Шариатские суды в чем сущность

Обновлено: 19.04.2024

Сразу после Октябрьской революции большевистский режим фактически объявил войну религиозным институтам. Это не мешало Иосифу Сталину в 1920-х годах открыто выступать в поддержку шариатских судов на Кавказе.

Советская власть и шариат

Пока в Центральной России воинствующие безбожники взрывали православные храмы, в мусульманских регионах новая власть искала компромисс с духовенством и верующими. Особенно ярко это проявилось на Северном Кавказе, где уже после Февральской революции в составе Горского правительства возникла шариатистская группировка, ратовавшая за возрождение исламского правосудия. Весной 1917 года горцы приняли решение о введении должности «шейх-уль-ислам» и основании Юридической академии шариата во Владикавказе. Однако последующие бурные события помешали этим планам. Спустя месяц после захвата власти Ленин, обращаясь к мусульманским народам России, заявил о том, что их «верования и обычаи» являются «свободными и неприкосновенными». Советская власть ещё чувствовала свою шаткость, и поэтому пыталась противопоставить интересы окраинных народов русскому национализму белогвардейцев.

Шариатские суды появились на Кавказе в 1919 году и сохранились после того, как сюда пришла Красная Армия. По мнению исследователей, делались даже попытки встроить шариат в советскую систему управления, хотя позиция властей по этому вопросу была непоследовательной. Часть местных элит видела в исламском правосудии всего лишь ограниченную уступку, но были и те, кто выступал за «расширение функций шариатских судов». «Мечеть и суд шейх-уль-исламу – остальное Советам», — этот популярный в начале 1920-х годов лозунг обещал «замирение» Кавказа.

Мнение Сталина

13 ноября 1920 года нарком по делам национальностей Иосиф Сталин выступал на Чрезвычайном съезде народов Дагестана.

«Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьёзное значение, — обратился Сталин к присутствующим. – До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны.

Сталин также пояснил, что шариат в глазах большевистского правительства ничем не отличается от обычного права прочих народов страны. Однако эти слова будущего диктатора не должны вводить в заблуждение. Сталин видел в сохранении шариата исключительно временную меру. В статье «Политика Советской власти по национальному вопросу в России» «вождь и учитель» прямо разъяснил свою позицию в отношении «пролетариата угнетаемых народов»:

«Если, например, дагестанские массы, сильно заражённые религиозными предрассудками, идут за коммунистами «на основании шариата», то ясно, что прямой путь борьбы с религиозными предрассудками в этой стране должен быть заменён путями косвенными, более осторожными», — утверждал он.

Некоторое время после выступления Сталина исламские судьи даже получали зарплату от государства.

Переход к репрессиям

Однако с годами отношение властей к шариатскому суду менялось. По мере уничтожения горных банд коммунисты все меньше и меньше нуждались в помощи кадиев для контроля над обществом. Действительно, странно было утверждать, что «религия – опиум для народа», и в то же время поддерживать исполнение предписаний пророка Мухаммеда. Поэтому когда в 1926-27 годах в ряде мест тоже попытались устроить шариатские суды, власти этого не позволили. Шариат был выведен из системы местного управления.

«Шариатские суды продолжали функционировать неофициально, обращение в них не одобрялось, а впоследствии в некоторых случаях преследовалось», — пишет историк из Пятигорска Андрей Казначеев.

В 1930-х годах исламское духовенство преследовалось так же, как и христианское, многие религиозные судьи отправились в ГУЛАГ. Пострадал ислам на Северном Кавказе и в годы правления Никиты Хрущёва. Тем не менее, адатско-шариатское правосудие продолжало существовать и в позднесоветское время, хотя и находилось в стеснённом положении.

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

кади - шариатский судья

Кадий или кади - судья в исламе, который судит по законам шариата.

Термин «Кади» в переводе с арабского языка означает мусульманский чиновник, судья, которого назначает правительство для того, чтобы он правильно судил и рассматривал иски, опираясь на законы шариата.

Термином «Шариатский суд» называют такой суд, который выносит свои решения и отвечает на иски в соответствие с шариатскими законами, лежащими в основе Шариата. Шариатский суд функционирует в ряде мусульманских стран. В мусульманских общинах Северного Кавказа в постреволюционный периода России также действовал шариатский суд.

Термин «кади» неразрывно связан с понятием шариатского суда, и судья в шариате – это тот, кто рассматривает иски и тяжбы и выносит решение, опираясь на религиозные законы и положения.

История

Впервые этот термин был введен в обиход во время правления Умара ибн аль-Хаттаба в таких городах, как Медина, Басра и Куфа. С этого момента кади начали назначать в самые крупные из городов, в областные центры. Шариатский судья также назначался в ряды войск, когда проходили военные походы. Назначать кади мог только правитель или халиф.

Верховный кади появился в Арабском государстве со второй половины восьмого века. Эта должность носила название «кади аль-кудат», и тот, кто занимал ее, должен был не только судить, но и назначать всех остальных кади в халифате от лица халифа, а также принимать от граждан апелляции, которые подавались на решения остальных кади.

Должность шариатского судьи существовала во многих государствах. Функции, которые выполняли кади в то время, были крайне разнообразны.

Конец XX века в некоторых мусульманских государствах ознаменовался тем, что шариат стал играть ведущую роль как основа законности, и в этот период снова начала возрастать роль кади и значение вынесенных ими решений.

Статус кади в исламе

Статус должности кади выше, чем статус имама мечети. Он возглавляет судопроизводство города или области, занимается рассмотрением вопросов и тяжб по семейным конфликтам или сделкам, преступлениям, касающихся личных прав, таких, как нанесение телесных повреждений или убийства, только если подал иск на это сам тот человек, чьи права были затронуты. Но рассмотрением прочих дел кади может заниматься как по собственной инициативе, так и по требованию любого лица.

Перед тем, как вынести решение по делу, судье необходимо выслушать все стороны процесса. Решение его не может быть пересмотрено. Это указывает на персональный характер мирового шариатского суда, где на авторитет самого суда влияет авторитет судьи, а также уровень образованности, религиозность и справедливость того, кто осуществляет судебное делопроизводство. На должность судьи в шариате в одних мусульманских государствах назначали правители, а в других избирали старейшины или шейхи.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассаляму Алейкум братья ! Я подписал договор с одной компанией по подготовке в топовые вузы. В договоре указано было что: 1) при несвоевременной выплате начисляется пеня, 2) договор находится под юрисдикцией Великобритании, 3) Любые расходы, издержки и юридические расходы, понесенные в результате обеспечения своих прав, указанных в настоящем Договоре, должны быть оплачены Клиентом, включая любые обоснованные адвокатские расходы и гонорары
коллекторских агентств. Насчёт пени мы договорились в устной форме что при не выплате только происходит стоп-сервис и пеня это просто формальность, а насчёт других моментов не знаю что делать. Стоит ли менять условие договора или оставить все как есть? Не хотелось бы лишний раз тревожить людей если все хорошо

женщина, побитая камнями за измену мужу в соответствии с предписанием шариата. Кадр хроники.

Шариатские суды, как органы правосудия в мусульманских государствах, скоро могут стать нормой законодательства ведущих стран мира, включая США, Европу и даже Россию. Именно об этом можно судить по многочисленным высказываниям различных должностных лиц и влиятельных СМИ этих стран. Количество мусульман во всех этих странах устойчиво растет из года в год, поэтому не случайно политики уже всерьез обсуждают вопрос о возможностях сочетания процессуальных правил мусульманского и светского мира.

Что такое шариатский суд? Где и когда его нормы и правила де факто уже применяется многие годы в странах ЕС и США? Как изменится мир, если они будут законодательно закреплены в Европе, Америке и России?

  • Что же такое шариат и почему это слово наводит ужас в преимущественно христианской Европе?

Шариат опирается на Коран и фикх, а также включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения, пояснили эксперты землячества Турции Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

■ шариат. Значение арабского слова "аш-шариа" переводится как "источник, фундаментальные основы веры". Это слово в значении «прямой путь» или «источник веры» встречается уже в первой суре священной книги Коран, которая носит название «аль-Фатиха». В более широком смысле, шариат - это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина. Шариат основан на положениях, содержащихся в Коране и Сунне. Он включает в себя элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы, установленные в исламском обществе;

■ фикх. На основе шариата формулируются конкретные нормы фикха, регламентирующие правоотношения в различных сферах – от семьи до государства и экономики. Он, помимо Корана и Сунны, может также основываться на согласованном мнении наиболее авторитетных мусульманских ученых, а также на суждении известных правоведов о прецеденте. Также он может в себя включать элементы традиционных правовых обычаев некоторых народов. Таким образом, фикх включает в себя всю практику исламского судопроизводства, которая так часто шокирует западного обывателя.

■ цели шариата. Главная задача шариата – это защита:

- человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;

- религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;

- права человека на собственную точку зрения;

- имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.

- семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

Четкое следование приверженца ислама пяти целям религиозного закона означает лучший способ выразить свое благоговение перед Аллахом.

■ система запретов и наказаний. Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

- обязательные, строго предписанные обязанности;

- обязанности, очень близкие к строго предписанным;

- действия, которые совершаются лишь изредка;

- действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;

- строго запрещённые действия.

Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);

- побиение камнями за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины;

- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ;

- 80 ударов плетью за ложное обвинение;

- отсечение руки за воровство;

- смертная казнь за вероотступничество.

  • Где в современном мире существует главенство шариатского суда?

До XIX в. шариатские суды занимали основное место в правовых системах мусульманских стран. С середины XIX в. в большинстве этих государств были образованы светские суды, которые начали применять законодательство европейского образца:

■ роль шариатского суда в жизни мусульманина. Постепенно роль шариатских судов начала уменьшаться и свелась исключительно к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. До революции 1917 года шариатские суды действовали и в мусульманских регионах Российской империи, но они могли применять только те нормы, которые не противоречили действующему законодательству. После 1917 года кое-где (например, на Северном Кавказе) были восстановлены шариатские суды, но в 1920 годах большевики их полностью ликвидировали;

■ шариатские суды в наши дни. Шариат является главной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании он используется наравне с другими правовыми нормами. В ряде регионов Бангладеш, Нигерии, Судана и Сомали также практикуется шариат. На уровне семейных отношений нормами исламского права вполне официально руководствуются в Марокко, Алжире, Индонезии и на Филиппинах.

  • Шариатские суды в Европе: резонансные высказывания, слухи, предположения

На практике в Европе уже многие годы рассматриваются многие судебные иски между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества применяется так называемое международное гражданское право. И если речь идет о гражданах Ирана или Саудовской Аравии (где в ходу шариат), то суд в Германии учитывает в отношении их иранское или саудовское законодательство, прибегая, таким образом, к шариату.

■ Германия. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф в интервью, данному агентству Berliner Zeitung, предложил разрешить в Германии суды шариата. Он считает, что можно применять исламские нормы в спорах, касающихся денежных и семейных отношений. Уголовные преступления он предложил исключить из ведения судов шариата. «Каменный век мы терпеть не будем. Побивание камнями противоречит правам человека» - пояснил свою позицию министр. Его высказывание сразу же вызвало широкую дискуссию в немецком политикуме. Министр юстиции федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан подчеркнул, что правосудием в Германии занимаются немецкие суды и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. А один из высокопоставленных представителей блока христианских партий ХДС/ХСС высказался за то, что введение отдельных судов для мусульман поможет их интеграции в германское общество;

■ Великобритания. Фактически так же дело обстоит и в Объединенном Королевстве, где минимум с 1982 года местные суды вынуждены учитывать нормы шариата в имущественных спорах иммигрантов. В прошлом году духовный глава англиканской церкви епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс предположил неизбежность введения в Великобритании некоторых норм шариата,в частности в бракоразводных процессах мусульман и решении финансовых споров.Епископ Кентерберийский объясняет свое высказывание тем, что мусульман Великобритании нужно избавить от выбора или быть лояльным своей стране, или своей вере;

■ в Англии шариатские суды, по сути, играют роль третейских судов. Так если между двумя мусульманами возникает имущественный спор, они могут по обоюдному согласию обратиться не к светскому судье, а к местному имаму. Точно так же уже более века в Британии действует иудейский суд, но пока никто не поднимал панику по поводу наступления еврейской культуры на старую-добрую Англию;

■ Нидерланды. В Голландии судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречие с законами страны;

■ Бельгия. В Бельгии осенью прошлого года тоже открылся первый шариатский суд – пока он рассматривает лишь гражданские дела;

■ США. В американском штате Оклахома судам разрешили учитывать при вынесении решений нормы шариата;

■ Российская Федерация. 24 апреля 2012г. в интервью телеканалу РЕН ТВ адвокат Дагир Хасавов заявил о необходимости введения в России шариатских судов. Он сказал, что "мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему", что они будут устанавливать свои правила, а "любые попытки это остановить обольются кровью". Высказывание юриста имело мощнейший резонанс, официальные мусульманские организации сразу же постарались дистанцироваться от него. Высокопоставленные духовные лица заявили, что в муллы и так помогают мусульманам разбираться в вопросах, связанных с религией, семьей и наследством, и что исламский суд уже представлен в России религиозными судьями (кадиями), решения которых носят чисто рекомендательный характер и не противоречат светскому суду. Сам же адвокат вынужден был объяснять свои слова, сказав, что его не так поняли.

Однако, вскоре в интервью «Русской службе новостей» председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины». Его поддержал Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, считающий, что шариатские суды вполне допустимы в России в качестве третейских судов. Естественно, все это привело к очень оживленной дискуссии.

Как видим, в Европе и России все происходит примерно по одному и тому же сценарию, когда значение вполне привычного и давно интегрированного в общественную жизнь явления вдруг многократно преувеличивается. Тут же возникает новый информационный повод, возможности для спекуляций и скандалов и, как следствие, для приобретения политических очков. Однако особую тревогу вызывает тот факт, что в данном случае затрагивается одна из самых болезненных и взрывоопасных тем – религиозная.

  • Шариатский суд: что можно, а что нельзя мусульманам трейдерам во всем мире?

Исходя из особенностей в каждой стране, и строят свою деятельность брокеры и диллинговые центры. Например, в Малайзии, небольшой восточноазиатской стране с населением всего в 30 млн. человек, Национальный совет по исламу обнародовал фетву (решение по вопросу соответствия каких-либо сторон жизни человека и общества канонам ислама), в которой торговля на международном валютном рынке (Форекс-рынке) объявлена противоречащей шариату. Глава совета доктор Абдул Шукор Хусин пояснил, что в самом механизме международного валютного рынка заложена возможность спекуляций, что противоречит законам ислама. Лично у доктора А. Хусина вызывают настороженность еще два факта, тесно связанные с Форекс-рынком: слишком много вариантов торговли, часть которых явно противоречат исламу, а другая часть просто сомнительна, а также то, что на валютном рынке торговля идет через Интернет (подробнее Ислам: в чем особенности брокерских услуг Forex в мусульманских странах?).

Форекс брокеры нашли выход из даной ситуации, предлагая своим трейдерам исламские счета Форекс, так называемые счета Swap-free, согласно которым проценты за перенос позиций не платятся. Так что, мусульмане могут торговать валютами легко и без всякого беспокойства относительно нарушения законов шариата. Как правило, эти счета предлагаются только для мусульман, чтобы свести к минимуму злоупотребления на замене счетов. Есть небольшой недостаток в том, что большинство брокеров берут плату за эту услугу, чтобы заменить доходы, которые они могут потерять при наличии замены бесплатных аккаунтов, объяснил представитель компании Manors Group Broker, которая входит в ведущий рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V.

Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме трейдеров форекс: как вы думаете, существует ли реальная возможность учреждения шариатских судов за пределами исламского мира?

· да, ислам распространяется по миру, нужно уважать нормы и правила религиозных концессий;

· нет, введение шариатского суда за пределами стран ислама обострит межнациональные и межрелигиозные взаимоотношения граждан;

Благочестивые халифы считали своим долгом лично разбирать дела своих подданных и выделяли один или два дня в неделю, чтобы вершить суд. Но эта традиция быстро сошла на нет, и судебными делами начал заниматься особо назначенный чиновник, сочетавший в себе функции богослова и юриста, – кади.

К должности судьи правоверные мусульмане относились не то чтобы плохо, а с презрением и ужасом. Стать судьей означало обречь себя на погибель. Узнав, что его сына назначили кади в Египте, отец воскликнул: «Он пропал!» Хадисы Абу Йусуфа считались сомнительными только потому, что он дружил с кади, а суфий Абу-ль-Хасан отрекся от своего друга Исмаила, когда тот согласился стать судьей. Многие старались избежать этой чести всеми возможными способами. Кто-то бежал из дома, другой притворился сумасшедшим. Абу Ханифа не смогли принудить к судейству даже побоями.

Но если уж ты стал кади, то должен был отказываться от жалованья. Получать деньги за столь нечестивое занятие было вдвойне позорно. Верховный кади Багдада согласился занять свою должность только после того, как власти пообещали ему не платить денег, не ходатайствовать за своих людей и не заставлять действовать против закона.

На самом деле, почти все судьи, конечно, получали жалованье, хотя и не слишком большое. Большинство жило очень бедно, стараясь подрабатывать торговлей или каким-нибудь ремеслом. Одни занимались каллиграфией, другие выращивали овощи, третьи продавали финики или конские уздечки. Какой-то судья сдавал внаем собственный дом и кое-как перебивался, питаясь размоченными в воде хлебными крошками. У багдадского кади было так мало денег, что он имел на двоих с братом один тюрбан и одно платье: пока один ходил на службу, другой сидел дома. Понятно, что в таких условиях многие поправляли свои дела за казенный счет.

В то же время пост верховного кади («кадий кадиев») имел большой авторитет. Он напрямую назначался самим халифом. Это был один из высших чиновников в городе и провинции, формально стоявший не ниже военачальника-эмира. Рассказывали, что кади аль-Харбавайхи не вставал в присутствии эмира и даже не удостаивал его этого звания, называя просто по имени. В одном из дел он привлек в качестве свидетеля самого правителя государства, всесильного вольноотпущенника Муниса, и попросил предъявить справку, что тот действительно отпущен халифом на свободу, а не является рабом. Свое положение аль-Харбавайхи ценил так высоко и считал таким священным – ведь через него судит сам Аллах, – что старался никогда не пить и не есть на людях, не мыть руки, не сморкаться и плеваться, чтобы никто не видел в нем простого смертного.

От человека, занимавшего должность кади, требовалось, чтобы тот держал себя с достоинством, подобающим его сану, говорил сдержанно и тихо, не суетился и не глазел по сторонам. Ему полагалось иметь писца, судебного служителя и заместителя, которым он сам выплачивал жалованье. В его обязанности входило надзирать над сиротами, вести учет пожертвований и тщательно отбирать свидетелей. Все свои решения он основывал на Корне и хадисах, а в затруднительных случаях обращался к совету богословов-улемов, которые выносили окончательный приговор. В теории допускалось, что судьей может быть и женщина, но на практике такие случаи неизвестны.

Слушания в суде проходили всегда публично. Кади, облаченный во все черное, в плаще и высокой шапке с повязкой, ниспадавшей одним концом на спину, сидел в мечети или в собственном доме, окруженный заседателями, писарями и многочисленной публикой. Даже в халифском дворце он приказывал настежь открывать ворота и созывать людей, чтобы все видели, как проходит суд, и никто не усомнился в его справедливости. В день ему подавали до пятидесяти записок с делами, которые он должен был разобрать.

Вершить правосудие кади помогали так называемые «свидетели», собиравшие факты и предъявлявшие их при рассмотрении дела. Свидетелем в арабском суде мог быть не каждый – они выбирались только из заранее утвержденного списка, который гарантировал их надежность и добропорядочность. Списки эти проверялись и обновлялись каждые полгода. Тщательный отбор свидетелей входил в прямые обязанности судьи, поскольку тот ручался за них лично; когда кади уходил со своей должности, вместе с ним уходили и свидетели.

В конце концов, свидетельство стало что-то вроде официальной судейской должности, за которую платили деньги. Обычно рядом с судьей сидело четыре свидетеля, по два с каждой стороны. Некоторые из них могли выступать как нотариусы, решать разные мелкие дела и заверять деловые документы.

Должность кади, как и все должности в арабском мире, часто переходила по наследству. В роду Абу-ш-Шавариб за двести лет было восемь верховных кади и шестнадцать обычных. Со временем некоторые из таких судейских кланов обретали большое могущество, разрастаясь вширь и охватывая целые провинции и государства.

Кади осуществлял суд шариата, но параллельно с ним существовал и светский суд (мазалим). В него попадали уголовные и политические дела, которые требовали вмешательства светской власти. Таких судей назначал визирь. Бывало, что приговор, вынесенный кади, обжаловался в мазалим, и подсудимым оказывался сам кади.

Известен случай, когда в Каире один кади домогался руки богатой наследницы, но, получив отказ, объявил ее сумасшедшей и арестовал ее имущество. После ее жалобы визирь сам выступил как судья, и кади оказался за решеткой вместе с нанятыми им лжесвидетелями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: