Правосудие и правота основание престола твоего

Обновлено: 18.04.2024

Текст псалма 88 является размышлением (об этом свидетельствует слово «учение» в вводной надписи) о противоречиях между обетом, данным Господом Давиду, и случившейся бедой.

Текст молитвы псалом 88

На церковнославянском языке с ударениями

1 Разума Ефама Израильтянина

2 Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

3 Зане́ рекл еси́: в век ми́лость сози́ждется, на Небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

4 Завеща́х заве́т избра́нным мои́м, кля́хся Дави́ду рабу́ Моему́:

5 до ве́ка угото́ваю се́мя твое́, и сози́жду в род и род престо́л твой.

6 Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою в це́ркви святы́х.

7 Яко кто во о́блацех уравни́тся Го́сподеви? Уподо́бится Го́сподеви в сыне́х Бо́жиих?

8 Бог прославля́емь в сове́те святы́х, Ве́лий и Стра́шен есть над все́ми окре́стными Его.

9 Го́споди Бо́же сил, кто подо́бен Тебе́? Си́лен еси́, Го́споди, и и́стина Твоя́ о́крест Тебе́.ва.

10 Ты влады́чествуеши держа́вою морско́ю: возмуще́ние же волн его Ты укроча́еши.

11 Ты смири́л еси́ я́ко я́звена го́рдаго, мы́шцею си́лы Твоея́ расточи́л еси́ враги́ Твоя́.

12 Твоя́ суть небеса́, и Твоя́ есть земля́, вселе́нную и исполне́ния ея́ Ты основа́л еси́.

13 Се́вер и мо́ре Ты созда́л еси́, Фаво́р и Ермо́н о и́мени Твое́м возра́дуетася.

14 Твоя́ мы́шца с си́лою: да укрепи́тся рука́ Твоя́, и вознесе́тся десни́ца Твоя́.

15 Пра́вда и судьба́ угото́вание Престо́ла Твоего́: ми́лость и и́стина предъи́дет пред лице́м Твои́м.

16 Блаже́ни лю́дие ве́дущии воскликнове́ние: Го́споди, во све́те лица́ Твоего́ по́йдут,

17 и о и́мене Твое́м возра́дуются весь день, и пра́вдою Твое́ю вознесу́тся.

18 Яко похвала́ си́лы их Ты еси́, и во благоволе́нии Твое́м вознесе́тся рог наш.

19 Яко Госпо́дне есть заступле́ние, и Свята́го Изра́илева Царя́ на́шего.

20 тогда́ глаго́лал еси́ в виде́нии сыново́м Твои́м, и рекл еси́: положи́х по́мощь на си́льнаго, вознесо́х избра́ннаго от люде́й мои́х,

21 обрето́х Дави́да раба́ Moeró, еле́ем святы́м мои́м пома́зах его.

22 И́бо рука́ Моя́ засту́пит его́, и мы́шца Моя́ укрепи́т его,

23 ничто́же успе́ет враг на него́, и сын беззако́ния не приложи́т озло́бити его:

24 и ссеку́ от лица́ его враги́ его, и ненави́дящыя его побежду́.

25 И и́стина Моя́ и ми́лость Моя́ с ним, и о и́мени Мое́м вознесе́тся рог его,

26 и положу́ на мо́ри ру́ку его, и на река́х десни́цу его.

27 Той призове́т Мя: Оте́ц мой еси́ Ты, Бог мой и Засту́пник спасе́ния моего́.

28 И Аз пе́рвенца положу́ его, высока́ па́че царе́й земны́х:

29 в век сохраню́ ему ми́лость Мою, и заве́т Мой ве́рен ему,

30 и положу́ в век ве́ка се́мя его, и престо́л его я́ко дни́е не́ба.

31 Аще оста́вят сы́нове его зако́н Мой, и в судьба́х мои́х не по́йдут,

32 а́ще оправда́ния Моя́ оскверня́т, и з́аповедей мои́х не сохраня́т,

33 посещу́ жезло́м беззако́ния их, и ра́нами непра́вды их,

34 ми́лость же Мою не разорю́ от них, ни преврежду́ во и́стине Мое́й,

35 ниже́ оскверню́ заве́та Моего́, и исходя́щих от уст мои́х не отве́ргуся.

36 Еди́ною кля́хся о святе́м Мое́м, а́ще Дави́ду солжу́?

37 Се́мя его во век пребу́дет, и престо́л его, я́ко со́лнце предо́ Мно́ю,

38 и я́ко луна́ соверше́на в век, и Свиде́тель на Небеси́ ве́рен.

39 Ты же отри́нул еси́ и уничижи́л, негодова́л еси́ пома́заннаго Твоего́,

40 разори́л еси́ заве́т раба́ Твоего́, оскверни́л еси́ на земли́ святы́ню его:

41 разори́л еси́ вся опло́ты его, положи́л еси́ тве́рдая его страх.

42 Расхища́ху его вси мимоходя́щии путе́м, бысть поноше́ние сосе́дом свои́м.

43 Возвысил еси́ десни́цу стужа́ющих ему, возвесели́л еси́ вся враги́ его:

44 отврати́л еси́ по́мощь меча́ его, и не заступи́л еси́ его во бра́ни.

45 Разори́л еси́ от очище́ния его, престо́л его на зе́млю пове́ргл еси́,

46 ума́лил еси́ дни вре́мене его, облия́л еси́ его студо́м.

47 Доко́ле, Го́споди, отвраща́ешися в коне́ц? Разжже́тся я́ко огнь гнев Твой?

48 Помяни́, кий мой соста́в, еда́ бо всу́е созда́л еси́ вся сы́ны челове́ческия?

49 Кто есть челове́к, и́же поживе́т и не у́зрит сме́рти, изба́вит ду́шу свою́ из руки́ а́довы?

50 Где суть ми́лости Твоя́ дре́вния, Го́споди, и́миже кля́лся еси́ Давиду́ во и́стине Твое́й?

51 Помяни́, Го́споди, поноше́ние раб Твои́х, е́же удержа́х в не́дре мое́м мно́гих язы́к,

52 и́мже поноси́ша врази́ Твои, Го́споди, и́мже поноси́ша измене́нию христа́ Твоего́.

53 Благослове́н Госпо́дь во век, бу́ди, бу́ди.

На русском языке

1 В научение, Ефама Израильтянина.

2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.

9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.

10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.

11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.

13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!

15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.

16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.

20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.

22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.

23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.

24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.

25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.

26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.

27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.

30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.

31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;

32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:

33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;

34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.

35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.

36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?

37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;

40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.

42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.

43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;

44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;

45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?

48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.

51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.

53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

История написания

Господь посылает Нафана к Давиду

Исследователи полагают, что временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. Событие, которое описывается в тексте псалма 88, это нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, египетского фараона, произошедшее во время царствования Ровоама, внука Давида. Сусаким разграбил Иерусалим. Ефам, начавший свое служение при Давиде, видимо, дожил до этого времени и был свидетелем трагических событий.

Для чего читают псалом 88?

Дома псалом 88 читают на русском языке в следующих случаях:

  • с прошением о помощи Господа в затруднительной ситуации;
  • с целью восхваления Бога;
  • желая вспомнить благодеяния, оказанные Господом, то, как Он благ, а люди неблагодарны.

Считается, что если читать псалом 88 дома в одиночестве при свечах, то у всех в роду будет работа. Перед тем как приступить, изложите просьбу к Господу мысленно или вслух. Обращаться к Богу следует от смиренного сердца и с искренней верой в то, что получите просимое.

20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.

В Вульгате, еврейской и греческой Библиях псалом приписывается Ефаму Езрахитянину. Ефам или Идифум был современник Давида и начальником над одним из его хоров (см. о нем подробнее в вводных сведениях). Временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. В псалме изображается бедствие, постигшее одного из потомков Давида, это нападение на Иудею врагов и расхищения, произведенные ими в Иерусалиме (Пс 88_39−46). Таким событием нужно считать нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, фараона египетского бывшее в пятый год царствования Ровоама. Тогда он вошел в Иерусалим, ограбил сокровища храма и дворца, и только покаяние Ровоама пред Богом спасло его (3Цар 14:25−26; 2Пар 12:1−12). Ефам, выступивший на свое служение при Давиде, мог дожить до времени Ровоама, быть свидетелем этого события и по его поводу написать псалом.

Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2−5). Это обетование будут восхвалять на небе и ангелы за его непреложность, так как оно (обетование) непременно будет исполнено, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря. Ты низложил Раава, и вся земля в Твоей власти (6−15). Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита (16−19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20−33). Но ныне Ты лишил помазанника Твоего своей милости: его расхищают враги, он унижен и сделался посмешищем у народов (39−46). Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (47−52).

Пс 88:2. Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.

Пс 88:3. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено.

Пс 88:4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

Пс 88:5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (2Цар 7:12−14).

Пс 88:6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

Пс 88:7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

«Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования.

Пс 88:11. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

«Раав» — обозначение Египта (Пс 86:4). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям.

Пс 88:13. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

«Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.

Пс 88:16. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

Пс 88:17. о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» — блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы — точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею — пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

Пс 88:18. ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

Пс 88:19. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.

«Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа — щит наш» — выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» — Господь.

Пс 88:20. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

Под святым, т. е. человеком, здесь разумеется пророк Нафан, через которого Господь дал обетование Давиду. Это то же обетование, только в более пространном изложении, как и находящееся во 2Пар 7:12−16, приводится далее.

Пс 88:26. И положу на море руку его, и на реки — десницу его.

«Море» — Средиземное, находившееся на западе, «реки» — Тигр и Евфрат, на восток от Палестины. Две части света берутся здесь для обозначения всего мира, т. е. Давиду предсказывается распространение его владычества по всей Вселенной. Так как вечность завета Бога с Давидом касается «семени» от него, то последнему, т. е. семени принадлежит такая всесветная власть. Под этим семенем разумеется Мессия.

Пс 88:27. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

Пс 88:28. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. «Первенец», первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов.

Пс 88:37. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

Пс 88:38. вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. — «Верный свидетель на небесах» — т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.

Пс 88:40. пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

«Поверг на землю венец» — сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом.

Пс 88:45. отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

Пс 88:46. сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

«Отнял. блеск» — блеск самостоятельного, независимого царствования. — «Сократил дни юности» — уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось.

Пс 88:48. Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

Пс 88:49. Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.

Пс 88:51. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

«Носить. поругание. от. народов в недре» — глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя — скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48−49 ст.), так и за весь народ.

Ка­кого престола? Несомненно будущего, почему пророк и упомянул об «основании». Здесь, в настоящей жизни, из наших дел наш Судия готовит себе правду и суд, предустрояя будущий суд из са­мих этих дел. «Милость и истина идут пред лицем Твоим». Естественно, что милость предшествует, а истина следует за нею, потому что если бы Бог не положил наперед милости, то кто мог бы снести истину суда? Но как истина соединяется с милостью? Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих гре­хах и загладил их или покаянием или делами милосердия в отно­шении к ближнему.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим

Умоляя Бога разсудить и Вавилонян, просят произнести правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с котораго судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов.

Евфимий Зигабен

Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим

Правда и судьба уготование (готовность) престола Твоего

Акила перевел: правда и суд основание престола Твоего; а Симмах: утверждение. Мысль в сих словах такова: праведен Ты судия, которого и престол суда утвержден на правде и суде. Итак под правдою и судом ты должен разуметь праведный суд. Ветхозаветное Писание обыкновенно употребляет и такой образ выражения, в котором существительное имя полагается вместо прилагательного, как употреблено ж несколько ниже в сих словах: милость и истина, вместо: истинная милость. Или правдою называет способность судить, а судом самый (судебный) приговор, как и милостью называет милосердие, а истиною самое исполнение Богом обещания Его.

Милость и истина предъидете, пред лицем Твоим

Сими четырьмя словами, т. е. правдою и судом и милостью и истиною, Давид выражает сии четыре действия: что Ты, Господи, естественно умеешь судить праведно и произносить приговор, миловать и осуществлять истину слов своих; почему Ты и будешь судить праведно род человеческий, находящейся под жестоким влиянием врага, и произнесешь суд против обмана мучителя диавола и идолов, и помилуешь творение свое и будешь истинен в данных Тобою мне и избранным Твоим обещаниях. Можно сказать и иначе, что милость и истина потому, как сказано, пойдут пред Богом, что никто не может стоять пред лицем Божиим, т. е. в познании Его, если не будет прежде помилован и не присоединится к истинному учению веры; ибо милость и истина предшествуют таковому. А некоторые cиe относят к будущему суду, понимая так: Ты, Господи, праведнейший судия, и на суде Твоем предшествует истине милость; поелику никто не может устоять пред истиною обличений Божиих, если не растворит ее божественною милостью.

Слова Евсевия: Правде и суду предходят милость и истина, ибо правда требует милости для смягчения наказания: иначе ни один человек не устоит пред строгостью правды.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Правда и судьба уготование престола твоего: милость и истина предыдете пред лицем твоим

Сии слова присовокуплены для большаго подкрепления надежды. Они сильнее действуют на сердце, нежели когда предлагается на среду одна токмо Божия сила. Сего ради Пророк, приспособляяся к славе и величию царей, глаголет, что престол, на котором возседает Бог в величестве Своем, основан не на одной токмо силе, но и на правде и на суде: милость же и истина суть аки некия прислужницы Его. Аки бы сказал, что Бог, вместо порфиры, скипетра и диадимы, украшается сими наипаче свойствами, – яко есть праведен и правосуден, и купно есть милосердый Отец и верный Покровитель рабов Своих. Цари земные поелику не все в своей власти имеют, то блеск свой отинуду заимствуют. Бог же, яко существо самодовольное и никаких посторонних пособий не требующее, сияние образа Своего предлагает нам в правде, в благости и истине Своей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Правда и судьба уготование престола Твоего: милость и истина предидете пред лицем Твоим

Уготование, то, что должно быть устрояемо до постановления престола, основание.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим

Уготование значит «основание, утверждение». Стих сей можно разделить на две части, из коих в первой говорится о престоле Господнем, который утверждается на правде и суде, а во второй – о том, что пред лицем Господа Бога предшествуют (предыдете тоже двойственное число вместо множественного – «предыдут») милость и истина. Таким образом, псалмопевец еще раз подтверждает, что Господь Бог в особенности страшен праведным судом Своим, на котором пред строгостию правды Божией не устоит ни один человек, а так как вместе с истиною пред лицем Божиим предшествует милость, то еще есть надежда грешнику получить помилование от милосердия Божия, чрез покаяние.

«Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя». Ис.66:1-2.

«Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». Пс.88:15-16.

«Престол Твой, Боже, вовек». Пс.44:7.

«Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его. Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли». Пс.96:1-5.

«Господь во святом храме Своем, престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих». Пс.10:4.

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я, человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Ис. 6:1-7.

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Дан. 7:9-10, 13-14.

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих.
И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
И каждое из четырех животных имело по шесть крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле.
И поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Отк.4:1-11.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.Отк.20:11-12.

«Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его». Мф. 5:34-35.

Пс 88:15-19 Правосудие (прямота; праведность, правда, справедливость; верность) и праведный суд (суд; правосудие, справедливость, правда; закон, устав; приговор, постановление (суда), осуждение) – основание (место, обитель, жилище) престола Твоего;
милость (преданность, верность, лояльность, милость или доброта (как следствие преданности или верности), милосердие. Данное слово является широким по своему значению- оно описывает правильные взаимоотношения, которые должны быть между личностями (между людьми или между человеком и Богом), связанным взаимным союзом или заветом, или каким либо-другим образом. Это слово включает в себя как значение доброты и милости, так и значение преданности и верности и, в зависимости от контекста, подчёркивает тот или другой оттенок значений) и истина (надёжность, твёрдость; постоянство, продолжительность, непреложность; верность, истинность; истина, правда) предходят (идут впереди, предшествуют; предупреждают; встречают) перед лицом Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день и правдою (праведность, правда, благодеяние, благополучие) Твоею возносятся (становятся высокими, возвышаются, поднимаются, превозносятся; растут), ибо Ты украшение (украшение, убранство, наряд; великолепие, величие, красота, блеск, благолепие, слава) силы (могущества, крепости) их, и благоволением (благосклонностью, умилостивлением) Твоим возвышается (быть высоким, возвышаться, подниматься, превозноситься; растёт) рог (перен. могущество, слава) наш. От Господа – щит (защита) наш, и от Святого Израилева – царь наш.

Нашла в немецкой Библии (Elberfelder Studienbibel mit Sprachschlüssel) значение этих слов: правосудие и правота или праведность.

«цедек» - право (в разн. знач.); правомочие; правота; правильность; правда; закон; законность; справедливость; законность; праведность; правосудие; правильный; верный; настоящий; соответствующий; справедливый (о цене и т. п.); ревностный; как следует; подходящий; истинный. От «цэдак» - быть правым, говорит об этическом стандарте общения и соответствующего поведения людей, прежде всего в социальном, но также и в правовом смысле. Имеет в виду то, что правильно, справедливо, истинно, верно есть или должно быть. Бог заботится, как правящий Монарх, Управитель, о правах и правильных взаимоотношениях между людьми и творит Свой праведный суд (направляет; обращает; рассуждает; регулирует; улаживает (напр. спор).

«миспэт» - суд, судебное место, судебное дело, судебное разбирательство; судебный процесс; спор (решаемый в судебном порядке); право (в разн. знач.); правота; правильность; правда; закон; законность; судебное решение; судебный приговор; определение; постановление суда; решение суда. От слова «сэпет» - вершить, совершать суд и относится в первую очередь к судебной коллегии и их решению, заключению (приговор; определение суда; принятие решения; решение суда; постановление) в спорном деле (конфликте, процессе) и очень часто предписания (инструкции, нормы, положения, правила и т.д.), которые лежат в основании судебной системы, для Израиля – это Тора, как правовое положение Божье для Своего святого народа. «миспэт» указывает в общем Суд, правопорядок (совокупность правовых норм) и стоит также для Суда Божьего!

ПРАВДА (образец ПРАВИЛЬНЫХ отношений) и СУД (исправление любых отклонений от «правильного») – «сладкая парочка».
Интересно, что у Бога многие характеристики, понятия идут по двое, как две стороны одной медали.

Когда я разбиралась и просила Господа обьяснить это доступно и для маленького ребёнка форме, так, чтобы и до меня дошло, пришло понимание:
Прежде, чем строить дом, нужно собрать много документов, в которых будет УСМОТРЕНО ВСЁ: от плана дома до мельчайших подробностей и проводок. Если ещё не всё предусмотрено, НИКТО не сможет начать строить дом!

Так и Бог! ПРЕЖДЕ, чем Он начал творить, Он ВСЁ продумал и спланировал в Своей Мудрости! (Пр.8:22-31; Иер.29:11; Пс.138:16) Для нас, людей, есть прошлое, настоящее и будущее, а для Бога это ВСЁ ЕСМЬ! Поэтому, когда Он 6 дней творил, то в эти 6 дней Он действительно высвободил ВЕСЬ СВОЙ ПЛАН (мысль, помышление, намерение, замысел; искусный дизайн, нечто искусно придуманное, сделанное) и в 7-й день отдыхал от ВСЕХ ДЕЛ СВОИХ!

Мы просто, находясь в рамках времени и пространства, ещё не дошли физически, но можем войти в покой Его ВЕРОЙ в то, что Он говорит в Своём Слове! (Евр.4:3).
Потому что ВЕРА – это духовная субстанция и для неё нет преград во времени и пространстве.
Если ходим естественным видением, то ОГРАНИЧЕНЫ ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ! Если ходим верой, внутренним видением, то входим в сферу Духа, Царства Божьего, где НЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ. ГДЕ ВСЁ ЕСМЬ В БОГЕ.

У Бога есть план для КАЖДОГО ЕГО творения! На каждый день! Мы можем взять этот план и высвободить Его совершенную волю для нас или «мастерить» свои планы и пути. Поэтому по всей Библии Бог и призывает «ОСТАВЬТЕ свои пути»! «вернитесь»!

Я увидела,
· что «правда» или «праведность» - это оригинальный, первоначальный план Божий для тебя и меня, для каждого Его творения, для всех сфер жизни, для каждой личности и народов.
· что «грех» - это не попасть в цель, т.е. мимо цели: мимо совершенного Божьего плана для нас!
· что «суд» - это не осуждение для нас (т.к. осуждение уже понёс Иисус!), но восстановление Божьего творения в соответствии с Его первоначальным планом, дизайном! Восстановление в человеке Божьего образа и подобия! Всё, что не от Него – будет разрушено! (см. Мт.15:13; Иер.1:10) А всё, что от/из Него будет (идёт процесс восстановления) насажено!

1Пет 2:24
Он грехи (отклонения от Божьего первоначального, совершенного плана) наши Сам вознес в теле Своём на дерево (Крест), для того, чтобы (с целью) мы, избавились (стали в сторону, были непричастными; умерли) от грехов, жили (ожили) для правды (совершенного Божьего плана для нас!): ранами Его вы исцелились (восстановились!).

У меня могут быть права на что-то, например наследство, но если я не предъявлю своих прав на это в судебном порядке, то я не получу его!
Бог назван в Библии Судия Праведный! (Пс.9:5: Иер.11:20)
И Он обещал восстановить нас в правах, в соответствии с Его планом, и воздать вдвойне. (Ис.61:6-8: Иоиль 2:25; Зах.9:12)
Но если я не знаю, что мне принадлежит, или если не «подаю в суд!» Богу, как Судии Праведному! то ВОЗДАЯНИЕ НЕ МОЖЕТ ПРИЙТИ В МОЮ ЖИЗНЬ!

Ис 42:22 Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны (словлены, захвачены) в подземельях и сокрыты (спрятаны) в темницах (дом, жилище; внутренняя часть (здания); дом (семейство, род)+темница); сделались добычею (награбленное, захваченное; расхищение, грабеж, разорение), и нет избавителя; ограблены (разграбление, расхищение, разорение, опустошение; добыча, награбленное), и никто не говорит: „отдай (верни) назад!"

Я прошу ПОРАЗМЫШЛЯТЬ об этом, просить Духа Святого, чтобы Он сказал, открыл; просить Его водительства в том, что ВАМ надо делать, чтобы ВОССТАНОВЛЕНИЕ и ВОЗДАЯНИЕ смогло войти в ВАШУ жизнь!
Благословений!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: