Почему суда ходят под флагом либерии

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 07.09.2024

В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. [3] К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз моряков (далее по тексту – ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Бирма, Камбоджа, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальная Гвинея, Франция (второй регистр), Грузия, Германия, Гибралтар, Гондурас, Ямайка, Ливан, Либерия, Мальта, Республика Маршалловы Острова, Маврикий, Монголия, Нидерландские Антильские острова, Северная Корея, Панама, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. [4] Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране, нет.

В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условий работы моряков.

Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы, так как власти позволяют соблюдать далеко не все требования международного права в этих вопросах. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма на моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантом оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно, в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как Филиппины, Индия и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является крайне низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдения всех права работников судна. Довольно часто происходят такие ситуации, что для разрешения конфликтной ситуации на почве трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен на основе законодательства этой страны, что приводит к значительным издержкам на найм адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы, зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельце предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции, страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобном флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах.

Поэтому долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь, членам экипажа, в медицинском обслуживании и правовой защите.

Нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами. Однако, на данный момент, деятельность ITF носит отраслевой характер, и приносит результат только в конкретных случаях, с конкретными экипажами и судами.

Тема поста - Удобные флаги. Что это такое, почему суда уходят под такие флаги, и прочее, прочее, прочее.

Традиционное предупреждение - те, кто работает в море, а уж особенно те, кто работает под этими самыми "удобными" флагами, здесь не найдут ничего нового для себя. Пост для тех, кто от моря далёк, но темой интересуется.

Кроме того, в посте тему раскрыть по полной не получится. Формат не тот, а тема очень обширная. Люди на этой теме диссертации защищают, а тут всего лишь пост. Но я постараюсь донести основные понятия по этой теме.

Словосочетание "Удобный флаг" слышали многие. Как правило это словосочетание принято употреблять в негативном ключе, приправляя обличением подлых судовладельцев, которые только спят и видят, как увести свой флот под "удобный флаг" да не платить налоги в своей стране. Ну, а некоторые журналисты, те совсем берегов не видят, вешая на "удобные флаги" вообще всех собак и обвиняя эти флаги во всех смертных грехах, но при этом, как говорят - "формируя общественное мнение". И какое это "мнение", догадаться несложно.

Вот сейчас и попробую изменить немного это "общественное мнение", рассказав об этих флагах. Попробую быть нейтральным. А вы уж сами решайте, что такое "удобный флаг", вселенское зло, или один из инструментов экономики и мировой торговли.

Удобный флаг, флаг открытой регистрации, flag of convenience (FOC).

Откуда он взялся, этот "удобный флаг"?

История появления "удобного флага"(УФ) не такая уж и древняя. Всего 103 года назад возникло это явление, регистрация судна в другом государстве. А уж само понятие УФ вообще появилось только в 1949 году.

Причиной появления УФ были "сухой закон" принятый в США в начале 20 века. И первое судно на котором был поднят УФ, было судно "BELEN QUEZADA", бывший корабль ВМС США "Зафиро".

Во времена "сухого" закона алкоголь на территории США был запрещён. И владельцы судна нашли выход как доставлять радость обычным американцам, они зарегистрировали своё судно в Панаме, в 1919 году.

Судно было занято на перевозке алкоголя между Канадой и США, кроме того, судно периодически выполняло, так сказать, "круизы выходного дня". Поскольку пароходик был под юрисдикцией другого государства, где спиртные напитки не были запрещены, то в таком круизе алкоголь лился рекой.

На момент регистрации судна в Панаме, ещё не было полного осознания всех тех преимуществ, которые даёт УФ. Ни для владельцев парохода, ни для властей Панамы, ни для остальных, кто был занят в морском бизнесе.

Осознание пришло чуть позже, и тоже связано с законами принятыми в США. Эти законы были направлены на значительное улучшение условий работы и быта моряков США. Эти законы весьма серьёзно ограничивали произвол судовладельцев. А глядя на США, и другие страны начали принимать подобные законы.

Но, как известно, на судне работают законы той страны, флаг которой несёт судно. И в Панаме нет тех законов, которые приняты в США. Вот и выход для судовладельцев. Сплошная выгода. Платить моряку можно меньше, вопросами безопасности себя не утруждать, налоги в казну тоже не платишь. И минимум документов для регистрации судна. Бюрократию в Панаме решили особо не разводить. И со сроками регистрации не затягивать. Вот так и началась эпоха "удобного флага".

Во время Второй мировой войны суда США переводили под флаг Панамы, чтобы получить статус нейтрального судна, и под этим флагом возили грузы из США в Великобританию.

Тем не менее, до окончания Второй мировой войны, интерес к УФ хоть и был со стороны судовладельцев, но особого ажиотажа с переходом под флаг не было. Всё началось позже, когда начали нарастать объёмы перевозок в международной торговле.

Реестр Либерии создал бывший госсекретарь Теодора Рузвельта. Доходы от поступлений в реестр делились так - 25% шло правительству Либерии, 10% на социальные программы в Либерии, а остатки шли в корпорацию, который создал реестр. В отличии от Панамы, штаб-квартира реестра Либерии находится совсем в другом государстве, а именно в США.

А потом и друие страны, глядя на такой лёгкий заработок, подтянулись для торговли своим флагом. И на сегодняшний день, государств, флаги которых признаны "удобными" - 42. Но следует понимать, что в список этих государств входят и государства, у которых есть второй регистр.

Второй Регистр создаётся с целью привлечения дешёвой рабочей силы. Судно несёт флаг своего государства, но имеет налоговые послабления, имеет право привлекать иностранцев для работы на борту. Пример - Германия. Кстати, в России тоже велась дискуссия, стоит ли нам открывать второй Регистр, но к окончательному выводу не пришли, переведя дискуссию из горячей фазы в вялотекущую.

Иногда "удобный флаг" принадлежит государству, которое вообще не имеет выходов к морю, что даёт повод к многочисленным шуточкам, про великий порт Улан-Батор, Монголия, или ещё про какую либо страну. Почему суда ходят под флагами исключительно сухопутных государств, я писал здесь - Швейцария, как морское государство.

Причина, по которой уводят суда, только лишь одна, и чисто экономическая. Кто бы и, что бы ни говорил.

Налоги, пошлины, затраты на зарплату, содержание судна, отчисления на всевозможные социалки, которые гарантирует государство, всё это и ведёт к тому, что на корме вместо национального флага поднимают флаг другого государства.

Есть и ещё причина - высокая стоимость самого судна, как нового, так и подержанного. Приходится брать кредит, и само судно в залоге у банка, как гарантия. И банки требуют, чтобы у судна была свободная ликвидность в случае чего. Из под национального флага выцарапывать пароход довольно проблематично, а вот из под "удобного флага", намного проще.

Я не хочу быть адвокатом судовладельцев, но в некоторых случаях я согласен с ними. Иногда государство хочет слишком много, а содержать судно, это очень дорогое удовольствие.

Понимаю, аналогия очень натянутая, но можно сравнить с автомобилями, когда в каком-либо регионе налог на авто большой, авто регистрируют в регионе с меньшей налоговой ставкой. Примерно так.

Конец первой части. Продолжение следует.

P.S. Жынтыльмены! Я не могу понять, что у меня происходит с количеством подписчиков, цифры гуляют туда-сюда. Тягун просто какой-то. Я, в общем то, нормально отношусь к этому "подписался-отписался", дело личное каждого.

Но я хочу понять, это сам ресурс чудит, или реальные движения читателей? Поэтому, просьба небольшая. если отписываетесь, то поставьте в комментах "-", и я уже буду знать.

На территориях российского Дальнего Востока, Японии, Южной Кореи, Тайваня завершилась очередная неделя борьбы с нарушениями прав моряков, работающих на судах под удобными флагами. Вновь выявлена масса нарушений.

Самые существенные по-прежнему касаются задержек выплаты заработной платы.

- Сумма задолженности составляет более 80 тысяч долларов. В настоящее время принимаются экстренные меры по выплате заработной платы морякам, - отмечает председатель совета Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.

Уплыли в оффшор

По неофициальным данным, только на Дальнем Востоке действуют около 300 компаний, чьи суда работают под флагами других государств. Почему они это делают, судовладельцы говорят крайне неохотно: слишком скользкая и сложная тема.

В качестве первостепенной причины называют тяжелое налоговое бремя, которое делает работу под национальным флагом экономически невыгодной. Панама, Камбоджа, Греция, Белиз и еще два с лишним десятка стран предлагают регистрацию судов за небольшие деньги и взимают минимальные налоги.

- Такая причина действительно объективна, - согласен президент Ассоциации дальневосточных капитанов и представитель Международной федерации транспортных рабочих (ITF) во Владивостоке Петр Осичанский.

- К примеру, шведское или норвежское законодательство требует, чтобы плавающий под национальным флагом пароход был на 100 процентов укомплектован национальным экипажем. Но при этом работодателю придется платить зарплату, установленную их собственным профсоюзом, а она превышает минимум, установленный ITF, в два раза. Но даже за такие деньги желающих идти работать на флот немного. Столько заработать в этих странах можно и на берегу. Для них уход под удобный флаг в некотором отношении является вынужденной мерой. В существующих экономических условиях вернуть суда под национальный флаг невозможно, - считает Осичанский. - Поэтому главным становится защита прав моряков.

Поднимая удобный флаг, работодатель фактически уходит от выполнения требований национального трудового законодательства и может сам устанавливать порядки на судне.

Отсюда - невыплата заработанных денег, отсутствие социальных гарантий, страховок на случай болезни, травмы или гибели. Более того, страны, предоставляющие свой флаг, известны своей лояльностью, точнее - безразличием к техническому состоянию регистрируемых кораблей. Этим пользуются владельцы старых, отживших свой век судов.

- Таким образом, - продолжает Петр Осичанский, - жизнь моряка зависит от того, насколько добросовестным является работодатель.

Рабский труд

- На двух судах, стоящих в порту Находка, - двухмесячная задолженность по заработной плате. У моряков нет коллективного договора, страховка от несчастных случаев - забота их самих. Капитан теплохода "Win", к примеру, застрахован всего на десять тысяч рублей. Большая часть экипажа вообще не застрахована. Питаются моряки на четыре доллара в день, этого явно недостаточно. Капитан другого судна - "Khudozhnik Tsyganov" - отказался идти в рейс из-за технического состояния теплохода, возраст которого приближается к 40 годам , - говорит Николай Суханов.

Трагедия далеко не единственная. За последние годы в дальневосточных морях потерпели крушение около десятка судов. Практически все они были в плохом техническом состоянии.

Николай Суханов напоминает и о случаях рабского труда. По версии следствия, на теплоходе SS Ross (флаг Тувалу) в 2011 году получившего травму токаря два месяца заставляли продолжать работу. В медицинской помощи ему отказали. В результате моряк скончался. Было возбуждено уголовное дело. По требованию РПСМ Дальневосточная транспортная прокуратура приняла решение об аресте судна при его очередном заходе в порты России. Но сухогруз сменил название и по-прежнему бороздит моря.

К слову, арест судна является самой действенной мерой влияния на работодателей. Зная, что за малейшую провинность пароход встанет у причальной стенки, они с куда большим вниманием относятся к выполнению минимальных требований, разработанных Международной организацией труда (МОТ).

- Еще несколько лет назад суды отказывали в аресте пароходов, мотивируя это тем, что морякам необходимо обращаться за помощью по месту регистрации судна, то есть в те же Камбоджу или Белиз. Благодаря нашим усилиям ситуация изменилась. И это дает моряку защищенность, уверенность, что он не останется один на один со своей проблемой, - отмечает Осичанский.

Николай Суханов приводит статистику: если в 1999 году по иску ДВРО РПСМ арестовали всего одно судно (флаг Камбоджи), то в 2010-м - шесть ("подфлажники" Камбоджи, Белиза, Маршалловых островов, Панамы). Один арест был уже и в 2013-м. Всего же за эти годы задержали более 60 судов, среди них, между прочим, есть и те, которые ходят под российским флагом.

Свет в конце тоннеля

Но говорить, что удобный флаг - воплощенное зло, не стоит, считает Петр Осичанский. Далеко не все судовладельцы относятся к морякам как к дармовой и бесправной рабочей силе.

Можно говорить также и об улучшении положения моряков в целом.

- Если 18 лет назад, когда я начинал работать представителем ITF во Владивостоке, на большинстве судов-"подфлажников" моряки понятия не имели о трудовых договорах, то сегодня их подписывают практически все. Коллективные договоры теперь тоже не редкость. Имея методы воздействия на работодателя, мы постепенно вынуждаем их выполнять минимальные требования Международной организации труда. Среди главных - заработная плата не менее 1705 долларов и страхование жизни на сумму свыше 100 тысяч. А с 2013 года страховка достигнет 155 тысяч долларов, - замечает Осичанский.

Шхуна "Партнер" под флагом Камбоджи с российскими моряками на борту погибла во время шторма в 2011 году. Экипажу не хватило спасательных средств

Сегодня около 80 процентов экипажей судов-"подфлажников", заходящих в дальневосточные порты, имеют международные договоры на работу.

Особые надежды эксперты возлагают на Конвенцию о труде в морском судоходстве, которая вступает в силу 20 августа 2013 года. Документ, объединивший 70 актов МОТ о трудовых отношениях, устанавливает минимальные требования по всем аспектам условий труда моряков - это занятость, рабочее время и время отдыха, жилые помещения, питание, медицинское и социально-бытовое обслуживание, социальная защита.

Согласно конвенции все суда должны иметь и регулярно подтверждать свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве.

Кроме того, подчеркивают и Осичанский, и Суханов, документ дает право капитану порта задерживать плавсредство, где зафиксировано нарушение, без суда, независимо оттого, какой флаг на нем поднят. Совокупность мер, по их мнению, поставит серьезный заслон недобросовестным работодателям.

Тем временем

Самый любимый государственный флаг у российских судовладельцев. либерийский. Под его полотнищем морские мировые просторы бороздят более ста судов, перевозящих экспортные грузы. Затем по популярности следуют штандарты "офшорных" Кипра, Мальты, Панамы. И дело не в отсутствии патриотизма. В деньгах. Корабль, плывущий под флагами страны Либерии или Белиза, платит в их бюджеты раз в десять меньше налогов, чем если бы плыл под российским и "отстегивал" в родную казну 20 процентов налога на прибыль, 35,6 процента единого социального налога и еще массу всяких сборов. В итоге 94 процента отечественных внешнеторговых грузов везут не наши суда. При этом Россия, по оценкам экспертов, теряет ежегодно около 2-3 миллиардов долларов.

Теряет она и на том, что новые суда на отечественных верфях строят все реже, при том, что средний возраст флота - 20 лет. Это, как если бы человеку было 70. Если же какой-нибудь чудак закажет и построит судно под российский флаг, то почти треть стоимости судна уйдет у него на таможенные и налоговые платежи. Строительство ведется в основном за счет привлечения зарубежных инвестиций. А западные банки, давая деньги, выдвигают основное условие - регистрировать судно только в офшорах. С одной стороны, конечно, хлопотно. С другой - выгодно. Разумеется, не государству.

По словам российского министра транспорта Сергея Франка, массовое бегство судов под чужую юрисдикцию создает опасную стратегическую зависимость нашей внешней торговли от иностранного флота и капитала, лишает страну национальных морских кадров. Те же непомерные налоги доводят компании до того, что они не могут вовремя выплачивать зарплату командам. Морякам ждать некогда - надо кормить семьи. И так же, как корабли, они "уходят под иностранный флаг", где получают зарплату в соответствии с мировыми стандартами. Таковых, работающих на зарубежных судах, сегодня почти 40 тысяч человек. Половина из них - офицеры, самый высокоподготовленный состав.

Что же предлагают в Минтрансе, дабы остановить "утечку" пароходов? Как говорят транспортники, "самый беззатратный механизм". А именно - принятие закона по созданию в России принципиально иных экономических схем для деятельности судоходных компаний. Называется "Российский международный реестр судов". Реестр в данном случае - не просто список, но и своего рода охранная грамота - занесенные в него суда попадают под защиту государства. Большинство стран мира проводит такую протекционистскую политику относительно своих морских отраслей. Национальные реестры судов созданы в Норвегии, Дании, Великобритании, Германии. Результатов соседи достигли - десятки судов, ходивших под "свободными" флагами, удалось вернуть под родные флаги.

Главное транспортное ведомство России по аналогии с западными коллегами планирует облегчить налоговый и таможенные режимы. В частности, избавить своих судовладельцев от четырех основных налогов: по HДС, по налогам на имущество, прибыль, транспортного. А взамен ввести регистрационный взнос (1300-4000 долларов в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодный потоннажный сбор (3000-10 000 долларов с судна). Плюс подоходный налог членов экипажей.

По расчетам экспертов, в целом принятие закона о реестре позволит переманить под российский флаг 750 судов.

Даже удивительно, что при таких заманчивых перспективах у нововведения нашлись противники. Да какие - МНС и ГТК, те самые организации, которые собирают налоги и пошлины, формируют государственный бюджет. Почему они не хотят денег, которые могли бы появиться у российского флота? Да все очень просто - нововведение еще не опробовано, а реальное сокращение налогов и сборов уже нужно проводить.

Авторы законопроекта тревог оппонентов не разделяют. Главный вопрос - риторический - как же можно уменьшить то, чего нет?

Поэтому авторы законопроекта стремятся "развести" участников данного рынка. И мягко это сделать не получается. Конечный выбор - под флагами какой страны регистрироваться, остается все равно за судовладельцами. Они должны сделать для себя выбор, что выгоднее - работать только на международных линиях с гигантскими грузоперевозками или еще и дополнительно, внутри страны. Ведь как сейчас происходит на практике. Загрузилось, например, судно под либерийским флагом в Ростове, идет в Италию. Но на пути у него Новороссийский порт. Согласно правилам, до Новороссийска плыть под чужим флагом нельзя. Судно в срочном порядке "перегружается" под российский флаг. Далее опять под иностранный. Сложности - еще те! Национальный Международный реестр сделает выбор осознанным.

Другое дело, пойдут ли судовладельцы стройными рядами под российский флаг, как прогнозируют в Минтрансе, если им и под иностранными не так уж плохо?

Как стало известно "РГ", в настоящее время Минтрансу удалось на 90 процентов переломить сопротивление основных своих оппонентов. В частности, Минфин согласился с тем, что приоритетом все же должно стать не количество собранных налогов, а общий экономический эффект для страны.

Вместе с тем с учетом пожеланий Минфина, Минэкономразвития и МНС России "специальный налоговый режим", который предлагал ввести для судовладельцев Минтранс, ныне заменен вариантом "точечных" изменений в налоговом, таможенном, валютном законодательстве. В итоге, как представляется Минтрансу, Правительством должно быть принято волевое решение, учитывающее интересы национального торгового флота.

Справка "РГ"

Республика Либерия , в переводе "свободная земля" - государство в Западной Африке. Либерия - аграрная страна с развивающейся горнодобывающей промышленностью. В 70-х годах ХХ века Либерия, одна из первых в мире, создала " Международный реестр судов". Из-за низких налогов под флагом Либерии плавают суда других стран (9 процентов мирового торгового флота). Сегодня морской торговый флот Либерии формально занимает 1-е место в мире по тоннажу.


Любопытно

Статистика морского торгового флота ведет учет судов валовой вместимостью 100 и более регистровых тонн. Сразу после второй мировой войны больше всего таких судов было в Великобритании и США — наиболее развитых капиталистических странах.

С тех пор картина коренным образом изменилась. Давняя владычица морей Англия ныне занимает лишь третье место, а Соединенные Штаты Америки отодвинулись на седьмое. Список ведущих морских держав возглавляет маленькая африканская страна Либерия, насчитывающая два миллиона жителей. За послевоенные годы число судов, приписанных к ее портам, возросло с двух кораблей до двух с половиной тысяч, а их валовая вместимость — с 700 регистровых тонн до 55 миллионов тонн.

Почему суда ходят под чужими флагами?

Объясняется это просто: большинство пароходов и теплоходов, плавающих под либерийским флагом, принадлежит судовладельцам США, ФРГ, Англии, Греции и других стран.

Удобные флаги

Удобные флаги «сухого закона»

Использование флагов других государств связывают с сухим законом, принятым американским конгрессом в 1920 году. Уменьшились доходы владельцев баров и ресторанов, в том числе и на пассажирских судах. Выход нашли в переводе лайнеров «Ризолют» и «Рилайенс» под флаг Панамы, где специально была создана новая судоходная компания. На «иностранных» судах рекой текли виски, коньяки и ликеры.

Правительство снисходительно относилось к такому нарушению закона. Вскоре эстафету переняли нефтяные монополии. С каждым годом все большее количество судов поднимали на своих мачтах цвета Панамы, Либерии, Гондураса. В этих странах хозяева судов платят меньше налогов, могут устанавливать низкую заработную плату морякам, произвольно удлинять их рабочий день, сокращать до минимума расходы на охрану труда и бытовые удобства.

Здесь нет законов, защищающих права членов экипажей и системы контроля за техническим состоянием судов. Когда речь идет о барышах, судовладельцы забывают о национальной чести и достоинстве. Взамен терминов «чужие» и «подставные» были даже придуманы более благозвучные, например, «удобные флаги».

Страны удобного флага

К началу семидесятых годов ежегодный прирост тоннажа под чужими флагами более чем вдвое превосходил темпы роста мирового флота. Только за 1974 год количество таких судов увеличилось на 660 общей вместимостью 8,5 млн регистровых тонн. Их доля в мировом торговом флоте достигла 24 процентов.

  • Либерия почти на одну треть обогнала своего ближайшего соседа по статистическим таблицам Регистра Ллойда — Японию и по-прежнему занимает первое место в мире.
  • Панама пополнила за год «свой» флот 260 судами, достигнув уровня 11 миллионов регистровых тонн.
  • Остальной состав этой группы стабильностью не отличается, в нее в разное время входили также Коста-Рика, Ливан, Сомали, Кипр, Марокко, Сингапур, Сан-Марино, Мальта, Сьерра-Леоне.

Суда, плавающие под «удобными» флагами, снискали себе дурную славу. Не случайно их называют «плавучими гробами», поскольку здесь наиболее часты случаи травматизма и аварий.

Красная Армия — единственная армия, которая смогла победить вермахт во Второй мировой войне

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: