дает свое заключение о правомерности расторжения трудового договора (ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее – ГПК РФ);

6) прокурор может обратиться в суд с заявлением, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству (ст. 391 ТК РФ);

7) по заявлению прокурора суд может признать забастовку незаконной (ст. 413 ТК РФ);

8) прокуроры в рамках своих полномочий осуществляют административное и уголовное преследование лиц, в том числе по делам, связанным с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 1 Закона о прокуратуре).

В целях повышения результативности надзора в сфере конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на отдых, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для чего в соответствии с компетенцией:

2.1. Осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений.

2.2. Сформировать при прокуратуре субъекта Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием региональных органов власти, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, на заседаниях которой определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан, уделяя повышенное внимание вопросам полноты и своевременности выплаты вознаграждения за труд, охраны труда, защиты от безработицы, противодействия созданию профсоюзных организаций и неправомерного вмешательства в их деятельность.

Продолжить взаимодействие с созданными в субъектах Российской Федерации региональными межведомственными комиссиями и рабочими группами муниципальных образований по снижению неформальной занятости. Выявлять организации и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с гражданами, выполняющими трудовые функции, либо заключивших с работниками гражданско-правовые договоры с целью скрыть фактические трудовые отношения.

2.3. Инициировать принятие региональных законов, устанавливающих ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2.4. Периодически проверять полноту принятых органами Роструда, Росстата, ФССП России, ФНС России, Росреестра мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий в отношении работодателей, в том числе имеющих просроченную задолженность по заработной плате, арбитражных управляющих организаций-банкротов, не погасивших указанную задолженность.

2.5. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам соблюдения прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

2.5.1. Обеспечить изучение проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусматривающего повышение заработной платы работникам названной категории.

При проверке региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателей обращать внимание на их соответствие законодательству в части установления заработной платы в размере не ниже минимального размера, определенного федеральным законом или региональными соглашениями, выплат компенсационного и стимулирующего характера, соблюдения предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством соотношения между выплатами управленческому персоналу и работникам организации.

2.5.3. В целях определения общей суммы просроченной задолженности по заработной плате, погашенной в первом полугодии и по итогам года вследствие применения соответствующих мер реагирования, анализировать результаты работы органов прокуратуры, государственных инспекций труда в субъекте Российской Федерации (далее - инспекция), службы судебных приставов, следственных органов и арбитражных управляющих. Устанавливать конкретные размеры погашенной задолженности в результате принятия в рамках компетенции мер каждым из указанных субъектов, а также по итогам их совместного реагирования.

2.5.4. Выявлять организации, уклоняющиеся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по заработной плате, а также работодателей, не подпадающих под статистическое наблюдение, но имеющих такую задолженность.

2.5.5. С привлечением соответствующих специалистов территориальных органов МВД России и ФНС России, сотрудников финансовых и экономических подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучать документы бухгалтерского учета и документы о зачислении средств на банковские счета и их расходовании для подтверждения фактов невыплаты в установленный срок заработной платы и наличия у работодателей в этот же период достаточных для такой выплаты денежных средств на банковских счетах или кассовой наличности, а также выявления признаков преднамеренного банкротства либо хищения принадлежащих организации и индивидуальному предпринимателю денежных средств и имущества.

2.5.6. В организациях-банкротах, имеющих просроченную задолженность по заработной плате перед работниками (бывшими работниками), проверять исполнение арбитражными управляющими законодательства в части включения в реестр требований кредиторов суммы указанной задолженности, взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества должника, недопущения искусственного затягивания процесса его реализации, соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов, ведения установленных законом учета и отчетности.

2.6. Обращения и информацию о непринятии руководителем организации, индивидуальным предпринимателем мер по обеспечению безопасных условий труда направлять в инспекцию для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.

Обращать внимание инспекции на необходимость в ходе проверки выяснять, выполняются ли требования законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения требованиям правил охраны труда и проведения медицинских осмотров, соблюдения порядка расследования несчастных случаев на производстве, предоставления гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда.

2.7. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение законодательства о занятости населения, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов, соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, получение мер социальной поддержки на период поиска подходящей работы.

2.7.1. Проверять выполнение работодателями требований федерального законодательства о содействии в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Давать правовую оценку фактам неисполнения органами службы занятости законодательства в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, нецелевого использования либо хищения выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

2.7.2. Особое внимание уделять вопросам оказания лицам предпенсионного возраста государственных услуг в сфере занятости, касающихся информирования о положении на рынке труда в регионе, содействия в поиске подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, содействия их самозанятости.

Держать на контроле ситуацию с выплатами лицам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования по направлению органов службы занятости, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

2.8. При проявлении социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок), вызванных действиями либо решениями работодателей о массовых увольнениях работников, сокращении штата, невыплате или снижении заработной платы, организовывать проверки исполнения законов с привлечением органов контроля.

Незамедлительно направлять в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о проведении указанных акций протеста.

2.9. По фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования.

3. Обеспечить при наличии оснований подачу в суд исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также привлечение к административной ответственности виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате). Проверять законность судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.

Контролировать своевременность принятия службой судебных приставов принудительных мер по исполнению требований исполнительных документов, обеспечив реальное исполнение судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям) прокуроров, и оперативное поступление информации о сумме погашенной задолженности по заработной плате.

5. Ориентировать территориальные органы МВД России и ФСБ России на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний, касающихся нарушений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций.

6. Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, способствовать постановлению законного и обоснованного приговора, в том числе в части, касающейся гражданских исков потерпевших (работников, бывших работников); по делам о невыплате зарплаты и нарушении охраны труда при наличии оснований ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

7. При выявлении системных нарушений, допущенных правоохранительными органами при применении норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых вырабатывать согласованные меры по устранению подобных фактов.

8. Территориальным, транспортным и военным прокуратурам наладить между собой постоянное оперативное информационное и практическое взаимодействие.

По фактам невыплаты зарплаты в случаях, когда органы управления организации, арбитражный управляющий, обособленное подразделение организации расположены в других субъектах Российской Федерации и (или) граждане из других регионов привлекаются к работе вахтовым методом, своевременно направлять в соответствующую прокуратуру с учетом ее компетенции и поднадзорности информацию о выявленных нарушениях закона и подтверждающие документы.

При непринятии мер реагирования в рамках компетенции прокуратурой иного субъекта Российской Федерации информировать об этом управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, контролирующее ее деятельность.

9. Деятельность подчиненных прокуроров с учетом их функциональных обязанностей оценивать исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных законом полномочий в целях устранения нарушений закона, восстановления прав, привлечения виновных к ответственности.

10. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" докладные записки об исполнении приказа по итогам первого полугодия и года представлять к 20 июля и 20 января (предварительно электронной почтой в ИСОП) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части их компетенции: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное уголовно-судебное управление; Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью; управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах; управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; Главную военную прокуратуру.

12. Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главной военной прокуратуре координировать деятельность нижестоящих прокуроров, анализировать результаты надзора, направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства к 30 июля и 30 января (предварительно электронной почтой в ИСОП) обобщенную информацию об исполнении приказа.

13. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства об итогах работы по исполнению приказа в истекшем году докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

14. Считать утратившими силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.2000 N 107/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности"; положения пунктов 1.1, 1.3 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 N 287/7 "Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов", касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан.

15. Опубликовать приказ в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: