Порядок комплектования карт перехода судна и пособий

Обновлено: 03.05.2024

Для обеспечения плавания в соответствии с рейсовым заданием одной из важнейших задач является подбор необходимых карт и руководств, для плавания.

Основными документами для подбора является каталоги карт и книг. Карты подбираются по откорректированному каталогу карт и книг.

Работу начинаем с подбора нужного нам «Каталога карт и книг».В нашем случае часть 6. Затем на сборном листе сборных листов, помещенному в начале раздела «Карты», простым карандашом наносим приближенную линию пути предстоящего плавания. Номера карт, границы, нарезки которых пересекаются с линией пути, выписываем последовательно, начиная от пункта отхода. Сам список составляем по форме каталога карт и книг. В список карты заносим по порядку выбора из каталога: генеральные, путевые, частные, планы портов, справочные, вспомогательные и специальные карты (обзорные, часовых поясов, элементов земного магнетизма, рекомендуемые пути, гидрометеорологические и карты-сетки), номограммы.

По выписанным номерам из судовой коллекции набираем нужные на переход карты, тщательно проверяем состояние их корректуры, и при необходимости карты корректируем для приведения их на уровень современности.

Если предполагаются попутные заходы, то одновременно подбираем карты и планы для промежуточных портов захода.

№ по судовой коллекции Адмиралтейский номер Название карт Масштаб
Генеральные
Северо-западная часть Тихого океана 1:5000000
Юго-Западная часть Тихого океана 1:5000000
Японское море 1:2000000
Желтое море 1:1 000 000
Южная часть Охотского моря 1:2000000
Юго-западная часть Берингова моря 1:2000000
Путевые
Южная часть Татарского пролива и пролив Лаперуза 1: 500000
От бухты Цзиньхайвань до мели Цзиньцзяша 1:500000
Южная часть Японского моря 1:500000
От мыса Нагасаки до мыса Сионосмисаки 1:500000
От залива Исиномаки до Токийского залива 1: 500 000
От мыса Эримо до мыса Осу 1: 500 000
Путевые и частные карты и планы
Пролив Цугару (Сангарский) с подходами 1:300000
От мыса Таппи до острова Тоби 1:250000
+64008 Пролив Цугару (Сангарский) 1:125 000
+66016 От мыса Тасаку до мыса Сиокуби 1:50 000
+66017 От мыса Ома до мыса Сирия 1:50 000
+66308 Подходы к мысу Сирия 1:25 00
От мыса Эримо до мыса Сирия 1:250 000
От мыса Сирия до мыса Тодогасаки 1:250 000
От мыса Тодогасаки до мыса Уноо 1:250 000
От мыса Уноо до мыса Исо 1:200 000
От мыса Исо до мыса Хатиман 1:200 000
Гавани Тёси 1:10 000
От мыса Тайто до мыса Цумеки с Токийским заливом 1:200 000
От острова Мияке до острова Аогасима 1:200 000
От залива Суруга до залива Исе 1:250 000
Токийский залив 1:100 000
Залив Муцу 1:100 000
Амурский и Уссурийский заливы 1:100 000
Залив Петра Веливкго 1:250 000
Северная часть Амурского залива 1:50 000
Порт Владивосток с подходами 1:25 000
От Владивостока до острова Аскольд 1:
От острова Аскольд до мыса Лихачёва 1:
От залива Находка до бухты Соколовская 1:
От мыса Тайто до мыса Цумеки с Токийским заливом 1:200 000
Бухты Золотой Рог и Диомид 1:6 000
Морские, вспомогательные и справочные карты
Карта часовых поясов мира 1:50 000 000
Северная часть Тихого океана 1:20 000 000
96130-БП Район боевой подготовки Японии 1:3 500 000
Справочно-информационная карта северной части Токийского залива 1:50 000
Справочно-информационная карта пролива Урага и южной части Токийского залива 1:50 000
Карта мира 1:20 000 000

Далее составляем «Список отечественных руководств и навигационных пособий на переход» по форме «Каталога карт и книг». Для подбора лоций и других руководств для плавания, пользуемся разделом каталога «Книги», где даны названия книг, их описание и разграничение по районам. Границы лоций, книги описаний огней и знаков и их разграничение по районам даны на соответствующих сборных листах в разделе «Книги», а цифры на этих листах означают номера этих изданий для определенного района.

Подобранные на предстоящий рейс навигационные карты совместно укладываем в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в последовательности их использования во время плавания. Первым сверху укладываем план порта отхода, затем генеральная карта района перехода, далее путевые карты и последними — подходная (частная) карта и план порта прихода. При большом переходе генеральная карта укладывается в отдельный ящик. Судовые номера картам не присваиваются.

Ящики штурманского стола, в которых уложены карты, должны быть закрыты на ключ, а при стоянке в порту опечатаны судовой печатью.

Радионавигационные мелкомасштабные карты главным образом радионавигационных систем дальнего действия, которые не будут использоваться для прокладки, а также карты-сетки, карта часовых поясов и другие справочные карты, необходимые на предстоящий рейс, укладываем отдельно от навигационных карт.

Подобранные на весь переход (или его первый этап) руководства и пособия для плавания укладываем на специальной полке вблизи штурманского стола.

2.2 Порядок получения и списания навигационных карт и пособий.

УНиО МО России и его местные органы снабжают откорректированными на день выдачи картами и руководствами для плавания через электрорадионавигационные камеры (ЭРНК), судовладельцев на основании их годовых заявок. ЭРНК в свою очередь, обеспечивают плановое и текущее снабжение такими пособиями (также откорректированными на день выдачи) все суда по их заявкам.

Для получения необходимых карт и руководств для плавания из ЭРНК, третий помощник капитана составляет заявку по форме в двух экземплярах (которая прилагается далее). Подписывает ее у капитана и не позже или за 10 суток до получения карт и руководств для плавания, сдает ее в ЭРНК; в случае подачи заявки из другого порта, должно быть также учтено дополнительное время; необходимое для пересылки. При подаче заявки с моря по радио таковая должна быть послана не менее чем за 10 суток с указанием даты прибытия судна в порт. Суда, поступающие с отечественных верфей (после завершения строительства или большого ремонта), обязаны подавать заявку на пособия в ЭРНК не позже чем за 20 суток до их получения.

Во всех случаях третий помощник капитана по копии, поданной в ЭРНК заявки, сверяет ее содержание с выпиской и накладной и затем удостоверяется в соответствии карт, руководств и пособий для плавания по двум вышеуказанным документам, а так же должен убедиться в том, что они полностью откорректированы на дату получения. Только после этого карты и руководства доставляются на судно.

Судовую заявку составляют на уровне корректуры, имеющихся в опубликованных ИМ, полученных судном к моменту выхода в последний рейс.

Нельзя делать заявки по устаревшим не откорректированным каталогам карт и книг. Если на судне сомневаются в карте, лоции или другом издании (не смотря на наличие корректурного материала), администрация судна должна получить необходимую консультацию в ЭРНК и сделать корректурную справку по находящемуся там экземпляру. Третьим помощником капитана по копии заявки, поданной в ЭРНК, сверяет ее содержание с выписанной накладной и затем удостоверяется в соответствии карт и руководств для плавания по двум вышеуказанным документам. А также убеждается в том, что они полностью откорректированы на дату получения. Только после этого карты и руководства для плавания доставляются на судно.

Периодически в ИМ объявляют номера устаревших карт и руководств для плавания, которые подлежат изъятию из употребления. Как правило, такие объявления делают после выпуска в свет новых карт и руководств для плавания на те же районы. С получением объявления о выходе новых карт и руководств для плавания, третий помощник капитана обязан немедленно информировать об этом капитана судна и его разрешения подать заявку в ЭРНК на получение этих изданий.

НМК и руководства для плавания, пришедшие в негодность, также подлежат списанию. Минимальный срок службы карты, после чего они считаются пришедшим в негодность в результате постоянной работы судна в каком-либо районе – 6 месяцев со дня получения. Сроки же использования на судах руководств и пособий (лоции, описание огней и знаков, каталогов и т.д.) определяются их переизданием.

Во всех случаях списание (уничтожение) карт и руководств для плавания осуществляется по акту (форма которого прилагается ниже), в котором указываются номера списываемых карт или их названия, год печати, количество, цена за единицу пособия, общая сумма стоимости, основание или причина списания (уничтожения) и примечания. Акт о списании в двух экземплярах подписывают члены комиссии во главе со старшим помощником капитана, утверждает акт капитан судна; один экземпляр акта оставляют на судне, второй сдают в ЭРНК. После этого соответствующие изменения делают во всех документах по учету судовых навигационных пособий.

Третий помощник капитана ведет специальный документ (папку), в котором хранит:

· копии заявок в ЭРНК на карты и руководства для плавания;

· копии накладных на получение из ЭРНК на карты и руководства для плавания;

· акты инвентаризации штурманского имущества;

· акты на списание (уничтожение) карт и руководств для плавания;

· приемо-сдаточные акты по передачи судовых карт и руководств для плавания.

1. Для обеспечения плавания в соответствии с рейсовым заданием одной из важнейших задач является подбор необходимых навигационных карт, руководств и пособий. Основными документами для их подбора являются «Каталоги карт и книг» (ККК):

[№ 7107] № 7101 ККК Часть I. Северный Ледовитый Океан (№ 7107).
[№ 7207] № 7201 ККК Часть II. Балтийское море с проливами. № 7202 ККК Часть III. Средиземное, Черное, Азовское, Каспийское, Аральское моря и озеро Иссык-Куль. № 7203 ККК Часть IV. Атлантический океан (№ 7207).
[№ 7307] № 7301 ККК Часть V. Индийский океан (№ 7307).
[№ 7407] № 7401 ККК Часть VI. Японское, Охотское и Берингово моря. № 7402 ККК Часть VII. Тихий океан [№ 7407].

2. Карты подбираются по откорректированному ККК следующим образом:

а) ¨ в любой части ККК (I¸VII) по листу «Нарезка частей каталога», помещенному в начале книги, определяется нужная часть каталога;

б) ¨ в выбранной части ККК по «Сборному листу сборных листов карт», помещенному в начале раздела «Карты», выписываются номера сборных листов предстоящего района плавания (простым карандашом наносят тонкую линию приближенного пути предстоящего плавания);

в) ¨ в том же разделе «Карты» по выписанным сборным листам подбираются и выписываются номера необходимых карт по маршруту плавания; первыми выписываются номера генеральных карт, на которых расположены пункты отхода и прихода, а затем номера планов, частных и путевых карт (на каждый сборный лист наносится тонкая линия приближенного пути предстоящего рейса – переносят ее со «Сборного листа сборных листов, карт»);

г) ¨ по выписанным номерам из СККРиПДП набираются нужные на переход карты, тщательно проверяется состояние их корректуры и при необходимости карты корректируются по последним им для приведения их на уровень современности.

Для ускорения подбора карт, особенно путевых, и избежания возможных пропусков их номеров рекомендуется на «Сборном листе карт» между портами отхода и прихода провести простым карандашом тонкую линию; затем на отдельный лист выписать все номера карт, через нарезки (рамки) которых проходит эта линия.

Если предполагаются попутные заходы, то одновременно подбирают подходные карты и планы для этих портов захода.

3. Для подбора лоций и других руководств и пособий для плавания пользуются разделом «Книги» ККК. Границы лоций, описаний огней и знаков и др. указаны на соответствующих сборных листах в разделе «Книги», а цифры на этих листах означают номера этих изданий.

4. Подобранные на предстоящий рейс МНК укладываются в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в последовательности их использования во время плавания.

Первым сверху укладывается план порта отхода, затем генеральные карты района перехода, далее путевые карты и последними – подходная (частная) карта и план порта прихода.

При большом переходе генеральные карты укладывается в отдельный ящик. Ящики штурманского стола, в которых уложены карты, должны быть закрыты на ключ, а при стоянке в порту и опечатаны судовой печатью.

5. РНК мелкого масштаба, главным образом для РНС дальнего действия, которые не будут использованы для прокладки, а также карты-сетки, карта часовых поясов и другие справочные карты, необходимые на предстоящий рейс, укладываются отдельно от МНК.

6. Подобранные на весь переход (или его I-й этап) руководства и пособия для плавания (лоции, описания огней и знаков, РТСНО, расписания радиопередач, таблицы приливов, МАЕ, МТ и др.) укладываются на специальной полке вблизи штурманского стола).

Согласно Уставу службы на судах 3-й помощник капитана обязан:

1) ¨ обеспечить судно установленной судовой коллекцией карт, руководств и пособий для плавания;

2) ¨ производить подбор карт, руководств и пособий для плавания на предстоящий рейс;

3) ¨ своевременно корректировать карты, руководства и пособия для плавания по ИМ, НАВИМ, НАВИП и другой навигационной информации, переданной по радио;

4) ¨ вести учет судовой коллекции карт, руководств и пособий для плавания и корректурных документов.

С приходом судна в порт 3-й помощник капитана должен получить в службе мореплавания (или инспекции портнадзора) ИМ и приложения к ним.

7. Подобранные по ККК карты, руководства и пособия для плавания записывают в таблицы, составленные по форме (см. таблицы 29.1, 29.2).

ПОДБОР КАРТ, РУКОВОДСТВ И ПОСОБИЙ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ. Проработка перехода является важнейшей частью штурманской подготовки к рейсу. Ее выполняют заблаговременно в порту получения рейсового задания. Проработка перехода включает в себя подбор карт, руководств и пособий для плавания, их корректуру, изучение района плавания, в том числе навигационной, гидрометеорологической и минной обстановки, выбор пути и выполнение предварительной прокладки.

Подбор карт на переход делает капитан или штурман по разделу "Карты" откорректированного Каталога карт и книг. Со сборного листа выбирают сборный лист, охватывающий весь район плавания, включая порты отхода и прихода. Намечают карандашом маршрут перехода от порта отхода до порта прихода и выписывают номера карт, через рамки которых проходит маршрут. Со сборного листа генеральных карт подбирают генеральную карту перехода. Кроме навигационных карт, из Каталога выбирают номера вспомогательных справочных и специальных карт. Для захода судна в порты, на рейды и якорные места подбирают планы. По выписанным номерам отбирают карты из судовой коллекции.

Подбор необходимых на переход Руководств и пособий для плавания осуществляется по сборным листам этих изданий, помещенным в Каталоге карт и книг в разделе "Книги". Если каких-либо карт или пособий, нужных в данном рейсе, в судовой коллекции не имеется, их следует получить в БЭРНК (базовые электрорадионавигационные камеры) морского пароходства. Все подобранные на переход карты и пособия корректируют на день выхода в море с учетом последних выпусков ИМ ГУНиО МО (Извещение Мореплавателям Главное Управление навигации и океанографии мин.обороны), которые дополучают в БЭРНК или инспекции портового надзора вместе с прогнозом погоды. Отобранные навигационные карты укладывают в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в том порядке, в каком ими будут пользоваться в рейсе. Первым сверху укладывают план порта отхода, затем генеральную карту на район перехода, путевые карты и, наконец, план порта прихода. Лоции и дополнения к ним, книги "Огни и знаки", РТСНО, наставления для плавания, таблицы и другие издания, которые могут понадобиться в рейсе, хранят на полке у штурманского стола.

В результате тщательного изучения района плавания судоводитель получает необходимые данные для выбора наивыгоднейшего пути на переходе. Его намечают с учетом рекомендаций для плавания по оптимальным путям и прокладывают по генеральной карте. По проложенному маршруту выделяют зоны вероятного понижения видимости, штормов, появления льда и намечают меры по преодолению этих явлений. Рассчитывают протяженность плавания по линии пути и продолжительность рейса.

Следующим этапом проработки перехода является предварительная прокладка, выполняемая на путевых и частных картах и планах, на которых будет вестись в рейсе исполнительная прокладка. Курсы судна должны быть проложены из расчета обеспечения плавания не менее чем в течение двух суток. В дальнейшем предварительную прокладку продолжают на переходе. В процессе предварительной прокладки рекомендуется произвести подъем путевых и частных карт и планов. Подъем карты заключается в выделении на ней опасностей, проведении ограждающей изобаты, нанесении на карту границ секторов огней маяков, их дальности видимости с учетом своей высоты глаза и т. д. Магнитное склонение по всему пути судна приводят к году плавания и надписывают карандашом его значение у меридианов под верхней горизонтальной рамкой. При плавании вблизи берегов точки поворота на новые курсы следует выбирать по пеленгам ориентиров. Для районов с приливо-отливными явлениями рекомендуется заранее рассчитывать время наступления полной и малой вод, смены направлений течений, а также поправки глубин для портов и якорных стоянок. На каждом участке подбирают ориентиры, обеспечивающие наиболее надежное определение места судна.

Особое внимание уделяют выполнению предварительной прокладки для плавания в стесненных районах и на подходах к портам. В частности, при прокладке курсов учитывают требования местных правил, лоций, установленные системы разделения движения, принимают во внимание поправки на течение. Линии курсов прокладывают на безопасном расстоянии от препятствий, на них отмечают точки начала и конца поворотов; проводят линии поворотных пеленгов на выбранные ориентиры. Там, где линии курсов проходят близко от опасностей, на карты наносят ограждающие изолинии: дуги опасных расстояний и углов, линии опасных пеленгов. На линии курсов надписывают их истинные значения. Измеряют плавание по каждому курсу и по путевой скорости определяют время следования по ним. С материалами проработки перехода знакомится весь штурманский состав судна.

ПЛАВАНИЕ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И В СТЕСНЁННЫХ УСЛОВИЯХ. Малая видимость может возникнуть из-за осадков, пурги, тумана и составлять от нескольких кабельтовых до 20-40 м. В тумане становятся невидимы огни маяков, знаков, судов и другие средства навигационного обеспечения. Повышается вероятность столкновения с другими судами. При плавании в мелководном районе возникает опасность посадки яхты на мель.

При первых признаках снижения видимости и появления тумана капитан яхты должен надежно определить свое место и при необходимости изменить курс, чтобы обеспечить безопасное плавание в тумане или стать на якорь в районе, удаленном от рекомендованных курсов судов. Счисление пути в тумане должно вестись особенно тщательно, с учетом поправок приборов, а при необходимости дрейфа и течения. Участие в этом и контроль капитана яхты обязательны. В отсутствие лага периодически (ежечасно) измеряют скорость хода, чтобы учитывать ее при счислении. Необходимо постоянно контролировать свое место по GPS и как дополнительный контроль использовать эхолот, сверяя глубину с таковой на карте. Если есть радиолокатор - держать его включенным, контролируя пространство вокруг яхты.

Кроме того, при плавании в условиях малой видимости включают ходовые огни, держат у рулевого наготове мощный фонарь, ракетницу с белой звездой и фальшфейеры, поднимают радиолокационный отражатель, готовят к отдаче якорь и дают туманные сигналы согласно ППСС. Одновременно выставляют вперёдсмотрящего для наблюдения и прослушивания туманных сигналов судов и средств ограждения. На яхте соблюдается тишина. Если капитан яхты не уверен в безопасности плавания, то необходимо, когда возможно, отдать якорь и отстояться до уточнения обстановки.

К стеснённым условиям относят участки плавания вблизи берегов, островов, навигационных опасностей. Это могут быть проливы, шхеры, каналы и другие узкости. При плавании в стеснённых районах пользуются картами крупных масштабов. Предварительно тщательно изучают район предстоящего плавания, навигационную обстановку в нем, систему ограждения (берегового и плавучего), подбирают ведущие и секущие поворотные створы и места возможных якорных стоянок. Следует помнить, что в узкостях повышается опасность столкновения, особенно на створах и фарватерах с активным движением судов и кораблей. При наличии двигателя такие участки проходят под мотором.

При проходе стесненных районов местность постоянно сличают с картой. Яхту ведут по рассчитанному КК, определяя место как пеленгованием, так и на глаз при проходе в непосредственной близости от опознанного плавучего знака. Опознавая имеющиеся на карте ориентиры - острова, мысы, знаки ограждения, замечают время (при наличии - и лаг), делают карандашом пометки на карте и в блокноте, одновременно выбирают с карты ориентиры, которые должны открыться, и ищут их в соответствующем направлении. Время и место всех поворотов отмечают карандашом на карте и записывают в блокнот, анализируя расхождение расчетных и фактических данных. Если есть лаг, сравнивают проходимые между знаками расстояния по лагу и по карте. По мере необходимости нужно проверять глубину лотом или эхолотом.

Надо помнить, что слепо полагаться на положение плавучих знаков нельзя, нужно подстраховывать их контрольными пеленгами, например, при каждом повороте. Для обеспечения безопасности плавания в узкостях нередко применяют метод ограничительных (опасных) изолиний. Чаще применяют ограничительный пеленг. Для этого от хорошо видимого ориентира проводят на карте линию пеленга, ограничивающую опасность (рис. 86). При проходе мимо этой опасности следят, чтобы пеленги на этот ориентир были больше (меньше) ограждающего пеленга.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ И ЕГО ВЕДЕНИЕ. Судовой журнал - единственный официальный документ на яхте в плавании. В нем отражают все навигационные и метеорологические элементы плавания, внешней обстановки и режима. В походах ведут его непрерывно с момента прибытия экипажа на яхту перед выходом и до окончания плавания. В случае гибели судна капитан должен принять меры к сохранению журнала.

На титульном листе журнала пишут название яхты, яхт-клуб, порт приписки и даты начала и окончания ведения журнала. Следующие несколько листов содержат бланки различных навигационных таблиц и графиков. Среди них: таблицы и график девиации, таблица определения скорости по базе или способом "голландского лага", поправки лага, таблица значений углов дрейфа.

Записи в судовом журнале делает вахтенный начальник - он ставит в нем свои подписи при приеме и сдаче вахты. Капитан яхты несет ответственность за своевременное и исчерпывающее заполнение всех граф журнала.

С началом плавания на первой странице в верхней строке пишут название пункта отхода, дату и месяц. Затем время снятия с якоря и швартов, цель и маршрут плавания состав экипажа с указанием должностей, данные о ветре, волнении, видимости и поставленных парусах либо о включении двигателя и эволюциях яхты при выходе из гавани. Далее на той же правой странице должны идти записи о прохождении фарватеров и траверзов, вех, буев, знаков с указанием их названий, расстояний и борта прохождения знаков (правый, левый), а также следующие сведения:

  • курсы относительно ветра и компасного меридиана и их изменение;
  • прохождение створов с указанием КП створа и МК;
  • способы обсервации с указанием объектов наблюдений, значение измеренных навигационных параметров и поправок приборов, величина и направление невязки, суждение о ней и решение о принятии в расчет полученной обсервации;
  • значение отдельных измеренных навигационных параметров на ориентиры и их название;
  • работа с парусами (смена, рифление, уборка и т. п.); · изменение направления и силы ветра, волнения, видимости;
  • моменты начала и окончания учета дрейфа с указанием знака и величины угла а;
  • моменты начала и окончания учета сноса от течения с указанием направления и величины вектора течения, а также знака и величины угла b;
  • результаты измерения скорости хода с указанием способа измерения;
  • время вхождения в полосу тумана и принятые меры;
  • подача туманных сигналов;
  • включение ходовых огней;
  • судовые работы;
  • время и место досмотра яхты кораблями погранвойск;
  • случаи несоответствия навигационного ограждения в районе плавания данным карт и пособий;
  • касание грунта, посадка на мель и снятие с нее;
  • аварии, поломки рангоута, частей корпуса, приборов, случаи разрыва парусов, такелажа и утраты имущества;
  • случаи перехода на другую карту с указанием координат точки перехода;
  • вход в стесненный район, гавань, канал;
  • спуск на воду рабочего тузика и подъем его;
  • постановка на якорь, глубина и грунт в районе отдачи якоря, длина вытравленного якорного каната, компасные пеленги на береговые ориентиры и т. д.

Все записи на правой странице журнала привязывают ко времени, а если есть лаг, записи навигационных элементов содержат также отсчеты лага.

Левая страница журнала заполняется в соответствии с ее графами при каждом изменении курса и смене вахты. При плавании в узкостях в условиях, требующих непрерывного или частого изменения курса, в графе "Курс" пишут "пер" (переменный). При наличии лага его отсчет пишут в графе 3; если лага нет, пишут скорость в узлах.

Правая и левая страницы связаны между собой по времени, и если одна из них заполнена полностью, то на оставшемся свободном месте другой страницы проставляют "зэт" и следующие записи продолжают на новых страницах.

Во время вахты записи часто ведут в черновом блокноте, а затем к сдаче вахты переносят их в судовой журнал. По окончании каждого перехода капитан яхты (штурман) записывает на левой странице пройденное за время перехода расстояние по генеральному курсу и фактическое число ходовых часов (с учетом лавировки), среднюю скорость по генеральному курсу и по прокладке.

Все записи в судовом журнале делают аккуратно простым карандашом. Стирать ошибочные записи запрещается. Ошибки в записях зачеркивают тонкой линией, заключают в скобки, делают сноску "зачеркнуто", и ведущий журнал ставит свою подпись.

Порядок комплектования карт перехода судна и пособий согласно маршрутного задания. Расчет ошибки определения места судна визуальными и радиотехническими способами, в зависимости от штурманского вооружения корабля. Оформление его прихода и отхода.

Рубрика Транспорт
Предмет Транспорт
Вид отчет по практике
Язык русский
Прислал(а) Олжас
Дата добавления 04.04.2018
Размер файла 57,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подбор карт, руководств и пособий для маршрута перехода. Сложные участки на переходе судна. Обзор навигационных гидрографических условий с последующей оценкой точности определения места. Способы определения места на маршруте. Принцип мирного прохода.

дипломная работа [725,0 K], добавлен 29.06.2010

Предварительная навигационная прокладка и маршрутный лист перехода. Подбор карт, руководств и пособий. Пополнение, хранение, корректура и описание карт и пособий. Навигационно-гидрографические условия. Сведения о портах. Оценка динамической осадки судна.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 22.05.2012

Международные и национальные требования к планированию перехода судна. Основные данные о портах отхода и прихода. Сведения о судне, навигационное оборудование на борту, средства радиосвязи. Карты на переход, таблица азимутов и точность судовождения.

дипломная работа [113,5 K], добавлен 20.12.2012

Обеспечение навигационной безопасности на протяжении перехода Окха – Латакия. Расчет точности определения места судна с использованием маршрутного графика точности. Подбор карт и книг, хранение и корректура, выбор трансокеанского пути. Сведения о портах.

курсовая работа [7,3 M], добавлен 15.10.2010

Порядок подбора карт, руководств для плавания по маршруту перехода, хранение, корректура и списание. Основные сведения о пересекаемых портах. Выбор пути на морских участках, подготовка технических средств навигации. Проектирование перехода судна.

дипломная работа [335,9 K], добавлен 29.06.2010

Основные тактико-технические характеристики судна "Днепр", его навигационного оборудования, обеспечение живучести и спасения. Порядок навигационной подготовки к переходу. Грузовой план судна. Критерии оценки экономической эффективности данного судна.

дипломная работа [531,6 K], добавлен 29.06.2010

Основные тактико-технические характеристики судна "Орель". Подбор карт, руководств и пособий для маршрута перехода. Гидрометеорологические условия Черного моря. Гидрологический режим Мраморного моря. Средства навигационного оборудования теплохода "Орель".

Комплектование карт, руководств и пособий на переход, корректура карт. Выбор маршрута плавания и предварительный расчет перехода. Штурманская справка по порту отхода, на переход и по порту прихода. Надежность навигационного обеспечения безопасности.

Рубрика Транспорт
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 28.02.2014
Размер файла 320,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

маршрут плавание порт

Справочные данные по судну

Комплектование карт, руководств и пособий на переход, корректура карт и пособий

Выбор маршрута плавания и предварительный расчет перехода

Штурманская справка по порту отхода

Штурманская справка на переход

Штурманская справка по порту прихода

Надежность навигационного обеспечения безопасности перехода

Список использованной литературы

Введение

Курсовой проект «Навигационная проработка маршрута судна» по дисциплине «Навигация и лоция» выполняется согласно учебному плану специальности 240201 «Судовождение на морских путях» на заключительном этапе изучения дисциплины (4 курс). Целью работы является углубление и закрепление теоретических и практических знаний и навыков по дисциплине, умение применять их при решении конкретных задач по навигационной проработке маршрута.

Задачи курсового проекта:

- закрепить знания основ «Навигации и лоции», «Гидрометеорологического обеспечения судовождения» и части «Мореходной астрономии»;

- закрепить и проверить знание правил корректуры морских карт и руководств для плавания, методики выполнения корректуры карт и пособий;

- научить курсантов работать с нормативными и руководящими документами и материалами по организации обеспечения безопасности мореплавания;

- научить курсантов самостоятельно выполнять навигационную проработку рейса с учетом различных условий плавания;

- научить курсантов анализировать степень точности определения места судна по маршруту плавания, частоту обсерваций различными способами и обеспечению безопасности судовождения на основе требований Международной морской организации ИМО.

Справочные данные по судну

1. 1 Технико-эксплуатационные данные по судну.

Регистровый номер ИМО 8714920

Год, место постройки 14. 11. 1988 г., KURE. JAPAN

Порт приписки MAJURO

Длина наибольшая (L) 115, 5 м

Ширина наибольшая (В) 17 м

Осадка (Т) в грузу/в балласте 7, 1/2, 6 м

Дедвейт (U) 5863 т

Водоизмещение в полном грузу/порожнем 8923/3050 т

Регистровая вместимость чистая 1834 т

Высота надводного борта 1, 52 м

Высота глаза наблюдателя на мостике (е) 16, 0 м

Тип и марка главного двигателя SULZER GRND 76M

Мощность главного двигателя (N) 2575 kWt

Запас топлива: тяжелого топлива 1420, 3 т

дизельного топлива 132, 0 т

Запас смазочного масла: цилиндрового 24 т

циркуляционного 34 т

Судовые запасы: вода мытьевая 225, 9 м3

вода питьевая 74, 6 м3

Суточный расход топлива: на ходу 43 т

Скорость судна в грузу/в балласте 15/17 уз.

Период свободных поперечных колебаний судна:

B - ширина судна, м

h - поперечная МЦВ, м

Необходимый запас глубины на ветровое волнение:

Высота ветровых волн, м

Увеличение осадки судна на мелководье и в канале, а так же при изменении района плавания:

Отношение глубины моря к осадке

Скорость хода, уз.

По формуле профессора Н. Н. Матусевича рассчитаем таблицу углов ветрового течения:

где - коэффициент дрейфа, градусы (=1, 3) ;

W - скорость кажущегося ветра, м/с (10, 15, 20 м/с) ;

V - скорость судна, уз. (6, 9, 12, 15уз.) ;

q - курсовой угол кажущегося ветра, градусы (30, 60, 90).

1. 2 Состав навигационного оборудования судна, комплект радионавигационного оборудования.

1) “Navtrac XL GPS” - 1

1) “Atlas 9600” - 2

1. 3 Точностные характеристики радиотехнических средств судовождения.

Индукционный лаг “ИЭЛ-2М”

Приёмоиндикатор “Navtrac XL GPS”

Комплектование карт, руководств и пособий на переход, корректура карт и пособий

Подбор навигационных карт, руководств и пособий по «Каталогу», комплектование судовой коллекции карт и книг на переход.

Судовая коллекция МНК, руководств и пособий комплектуется в соответствии, с требованиями Правил корректуры, комплектования и хранения МК и пособий, №9038.

Для обеспечения плавания в соответствии с рейсовым заданием одной из важнейших задач является подбор необходимых карт и руководств, для плавания.

Основными документами для подбора являются каталоги карт и книг. Карты подбираются по откорректированному каталогу карт и книг.

Работу начинаем с подбора нужного «Каталога карт и книг». В нашем случае часть 6. Затем на сборном листе сборных листов, помещенному в начале раздела «Карты», простым карандашом наносим приближенную линию пути предстоящего плавания. Номера сборных листов карт, границы, нарезки которых пересекаются с линией пути, выписываем последовательно, начиная от пункта отхода. По каждому сборному листу выбираем номера карт. Сам список составляем по форме каталога карт и книг. В список карты заносим по порядку выбора из каталога: генеральные, путевые, частные, планы портов, справочные, вспомогательные и специальные карты (обзорные, часовых поясов, элементов земного магнетизма, рекомендуемые пути, гидрометеорологические и карты-сетки), номограммы.

По выписанным номерам из судовой коллекции набираем нужные на переход карты, тщательно проверяем состояние их корректуры, и при необходимости карты корректируем для приведения их на уровень современности.

Если предполагаются попутные заходы, то одновременно подбираем карты и планы для промежуточных портов захода.

№ по судовой коллекции

Северо-западная часть Тихого океана

Юго-запдная часть Тихого океана

Западная часть Японского моря, Желтое и Восточно-Китайское моря

Северная часть Южно-Китайского моря

От Владивостока до Корейского пролива

От м. Мусудан (Болтина) до м. Поворотный

От м. Мусудан (Болтина) до м. Йончхугап

От о. Уллындо до возвышенности Ямато

Южная часть Японского моря

От 3215?N до 2910?N, от 12332?Е до 12822?Е

От устья р. Янцзы до залива Саньмыньвань

От архипелага Окинава до берегов Китая

От залива Саньмыньвань до Тайваньского пролива

От бухты Футоувань до залива Даявань

От порта Сянган (Гонконг) до пролива Хайнань

Залив Петра Великого

От м. Чумунджидан до м. Хвамомаль с о. Уллындо

От м. Хвамомаль до порта Пусан

От м. Соималь до о. Комундо

От залива Тайчжоувань до устья р. Аоцзян

От устья р. Аоцзян до о. Фуиндао

От о. Фуиндао до о. Хайтаньдао

От о. Хайтаньдао до о. Бейдиндао

От бухты Шеньхувань до бухты Футоувань

От бухты Футоувань до бухты Хаймыньвань

От бухты Хаймыньвань до м. Чжэланцзяо

От м. Чжэланцзяо до порта Гонконг

Амурский и Уссурийский заливы

От порта Пусан до о-вов Мэмуллельдо

Восточная часть о. Чеджудо

Подходы к порту Гонконг

Северная часть Амурского залива

Подходы к порту Гонконг

Порт Владивосток с подходами

Порт Сянган (Гонконг)

Бухты Золотой Рог и Диомид

Центральная часть гавани Виктория

Справочные, вспомогательные, специальные карты и номограммы

Карта часовых поясов

Карта мира (обзорная)

Мировой океан (обзорная)

Карта мира. Горизонтальная (H) и вертикальная (Z) составляющие направленности магнитного поля Земли

Далее составляем «Список отечественных руководств и навигационных пособий на переход» по форме «Каталога карт и книг». Для подбора лоций и других руководств для плавания, пользуемся разделом «Книги» каталога. Границы лоций, описаний огней и знаков и других руководств указаны на соответствующих сборных листах в разделе «Книги», а цифры на этих листах означают номера этих изданий.

Подобранные на предстоящий рейс навигационные карты совместно укладываем в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в последовательности их использования во время плавания. Первым сверху укладываем план порта отхода, затем генеральная карта района перехода, далее путевые карты и последними - подходная (частная) карта и план порта прихода. При большом переходе генеральная карта укладывается в отдельный ящик. Судовые номера картам не присваиваются.

Ящики штурманского стола, в которых уложены карты, должны быть закрыты на ключ, а при стоянке в порту опечатаны судовой печатью.

Радионавигационные мелкомасштабные карты главным образом радионавигационных систем дальнего действия, которые не будут использоваться для прокладки, а также карты-сетки, карта часовых поясов и другие справочные жарты, необходимые на предстоящий рейс, укладываем отдельно от навигационных карт.

Подобранные на весь переход (или его первый этап) руководства и пособия для плавания (лоции, описания огней и знаков, радиотехнических средств навигационного оборудования, расписания радиопередач, таблицы приливов, морской астрономический ежегодник, мореходные таблицы и другие издания открытого пользования) укладываем на специальной полке вблизи штурманского стола.

№ по судовой коллекции

Лоция северо-западного берега Японского моря

Лоция побережья Кореи

Лоция о-вов Кюсю, Цусима и Рюкю

Лоция побережья Китая

Огни и знаки Тихоокеанского побережья России

Огни берегов Кореи и Китая

РТСНО, РНС, расписание передач

РТСНО Тихого и Индийского океанов

Расписание факсимильных гидрометеорологических радио-передач

Расписание передач навигационных предупреждений радио-станциями Тихого и Индийского океанов

РТСНО Тихоокеанского побережья России

Правила плавания и описания

Руководство для захода судов в ТО порты России

Режим плавания судов в водах, омывающих ТО побережье РФ (сводное описание)

Морские астрономические пособия

Морской астрономический ежегодник на 2006 г.

Высоты и азимуты светил (ВАС-58). Том II для широт 20°-39°

Высоты и азимуты светил (ВАС-58). Том III для широт 40°-59°

Морские гидрометеорологические пособия

Таблицы приливов. Том II. Воды азиатской части России

Таблицы приливов. Том IV. Зарубежные воды. Тихий океан

Атлас поверхностных течений Австрало-Азиатских морей

Гидрометеорологические карты Японского моря

Гидрометеорологические карты Южно-Китайского моря

Атлас опасных и особо опасных для мореплавания и рыболовства гидрометеорологических явлений Японского моря

Пределы действия территориальной юрисдикции государств в Мировом океане (краткий справочник)

Всемирная служба навигационных предупреждений

Руководство по Международной сети безопасности

Руководство по подготовке и распространении информации по безопасности на море

Сборник международных договоров РФ по вопросам мореплавания

Дополнение №3-1994г. международный кодекс по управлению безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнения (международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ))

Сборник договоров и законодательных актов зарубежных стран по вопросам мореплавания. Азия, Австралия и Океания

Морское законодательство РФ. Книга первая

Морское законодательство РФ. Книга вторая

Вспомогательные и справочные пособия для мореплавателей

Каталог карт и книг. Тихий океан

Таблицы морских расстояний

Океанские пути мира

Международный свод сигналов (МСС-1965)

Положение о навигационной информации

Руководство по службе НАВТЕКС

Описание системы плавучего ограждения в водах России. Система МАМС. Регион А

Описание особенностей огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями и судами для обеспечения безопасности плавания

Система ограждения МАМС

Порты мира. Краткий справочник

Общее положение об установлении путей движения судов

Правила корректуры, комплектования и хранения карт и руководств на судах гражданских ведомств

Атлас океанов. Тихий океан.

Атлас океанов. Рельеф дна Мирового океана.

Атлас океанов. Приливы Мирового океана.

Перечень действующих временных и предварительных ИМ ГУНиО МО

Нумерник ИМ ГУНиО МО к картам и книгам за 1995 г.

Порядок получения и списания навигационных карт и пособий.

ГУНиО МО России и его местные органы снабжают откорректированными на день выдачи картами и руководствами для плавания через электрорадионавигационные камеры (ЭРНК), судовладельцев на основании их годовых заявок. ЭРНК в свою очередь, обеспечивают плановое и текущее снабжение такими пособиями (также откорректированными на день выдачи) все суда по их заявкам.

Для получения необходимых карт и руководств для плавания из ЭРНК, третий помощник капитана составляет заявку по форме в двух экземплярах (которая прилагается далее). Подписывает ее у капитана и не позже или за 10 суток до получения карт и руководств для плавания, сдает ее в ЭРНК; в случае подачи заявки из другого порта, должно быть также учтено дополнительное время; необходимое для пересылки. При подаче заявки с моря по радио таковая должна быть послана не менее чем за 10 суток с указанием даты прибытия судна в порт. Суда, поступающие с отечественных верфей (после завершения строительства или большого ремонта), обязаны подавать заявку на пособия в ЭРНК не позже чем за 20 суток до их получения.

Во всех случаях третий помощник капитана по копии, поданной в ЭРНК заявки, сверяет ее содержание с выпиской и накладной и затем удостоверяется в соответствии карт, руководств и пособий для плавания по двум вышеуказанным документам, а так же должен убедиться в том, что они полностью откорректированы на дату получения. Только после этого карты и руководства доставляются на судно.

Судовую заявку составляют на уровне корректуры, имеющихся в опубликованных ИМ, полученных судном к моменту выхода в последний рейс.

Нельзя делать заявки по устаревшим не откорректированным каталогам карт и книг. Если на судне сомневаются в карте, лоции или другом издании (не смотря на наличие корректурного материала), администрация судна должна получить необходимую консультацию в ЭРНК и сделать корректурную справку по находящемуся там экземпляру. Третьим помощником капитана по копии заявки, поданной в ЭРНК, сверяет ее содержание с выписанной накладной и затем удостоверяется в соответствии карт и руководств для плавания по двум вышеуказанным документам. А также убеждается в том, что они полностью откорректированы на дату получения. Только после этого карты и руководства для плавания доставляются на судно.

Периодически в ИМ объявляют номера устаревших карт и руководств для плавания, которые подлежат изъятию из употребления. Как правило, такие объявления делают после выпуска в свет новых карт и руководств для плавания на те же районы. С получением объявления о выходе новых карт и руководств для плавания, третий помощник капитана обязан немедленно информировать об этом капитана судна и его разрешения подать заявку в ЭРНК на получение этих изданий.

НМК и руководства для плавания, пришедшие в негодность, также подлежат списанию. Минимальный срок службы карты, после чего они считаются пришедшим в негодность в результате постоянной работы судна в каком-либо районе - 6 месяцев со дня получения. Сроки же использования на судах руководств и пособий (лоции, описание огней и знаков, каталогов и т. д.) определяются их переизданием.

Во всех случаях списание (уничтожение) карт и руководств для плавания осуществляется по акту (форма которого прилагается ниже), в котором указываются номера списываемых карт или их названия, год печати, количество, цена за единицу пособия, общая сумма стоимости, основание или причина списания (уничтожения) и примечания. Акт о списании в двух экземплярах подписывают члены комиссии во главе со старшим помощником капитана, утверждает акт капитан судна; один экземпляр акта оставляют на судне, второй сдают в ЭРНК. После этого соответствующие изменения делают во всех документах по учету судовых навигационных пособий.

Третий помощник капитана ведет специальный документ (папку), в котором хранит:

копии заявок в ЭРНК на карты и руководства для плавания;

копии накладных на получение из ЭРНК на карты и руководства для плавания;

акты инвентаризации штурманского имущества;

акты на списание (уничтожение) карт и руководств для плавания;

приемо-сдаточные акты по передачи судовых карт и руководств для плавания.

В результате изменений, непрерывно происходящих в навигационной обстановке, карты и руководства для плавания после их издания сравнительно быстро устаревают. Вследствие этого безопасность мореплавания в значительной мере зависит от поддержания карт и руководств для плавания на уровне современности, т. е. приведение их в соответствие с действительной обстановкой, называется корректурой.

Своевременное оповещение мореплавателей обо всех изменениях в навигационной обстановке и режимах плавания в океанах и морях осуществляется:

передачей навигационной информации по радио;

доведением навигационной информации через платные издания;

передачей информации (COASTEL WARNING) через службу NAVTEX;

передачей местных предупреждений (LOCAL WARNING) через портовые УКВ радиостанции.

Навигационная информация, передаваемая по радио. Сведения об изменениях навигационной обстановки передаются отечественными радиостанциями в виде прибрежных предупреждений (ПРИП) на воды омывающие берега России, и навигационные предупреждения (НАВИП) на прибрежные воды иностранных государств и воды открытого моря.

Наряду с указанной, создана Всемирная служба навигационных предупреждений (ВСНП), передающая информацию на все воды Мирового океана в виде районных предупреждений (NAVAREA).

Всемирной службой навигационных предупреждений предусмотрено деление Мирового океана на 16 морских районов, в каждом из которых выделяется районный координатор - страна, осуществляющая сбор, анализ и передачу по радио навигационной информации, относящейся к району, в виде районных предупреждений NAVAREA. В некоторых районах (или их частях - подрайонах) могут создаваться региональные системы передачи прибрежных предупреждений (COASTAL WARNING) и местных предупреждений (LOCAL WARNING). В этом случае район (или подрайон) делится на регионы (по числу прибрежных стран), которые, в свою очередь, могут делиться на подрегионы (по числу радиостанций, обслуживающих данный бассейн). Схема районов Мировой системы навигационных предупреждений, передаваемых по радио, имеется в книге Всемирная служба навигационных предупреждений (адм. № 9026).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: