На компенсацию каких затрат в кластере могут быть направлены субсидии государственной поддержки

Обновлено: 26.04.2024

Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег […], а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца […].

Из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, 01.03.2018

Согласно паспорту национального проекта «Экология» в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и уменьшения совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на 20 % и более) около 7000 объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), должны до конца 2024 г. решиться на «зеленую» модернизацию своих производственных мощностей и начать переход на принципы технологического нормирования и внедрение наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Внедрение НДТ на крупном промышленном предприятии — это стратегическое решение, связанное со значительными затратами, и чем крупнее объект НВОС, тем значительнее финансовые расходы природопользователя. За счет каких источников хозяйствующие субъекты будут компенсировать такие значительные дополнительные расходы?

Для предотвращения непомерного возрастания собственных расходов природопользователей законодательством предусмотрен ряд весьма эффективных адресных мер государственной поддержки, структурированных по типам и размеру финансируемых проектов и хозяйствующих субъектов.

В данной статье мы постараемся понятным языком описать основные, по мнению авторов, меры господдержки внедрения НДТ: субсидии на компенсацию части затрат в рамках выпуска «зеленых» облигаций и поддержка крупных инвестиционных проектов в рамках Фабрики проектного финансирования.

Мера господдержки 1

Субсидии на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ

Какова цель предоставления субсидии?

Поддержка реализации мероприятий федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология».

Кто может претендовать на субсидию?

Организации, которым необходимо «зеленое» перевооружение производства в целях реализации программы повышения экологической эффективности (далее — ППЭЭ) на объекте I категории (для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов) и которые в момент обращения не получают иных субсидий или мер поддержки от государства на аналогичные цели.

На что предоставляется субсидия?

Субсидия предоставляется организациям на возмещение части фактически понесенных и документально подтвержденных затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным после 01.01.2019 в рамках реализации инвестиционных проектов по перевооружению производства в рамках ППЭЭ, в т.ч. инвестиционных проектов, реализуемых их дочерними организациями.

Государством может быть просубсидировано до 70 % указанных затрат при закупке зарубежного оборудования и до 90 % затрат при закупке отечественного оборудования[1].

К сведению

Облигации — это долговой инструмент с фиксированной доходностью. Размещая такие бумаги на бирже, предприятие путем продажи облигации привлекает средства инвесторов и выплачивает инвестору фиксированный уровень дохода (проценты, или так называемый купонный доход по облигации).
Выплаты купонного дохода производятся обычно раз в полгода, по наступлении срока погашения облигаций полностью выплачивается оставшийся долг.
Финансирование проектов посредством выпуска «зеленых» облигаций осуществляется путем размещения облигационного займа на рынке ценных бумаг под реализацию специальных проектов, отвечающих перечню требований (в первую очередь направленных на экологизацию производства и ресурсосбережение).

Инвестиционный проект должен включать в себя:

• расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС;

• расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для достижения целей, предусмотренных ППЭЭ объекта I категории.

Каковы условия получения субсидии?

Условия получения субсидии:

1. ППЭЭ объекта I категории, в рамках выполнения мероприятий которой подготовлен инвестиционный проект и размещены облигации, одобрена межведомственной комиссией.

2. Облигации выпускаются организацией на срок не менее 1 года (для каждого выпуска) на цели, предусмотренные ППЭЭ объекта I категории.

3. Облигации должны быть выпущены и размещены на бирже как «зеленые» облигации или в секторе НДТ Московской Биржи.

4. Реализация инвестиционного проекта предусматривает расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов в рамках ППЭЭ объекта I категории.

5. Общая стоимость выпуска облигаций составляет не более 30 млрд руб., облигации номинируются в валюте Российской Федерации.

6. Инвестиционный проект должен пройти отбор (конкурс), который организуется 2 раза в год специальной межведомственной комиссией на базе Минпромторга России.

Куратор программы — Минпромторг России (совместно с Фондом развития промышленности).

[1] См. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2019).

А.В. Кондратьев, директор АНО «Равноправие»
Л.А. Ерошкина, начальник информационно-аналитического отдела АНО «Равноправие»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2020.

Узнать больше:

Меры господдержки внедрения НДТ: кто может претендовать на финансовую помощь и как ее получить?

Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег […], а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца […].

Из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, 01.03.2018

Согласно паспорту национального проекта «Экология» в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и уменьшения совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на 20 % и более) около 7000 объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), должны до конца 2024 г. решиться на «зеленую» модернизацию своих производственных мощностей и начать переход на принципы технологического нормирования и внедрение наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Внедрение НДТ на крупном промышленном предприятии — это стратегическое решение, связанное со значительными затратами, и чем крупнее объект НВОС, тем значительнее финансовые расходы природопользователя. За счет каких источников хозяйствующие субъекты будут компенсировать такие значительные дополнительные расходы?

Для предотвращения непомерного возрастания собственных расходов природопользователей законодательством предусмотрен ряд весьма эффективных адресных мер государственной поддержки, структурированных по типам и размеру финансируемых проектов и хозяйствующих субъектов.

В данной статье мы постараемся понятным языком описать основные, по мнению авторов, меры господдержки внедрения НДТ: субсидии на компенсацию части затрат в рамках выпуска «зеленых» облигаций и поддержка крупных инвестиционных проектов в рамках Фабрики проектного финансирования.

Мера господдержки 1

Субсидии на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ

Какова цель предоставления субсидии?

Поддержка реализации мероприятий федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология».

Кто может претендовать на субсидию?

Организации, которым необходимо «зеленое» перевооружение производства в целях реализации программы повышения экологической эффективности (далее — ППЭЭ) на объекте I категории (для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов) и которые в момент обращения не получают иных субсидий или мер поддержки от государства на аналогичные цели.

На что предоставляется субсидия?

Субсидия предоставляется организациям на возмещение части фактически понесенных и документально подтвержденных затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным после 01.01.2019 в рамках реализации инвестиционных проектов по перевооружению производства в рамках ППЭЭ, в т.ч. инвестиционных проектов, реализуемых их дочерними организациями.

Государством может быть просубсидировано до 70 % указанных затрат при закупке зарубежного оборудования и до 90 % затрат при закупке отечественного оборудования[1].

К сведению

Облигации — это долговой инструмент с фиксированной доходностью. Размещая такие бумаги на бирже, предприятие путем продажи облигации привлекает средства инвесторов и выплачивает инвестору фиксированный уровень дохода (проценты, или так называемый купонный доход по облигации).
Выплаты купонного дохода производятся обычно раз в полгода, по наступлении срока погашения облигаций полностью выплачивается оставшийся долг.
Финансирование проектов посредством выпуска «зеленых» облигаций осуществляется путем размещения облигационного займа на рынке ценных бумаг под реализацию специальных проектов, отвечающих перечню требований (в первую очередь направленных на экологизацию производства и ресурсосбережение).

Инвестиционный проект должен включать в себя:

• расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС;

• расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для достижения целей, предусмотренных ППЭЭ объекта I категории.

Каковы условия получения субсидии?

Условия получения субсидии:

1. ППЭЭ объекта I категории, в рамках выполнения мероприятий которой подготовлен инвестиционный проект и размещены облигации, одобрена межведомственной комиссией.

2. Облигации выпускаются организацией на срок не менее 1 года (для каждого выпуска) на цели, предусмотренные ППЭЭ объекта I категории.

3. Облигации должны быть выпущены и размещены на бирже как «зеленые» облигации или в секторе НДТ Московской Биржи.

4. Реализация инвестиционного проекта предусматривает расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов в рамках ППЭЭ объекта I категории.

5. Общая стоимость выпуска облигаций составляет не более 30 млрд руб., облигации номинируются в валюте Российской Федерации.

6. Инвестиционный проект должен пройти отбор (конкурс), который организуется 2 раза в год специальной межведомственной комиссией на базе Минпромторга России.

Куратор программы — Минпромторг России (совместно с Фондом развития промышленности).

[1] См. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2019).

А.В. Кондратьев, директор АНО «Равноправие»
Л.А. Ерошкина, начальник информационно-аналитического отдела АНО «Равноправие»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2020.


Директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко и заместитель директора по проектно-аналитической работе Ассоциации Леонид Данилов рассказали, что сегодня государство активно поддерживает промышленные кластеры.

Андрей Шпиленко обратил внимание на многозначность термина «кластер» и на то, что существующие сегодня, например, инновационно-территориальные кластеры курирует Минэнерго, а промышленные – Минпромторг. И у каждого из них своя задача.

«По большому счёту, Минпромторг подразумевает под словом «кластер» знакомый нам с советского времени территориально-производственный комплекс – то есть предприятия, взаимосвязанные между собой. У Минпромторга абсолютно прагматическая задача – выпуск промышленной продукции. Промышленные кластеры определены сегодня как один из инструментов территориального развития промышленности – это чётко прописано в ФЗ о промполитике», - отметил эксперт.

Он рассказал, что промышленные предприятия, сформировавшие кластер (имеющие юридический статус участника кластера), могут получать компенсацию затрат, понесённых при реализации совместных проектов. «Размер компенсации может составить до 50%. При этом субсидии поступают на основании соглашения с Минпромторгом России напрямую промышленным предприятиям», - подчеркнул А.Шпиленко.

Требования, которые необходимо выполнить предприятиям, чтобы формально стать кластером и попасть в реестр Минпромторга РФ, прописаны в Постановлении правительства РФ №779. После того, как кластер оформится, его участники могут приступать к планированию совместных проектов и заключать соответствующие соглашения. Результатом совместной деятельности должна стать продукция, которая входит в список импортозамещения. На реализацию проекта даётся 5 лет. По истечению этого периода на предприятиях должно на 15% увеличиться количество рабочих мест. Кроме того, должен быть достигнут один из следующих показателей: снижение на 10% затрат на закупку комплектующих у внешних организаций, 10%-ный рост выручки участников проекта, 10%-ный рост доли добавленной стоимости инициаторов проекта или же 10%-ный рост затрат на закупку комплектующих у инициаторов проекта. Если же не все условия будут соблюдены или обнаружатся ошибки в документах, выплаченные компенсации придётся вернуть.


Минпромторг России начал работу по формированию реестра промышленных кластеров для предоставления господдержки.

В январе 2016 года Правительством России было принято постановление от 28.01.2016 №41 , которым утверждены Правила предоставления субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов, а также комплекс нормативных актов, регулирующих порядок организации работы Министерства в целях реализации Постановления. Правила содержат ряд нововведений, которые отличают их от существующих аналогичных документов, направленных на государственную поддержку развития инновационных территориальных кластеров. Работа с промышленными кластерами уже начата, ожидается, что ее первые результаты станут известны в середине года.

В 2013-2015 гг. субъектам Российской Федерации, в которых локализованы пилотные кластеры, предоставлялись субсидии из средств федерального бюджета общим объемом 5,05 млрд рублей на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития кластеров.

Вместе с тем инициированный в 2016 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации механизм предоставления субсидий на реализацию совместных проектов участников промышленных кластеров характеризуется рядом особенностей, связанных как с процедурой отбора промышленных кластеров, так и с порядком предоставления субсидии в целях их поддержки.

Получатели средств федеральной субсидии и порядок ее предоставления

Главная отличительная черта нового подхода состоит в том, что государственная поддержка со стороны Минпромторга России будет направлена на совместные проекты по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения, представляющие собой комплекс процессных и (или) технологических мероприятий по созданию и развитию производственной кооперации между участниками промышленного кластера.

Следует отметить, что помимо инициаторов совместного проекта Правилами вводится понятие «участник совместного проекта», которым должен являться участник промышленного кластера, обязующийся или имеющий намерения по приобретению продукции, произведенной инициаторами в рамках реализации совместного проекта. При этом участник совместного проекта может одновременно выступать одним из инициаторов совместного проекта в случае финансового участия в его реализации.

Особенностью процедуры предоставления субсидии станет то, что поддержка будет осуществляться не в форме межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены кластеры (как в случае с инновационными территориальными кластерами), а в форме непосредственного предоставления субсидии инициаторам совместных проектов.
Субсидия будет предоставляться на возмещение части затрат, понесенных в рамках реализации совместного проекта, после заключения соответствующего договора с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на весь срок реализации совместного проекта, не превышающий 5 лет.

Критерии совместного проекта

По условиям Правил, совместный проект, претендующий на поддержку, должен соответствовать следующим критериям:

  • включать не менее одного инициатора и участника совместного проекта;
  • предусматривать обязанность инициатора(ов) совместного проекта осуществить за счет собственных средств или иных внебюджетных источников до даты подачи заявки на участие в отборе или в течение 12 месяцев с даты заключения договора о предоставлении субсидии не менее 50 процентов всего объема затрат, предусмотренных на реализацию совместного проекта;
  • иметь заключение о проведении экспертизы сметной стоимости совместного проекта организацией, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • обеспечивать достижение на 5-й год с начала реализации совместного проекта увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест в объеме не менее 15 процентов общей среднесписочной численности персонала инициаторов совместного проекта;
  • обеспечивать достижение значения одного из целевых индикаторов или показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Эффективность реализации совместного проекта будет оцениваться с учетом системы целевых показателей, включающих: среднесписочную численность персонала; количество высокопроизводительных рабочих мест; затраты на закупку комплектующих у организаций, не являющихся участниками промышленного кластера; затраты всех участников совместного проекта на закупку комплектующих, произведенных инициатором совместного проекта; объем добавленной стоимости; выручка. Все показатели рассчитываются по каждому инициатору совместного проекта.

Направления субсидирования затрат

Направления выделения средств федеральной субсидии промышленным кластерам также имеют свои особенности. Так, субсидия будет предоставляться иниц иатору совместного проекта на возмещение части затрат, понесенных в рамках реализации совместного проекта на осуществление широкого спектра процессных и технологических мероприятий.

В свою очередь, реализация этих мероприятий может осуществляться как силами специализированной организацией промышленного кластера, так и иных организаций, обладающих соответствующими компетенциями и опытом.

В части субсидируемых процессных мероприятий Постановлением определены:

  • подготовка необходимой документации для проведения лицензирования, сертификации продукции, работ, услуг;
  • сертификации системы менеджмента качества;
  • аттестация и сертификация производства и оборудования;
  • предоставление образовательных услуг;
  • разработка нормативной и методической документации, обеспечивающей развитие производственного менеджмента.

Из числа технологических мероприятий будут субсидироваться:

  • приобретение, доставка, монтаж, проведение пусконаладочных работ новых машин и оборудования;
  • лизинговые платежи за приобретаемые в российских организациях основные средства;
  • приобретение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов;
  • разработка специализированных конфигураций программного обеспечения;
  • разработка конструкторской документации на промышленную продукцию и комплектующие;
  • разработка технологий и технологических процессов производства промышленной продукции;
  • проведение контроля, измерений и испытаний промышленной продукции, изготовлению прототипов, экспериментальных образцов, а также опытных партий промышленной продукции.

Кроме того, Постановлением №41 предусмотрена оплата процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015-2018 годах, на реализацию обозначенных выше процессных мероприятий, а также на реализацию технологических мероприятий, предусматривающих, в том числе, затраты капитального характера на строительство и (или) реконструкцию производственных зданий.

Процедура отбора промышленных кластеров и совместных проектов

Отбор промышленных кластеров, а также совместных проектов для включения в соответствующие реестры будет проводиться Минпромторгом России по заявительному принципу в два этапа.. На первом этапе осуществляется подтверждение соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям, установленным постановлением Правительства России № 779 (далее ― Требования). На втором этапе отбираются совместные проекты для включения в специальный реестр совместных проектов и последующего предоставления финансирования.

Документы, поступившие от специализированных организаций промышленных кластеров, будет рассматривать специальная Комиссия ( Приказ Минпромторга России №130 от 26.01.2016г. ). З аседания Комиссии будут проводиться ежемесячно по мере поступления документов от заявителей.

В свою очередь отбор совместных проектов будет осуществляться образованной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Комиссией по отбору совместных проектов участников промышленного кластера.

Опыт сотрудников компании в создании промышленных, отраслевых и территориальных кластеров

Наш опыт в разработке документов для создания и развития отраслевых и территориальных

инновационно-производственных кластеров в Республике Татарстан и регионах России:






Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы - программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования, консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка регламентирующих и программных документов (положения, регламенты, программы) для Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) - поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес, помощь в получении финансовых ресурсов

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Развитие системы государственной поддержки индустриальных парков и промышленных технопарков реализации региональной промышленной политики Минпромторг России

Чем мы можем быть полезны:
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!

Семинар «Развитие системы государственной поддержки реализации региональной промышленной политики».

Вопросы для обсуждения:

  • Каковы основные направления реализации региональной промышленной политики в Российской Федерации?
  • Каковы будут финансовые и не финансовые меры поддержки?
  • Как изменятся требования, предъявляемые к промышленной инфраструктуре (индустриальным паркам и промышленным технопаркам) для получения мер государственной поддержки?
  • Какие новые меры государственной поддержки промышленной инфраструктуры (индустриальных парков и промышленных технопарков) появятся в рамках программ Минпромторга России?
  • Как изменятся существующие меры поддержки индустриальных парков и промышленных технопарков в рамках программ Минпромторга России?
  • Какова роль ГИСИП в реализации региональной промышленной политики?

Развитие поддержки региональной промышленной инфраструктуры в 2020-2025 гг.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОПАРКИ

О мерах государственной поддержки в целях развития региональной промышленной политики:

1. ЗАПУСК МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИИ ЧАСТИ ВЛОЖЕНИЙ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ В ИНФРАСТРУКТУРУ ПАРКОВ ЗА СЧЕТ ВОЗВРАТА ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ПРЕДПРИЯТИЙ - РЕЗИДЕНТОВ (АНАЛОГ ППРФ № 1119, с 2021 г.)

2. ЗАПУСК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КРЕДИТНОГО ПРОДУКТА В РАМКАХ ЛИНЕЙКИ ФРП ПО ЛЬГОТНОМУ ЗАЕМНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ (ПОД 0%) РЕЗИДЕНТОВ ПАРКОВ (прорабатывается)

ДЛЯ КОГО эти 2 механизма?

1 ГРУППА РЕГИОНОВ - 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития - будут поддержаны 5 парков

  • Алтайский край
  • Республика Адыгея
  • Республика Алтай
  • Республика Карелия
  • Республика Калмыкия
  • Республика Марий Эл
  • Республика Тыва
  • Республика Чувашия
  • Курганская область
  • Псковская область

2 ГРУППА РЕГИОНОВ - 27 регионов приоритетные геостратегические - будут поддержаны 30 парков

3. ДОРАБОТКА МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИИ ЧАСТИ ВЛОЖЕНИЙ РЕГИОНОВ В ИНФРАСТРУКТУРУ ПАРКОВ ЗА СЧЕТ ВОЗВРАТА ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ПРЕДПРИЯТИЙ - РЕЗИДЕНТОВ (ППРФ № 1119, с 2021 г.) – снижение целевых показателей и упрощение механизм отбора

Для кого - все 85 регионов - все 316 парков - доступность для всех проектов в РФ

4. ПРОДЛЕНИЕ СУБСИДИРОВАНИЯ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ НА КРЕДИТЫ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАРКОВ В 2020-2023 гг. (ППРФ № 831, с 2021 г.)

Для кого - все 85 регионов - все 316 парков - доступность для всех проектов в РФ

О мерах государственной поддержки в целях развития региональной промышленной политики. Координация региональной политики

ЗАПУСК МЕХАНИЗМА ЕДИНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СУБСИДИИ

Обновление постановления Правительства России от 15.03.2016 №194 НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ:

1. Докапитализация и создание сети региональных фондов развития промышленности

2. Компенсация части затрат на услуги технологического присоединения к коммунальной инфраструктуре

3. Компенсация части затрат на уплату лизинговых платежей предприятий на приобретение машин и оборудования

4. Субсидирование части затрат промышленным предприятиям на закупку оборудования

Минпромторг намерен переформатировать систему поддержки промышленных кластеров. Обязательным критерием предоставления господдержки может стать организация производства продукции или компонентной базы для нацпроектов и экспорта. Об этом рассказал в интервью "РГ" замминистра промышленности и торговли России Алексей Беспрозванных.

Минпромторг

Как изменится подход к развитию промышленных и индустриальных парков в ближайшее время?

Алексей Беспрозванных: Минпромторг совместно с другими ведомствами работает над созданием единой архитектуры мер господдержки индустриальных парков и технопарков и повышением эффективности использования федеральных ресурсов.

Задача минпромторга - унифицировать требования внутри страны между разными ведомствами, так или иначе курирующими тему технопарков, индустриальных парков и кластеров. Мы сейчас расширяем список объектов, которые могут входить в реестр, включая туда, например, агропарки, агробиотехнопарки.

Еще одним важным звеном новой политики в отношении инфраструктурных объектов станет масштабное использование государственной системы промышленности ГИСИП. Она создана по заказу минпромторга для мониторинга развития региональной промышленной инфраструктуры, а также демонстрации подготовленных площадок инвесторам при принятии решения об открытии новых производств. У нас большие планы на эту систему, думаем, она может быть очень эффективна для понимания целостной картины промышленности в стране. Сейчас мы совместно с Росстатом разрабатываем инструментарий статистического учета для повышения полноты и достоверности информации о развитии региональной промышленной инфраструктуры.

Какова сейчас динамика по привлечению резидентов? Сколько уже удалось собрать налогов и создать рабочих мест?

Алексей Беспрозванных: С 2015 года минпромторгом совместно с региональными властями и предприятиями созданы и включены в реестр 49 промышленных кластеров с ежегодным объемом выпускаемой продукции свыше 1,3 трлн рублей. За это время в федеральный бюджет поступило больше 12 млрд рублей налогов и создано больше 30 тысяч рабочих мест.

В 2013 году, например, было создано 36 индустриальных парков, а в 2018 году их насчитывалось уже 227, и из них больше половины - частных. В индустриальных парках создано 174 тысячи высокопроизводительных рабочих мест. Причем в индустриальные парки страны приходят и иностранные партнеры - это бизнес США, Японии, Турции, Германии. Уже 14 стран вложили свои средства в наши инфраструктурные объекты промышленности. Всего за 2013-2019 гг. частными инвесторами вложено свыше 600 млрд рублей в открытие новых производств.

Какую поддержку получает бизнес?

Алексей Беспрозванных: В рамках механизма поддержки сейчас мы возмещаем предприятиям до 50% затрат на реализацию кластерных проектов: НИОКР, опытная партия, проценты по кредитам, лизинг, закупка технологической оснастки, программно-аппаратных комплексов. Механизм хорошо отработан и популярен среди регионов. Губернаторы поддерживают его применение, а местные министры промышленности хорошо осведомлены о порядке работы. Совместно с ними мы провели сбор информации о планах кластеров по реализации проектов импортозамещения и увидели серьезный интерес к этой теме.

Минпромторг намерен перейти от компенсации затрат предприятий кластеров к поощрению за достижение результатов

Чтобы быть включенным в реестр, парк или кластер должен соответствовать определенному стандарту. KPI определяются той мерой поддержки, на которую претендует инвестор, и той специализацией, которая есть у региона, где функционирует объект. Например, во многих регионах отдается преимущество малому бизнесу.

Учитывает ли новая кластерная политика "умную специализацию" регионов - отраслевую специфику, наличие квалифицированных кадров?

Алексей Беспрозванных: Сегодня наша главная цель - избежать хаотичного импортозамещения и получить синергетический эффект, задействовав ключевые промышленные специализации регионов. Так что именно производственные компетенции субъектов учитываются в этой системе.

Сейчас действуют семь межрегиональных промышленных кластеров. Например, межрегиональный Кластер электронных приборов, материалов и компонентов в Ставрополье и Белгородской области реализует проект по созданию крупнейшего в мире производства пластин из кристаллов синтетического сапфира больших и сверхбольших диаметров. По итогам его реализации в 2020 году будет локализовано производство продукции с высокой добавленной стоимостью, создано и модернизировано более 280 новых высокопроизводительных рабочих мест и сгенерировано более 2 млрд рублей налогов. 95% конечной промышленной продукции кластера предназначено на экспорт в 25 стран.

Самый крупный межрегиональный промышленный кластер - "Композиты без границ", функционирующий в Татарстане, Саратовской и Московской областях с 2018 года. Там организуется выпуск углеродных волокон. В результате его реализации в 2022 году будет локализовано высококонкурентное производство углеволокна и тканей из препрегов на основе ПАН-волокон. Благодаря этому проекту предприятие кластера "Алабуга-Волокно" увеличит объем промпроизводства более чем на 3 млрд рублей, в федеральный бюджет дополнительно поступит свыше 500 млн рублей налоговых и таможенных платежей. Будет создано 130 новых высокопроизводительных рабочих мест.

Как вы оцениваете работу региональных властей по развитию промышленных кластеров?

Алексей Беспрозванных: Сегодня регионы - лидеры по числу успешных кластеров - это Татарстан (10 кластеров), Челябинская область (7), Санкт-Петербург (4), Ульяновская область (3) и Ставропольский край (2). Снижение административных барьеров и разнообразие производственных компетенций в регионах активно способствуют развитию кластерных структур.

Вместе с тем, учитывая все успехи кластерной политики в России, мы все равно понимаем, что настало время менять требования и переходить на новый уровень развития. В частности, мы предлагаем переориентировать программы развития кластеров и установить в качестве критерия предоставления господдержки обязательное условие организовать производство продукции или компонентной базы для нацпроектов и экспортного потенциала.

Также важно перейти от компенсации затрат предприятий промышленных кластеров к поощрению за достижение результатов. Причем по этим пунктам будут вполне понятные четкие критерии: прирост объемов промпроизводства по отношению к размеру субсидии должен составлять 5 к 1; прирост объемов производственной кооперации с другими участниками кластера по отношению к размеру субсидий - 3 к 1; прирост налоговых отчислений в федеральный бюджет по отношению к размеру субсидии - 1,5 к 1.

Необходимо провести приоритезацию господдержки для кластерных проектов с участием предприятий ОПК и сделать акцент на обязательстве по наращиванию промышленного производства гражданской продукции.

Требования регионов к паркам, получающим субсидии, значительно разнятся. Будут ли созданы одинаковые соглашения со всеми регионами?

Алексей Беспрозванных: Именно этим мы сейчас активно занимаемся. Цель подписываемых сейчас с региональными властями дополнительных соглашений как раз в координации действий на всех уровнях для обеспечения успешной работы индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров в регионах. Они гармонизируют региональное и федеральное законодательство.

Допсоглашения позволят получать более полную информацию о промышленной продукции, необходимой для выполнения региональных проектов, и о возможностях предприятий производить и поставлять такую продукцию. Это даст возможность вовлечь отечественного производителя в рынок региональных и муниципальных закупок с использованием ГИСИП, которую мы сейчас активно реформируем. Важным элементом является создание возможности импортозамещения комплектующих конечной продукции.


Какая поддержка предоставлена резидентам и управляющим компаниям технопарков в связи с эпидемией?

Алексей Беспрозванных: Во время пандемии минпромторг связался с каждым регионом и распространил рекомендации по поддержке управляющих компаний парков и кластеров. В частности, мы предложили компенсировать выпадающие доходы путем предоставления субсидий или льготных займов на промышленную инфраструктуру и пополнение оборотных средств. Мы рекомендовали распространить на управляющие компании индустриальных парков и технопарков режим непрерывной работы, меры поддержки МСП, освободить от уплаты налога на имущество и земельного налога или снизить ставку, предусмотреть "арендные каникулы", не применять штрафные санкции при невыполнении целей или обязательств.

Видим, что множество регионов отреагировали на наши рекомендации и выполнили их, тем самым обеспечив задел на более быстрое восстановление экономики.

Будут ли субсидии на создание объектов промышленной и технологической инфраструктуры частных промышленных технопарков?

Алексей Беспрозванных: Да, поддержка частных промышленных парков - это один из наших приоритетов. Возьмем пример Краснодарского края - частный индустриальный парк Wildberries. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров принял участие в церемонии закладки символической сваи в его фундамент. Этот амбициозный проект поможет создать дополнительные рабочие места для малого и среднего бизнеса и нарастить долю отечественной продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Сегодня мы как никогда заинтересованы в появлении большего числа подобных инициатив, развивающих взаимовыгодное сотрудничество крупного бизнеса с регионами.

Для этого мы готовы компенсировать регионам затраты на строительство индустриальных парков и промышленных технопарков за счет налоговых отчислений резидентов этих объектов в федеральный бюджет.

Вхождение в реестр индустриальных парков дает возможность инициатору проекта обратиться за предоставлением налоговых льгот по налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на землю. Также можно получить иные преференции, в частности, предоставление земельных участков целевым образом, снижение ставки арендной платы, административную поддержку проекта.

Как это работает?

Алексей Беспрозванных: Схема следующая: частный инвестор строит индустриальный парк и обеспечивает привлечение резидентов. Регион при этом начинает возмещать часть затрат инвестора по созданию парка, либо начинает строить часть внешней инфраструктуры для парка: подъездные дороги, электроподстанцию, внешние линейные объекты. После этого регион может подать заявку в минпромторг на получение компенсации затрат по поддержке за счет возврата налоговых и таможенных платежей резидентов в федеральный бюджет. Ему вернут вложенные средства, при этом в регионе появится промышленный объект, предоставляющий новые рабочие места.

Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег […], а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца […].

Из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, 01.03.2018

Согласно паспорту национального проекта «Экология» в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и уменьшения совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на 20 % и более) около 7000 объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), должны до конца 2024 г. решиться на «зеленую» модернизацию своих производственных мощностей и начать переход на принципы технологического нормирования и внедрение наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Внедрение НДТ на крупном промышленном предприятии — это стратегическое решение, связанное со значительными затратами, и чем крупнее объект НВОС, тем значительнее финансовые расходы природопользователя. За счет каких источников хозяйствующие субъекты будут компенсировать такие значительные дополнительные расходы?

Для предотвращения непомерного возрастания собственных расходов природопользователей законодательством предусмотрен ряд весьма эффективных адресных мер государственной поддержки, структурированных по типам и размеру финансируемых проектов и хозяйствующих субъектов.

В данной статье мы постараемся понятным языком описать основные, по мнению авторов, меры господдержки внедрения НДТ: субсидии на компенсацию части затрат в рамках выпуска «зеленых» облигаций и поддержка крупных инвестиционных проектов в рамках Фабрики проектного финансирования.

Мера господдержки 1

Субсидии на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ

Какова цель предоставления субсидии?

Поддержка реализации мероприятий федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология».

Кто может претендовать на субсидию?

Организации, которым необходимо «зеленое» перевооружение производства в целях реализации программы повышения экологической эффективности (далее — ППЭЭ) на объекте I категории (для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов) и которые в момент обращения не получают иных субсидий или мер поддержки от государства на аналогичные цели.

На что предоставляется субсидия?

Субсидия предоставляется организациям на возмещение части фактически понесенных и документально подтвержденных затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным после 01.01.2019 в рамках реализации инвестиционных проектов по перевооружению производства в рамках ППЭЭ, в т.ч. инвестиционных проектов, реализуемых их дочерними организациями.

Государством может быть просубсидировано до 70 % указанных затрат при закупке зарубежного оборудования и до 90 % затрат при закупке отечественного оборудования[1].

К сведению

Облигации — это долговой инструмент с фиксированной доходностью. Размещая такие бумаги на бирже, предприятие путем продажи облигации привлекает средства инвесторов и выплачивает инвестору фиксированный уровень дохода (проценты, или так называемый купонный доход по облигации).
Выплаты купонного дохода производятся обычно раз в полгода, по наступлении срока погашения облигаций полностью выплачивается оставшийся долг.
Финансирование проектов посредством выпуска «зеленых» облигаций осуществляется путем размещения облигационного займа на рынке ценных бумаг под реализацию специальных проектов, отвечающих перечню требований (в первую очередь направленных на экологизацию производства и ресурсосбережение).

Инвестиционный проект должен включать в себя:

• расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС;

• расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для достижения целей, предусмотренных ППЭЭ объекта I категории.

Каковы условия получения субсидии?

Условия получения субсидии:

1. ППЭЭ объекта I категории, в рамках выполнения мероприятий которой подготовлен инвестиционный проект и размещены облигации, одобрена межведомственной комиссией.

2. Облигации выпускаются организацией на срок не менее 1 года (для каждого выпуска) на цели, предусмотренные ППЭЭ объекта I категории.

3. Облигации должны быть выпущены и размещены на бирже как «зеленые» облигации или в секторе НДТ Московской Биржи.

4. Реализация инвестиционного проекта предусматривает расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов в рамках ППЭЭ объекта I категории.

5. Общая стоимость выпуска облигаций составляет не более 30 млрд руб., облигации номинируются в валюте Российской Федерации.

6. Инвестиционный проект должен пройти отбор (конкурс), который организуется 2 раза в год специальной межведомственной комиссией на базе Минпромторга России.

Куратор программы — Минпромторг России (совместно с Фондом развития промышленности).

[1] См. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2019).

А.В. Кондратьев, директор АНО «Равноправие»
Л.А. Ерошкина, начальник информационно-аналитического отдела АНО «Равноправие»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2020.

Узнать больше:

Меры господдержки внедрения НДТ: кто может претендовать на финансовую помощь и как ее получить?

Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег […], а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца […].

Из послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, 01.03.2018

Согласно паспорту национального проекта «Экология» в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха и уменьшения совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на 20 % и более) около 7000 объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), должны до конца 2024 г. решиться на «зеленую» модернизацию своих производственных мощностей и начать переход на принципы технологического нормирования и внедрение наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Внедрение НДТ на крупном промышленном предприятии — это стратегическое решение, связанное со значительными затратами, и чем крупнее объект НВОС, тем значительнее финансовые расходы природопользователя. За счет каких источников хозяйствующие субъекты будут компенсировать такие значительные дополнительные расходы?

Для предотвращения непомерного возрастания собственных расходов природопользователей законодательством предусмотрен ряд весьма эффективных адресных мер государственной поддержки, структурированных по типам и размеру финансируемых проектов и хозяйствующих субъектов.

В данной статье мы постараемся понятным языком описать основные, по мнению авторов, меры господдержки внедрения НДТ: субсидии на компенсацию части затрат в рамках выпуска «зеленых» облигаций и поддержка крупных инвестиционных проектов в рамках Фабрики проектного финансирования.

Мера господдержки 1

Субсидии на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ

Какова цель предоставления субсидии?

Поддержка реализации мероприятий федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология».

Кто может претендовать на субсидию?

Организации, которым необходимо «зеленое» перевооружение производства в целях реализации программы повышения экологической эффективности (далее — ППЭЭ) на объекте I категории (для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов) и которые в момент обращения не получают иных субсидий или мер поддержки от государства на аналогичные цели.

На что предоставляется субсидия?

Субсидия предоставляется организациям на возмещение части фактически понесенных и документально подтвержденных затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным после 01.01.2019 в рамках реализации инвестиционных проектов по перевооружению производства в рамках ППЭЭ, в т.ч. инвестиционных проектов, реализуемых их дочерними организациями.

Государством может быть просубсидировано до 70 % указанных затрат при закупке зарубежного оборудования и до 90 % затрат при закупке отечественного оборудования[1].

К сведению

Облигации — это долговой инструмент с фиксированной доходностью. Размещая такие бумаги на бирже, предприятие путем продажи облигации привлекает средства инвесторов и выплачивает инвестору фиксированный уровень дохода (проценты, или так называемый купонный доход по облигации).
Выплаты купонного дохода производятся обычно раз в полгода, по наступлении срока погашения облигаций полностью выплачивается оставшийся долг.
Финансирование проектов посредством выпуска «зеленых» облигаций осуществляется путем размещения облигационного займа на рынке ценных бумаг под реализацию специальных проектов, отвечающих перечню требований (в первую очередь направленных на экологизацию производства и ресурсосбережение).

Инвестиционный проект должен включать в себя:

• расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС;

• расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для достижения целей, предусмотренных ППЭЭ объекта I категории.

Каковы условия получения субсидии?

Условия получения субсидии:

1. ППЭЭ объекта I категории, в рамках выполнения мероприятий которой подготовлен инвестиционный проект и размещены облигации, одобрена межведомственной комиссией.

2. Облигации выпускаются организацией на срок не менее 1 года (для каждого выпуска) на цели, предусмотренные ППЭЭ объекта I категории.

3. Облигации должны быть выпущены и размещены на бирже как «зеленые» облигации или в секторе НДТ Московской Биржи.

4. Реализация инвестиционного проекта предусматривает расходы инвестиционного характера на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению НВОС, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов, и (или) нормативов допустимых сбросов в рамках ППЭЭ объекта I категории.

5. Общая стоимость выпуска облигаций составляет не более 30 млрд руб., облигации номинируются в валюте Российской Федерации.

6. Инвестиционный проект должен пройти отбор (конкурс), который организуется 2 раза в год специальной межведомственной комиссией на базе Минпромторга России.

Куратор программы — Минпромторг России (совместно с Фондом развития промышленности).

[1] См. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2019).

А.В. Кондратьев, директор АНО «Равноправие»
Л.А. Ерошкина, начальник информационно-аналитического отдела АНО «Равноправие»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2020.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: