Понятие и виды руководства деятельностью аппарата суда

Обновлено: 25.04.2024

В каждом суде, независимо от того, каким звеном су­дебной системы он является, функционирует аппарат суда. Ом предназначен для того, чтобы организационно обеспечить рас смотрение судом конкретных дел. В отличие от Министерства юстиции и его органов, которые предназначены для решения общих вопросов организационного обеспечения деятельности суда, аппарат суда концентрирует свои усилия на создании организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам.В последние годы в аппарате судов произошли определенные перемены. Поскольку происходит реформа законодательства, судьи в своей работе должны использовать все новые и новые нормативно-правовые акты. Суды не остались в стороне от использования электронных систем поиска данных и тех­нологических нововведений. А это предполагает изменения вштате работников аппарата суда.Растущий объем дел предъявляет новые требования к белорусской судебной системе. Не исключено что с увеличением количества судей будет расти и численность помощников судей, консультантов, секретарей и других работ­ников аппарата суда, а это может привести к делегированию некоторых полномочий судей, в особенности по подготовке де­ла к слушанию.
11Понятие и система принципов правосудия

Правосудие осуществляется на основе принципов - общи положений, отражающих его природу. При этом они правосудие, объективны. Органызаконодательной властисоздают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведе­ние участников правоотношений.

Нормативная сторона принципов правосудия свидетель­ствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, но­сят название норм-принципов. Они воздействуют не на единич­ные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фикса­цию целые блоки общественных отношений. Границы регули­рующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы право­судия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важ­но, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отлича­ются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании прин­ципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и форму­лирования, которые соответствовали бы уровню развития госу­дарства и общества, отражали интересы человека.

Итак, принципами правосудия являются основные пра­вовые положения, выражающие природу и сущность правосу­дия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных пра­вовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принци­пов правосудия: 1) описание содержания принципа в нормепринципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания от­дельных сторон принципа. При закреплении принципов право­судия в законах приемы юридической техники имеют второсте­пенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явле­нию. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.

Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по осо­бенному проявляются в различных видах правосудия. Правосу­дие по конституционным, гражданским, судебным администра­тивным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит свое­образное преломление принципов правосудия. Уголовный про­цесс состоит из досудебной (следственной) уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализу­ются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в ста-1ии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинитель­ный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в част­ности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадиипроцесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности и разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Од-нако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

При выделении принципов правосудия необходимо по­ложить следующий главный критерий: правовая норма, претен­дующая на статус нормы-принципа, должна охватывать доволь­но широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приве­дет к нарушению системы, невозможности ее функционирова­ния в том виде, в каком она запрограммирована в законодатель­стве.

Исходя из предложенного критерия, в систему принци­пов правосудия входят: осуществление правосудия только су­дом; независимость судей при осуществлении правосудия; ра­венство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение обвиняемому права на защиту; всесто­ронность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государст­венного языка при осуществлении правосудия; гласность пра­восудия; участие в осуществлении правосудия народных засе­дателей или присяжных заседателей.

Все эти принципы равноценны. Очередность их пере­числения значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися.

УПК различает две формы дознания:

1) дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия обязательно;

2) дознание, по делам, по которым производство пред­варительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствияобязательно, состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Например, проводит осмотр места преступления, обыск, допрос и т.д.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно состоит в том, что орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные УПК меры для установления обстоятельств, подлежащих дока­зыванию по уголовному делу. По этой категории уголовных дел материалы дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

Дознание проводит руководитель органа дознания. Он может поручить дознание подчиненным, которые при произ­водстве дознания именуются лицами, производящими дознание, т.е. дознавателями. Между руководителем органа дознания и лицом, произ­водящим дознание (дознавателем) существуют, с одной сторо­ны, отношения служебного характера, а с другой - уголовно-процессуальные как участников уголовного процесса. Лицо, производящее дознание (дознаватель) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторон­нем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Оно вправе обжаловать указания руководите­ля органа дознания надзирающему прокурору, а указания над­зирающего прокурора - вышестоящему прокурору. Однако об­жалование не приостанавливает выполнение указаний.

УПК исчерпывающе определяет перечень органов дознания. В систему органов дознания входят различные государ­ственные органы. Дознание осуществляется ими наряду с другими функциями.

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию оп­ределенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

Милиция Республики Беларусь состоит из: 1) криминальной милиции; 2) милиции общественной безопас­ности; 3) специальной милиции; 4) транспортной милиции; 5) милиции по борьбе с организованной преступностью и кор­рупцией. Они взаимодействуют при выполнении стоящих пе­ред ними задач.

2.Органы гос. Безопасности.3.Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.4. Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изолято­ров- по уголовным делам о преступлениях против установлен ного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, со вершенных в расположении указанных учреждений.

Следует обратить внимание, что начальники указанных учреждений имеют право органов дознания по двум категориям дел: 1)о преступлениях против установленного порядка несе­ния службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений.5. Органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.Органы пограничных войск имеют право вести дознание по делам о нарушениях или попытке к нарушению государст­венной границы. Они предпринимают меры оперативно-розыскного характера, производят задержания, обыски, осмот­ры, допросы и другие следственные действия. 6. Таможенные органы - по уголовным делам, отнесен­ным законом к их ведению.Таможенная деятельность является исключительной мо­нополией государства. Эта деятельность осуществляется в пре­делах таможенной территории и таможенной границы Респуб 1 лики Беларусь.7. Органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

8. Органы государственного пожарного надзора-по

уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.

Для органов государственного пожарного надзора про­изводство дознания не является единственной и основной их функцией. Основными их задачами является работа по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности.9. Капитаны морских или речныхсудов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Бе­ларусь,- по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах.Юрисдикция органа дознания в лице капитана распро­страняется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех дру­гих лиц, находящихся на судне, за исключением лиц, пользую­щихся дипломатическим иммунитетом.10. Главы дипломатических представительстви консульских учреждений Республики Беларусь- по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих пред­ставительств.

22. Понятиеи основные признаки судебной власти

Тезис о том, что судебная власть должна представлять собой абсолютно самостоятельную и независимую часть госу­дарственной власти впервые был выдвинут в XVIII веке правоведом и философом Шарлем де Монтескье в его тео­рии разделения властей. Он полагал, что власть в государ­стве должна быть разделена на три части: исполнительную, законодательную и судебную, что нет свободы там, где судеб­ная власть не отделена от исполнительной изаконодатель­ной, В советское время эта концепция отвергалась, однако в настоящее время признана единственно правильной, что на­шло отражение в ст. 6 Конституции РБ, которая гласит: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществ­ляется на основе разделения ее на законодательную, испол­нительную исудебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». В ст. 109 Конституции прямо записано, что «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам», то есть Кон­ституцией определено, что судебная власть — один из видов государственной власти.

Судебная власть — система независимых судов, наделен­ных властными полномочиями по окончательному разреше­нию от имени государства правовых споров, применению пре­дусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Есть и другие подходы к определению судебной власти. Судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам — судам, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и спра­ведливости принимаемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом признаков.

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами.

2. Исключительность судебной власти.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в стро­гом соответствии с процессуальным законом.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 45. Аппарат арбитражного суда

1. Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

3. Аппарат арбитражного суда:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

4. Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

5. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

6. Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

ГАРАНТ:

Распоряжением Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 7 августа 2014 г. N 106-р штатные расписания федеральных судов отнесены к служебной информации ограниченного распространения, относящейся к несекретной информации, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью

8. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена пунктом 8.1 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

8.1. Имеющие классные чины работники аппарата арбитражного суда обеспечиваются служебным обмундированием.

Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена пунктом 8.2 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

8.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата арбитражного суда, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена пунктом 8.3 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

8.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата арбитражного суда, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 45 дополнена пунктом 8.4 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

8.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

9. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам аппарата арбитражного суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

10. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 45 настоящего Федерального конституционного закона

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ в часть 4 статьи 38 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

ГАРАНТ:

Распоряжением Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 7 августа 2014 г. N 106-р штатные расписания федеральных судов отнесены к служебной информации ограниченного распространения, относящейся к несекретной информации, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью

Информация об изменениях:

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.1 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.2 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.3 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 38 дополнена частью 7.4 с 27 апреля 2022 г. - Федеральный конституционный закон от 16 апреля 2022 г. N 1-ФКЗ

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 38 настоящего Федерального конституционного закона

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: