Политика и политическое как предмет анализа современной философии понятие правового государства

Обновлено: 26.04.2024

Построение философии государства должно базироваться на тех процессах и явлениях, которые не только идентифицируются в социальной реальности, но и прочно фиксируются в ней. Это касается развития самого человека, его взгляда на мир, его поведения в повседневной жизни, а также социальных изменений, связанных в основном с поиском новой метатеории на замену постмодернизму, что значительно ослабило его влияние.

Государство сегодня следует понимать, как систему смысловых ценностей, а не как исключительно политическое и юридическое образование, существующее для закона и для себя.

С этой точки зрения государство не может быть выше человека и общества, оно находится рядом с ними. Это ценность самого государства, но она также содержит способность государства влиять на построение различных семантических систем ценностей, включая правовую систему, но не только как механическое целое общеизвестных норм и постулатов справедливости, а и как социокультурный код множества смыслов бытия.

Размышления о сущности и концепции государства лежат в основе построений философии государства, которая подчеркивает историческую и герменевтическую перспективу, преобладающую при изучении этого феномена.

Интерпретации философии государства прочно связаны с богатым правовым фоном, сформировавшимся на протяжении веков, а это означает, многочисленные взгляды и идеи философов и юристов о сущности государства. Традиционно эти идеи не являются полными без обновления идей справедливости, истины и других, содержание этих идей меняется со временем, они получают новые семантические прочтения и интерпретации, несмотря на их многолетнюю смысловую абсолютизацию ценностей.

Например, в условиях постмодернистского мировоззрения сама идея закона и концепция государства подлежат не пересмотру и переоценке, но и сам факт необходимости государства отвергается. А власть становится отличительным признаком. Именно по этой причине государство начинает компенсировать потерю своего доминирующего положения в испытанных в прошлом формах – нормах тоталитаризма. Считается, что в наше время, когда принимаются заявления о крахе постмодернизма, человека все чаще посещает ностальгия по прошлому.

Готовые работы на аналогичную тему

Государство, возвращаясь к прошлому, всегда пересматривает известные положения конституции, медленно, но верно заменяя их моделями прошлого. Таким образом, традиционно и неуклонно признаваемая демократическими государствами, высшая ценность человека в любой момент времени относительно легко заменяется ценностью самого государства, в котором концепция государства и индивида начинает преобладать, а не наоборот. Как известно, в прошлом России именно это понятие стало философией государства.

Основные теории происхождения государства в трудах философов

Существует множество теорий о происхождении государства. Теологическая теория исходит из того, что государство существует вечно благодаря божественной воле, и каждый обязан во всем подчиняться этой воле. Согласно этой теории, творцом всего на Земле, включая Государство, является Бог, поэтому понять сущность Государства невозможно. Придав государству и власти государства божественный характер, данная теория укрепила их престиж присущими им средствами, сурово осудил преступления и помогая установить взаимопонимание и разумный порядок в обществе.

Патриархальная теория, преобладавшая в Древней Греции и Риме, получила новую жизнь в Средние века. Создатель теории Аристотель считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни, где социальные личности стремятся к объединению, к созданию патриархальной семьи. Согласно теории договорного происхождения государства, последнее возникло из договорного объединения людей в целях обеспечения справедливости. Эта теория была развита, аргументирована и формализована в работах:

  • Б. Спинозы,
  • Г. Гроция,
  • А. Радищева,
  • Дж. Локка,
  • Т. Гоббса,
  • Ж.-Ж. Руссо.

Учение о государстве Г. Гегеля основывается на том, что в основе государства и права лежит абсолютный духовный и рациональный принцип – «абсолютная идея». Гегель считал, что государство не служит интересам кого-либо, не может быть их созданием. Государство – это высшая форма нравственной реализации, самоцель.

Теория насилия (завоевания) зародилась в конце XIX века. Ее основатели:

  • К. Каутский,
  • Л. Гумплович,
  • Э. Дюринг и др.

Они опирались на известные исторические факты возникновения Германского и Венгерского государств. Эта теория игнорировала социально-экономические факторы. Бесспорно, что насилие сыграло важную роль в процессе государственного строительства. Это не было причиной образования государства, но послужило мощным катализатором данного процесса. Марксистская теория рассматривает материалистический подход, связывающий возникновение государства с возникновением частной собственности.

Согласно органической теории Дж. Спенсера и О. Конта общество и государство представляют собой органическое целое и функционируют по законам биологии. По словам Спенсера, государство – это социальный организм, состоящий из людей – клеток. Если тело здоровое, то его клетки функционируют согласно своему назначению. Естественный отбор между государствами достигается посредством войны и завоеваний.

Согласно теории кризиса А.Б. Венгрова, государство является результатом перехода человечества от экономики присвоения к экономике производства.

Философия политики и государства, философия права – наиважнейшие разделы социальной философии. Государство, право и политика составляют основу не только социальной, но и духовной жизни человека. На этих трех основаниях держатся наши представления об обществе, о смысле общественной жизни, о самих себе. Поистине проблемы политики, государства и права имеют не только политологическое, но и мировоззренческое значение.

Понимание природы политики (государства, власти и др. политологических явлений) – проблема архитрудная. Над разгадкой тайны политики трудились многие мыслители (Платон, Аристотель, Макиавелли, Руссо, Гегель, Маркс, Вебер, Ленин и др.). Но познание политики продолжается. Политика – феномен огромного общественного масштаба, затрагивающий судьбы миллионов людей. Она всегда будет волновать людей. Изучением политики занимается политология, синтезирующая знания о политике, исследующая политическую структуры и организацию общества, проблемы внутренней и внешней политики. Политика – это управление обществом с использованием совокупности идей, института власти, государства, политический партий и общественных организаций, отражающих интересы социальных групп и общества в целом. Зачем же нужна философия политики? Философия политики ставит акцент на осмыслении всего политического бытия – его мировоззренческих, теоретических, ценностных и социально-практических аспектов. Современная философия политики – это компетентное ориентирование в высокомобильном, сверхсложном политическом мире, в его идеях, концепциях, системах, стратегия и технологиях, типах политических практик, в методологических и мировоззренческих основах политических наук, самой политологии как общей теории политики, политических идеологиях. Философия политики стремится понять не только замыслы политиков, но и человеческие результаты их деятельности. Известно, благими политическими намерениями вымощена дорога в ад. XX век прошел под знаком политики, а результаты ее трагичны – две мировые войны, революции во многих странах, геноцид народов, локальные войны и т. д., то есть то, что связано с неисчислимыми человеческими жертвами.

Важность философии политики ощущается в самой России, которая не только подвергается интенсивной экспансии западных политических идей, идеологий и политических практик. Россия сама находится в процессе политического формотворчества. Сегодня важно постижение политической традиции России, советского опыта и политического опыта других народов. Философия политики становится остро потребной, когда речь идет о перерешении политической судьбы народов или всего мира.

Каждая эпоха в развитии человечества или отдельных обществ дает нам определенное, подчас особое видение государства. Различные концепции государства – необходимые звенья в миросозерцании каждой эпохи. Они обусловлены определенной социальной философией, представлениями о человеке и его природе, тенденциями общественного развития.

Существуют три современных точки зрения на государство:

1. Марксистская точка зрениясчитает государство аппаратом насилия одного класса над другим. Государство не может удовлетворять одинаково потребности всех социальных групп. Государство есть сила, обеспечивающая политическую власть экономически господствующему классу.

2. Либеральная точка зрения.Согласно следующей точке зрения, государство выражает общие интересы нации и гражданского общества. Государство – социальная организация, обладающая властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющая своей целью решение общих проблем общества, обеспечение общего блага при сохранении общественного (правового) порядка.

3. Точка зрения отмирания национального государствав силу интернационального развития техносферы, промышленных систем, господства мировой технократии. Собственно говоря, эта точка зрения реанимирует марксистскую идею «отмирания государства», но уже на современной технократической основе.

Чтобы выработать правильный взгляд на государство, на его структуру и предназначение, нужна положительная социальная философия. В тоже время понять сущность и природу государства – это понять сущность и природу права. «Государство» и «право» – понятия нераздельные. Всякий акт государства (в лице его власти) есть правовой акт. Право – часть системы управления обществом, средство политики и социального регулирования.

Наличие права, или закона – главный признак государства. Право возникает вместе с государством в виде совокупности законов, норм-регуляторов социального поведения граждан. Право исключительно связано с формой государства, с его устройством, с его властными и управленческими механизмами. Но вместе с тем право – это и мнение народа относительно его прав, обязанностей и справедливости. Право покрывает ту часть социального порядка, которая связана с государством, правопорядком. За его пределами остается обширная часть социального порядка, регулируемого обычаями, нравами, моралью. Часто связь права и государства подчеркивается односторонне, а именно через «государственный аппарат, способный принуждать к соблюдению права». Внушается мысль, что право без аппарата принуждения ничто. Однако право с его специфическими свойствами (нормативность, обязательность, определенность предписаний и др.) способно оказывать прямое и непосредственное влияние на все сферы деятельности людей.

К основным функциям права следует отнести: 1) социально-интегративную (сплочение социальных групп, слоев, классов, наций и народностей, всего общества); 2) регулятивную (наделение субъектов правоотношений суммой прав и обязанностей по отношению к друг другу, нормативное воздействие на людей); 3) охранительную (необходимость защиты общественных отношений, охраны интересов граждан, социальной группы, всего общества; установление запретов и санкций за правонарушения); 4) социально-коммуникативную (связанную с получением, хранением и переработкой правовой информации, информированием граждан о законных путях достижения необходимых результатов); 5) воспитательную (формирование законопослушных граждан).

Следует признать, что философам и правоведам не удалось соединить все эти функции в единой стройной теории права. Да и сама наука о праве в целом являет собой совокупность противоречивых и часто несовместимых концепций, взглядов и подходов.

Позитивистская традиция изучения права(Л. Остин, К. Бергбом, К. Кельзен и др.) обращает внимание на форму права, нормативную систему права, на формально-логические методы его изучения. Ходячее позитивистское определение: право – совокупность действующих в государстве принудительных норм. Европейская социологическая школа права(О. Эрлих, Ж. Гурвич и др.) подчеркивает социальную обусловленность права, его связь с моралью, религией, т. е. с «живым правом», которое не содержит государственно-принудительных санкций; эта школа поставила вопросы о социальных закономерностях и тенденциях развития права, социолого-правовые проблемы групп и классов. На это направление оказали сильнейшее влияние социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ж. Карбонье, Р. Дарендорф, Л. Фридман и др. Американская реалистическая (инструментальная) школа права(Р. Паунд, О. Холмс и др.) стремится изучать право в «действии». Реалисты и прагматики считают, что в праве, правовом мышлении господствуют не логика и рациональные системы, а эмоции и интуиция, что реальная ценность права в его действии. «Реалисты» отрицают застывшее право традиционного позитивизма. Причем, они договариваются до того, что право – простая спекуляция, фикция до тех пор, пока официальное лицо (судья или кто-то другой) не вынесет своего решения. Психологическая концепция права(Л. Петражицкий) считает, что только эмоции и переживания» (в основном, моральные) определяют наше отношение к другим людям и внешнему миру. Правовые нормы не более чем этические переживания.

Главная идея социальной философии заключается в том, что право как социальный феномен не может быть понят только из самого права, равно как и политика из самой политики. Действительное познание этих явлений осуществимо только с привлечением всех сторон бытия того или иного общества, культуры общества. Философия противостоит любому несистемному, «атомарному» подходу к социальным объектам.

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

В отечественной литературе имеется несколько определений сущности философии политики. Сошлемся на определение А.С.Панарина, автора первого в отечественной философии специального исследования по философии политики: "Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального" (Панарин А.С. Философия политики. М.,1994. С.5.).

Философ и политолог В.Д. Зотов образно заметил, что проблематика политической философии вращается как бы между двумя полюсами. Один полюс составляет объективная реальность государства и власти, которая не может быть отменена по людскому желанию. На другом полюсе находится "политический человек" с его свободой воли, моральными принципами, идеалами, всей системой ценностей, безразличие к которым грозит обществу распадом (Очерки социальной философии. М.,1994. С.83.).

Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т.д.

Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны. В нашем мире рациональности, где, с одной стороны, проходят объективные процессы дифференциации наук (разделения одной науки на несколько новых), а с другой - не менее объективно происходит образование интегральных наук, действительно, очень трудно выделить предмет политической философии и, несомненно, эта проблема - самоопределение политической философии - еще долго будет актуальной.

Очевидно, что философия политики изучает прежде всего такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. А.С.Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология (Панарин А.С. Указ. соч. С.5.).

Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле - учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое прост- ранство; политическая антропология - место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксеология - политическое действие; политическая эпистемология - объяснение и понимание в политике и т.д.

Философия политики интересна еще и тем, что до настоящего времени она продолжает опираться на великие достижения философов античности, одновременно развивая их. Назовем некоторые из этих немеркнущих положений:

• политика - это общественное явление, составляющее сущность, ведущее начало совместной жизни людей, организованной государством (Аристотель);

• человек - это политическое животное, его общественная и политическая природа нераздельны (Аристотель);

• полноправным участником политической жизни может быть только человек, который свободен от запретов, предрассудков, зависимостей (Платон);

• политика - это специфическая деятельность, искусство, творчество, зрелище (Платон).

Античные философы и политические деятели начали изучать специфику политического языка и политической речи, этические категории свободы, справедливости, всеобщего блага, типы правителей и особенности различных политических строев, политические конфликты.

Философия политики в средние века характеризовалась теоцентризмом, а социальная жизнь - формированием абсолютных монархий, противопоставлением светской и церковной властей, отсюда - появление новых идей и новых оппозиций: властелин - народ, власть - подчиненные, город - мир, свобода - долг и право и т. д.

Новое время - период формирования ндустриальной цивилизации, усложнения политических процессов, роста классового самосознания буржуазии - способствовало появлению открытий, определяющих политическую жизнь цивилизованного общества и сегодня. Главными среди них были гражданское общество и правовое государство. В Новое время были сформированы концептуальные основы крупнейших политических идеологий: либерализм, индивидуализм, консерватизм, утопический и научный социализм, анархизм и т. д.

Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тоталитаризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политизацию сознания, массовые политические неврозы и психозы. Все это и составило предмет изучения политической философии в ХХ веке.

Охарактеризуем наиболее значительные идеи философии в области политики - идею гражданского общества и идею правового государства.

Концепция гражданского общества и правового государства сформировалась в XVII - XVIII веках. Д.Локк, Ш.Монтескье и ряд других философов пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три независисые власти - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из "ветвей власти" должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие. И.Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями. И.Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. С конца XVIII века под правом понимается уже не совокупность норм установленных или санкционированных государством или монархом, а нормативная система, которая существенно ограничивает возможности произвола централизованной власти.

Правовое государствоможет существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество. Идею разграничения гражданского общества и государства предложил Г.В.Ф.Гегель.

Общество, таким образом, - это гражданское об- щество плюс государство. То есть гражданское общество - это не государственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны. Причем, они - не некая застывшая конструкция, а характеристика реального развития, процессов, происходящих в обществе. Следует отметить, что в идее гражданского общества проявился европейский, западный подход к личности. Восточная же общественная мысль, как и практика политической жизни, не знает ценности правового равенства людей, независимо от их должности или гражданского образа жизни. Напомним, что в западной культуре в альтернативе "общество - человек" приоритет принадлежит человеку, в восточной - обществу и государству.

В современном понимании гражданское общество это "общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения" (Политология: Энциклопедический словарь. М.,1993. С.75.).

Создание правового государства и формирование гражданского общества - актуальные проблемы в современной России. Однако Россия имеет уникальный опыт политической жизни, свои специфические особенности политического сознания, формировавшегося в весьма противоречивых и своеобразных условиях, поэтому простое копирование западного опыта здесь вряд ли может быть удачным.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти (Философский энциклопедический словарь. М.,1983. С.507.). Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции называют политической системой. Основ- ным институтом политической системы является государство.

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство кроме того представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики (Политология: Энциклопедический словарь. С.65.).

Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

• обязательным наличием социальной основы правящих сил;

• наличием специального аппарата власти;

• наличием государственной территории;

• суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Политическая деятельность социальных институтов и политических лидеров отражается в политическом сознании, которое имеет сложную структуру, множество противоречий и поэтому динамично трансформируется. Для политического сознания в целом характерна та же структура, что и для общественного сознания, на чем мы подробнее остановимся в следующем параграфе.

Человек всегда бывает добычей исповедуемых им мыслей.

Политическая философия по праву занимает центральное место в сложном комплексе современных политических наук. Перефразируя Г. Гегеля, можно сказать, что политическая философия есть постижение наличного и действительного в мире политического. Сосредоточившись на сущем — мире политическом как таковом, — политическая философия призвана постигать природу политических процессов в самом широком и глубинном смысле и значении. Тем самым философское осмысление проблем политики закладывает теоретико-методологические основы для изучения всех дисциплин политической специализации — политической социологии и конфликтологии, политической психологии и государственного управления, политической глобалистики и экополитики.

Предметом политической философии является исследование универсалий мира политического, относящихся к наиболее общим мировоззренческим, ценностным и методологическим основаниям политической теории.

В центре политической философии находятся проблемы духовною измерения политики, ее высшею смысла и назначения. Именно политическая философия призвана сформировать общую картину мира политического, обозначить ее проблемные зоны, выделить наиболее острые противоречия политики. Во все времена политическая философия искала ответы на кардинальные вопросы современности. Почему человек стремится в сфере политики разрешать важнейшие проблемы человеческого существования? Что лежит в основе политической организации — Божественный разум, рациональное начало, естественное право или право сильного? Как укрепить государственную власть — гарантию порядка и согласия? Как подчинить власть требованиям общественного блага и человеческого благополучия?

Именно политическая философия рассматривает особые исследовательские установки — научные парадигмы — осознанные или неосознанные каноны политического мышления, ориентирующие исследователей на определенную картину мира политического и различные аналитические стратегии.

Научная парадигма — это совокупность норм, правил и ценностей, которые создают установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

М. Фуко называл парадигмы особыми дискурсивными формациями — исторически сложившимися способами рационального постижения действительности, подчиняющими любого исследователя тирании априорных схем мышления. Политическая парадигма является мировоззренческой системой, определяющей роль и значение человека политического в обществе, его временные и пространственные политические координаты, отношения с государством и политической властью, границы политических прав и обязанностей. Тем самым политическая парадигма призвана обеспечить ценностный и мировоззренческий фундамент для объединения и интеграции людей в определенное политическое сообщество.

Разработка научной парадигмы предполагает формирование особого понятийного аппарата через «переоценку всех ценностей» (Ф. Ницше). Концептуальные схемы составляют необходимые аспекты восприятия и в науке, и в повседневной жизни. Задача каждой научной абстракции, каждой научной категории состоит в том, чтобы упростить реальность и выделить главное для последующего концептуального осмысления, но при этом не исказить сущность этой реальности. Гегель подчеркивал: «Все дело в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем. Ибо, выступая в своей действительности, разумное, синоним идеи, выступает в бесконечном богатстве форм, явлений и образований»[1].

Смена политических парадигм происходит на каждом новом этапе политической истории, что призвано отразить возникновение новых феноменов в мире политического, которые невозможно описать и объяснить на языке прежней научной теории. Само слово «теория» первоначально в античной философии означало «страстное и сочувственное созерцание», без которого невозможно сконцентрированное, углубленное постижение сути вещей. И сегодня осознание новых реалий мира политического немыслимо без такого «страстного и сочувственного созерцания», призванного за эфемерными и быстротечными политическими событиями разглядеть «смысл и назначение истории» (К. Ясперс).

Современная информационная революция формирует новую — информационную парадигму в политической философии, в центре которой находится идея информации как главного фактора современного политического процесса. Под воздействием информационных технологий стремительно меняются политические институты, формы политического господства, динамика политического времени и пространства. Особую роль при этом играет новое измерение политического процесса — виртуальное политическое поле, где с помощью информационных технологий разворачиваются новые формы политической борьбы.

Перефразируя Дж. Тернера, можно сказать, что современная информационная парадигма призвана реализовать три главные цели при постижении мира политического:

1) классифицировать и организовать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе;

2) объяснить причины происходящих событий и предсказать, когда, где и как будут происходить события будущего;

3) предложить интуитивно привлекательное здравое «понимание» того, почему и как должны происходить события[2].

Современная научная картина мира политического отличается сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью, виртуальностью политических процессов, что существенно отличается от прежней догматической узости, одновариантности и монологичности политических подходов прошлого. Управление информационными потоками становится главным рычагом политической власти, которая все больше приобретает виртуальные формы. Стремительное развитие информационных технологий приводит к разрушению старых институтов политической власти, что способствует развитию новых противоречий и конфликтов в современном обществе.

Политическая философия призвана исследовать центральные конфликты современной постклассической политической картины мира, и главный из них — между политической системой, которая только начинает перестраиваться под воздействием информационных технологий, и внесистемной оппозицией, использующей сегодня все преимущества гибких сетевых структур. От того, насколько успешно будет решен этот острый конфликт современности, зависит будущее политическое развитие.

В рамках информационной парадигмы философии политики принципиально по-новому решаются многие проблемы хроно- и геополитики в современном обществе. Информационная революция привела к существенным изменениям политического пространства и времени, поставила целый ряд новых острых вопросов. Наиболее сложной проблемой стало осмысление изменений структуры и качества политического времени и пространства. Феномен предельного ускорения политического времени в сетевых структурах привел к «исчезновению» политического времени: на наших глазах происходит стирание исторических, социокультурных и сакральных координат виртуального времени, которое признает только «вечное теперь» — актуальное настоящее на экранах телевизоров и мониторах компьютеров, что равнозначно нивелировке самого понятия времени.

Одновременно освоение виртуального пространства привело к нивелировке и поглощению реальных пространств за счет развития скорости политического времени. Новая информационная парадигма геополитики означает, что в XXI в. судьба пространственных отношений между государствами будет определяться в первую очередь информационным превосходством в виртуальном пространстве. Тем самым вопрос о роли символического капитала культуры в информационном пространстве приобретает не абстрактно-теоретическое, а стратегическое геополитическое значение. Но социокультурные факторы активизируются только благодаря человеческой активности, поэтому в центре информационных технологий находится сам человек политический как творец и интерпретатор современной политической истории.

Именно поэтому политическая философия видит корень всех изменений в современном обществе в развитии человека политического — эволюции его мировоззрения, идентичности, политической социализации. Человек политический как созидатель, пророк, трибун, революционер и могильщик политических институтов и идеологий выступает главным предметом исследования политической антропологии. С точки зрения информационной парадигмы центральная антропологическая проблема современности — влияние виртуальной реальности на формирование менталитета человека политического информационного общества.

Философия политики призвана исследовать разрушительные воздействия информационных технологий, усиливающих «анатомию человеческой деструктивности» (Э. Фромм). Наиболее острый вопрос политической антропологии — превращение ответственного гражданина в безответственного потребителя, небывалое в истории развитие культа потребления и разрушение политических качеств современного человека.

Изучение посттрадиционных политических акторов с нестандартными формами политического поведения привели политическую философию на путь перехода к «мягкому» политическому мышлению, гибким политическим технологиям, рассчитанным на многомерность и пластичность объектов. Главная проблема постклассической методологии — поиск новых механизмов исследования процесса самоорганизации сложных, нелинейных, стохастических процессов постклассического мира политики. Все это способствует утверждению двух новых постклассических парадигм философии политики: синергетики и герменевтики. Синергетический подход делает основной акцент на проблемах самоорганизации политических процессов в информационном обществе, а политическая герменевтика — на вопросах интерпретации политических ценностей и традиций в глобальном диалоге современных цивилизаций.

В целом выделяется четыре основные направления исследований в современной политической философии:

политическая онтология (учение о политическом бытии) — изучает общие объективные основания и преобразовательные возможности политики, формирует картину мира политического, рассматривает проблемы бытия политической власти, антиномии политического пространства и времени;

политическая антропология (учение о человеке политическом) — исследует творческие возможности человека политического, проблемы политической социализации, ценностные мотивации и вопросы политической и социокультурной идентичности;

политическая праксеология (теория политического действия) — выявляет структуру и функции политического действия, возможности и границы политических преобразований, динамику и мотивации политических действий в традиционном и модернизированном обществах;

политическая эпистемология (постижение мира политики) — изучает особенности познания политической реальности, специфику объяснения и понимания, рационального и иррационального в политике, формирование новых постклассических методов исследования политических процессов.

Таким образом, политическая философия призвана дать целостное видение современного политического процесса в четырех концептуальных измерениях: онтологическом, антропологическом, праксеологическом и гносеологическом.

Перефразируя И. Канта, можно сказать, что политическая философия — это неповторимый целокупный синтез всех политических явлений современности и регулятивная идея политики как его результат. При этом качество политического процесса зависит от человеческих качеств политических акторов, действующих на политической сцене. За любыми политическими технологиями всегда стоит человек, и ответственность за последствия применения этих технологий ложится на его плечи. Поэтому необходимо подчеркнуть гуманитарный статус политической философии, вооруженной человеческими критериями, вместо того, чтобы уповать на политические технологии, якобы снимающие вопрос о наших моральных качествах и нашей ответственности.

Характер любой политической эпохи таков, какой ее делают люди. И чем более сложными являются политические обстоятельства, тем выше требования к качеству человеческого поступка. Гуманитаризация политического сознания является актуальной задачей нашей эпохи: необходимо вернуть человеку политическому статус ответственного политического деятеля — творца политической истории, а не марионетки политических технологий.

Контрольные вопросы

1. Почему политической философии принадлежит центральное место в сложном комплексе политических наук?

2. Каким сегодня предстает предметное поле политической философии?

3. Что такое научная парадигма?

4. Какие направления исследований являются наиболее значимыми в современной политической философии?

5. В чем сущность современной информационной парадигмы политической философии?

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным – соответствующим природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

В отечественной литературе имеется несколько определений сущности философии политики. Сошлемся на определение А. С. Панарина, автора первого в отечественной философии специального исследования по философии политики: “Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального” (Панарин А. С. Философия политики. М., 1994. С. 5.).

Философ и политолог В. Д. Зотов образно заметил, что проблематика политической философии вращается как бы между двумя полюсами. Один полюс составляет объективная реальность государства и власти, которая не может быть отменена по людскому желанию. На другом полюсе находится “политический человек” с его свободой воли, моральными принципами, идеалами, всей системой ценностей, безразличие к которым грозит обществу распадом (Очерки социальной философии. М., 1994. С. 83.).

Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.

Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны. В нашем мире рациональности, где, с одной стороны, проходят объективные процессы дифференциации наук (разделения одной науки на несколько новых), а с другой – не менее объективно происходит образование интегральных наук, действительно, очень трудно выделить предмет политической философии и, несомненно, эта проблема – самоопределение политической философии – еще долго будет актуальной.

Очевидно, что философия политики изучает прежде всего такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. А. С. Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология (Панарин А. С. Указ. соч. С. 5.).

Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле – учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое прост– ранство; политическая антропология – место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксеология – политическое действие; политическая эпистемология – объяснение и понимание в политике и т. д.

Философия политики интересна еще и тем, что до настоящего времени она продолжает опираться на великие достижения философов античности, одновременно развивая их. Назовем некоторые из этих немеркнущих положений:

• политика – это общественное явление, составляющее сущность, ведущее начало совместной жизни людей, организованной государством (Аристотель);

• человек – это политическое животное, его общественная и политическая природа нераздельны (Аристотель);

• полноправным участником политической жизни может быть только человек, который свободен от запретов, предрассудков, зависимостей (Платон);

• политика – это специфическая деятельность, искусство, творчество, зрелище (Платон).

Античные философы и политические деятели начали изучать специфику политического языка и политической речи, этические категории свободы, справедливости, всеобщего блага, типы правителей и особенности различных политических строев, политические конфликты.

Философия политики в средние века характеризовалась теоцентризмом, а социальная жизнь – формированием абсолютных монархий, противопоставлением светской и церковной властей, отсюда – появление новых идей и новых оппозиций: властелин – народ, власть – подчиненные, город – мир, свобода – долг и право и т. д.

Новое время – период формирования ндустриальной цивилизации, усложнения политических процессов, роста классового самосознания буржуазии – способствовало появлению открытий, определяющих политическую жизнь цивилизованного общества и сегодня. Главными среди них были гражданское общество и правовое государство. В Новое время были сформированы концептуальные основы крупнейших политических идеологий: либерализм, индивидуализм, консерватизм, утопический и научный социализм, анархизм и т. д.

Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тоталитаризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политизацию сознания, массовые политические неврозы и психозы. Все это и составило предмет изучения политической философии в ХХ веке.

Охарактеризуем наиболее значительные идеи философии в области политики – идею гражданского общества и идею правового государства.

Концепция гражданского общества и правового государства сформировалась в XVII – XVIII веках. Д. Локк, Ш. Монтескье и ряд других философов пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три независисые власти – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из “ветвей власти” должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие. И. Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями. И. Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. С конца XVIII века под правом понимается уже не совокупность норм установленных или санкционированных государством или монархом, а нормативная система, которая существенно ограничивает возможности произвола централизованной власти.

Правовое государство может существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество. Идею разграничения гражданского общества и государства предложил Г. В. Ф. Гегель.

Общество, таким образом, – это гражданское об– щество плюс государство. То есть гражданское общество – это не государственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны. Причем, они – не некая застывшая конструкция, а характеристика реального развития, процессов, происходящих в обществе. Следует отметить, что в идее гражданского общества проявился европейский, западный подход к личности. Восточная же общественная мысль, как и практика политической жизни, не знает ценности правового равенства людей, независимо от их должности или гражданского образа жизни. Напомним, что в западной культуре в альтернативе “общество – человек” приоритет принадлежит человеку, в восточной – обществу и государству.

В современном понимании гражданское общество это “общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения” (Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 75.).

Создание правового государства и формирование гражданского общества – актуальные проблемы в современной России. Однако Россия имеет уникальный опыт политической жизни, свои специфические особенности политического сознания, формировавшегося в весьма противоречивых и своеобразных условиях, поэтому простое копирование западного опыта здесь вряд ли может быть удачным.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 507.). Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции называют политической системой. Основ– ным институтом политической системы является государство.

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство кроме того представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики (Политология: Энциклопедический словарь. С. 65.).

Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

• обязательным наличием социальной основы правящих сил;

• наличием специального аппарата власти;

• наличием государственной территории;

• суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т. д.

Политическая деятельность социальных институтов и политических лидеров отражается в политическом сознании, которое имеет сложную структуру, множество противоречий и поэтому динамично трансформируется. Для политического сознания в целом характерна та же структура, что и для общественного сознания, на чем мы подробнее остановимся в следующем параграфе.

Истоки современной политики

Истоки современной политики Агора как точка отсчета Тот факт, что человеческое существование по природе своей публично, был тривиальным уже для Аристотеля. Но сам опыт средиземноморской античности отнюдь не был магистральным путем развития цивилизаций, его можно

ДРУГОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИТИКИ

ДРУГОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЛИТИКИ Так каков же, в конце концов, политический проект ACT? Поскольку эта небольшая школа — только замысловатый способ вернуться к удивлению при виде найденного социального (чувство, которое как-то притупилось за позднейшую историю социальных наук),

Культурализация политики

Культурализация политики Почему такое множество проблем в наши дни воспринимаются как проблемы нетерпимости, а не неравенства, эксплуатации, несправедливости? Почему лекарством от них считается толерантность, а не эмансипация, политическая борьба или даже борьба

3. И. А. Ильин: философия политики

3. И. А. Ильин: философия политики Недооценка роли и значения крепкого государства как основы существования России, свойственная многим русским религиозным мыслителям до 1917 г., сменилась в эмиграции на «государственнические» умонастроения. Преобладаюшая часть русских

Задача большой политики

Задача большой политики Ницше в негативном философствовании порывает с тем, чему, по общему признанию, причастны все, будь то Бог, мораль или разум. Он оспаривает тот факт, что у людей, образующих государство или общество, имеется нечто вполне общее. Люди для него

Возвышение и падение политики

Возвышение и падение политики По крайней мере со времени Великой французской революции политика и социальное предстают как нечто нераздельное, как созвездия близнецы, так или иначе находящиеся в поле притяжения экономики. Эта их тесная связь обнаруживается и в наше

III. Философия политики

III. Философия политики 15Мы много, куда больше, чем нужно, размышляли над понятием «политика». Тем меньше мы понимаем, наблюдая действительную политику. Великие государственные деятели имеют обыкновение действовать непосредственно, причем на основе глубокого чутья

Стратегии виртуальной политики

Стратегии виртуальной политики Развитие человечества постепенно привело к тому, что виртуальный фактор стал доминирующим во многих областях. Некоторые индустрии по производству виртуальных ценностей (например, кино) стали столь же прибыльными, как и те, что производят

6. Дилемма технологической политики

6. Дилемма технологической политики Теперь можно сказать: дилемма технико-экономической субполитики выводится из легитимности политической системы. То, что в рамках политической системы не принимается прямых решений о разработке или внедрении технологий, вряд ли

Политики «по случаю» и «по совместительству».

Политики «по случаю» и «по совместительству». Вебер в своих исследованиях практически никогда не затрагивал вопроса о том, какие именно идеи несет харизматический лидер. Но даже благие, на первый взгляд, идеи могут привести к самым катастрофическим последствиям.И

«Преимущественно-профессиональные политики».

«Преимущественно-профессиональные политики». По мнению Вебера, есть два способа сделать из политики свою профессию. Либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики. Разумеется, это отнюдь не означает жесткой постановки вопроса «или-или». Различие касается гораздо

ПОЛИТИКИ

ПОЛИТИКИ Политическая осведомленность, которой политики гордятся больше нас, профанов, – это знание всевозможных фактов. В конечном счете эта осведомленность зачастую не идет дальше знания того, какую шляпу носит такой-то лидер такой-то

Эволюция исторической политики

Эволюция исторической политики Пока для социального и политического сообщества главными ценностями являются честь, репутация и имидж, у нее нет возможности разобраться с собственной виной. Поэтому память преступников склонна к «витальной забывчивости» (Дольф

Идеалы социальной политики

Идеалы социальной политики Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике. Если бы кто-нибудь стал утверждать, что она находится в настоящее время на уровне аристотелевских учений, то это было бы, по моему мнению,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: