Понятие выявления раскрытия и расследования преступлений досудебная стадия производства по делу

Обновлено: 25.04.2024

В случаях, если обвиняемый скрылся от следствия (суда) или когда по иным причинам не установлено его место пребывания, а также при неустановлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, досудебное следствие (дознание) приостанавливается производством.

При организации работы по делам, приостановленным производством по указанным основаниям, перед руководителями следственного аппарата, криминальной милиции, органов внутренних дел возникают проблемы, связанные с обеспечением розыска скрывшихся преступников и тех из них, местопребывание которых не установлено по иным причинам, и необходимостью добиться раскрытия всех преступлений, включая преступления прошлых лет.

Практикой выработано два направления организаторской работы по рассматриваемым делам:

Работа по приостановленным делам должна планироваться. В планы работы следственного отдела, криминальной милиции и других подразделений (служб), которые взаимодействуют со следователями, необходимо включать соответствующие организационные, методические и иные мероприятия по вопросам взаимодействия, созданию следственно-оперативных, оперативных, оперативно-розыскных групп, равно как по организации и использованию иных форм взаимодействия, контроля за его ходом и результатами, оказанию методической и практической помощи участникам взаимодействия.

В следственных аппаратах и органах дознания проводится ежегодная (по состоянию на 1 января) инвентаризация приостановленных уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет и неразысканных преступниках, изъятых по таким делам следов и иных вещественных доказательств, с одновременной проверкой их использования для получения ориентирующей информации о личности преступников. Такая инвентаризация является формой контроля за своевременным заведением розыскных дел и дел оперативной проверки, объявлением в розыск обвиняемых, скрывшихся от органов расследования (суда), за своевременным возобновлением производства по приостановленным уголовным делам, когда место пребывания обвиняемых будет установлено, а также 4юрмой контроля за сохранностью следов и других вещественных доказательств.

Проведение ежегодных инвентаризаций приостановленных уголовных дел, по которым проводилось дознание или досудебное следствие, и изъятых по ним вещественных доказательств организуется приказом или устным указанием начальника горрайлиноргана внутренних дел (начальника УМВД, УМВДТ, ГУМВД, министра внутренних дел).

На этой основе начальник следственного отдела и начальник криминальной милиции организуют сверку уголовных дел, приостановленных производством органами дознания, с розыскными делами и делами оперативной проверки.

По итогам инвентаризации принимаются соответствующие меры:

  • решается вопрос со следователем (а при его возражении возбуждается ходатайство перед прокурором) о возобновлении расследования по приостановленным уголовным делам, при наличии к тому оснований;
  • немедленно заводятся розыскные дела и объявляется розыск скрывшихся от расследования обвиняемых, если это не сделано своевременно;
  • отбираются дела о нераскрытых преступлениях, совершенных сходными способами, решается вопрос со следователем (а при его возражении возбуждается ходатайство перед прокурором) о возобновлении по ним расследования при наличии к тому оснований;
  • создаются следственно-оперативные группы (группа) для раскрытия и расследования преступлений прошлых лет (группы преступлений прошлых лет, того или иного преступления прошлого);
  • в случае утраты следов и иных вещественных доказательств или приведения их в негодность вследствие небрежности при хранении принимаются меры, исключающие это в дальнейшем, решается вопрос об ответственности виновных лиц за утрату (порчу) следов (вещественных доказательств).

По приостановленным производством уголовным делам, по которым проводилось дознание, вышеуказанные варианты решений (мер) начальник органа дознания принимает самостоятельно либо обращается по данным вопросам к надзирающему прокурору, если у него возникают сомнения в правильности принятия того или иного решения.

Организация работы по раскрытию преступлений прошлых лет должна осуществляться на основе комплексного использования возможностей органов дознания, следственного аппарата, оперативно-розыскных, экспертно-криминалистических и иных подразделений органов внутренних дел, а также информационных центров. В необходимых случаях следует обращаться за содействием и помощью к другим правоохранительным органам: СБУ, налоговой милиции, таможенным органам, прокуратуре и др. Здесь исключительно велика роль первых руководителей горрайлинорганов внутренних дел, УМВД, УМВДТ, ГУМВД, МВД, которые должны обеспечивать интенсификацию оперативно-розыскной, процессуальной, информационной, экспертно-криминалистической, организационно-управленческой деятельности, улучшение взаимодействия, внедрение положительного опыта и современных научно-технических средств и средств связи. Они же должны осуществлять своевременное ресурсное и материально-техническое снабжение, оказывать необходимую помощь и обеспечивать содействие соответствующих сил и средств иных правоохранительных органов.

Особенности организации работы по делам прошлых лет о нераскрытых преступлениях обусловлены рядом факторов. К отрицательным последствиям в раскрытии преступлений приводят некачественные осмотры документов и мест происшествий, ненадлежащее проведение обысков и выемок, экспертиз, недостаточно полно проведенная работа по выявлению очевидцев и разнообразных источников информации, несвоевременное выявление лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений, недостаточное использование или отсутствие поисковой работы в преступной среде и в местах возможного появления лиц, совершивших преступления, т.е. все те ошибки и пробелы, которые были допущены на предыдущих этапах производства по уголовным делам.

В организации работы по такого рода делам прежде всего должны быть выявлены ранее допущенные недостатки, устранены их вредные последствия, восполнены пробелы.

Значительную роль играет фактор времени, который влияет в первую очередь на изменение вещественных доказательств, свидетепьских показаний, а также сказывается на психологии преступников. В дальнейшем у них может притупиться чувство осторожности, они могут начать реализацию добытого преступным путем, жить не по средствам, проговариваться, хвалиться, раскаиваться, указанные обстоятельства следует учитывать и с помощью тщательно продуманных тактических приемов и методов оперативно-розыскной деятельности выявлять и документировать факты так называемого уликового поведения заподозренных лиц, организовать их надлежащую проверку, проводить в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказания совместно с их оперативными частями работу по склонению заподозренных в совершении преступлений к явке с повинной. Особое внимание при этом следует уделять лицам, которые продолжительное время находились в розыске или «гастролировали», совершая преступления в разных регионах Украины и за ее пределами.

Руководители должны знать все нераскрытые преступления на обслуживаемой территории и обстоятельно анализировать относящуюся к ним информацию, уделяя внимание остатку дел не только текущего отчетного года, но и прошлых лет. Среди них необходимо выделить, во-первых, дела об умышленных убийствах, изнасилованиях, тяжких телесных повреждениях, бандитизме, разбойных нападениях и грабежах, а особенно дела о преступлениях, совершенных с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, другие дела о тяжких преступлениях и преступлениях, совершенных сходными способами, при сходных обстоятельствах, в совершении которых можно подозревать одних и тех же лиц (при этом совершивших преступления и на территориях, обслуживаемых другими отделами, управлениями); во-вторых, дела оперативной проверки, по которым имеется объективная информация для ведения оперативного поиска в преступной среде, а также о конкретных заподозренных лицах, подлежащих активной оперативной проверке. Такие дела необходимо закрепить за наиболее опытными сотрудниками или группами сотрудников, особенно из числа руководящего состава, а также специализирующимися по определенным линиям работы.

За деятельностью указанных сотрудников следует установить тщательный контроль, создать для них благоприятные условия, в необходимых случаях хотя бы временно освободив от ряда иных функций, систематически оказывать им помощь, обеспечить взаимодействие со следователями, экспертно-криминалистическими подразделениями, оперативными аппаратами мест лишения свободы и др. Особенно важна организация максимального использования при раскрытии преступлений возможностей системы оперативно-розыскных и справочных учетов органов внутренних дел, службы безопасности, налоговых органов различных уровней.

Большую роль в раскрытии преступлений пропетых лет играют меры оперативного поиска, осуществляемого как по инициативе, так и в соответствии с заданиями и ориентировками. Руководители обязаны следить за обновлением информации о нераскрытых преступлениях, внедрять оправдавшие себя на практике формы доведения ее до личного состава и применения в повседневной работе. Целесообразно повсеместное создание компьютерных банков данных о нераскрытых преступлениях и собранной о них процессуальной и иной информации.

При организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет следует широко внедрять в практику принцип специализации как следователей, так и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. В этой связи могут создаваться постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений прошлых лет. В их состав включаются опытные следователи, сотрудники оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции, а в необходимых случаях -сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и другие специалисты. Непосредственное руководство и контроль за деятельностью оперативных работников, включенных в состав таких СОГ, осуществляет начальник криминальной милиции, хотя в ряде случаев он может поручить данную линию работы своему заместителю.

Созданным специализированным следственно-оперативным группам по раскрытию и расследованию преступлении определенной категории целесообразно поручать и работу по нераскрытым преступлениям прошлых лет. Важнейшими факторами, определяющими эффективность деятельности специализированных следственно-оперативных групп по раскрытию преступлении прошлых лет являются: стабильность их состава, однородность выполняемой работы, поисковые принципы выбора ее направлений, согласованные планирование и деятельность следователей и других членов СОГ, постоянный процессуальный и ведомственный контроль за их деятельностью, оказание им практической и методической помощи.

В небольших следственных подразделениях и отделах внутренних дел из-за недостатка следственных кадров и сотрудников криминальной милиции специализированные следственно-оперативные группы не создаются. Однако и здесь возможна и необходима специализация путем возложения на одного из следователей функциональных обязанностей по организации раскрытия преступлений прошлых лет. Решением начальника органа внутренних дел (начальника криминальной милиции) к такому следователю необходимо прикрепить сотрудника оперативно-розыскного подразделения криминальной милиции.

Залогом эффективности в работе является четко организованный контроль за выполнением плановых и внеплановых мероприятий. При организации ведомственного контроля начальник органа внутренних дел (начальник криминальной милиции, начальник следственного подразделения) применяет обычные формы контроля: анализ статистических показателей процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; изучение уголовных, розыскных дел и дел оперативной проверки; проверку жалоб в пределах своей компетенции; проверку работы по делам прошлых лет; заслушивание дознавателей, следователей, оперативных работников, специалистов по вопросам взаимодействия, участия в раскрытии преступлений прошлых лет. Контроль должен быть постоянным, сопровождаться в необходимых случаях методической и практической помощью тем следователям, дознавателям, сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, которые в ней действительно нуждаются.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.

Борьба с преступностью, неотложной составляющей которой считается раскрытие и расследование преступлений, - важнейшая сторона правоохранительной деятельности. Выявление, раскрытие и расследование преступлений возлагается на прокуратуру, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и некоторые другие государственные органы и осуществляется путем расследования уголовных дел.

Расследование уголовных дел (предварительное расследование) - регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлече-'« нию лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспече- jjj нию возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятию мер по их устранению. Вместе с тем закон подчеркивает, что уголовное преследование в той же мере отвечает своему назначению, что и отказ от уголовного преследования невиновных, реабилитация каждого, кто необоснованно привлечен к ответственности. '

Правовые основы организации деятельности по раскрытию расследованию преступлений составляют Конституция РФ и принятый на ее основе Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливающий порядок уголовного преследования, т.е. деятельности, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, федеральные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда^ РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и международно-правовые акты.

Предварительное расследование подразделяется на две формы: дознание и предварительное следствие. Обе эти формы имеют определенное сходство и некоторые различия. Общее в том, что их деятельность направлена на выполнение одних и тех же задач применительно к различным видам уголовных преступлений и осуществ-ляедся на основе общих принципов уголовного судопроизводства. Различия сводятся к тому, что дознание и предварительное следствие осуществляется различными органами с неодинаковым объемом процессуальных полномочий и в определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Кроме того, на органы дознания возлагается проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Оперативно-розыскная деятельность, которая проводится уполномоченными на то оперативными подразделениями правоохранительных органов, тесно связана С раскрытием и расследованием преступлений. Согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий служит успешному раскрытию и расследованию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к ответственности.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ деятельность органов и должностных лиц по раскрытию и расследованию преступлений (далее - следователей и дознавателей) осуществляется с соблюдением следующих основных принципов.

Законность при производстве по уголовному делу. Акты и действия следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Нарушение закона влечет за собой признание недопустимым получение таким путем доказательства (ст. 7).

Неприкосновенность личности. Никто не может быть задержан или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Следователь, дознаватель обязаны в установленном порядке немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы (ст. 10).

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и ответчику, другим участником процесса расследования их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав.

Презумпция невиновности, т.е. признание того, что обвиняемый признается невиновным, пока его вина не будет установлена вошедшим в силу приговором суда, возлагаетбремй доказывания его вины на следователя, дознавателя (ст. 14).

Обеспечение права подозреваемого, обвиняемого на защиту. Следователь, дознаватель разъясняют их права и обеспечивают им возможность защищать себя всеми незапрещенными способами и средствами (ст. 16).

Свобода оценки доказательств. Следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основан-, ному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств^ руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17).

С учетом основных принципов предварительного расследования, следователь, дознаватель должны строго руководствоваться требованиями уголовно-процессуального законодательства, расширившего полномочия суда в досудебной стадии судопроизводства. Отнесение к полномочиям суда принятия решения о применении таких мер процессуального принуждения, как заключение под стражу и продление срока пребывания под стражей. Производство обыска и описи имущества, отстранение от должности обвиняемого и ряда других, налагает на следователя, дознавателя обязанность готовить обоснованные ходатайства и с согласия прокурора своевременно обращаться с ними в суд.

Организация выявления и расследования преступлений.

Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит, обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации.

Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по – разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК РФ. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию, имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Дознание форма предварительного следствия, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ст. 5, п. 8 УПК РФ). Дознание производится по уголовным делам небольшой и средней тяжести, указанных в ст. 150, п. 3,4.

Кроме того, на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно – розыскных и иных предусмотренных уголовно – процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно – розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования. Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершившим, соответственно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным обращениям. Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола).

В соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июня 1996 г. № 1113 (СЗ РФ, 1996, № 32, ст. 3895) на названное подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Расследование преступлений является составной частью уголовно­го процесса,заключающегося в упорядоченной законом деятельности органов дознания, следователя, прокурора и суда по возбуждению, рас­следованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел [105, с. 19]. Пра­вовой основой расследования преступлений в Российской Федерации является Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (УПК РФ). Стадии расследования преступлений приведе­ны на рис. 6.2.

Следующей стадией является предварительное расследование,ко­торое производится в формах предварительного следствия или дозна­ния.


Рис. 6.2. Стадии расследования преступлений

В форме предварительного следствия осуществляется расследова­ние подавляющего большинства уголовных дел, за исключением пре­ступлений небольшой и средней тяжести, по которым предварительное расследование производится в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями:

♦ прокуратур — по наиболее опасным и тяжким преступлениям (та­ким как убийства, похищение человека, терроризм, бандитизм, зло­употребление служебным положением, преступлениям высших должностных лиц, должностных лиц правоохранительных органов и органов власти и управления);

♦ органов ФСБ — по делам о преступлениях против государственной безопасности (например, государственная измена, шпионаж и др.), а также по угонам воздушных судов, терроризму, контрабанде и др.;

♦ органов внутренних дел — по основному массиву общеуголовных преступлений (таких, как квалифицированные кражи, мошенниче­ство, присвоения, растраты, вымогательство, грабеж, разбой и т. д.);

♦ органов ФСКН — по делам о преступлениях, связанных с НС и ПВ (ч. 2 ст. 228, ст. 229, ч. 2 и 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. 2 ст. 232, ч. 2 и 3 ст. 234 УК РФ), а также контрабанде НС и ПВ (ст. 188 УК РФ).

Согласно статье 162 УПК РФ, предварительное следствие по уго­ловному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 меся­цев со дня его возбуждения. Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурорами районов и городов либо их за­местителями. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокуроры субъектов РФ и их заместители могут продле­вать срок предварительного следствия до 12 месяцев. Дальнейшее про­дление производится в исключительных случаях Генеральным проку­рором РФ или его заместителями.

Предварительное следствие завершается составлением обвинитель­ного заключения, направляемого вместе с материалами дела прокуро­ру, который в течение 5 суток утверждает обвинительное заключение и передает дело в суд.

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

В сфере незаконного оборота наркотиков 1 дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 228, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 ста­тьи 232, статьей 233, частями 1 и 4 статьи 234 УК РФ. Функции органа дознания по данным преступлениям выполняют органы ФСКН. До­знание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовно­го дела. Оно может быть продлено прокурором не более чем на 10 суток.

Дознание завершается составлением обвинительного акта, утверж­даемого начальником органа и направляемого вместе с материалами дела прокурору, который в течение 2 суток утверждает обвинительный акт и направляет дело в суд.

Выводы предварительного расследования по всем обстоятельствам уголовного дела, изложенные в обвинительном заключении (или акте), носят для суда предварительный характер, являясь всего лишь версией обвинения, которую он должен проверить в условиях непосредственного исследования доказательств, на основе равноправия сторон и со­стязательности.

Составной частью криминалистики, нацеленной на вооружение след­ственных работников необходимыми в их профессиональной деятель­ности научно-методическими знаниями и навыками раскрытия, рас­следования и предупреждения преступлений, является методика рас­следования преступлений,включающая в себя:

♦ криминалистическую характеристику дантгой группы преступлений и обстоятельств, подлежащих первоочередному и последующему установлению;

♦ типовые следственные ситуации, возникающие на разных этапах рас­следования, следственные версии и планирование расследования;

♦ первоначальные и последующие методы собирания доказательст­венной и иной криминалистической информации;

♦ тактические и методические особенности отдельных следственных действий, криминалистических операций и взаимодействия следова­телей с оперативно-розыскными и контрольно-надзорными органами;

1 В целях настоящего раздела авторы прибегают к расширительному толкованию терми­на «наркотики», относя к ним, помимо непосредственно наркотических средств, психо­тропные, сильнодействующие и ядовитые вещества.

♦ особенности использования специальных знаний при расследова­нии данной группы преступлений;

♦ особенности предупреждения данных преступлений.

Криминалистическая характеристика преступления— это система обобщенных данных и основанных на них выводов и рекомендаций о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступ­ления, необходимых для организации и осуществления их всесторон­него, полного, объективного и быстрого раскрытия и расследования.

Проиллюстрируем методику расследования на примере преступле­ний в сфере незаконного оборота наркотиков. Как уже отмечалось вы­ше, к данной группе преступлений относятся составы статей 228, 228 1 , 228 2 , 229, 230, 231, 232, 233 и 234 УК РФ. Общим объектом всех этих преступлений является здоровье населения и общественная нравст­венность. В ряде случаев объектом, кроме того, может быть собствен­ность в любой ее форме, нормальная деятельность учреждений, рабо­тающих с наркотиками (например, аптечных), монополия государства или уполномоченных им органов на выращивание наркотикосодержа­щих культур.

Непосредственный предмет преступного посягательства составля­ют наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядо­витые вещества. При этом к числу природных (натуральных) НСотносятся: производные опийного мака — снотворный мак, маковая солом­ка, экстракционный опий, опий, морфин, кодеин, героин; производные конопли индийской — каннабис, марихуана, гашиш (анаша, план), гашишовое масло; производные кокаинового куста — листья коки, кокаи­новая паста, кокаин, крэк; производные эфедры (хвойника) — эфедрин, невретин. К полусинтетическим и синтетическим наркотикам относят­ся фенциклидин, псилоцибии, трпметилфентонил и др. По своему дей­ствию они являются анальгетиками, галлюциногенами, депрессантами и т. п. Следствием их употребления является возникновение психиче­ской и физической зависимости на фоне возрастающих для наркомана доз приема.

Незаконный оборот наркотиковявляется специфической обла­стью организованной преступной деятельности. Преступные организа­ции, занимающиеся наркобизнесом, характеризуются в литературе [46, с. 813] всеми типичными чертами современной организованной пре­ступной группы (ОПГ): четкой иерархией, наличием руководящего яд­ра, ролевым распределением функций членов, жесткой дисциплиной и строгой конспирацией, связями с коррумпированными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов, наличием каналов лега­лизации преступных доходов и прикрытия преступной деятельности. Организация преступного наркобизнеса зачастую носит транснацио­нальный характер.

Процесс расследования преступления принято делить на несколько этапов: первоначальный, последующий и заключительный.

На первоначальном этапе расследования на основе полученной пер­вичной информации, а также дополнительных данных (если была про­ведена проверочная деятельность) выдвигаются возможные следствен­ные версии и составляется план расследования.

Типичными следственными версиями, выдвигаемыми при рассле­довании данной группы преступлений, являются следующие:

♦ незаконный оборот наркотиков осуществляется ОПГ по так назы­ваемому «наркотрафику» — замкнутой технологической цепочке:

производство — транспортировка — сбыт наркодилеру — доведение до конечного потребителя (наркомана);

♦ наркотики сбываются самим изготовителем — нелегальным произ­водителем (сельскими жителями, выращивающими наркотикосодер­жащие культуры, подпольными лабораториями по переработке рас­тительного сырья или изготовлению полусинтетических и синтети­ческих наркотиков);

♦ хищение или вымогательство улегального производителя наркоти­ческого сырья и наркотиков (специализированных фармацевтиче­ских предприятий и аптечных учреждений) организованной пре­ступной группой в корыстных целях или наркоманом для удовле­творения собственных потребностей;

♦ имеет место инсценировка кражи наркотиков со стороны должност­ных лиц специализированных фармацевтических предприятий и ап­течных учреждений с целью сокрытия присвоения или растраты.

На первоначальном этапе расследования следствие в большинстве случаев планирует задержать участников наркопреступлений с полич­ным, а также проводит детальные допросы, обыски, осмотры мест изго­товления наркотиков, средств их транспортировки, сбыта и потребле­ния, обыски у преступников и их «криминальных «связей», допросы свидетелей, соответствующие оперативно-розыскные меры. Из числа судебных экспертиз на этом этапе расследования обычно проводится только судебно-химическая экспертиза веществ и материалов. Ее ос­новной вопрос — природа исследуемого вещества, обнаруженного у за­держанного.

Характер типичных следственных ситуаций на последующем эта­пе расследования в основном определяется результатами первоначаль­ных следственных действий. В одних случаях основным направлени­ем расследования является розыск уже установленного преступника, в других — еще не установленного, в-третьих — сбор дополнительных фактических данных, изобличающих уже задержанного преступника, и предъявление ему обвинения. Соответственно определяется комплекс необходимых следственных и оперативно-розыскных действий и их очередность. На этом этапе проводятся дополнительные экспертизы (судебно-фармакологическаясудебно-психиатрическая, агротехниче­ская и др.), допросы свидетелей, потребителей наркотиков (наркома­нов и токсикоманов), предъявление им, а также свидетелям для опознания обвиняемых, орудий преступления, помещений (наркоприто­нов), арест выявленного имущества дельцов наркобизнеса.

Типичные следственные ситуации и направление дальнейшего рас­следования на завершающем этапе главным образом связаны с качест­вом и полнотой данных, положенных в основу обвинения, отношением обвиняемого к собранным доказательствам, новым обстоятельствам, открывшимся при допросе.

Контрольные вопросы

1. Какие общественные отношения составляют предмет администра­тивного и уголовного права?

2. Дайте определение понятию административного правонарушения (проступка). Перечислите и раскройте его признаки.

3. Перечислите составы административных правонарушений в сфере оборота лекарственных средств.

4. Что такое административная ответственность и в чем ее отличие от ответственности уголовной?

5. Перечислите виды административных наказаний, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

6. Дайте определение понятию «преступление» и перечислите его ос­новные признаки.

7. Перечислите составы преступлений в сфере оборота лекарственных средств.

8. Назовите известные вам стадии преступления.

9. Что такое соучастие в преступлении? Какие формы соучастия и ви­ды соучастников вы знаете?

10. Дайте определения понятиям «уголовная ответственность» и «уго­ловное наказание».

11. Перечислите известные вам виды уголовного наказания.

12. Дайте определение понятию «судимость» и назовите юридические последствия признания лица судимым.

13. Что такое правоохранительная деятельность и какие ее направления вы знаете?

14. Раскройте содержание правоохранительной деятельности в сфере контроля за оборотом наркотиков.

Значение последующего этапа производства по уголовному делу заключается в логическом продолжении мероприятий, начатых при возбуждении уголовного дела и на первоначальном этапе расследования.

Инициатива в организации взаимодействия на последующих этапах производства обычно исходит от следователя, в производстве которого находится дело, однако она может исходить от начальника следственного отдела, от руководителя оперативно-розыскного подразделения или начальника правоохранительного органа, заинтересованного в эффективности окончания расследования. Организуя взаимодействие, следователь и соответствующие руководители должны обеспечить преемственность мероприятий, определить организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном этапе, задержан ли подозреваемый или он скрылся от органов расследования.

После установления лица, совершившего преступление, принимаются меры для привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, допроса и применения к нему меры пресечения. Предъявление обвинения конкретному лицу или группе лиц не всегда ведет к прекрашению взаимодействия. В большинстве случаев основные усилия участников взаимодействия после предъявления обвинения должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет доказывания по уголовному делу, в т.ч. выявление и изобличение всех соучастников, доказывание всех эпизодов их преступной деятельности и т.п. Информация из расследуемого уголовного дела с ведома органа, в производстве которого находится уголовное дело, если в этом возникает необходимость, используется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений для активизации оперативно-розыскной деятельности на обслуживаемых ими объектах и участках.

Если преступление на первоначальном этапе производства по делу окажется нераскрытым, руководители органов внутренних дел, следственного аппарата и оперативно-розыскных подразделений на последующих этапах обеспечивают:

  • согласованную работу сотрудников оперативно-розыскных подразделений со следователями и другими участниками взаимодействия по построению и отработке версий;
  • квалифицированное осуществление оперативно-розыскных и процессуальных мероприятий, проведение которых следователь может поручить органам дознания;
  • применение оперативно-розыскных возможностей для отработки версий, оперативной проверки подозреваемых, проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;
  • активное использование оперативно-технических средств, криминалистических методов и достижений науки и техники для раскрытия преступления (преступлений);
  • анализ информации о новых преступлениях, с тем чтобы обнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективный анализ информации о ранее совершенных преступлениях, в том числе на территориях/ обслуживаемых другими следственными и оперативно-розыскными аппаратами; контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание им эффективной практической и методической помощи.

Если принятые меры не приводят к раскрытию преступления, сотруднику соответствующего оперативно-розыскного подразделения следует дать указание о заведении дела оперативной разработки, что оформляется постановлением, которое утверждает начальник криминальной милиции.

По нераскрытому преступлению составляется план согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, копия которого помещается в дело оперативной разработки. В развитие этого плана составляется отдельный план оперативно-розыскных мероприятий. Первый утверждается начальником следственного отдела и начальником криминальной милиции (либо начальником органа внутренних дел и начальником следственного отдела), второй — начальником криминальной милиции. Руководители, утвердившие данные планы, осуществляют контроль за проведением запланированных мероприятий. При этом контроль за выполнением процессуальных мероприятий следователем (группой следователей) осуществляет начальник следственного отдела.

Одновременно с заведением дела оперативной разработки руководители должны принять решение по СОГ, которую в зависимости от сложности преступления, квалифицированности сотрудников, их загруженности по другим делам и т.п. можно оставить в прежнем составе, или создать новую следственно-оперативную группу, или частично обновить ранее созданную.

Эффективной формой организации взаимодействия на последующих этапах производства по уголовным делам зарекомендовали себя специализированные следственно-оперативные группы. Если при расследовании предполагается большой объем работы, то решением начальника следственного отдела или прокурора создается следственная группа, за которой в таких случаях решением начальника криминальной милиции (или решением начальника ОВД) могут быть закреплены для взаимодействия сотрудники оперативно-розыскных подразделений или оперативная группа, а также специалисты и другие сотрудники органа внутренних дел.

При организации работы по зональному принципу взаимодействие со следователем поручается сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, работающим в соответствующих зонах, где совершено преступление, а по линейному принципу — наиболее опытным сотрудникам криминальной милиции и при необходимости других оперативно-розыскных подразделений, а также руководящему составу.

Анализ сложившейся практики свидетельствует о том, что весьма эффективными являются следующие мероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:

  • повторные проверки по учетам;
  • дополнительное ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;
  • анализ материалов о других преступлениях (в том числе совершенных сходными способами);
  • направление заданий в места лишения свободы;
  • продолжение активного поиска преступников по приметам их внешности, возможным следам на одежде и теле;
  • активный поиск добытого преступным путем имущества;
  • дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности при наличии сомнений в том, что ранее это было сделано недостаточно профессионально;
  • повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;
  • использование обнаруженных на месте происшествия вещественных доказательств, включая микроследы, для выявления лиц, причастных к преступлению;
  • проверка заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если на первоначальном этапе производства по делу она не проводилась или проводилась поверхностно.

Положительные результаты нередко дает оперативная проверка в установленном порядке подозреваемых (обвиняемых) в совершении аналогичных (схожих) преступлений по месту их задержания, в том числе не только органами внутренних дел, но и другими правоохранительными органами. В необходимых случаях оперативные мероприятия в отношении таких лиц проводятся после их этапирования в места производства досудебного следствия по делу о нераскрытом преступлении (преступлениях). При этом работа с лицами, проходящими по другим уголовным делам, возможна и допустима только с разрешения следователей, в производстве которых находятся эти дела, при строгом соблюдении закона и ведомственных нормативных актов, регламентирующих данную форму взаимодействия.

Взаимодействие должно быть непрерывным до завершения расследования, однако интенсивность согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, равно как и иных мероприятий, регулируется с учетом достигаемых результатов.

Взаимодействие не следует сворачивать, если не все преступления раскрыты, не все эпизоды преступной деятельности выявлены, если имеются обоснованные предположения о причастности обвиняемых (подозреваемых) к совершению других преступлений.

Вряд ли можно считать взаимодействие завершенным, если согласованные процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия не обеспечили выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, данные следствия и оперативно-розыскной деятельности, а также результаты деятельности других подразделений не использованы при подготовке представления.

В процессе взаимодействия возможны коллизии и даже конфликты между следователями и взаимодействующими с ними сотрудниками других подразделений, которые разрешаются начальником следственного отдела совместно с руководителем соответствующего подразделения без нарушения при этом процессуальной самостоятельности и независимости следователя, профессиональной этики.

Если возникает необходимость в отмене процессуального решения следователя, то начальник следственного отдела по собственной инициативе либо начальник правоохранительного подразделения вносит предложение об этом надзирающему прокурору, который и разрешает вопрос по существу.

Признав неправоту сотрудников оперативно-розыскных подразделений, взаимодействующих со следователем, начальник криминальной милиции как их прямой начальник дает указание своим подчиненным действовать в соответствии с поручением (указанием) следователя. Аналогично поступают руководители и других подразделений правоохранительных органов, когда подчиненные им сотрудники оказываются неправыми в споре со следователем по поводу его письменных указаний и поручений, которые даны им в связи с расследованием уголовного дела органом дознания.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: