Губная изба это судебный орган

Обновлено: 01.05.2024

органы местного управления, возникшие в России в 16 в. (ликвидированы в 1702). Г. у. вводились на основании губных грамот (См. Губные грамоты). С течением времени в каждом уезде было образовано своё губное управление — губная изба, состоявшая из губного старосты, целовальников и губного дьяка. Губные старосты выбирались только из дворян или детей боярских. Это и определило характер работы Г. у. как органов помещичье-дворянской диктатуры, основной задачей которых была борьба с «лихими людьми», т. е. со всеми, выступавшими против насилия помещиков и купцов.

выборные органы дворянско-помещичьего самоуправления в Русском государстве 16–17 вв., имевшие гл. обр. карательные функции. Г. у. начали создаваться в 30-х гг. 16 в. для борьбы с «лихими людьми» (гл. обр. крестьянами, выступавшими против феодального гнета). Существовавшая в то время система кормления (см. Кормление) была неспособна выполнить эту задачу, так как бояре-кормленщики рассматривали свою должность не как государственную службу, призванную обеспечить защиту интересов господствующего класса феодалов, а как источник личного обогащения. В 1555 г. Иван IV ликвидировал систему кормления и заменил ее системой губного и земского самоуправления. Первоначально создавалось одно Г. у. для нескольких городов и волостей (см.). Г. у. повели решительную борьбу с «лихими людьми» и с середины 16 в. были введены повсеместно. Со временем Г. у. были созданы в каждом уезде. Компетенция Г. у. значительно расширилась. Органом Г. у. была т. н. губная изба, состоявшая из губного старосты, его помощников – целовальников (см. Земские судьи) и губного дьяка. Губные старосты избирались из дворян и детей боярских. Целовальниками могли быть и крестьяне. С установлением абсолютизма (см.) во второй половине 17 в., с ростом централизации и бюрократизации гос. аппарата значение Г. у. падает. Они постепенно подчиняются воеводскому управлению (см. Воевода), становятся его вспомогательными органами. В 1702 г. Г. у. были полностью упразднены, а их функции переданы воеводам, назначавшимся центральной властью.

ГУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ , органы местного самоуправления 16-17 вв., расследовавшие особо опасные преступления. Возникли в ходе губной реформы конца 30-х - середины 50-х гг. 16 в. Состояли из губных изб, возглавлявшихся губными старостами. Ликвидированы в 1702.

Местными сословно-представительными органами с сер. XVI в. стали земские и губные избы.

Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости).

Губные органывозглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на кот. решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейские чины мелких округов.

В компетенцию губных органов в сер. XVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу и др.

В XVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа XVI в. – земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. А в 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входилоразбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т. п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т. п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также др. окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже – лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины – сотских, пятидесятских и десятских.

Местными сословно-представительными органами с сер. XVI в. стали земские и губные избы.

Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости).

Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на кот. решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейские чины мелких округов.

В компетенцию губных органов в сер. XVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу и др.

В XVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа XVI в. – земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. А в 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т. п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т. п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также др. окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже – лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины – сотских, пятидесятских и десятских.

Земские соборы

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Земские соборы

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Земские соборы XVII в

Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов — одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Губные старосты

Губные старосты Воевода судил и рядил в съезжей или приказной избе: это — наше губернское правление. Рядом с воеводой стоял другой орган центральной власти в уезде со специальным назначением — губной староста, сидевший в губной избе; в иных уездах их было двое и даже

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал

Глава девятая «Государевы дела и земские»

Глава девятая «Государевы дела и земские» Писцовые описания. — Торговые люди. — Смета русского войскаПосле прекращения деятельности земских соборов в 1622 году «государевы дела и земские», ранее решаемые царем Михаилом Федоровичем вместе со «всей землею», стали

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Избы в Потсдаме

Избы в Потсдаме Еще одна линия русского присутствия в Германии прослеживается в традиции устройства православных приходов для русских великих княгинь, выходивших замуж за немецких монархов. Достаточно себе представить, что каждое из 38 немецких государств того времени

17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ

17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ Польские интервенты, поддерживающие Лжедмитриев, не теряли надежды сами захватить русский престол. Тогда правительство стоявшего в то время у власти В. Шуйского, понимая, что не сможет противостоять натиску поляков, обратиться за

6.3. Мытные землянки и избы

6.3. Мытные землянки и избы Первые типы оседлых рукотворных жилищ (вместо нор и пещер) создавались в Северной Европе на базе концепции землянок. Перекрытия землянок выполнялись из древесных материалов. Поэтому потолки в курных землянках, омываемые дымовыми газами, были

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Земские соборы XVII века

Земские соборы XVII века Перемена в составе и значении земских соборов – одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Воевода судил и рядил в съезжей или приказной избе: это — наше губернское правление. Рядом с воеводой стоял другой орган центральной власти в уезде со специальным назначением — губной староста, сидевший в губной избе; в иных уездах их было двое и даже больше. Эта высшая судебно-полицейская власть в уезде, возникшая еще в XVI в., как мы знаем, имела смешанный характер, земский по источнику полномочий и приказный по ведомству: губной староста выбирался на всесословном местном съезде, но ведал не местные земские, а общегосударственные дела по важнейшим уголовным преступлениям. В XVII в. губное ведомство расширилось: сверх разбоя и татьбы к нему отнесены были дела о душегубстве, поджоге, совращении из православия, оскорблении родительской власти и др. Влияние общего направления внутренней политики правительства сказалось в том, что приказный элемент в должности губного старосты получил решительное преобладание над земским, и это сближало губного старосту по характеру должности с воеводой. Но это направление не соединялось с определенным планом, было скорее правительственным позывом, чем программой, что и отразилось на бесконечных колебаниях, каким подверглось взаимное отношение обеих должностей: губные старосты то отменялись, то восстановлялись; в иных местах губные дела поручались воеводам, в Других губные старосты ведали воеводские дела. По просьбе обывателей городом правил вместо воеводы губной староста, а когда он становился неугоден городу, назначался опять воевода с поручением ведать и губные дела; губной староста действовал то независимо от воеводы, то был подчинен ему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ

16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ Местными сословно-представительными органами с сер. XVI в. стали земские и губные избы.Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные

XXVIII. Старосты и воеводы как органы общегосударственного управления в областях

XXVIII. Старосты и воеводы как органы общегосударственного управления в областях Предшественники старост и воевод. Староста жмудский как державца и главный правитель Жмудской земли; подчинение ему других державцев и тиунов. Старосты луцкий, владимирский и кременецкий как

II. Письмо Князя, Константина Острожского, Воеводы Киевского, Маршалка земли Волынской старосты Володымирского, к Ипатию, Епископу Володымирскому и Берестенскому, и ответы Епископа

II. Письмо Князя, Константина Острожского, Воеводы Киевского, Маршалка земли Волынской старосты Володымирского, к Ипатию, Епископу Володымирскому и Берестенскому, и ответы Епископа Лист Княжати Его милости перший дати з Люблина Июня 21 дня року 1593.Велебный, милостивый

ЗАБАВЫ СТАРОСТЫ

ЗАБАВЫ СТАРОСТЫ Глухая морозная ночь. Свистит, гуляет поземка. В такую погоду ни одна собака из будки носа не высунет. Впрочем, всех собак деревенских немцы постреляли еще в прошлом году, чтобы не поднимали голос, не лаяли на новых господ. Только сильно пьяному старосте

Появление выборных губных властей относится к 30-м гг. XVI в. в результате реформы местного самоуправления. Введение губных учреждений обусловлено просьбой населения и получением на то грамоты. Целью их развития явилось преследование на местах разбойников и суда над ними.

Губное учреждение – сословный орган местного самоуправления, созданный на основании губной грамоты в целях руководства уездом и осуществления в его пределах судебно-полицейских функций.

Название губное происходит от слова «губа» – административно-территориальное образование в Московском государстве в XVI в.

Причины, послужившие толчком к проведению реформы местного самоуправления:

1) ранее существовавшая система кормления на местах тормозила дальнейшую централизацию государственного аппарата;

2) постоянные городские волнения в 40-х гг. XVI в.;

3) произвол местной власти;

4) недовольство существующей системой управления всего населения городов и волостей, включая поместное дворянство.

Реформа местного самоуправления связана с указом Ивана IV «Приговор царский о кормлениях и о службах» (1555–1556 гг.), отменившим систему кормлений и повсеместно вводившим новую систему местного самоуправления: губные и земские учреждения.

Губные учреждения организовывались на основании губных грамот. Губные учреждения первоначально выполняли в основном судебные функции: они рассматривали наиболее серьезные уголовные дела, изъятые из ведения наместников и волостелей.

Губные учреждения первоначально формировались в каждой провинции из уже имеющихся учреждений местного самоуправления. Они даже в период своего расцвета не получили распространения на всей территории Московского государства, например они не были учреждены в северных провинциях.

С развитием системы губных учреждений были сформированы губные округа в каждом уезде. Губными округами сначала были города и волости, но позже в уезде устанавливалось одно губное ведомство. Иногда устанавливались и в отдельных частных вотчинах.

Губные ведомства были сословными органами самоуправления и назывались «губными избами», в состав которых входили: губной староста (он избирался из бояр или детей боярских на общем съезде уезда); старосты, десятские, лучшие люди – целовальники (они находились при губном старосте и осуществляли текущие полномочия; они избирались сотскими на съезде уезда); дьяк (он находился при старостах, десятских и лучших людях; он избирался всеми присутствующими на съезде всех классов уезда).

Перечисленные лица вначале избирались бессрочно, но с XVII в. целовальники стали избираться ежегодно на общем съезде уезда.

Земские и губные власти избирались из всего земского населения, кроме служилых людей, после чего принимали присягу в приказе местного управления в Москве. В результате выборов составлялся протокол выборов, который утверждался в Москве в соответствующем приказе.

Компетенция губных изб: поимка преступников; суд над разбойниками, убийцами, поджигателями; управление губным округом; финансово-административные вопросы округа; в некоторых городах – управление войсками, воеводство (это осуществлялось губными старостами).

Иногда губные вопросы решались на съездах представителей всех классов уезда, которые были вправе решать вопросы формирования (избрания) губных властей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

35. Система органов и учреждений, исполняющих наказания

35. Система органов и учреждений, исполняющих наказания Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной

Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Система органов и учреждений, исполняющих наказания Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной

Глава 8. Система права и система законодательства

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

25. Система права, правовая система России

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

1.11. Система права и система законодательства

1.11. Система права и система законодательства Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

3. Правовой статус образовательных учреждений и их система

3. Правовой статус образовательных учреждений и их система Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся,

2. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции

2. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирующим

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Глава 21. Система права и система законодательства

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: