Понятие жалоб в уголовном судопроизводстве порядок их подачи и разрешения

Обновлено: 24.04.2024

Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства

Важное значение в сфере защиты прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве имеют положения Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) предусматривает порядок реализации этого конституционного права. Вместе с тем он не приводит конкретного перечня действий и решений, которые можно обжаловать в суд.

За его пределами оставались действия (решения), проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо если законодательством предусмотрен иной порядок их судебного обжалования. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что обжалованию в порядке этого закона не подлежат действия суда, судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного исполнителя, поскольку для них уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством установлен иной судебный порядок обжалования. Первым шагом в реализации права на судебную защиту и принципа на свободу обжалования при возбуждении уголовных дел и производстве предварительного расследования стал Закон РФ от 23 мая 1992 г., дополнивший УПК РСФСР нормами, регламентирующими обжалование в суд и судебную проверку законности и обоснованности применения ареста в качестве меры пресечения и продления его срока (ст. 220-1 и 220-2). Процедура обжалования и проверки судом законности и обоснованности других процессуальных действий (решений) отсутствовала.

Расширение предмета судебного контроля в досудебных стадиях было осуществлено рядом постановлений Конституционного Суда РФ. Так, решениями от 13 октября 1995 г., 28 апреля 1998 г., 23 марта 1999 г. и от 17 февраля 2000 г. в предмет контроля были включены решения следователя: постановление о прекращении уголовного дела, постановление о приостановлении предварительного следствия, постановление о наложении ареста на имущество, о производстве обыска и др.

В УПК РФ 2001 г. право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19) отнесено законодателем к системе принципов уголовного судопроизводства. Кроме того, впервые в уголовно-процессуальном законодательстве определен статус жалоб и ходатайств участников процесса (раздел V). Данный раздел имеет две главы, в которых отражены субъекты, имеющие право заявлять ходатайства, сроки рассмотрения ходатайств, судебный порядок рассмотрения жалоб. Таким образом, новое уголовно-процессуальное законодательство разрешило ряд проблем, связанных с механизмом реализации судебного контроля, когда ранее в каждом конкретном случае суду приходилось решать вопросы, касающиеся круга лиц, обладающих правом подачи жалобы или ходатайства, возможность или невозможность принятия жалобы.

В Словаре русского языка даются следующие определения: ходатайство — официальная просьба, жалоба — официальное заявление с просьбой об устранении какого-нибудь непорядка, несправедливости. Как видно из определений, эти слова являются на первый взгляд близкими по смыслу. Однако в уголовном судопроизводстве они отличаются друг от друга по содержанию и по уровню правовой регламентации.

Ходатайство — это обращение участников уголовного судопроизводства к дознавателю, следователю, прокурору или в суд с просьбой о производстве процессуальных действий или принятия процессуальных решений, направленных на установление обстоятельств, имеющих значение для дела обеспечение прав и законных интересов лица заявившего ходатайство или представляемого им лица (ч. 1 ст. 119 УПК).

Ходатайство заявляется следователю, дознавателю или в суд в любой момент производства по уголовному делу. Оно может быть либо устным, и тогда заносится в протокол следственного действия или судебного заседания, либо письменным, и тогда приобщается к материалам уголовного дела (ч. 1 ст. 120 УПК).

Закон не ограничивает круга процессуальных действий и процессуальных решений, о проведении которых могут ходатайствовать участники уголовного судопроизводства. Целю ходатайства является не само по себе производство процессуального действия или принятие процессуального решения, а реализация с их помощью лицом прав и законных интересов, а также установление того или иного имеющего значение для уголовного дела обстоятельства благоприятного для соответствующего участника судопроизводства.

При этом подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела (ч. 2 ст. 159 УПК). Некоторые ходатайства определяют процедуру уголовного судопроизводства.

В соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК следователь при окончании ознакомления с материалами уголовного дела разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении судом уголовного дела с участием присяжных заседателей (п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК), о применении особого порядка судебного разбирательства (ст. 314 УПК) и о проведении предварительных слушаний (ст. 229 УПК). Ходатайства участников процесса подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления или не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК), при этом принимается решение о вынесении постановления либо об удовлетворении ходатайства — полном или частичном, либо об отказе в удовлетворении. Данное постановление также может быть обжаловано вышестоящим лицам или в суд.

Свобода обжалования процессуальных действий и решений суда прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя олицетворяет собой начало реализации новых принципов уголовного судопроизводства. Это проваляется в том, что можно обжаловать любое действие или решение должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, использовать все правовые способы защиты нарушенных прав и законных интересов и в установленном порядке восстановить их.

В литературе отмечалось, что жалоба не только служит средством обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, но и является методом выявления нарушений уголовно-процессуального закона дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором на досудебном производстве.

Жалоба — это законное и обоснованное обращение участников уголовного процесса к компетентным органам государства, полномочным принять, рассмотреть и разрешить его по существу, в связи с нарушением прав и законных интересов или в связи с необходимостью проверки или контроля за принятыми процессуальными решениями или действиями должностных лиц. Право на обжалование процессуальных действий и решений закреплено в законе в качестве принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК).

Обращение участников уголовного судопроизводства содержит неодинаковую информацию, отличающуюся по своей юридической характеристике, и соответственно влечет неодинаковые последствия. Жалобы на решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, носят наименование апелляционные или кассационные и рассматриваются вышестоящими судами в соответствии со строго установленной процессуальной формой. Жалоба по поводу нарушенного права или законного интереса может быть рассмотрена вышестоящим должностным лицом или судом.

В соответствии с ч. 1 ст. И УПК суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Обеспечивая гражданам право на обжалование, государство предоставляет им возможность обращаться к широкой сети различных органов, которые обязаны принимать и рассматривать жалобы, своевременно реагировать на них, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и интересов граждан.

Право заявить ходатайство или подать жалобу является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правам личности. Для его реализации не требуется чьего-либо предварительного согласия или разрешения.

По общему правилу жалоба может быть подана как в письменной, так и в устной форме, однако письменная жалоба является более предпочтительной. Содержание некоторых жалоб строго регламентировано законом (апелляционная — ст. 363 УПК, кассационная — ст. 375 УПК, надзорная — ст. 404 УПК).

Предполагается, что жалоба должна иметь определенную структуру, вводную часть, в которой указывается адресат, вышестоящее должностное лицо или судебная инстанция, перечень обжалуемых действий или решений; описательно-мотивировочную часть, где излагаются обоснования доводов и аргументов по существу жалобы, описываются неправомерные, по мнению заявителя, действия; резолютивную часть, где излагается и формулируется правовая позиция заявителя и его требование о восстановлении нарушенного права о признании действий (бездействий) незаконными, об отмене процессуального решения.

Уголовно-процессуальное законодательство в силу своей специфики строго регламентирует круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства или подавать жалобы в ходе уголовного судопроизводства.

Лица, имеющие право заявлять ходатайства, определены в ст. 119 УПК РФ.

Во-первых, это участники уголовного процесса со стороны обвинения, которые заявляют ходатайства с целью реализации ими функции обвинения (уголовного преследования) в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления:

  • государственный обвинитель, потерпевший;
  • частный обвинитель;
  • гражданский истец;

Во-вторых, это участники уголовного процесса со стороны защиты, которые используют право заявления ими ходатайства для защиты от выдвинутого обвинения:

  • подозреваемый;
  • обвиняемый и его защитник (п. 8 ч. 1 ст. 53);
  • законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и представитель;
  • гражданский ответчик и его представитель.

Наряду с участниками уголовного процесса со стороны обвинения и защиты в ст. 119 УПК есть и эксперт. Он имеет право ходатайствовать о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, в частности, о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству экспертизы других экспертов.

Уголовно-процессуальный закон в некоторых случаях относит к субъектам ходатайств свидетеля, который вправе при допросе заявить ходатайство о проведении фотографирования, аудио- и видеозаписи, киносъемки (ч. 4 ст. 189 УПК). Кроме того, свидетель может ходатайствовать о дополнении либо уточнении допроса; это ходатайство подлежит обязательному удовлетворению (ч. 6 ст. 190 УПК).

Законом также определены лица, которые имеют право подать жалобу. В уголовном судопроизводстве жалобы могут быть поданы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ст. 123 УПК).

Таким образом, все участники, перечисленные в разделе 11 части 1 УПК вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решение органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа следователя, прокурора и суда.

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 125 см. Постановление КС РФ от 21.11.2017 N 30-П.

УПК РФ Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

Участники уголовного судопроизводства имеют право заявлять ходатайства, подавать жалобы. Это важнейшее из прав участников уголовного процесса. Ходатайствам и жалобам посвящен раздел 5 Уголовно-процессуального кодекса, в котором определены все основные положения по этим видам обращений. Правила подачи и рассмотрения ходатайств и жалоб выделены в особый раздел в связи с их значимостью. Граждане рассматривают такие обращения как гарантию защиты их прав и законных интересов.

Ходатайство – просьба лица, которая заявлена с целью полной реализации своих прав, об осуществлении процессуальных действий или о принятии процессуальных решений либо об отказе от этих действий или решений, адресованная должностному лицу уголовного судопроизводства, наделенному соответствующими полномочиями.

Свойства ходатайства

Ходатайство имеет свои характеристики:

  1. Документ носит официальный характер и может быть подан только по конкретному уголовному делу и по существу, лицом, имеющим на это право, должностному лицу, обладающему соответствующими полномочиями, в установленной законом форме.
  2. Ходатайство носит характер просьбы. Лицо, заявляющее ходатайство, имеет своей целью всеобъемлющую реализацию своих субъективных прав. На момент подачи ходатайства права субъекта могут быть не нарушены или нарушены, но могут быть восстановлены. Должностное лицо уголовного судопроизводства имеет властные полномочия для удовлетворения и отказа в удовлетворении поданного ходатайства. Должностное лицо обязано рассмотреть ходатайство и разрешить вопрос в соответствии с законом.

Лица, имеющие право обращаться с ходатайством

УПК определяет лиц, которые вправе заявлять ходатайства. К ним относятся: подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, представитель потерпевшего, частный обвинитель, эксперт, гражданские истец и ответчик.

В зависимости от того, кто подает заявление, ходатайство приобретает определенный характер, начиная от советов и заканчивая требованиями. Если с просьбой обращается потерпевший, целью его обращения может быть проведение процессуальных мероприятий, которые откроют новые обстоятельства, имеющие весомое значение. Эксперт может попросить о проведении дополнительных экспертиз. Просьбы гражданского истца или ответчика могут касаться отвода судьи, прокурора, привлечении дополнительных свидетелей. Обвиняемый также может затребовать дополнительные экспертизы, ходатайствовать о замене защитника. С просьбой к суду может обращаться и государственный обвинитель, инициируя предварительное слушание дела, ходатайствуя об исключении доказательств и пр.

Заявлять ходатайства могут и иные лица. Например, следователь или дознаватель могут просить о заключении под стражу, о временном отстранении от должности. Такие ходатайства подаются с согласия руководителей следственного отдела и отдела дознания.

Ходатайства и жалобы в уголовном процессе можно разделить на две группы:

  • от участников уголовного судопроизводства, имеющих свой правовой интерес;
  • от участников уголовного судопроизводства, отстаивающих государственные интересы.

Порядок заявления ходатайства

Статья 20 УПК РФ гласит о том, что ходатайство может заявляться стороной на любом этапе производства. Это значит, что в любой момент без ограничений может быть заявлено ходатайство, даже если вынесено решение, например, предъявлено обвинение.

Ходатайство может быть заявлено как письменно, так и устно. Документ в письменном виде должен быть приобщен к уголовному делу, а устный запрос зафиксирован в протоколе.

Ходатайство составляется в произвольной форме, но должно содержать обязательные пункты: куда подается документ, сведения о лице, подающем ходатайство, четкое изложение просьбы.

Если следственные действия еще продолжаются, то ходатайство должно быть занесено в протокол дословно.

Ст. 121 УПК РФ закрепляет общее правило о том, что все ходатайства подлежат рассмотрению сразу после заявления и должны быть разрешены в течение 3 суток, но только тогда, когда рассмотреть ходатайство немедленно не представляется возможным.

Понятие «разрешение ходатайства» предполагает, что будет принято решение после его рассмотрения: удовлетворить, удовлетворить частично, отказать. Каждое из этих решений закрепляется в документе.

Если ходатайство удовлетворено, решение должно отражать суть, иметь четкие формулировки процессуальных действий.

Если в удовлетворении ходатайства отказано, то должны быть указаны мотивировки, которые признали просьбу несостоятельной.

Если ходатайство удовлетворено частично, то оно должно содержать мотивы, по которым были отвергнуты одни и приняты во внимание другие доводы.

Дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд – определение. Эти решения доводятся до сведений заявителя.

Если человек, подавший ходатайство не согласен с вынесенным решением, ходатайство может быть обжаловано.

Законным способом защиты нарушенных прав является право на обжалование, что предусмотрено ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом.

Жалобой в порядке ст. ст. 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) называется обращение к должностному лицу, ведущему уголовное судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъектов уголовного процесса, чьи права и интересы нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица или суда.

Уголовно-процессуальный кодекс также предусматривает обращение с жалобой к прокурору.

Так, в соответствии со ст. 123 УПК РФ действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы».

Это означает, что жалоба может быть подана не только обвиняемым, подозреваемым и их защитником, но и, например, лицом, в чьем помещении был произведен обыск, во время которого допущено не вызываемое необходимостью повреждение имущества, или лицом, на чье имущество был ошибочно наложен арест.

Важно иметь в виду и то, что указанные нормы закона регламентируют порядок рассмотрения жалоб исключительно в рамках уголовного законодательства.

В ст. 124 УПК РФ установлен трехсуточный срок рассмотрения жалобы для прокуроров и руководителей следственных органов. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем заявитель должен быть извещен.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором.

Прокурор в силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 37 УПК осуществляет надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Одна из форм реализации прокурором этой функции – рассмотрение им жалоб на действия и решения, принятые в ходе производства по уголовному делу на досудебных стадиях уголовного процесса.

Жалоба может быть направлена прокурору по почте, в электронной форме, через канцелярию прокуратуры или непосредственно передана ему на приеме. Прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается ее рассмотрение в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ч. 1 ст. 124 УПК). Проверка прокурором поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела либо материалов процессуальной проверки.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении и дальнейшем порядке его обжалования.

Судебный порядок рассмотрения.

В соответствии со ст. 125 УПК, судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора не позднее чем через 5 суток, со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

К действиям и решениям, затрагивающим конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства или затрудняющим доступ граждан к правосудию, могут относиться, например, действия, связанные с производством незаконного обыска, наложением ареста на имущество, избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде, ограничивающей права.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя (если они участвуют в уголовном деле), а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением. В рассмотрении жалобы участвует прокурор.

Существует различие между обращением в суд и в прокуратуру, так в суд гражданин обращается за защитой собственных прав (не считая представления интересов малолетних и т.п.), а к прокурору - с заявлением об ущемлении прав в том числе и третьих лиц, интересов государства, а также о совершенном преступлении, причем вне зависимости от того, против кого оно было направлено.

В том случае, если заявитель посчитает необходимым, он на любой стадии досудебного производства может обратиться за юридической помощью к адвокату, который поможет грамотно составить жалобу в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ, а затем обосновать ее доводы в ходе участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

Проверяя законность и обоснованность решений и действий дознавателя, следователя, прокурора, судья не вправе входить в обсуждение вопросов о виновности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Признание судом действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным влечет утрату ими юридической силы, и обязанность должностного лица устранить допущенное нарушение.

Постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Процессуальные средства взаимодействия с лицом, ведущим производство по делу: ходатайства и жалобы. Виды жалоб в уголовном процессе.

Ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводстве следует рассматривать в качестве единого правового института, к использованию которого могут прибегать участвующие в уголовном процессе частные лица независимо от их процессуального статуса с целью реализации своих прав и законных интересов в ходе производства по уголовному делу.

а) ходатайства

Ходатайство представляет собой официальное обращение участника уголовного судопроизводства к лицу, ведущему производство по уголовному делу, с требованием совершения определенных процессуальных действий либо принятия определенных процессуальных решений.

По общему правилу ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу (исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом 1 В частности, ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть заявлено подозреваемым или обвиняемым с момента начала осуществления уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия (ч., 2 ст. 317 1 УПК РФ). ). Устное ходатайство подлежит отражению в протоколе процессуального действия или судебного заседания, письменное ходатайство приобщается к уголовному делу. По содержанию заявленное ходатайство должно быть направлено:

  1. на установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, что, как правило, предполагает производство определенных следственных действий (например, ходатайство о назначении судебной экспертизы);
  2. на обеспечение прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство или представляемого им лица, что в свою очередь может означать как производство «иных процессуальных действий» (например, ознакомление с материалами дела), так и принятие необходимых процессуальных решений (например, изменение меры пресечения).

Следует обратить внимание, что до недавнего времени законодатель ограничивал круг лиц, имеющих право на заявление ходатайств, перечнем только тех участников, которые прямо приведены в ст. 119 УПК РФ. При этом данный перечень имел исчерпывающий характер 2 К лицам, имеющим право заявить ходатайство, относились только подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель, представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. . Однако судебная практика (главным образом за счет правовых позиций Конституционного Суда РФ) развивалась в сторону расширения перечня участников, имеющих право на заявление ходатайств в ходе производства по уголовному делу. В частности, Конституционный Суд, опираясь на сформулированную им универсальную правовую позицию, согласно которой «предоставление гарантируемых Конституцией прав и свобод в уголовном судопроизводстве должно быть обусловлено фактическим положением лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав», указал на необходимость применять содержащиеся в ст. 119 УПК РФ нормативные предписания не изолированно, а в системном единстве с нормами уголовно-процессуального закона, устанавливающими процессуальный статус иных участников процесса.

Таким образом, с точки зрения Конституционного Суда РФ, нет никаких формальных препятствий для заявления ходатайств любыми лицами, чьи права и интересы затронуты производством по уголовному делу (например, свидетелями).

Поэтому, учитывая сложившуюся правоприменительную практику по данному вопросу, законодатель отказался от исчерпывающего перечня соответствующих участников процесса, дополнив ч. 1 ст. 119 УПК РФ следующими положениями: «. представитель администрации организации и иное лицо , права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. ».

Праву участника процесса на заявление ходатайства корреспондирует обязанность лица, осуществляющего производство по делу, разрешить заявленное ходатайство по существу путем вынесения соответствующего процессуального решения. По общему правилу заявленное ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Однако на стадии предварительного расследования предельный срок рассмотрения и разрешения ходатайств может составлять до трех суток со дня его заявления, если немедленное принятие решения по ходатайству невозможно (ст. 121 УПК РФ).

Что касается формы процессуального решения, принимаемого по итогам рассмотрения заявленного ходатайства, то согласно положению, сформулированному в ст. 122 УПК РФ, решение об удовлетворении либо о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленного ходатайства выносится в форме постановления (дознавателем, следователем, судьей) или определения (судом). Однако применительно к процессуальной регламентации отдельных стадий процесса вышеприведенное требование закона не столь категорично, что выражается в отсутствии обязанности при положительном разрешении заявленного ходатайства выносить каждый раз отдельное процессуальное решение. В частности, в рамках досудебного производства положения ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 219 УПК РФ обязывают лицо, осуществляющее предварительное расследование, выносить соответствующие процессуальные решения только в случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства. Подобный подход представляется оправданным, но исключительно в тех случаях, когда производимые на основании заявленного ходатайства процессуальные действия или принимаемые процессуальные решения, направленные на его удовлетворение, вносят правовую определенность по существу поставленного перед должностным лицом вопроса. Скажем, ходатайство о назначении судебной экспертизы разрешается вынесением одноименного постановления. Очевидно, что в такой ситуации процессуальное решение о назначении судебной экспертизы ясно и однозначно свидетельствует о положительном разрешении заявленного ходатайства. Если же результат рассмотрения ходатайства автоматически не влечет совершения процессуальных действий или принятия процессуальных решений, свидетельствующих о его положительном разрешении, то решение об удовлетворении заявленного ходатайства требует процессуального оформления в письменном виде. В частности, примером может служить решение (постановление) об исключении доказательств, принимаемое по ходатайству сторон, поскольку в такой ситуации иные процессуальные средства не способны внести ясность по существу поставленного вопроса.

Решение, принимаемое по ходатайству лица, может быть обжаловано как в ведомственном (в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу), таки в судебном порядке. Вместе с тем следует отметить, что если решение о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, как правило, подлежит обжалованию 3 Исключение здесь составляют случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 389 2 УПК РФ, касающиеся заявления и рассмотрения ходатайств в судебном заседании. , поскольку имеет юрисдикционный характер, то решение об удовлетворении ходатайства может обладать как «юрисдикционными», так и «административными» свойствами (если использовать приведенную выше терминологию западной процессуальной доктрины). В первом случае обжалованию подлежит не само по себе решение об удовлетворении заявленного ходатайства (его как отдельного процессуального документа может и не быть), а принимаемые на его основе процессуальные решения (скажем, постановление о прекращении либо о приостановлении производства по уголовному делу). Во втором случае если производимые на основании ходатайства процессуальные действия имеют «неюрисдикционный» (гак называемый «административный») характер (производство судебной экспертизы, допрос свидетеля), то не подлежит обжалованию соответственно и решение об удовлетворении ходатайства, что не мешает сторонам ставить вопрос о признании полученных доказательств недопустимыми, в том числе с помощью очередного ходатайства.

Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает три основных варианта обжалования процессуальных решений и действий, которые могут быть использованы в ходе производства по уголовному делу:

  1. обжалование участниками уголовного судопроизводства действий и решений органов предварительного расследования, принимаемых в ходе досудебного производства по уголовному делу - ч. 1-3 ст. 124 и ч. 1 ст. 125 УПК РФ;
  2. обжалование должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, действий и решений прокурора и руководителя следственного органа в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу - ч. 4 ст. 124 УПК РФ и др.;
  3. обжалование судебных решений в инстанционном порядке - ст. 127 УПК РФ.

Другими словами, надо различать: а) жалобы, которые являются процессуальным средством взаимодействия участвующих в уголовном процессе частных лице должностным лицом, ведущим производство по уголовному делу, - такие жалобы характерны для досудебного производства; б) жалобы suigeneris (иерархические «жалобы» должностных лиц, например, следователя на указания своего руководителя вышестоящему руководителю); в) судебно-инстанционные жалобы (апелляционная, кассационная, надзорная) - такие жалобы характерны для судебного производства.

При этом, строго говоря, само понятие «жалоба» предполагает, что речь идет об обращении частного лица , несогласного с действиями и решениями органов расследования или суда, затрагивающими его права и интересы. Использование категорий «жалоба» или «обжалование» применительно к должностным лицам возможно лишь в условном смысле, поскольку они не «жалуются», а имеют право в некоторых случаях официально изложить свою позицию, расходящуюся с позицией их ведомственного руководителя, прокурора или суда. Поэтому, например, закон говорит об апелляционных (кассационных, надзорных) представлениях , а не о «жалобах» прокурора, которые ранее именовались «протестами».

Если подробнее остановиться на институте жалобы как способе процессуального взаимодействия участников процесса с должностным лицом, ведущим производство по делу в досудебных стадиях, то закон допускает возможность обжалования участниками уголовного судопроизводства действий и решений органов расследования в ведомственном (в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу), прокурорско-надзорном и судебном порядке.

Правом обжалования обладают любые лица, чьи права и интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями. Иначе говоря, речь идет не только об участниках уголовного процесса в строгом смысле, обладающих официальным процессуальным статусом, полученным в рамках производства по делу (скажем, обвиняемых, потерпевших, свидетелях), но и об иных лицах, в той или иной степени вовлеченных в уголовное судопроизводство. В частности, в качестве таковых могут выступать поручитель, залогодатель, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела, и т.п.

По действующему УПК РФ ведомственный порядок обжалования не является обязательным этапом, предшествующим обращению с жалобой в суд или прокурору. Поэтому допустимо как применение ведомственного порядка обжалования с возможностью последующего обращения в суд, так и непосредственно судебное обжалование действий и решений лица, осуществляющего производство по уголовному делу, а также независимо от этого обращение к прокурору. Кроме того, не исключено обращение с жалобой на конкретное действие или решение одновременно в ведомственном, прокурорско-надзорном и (или) судебном порядке. Поэтому в связи с наличием у лица права по собственному усмотрению выбирать тот или иной алгоритм обжалования Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам каждый раз выяснять, не воспользовался ли заявитель ведомственным или прокурорско-надзорным порядком обжалования и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае удовлетворения поступившей жалобы вышестоящим органом или прокурором судья в зависимости от этапа ее рассмотрения выносит постановление об отказе в принятии ее к рассмотрению либо о прекращении производства по жалобе 4 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Аналогичные решения выносятся в случае, если предварительное расследование по уголовному делу окончено и уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу, кроме случаев, когда ставится вопрос о признании незаконными и необоснованными решений и действий (бездействия), которые в соответствии с УПК РФ не могут быть предметом судебной проверки их законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства. .

Следует обратить внимание, что при этом недопустим обратный алгоритм обжалования действий и решений органов предварительного расследования: от судебного к ведомственному или прокурорскому порядку. В данной ситуации подлежит применению одно из правил преюдиции, согласно которому обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением, признаются прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки (ст. 90 УПК РФ).

Необходимо добавить, что уголовно-процессуальный институт жалобы применим также к порядку обжалования действий и решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаемых в порядке выполнения отдельного письменного поручения лица, ведущего производство по уголовному делу. Вместе с тем обжалование действий вышеуказанных должностных лиц, осуществленных ими в ходе оперативно-розыскных мероприятий, но вне рамок отдельных письменных поручений, производится в порядке административного судопроизводства . Кроме того, в аналогичном порядке производится обжалование отказа в предоставлении лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, полученной о нем при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий информации либо предоставление данной информации в неполном объеме (ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Таким образом, в ситуации, когда оперативно-розыскная деятельность (ОРД) имеет акцессорный по отношению к уголовному судопроизводству характер и осуществляется, соответственно, на основании отдельного письменного поручения лица, ведущего производство по уголовному делу, обжалование действий и решений органов ОРД производится в порядке ст. 125 УПК РФ. Вышеуказанный порядок обжалования распространяется и на случаи производства оперативно-розыскных мероприятий в рамках доследственной проверки (ч. 1 ст. 144 УПК РФ), т.е. до появления уголовного дела в официальном смысле.

Рассмотрение жалоб участников процесса на действия или решения органов расследования является исключительной компетенцией районного суда чаще всего по месту производства предварительного расследования. Но в некоторых случаях, когда уголовное дело подследственно органу предварительного расследования, юрисдикция которого охватывает сразу несколько районов, в том числе район, на территории которого совершено преступление, а фактическое месторасположение данного органа не совпадает с районом совершения преступления, то жалобу рассматривает районный суд по месту совершения преступления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: