Политико правовой или принцип реального действия права в государстве

Обновлено: 26.04.2024

законности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к законный. Чувство законности. Законность претензий.

Состояние, положение, характеризующееся соблюдением законов. Наблюдалось полное отсутствие законности.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ж. 1 .см. законный. 2. Соблюдение законов, положение при к-ром жизнь общества охраняется законами. Соблюдение законности.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Отвлеч. сущ. по знач. прил.: законный.

Соблюдение закона, законов (1); положение, при котором общественная жизнь и деятельность обеспечиваются законами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

принцип безусловного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона и судебных решений. Предполагает эффективную защиту законных интересов и прав граждан, возможность судебного обжалования действий должностных лиц. Требование законности впервые было выдвинуто в период революций 17-18 вв.

Большой юридический словарь

(верховенство закона) - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. - один из элементов демократии и правового государства.

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие "законность":

Большая Советская Энциклопедия

неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. З. представляет собой одну из сторон демократического государственного строя, выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений.

Будучи элементом политической демократии определённого классово-исторического типа, З. всегда соответствует её природе и служебной роли. Буржуазная З. ≈ это господство в общественных отношениях законов, выражающих волю буржуазии и, следовательно, как и вся буржуазная демократия, ≈ в конечном счёте средство утверждения и защиты интересов эксплуататоров. В относительно мирные периоды развития капиталистического общества пролетариат и руководимые им трудящиеся массы выступают за укрепление З., против попыток реакционных сил подорвать буржуазно-демократический политический режим, т.к. в этих условиях буржуазная демократия и З. как её элемент представляют собой при капитализме политическую почву для организации пролетариата и развёртывания его борьбы за свои интересы, права и свободы, в конечном счёте ≈ за социализм.

Социалистическая З. до полной и окончательной победы социализма является одним из важных методов осуществления диктатуры пролетариата. После того как исторической цели рабочего класса становятся также целями и нового, колхозного крестьянства и новой, народной интеллигенции, пролетарская З. вместе со всей социалистической демократией перерастает во всенародную. В общенародном государстве социалистическая З. служит интересам всего народа. В соответствии с принципами социалистической демократии основными чертами социалистической З. являются: верховенство законов в системе юридических актов, верховенство соответствующих законам решений местных Советов над актами нижестоящих органов государства и должностных лиц; строжайшее исполнение местными органами актов центральных органов власти и управления и недопущение вмешательства центральных органов в законную и целесообразную оперативную деятельность на местах; неуклонная реализация прав и свобод граждан и недопущение какого бы то ни было произвола органов государства и должностных лиц по отношению к гражданам; строжайшее исполнение гражданами своих правовых обязанностей перед обществом, государством и согражданами. Социалистическая З., правопорядок ≈ основа нормальной жизни общества, социалистической дисциплины, порядка, являющихся средством общественного упрочения социалистического способа производства, непременное условие успешного решения задач коммунистического строительства.

Укрепление социалистической З. имеет огромное значение для нормального функционирования всего экономического механизма. В связи с переходом к нэпу В. И. Ленин подчёркивал, что «чем больше мы входим, в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти, чем дальше идет развитие гражданского оборота, тем настоятельнее необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности. » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 329). Разъясняя мысль В. И. Ленина, ЦК ВКП (б) указывал, что «вопрос о революционной законности вовсе не случайно был выдвинут жизнью, ибо революционная законность вызывается хозяйственной необходимостью» («КПСС в резолюциях. », 8 изд., т. 4, 1970, с. 131). Эти положения остаются актуальными в условиях экономической реформы, осуществляемой в СССР (начиная с 1965), поскольку социалистическая экономика может наиболее успешно развиваться как единое хозяйство только при условии строжайшей плановой и договорной дисциплины, строжайшей З. как в отношениях между органами управления и предприятиями, так и между самими хозяйственными органами (см. также Дисциплина государственная ).

Многие нарушения З. при социализме ≈ результат буржуазных и иных пережитков в сознании граждан, поэтому особо важное значение приобретает задача искоренения правонарушений, ликвидации наиболее вредных проявлений пережитков несоциалистической идеологии, психологии и морали в сознании и поведении отдельных людей.

Объективные основы существования и незыблемости социалистической З. составляют социалистический общественный и государственный строй, исключающие эксплуатацию, частную собственность и произвол. КПСС и Советское государство ведут постоянную работу, направленную на упрочение режима социалистической З., рассматривая укрепление З. как общегосударственную, общепартийную задачу. В социалистическом государстве осуществляется целая система мер по укреплению З. В эту систему входят как меры убеждения, профилактики, непосредственного общественного воздействия на правонарушителей, совершенствование юридической гарантий З., так и применение государственного принуждения для исполнения правовых установлений (применение мер уголовного наказания и т.п.).

Дальнейшее расширение демократических прав, свобод и институтов органически сочетается с решительных требованием соблюдения советских законов, неотвратимости ответственности за нарушения З.

политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но прежде всего как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо.

В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим).

В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и

подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания.

В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе:нет 3.без демократии и нет демократии без 3.

Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3.. при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой 4юрмы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Содержание 3. составляет такое законодательство. которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность):

Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3.

Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотвор-ческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала.обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3.. целесообразность и реальность 3.

Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы,а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством:

а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.

Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина;

в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение: г) равенство граждан перед законом и судом.

Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений. которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами;

б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и

законам: в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов.

В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами. не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.

Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.

К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы): б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных. религиозных конфликтов): в) духовно-нравственные (патриотизм,значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям): г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).

Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства. закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности: б) эффективность мер юридической ответственности.применяемых к правонарушителям: в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права: г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3.

Лит.: Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 1991:Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976;

Венгеров А.Б. Законность, как ее понимал Вышинский//Общественные науки и современность. 1989, № 6; Конституционная законность и прокурорский надзор. Сборник статей. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М.. 1997.

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

  1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2. Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Выделяют общие и специальные гарантии.

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы.

Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния.

В современном мире законность является индикатором отношений общества к правам, раскрывает уровень гуманистических содержаний правовой реальности под углом практической реализации права. Нацеленность общества на охрану и защиту прав человека, исключение произвола и бесправия предполагает упрощение законности, как основы формирования и осуществления идеи правовой справедливости. Данная идея является основным критерием для оценки правового состояния общества, его граждан. Необходимо понимать отношения категорий справедливости и законности.

Законность выступает официальным критерием совпадения нравственно-правовых оценок в акте реализации прав. В некоторых ситуациях может казаться, что не всё законное справедливо. Поэтому не следует отождествлять эти явления. Несмотря на широкую литературу, взаимосвязь между ними и их общими и специфическими моментами еще не исследованы.

  1. Одни авторы пытаются выяснить, какой принцип, законность или правосудие, более широкий.
  2. Другие исследователи решительно объединяют оба этих принципа, считая законное справедливым и справедливое законным.
  3. Третьи исследователи считает, что законность – неотъемлемая часть социальной справедливости и возводят справедливость к какому-то «суперпринципу». Такая концепция взаимоотношений законности со справедливостью не может признаться успешной. Она не дает ясности поставленному вопросу. Потому что процедура подъема в ранг «суперпринципа» оказывается на практике безжизненной. Тем не менее, законность не может быть осмыслена без справедливости, и наоборот.

Сравнение справедливости и законности

Единство справедливости и законности – основное нравственное начало. Все, что говорится о ценностях права общества, для личности и государства, касается справедливости и законности. Таким образом, они являются руководящими началами общественного отношения, используя формальность законодательства как принцип права. Несмотря на то, что функционально в своем содержании законность и правосудие связаны с правом, взаимодействия между ними следует охарактеризовать как взаимное воздействие однопорядковых социальных явлений.

Закон и справедливость, как идеальные ценности, охватывает всю юриспруденцию. На этапе подготовки законопроектов появляется немало правовых противоречий. Отсутствие соответствующей реакции может приводить к дефектности закона, который еще не принят, и, в результате, к нарушению законности.

Это отступление от регламентов принятия законов, загроможденность законодательства нормами, которые недоступны населению. Предотвращение таких фактов на этапе правового творчества выступает важнейшим условием для успешной реализации закона.

Все возникающие в обществе конфликты, споры, претензии, кто бы их ни затрагивал, решаются с точки зрения законности и правды.

Таким образом, справедливость и законность являются основой всего правоприменения. К их общим требованием относится защита прав и свобод участников правовых отношений и соблюдение равноправия граждан к закону и суду. Нельзя считать требования справедливости и законности реализованными при вынесении решения, нарушающего права.

При этом принципиально то, что наличие специальных функций и полномочий органов государственной власти и служащих в правоприменительной деятельности не значит, что они только субъекты правовой деятельности, направленной на обеспечение справедливости и законности. Напротив, главным условием является именно правозащитная деятельность граждан, юридических лиц, общественного объединения и гражданских обществ в целом и их непрерывное, согласное и систематическое соблюдение требований закона. Каждый субъект права, вне зависимости от его правового статуса, является формально-равным участником установления, функционирования и совершенствования законности, справедливости общественной жизни.

Закон и право тщательно связаны с объективной истиной, ее процессом установления и доказательства в процессе рассмотрения и разрешения правовых дел. Истина – основа справедливости и необходимое условие, без которого невозможно оценить какую-либо ситуацию, принимать справедливое решение. Поиски истины в любом деле являются главной задачей каждого дела.

На самом деле законность базируется и на истине. Достигать истину можно только правильно применив все необходимые законные средства для этой цели. Поэтому без истины и без правды невозможно принимать ни одно законное и справедливое решение в деле. Сравнимые явления – оценочные категории. Закон предполагает строгое, а не «слепое» исполнение правовых норм. В связи с этим концепция законности выполняет функцию характеристики как поведения субъектов, так и действия нормативно-правовых актов. Поэтому все государственные органы, организации и должностные лица связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации.

В этом смысле совершенно недопустимы с точки зрения закона все действия участников правовых отношений, нарушающие требования юридических предписаний, на основании которых проводится объективное исследование всех обстоятельств дела и злоупотребление полномочиями.

На сегодняшний день в России деятельность судов не вызывает особого доверия населения. Судебные ошибки, допущенные по невнимательности, вынесение необоснованных решений становятся довольно частым явлением.

Сохраняется потребность в законности и справедливости, при всестороннем рассмотрении юридических обстоятельств исследуемого дела, при компенсации физического и морального вреда пострадавших и пострадавших в денежной форме. Несоблюдение законных и справедливых требований является основанием для отмены несправедливых решений правоприменительных органов или их должностных лиц. Увы, не всегда это подтверждает судебное законодательство.

Разграничение законности и справедливости

Разграничения категорий справедливости и законности начинаются с того, что справедливость является нравственным идеалом общества, имеющим конкретную историческую характеристику уровня развития общества и отношений людей. Идея правды возникла еще до возникновения государства, права, а, следовательно, и закона. Последняя возникает вместе с созданием государственных институтов правового регулирования. Законность органически связана с правом, не может существовать без него. Поэтому справедливость в первую очередь является нравственным и ценностным явлением общественной жизни, а законность относится к политико-правовым явлением.

Это положение определяет различие формирования сравниваемых понятий в нормативной документации. Как принцип права и правоприменения, законность закреплена во всем российском законодательстве. Не всегда справедливость находит свое формальное отражение в правовых аспектах и, следовательно, в основном «работает» как принцип правосознания. Указанное отличие обусловлено различными направлениями реализации правовой и законной справедливости. Справедливость более субъективна, поскольку она воплощает представление о пределах отношения к другим и их отношения к вам. А законность имеет более объективное значение, поскольку она не является иным процессом реализации утвержденных правил по этим пределам.

В правозащитной сфере тоже важны законность и справедливость. При изучении нормативного акта законности требуется точное соответствие действия этого акта материальным и процессуальным нормам. Справедливость отражает в законах потребности и интересы субъектов прав, адекватные уровню развития общества.

Монтескье заметил, что созданные людьми законы должны были предшествовать возможности праведных отношений. Законодатель не творит законы, он их не создает, а лишь формулирует, выражает в них внутренний закон духовного отношения. Т.е. законность является формальным требованием, оценивающим события или действия в смысле правомерности и неправомерности, а справедливость – это нравственный императив, который характеризует человеческие поступки в смысле добра и зла, хорошего и плохого, честного и бесчестного, благородного и неблагородного и т.д.

Справедливость общая для нравственности и прав. Однако в нравственной и правовой системе она не одинакова по содержанию.

Нормы прав нередко содержат понятия оценки, не имеющие строго формального признака выражения своей сущности. Потому что применение их без привязки к понятию справедливости просто невозможно.

О правильности сделанного вывода свидетельствует позиция законодателя, допускающая разрешение дела в случае пробелов в праве на основе требований добросовестности, разумности и справедливости, которые лежат вне законодательства (ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ и др.). Сказанное подтверждает и анализ юридической практики, где судам также предписано руководствоваться непосредственно общими принципами права при неурегулированности спорного правоотношения нормами закона.

Однако справедливость должна не быть беспредельной, так как правоприменительная процедура затрагивает правовые и свободные права других участников дела. Судья вправе учитывать эти интересы при соблюдении предписаний морали, защищающих от преступлений других лиц путем права, и может пренебречь ими, без всяких последствий, вытекающих из этого.

В современном мире проблема взаимодействия закона и правды должна быть решена так. Справедливость в качестве исходной, определяющей идеи, установки является нравственным основанием и содержанием концепции законности. Законодатель при введении правовых норм не может отрицать существующих представлений о правосудии. Но это не значит превосходство справедливости в отношении законности.

Идея о первенстве справедливости и ее господстве может привести к неопределенности в жизнь общества и стать основой произвольного действия. Поэтому взаимодополняемость и взаимодействие законности и справедливости не должны подменяться.

Связь справедливости и законности не имеет одностороннего значения. Несмотря на то, что законность возникает именно на основе справедливости правовых норм, после ее установления она становится важнейшим фактором для обеспечения справедливой жизни. Законодательство содействует осуществлению на практике требований и правил справедливости. И законность в данном качестве является показателем справедливости, которую государство признает и гарантирует.

Проблема справедливости в осуществлении законов есть, но только в рамках законодательства как проблемы выбора решений. Действия субъектов правоприменения проецируются не только по официальному уровню, закрепленному в законе, но и по целесообразным результатам, которых стремятся добиться участники правовых отношений. Таким образом, важно принимать во внимание также нравственные и правовые убеждения, которые играют роль инструментов внутреннего общественного контроля и действуют на человека.

Российская правовая концепция описывает принципы правового государства,опираясь на те конституционные положения, которые закрепляют ее главные свойства:

  • верховенство права (ст. 4 и 15 Конституции РФ устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации);
  • легитимность публичной власти. Понятно, что Конституция Российской Федерации и действующее законодательство устанавливают пределы государственной власти, которые она не может преодолеть без нарушения правовых норм. Государственные органы должны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом (то есть легитимно);
  • гарантия прав и свобод граждан. (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ содержит систему конституционных гарантий). Реализация этого принципа делает человека равноправным партнером государства, способным привести к последней юридической жалобе, действительность которой установлена ​​судьей, и, таким образом, способствует подтверждению законности в государственной деятельности;
  • обоюдная обязанность государства и личности. Глава 2 Конституции РФ, устанавливает систему прав и свобод граждан и в одно и то же время подразумевает появление у государства и его органов надлежащих обязательств по обеспечению их реализации и созданию механизма обороны. Принцип правового равенства «входит» во взаимоотношения человека, общества и государства.

Разделение властей в государстве Российской Федерации

Власть государства в Российской Федерации осуществляется на основе разделения в законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательные, исполнительные и судебные органы являются независимыми (статья 10). Этот принцип системообразуется для государственного аппарата Российской Федерации. И реализуется как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» аспектах:

  • «Горизонтальный» аспект указывается частью 1. 11 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что полномочия государства в Российской Федерации осуществляются Президентом Российской Федерации, Федеральным собранием (Советом Федерации и государством Думы), правительством Российской Федерации, судами Российской Федерации (ч. 1), между ними распределяются государственные полномочия;
  • «Вертикальный» аспект указан в частях 2 и 3 той же статьи, в которой говорится, что власть государства в субъектах Российской Федерации осуществляется органами, которые они формируют, между этими органами и определены федеральные субъекты ведения и полномочия (Конституция, Федеральные договоры и др.).

Принцип деления властей связан с воплощением модели верховенства права в 2-ух важных качествах:

  • 1-ый из них называется «историей». Уже во время его становления концепция государства, основанного на законе, исходила из того факта, что только власть, контролируемая народом, имеет возможность быть принуждена к самоограничению, подчинению закону. Но не вся верховная власть может быть ограничена. Единая власть, принадлежащая одному властителю (или власти), не сможет отказаться от своих авторитарных «наклонностей», крайне трудно заставить ее подчиниться силе закона. Если после разделения власти между несколькими независимыми центрами власти, дать таким центрам одновременно контролировать возможности друг друга, то у людей появляется надежда. Такая разделенная нация уже способна подчинить высшую силу закона;
  • 2-ой аспект можно определить как функциональный. Распределение полномочий между независимыми органами не имеет никакого значения, если только ответственность за законное осуществление этих полномочий четко и строго распределена между этими органами.

Разделение властей не является абстрактным признаком победы общества над государством, символом ограничения его тотального давления на людей. Это практический способ заставить власти подчиняться диктату разума (в форме закона) и более эффективно (то есть в интересах большинства общества, но в защите прав меньшинств) выполнять свои функции.

Верховенство права характеризуется тем, что союзы людей и народы в целом превращаются из пассивно-контролируемого объекта в члена управления. Такое участие возможно в различных формах:

  • выборы;
  • референдумы;
  • народное представительство;
  • народная инициатива;
  • петиции;
  • жалобы (включая конституционные жалобы);
  • собрания и сходы граждан;
  • институты народа и присяжных заседателей.

Преодоление традиционного отчуждения между народом и правительством считается истинной основой верховенства закона. Другими словами, настоящее правление народа – это реальная поддержка правовой государственности.

В зависимости от форм участия населения в осуществлении государственной власти проводится различие между прямой демократией и представительством.

Предварительная демократия

Предварительная демократия характеризуется тем, что сами люди (а не их представители) выполняют важнейшие государственные задачи законодательства и администрации, в частности, путем референдума и выборов.

С другой стороны, представительная демократия характеризуется участием населения в осуществлении этих важных функций не непосредственно, а через своих представителей. Кроме того, представительная демократия может действовать в форме президентской республики (ее классический пример рассматривается Соединенными Штатами) при строгом разделении полномочий, в соответствии с которым законодательные и исполнительные органы самостоятельны и независимы друг от друга, правительство не подотчетно парламенту, но зависит от главы исполнительной власти.

Представительная демократия также может быть воплощена в форме парламентской республики (например, в ФРГ), где разделение властей не так жестко: правительство формируется парламентом и ответственно относится к нему. Но в такой республике властное полномочие и ответственность за ее реализацию распределяются между законодательными и исполнительными органами. Существует механизм взаимного контроля (парламент может быть распущен, а правительству – выражено недоверие в ситуации, когда баланс сил безнадежно нарушается).

Сочетание президентской и парламентской форм правления возможно и в демократической республике. Эту версию демократического правительства называют смешанной республикой (эта форма в настоящее время существует во Франции и России). Из президентской смешанной республики «забрали» выборы президента непосредственно от народа и наделив его полномочиями руководить исполнительной властью, а от парламента – ответственность правительства перед парламентом и возможность роспуска нижней палаты президента.

Представительство народа является важнейшей формой организации верховенства права. Народ наделяет парламент правом на законодательную власть, но сохраняет за собой право контролировать свою деятельность и осуществлять другие формы осуществления государственной власти. Поэтому попытка покушения на институт народного представительства является попыткой покушения на власти народа и его превосходства.

В ч. 1 ст. 1 Конституции, Российская Федерация провозглашается федеративно-демократическим правовым государством с республиканской формой правления, но рассматриваемый принцип является основополагающим для характеристики правового не федеративного государства не в целом, но и его частей, республик, регионов, автономных районов и автономных округов.

Общие нормы – это принципы, которые изложены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ, более подробно раскрыты в других ее главах.

Роль важнейшей правовой гарантии реализации принципа верховенства права – гл. 2 Конституции Российской Федерации, в которой устанавливаются основы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: