Порядок исполнения сотрудниками органов принудительного исполнения постановлений суда

Обновлено: 28.04.2024

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

(С учетом Федерального закона от 31.12.2014 № 497-ФЗ)

Глава I. (Статьи 1 - 6)

Глава I1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

Статья 62. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 63. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

21. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

Статья 64. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Статья 65. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц); (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Статья 66. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 67. Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 01.05.2019 № 97-ФЗ)

организует контроль в установленной сфере деятельности;

принимает решение о необходимости открытия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - депозитный счет службы судебных приставов); (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом федеральному органу принудительного исполнения; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 194-ФЗ)

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с ме

Судебный процесс завершается изданием судебного акта, который обязателен для исполнения всеми участниками судебного дела.

Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) предусмотрено принятие судом постановления суда в форме одного из трех видов судебных актов:

судебного определения и

С момента издания судом судебного акта начинается стадия исполнения решения суда, которая регламентируется нормами федерального законодательства об исполнительном производстве.

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об исполнительном производстве"

Федеральный закон № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет:

условия и порядок принудительного исполнения судебных актов по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества

либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Основная обязанность по исполнению судебных актов возлагается на сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) – судебных приставов-исполнителей.

Принятие решения суда

Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается в форме решения суда.

п.1 статьи 194 «Принятие решения суда» ГПК РФ

Круг вопросов, составляющих содержание решения суда, определен следующими статьями ГПК РФ:

статьей 198 «Содержание решения суда»,

статьей 204 «Определение порядка и срока исполнения решения суда, обеспечения его исполнения»,

статьей 205 «Решение суда о присуждении имущества или его стоимости»,

статьей 206 «Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия» и

статьей 207 «Решение суда в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков».

В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении" указано на недопустимость:

включения в резолютивную часть судебного решения выводов суда по той части исковых требований, по которым не принимается постановление суда по существу;

эти выводы излагаются в форме судебных определений, которые должны выноситься отдельно от судебных решений.

Статья 224 «Порядок вынесения определений суда» ГПК РФ

Вместе с тем включение указанных выводов в судебное решение само по себе не является существенным нарушением норм процессуального права и не влечет по этому основанию его отмену в кассационном (апелляционном) и надзорном порядке.

Решение суда принимается:

в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий судебное дело, или судьи, входящие в состав суда по судебному делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате суда не допускается;

совещание судей по судебному делу происходит в порядке, предусмотренном статьей 15 «Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе» ГПК РФ. Судьи не могут разглашать суждения, высказывавшиеся во время совещания судей;

судья, оставшийся при особом мнении по принятому судебному решению, в срок не более чем 5 дней со дня принятия решения судом вправе письменно изложить особое мнение. При изложении своего особого мнения судья не вправе указывать в нем сведения о суждениях, имевших место при обсуждении и принятии судебного решения, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, или иным способом раскрывать тайну совещания судей. Особое мнение судьи приобщается к принятому судебному решению.

Вступление в силу решения суда

Решение суда вступает в законную силу, если оно не было обжаловано:

по истечении срока на его апелляционное обжалование;

апелляционные жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В случае подачи апелляционной жалобы:

решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено;

если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое судебное решение, оно вступает в законную силу немедленно.

После вступления в законную силу решения суда:

стороны, другие лица, участвующие в судебном деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения;

в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового судебного иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Статья 209 «Вступление в законную силу решений суда» ГПК РФ

Немедленное исполнение решения суда

Порядок исполнения решения суда регламентируется статьей 210 «Исполнение решения суда» ГПК РФ:

решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу,

за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Немедленному исполнению подлежит судебное решение или судебный приказ:

о взыскании алиментов;

о выплате работнику заработной платы в течение 3-х месяцев;

о восстановлении уволенного работника на работе;

о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

Статья 211 «Решения суда, подлежащие немедленному исполнению» ГПК РФ

Суд также может по просьбе взыскателя обратить к немедленному исполнению решение суда:

если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным;

при допущении немедленного исполнения судебного решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда;

вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Вопрос о допущении немедленного исполнения решения суда:

разрешается в судебном заседании;

лица, участвующие в судебном деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о немедленном исполнении решения суда.

На определение суда о немедленном исполнении решения суда может быть подана частная жалоба, подача которой не приостанавливает исполнение этого определения.

Статья 212 «Право суда обратить решение к немедленному исполнению» ГПК РФ

Обеспечение исполнения решения суда (судебного иска)

Исполнение решений суда, не подлежащих немедленному исполнению, может быть обеспечено по правилам установленным главой 13 «Обеспечения иска» ГПК РФ.

Обеспечение судебного иска допускается в том случае, если непринятие мер по обеспечению судебного иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

В соответствии со статьей 139 «Основания для обеспечения иска» ГПК РФ:

по заявлению лиц, участвующих в судебном деле, судья или суд может принять меры по обеспечению судебного иска;

заявление об обеспечении судебного иска, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Такими мерами по обеспечению судебного иска могут быть:

наложение ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или других лиц;

запрещение должнику совершать определенные действия;

запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество должнику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

возложение на должника и других лиц обязанности совершить определенные действия, касающиеся предмета спора о нарушении авторских и/или смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет";

приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

О принятых мерах по обеспечению судебного иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.

Выдача и направление копий решения суда

Копии решения суда:

вручаются под расписку лицам, участвующим в судебном деле,

или направляются им не позднее 5 дней после дня принятия и/или составления решения суда.

Решение суда, выполненное в форме электронного документа:

  • с согласия лиц, участвующих в судебном деле, направляется им посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее 5 дней после дня его принятия и/или составления.

Раздел «Направление судебных актов и их копий в электронном виде» Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"

В случае, если решение суда выполнено только на бумажном носителе:

  • суд направляет копии решения суда лицам, участвующим в судебном деле, не позднее 5 дней после дня принятия и/или составления решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении или по ходатайству указанных лиц вручает им под расписку.

Органы принудительного исполнения решений суда

Правильное и своевременное исполнение решений суда является задачей исполнительного производства.

Принудительное исполнение решений суда (судебных актов) возлагается:

на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и ее территориальные органы;

непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению решений суда возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются:

Федеральным законом № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и

Законные требования судебного пристава-исполнителя:

являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ;

в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Федеральным законом № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению решений суда влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Порядок принудительного исполнения решений суда

После вступления решения суда в законную силу или принятия решения о немедленном исполнении решения суда в суд подается заявление о выдаче исполнительного листа.

Стороны исполнительного производства:

выигравшая судебное дело сторона – истец или ответчик (при подаче встречного иска) – становятся взыскателями,

а проигравшая сторона – становится должником.

Порядок принудительного исполнения решений суда регламентирует ГПК РФ и Федеральным законом об исполнительном производстве.

Если в судебном деле участвуют несколько взыскателей или должников:

выдается несколько исполнительных листов с указанием на ту часть судебного решения, на которое обращается взыскание;

это касается и случаев, когда исполнение судебного решения будет проходить территориально в разных местах.

В случае утраты исполнительного листа по письменному заявлению может быть выдан дубликат.

После получения на руки вступившего в законную силу решения суда и исполнительного листа:

взыскатель обращается в службу судебных приставов;

подразделение ФССП определяется исходя из места жительства должника или местонахождения его имущества, причем даже если была иная подсудность.

Заявление в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства:

подается в письменной форме;

при затруднении в определении конкретного подразделения ФССП обратиться можно к главному судебному приставу – начальнику ФССП в субъекте РФ.

Если стороны участвовали в судебном деле с помощью своих представителей:

  • право на обращение решения суда к исполнению должно быть специально оговорено в доверенности на представление интересов взыскателя в суде.

Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, индексация присужденных сумм:

  • предоставляются судом по рассмотрению заявления одной из сторон исполнительного производства, в т.ч. судебного пристава-исполнителя.

Если по мнению любой из сторон судебного дела пристав-исполнитель нарушил закон или его действиями причинен вред охраняемым законом правам – в суд может быть подана жалоба на неправомерные действия судебного пристава-исполнителя.

Поворот исполнения решения суда

В случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения судебного дела решения суда об отказе в судебном иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по судебному делу или об оставлении заявления без рассмотрения:

В случаях просрочки кредитных платежей, невыплате налогов, коммунальных услуг и иной задолженности у кредиторов, в роли которых могут выступать организации, банки, государство и частные лица, возникают законные основания к принятию принудительных мер по отношению к должнику по взысканию долга.

Меры принудительного исполнения в исполнительном производстве предполагают:

что материальные ценности в счет уплаты долга допускается передать в добровольном порядке по договоренности,

либо же взыскание долга совершается судебными приставами-исполнителями по решению суда.

Согласно действующему законодательству, принудительное взыскание долга допускается только в случае:

если есть соответствующий документ - исполнительный лист или судебное решение (судебный приказ);

истец не вправе самостоятельно забирать имущество должника, в противном случае взыскателю грозит административная и даже уголовная ответственность.

Основания для применения принудительных мер в исполнительном производстве

Ответственным лицом по взысканию долга является судебный пристав-исполнитель, который наделен широкими полномочиями для оказания воздействий на должников. Чтобы судебный пристав-исполнитель начал действовать должно быть возбуждено исполнительное производство.

Порядок возбуждения исполнительного производства определен статьей 30 «Возбуждение исполнительного производства» Федерального закона от 02.10.2007 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с этой статьей судебный пристав-исполнитель:

возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя;

заявление о возбуждении исполнительного производства подписывается взыскателем;

в заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника предусмотренных законодательством ограничений.

Виды исполнительных документов, на основании которых судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство:

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем:

  • по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 «Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения» Федерального закона ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство:

заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-х дневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-х дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Меры принудительного исполнения в исполнительном производстве

Осуществление судебными приставами-исполнителями процедуры принудительного взыскания долгов строго регламентируется соответствующими положениями Федерального закона ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с этим законом мерами принудительного исполнения являются:

действия, указанные в исполнительном документе, или

действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем:

после возбуждения исполнительного производства;

если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии с п.3 статьи 68 «Меры принудительного исполнения» Федерального закона ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» для обеспечения возврата долга могут применяться следующие меры принудительного исполнения:

  • обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

В первую очередь судебных приставов-исполнителей интересуют денежные средства и прочие высоколиквидные активы, которые можно быстро реализовать. При этом могут быть заблокированы банковские счета вплоть до полного погашения долга.

  • обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

Взыскание с должника по исполнительному листу в виде удержания части заработной платы должника. В зависимости от вида задолженности (алименты, непогашенный кредит, долги по ЖКХ и пр.), работодатель будет удерживать из заработка неплательщика вплоть до 70% от начисленной суммы заработка и перечислять удержанную сумму на счет истца до полного погашения долга.

обращение взыскания на имущественные права должника, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;

обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;

принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

принудительное выселение должника из жилого помещения;

принудительное освобождение нежилого помещения и земельного участка от пребывания в нем должника и его имущества;

принудительное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства и иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Законодательство об исполнительном производстве не устанавливает ограничений на применение нескольких мер принудительного исполнения по одному исполнительному производству.

Если ответчик не согласен с проводимыми мерами по взысканию задолженности, он может оспорить действия судебных приставов-исполнителей в судебном порядке.

Что не подлежит взысканию судебными приставами-исполнителями в исполнительном производстве

Статья 446 «Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам» ГПК РФ устанавливает список принадлежащего должнику имущества, которое не может быть отчуждено.

В соответствии с этой статьей, взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее должнику (физическому лицу) на праве собственности:

жилое помещение (и земельные участки), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, они является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

К таким предметам может быть отнесено минимально необходимое имущество, требующееся должнику и членам его семьи для обеспечения реальной возможности удовлетворения повседневных бытовых потребностей в питании, отдыхе, лечении, гигиене.

имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого должника и лиц, находящихся на его иждивении;

топливо, необходимое семье должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

средства транспорта и другое необходимое должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден должник.

Сроки применения принудительных мер в исполнительном производстве

Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в исполнительном производстве регламентируется статьей 35 Федерального закона ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».

В соответствии с этой статьей Федерального закона об исполнительном производстве:

исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов. Конкретное время определяется судебным приставом-исполнителем;

взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время;

совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

исполнения требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, за исключением требований о взыскании алиментов, выплате заработной платы, восстановлении на работе;

обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче;

исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе о принудительном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

исполнения запроса центрального органа о розыске ребенка, а также требования, содержащегося в исполнительном документе, о возвращении незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ;

судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения с 9 часов до 20 часов в нерабочие дни, если это необходимо для осуществления контроля за поведением должника, отбывающего обязательные работы;

для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в нерабочие дни судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава или его заместителя, которые незамедлительно уведомляют об этом главного судебного пристава субъекта РФ.

Система принудительного исполнения в исполнительном производстве

Система принудительного исполнения в исполнительном производстве включает:

федеральный орган исполнительной власти (Федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), осуществляющий:

функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов,

функции по исполнению судебных актов (решений), актов других органов и должностных лиц,

правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере исполнительного производства,

и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства РФ (подведомственные организации).

Органы принудительного исполнения в исполнительном производстве

Принудительное исполнение судебных актов (судебных решений), актов других органов и должностных лиц в исполнительном производстве, установленном Федеральным законом ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», возлагается:

  • на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов (судебных решений), актов других органов и должностных лиц в исполнительном производстве возлагается:

  • на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП (подразделения судебных приставов).

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются:

Федеральным законом ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»,

иными федеральными законами.

В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов (судебных решений), актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве:

  • Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.

Статья 5 «Органы принудительного исполнения» Федерального закона ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»

Использование слов СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ или ПРИСТАВ и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ или ПРИСТАВ и образованных на их основе словосочетаний допускается только:

в наименованиях федерального органа принудительного исполнения,

территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений,

подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций,

а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов.

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения;

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения при исполнении служебных обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

(см. текст в предыдущей редакции)

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения органов принудительного исполнения лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: