Порядок досудебного внесудебного рассмотрения индивидуального трудового спора посредством медиации

Обновлено: 01.05.2024

Трудовой спор – это разногласие между участниками трудовых отношений. Как правило, речь идет о конфликтах между нанимателем и работником или между нанимателем и группой сотрудников. Чтобы закон определил спор как трудовой, он обязательно должен затрагивать рабочие вопросы: личные разногласия между людьми не принадлежат к категории трудовых, даже если это личный конфликт между сослуживцами.

Претензии могут возникнуть у подчиненного к руководству и наоборот. Это может быть ситуация, когда человека незаконно уволили, не позволили уйти в отпуск, взять выходной или не выплатили зарплату. Однако в той же мере это могут быть претензии работодателя к качеству исполнения рабочих обязанностей или попытка возместить нанесенный работником ущерб.

Трудовой конфликт может возникнуть даже до того, как человека зачислят в штат. Например, отказ в трудоустройстве может стать причиной разбирательства, если человек уверен, что его права нарушили. Но чаще приходится рассматривать конфликты уже после увольнения сотрудников. Это споры вокруг формулировки причины увольнения, выплаты выходного пособия и так далее.

Заинтересованная сторона конфликта может решить вопрос в судебном или досудебном порядке. Закон позволяет прибегать к обоим методам. Однако в большинстве случаев намного дешевле, быстрее и проще прийти к соглашению и отстоять свои интересы, не подавая иск.

Как вид спора влияет на его урегулирование

Досудебный порядок разрешения трудовых споров зависит от вида конфликта: индивидуального или коллективного. Индивидуальные разногласия, то есть споры между нанимателем и одним сотрудником, может решить комиссия по трудовым спорам. Коллективными разбирательствами занимаются посредники, примирительная комиссия и трудовой арбитраж.

Впрочем, урегулировать конфликт можно и путем переговоров с работодателем. Лучше доверить их юристу или представителю профсоюза. Если переговоры зайдут в тупик, всегда можно обратиться в комиссию. Ее решение обязательно к исполнению, но его можно оспорить. Если и это не привело к разрешению проблемы, тогда имеет смысл составлять иск.

Как работает комиссия по трудовым спорам

Досудебным урегулированием трудовых споров с работодателем чаще всего занимается комиссия: специальный орган, который формируют по инициативе работника или нанимателя. В состав комиссии входит равное количество представителей от каждой из сторон, чтобы обеспечить ее объективность.

Работник может прибегнуть к помощи комиссии в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, ущемлении интересов. Однако если этот срок был пропущен по уважительным причинам, комиссия может его восстановить и начать рассматривать дело позже.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает широкий круг вопросов. Она может взять на себя роль арбитра при решении конфликтов, связанных с условиями договора, непредставлении сотруднику отпуска или выходных, дисциплинарными взысканиями. Ведает она и вопросами, сопряженными с заработной платой и предоставлением сотруднику гарантированных законом или договором льгот. Однако существует целый ряд конфликтов, который комиссия рассматривать не может.

В компетенции судебных органов – разногласия, затрагивающие увольнение или восстановление человека на должности, изменение формулировок и дат в трудовых книжках, возмещение ущерба и дискриминация. Соответственно, если человека не приняли на работу или уволили из-за дискриминации, дело должен рассматривать суд, а не комиссия.

Порядок урегулирования индивидуального трудового спора

Чтобы начать разбирательство в досудебном порядке, можно обратиться напрямую ко второй стороне. Впрочем, это необязательно, можно сразу подать заявление в комиссию. Она должна зарегистрировать заявление, иначе спор не будет считаться открытым. После этого члены комиссии рассмотрят проблему. У них есть на это 10 рабочих дней, причем во время рассмотрения дела КТС имеет право вызывать свидетелей, требовать определенные документы и даже приглашать для консультации специалистов.

Решение примут путем тайного голосования. После этого секретарь комиссии подготовит письменное решение. В этом документе обязательно указывают:

  • Название организации и подразделения.
  • Паспортные данные и должность человека, который обратился к помощи комиссии.
  • Дату начала спора, дату рассмотрения вопроса, причину конфликта.
  • Паспортные данные всех участников комиссии, а также других людей, которые участвовали в заседании.
  • Решение и обязательное его обоснование со ссылками на законодательство и внутренние нормативные документы.
  • Результаты голосования.

После вынесения комиссией решения заинтересованное лицо может обжаловать его в суде: на это есть всего 10 дней. Спустя указанный срок решение комиссии придется исполнить, если только суд не принял апелляцию. По сути, решение является исполнительным документом. На его основании судебный пристав приводит решение в исполнение в принудительном порядке. Конечно, если только ответчик не выполнил поставленные условия добровольно.

Преимущества досудебного порядка урегулирование трудового спора

Одно из главных преимуществ урегулирования трудового конфликта в досудебном порядке – минимальный срок рассмотрения спора. Суд может рассматривать дело месяцами, а в некоторых случаях разбирательства растягиваются на годы, тогда как комиссия рассмотрит дело за 10 дней.

К тому же решить конфликт до обращения в суд элементарно дешевле. Даже если вы привлекаете юриста, его услуги в этом случае обойдутся не так дорого, как представительство в зале заседаний.

Как решают коллективные споры

Досудебный порядок разрешения индивидуального трудового спора отличается от того, как закон предлагает улаживать коллективные конфликты. Отличительной чертой коллективного спора является количество участников: в нем участвуют сразу несколько работников или работодателей. Решение проблемы без обращения в суд подразумевает создание примирительной комиссии или трудового арбитража.

В состав комиссии, опять-таки, должны войти представители обеих сторон, чтобы обеспечить объективность. Примирительную комиссию формируют в течение трех рабочих дней с момента подачи запроса одной из сторон. Затем у органа есть 5 рабочих дней, чтобы рассмотреть вопрос и прийти к заключению. При этом наниматель обязан всячески содействовать работе комиссии, представлять необходимые документы. Препятствие ее работе может само по себе служить причиной для судебного иска.

Таким образом, российское трудовое законодательство предусматривает возможность разрешения спора между работником и работодателем без обращения в суд. Такая стратегия, несомненно, обладает целым рядом плюсов. Если разрешить спор не получается, и стороны не могут прийти к соглашению, всегда можно составить исковое заявление и подать его в суд. Он, в свою очередь, рассмотрит дело в порядке обычного производства.

Обязательно ли досудебное урегулирование трудового спора? В большинстве случаев – нет. Заинтересованная сторона сама решает, как ей лучше поступить: пытаться уладить вопрос через комиссию или сразу составить исковое заявление.

В трудовом праве на данный момент существует много потенциальных возможностей для применения медиации и потенциал ее очень велик.

Применение процедуры медиации снизил бы нагрузку на судебную систему, а в условиях пандемии, нестабильной обстановки на рынке труда, оттока рабочей силы и тотального нарушения трудовых прав как работодателем в отношении работника, так и наоборот, суды «задыхаются» от увеличившегося количества трудовых дел.

При том, что трудовые споры относятся к категории дел повышенной сложности, у судьи просто нет времени на качественное рассмотрение такого дела.

По приведенной пресс-службой Московского городского суда статистике общий объем дел в судах общей юрисдикции на 2021 год увеличился на 12% по сравнению с 2020 годом. А за последние 4 года такой объем увеличился на 44%.

Так, даже если судя «профильный», т.е. слушает не все категории дел, а в суде имеется распределение дел по категориям, то у него элементарно нет времени на рассмотрение всех аспектов дела, например, о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением по ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Соответственно решение судьи, вынесенное без учета всех обстоятельств дела, на которые указывает та или иная сторона, подлежит отмене.

При таком подходе страдает как работодатель, который вынужден будет нести расходы по оплате заработной платы за все время рассмотрения дела. При этом, если суд первой инстанции восстанавливает работника, то такой работник в 90% случаев идет к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию.

Если же суд первой инстанции отказывает в удовлетворении иска, а апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное, а работник восстановлению на работе, то работодатель вынужден оплачивать заработную плату за время вынужденного прогула за все время рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

При этом работник, который был уволен по дискредитирующей статье с большой долей вероятности сидит без работы, поскольку в его трудовой книжке имеется негативная запись и с ней на новую работу просто не возьмут, при этом заработной платы такой работник не получает.

Кроме того, хотелось бы обратить особое внимание на то, что в 70% случаев суды общей юрисдикции не предлагают разрешить сторонам конфликт мирным путем, заключив мировое соглашение.

При этом 22% сторон готовы заключить такое соглашение и разойтись, не неся дополнительных расходов и репутационных рисков.

В моей практике имеются дела, которые можно бы было не передавать на рассмотрение в суд, а разрешить конфликт между работником и работодателем обратившись за помощью к медиатору, поскольку принятое к рассмотрению судом, публикуется на сайте суда. Чем больше дел в отношении работодателя, тем больший репутационный вред наносится компании. А в случае, если это крупная компания, то ее рейтинг доверия среди работников значительно снижается. С другой стороны работнику также невыгодно обращаться в суд, поскольку средняя стоимость юридических услуг по трудовым спорам составляет от 100 000 руб. до 250 000 руб.

Подход к этой сфере может быть комплексным. Необходимо популяризировать процедуру медиации.

На данный момент на сайте Московского городского суда не содержится информации о применении процедуры медиации, а на сайтах областных судов информация о такой процедуре труднодоступна и неясна.

Кроме того необходимо внести в Трудовой кодекс Российской Федерации положения, в соответствии с которым срок на обращение с иском в суд приостанавливается на время проведения процедуры медиации.

На мой взгляд работодателям необходимо не только вводить обязательный институт медиации, возможно, на уровне комиссии по разрешению трудовых споров, но и повышать корпоративную культуру среди рядовых работников, разъясняя им как суть самой процедуры, так и последствия ее проведения.

Медиация означает «посредничество» и происходит от английского слова «mediate» (посредничать, осуществлять посредническую деятельность). Медиация является альтернативным внесудебным способом урегулирования спора с участием независимого посредника – медиатора. До 2010 года фактическая посредническая деятельность регулировалась договорами об оказании юридических услуг, а могла и вообще строиться на устных договоренностях. При этом медиатор (в то время он еще так не назывался) сильно рисковал: не было никаких гарантий, что его предложения «решить вопрос» не будет расценено как вымогательство или шантаж. Ведь все еще были свежи воспоминания о лихих «решалах» из 90-х, и такая реакция даже на вполне мирное и безобидное предложение просто поговорить не выглядела странной, а, более того, могла рассматриваться как нормальная мера предосторожности. Ситуация в корне поменялась с принятием Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который легализовал посредничество при разрешении споров. С этого момента стороны конфликта получили возможность законного оформления привлечения посредника для разрешения спора, без использования различных квази-инструментов.

В каких случаях может помочь медиация?

Медиация применяется в отношении широкого круга споров: наследственные, жилищные, арбитражные, семейные, трудовые и т.д. Имеются перспективы использования процедуры медиации для решения вопросов, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности, хотя в соответствии с законодательством медиация не применима к банкротным правоотношениям.

Значение и роль медиации гораздо шире, чем простое урегулирование спора. Медиация может являться составной частью комплекса консультационных услуг бизнесу, направленных на решение актуальных проблем предприятия. Медиатор сможет подсказать на основании своего профессионального и житейского опыта наилучший вариант действий, поможет выработать и реализовать антикризисные мероприятия, найти альтернативные и нестандартные пути выхода из ситуации. Профессиональный медиатор поможет оценить текущее финансово-экономическое состояние предприятия и содействовать проведению процедур due diligence. Закон о медиации позволяет реализовывать медиатору не узкую роль примирителя, а исполнять функцию бизнес-советника и консультанта в отношениях с третьими лицами.

Новые возможности института медиации особенно ярко раскрылись в период пандемии 2020 года. В это время практически все государственные учреждения, в том числе суды, перешли на удаленный формат работы с гражданами, что, конечно же, не способствует обеспечению полноценного доступа к правосудию. Для подачи исков требуется направление документов по почте или с применением электронных каналов связи. Не у всех лиц, чьи права были нарушены, имеется такая возможность. Поэтому задействование профессионального медиатора позволит успешно преодолеть те издержки ограничительных мер, которые препятствуют полноценному обращению в суд за юрисдикционной защитой.

Стороны могут оформить свои отношения по поводу применения медиации различными способами. Так, в основной договор между сторонами можно включить медиативную оговорку. По этой оговорке стороны обязуются разрешать возникающие между ними споры с привлечением медиатора. Также не запрещено оформлять медиативную оговорку отдельным письменным документом. Затем стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации. В этом документе прописывается порядок взаимоотношений сторон по поводу разрешения спора с участием медиатора. Только после подписания этого соглашения начинается процедура медиации. И, наконец, принятые по результатам медиации договоренности оформляются медиативным соглашением, подписываемым сторонами и медиатором.

Как проводится процедура медиации?

Процедура медиации может быть инициирована любой стороной отношений. Нет запрета на применение медиации в случае уже начавшегося судебного разбирательства в государственном суде. Медиаторами могут быть любые дееспособные физические лица, кроме государственных и муниципальных служащих. Иные формальные требования к кандидатурам медиаторов в законодательстве отсутствуют. Главное, чтобы они устраивали обе стороны, вызывали доверие и были независимыми. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны могут установить отдельные правила и процедуры, связанные с выбором медиатора. Если проведение процедуры медиации поручено организации, оказывающей такие услуги, то порядок выбора медиатора может быть установлен в действующих в указанной организации правилах. Естественно, общение медиатора со сторонами спора осуществляется в строгом соответствии с принятыми в конкретном регионе ограничениями, направленными на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

Кто может быть медиатором и как сделать правильный выбор?

Отдельно стоит отметить, что, как и при выборе исполнителя услуг в других сферах, следует учитывать дифференциацию медиаторов. Они могут быть непрофессиональными, оказывающими услуги время от времени, в свободное от основной работы время. Ждать высокого качества услуг от такого медиатора не приходится, особенно в спорах между предпринимателями. Но на рынке представлены и профессионалы – организации или частные лица. Само собой, такие медиаторы продемонстрируют совершенно иной подход к делу, позволяющий быстро и качественно урегулировать конфликт. Весомым преимуществом профессионалов является наличие дополнительной гарантии высокого качества оказываемых ими услуг в виде членства в соответствующей саморегулируемой организации, которая всегда найдет управу на «зарвавшегося» члена.

В чем отличие медиации от судебного разбирательства?

Процедура медиации является сравнительно новой для российского бизнеса. Помимо медиации споры в сфере предпринимательской деятельности разрешаются также в третейских судах. Для выбора альтернативного способа разрешения конфликта, важно установить основные отличия между медиацией и третейским разбирательством.

Первое отличие – перечень рассматриваемых дел. Медиация может применяться даже для урегулирования семейных и трудовых споров. Третейские же суды созданы только для разрешения конфликтов между предпринимателями.

Второе отличие – результат процедуры. Третейское разбирательство завершается вынесением решения суда, в котором судьей делается вывод о том, кто прав, и кто виноват. Медиация же не предполагает, что какое-либо третье независимое лицо на основании изучения обстоятельств дела может делать выводы и заключения. Медиатор – не судья, он только содействует сторонам найти компромиссный вариант решения спора.

Третье отличие – специфика принудительного исполнения. Если сторона не исполняет решение третейского суда, то вторая сторона может обратиться в государственный суд для получения исполнительного листа. Когда не исполняется соглашение сторон, оформленное после процедуры медиации, то у потерпевшей стороны нет никакой возможности принудить контрагента к исполнению взятого обязательства. Исключением являются случаи, когда такое соглашение удостоверено нотариально.

Четвертое отличие – степень свободы сторон. При медиации у сторон сравнительно больше возможностей по определению хода самой процедуры и выбору медиатора. В третейском же суде процедура более формализована.

Если все же сомневаетесь насчет вариантов урегулирования конфликта, то в этой связи как никогда актуальна мысль, пришедшая в обиход из единоборств: лучшая драка – это драка, которая не состоялась. Уклонение от конфликта – не есть признак слабости, а признак взвешенной рассудительности практичного разумного человека. Ввязаться в бой (а судебные тяжбы – это практически всегда острое противостояние сторон с неминуемыми потерями) может каждый, но никто не может гарантировать того, что в результате «войны» обе стороны останутся живыми и невредимыми. Сама неопределенность исхода суда, даже при кажущейся 100% перспективе успеха, генетически претит современному бизнесу, который уже давно не полагается на неясные и интуитивные выводы и рекомендации, а действует по тщательно продуманному плану. Задорная воинственность могла бы быть простительна молодому безусому юнцу, подогреваемому мимолетным зарядом молодости, но степенному руководителю собственного предприятия поспешность в принятии решений, от которых зависят судьбы сотен его работников, вовсе противопоказана.

В чем преимущества медиации?

Если же конфликта не избежать, то вовсе не обязательно пускаться во все тяжкие, рассылая исковые заявления по судам различных уровней. Может быть, степень разногласий не столь велика, чтобы сразу ввязываться в многомесячные судебные тяжбы, с неумолимостью высасывающие денежные средства компании, порой в неприличных объемах. И в такой ситуации медиация является не самым плохим вариантом. Ведь зачастую стороны конфликта, ослепленные праведным гневом или иными чувствами, попросту не замечают корня проблемы, хотя разрешение спора лежит на поверхности. Тут требуется профессиональный взвешенный взгляд со стороны. Вот почему в законодательстве говорится о том, что медиатор обязательно должен быть независимым лицом. В независимости кроется залог эффективности процедуры. Бывает, что после первого раунда медиации стороны с удивлением узнают о том, что спорить то было и не о чем, насколько мизерной была суть проблемы.

Стороны отношений ведь не так часто вступают в конфликтные ситуации с другими людьми, для большинства возникновение любого непонимания или противодействия со стороны третьих лиц воспринимается неадекватно остро, хотя объективно проблема и выеденного яйца не стоит. Но подчас именно объективности и беспристрастности не хватает для примирения сторон. Этот недостающий элемент «паззла» представлен фигурой медиатора. Также не следует забывать о собственной физической безопасности: в зданиях судов, несмотря на принятые ограничительные меры, все равно остается большой поток посетителей (участники процессов, судебные приставы, работники аппарата и т.д.), вследствие чего существенно повышается риск заражения респираторными и иными вирусными инфекциями. Указанная же проблема не является актуальной для медиаторов, условия работы которых с эпидемиологической точки зрения более благоприятные.

А как же третейское разбирательство, спросите Вы? Да, действительно, третейские суды также вносят свою лепту в разгрузку государственной судебной системы от вала дел. Но надо при этом понимать, что третейский суд может подойти далеко не всем. Во-первых, нецелесообразно идти в третейский суд по малозначимым поводам, когда проблема может быть решена в ходе медиации. Во-вторых, не все споры могут быть решены в третейском суде. Тут даже речь идет не о юридических ограничениях, а о личных пожеланиях сторон. Для третейского суда по сравнению с медиацией характерна большая формализованность процесса, на стороны давит сам авторитет судебной инстанции. Третейский суд остается все равно судебным органом, полем для процессуального противоборства. В таких условиях сторонам сложнее найти компромисс, прийти к соглашению, так как суд в любом случае воспринимается как властный субъект, к нему меньше доверия по сравнению с фигурой медиатора. В-третьих, для принудительного исполнения решения третейского суда все равно требуется санкция со стороны государства.

Механизм третейского разбирательства может быть рекомендован в тех случаях, когда вообще отсутствуют общие точки соприкосновения и варианты компромисса между сторонами. В то же время, если стороны абсолютно уверены в том, что разногласия носят неразрешимый и принципиальный характер, медиация также может быть полезна. Каждой битве, как известно, предшествует разведка. В ходе медиации стороны, находясь в сравнительно комфортных условиях, охотнее «раскрываются», приводят свое видение ситуации, выдвигают требования. Впоследствии позиция стороны может быть завуалирована юридической терминологией, но ценным для общей стратегии последующего поведения в суде является понимание истинной подоплеки и желаний процессуального оппонента.

Перспективы института медиации

Институт и практика медиации постоянно развиваются. Закон о медиации достаточно многогранен и предоставляет сторонам конфликта большое «поле» для маневра. Стоит ожидать дальнейшего совершенствования законодательства о медиации в целях раскрытия всего потенциала медиативных процедур. Например, профессиональным сообществом уже ведется обсуждение возможности участия медиаторов в банкротных процедурах для урегулирования претензий кредиторов к контролирующим должника лицам в рамках субсидиарной ответственности. И это далеко не предел возможностей медиации. В свете пандемии коронавирусной инфекции на повестку дня встает вопрос о проведении медиации в режиме «онлайн». Поэтому полагаем, что медиативные процедуры относятся к одним из перспективных направлений развития и совершенствования бизнес-среды в Российской Федерации, интерес к ним будет только расти. Поэтому мы на постоянной основе ведем мониторинг ключевых трендов развития медиации, чтобы в своей практической деятельности использовать современные инструменты разрешения споров, позволяющие бизнесу экономить время и деньги, достигая при этом оптимальных результатов.

В трудовом праве на данный момент существует много потенциальных возможностей для применения медиации и потенциал ее очень велик.

Применение процедуры медиации снизил бы нагрузку на судебную систему, а в условиях пандемии, нестабильной обстановки на рынке труда, оттока рабочей силы и тотального нарушения трудовых прав как работодателем в отношении работника, так и наоборот, суды «задыхаются» от увеличившегося количества трудовых дел.

При том, что трудовые споры относятся к категории дел повышенной сложности, у судьи просто нет времени на качественное рассмотрение такого дела.

По приведенной пресс-службой Московского городского суда статистике общий объем дел в судах общей юрисдикции на 2021 год увеличился на 12% по сравнению с 2020 годом. А за последние 4 года такой объем увеличился на 44%.

Так, даже если судя «профильный», т.е. слушает не все категории дел, а в суде имеется распределение дел по категориям, то у него элементарно нет времени на рассмотрение всех аспектов дела, например, о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением по ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Соответственно решение судьи, вынесенное без учета всех обстоятельств дела, на которые указывает та или иная сторона, подлежит отмене.

При таком подходе страдает как работодатель, который вынужден будет нести расходы по оплате заработной платы за все время рассмотрения дела. При этом, если суд первой инстанции восстанавливает работника, то такой работник в 90% случаев идет к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию.

Если же суд первой инстанции отказывает в удовлетворении иска, а апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное, а работник восстановлению на работе, то работодатель вынужден оплачивать заработную плату за время вынужденного прогула за все время рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

При этом работник, который был уволен по дискредитирующей статье с большой долей вероятности сидит без работы, поскольку в его трудовой книжке имеется негативная запись и с ней на новую работу просто не возьмут, при этом заработной платы такой работник не получает.

Кроме того, хотелось бы обратить особое внимание на то, что в 70% случаев суды общей юрисдикции не предлагают разрешить сторонам конфликт мирным путем, заключив мировое соглашение.

При этом 22% сторон готовы заключить такое соглашение и разойтись, не неся дополнительных расходов и репутационных рисков.

В моей практике имеются дела, которые можно бы было не передавать на рассмотрение в суд, а разрешить конфликт между работником и работодателем обратившись за помощью к медиатору, поскольку принятое к рассмотрению судом, публикуется на сайте суда. Чем больше дел в отношении работодателя, тем больший репутационный вред наносится компании. А в случае, если это крупная компания, то ее рейтинг доверия среди работников значительно снижается. С другой стороны работнику также невыгодно обращаться в суд, поскольку средняя стоимость юридических услуг по трудовым спорам составляет от 100 000 руб. до 250 000 руб.

Подход к этой сфере может быть комплексным. Необходимо популяризировать процедуру медиации.

На данный момент на сайте Московского городского суда не содержится информации о применении процедуры медиации, а на сайтах областных судов информация о такой процедуре труднодоступна и неясна.

Кроме того необходимо внести в Трудовой кодекс Российской Федерации положения, в соответствии с которым срок на обращение с иском в суд приостанавливается на время проведения процедуры медиации.

На мой взгляд работодателям необходимо не только вводить обязательный институт медиации, возможно, на уровне комиссии по разрешению трудовых споров, но и повышать корпоративную культуру среди рядовых работников, разъясняя им как суть самой процедуры, так и последствия ее проведения.

Российская правовая система предусматривает два основных механизма разрешения споров. Основным и наиболее часто используемым способом является судебный порядок. Однако все большую популярность набирает второй способ – досудебное разрешение конфликтов. Его суть заключается в избегании длительных судебных процессов и связанных с ними финансовых, временных и прочих издержек. Досудебное урегулирование споров можно разделить на три методики:

  • медиация (использование посредника);
  • третейский суд;
  • претензионный порядок.

Любая коммерческая компания рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ее интересы вступают в противоречие с интересами контрагента, партнера или провайдера. Тогда стороны вынуждены прибегать к медиации или претензионному порядку, чтобы разрешить сложившееся противоречие.

Претензионный порядок – одна из наиболее часто применяемых форм разрешения конфликтов в гражданских процессах. Ее предусматривает как актуальное законодательство, так и гражданско-правовой договор.

Медиация – досудебная процедура, когда для примирения и решения спора привлекают посредника. Закон предписывает в качестве медиаторов назначать физических лиц. Они не принимают чью-либо сторону, не оказывают консультационную или юридическую помощь. Основным законом, регулирующим этот вопрос в Российской Федерации, является ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»).

Другими словами, медиация – это переговоры с участием третьей стороны – медиатора, суть которых заключается в разрешении сложившегося противоречия, устранении претензий и урегулировании споров. Главной целью таких переговоров является достижение консенсуса и, следовательно, досудебное урегулирование споров.

Как правило, условия, когда будет применена медиация – досудебное урегулирование споров, предусматривается договором.

Соглашение о привлечении медиатора и условия проведения процедуры

Немаловажным условием привлечением медиатора является согласие всех участников конфликта. Возможность урегулирования спора путем медиации оформляется отдельным документом, на который ссылается основной договор. Согласие подтверждают специальным соглашением, в котором указывают причину конфликта, данные независимого эксперта, который будет улаживать спор, порядок процедуры, сроки и участие спорщиков в расходах.

Независимого специалиста или нескольких медиаторов подыскивают заранее, кандидатуры не должны вызывать вопросов ни у одного из участников соглашения. Урегулирование конфликта должно проводиться в срок, установленный соглашением, либо срок, не превышающий 60 дней. В исключительных случаях срок может быть увеличен, но не более? чем до 180 дней.

Решение споров при участии третьей стороны проводят с соблюдением принципов конфиденциальности, равноправия и беспристрастности со стороны эксперта.

Работа медиатора прекращается, если стороны заключают медиативное соглашение или соглашение о прекращении процедуры без достижения согласия. Другим основанием прекращения работы медиатора может быть составленное им заявление, извещающее участников спора о нецелесообразности процедуры. Также заявление о прекращении работы может быть направлено медиатору одним из конфликтующих или ими обоими. Еще одна возможная причина для прекращения работы третьей стороны – истечение срока.

Преимущества и особенности привлечения медиатора

Разрешение спора в досудебном порядке обладает рядом преимуществ. В первую очередь, это менее обременительная методика, чем подача иска в судебные инстанции. Участники конфликта экономят большое количество времени и финансовых средств, связанных со сбором документов, уплатой государственной пошлины и расходами на юридическое представление в суде.

Привлечение независимого медиатора более выгодно с финансовой точки зрения, так как его услуги оплачиваются в равных долях обеими сторонами. В отдельных случаях привлечение эксперта и вовсе не требует денежных затрат. Другим немаловажным преимуществом является тот факт, что медиация обеспечивает решение возникшего спора на наиболее выгодных и благоприятных условиях для обеих сторон.

Медиация и досудебное урегулирование споров является довольно распространенной методикой разрешения конфликта в современном мире. Юристы VALEN проанализируют вашу ситуацию, помогут изучить документы по спорному вопросу, проведут комплексный анализ конфликтной ситуации на основе представленных клиентом документов и информации, разработают оптимальную стратегию выхода из ситуации. Мы составим требование к другой стороне или отзыв на него, сформируем правовую позицию и выступим в переговорах с контрагентом.

Наша компания специализируется на урегулировании и разрешении экономических, корпоративных, налоговых и иных споров, мы помогаем организациям и индивидуальным предпринимателям успешно разрешать конфликты с контрагентами и клиентами в судебном и претензионном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: