Как подать в суд на заправку

Обновлено: 28.03.2024

Поломки двигателей автомобилей по причине использования некачественного топлива встречаются сплошь и рядом. Можно ли получить компенсацию на ремонт автомобиля с заправки, торгующей некачественным бензином.

Проблемы с качеством топлива до сих пор не решены на российских автозаправках. Не редкость поломки двигателей автомобилей именно по причине использования такого некачественного топлива. Можно ли получить компенсацию с владельца АЗС если из-за заправки некачественным бензином вышел из строя двигатель автомобиля.

Категории поломок

Необходимо понимать, что получить компенсацию можно лишь в том случае, если поломка двигателя произошло практически сразу после заправки, причём необходимо будет доказать, что причиной таких неисправностей является именно использование некачественного топлива. Если автовладелец регулярно заправляется некачественным бензином, в системе впрыска появляется налет, который и становится причиной поломки, то получить каких-либо компенсаций с АЗС будет невозможно.

Если же такие неисправности проявляются сразу после заправки некачественным топливом, то необходимо будет незамедлительно остановиться, заглушить двигатель и машину доставить сначала на стоянку, а потом в специализированную СТО, где проведут анализ двигателя с топливом, и дадут экспертное заключение о причинах поломки. Только в этом случае можно будет рассчитывать на получение какого-либо возмещения за имеющиеся неисправности автотранспорта.

Реально ли получить компенсацию за сломанный мотор?

Бытует мнение, что сегодня законодательство на стороне владельцев АЗС и получить какую-либо компенсацию с них при поломке мотора автомобиля именно из-за некачественного топлива будет невозможно. Однако большинство автоэкспертов отмечают, что при правильном подходе к ведению дела получить соответствующее денежное возмещение будет все же возможно. Однако необходимо понимать, что добровольно кто-либо погашать ущерб не будет, в итоге предстоит длительная судебная тяжба.

Если владелец автомобиля морально готов к такому делу в суде, и при этом он полностью уверен в том, что поломка произошла именно по причине использования некачественного топлива, следует нанимать опытного автоюриста и направлять заявление в суд. Успешность решения дела будет во многом зависеть именно от правильного подхода автовладельца и автоюриста, который будет вести это дело. Самостоятельно заниматься подготовкой документов всё же не стоит, так как при наличии каких-либо неточностей и отсутствии нужных бумаг суд просто встанет на сторону владельца АЗС и более проигранное дело пересматривать уже не будут.

Алгоритм действий

В первую очередь необходимо будет позаботиться о автомобиле, для чего, как только автовладелец определил первые признаки неисправности, машину следует заглушить, и доставить авто в сервис на эвакуаторе. Помните о том, что, продолжая движение, в последующем трудно будет доказать, что поломка произошла именно по причине заправки некачественным топливом.

Автовладельцу необходимо будет написать жалобу на имя владельца или собственника АЗС, в которой подробно указываются претензии, а также подтверждается факт заправки некачественным бензином. Далее предстоит длительная и сложная процедура проверки топлива. Причём необходимо будет выполнить экспертизу бензина или дизеля не только в бензобаке, но и в хранилище. Нужно будет доказать, что заправка произошла именно на конкретной АЗС, что зачастую проблематично. Емкость и хранилище, где будет исследоваться некачественный дизель или бензин, будет уже заправлена качественной новой партией топлива и что-либо доказать станет проблематично.

Если же удалось подтвердить документально факты заправки на конкретной АЗС, проводят экспертизу топлива, в которой эксперт, имеющий соответствующий допуск, должен указать, что некачественное топливо привело к поломке мотора. С этими бумагами следует первоначально обратиться к собственнику АЗС с требованием возмещения ущерба на ремонт автомобиля. Если последовал отказ, то нужно будет подготовить заявление в суд.

Самостоятельно заниматься судебной тяжбой проблематично, поэтому в большинстве случаев автовладельцы прибегают к услугам профильных адвокатов, которые имеют соответствующий практический опыт работы по ведению аналогичных дел. Во многом именно от опыта и профессионализма юристов будет зависеть успешность исхода дела.

Собственник АЗС в большинстве случаев будет всеми правдами и неправдами затягивать дело, утверждая, что поломка мотора произошла по любой другой причине, но никак не из-за некачественного топлива с его АЗС. При наличии у автовладельца всего пакета документов и опытного автоюриста суд встанет на сторону пострадавшей стороны, и обязует заправку выплатить деньги на ремонт автомобиля.

Однако не спешите радоваться при наличии такого положительного решения. Владелец АЗС может подать кассационную жалобу или же вовсе откажется выплачивать какие-либо средства пострадавшей стороне даже при наличии судебного решения. В последнем случае потребуется обращаться в службу судебных приставов, которые, воздействуя на должника, смогут получить причитающиеся денежные средства.

Распространённая судебная практика

В последние годы отмечается тенденция, когда суды часто встают на сторону пострадавших автовладельцев, назначая собственнику АЗС выплатить причитающуюся сумму на возмещение ущерба по ремонту автомобиля. Нужно лишь подготовить соответствующий пакет документов, действовать в рамках утвержденных правил, а все проводимые работы с автомобилем подтверждать документально. Только так можно будет доказать, что причиной поломки является именно некачественное топливо, и в последующем вы получите деньги на ремонт автомобиля.

Если автовладелец по каким-либо причинам отказывается от услуг юриста, занимается ведением дела самостоятельно или пытается без заключения эксперта доказать, что поломка машины произошла именно по причине использования некачественного топлива, то, с большой долей вероятности, такое рассмотрение дела будет неудачным для него, а суд встанет на сторону АЗС, обязав уже пострадавшего автовладельца оплатить все издержки по ведению дела. Именно поэтому необходимо быть полностью уверенным в своих силах, не экономить на качестве и профессионализме юриста, и при этом нужно точно знать, что поломка произошла именно из-за некачественного топлива, что подтвердит не только знакомый механик, но и независимый юрист.

Изначально на обложке этой статьи было фото автозаправки Shell. Мы заменили это изображение. По просьбе компании Shell сообщаем, что автозаправка Shell к этой истории не имеет никакого отношения.

В 2019 году в Перми одна девушка заехала на арендованном Лендровере на автозаправку «Лукойл». Подъехав к колонке, она вышла из автомобиля, сказала заправщику, что надо залить топливо на 2000 Р , и пошла его оплачивать. Когда она вернулась к автомобилю, он был уже заправлен. Девушка села за руль и уехала.

Через несколько минут машина начала дергаться. Девушка посмотрела на чеки и увидела, что ей залили 95-й бензин, хотя в ее машине был дизельный двигатель. Она вызвала эвакуатор и отвезла автомобиль к официальному дилеру на ремонт.

Стоимость ремонта составила 89 079 Р . Девушка потребовала, чтобы продавец топлива и работодатель заправщика — это оказались разные организации — возместили ей эту сумму. Но ни тот ни другой не захотели платить.

Тогда она решила вернуть эти деньги через суд.

Аргументы сторон

Девушка. На АЗС я сказала заправщику, что мне нужно дизельное топливо. Это указано ярким желтым цветом и на крышке топливного бака — сотрудник АЗС не мог этого не увидеть. Но он все равно заправил автомобиль бензином. Я обнаружила это уже на дороге: машина перестала нормально двигаться, я посмотрела на чек и поняла, что на заправке в автомобиль залили не то топливо.

В результате машина сломалась. За ремонт я возместила собственнику автомобиля 89 079 Р . Прошу взыскать эту сумму с продавца топлива или с работодателя заправщика. А еще прошу выплатить мне компенсацию морального вреда — 10 000 Р , расходов на экспертизу — 3000 Р , а также потребительский штраф — половину от всей присужденной суммы.

Продавец бензина и работодатель заправщика. С иском не согласны. Во-первых , у нас на заправке вообще нет дизельного топлива. Во-вторых , эта девушка попросила именно 95-й бензин. У нас есть видеозапись, на ней видно, что заправщик не начинал заправлять автомобиль, пока девушка не вышла из машины. Они поговорили, девушка пошла оплачивать топливо, а заправщик начал заливать бензин в бак.

Еще на видеозаписи видно, что и до, и во время, и после оплаты девушка разговаривала по телефону. Чтобы оплатить заказ, она просто дала банковскую карту оператору АЗС, а после получила чек, в котором было указано, что ей продали бензин. Поэтому она сама во всем виновата. Именно из-за ее невнимательности автомобиль был заправлен не тем топливом и в итоге сломался.

Если водитель не разбирается в том, какой бензин нужен его автомобилю, это не наши проблемы. Мы все сделали по инструкции и за ремонт платить не будем.

Многие автолюбители, в особенности практикующие дальние поездки, хотя бы раз сталкивались с проблемой некачественного бензина. Одно дело - заправка на знакомых АЗС по месту жительства, другое - "рулетка" в виде неизвестных заправок на незнакомых дорогах. Как бы то ни было, опытный водитель сразу обратит внимание на один из тревожных звоночков. Вибрации, характерный звон и постукивания, работа двигателя с перебоями, плавающие холостые обороты, снижение разгонной динамики, резкое увеличение расхода топлива, выхлоп черного цвета, проблемы запуска двигателя после остановки - все это признаки того, что вы заправились некачественным бензином или соляркой.

iStock

Как правило, подобная проблема обнаруживается не сразу, а лишь когда автовладелец отъехал от нерадивой АЗС на приличное расстояние. Первое, что следует сделать в такой ситуации, это как можно скорее припарковать машину (чем меньше двигатель проработает на плохой "горючке", тем лучше) и вернуться на проблемную заправку на попутном транспорте. Здесь, предъявив ваш кассовый чек на заправку, следует потребовать объяснений у сотрудников. Если чек не сохранился, ищите свидетелей (например, кассиров) и запросите записи с видеокамер.

Вы можете настаивать в том числе и на вызове экспертов подозрительной АЗС (крупные топливные бренды держат собственные передвижные лаборатории), с тем, чтобы они взяли пробу топлива из вашего бензобака. При отсутствии у руководства АЗС заинтересованности решать проблему, звоните на горячую линию и вызывайте экспертов из независимых лабораторий. Вместе при свидетелях вы отправитесь к вашему автомобилю и возьмете пробы на анализы топлива.

Как правило, экспресс-анализ топлива в мобильных лабораториях занимает не более 15 минут. И если выяснится, что бензин или солярка оказались некачественными, это повод для подачи судебного иска с требованием компенсации ущерба. Кстати, в большинстве случаев после подтверждения несоответствия топлива норме, владельцы АЗС стремятся урегулировать ситуацию в досудебном порядке. Ведь огласка, "антиреклама" и очень крупные штрафы не в их интересах.

В любом случае, чем быстрее вы вернетесь на проблемную заправку, тем более высокими будут шансы на успех в суде. В противном случае ответчик может утверждать, что вы залили некачественное топливо где-то еще, а доказать обратное будет проблематично.


Не хотите судиться? В этом случае просто вызывайте эвакуатор или отбуксируйте ваш автомобиль в автосервис. Какие последствия ждут машину после заправки контрафактом? Как минимум, пострадают свечи. С большой степенью вероятности на них будет красный или черный налет - верный признак проблемного топлива. Очень вероятно также загрязнение топливной системы.

Фильтры грубой и тонкой очистки, топливный насос, а возможно также и некоторые датчики (прежде всего лямбда-зонд) могут пасть жертвой недобросовестных заправщиков. При некоторых видах загрязнений (метанол и бензол) страдает также и катализатор. Наконец, не исключены также и серьезные проблемы с силовым агрегатом. Как вариант - из-за ударных нагрузок, возникающих в двигателе во время детонации, возможен ускоренный износ поршневой группы.

Однако некачественное топливо бывает все же разной степени вредности. Бензин или солярку могут разбавить, к примеру, водой или, что бывает достаточно часто - увеличить октановое число дешевого бензина различными присадками. Иными словами, если вы оцениваете ситуацию как не слишком критичную, и вам нужно срочно ехать (нет времени на разборки с руководством АЗС), лучшим выходом будет избавиться от проблемного топлива при первой возможности.

Для этого, вероятнее всего, не подойдет "дедовский" способ с помощью шланга или резиновой "груши" (специальной трубки), поскольку в современных автомобилях может быть установлен клапан, фильтры или изогнутая горловина. В теории можно воспользоваться ручным насосом для выкачивания горючих жидкостей (продаются в автомагазинах), зная, как отогнуть клапан в топливном баке (делать это нельзя металлическими предметами, чтобы не спровоцировать искру).

В любом случае, если вы не большой спец по технической части, лучше доверить слив топлива профессионалам. После того как горючее будет удалено из бака, стоит заменить загрязненный топливный фильтр и снять топливный бак для промывки. Имеет смысл промыть и продуть также топливную магистраль, заменить свечи зажигания, проверить чистоту и эффективность работы форсунок (при необходимости они промываются на специализированном стенде и в случае выявления проблемы заменяются), а в некоторых случаях также и бензонасос.


Если в дальней дороге вы дотянули до несетевой АЗС заправки, можно попытаться определить качество топлива на глаз. Для этого следует нанести пару капель бензина или солярки на кожу и или лист бумаги и растереть. Если субстанция быстро высохнет, можно надеяться на то, что топливо качественное. Жирный же шлейф - признак того, что бензин изобилует примесями.

Заправились на АЗС не тем топливом - такая ситуация может случиться с каждым, однако последствия и последовательность ваших действий зависят от каждого конкретного случая. Разберемся во всех возможных сценариях.

iStock

Принципиальным моментом является выявление виновника досадной ошибки. Если на АЗС нет заправщика и вы сами перепутали тип топлива (например, заплатили за бензин АИ-92 вместо солярки), как говорится, пеняйте на себя. Работы по сливу горючки и предстоящей очистки топливной системы - за ваш счет. Однако нередки ситуации, когда "неправильное" горючее залито по вине работника бензоколонки.

В данном случае не важно - не расслышал ли он ваши слова о выбранном типе топлива или задумался, отвлекся, спутал шланги. Если на лючке топливного бака вашего автомобиля имеется этикетка с обозначением рекомендуемого горючего, закон на вашей стороне. Требуйте бесплатного слива топлива и заправки требуемого вами у руководства АЗС. Настаивайте на снятии записи камер наружного наблюдения и составления акта о происшествии. В случае отказа руководства АЗС решать проблему, можно вызвать полицию и зафиксировать показания свидетелей, если таковые имеются.


Если проблема переходит в юридическую плоскость, обязательно сохраните чек с заправки, сделайте фотоснимки вашей машины у колонки, вызывайте эвакуатор или (если это единственная возможность) транспортируйте автомобиль в сервис на буксире, не включая мотор. На СТО произведите слив топлива в присутствии свидетелей (не лишним будет снять этот процесс на видео).

Как вариант, емкость с топливом можно опломбировать (опять-таки в присутствии свидетелей) и использовать как "вещдок" в дальнейших судебных разбирательствах. Однако предварительно собранную доказательную базу можно предоставить руководству АЗС вместе с требованием о возмещении убытков на основании закона "О защите прав потребителей". Вопрос о компенсациях вполне может решиться на этом этапе. В случае если сотрудники заправки не идут навстречу, подавайте исковое заявление в суд.


Разговаривая с заправщиком, не мямлите! Говорите ему четко и громко - какое именно топливо вам нужно залить. Если есть возможность, дождитесь, когда он начнет работу и убедитесь, что он все делает правильно. Также четко отдавайте инструкции работникам АЗС на кассах.


Здесь все зависит от того, бензиновый или дизельный у вас автомобиль. В первом случае точно придется ехать на сервисную станцию, где придется как минимум промыть бак и топливную систему, а также поменять топливный фильтр. А вот дизельный двигатель небольших остатков бензина не боится. Поэтому, обнаружив факт заправки бензина в дизельный автомобиль, и поняв, что винить в этом нужно только себя, можно попросту слить топливный "коктейль" из бака.

В былые времена пользовались "дедовским" способом слива - используя канистру, шланг и "подсос". Иными словами, водитель сам откачивал бензин, регулируя процесс физически, ощущая вкус горючего во рту. Однако современные автомобили оснащены защитой от вытекания топлива в случае аварии, для чего в баках устанавливается специальный клапан. Поэтому можно либо прибегнуть к услугам персонала АЗС, либо вызвать специалистов служб техпомощи, которые приедут по вызову и выполнят откачку горючего и прочие сервисные процедуры на месте.


Самое важное - не заводить автомобиль, заправленный соляркой вместо бензина (равно, как и наоборот). В противном случае последствия и затраты на устранение проблемы будет куда серьезнее. С доставленного на СТО бензинового автомобиля снимут топливный насос, сольют дизель из бака и промоют его.

В результате вы отделаетесь малой кровью. Если же мотор заводился, то одним сливом топлива дело не ограничится. Придется промывать и очень вероятно, ремонтировать всю систему. Под ударом могут оказаться лямбда-зонды, катализаторы, форсунки, свечи зажигания. Читай - ценник на оплату работ сервисменов может увеличится на порядок.


Современные дизельные автомобили, как правило, оснащены системой впрыска common rail, которая смазывается за счет соответствующих свойств солярки. Бензин же имеет другую степень вязкости - он, условно говоря, "сухой", и, стало быть, может вывести из строя ТНВД (топливный насос высокого давления), равно как форсунки.

Иная теплоотдача при горении бензина станет причиной перегрева дизельного мотора, вплоть до его выхода из строя. Конкретный прогноз зависит от количества залитого бензина. Как вариант, нагруженные элементы начнут "гнать стружку", сопла форсунок забьются металлическими частичками, и это приведет к дорогостоящему ремонту.


Случается, что ошибка с выбранным топливом обнаруживается на самой ранней стадии заправки. Если все произошло именно так, например, если вы залили пару-тройку литров бензина в бак дизельного автомобиля, просто разбавьте получившуюся смесь максимальным количеством дизтоплива.

По мнению экспертов, современные дизельные моторы способны переварить "коктейль" из солярки и бензина в соотношении 10:1 при спокойном движении без высоких оборотов.

Федерация автомобилистов России (ФАР) провела массовую закупку топлива на автозаправках страны с помощью тайных покупателей. Недолив был зафиксирован в 76 процентах случаев. Результаты активисты передали по инстанциям. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на выводы ФАРа отреагировало. Выпустило рекомендации для автовладельцев, дабы те смогли повысить потребительскую и правовую грамотность и отстаивать свои права.


Корреспондент "РГ" отправилась на владивостокские АЗС, чтобы проверить, как работают эти советы.

Колонка за печатью

"Каждая топливораздаточная колонка (ТРК), через которую ведется реализация топлива, проходит контроль точности налива. Как узнать, что она поверена? При малейших сомнениях вы можете потребовать документ, подтверждающий прохождение поверки", - рекомендует методичка Приморского краевого центра стандартизации и метрологии.

Я объехала шесть АЗС Владивостока, и ни на одной мне сей документ не показали. На АЗС сети Ostwald разговаривать с журналистом не захотели. Работники Benzo сказали, что справка хранится в офисе компании. На заправке компании "ННК-Примор­нефте­продукт" дали совет изучить "Уголок покупателя". Сертификаты на бензин и дизельное топливо имелись, документ о регистрации предприятия тоже, про поверку ТРК - ни слова.

Странно. Казалось бы, чего проще - сделать копию документа и повесить на всеобщее обозрение?

А вот пломбы на раздаточных колонках имелись всюду. Зачем они нужны? В рекомендациях автовладельцу есть разъяснение - чтобы закрыть доступ как к механической, так и компьютерной настройке агрегата. "В случае отсутствия пломб колонка считается неповеренной, и отпуск нефтепродуктов через нее вести нельзя - это нарушение требований закона".

- Мы регулярно поверяем топливораздаточные колонки по всему краю в строгом соответствии с методикой. Причем многие проходят эту процедуру вне очереди после технического обслуживания и ремонта, - уточнил директор Приморского центра стандартизации метрологии и испытаний Юрий Белкин.

Мерник нужен редко

Есть и еще один способ проверить колонку на автозаправке, как говорится, "не отходя от кассы". Для этого на каждой есть мерник - специальный металлический сосуд определенного объема, предназначенный для контроля точности ТРК. Честные продавцы с помощью этого девайса охотно проведут такую проверку на месте по требованию покупателя и продемонстрируют действительный объем налива. В этом уверены специалисты краевого ЦСМ.

Энтузиазм владивостокских торговцев топливом я не проверяла, просто попросила показать мерник. Мне не отказали на АЗС Benzo. Работники "ННК-Примор­нефте­продукта" прибор достали, но не разрешили его сфотографировать. Консультировались с начальством по телефону. На том конце провода пошли на принцип: "Нельзя и все!" Но есть профессиональный опыт - тебя в дверь, а ты в окно. Мерник я все-таки сняла. И что в нем секретного?

Судя по тому, что хранятся мерники в укромных местах, пользуются ими нечасто. Оператор АЗС Benzo припомнила, что за семь лет раза три попадались строгие водители, потребовавшие его применения. По другим сетям примерно та же картина, так что автовладельцы Приморья, скорее всего, претензий к АЗС края не имеют.

За недолив накажут

Вскоре в России начнут действовать штрафы для владельцев АЗС за недолив топлива. Законопроект одобрен Госкомиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. По словам главы минпромторга РФ Дениса Мантурова, документ могут внести на рассмотрение в Госдуму до конца года, а вступит он в силу либо 1 января, либо с середины 2019 года.

Советы специалиста

Вадим Краснов, ведущий инженер отдела поверки теплотехнических и механических средств измерений ФБУ "Приморский ЦСМ":

- Заправляйте авто фиксированным объемом, тогда колонка отработает полный цикл отпуска топлива;
- не стоит заправляться на круглую сумму, оплачивая топливо наличными. Колонка не может отсчитать объем с точностью до миллилитров. Вам придется сдачу подарить АЗС. Лучше воспользоваться безналичным расчетом по карте;
- заправляйтесь переменными объемами - малыми и большими, это позволит работать датчику топлива во всем диапазоне уровней;
- не стоит заправлять бак под самую крышку, нефтепродукты очень чувствительны к изменениям температуры;
- настойчиво требуйте соблюдения прав потребителя, а в случае нарушений информируйте надзорные органы - Роспотребнадзор и прокуратуру.

Евгений Ковалев, начальник отдела аккредитации и информации ФБУ "Приморский ЦСМ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: