Какие суда считаются скоростными для пассажирских перевозок

Обновлено: 28.04.2024

В послевоенные годы строительство крупных пассажирских судов практически не велось. Лишь в 1948 г. началась постройка небольших пассажирских теплоходов типа "Москвич" (проект 515 и 544), предназначенных для внутригородских и пригородных пассажирских перевозок (в народе их еще называют "эмочка").

Строительство этих теплоходов производилось по проекту ЦТКБ на Московском судостроительно-судоремонтном заводе. Теплоход "Москвич" был оснащен двигателем марки 3Д6 мощностью 150 л.с., управление которым осуществлялось из рулевой рубки. Судно имело пассажировместимость 140 человек, развивало скорость до 19 км/ч и получило распространение во всех речных бассейнах. Разным заводами было построено значительное количество судов этого типа.

Теплоходы "М" ("Москвич") строились на Московском ССРЗ, Херсонском ССРЗ (Украина), Каунасском СРЗ (Литва), Бобруйском СРЗ (Белоруссия), Самуськом ССРЗ, Тюменском ССРЗ, Благовещенском СРЗ, Хабаровским ССРЗ. Наряду с обычными судами на Каунасском и Бобруйском СРЗ строились специальные суда мелкосидящей серии. Так, для мелкосидящих судов постройки Каунасского СРЗ характерно наличие двух рулей. Один из теплоходов мелкосидящей серии под названием "RYGA" можно увидеть в столице Литовской республике городе Вильнюсе

Теплоходы "Москвич" строились большой серией с 1948 по 1967 годы. В 80-е годы для судов проекта 544 были построены специальные баржи-приставки для перевозки большого числа пассажиров во время проведения массовых мероприятий. Даже сейчас теплоходы проекта 544 пользуются большим спросом, как самые универсальные и наиболее экономичные в эксплуатации.

С 1952 года на Московском ССРЗ начали строиться теплоходы типа "ОМ", которые предназначались для перевозки пассажиров на местных линиях и могли совершать плавание по водохранилищам.

1 из 2

Суда имели два главных двигателя 3Д6 по 150 л.с. каждый. Новая модель такого судна (постройки 1964 г проекта 780) пассажировместимостью 277 человек развивала скорость 20-21 км/ч. Одновременно на многих заводах речного транспорта (в том числе и зарубежных) осуществлялась постройка разных проектов (623, 252П, 780, 935, 950) этих пассажирских судов для пригородных и городских линий. Всего было построено 249 судов этого типа.

В 1957 году на Невском ССРЗ был построен первый теплоход типа "МО", явившийся своего рода продолжением серии "М", но с более высокими мореходными качествами. В отличие от своего предшественника он имел класс "О", имел пассажировместимость 138 человек.

Сложной проблемой речного пассажирского флота стало повышение скорости движения судов. Высокие скорости достигнутые на других видах транспорта, предъявляли соответствующие требования и к речному флоту, без чего пассажирские перевозки не могли нормально развиваться.

Попытки повысить скорость речных судов путем увеличения мощности двигателей не могли дать положительных результатов вследствие резкого возрастания сопротивления воды и отрицательного влияния возникавшего при этом волнообразования на береговые устройства и встречные суда. Задача была успешно решена советскими учеными и конструкторами путем создания нового типа транспортного судна - теплохода на подводных крыльях, способного развивать скорость 60-80 км/ч, в 3 раза превышающую скорость существовавших водоизмещающих речных судов.

В 1957 г коллективом завода "Красное Сормово" под руководством главного конструктора Р.Е.Алексеева был спроектирован и построен первый пассажирский теплоход "Ракета" на малопогруженных крыльях мощностью 800 л.с.

Он имел пассажирский салон с мягкими креслами самолетного типа на 66 человек. Корпус и надстройка были выполнены из алюминиевых сплавов. Крыльевое устройство состояло из носового и кормового крыла, изготовленных из нержавеющей стали. Судно развивало эксплуатационную скорость 60 км/ч, а дальность плавания при полном запасе топлива составляла около 500 км.

В первый эксплуатационный рейс Горький - Казань теплоход «Ракета» под командованием капитана В.Г.Полуэктова вышел 25 августа 1957 г. Этим рейсом было положено начало организации скоростных перевозок пассажиров на речном транспорте.

Удачное конструктивное решение, высокая скорость и экономическая эффективность "Ракеты" послужили основанием для широкого строительства в дальнейшем судов подобных типов - "Метеор", "Комета" и др. Создание серии пассажирских судов на подводных крыльях являлось выдающимся достижением советской науки и отечественного судостроения. Их создатель д.т.н. (доктор технических наук) Р.Е.Алексеев и группа специалистов, в том числе и капитан В.Г.Полуэктов, в 1962 г были удостоены Ленинской премии.

С конца 50-х годов пассажирский флот пригородных и внутригородских линий пополнялся большим количеством теплоходов типа "Москвич" и "ОМ", а для работы на малых реках было построено несколько небольших серий судов мощностью 150-300 л.с. с винтовыми и водометными движителями: пассажирский теплоход проекта 331 типа ВТ или ВТУ для перевозки пассажиров на малых реках разряда "Л"; пассажирский теплоход проекта 222 типа "Виктор Талалихин"; пассажирский теплоход проекта 1083 типа "Киров" с водометным движителем и др.

1 из 3

Новым по конструкции пассажирским судном явился спущенный на воду в 1962 г первый двухкорпусный теплоход-катамаран "Отдых" (проект 939), построенный по проекту ГЦКБ заводом имени 40-й годовщины Октября.

На его палубе, большей по ширине, чем у обычных судов, размещалась двухъярусная надстройка с пассажирскими и служебными помещениями, что позволило создать дополнительные удобства для пассажиров. Судно пассажировместимостью 665 чел при общей мощности двух двигателей 450 л.с. развивало скорость до 22 км/ч и использовалось для прогулочных рейсов.

Начиная с 1957 г пароходства пополнялись в большом количестве скоростными пассажирскими теплоходами на подводных крыльях "Ракета". Они получили высокую оценку у пассажиров во всех речных бассейнах страны. Удачное конструктивное решение, высокая скорость и экономичность обусловили строительство большой серии подобных судов.

В 1959 г был построен более мощный теплоход на подводных крыльях "Метеор" пассажировместимостью 150 чел. При мощности главных двигателей 1700 л.с. судно развивало скорость 70 км/ч.

Теплоход на подводных крыльях "Конструктор Алексеев" (проекта 342) типа "Метеор" в Санкт-Петербурге. Автор kifir239

Строительство крупной серии судов этого типа позволило значительно расширить скоростные перевозки пассажиров на речных магистралях. "Метеоры" строились за Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане до начала 2000-х годов. Последними были выпущены "Метеор-281" и "Метеор-282", которые в настоящее время работают в компании "Северречфлот" в г.Ханты-Мансийске.

На Гомельском ССРЗ началось строительство пассажирских теплоходов на подводных крыльях типа "Беларусь" (проект 1709Р), предназначенных для скоростных пассажирских перевозок на местных и пригородных линиях.

Теплоход на подводных крыльях "Беларусь" на р.Кривуше (Самарская область). Автор фото Константин Байгужин (Ками)

В отличие от "Ракеты" теплоход "Беларусь" при пассажировместимости 40 человек имел малую осадку и мог работать на реках с гарантированной глубиной 0,9 м.

В эти годы было построено самое крупное пассажирское судно на подводных крыльях - теплоход "Спутник" (проекта 329) на 300 пассажиров, но серийное строительство этих судов организовано не было.

Теплоход "Спутник" первоначально работал на линии Горький — Тольятти, затем было переведено для работы на линии Куйбышев — Казань. На судне было установлено 4 главных двигателя общей мощностью 3600 л.с. Был выведен из эксплуатации в 1965 году и списан в 1979 году. До 1983 года находилось на территории Тольяттинского СРМЗ, позднее был установлен в г.Тольятти в парке у речного вокзала. В салоне судна располагался молодёжный центр, в 2005 году произошёл пожар, в результате которого полностью выгорела внутренняя отделка. В 2018 году был варварским способом уничтожен (утилизирован).

В середине 60-х годов в различных бассейнах страны работало более 150 теплоходов на подводных крыльях, в которых перевозились миллионы пассажиров. Такие суда в дальнейшем экспортировались в другие страны.

В начале 60-х годов проводились работы по проектированию и строительству судов на воздушной подушке (СВП). Испытания опытных образцов "Нева", "Радуга" и "Сормович" показали необходимость дальнейшей работы по их конструированию и поиску наиболее экономичных технических решений.

1 из 3

Экспериментальное пассажирское судно на воздушной подушке "Нева". Проект совместно разработан специалистами ЦТКБ, ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, кафедры теории корабля ЛИВТа. Силовая установка — авиационный двигатель, мощностью 2100 л. с.; Скорость — 32 узла; Дальность плавания — 280 миль; Количество пассажиров — 38 человек; Экипаж — 2 человека; Из личного архива Зотова Николая Михайловича. Из альбома в день 50-летия от коллектива ЦТКБ МРФ 14 ноября 1964 г.

CВП "Сормович". Построено в 1968 году, из-за ряда недоработок, главная из которых — проблемы с раздаточным редуктором, который постоянно выходил из строя, было выведено из эксплуатации в 1974 году.

На экспериментальном заводе ЛИВТа в 1964 году был построен мелкосидящий глиссирующий пассажирский теплоход мощностью 830 л.с. с водометным движителем.

При осадке 0,5 м и пассажировместимости 60 чел теплоход развивал скорость 40-45 км/ч. Результаты его испытаний помогли разработать улучшенный проект, и в 1966 г на Московском ССРЗ началось серийное строительство таких судов, получивших общее название "Заря". Они имели важное значение в местных перевозках пассажиров, могли принимать и высаживать их у необорудованного берега, успешно работать на боковых и малых реках.

КБ при заводе "Красное Сормово", возглавляемое лауреатом Ленинской премии Р.Е.Алексеевым, продолжало работы по созданию новых типов скоростных судов. В ноябрю 1967 г волжские речники получили для опытной эксплуатации газотурбоход "Буревестник" - самое быстроходное судно на подводных крыльях: его максимальная скорость достигала 93 км/ч, пассажировместимость 150 чел.

Газотурбоход "Буревестник" имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей АИ-20, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Построено 1 экспериментальное судно, которое эксплуатировалось c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький. С 1981 года — линия Горький — Ярославль.

На этом судне впервые в отечественном речном судостроении были установлены в качестве главных двигателей две авиационные турбины мощностью 2700 л.с. каждая. Но серийное строительство их пока не было организовано.

В 1968 г был создан первый пассажирский речной теплоход на воздушной подушке скегового типа "Горьковчанин" по проекту, разработанному на основе исследований научных сотрудников ГИИВТа. Опытное судно строилось на учебно-экспериментальном заводе ГИИВТа. После всесторонних испытаний и корректировки проекта теплоходы такого типа начали строиться большой серией на заводах МРФ в последующие годы (головное судно "Зарница-1" на 48 пассажиров сдано в эксплуатацию в 1971 г).

Коллектив ЦТКБ МРФ разработал оригинальный проект нового пассажирского судна для местных экскурсионных поездок и внутригородских линий типа "Москва" и "Нева" (проекты № Р51 и Р35). Избранная архитектура и планировка этих судов обсуждалась специалистами многих пароходств, а их предложения учитывались при составлении проекта. Теплоходы указанных типов имеют габаритную длину 38,2 м, ширину - 6,5 м, осадку (с пассажирами) 1,13 м, мощность двух двигателей 300 л.с. и развивают скорость до 24 км/ч. На "Неве" рубка была расположена в надстройке частично, чтобы уменьшить общую высоту судна и облегчить его прохождение под низкими мостами.

1 из 2

Теплоход проекта Р35 "Нева". Фото из личного архива Зотова Николая Михайловича. Из альбома к 60-летию (15.11.74 г.) от Ц.Т.К.Б (Центральное технико-конструкторское бюро).

Теплоход проекта Р-51 "Москва" Фото из личного архива Зотова Николая Михайловича. Из альбома к 60-летию (15.11.74 г.) от Ц.Т.К.Б (Центральное технико-конструкторское бюро)

Начиная с 1968 г теплоходы "Москва" (на 243 пассажира) большой серией строились на Московском ССРЗ и направлялись в речные бассейны страны, завоевав хорошую репутацию. Гармоничное сочетание технических и эстетических достоинств определяло новизну судов типа "Москва"и "Нева", на что Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдал специальное свидетельство (авторы проекта - главный конструктор А.Р.Лихциер, главных архитектор А.А.Морозов, ведущий конструктор М.П.Щербаков).

Пассажирский теплоход типа "Москва" после внесения конструктивных изменений стал более комфортабельным, и с 1973 г. начал выпускаться большой серией Московским ССРЗ с государственным Знаком качества.

Теплоход "Москва-24" со знаком качества. Юбилейный, 1000-й теплоход, построенный на Московском судостроительном и судоремонтном заводе (МССЗ).

По проекту Горьковского ЦКБ в 1973 году заводом им.40-ой годовщины Октября был построен двухкорпусный теплоход "Отдых-1" для массовых поездок пассажиров (до 1000 чел) к местам отдыха в пригородные зоны.

Главные двигатели мощностью 1320 л.с. позволяли судну развивать скорость 26 км/ч.

Продолжали поступать в пароходства пассажирские суда на подводных крыльях (СПК). Конструкторской организацией судостроительной промышленности был разработан проект нового теплохода на подводных крыльях типа "Восход-2", который предназначался для замены "Ракеты".

СПК

СПК "Восход", р.Волга, Самарская область. Автор: SlavaZ

Головное судно этого типа поступило в эксплуатацию в 1974 г и хорошо себя зарекомендовало. Теплоход имел мощность 1000 л.с., развивал скорость 64 км/ч, вмещал 71 пассажира, был оборудован комфортабельными пассажирскими салонами и каютой для отдыха экипажа. Серийное строительство этих теплоходов началось после 1975 г.

Предприятия МРФ РСФСР поставляли пассажирские теплоходы на воздушной подушке скегового типа "Зарница", которые имея осадку 0,4 м, успешно эксплуатировались на реках с небольшими габаритами. Однако медленно решался вопрос о создании скоростного пассажирского судна на воздушной подушке (СВП) для магистральных рек. Построенное в 1974 г в судостроительной промышленности первое опытное судно на воздушной подушке "Орион" требовало дальнейшей конструктивной доработки и всесторонних испытаний.

Хорошо себя зарекомендовали быстроходные мелкосидящие глиссирующие пассажирские теплоходы типа "Заря". Начиная с 1974 г на Московском ССРЗ их строительство велось по усовершенствованному проекту ЦТКБ МРФ (проект № Р-83). В отличие от своих предшественников новые теплоходы могли плавать на водных путях разряда "Р" со скоростью 43 км/ч при высоте волны 0,7 м, а также по всем малым рекам, имеющим глубину фарватера 0,8 м и более.

В последующие года на предприятиях МРФ продолжалось серийное строительство оправдавших себя в эксплуатации пассажирских теплоходов типа "Москва", "3аря", "3арница". В 1980 г. Астраханский СРМЗ им. Урицкого приступил к выпуску пассажирских теплоходов-катамаранов типа "Волга- 1" для перевозки пригородных и внутригородских пассажиров, при создании которых был учтен опыт эксплуатации первого пассажирского катамарана "Анатолий Угловский", построенного в 1975 г. Велико-Устюгским ССРЗ.

1 из 2

Катамаран "Анатолий Угловский" проекта Р-104. Фото из личного архива Зотова Николая Михайловича. Из альбома к 70-летию от коллектива ЦТКБ Ленинград 15.11.84 год.

Новый теплоход со средней осадкой 1,56 м обладал хорошей остойчивостью и безопасностью плавания. В его закрытом салоне на главной палубе размещалось 135 пассажиров и, кроме того, 130 мест имелось на верхней палубе (с навесным тентом). При массовой перевозке пассажиров и длительности рейса до 1 ч катамаран в состоянии взять на борт до 600 чел. Два главных двигателя по 235 л.с. развивали скорость судна 22 км/ч.

В целях замены устаревших пассажирских теплоходов озерного типа ОМ и МО на Московском ССР3 развернулось строительство судов проекта № 81080 ЦТКБ МРФ пассажировместимостью 150 чел. и скоростью хода 20 км/ч. Головной теплоход «Московский-1» был сдан в эксплуатацию в 1983 г.

С 1985 года теплоход стал учебным судном Московского речного техникума и получил название "Учебный-3". С 1998 года носит на борту имя директора техникума - Владимира Сергеевича Удачина.

На пассажирские трассы вышло в 1984 г. новое судно на воздушной подушке типа «Луч» (скегового варианта) пассажировместимостью 60 чел.

В отличие от СВП «3арница» они имеют большую скорость движения, могут выходить с малых на магистральные реки (при волнении до 1,2 м). Продолжалось и строительство пассажирских теплоходов-катамаранов типа «Волга-1» и других судов.

Статья подготовлена по материалам книги "Речной транспорт в 1946-1985 годах" / Под ред.М.Н.Чеботарева. - М.: Транспорт, 1987 г.

Оригинал статьи размещен на Дзене

Если понравилась статья - ставим лайк и подписываемся на наш блог.

Статья 95. Общие положения

1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

2. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров).

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

4. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна.

7. В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

П. 8 ст. 95 применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 (ФЗ от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

8. Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить плату за проезд пассажира и за провоз его багажа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная плата за проезд и за провоз багажа подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

VIII. Перевозка ручной клади и багажа

90. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь (легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 метра или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 метра), общий вес которой составляет не более чем 36 килограммов и на скоростных судах не более чем 20 килограммов. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире .

91. Пассажир имеет право сдавать багаж для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки багажа .

92. Пассажир имеет право провозить багаж, общий вес которого составляет не более чем 50 килограммов.

93. Пассажиру разрешается сдавать для перевозки багаж, доставляемый по назначению на том же судне, на котором следует пассажир, при предъявлении билета на право проезда.

При отсутствии возможности провоза багажа на судне, на котором следует пассажир, с его согласия багаж может быть доставлен на другом судне, имеющем остановку в пункте назначения пассажира и выполняющем операции по приему и выдаче багажа.

94. Ручная кладь пассажира должна размещаться на отведенных для этой цели полках, под сиденьями, в специальных багажных помещениях или на руках у пассажира. Не допускается размещение ручной клади на сиденьях в общих помещениях, в креслах скоростных судов.

95. Пассажиру разрешается перевозить мелких домашних животных и птиц. Мелкие домашние животные и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах.

96. Перевозка собак крупных пород, в том числе охотничьих и служебных, производится в намордниках и с поводком, при наличии сопровождающего и в специально отведенных местах.

97. Пассажиры, провозящие мелких домашних животных и птиц, должны иметь при себе соответствующие ветеринарно-санитарные документы на животных, наличие которых проверяется ответственным лицом, уполномоченным капитаном судна при посадке на судно.

98. Перевозка мелких домашних животных и птиц производится на местах, отведенных для этого капитаном судна.

Перевозка собак, кошек, других животных и птиц в пассажирских помещениях не разрешается, за исключением судов, обслуживающих пригородные, внутригородские маршруты и переправы.

Действие настоящего пункта не распространяется на собак-проводников, обеспечивающих сопровождение инвалидов по зрению и собак весом до трех килограммов.

99. Пассажиры, провозящие мелких домашних животных и птиц, обязаны соблюдать чистоту.

100. Перевозка пассажиром ручной клади, мелких домашних животных и птиц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 97 КВВТ оформляется багажной квитанцией по форме, приведенной в приложении N 8 к настоящим Правилам.

101. На судах, обслуживающих экскурсионно-прогулочные маршруты, перевозка багажа не осуществляется.

102. На каждом месте багажа (на бирке или ярлыке) отправителем должна быть сделана маркировка, в которой указывается:

отправитель багажа (фамилия, имя, отчество);

После получения багажной квитанции перевозчик на каждое место багажа обязан нанести номер багажной квитанции.

На местах багажа, требующего особого с ним обращения при погрузке, выгрузке, перевозке и хранении, отправителем должны быть нанесены знаки специальной маркировки: "Верх", "Не кантовать", "Осторожно", "Не бросать", "Боится сырости".

103. Багаж, содержащий стеклянные предметы, должен иметь упаковку, гарантирующую целостность стекла при погрузке, выгрузке, перевозке и хранении, а также маркировку: "Осторожно, стекло!".

Скоропортящиеся продукты (мясные, рыбные, молочные, овощи, фрукты, сыворотки) принимаются для перевозки без перегрузки в пути следования при условии, что срок их хранения превышает срок доставки багажа в пункт назначения.

104. Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа, приведен в приложении N 9 к настоящим Правилам.

105. При приеме багажа для перевозки лицо, его осуществляющее, проверяет соответствие багажа и его упаковки требованиям настоящих Правил. В случае если багаж предъявлен к перевозке в неисправной упаковке, перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке.

106. На основании документа об оплате и в подтверждение приема багажа для перевозки пассажиру выдается багажная квитанция, а на билете пассажира делается отметка "Багаж".

107. Багаж может быть сдан пассажиром к перевозке с объявленной ценностью. Ценность багажа может быть объявлена для каждого места багажа.

В случае сомнения в правильности объявленной ценности лицо, принимающее багаж для перевозки, имеет право в присутствии пассажира осмотреть багаж, содержимое упаковки, а при возражении против такого осмотра - отказать в объявлении ценности багажа.

108. Багажная квитанция оформляется лицом, принимающим багаж для перевозки. При оформлении багажной квитанции оформляются также две копии багажной квитанции. Одна копия и корешок багажной квитанции вместе с багажом передаются лицом, принимающим багаж для перевозки, лицу, осуществляющему прием багажа на судно. Вторая копия багажной квитанции с подписью лица, осуществляющего прием багажа на судно, остается у лица, принимающего багаж для перевозки. При сдаче багажа в пункте назначения лицо, сдающее багаж с судна, передает корешок багажной квитанции лицу, принимающему багаж для выдачи получателю. Копия багажной квитанции с подписью лица, принимающего багаж для выдачи получателю, остается на судне. Багажная квитанция остается у пассажира.

109. При отсутствии лица, уполномоченного перевозчиком на выдачу багажа в пункте назначения, пассажир обязан получить багаж с судна до отправления судна в следующий рейс, если доставка багажа осуществляется на том же судне, на котором следует пассажир.

В случае если пассажир следует на одном судне, а доставка багажа осуществляется на другом судне, прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа сверх указанного срока взимается плата.

110. Допускаются по требованию пассажира выдача и прием багажа в речном порту (причале) по пути следования судна, на котором следует пассажир.

111. Багаж по прибытии в пункт назначения выдается владельцу багажа по предъявлении багажной квитанции. При выдаче багажа владельцем багажа производится проверка его состояния. На квитанции делается надпись "Багаж выдан", заверенная подписью лица, выдавшего багаж, и возвращается получателю багажа после его росписи в получении багажа на корешке багажной квитанции, который остается у перевозчика.

112. При желании получить багаж в промежуточном пункте остановки судна пассажир должен заблаговременно подать об этом письменное заявление капитану судна.

Выдача пассажиру багажа в промежуточном пункте производится при возможности его выгрузки без перемещения других мест багажа и при достаточном времени стоянки судна в этом пункте. Выдача пассажиру багажа производится и оформляется лицом, уполномоченным перевозчиком для этих целей в порту выгрузки багажа, а при отсутствии такого лица - лицом, принимавшим багаж на судне.

113. В случае утраты багажной квитанции владелец багажа может получить его только по предъявлении документа, удостоверяющего личность владельца багажа, по письменному заявлению на основании доказательств о принадлежности этого багажа. В заявлении должны быть указаны данные документа, удостоверяющего личность владельца багажа, требующего выдачи багажа. Факт получения багажа удостоверяется владельцем багажа росписью в корешке багажной квитанции.

114. В случае необнаружения багажа лицо, уполномоченное перевозчиком, на обороте предъявленной владельцем багажа багажной квитанции делает отметку "Багаж не прибыл" и заверяет подписью с указанием даты.

Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

В случае если багаж не найден по истечении 30 суток после окончания срока его доставки, владелец багажа имеет право требовать от перевозчика оплаты его стоимости.

Если багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца багажа и его доставку в речной порт (причал) назначения, указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

115. Багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт, может быть реализован перевозчиком в порядке, предусмотренном статьей 85 КВВТ .

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение - деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя - часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения - гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал - лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

1. Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

2. Перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица, признается перевозчиком общего пользования.

3. Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее - правила перевозок пассажиров).

Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг.

4. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна.

7. В соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Комментарии к ст. 95 КВВТ РФ

1. Перевозки пассажиров занимают значительное место в деятельности транспортных организаций. Они являются традиционными во многих речных бассейнах и обеспечивают транспортные связи приречных городов и населенных пунктов. Пассажирские суда осуществляют движение по транзитным, местным, пригородным и внутригородским маршрутам и на переправах.

В навигацию 2006 г. предприятиями внутреннего водного транспорта перевезено 18,6 млн. человек с пассажирооборотом 815,4 млн. пассажиро-километров (пкм), что ниже уровня 2005 г. соответственно на 2,1 млн. человек (89,9%) и 75 млн. пкм (91,5%). В 2007 г. уже 21 млн. человек воспользовались услугами внутреннего водного транспорта.

Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров, и комментируемый Кодекс не является исключением.

Согласно п. 1 статьи перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 .

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 7. Ст. 646.

Разработка и согласование в установленном порядке расписаний движения судов осуществляются ежегодно для обеспечения безопасности судоходства, качественного обслуживания пассажиров в портах и на стоянках, обеспечения конкуренции и равноправных условий деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров.

Расписание движения судов разрабатывается на основе предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Организация регулирования движения судов по внутренним водным путям осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. В силу п. 2 комментируемой статьи перевозчиком общего пользования является перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица.

В настоящее время порядок лицензирования перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" и Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 .

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 34. Ст. 3679.

Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 34. Ст. 3679.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" ).

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3345.

Лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта.

3. Оказание услуг по перевозкам пассажиров и их багажа осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 (далее - Правила перевозок пассажиров).

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 7. Ст. 646.

В Правилах перевозок пассажиров закреплены следующие основные понятия:

- исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте;

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Помимо Правил перевозок пассажиров, вопросы взаимоотношений исполнителей с потребителями и ответственности перевозчиков и пассажиров за нарушение обязательств, вытекающих из договоров перевозки, регулируются ГК РФ, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" , а также Правилами пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами, утверждаемыми в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее соответственно именуются Правила пользования судами и объектами).

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.

4. К пассажирским относятся те суда, которые предназначены для перевозок пассажиров и их багажа на внутренних водных путях, а также для отдыха и туристических путешествий. Перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 километров в час и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах. К скоростным судам предъявляются дополнительные требования. Так, в соответствии с Требованиями к конструкции судов внутреннего водного транспорта по бортам судна, под окнами, а также на крыше надстройки скоростных судов должны устанавливаться поручни. Обносный брус должен быть достаточной ширины (0,25 - 0,3 м), чтобы с него можно было осуществлять моечные и окрасочные работы.

Конвенция не применяется, если на договор перевозки распространяются:

a) положения морского права в силу того, что перевозка осуществляется частично по морю;

b) положения железнодорожного права в силу какой-либо международной конвенции.

Конвенция применяется, если договор перевозки заключен государством или юридическим лицом публичного права.

6. Перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна. Согласно ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (см. комментарий к ст. 97 КВВТ РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: