Где будет рай после страшного суда

Обновлено: 23.04.2024

Среди некоторых православных бытуют неправильные мнения относительно мест пребывания душ усопших до Страшного Суда:

  1. нам неизвестно, где находятся души усопших до Второго Пришествия. Знает это только Господь;
  2. Бог сотворил некую специальную нематериальную структуру, которая служит временным прибежищем для душ, ожидающих всеобщее Воскресение.

И то, и другое мнение ошибочны, так как согласно Библии и Православному учению существуют только два места постоянного пребывания душ усопших - это райские обители и ад. Но в большинстве случаев место жительства души в загробном мире определяется на 40-й день по успению.

Что же происходит с душой в эти первые 40 дней её существования вне тела и как, и чем мы, близкие усопшему люди, можем помочь ей? Ответим на эти вопросы в краткой конспективной форме, основываясь на святоотеческом православном учении:

  • по выходу души из тела её встречают два ангела, ангел-хранитель и сопровождающий ангел;
  • два дня после успения душа в сопровождении двух ангелов может находиться на земле, в тех местах, где ей заблагорассудится;
  • на третий день душа призывается на первое поклонение к Богу. Представ пред Господом, душа по Его повелению на шесть дней отправляется в рай, чтобы увидеть, как живут в Царствие Небесном праведники;
  • на девятый день душа во второй раз предстаёт перед Богом и по Его повелению отправляется на 31 день в ад, чтобы увидеть, как наказаны грешники. В этот же день душа проходит мытарства, то есть испытания, на которых бесы обвиняют душу во всех не исповеданных грехах и пытаются увлечь её в ад;
  • на сороковой день душа в третий раз предстаёт пред Господом Богом для того, чтобы выслушать приговор Частного Суда Божьего, на котором определяется место пребывания души до всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Таких мест всего два - райские обители и ад;
  • если по решению Частного Суда душа была направлена в рай, то и на Страшном Суде воскресший обладатель этой души будет поставлен одесную Господа Иисуса Христа и пребудет с Ним в жизни вечной;
  • если по решению Частного Суда душа была направлена в ад, то на Страшном Суде воскресший обладатель этой души может быть снова, но теперь уже навечно, водворён в геенну огненную или, будучи прощён Богом, будет поставлен одесную Господа Иисуса Христа, чтобы быть с Ним в жизни вечной.

Описанные выше перемещения душ новопреставленных в загробном мире не являются правилами без исключений.

Святые подвижники, ещё при жизни стяжавшие Духа Божия, не истязаются на мытарствах.

Души новопреставленных христиан, не прошедших мытарства, направляются в ад.

Не все души, покинувшие тело, бывают встречаемы двумя ангелами света. Души некоторых особо нечестивых богоборцев и грешников сразу по выходу из тела попадают в лапы ангелов тьмы и влекутся ими в места будущих мучений.

Ибо как открыл нам псалмопевец царь Давид: ". не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных." (Пс. 1:5) То есть, воскреснуть-то они воскреснут, но пойдут не на суд Божий, а будут введены в геенну огненную ангелами грозными.

Как помочь душам новопреставленных?

Особое значение в положении душ новопреставленных в нематериальном мире имею третий, девятый и сороковой дни по исходу души из тела.

Что мы делаем в эти дни и чем можем помочь душам новопреставленных?

На третий день тело погребается, при этом зачастую вместо церковного отпевания близкие усопшего провожают его поминальными речами под рюмку водки и хорошую закуску, ещё находясь на кладбище, и при этом в обязательном порядке выливают спиртное на могильный холмик. На ход ноги что ли?

Нужна ли душе, поднимающейся на небеса, алкогольная поддержка? Может она не на пользу, а во вред? Душе нужны молитвы близких и церкви Христовой, но ни как не поминовение алкоголем.

Тоже самое происходит и на поминках на девятый, и сороковой день, согласно антирелигиозным обычаям, зародившимся в годы безбожия. Ничего более худшего для новопреставленного, чем алкогольное поминовение, придумать нельзя.

Лучшее, что мы можем сделать для усопшего, это:

в первый же день по кончине заказать сорокоуст в храме, где ежедневно совершается Божественная литургия;

заказать неусыпаемое чтение псалтыри в монастыре, которое может облегчить положение грешников и даже вывести их из ада;

Нам неизвестно, где окажется душа усопшего по решению Частного Суда, но в наших силах, особенно если нет уверенности в святости усопшего, существенно улучшить положение души новопреставленного в загробном мире, если будут выполнены все перечисленные выше рекомендации.

Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?

Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда. В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры — задолго до наступления эпохи Средневековья.

После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?

Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда. Дело в том, что Рай — как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом — был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.

Страшный Суд — событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?

После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа — отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.

Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?

В православном понимании суд Божий — это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая. Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.

Может ли душа не хотеть попасть в рай?

Да. Главная радость Рая — и до, и после Страшного суда — это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать — оттого, что наконец обрела Того, Кого искала. Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много «формальных заслуг».

Почему последний суд называют Страшным?

Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность — тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца — его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд — это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.

Когда будет конец света и Страшный суд?

Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.

Что будет с телом после суда?

Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.

Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?

Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.

Что Священное Писание говорит о Страшном суде?

Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. . И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).

Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
Вот например, здесь написано:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
Вот еще:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
И еще:
1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
И потом:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.

А почему "но"? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.

Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники. И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?

Виктория, последний из заданных Вами вопросов: "И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?" — особенно важен, и при этом он совершенно естественен для каждого нормального человека: и, как видите, здесь этот важнейший и совершенно естественный и очевидный вопрос до сих пор остаётся без ответа — и это, пожалуй, не удивительно, потому что в Церкви этот вопрос стараются, насколько возможно, замалчивать и обходить стороной. Так что я полагаю, что здесь Вам на этот вопрос вряд ли ответят сколько-нибудь внятно и вразумительно.

Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что "вечность" и "бесконечное время" - не синонимы.

страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.

Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?

Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?17

«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель.

Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике Евангелия Великого поста.

Евангелие третьей подготовительной недели — о Страшном суде — читали вместе с «Фомой» журналист Марина Ахмедова и Александр Ткаченко, писатель, психолог и постоянный автор «Фомы».

Евангелие от Матфея, 106 зач., XXV, 31 — 46.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Марина Ахмедова:


Говорится — «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед ним все народы».

Возможно, это от богатого воображения, а, может быть, от того, что живу во времена до пришествия, когда можно увидеть почти все, пусть находясь за тысячи километров от события, но я представляю первые строчки этого послания — буквально: вижу большой светящийся престол. И тогда у меня возникает первый вопрос. Если слава — это то, из чего будет сформирован престол для пришедшего, то на земле ее должно оставаться достаточно для того, чтобы престол из нее был слеплен. То есть, возможно, пришествие состоится до того, как вера в славу Сына Человеческого будет утрачена настолько, что не хватит оставшейся славы егона престол. И если кто-то теперь замечает, как вера уходит из народов совсем или заменяется религиозной имитацией, то можно насторожиться — пришествие грядет. Ведь не может допустить Сын Человеческий своего прихода в тот момент, когда на земле не останется Ему славы, и будет не на что сесть, и придется вершить суд стоя.

И вот этот момент — стоя Он будет вершить суд или сидя — самый важный для моего осознания этого отрывка. Он определяет все — каковым в моем сознании удержится Христос до пришествия, права ли я, любя его так, как люблю сейчас — пока он еще не совершил суд. Он должен сидеть. Мне бы и сейчас не хотелось жить в мире, где Он, совершая суд, будет стоять. Стоят — неумолимые судьи, слепые, будто беспристрастные, справедливые, но не добрые. Это мы знаем из наших человеческих судов. По контрасту, Судья Небесный, совершая свой суд над народами должен сидеть, иначе мне — человеку, живущему в ожидании суда — сложно будет наделить в своем воображении Небесного Судью добротой и умолимостью. Да, мне очень хочется, чтобы в день Страшного Суда Сын Человеческий был умолим. Не для того, чтобы до пришествия можно было грешить, а для того, чтобы овцы могли попросить за козлов.

«И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую сторону, а козлов — по левую».

Я вижу картину — в которой люди бредут к этому сияющему престолу, составленному из солнечных лучей, выглянувших из душ тех, кто сохранял веру в Христа, и устремившихся к нему, чтобыдобавить свою лепту в престол, едва только нога Сына Человеческого снова ступила на землю. Я могла бы представить и другую картину — эти лучи, не теряя связи с душами, тянутся нитями к престолу, и так Он знает, кого поставить по левую сторону, а кого — по-правую. Но лично мне, не хотелось бы верить в такую простоту Христа, в то, что правые для него — те, кто верил в него, а левые — те, кто нет. Тогда я рассмотрю ситуацию по-другому.

И тут Он говорит:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Но почему — спрашиваю себя я — после Страшного Суда все должно измениться? Почему Иисус должен стать другим? Вот он отвечает овцам, не помнящим тех моментов, когда они кормили, поили, одевали и навещали в темнице именно Его — «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне». Но значит ли это, что теперь, когда нога Сына Человеческого ступила с неба на землю, люди и в первую очередь Он сам, должны будет отказаться от сострадания, и овцы безропотно отпустят виноватых козлов в огонь вечный? «Боже, — хочу спросить я, — а что же такого непрощаемого сделали эти козлы, если будут печься теперь вечно? А что сделали овцы, раз страх запечатал им рот, и они не подали свои голоса не в защиту козлов, а в просьбу о помиловании?».

Страх —вот значит то единственное чувство, которое поглотит толпу, выстроившуюся у престола. Оно не то, что будет преобладать, оно высосет все другое из людей, спечет им рты, участит дыхание, усушит языки. Выпьет всю воду из земле, оставит ее сухой, чтобы пыль с нее могла снова обнять стопы Христа, забывшего уже земную жизнь свою, в которой он говорил о любви к ближнему своему. И мне не понять — почему в день Страшного Суда надо от этих Его слов отказаться и принять какого-то другого сурового, несущего страх Христа?

И почему людей поделили на овец и козлов, не оставив других вариантов? Неужели для того, чтобы войти в Царство, нужно быть только кротким и не ведать, что совершаешь добро для Него лично, просто помогая малым сим? То есть совершая добро малым сим, я не должна ведать, что тем самым прокладываю себе дорогу в Царство? Но ведь предупреждение людям об этом людям было давно, Евангелие имеется, и в этом смысле, в чем ценность добра, совершаемого по отношению к малым сим, если в нем есть корысть — оказаться в Царстве уготованном? Не ценнее ли то добро, которое ограничивается малыми сими и не имеет расчета на Царство? Но такое добро в чистом виде, сострадание ради сострадания, скажем прямо, имеет больше возможностей совершиться в отсутствие веры в Бога и в воздаяние. И тут мы возвращаемся к славе, из которой будет слеплен престол. Ее будет недостаточно, если человек сосредоточится на сострадании к другому человеку, не проходя этим состраданием через Божественные инстанции и надежды на Царство. И чем больше таких людей — не овец и козлов, совершающих добро для людей, забыв о Боге — тем ближе день суда? Но почему же о них, об этих людях в послании ни слова? В какую сторону их отведут?

Впрочем, есть вариант ответа на последние вопросы, и, может быть, намек на него и содержится в этом отрывке из Евангелие — настоящее добро и сострадание невозможны без прохождения через вышеупомянутые Божественные инстанции, без надежды на Царство. Ведь если людей в толпе к престолу сковывает страх, значит, они сами себя не идентифицируют, и овцы боятся, что они — козлы, а козлы рассчитывают на то, что они — овцы. Следовательно, овцы не ведая о своей правости, считают добро, совершенное для малых сих недостаточным и не заслуживающим Царства уготованного.

Тогда кто эти овцы — верующие во славу Сына Человеческого или не читавшие Евангелие, раз не учли предупреждения о Царстве? Невнимательные праведники или корыстно верующие? Сколько их сейчас вокруг меня? Знаю ли я таких? И как смогут они наслаждаться Царством, зная, что козлы спекаются в страданиях? Тогда что это за Царство беспамятства? Там ли был Иисус после распятия, ожидая нового сошествия? И почему ж, воссев на престол, Он сделался стол суров и неумолим?

И вот читая Евангелие от Матфея — я, пока еще не усохшим от страха языком, постоянно спрашиваю про себя — «Где ты был, Иисус? И что там с тобой делали?».

Александр Ткаченко:


Когда я только пришел в Церковь, мысли о Страшном Суде у меня были совсем простые: нужно постараться жить так, чтобы на этом Суде не оказаться на стороне осужденных. Но потом, чем больше я читал духовной литературы, тем яснее понимал, что шансов на это у меня совсем немного. Если уж великие подвижники перед самой своей кончиной говорили, что не положили даже начала покаянию, на что могу рассчитывать я, со своей никудышней жизнью?

Это были очень грустные мысли, жить с ними было тяжело и безрадостно. Видимо, нечто подобное переживали и другие люди моего поколения. Во всяком случае, примерно лет пятнадцать назад в церковной публицистике наметилась и стала довольно популярной тенденция, которую можно было бы обозначить словами переиначенной детской песенки:

«Нам не страшен страшный суд, страшный суд, страшный суд».

Появились статьи, в которых говорилось, что двери ада могут быть заперты только изнутри, и что в геенну огненную люди идут исключительно по собственной воле. Страшный суд парадоксальным образом для многих вдруг перестал быть страшным. Ну, или скажем так — перестал быть страшным настолько, чтобы всерьез относиться к нему именно как — к суду Божьему.

Наверное, это была такая коллективная попытка избавиться от навязчивого чувства собственной обреченности. В дальнейшем она породила целый шквал сетевых споров на тему: «Спасутся ли все люди без исключения, или же спасение — удел избранных, а большинство людей будут осуждены на вечные муки?»

Эти споры продолжаются по сей день, хотя и с меньшим накалом. Каждая из сторон приводит свои аргументы, цитаты святых, богословские тезисы. И, на мой взгляд, как те, так и другие уходят в этой полемике от главного для каждого из нас вопроса: — А спасусь ли я сам?

Первые, прячась от собственного страха, растворяют этот вопрос во всеобщем спасении. Вторые уповают на погибель грешников так, будто именно в этом и заключается Благая Весть. И, судя по риторике, себя погибающими отнюдь не считают. Иначе, наверное, всю энергию таких споров перевели бы на заботу о спасении собственном.

Возможно, кому-то мои слова покажутся странными, но для меня теперь не таким уж и важным представляется любое рассуждение на тему — спасутся ли все, или нет. Куда более значимым стал другой вопрос — могу ли я погубить себя собственными грехами? Ответ на него вижу только один — да, могу, увы.

Бог всех любит и желает спасения всем людям, но я могу погибнуть! Не какие-то абстрактные еретики, язычники или атеисты, а я — верующий, крещеный человек, могу услышать на Суде Божьем эти страшные слова — иди от Меня, проклятый, в огонь вечный.

И что мне будет проку от того, что Бог есть любовь и только любовь, если сама же эта Божественная любовь и станет для меня обличением моей черствости, жестокости, корыстного и безразличного отношения к другим людям? Что хорошего ждет меня в аду, даже если я, действительно, сам запру его изнутри?

Притча о блудном сыне

Притча о мытаре и фарисее

Что мы знаем о Страшном суде

Что происходит с душой человека после смерти? Это вопрос является одним из основных, он заставляет человека обратиться к учениям православной Церкви за ответами. Несмотря на то, что не существует строгих догматов о посмертном пути к Богу, среди верующих существует традиция особого поминовения усопших в третий, девятый и сороковой день. Эта ситуация не считается Церковью доктринальной нормой, но в то же время не ставится под сомнение. В чем же заключается эта традиция?

На пороге вечности

Понимание смысла жизни через каждое индивидуальное лицо, и того, что наполняет его, зависит от отношения каждого из нас к своей будущей смерти. Чрезвычайно важным является следующий аспект: человек ждет свой уход, полагая, что новая фаза жизни ждет душу после смерти, или боится, видя, что конец земного существования имеете порог вечной тьмы, в которую он должен погрузиться?

В соответствии с учением Иисуса Христа, смерть плотская не приводит к полному исчезновению человека, как личности. После прохождения этапа своего временного земного существования он обретает вечную жизнь, подготовка к которой является истинной целью его пребывания в погибшим мире. Таким образом, земная смерть становится для человека его рождением в Вечности и началом вступления на престол Всевышнего. Как именно эта дорога для него будет развиваться и что принесет встреча с Небесным Отцом полностью зависит от того, как он провел свои земные дни.

В связи с этим следует отметить, что православное учение содержит в себе что-то вроде „смертной памяти”, что означает постоянную осведомленность человека о краткости его земной жизни и ожидания перехода в иной мир. У настоящего христианина именно это состояние ума определяет все действия и мысли. Не накопление богатств, легко портящегося мира, которые он неизбежно потеряет после смерти, но исполнение заповедей Божиих, открывающих врата царства небесного, является смыслом его жизни.

Третий день после смерти

Начать свой разговор я хочу с того, что же происходит с душой после смерти, а также проанализировать основные этапы, которые следуют после смерти человека на третий день, в который обычно проходят похороны и особое поминовение усопших. Такой отсчет имеет глубокое значение, потому что он духовно связан с трехдневным воскресением нашего Спасителя Иисуса Христа и символизирует победу жизни над смертью.

Кроме того, третий день воплощает в себе олицетворение веры умершего и его семьи в Троицу, а также признание трех евангельских добродетелей: веры, надежды и любви. И, наконец, три дня установлены, как первый этап пребывания человека за пределами его земной жизни, потому что все его поступки, слова и мысли во время его жизни находились во власти трех внутренних способностей: разума, чувства и воли. Не без причины во время Реквиема в этот день жертвенная молитва об отпущении грехов содержит слова о людях, которые отошли от своих грехов, совершенных „словом, делом и разумом”.

Есть еще одно объяснение, почему третий день был избран особым поминовением усопшего. Согласно откровению св. Макария из Александрии, ангел небес, говоря ему о том, что происходит с душой после смерти, показал, что в течение первых трех дней, он невидим и находится в местах, связанных с его земной жизнью. Часто душа находится возле дома, или там, где пребывает тело. Бродя, как птица, которая потеряла свое гнездо, испытывая невыносимые страдания, он в память о церкви сопровождает свое перемещение чтением молитвы, которая приносит облегчение.

Девятый день после смерти

Не менее важным этапом для души человека после смерти является девятый день. В соответствии с тем же ангельским откровением, содержащимся в трудах Макария из Александрии, после трехдневного пребывания в местах, связанных с земной жизнью, душа переходит к ангелам на небеса, чтобы поклоняться Господу, а затем через шесть дней созерцать священный рай.

Видя благодать, которая стала главной для праведников в царстве Божием, душа прославляет Творца и забывает о страданиях, которые выпадают на ее долю в земной долине. Но в то же время то, что она увидела побуждает душу к глубокому и искреннему покаянию за грехи, совершенные ею в полной соблазнов жизни. В этот момент он начинает горько оплакивать: „Увы, я грешный, и я прошу о спасении моей души!”

Оставаясь в царстве Божьем в течение шести дней, созерцая райское блаженство душа поднимается снова, чтобы поклониться у ног Вседержителя престола. Она хвалит творца мира и готовится к следующему этапу посмертных странствий. В этот день, который является девятым после смерти, семья и друзья умершего направляются в церковь на панихиду, после которой все собираются на памятный обед. Характерная особенность молитв, подаренных в этот день, заключается в просьбах о том, чтобы душа усопшего перешла под покровительство девяти ангелов.

40 дней

С незапамятных времен траур после умерших и молитва за упокой его души, длится сорок дней. Почему установлен такой интервал времени? Ответ на этот вопрос можно найти в священном Писании, где число сорок часто упоминается на ее страницах и содержит сакральный смысл.

Например, в Ветхом Завете можно прочитать, что после спасения своего народа из египетского рабства и приехав на Землю Обетованную пророк Моисей водил его по пустыне сорок лет. В течение сорока дней и ночей их лидер постился до принятия закона, установленного Богом на Горе Синай, а пророк Илия провел тот же срок в пути на Гору Хорив.

В Новом Завете на страницах Святого Евангелия сказано, что Иисус Христос крестился в водах Иордана, он отправился в пустыню, где провел сорок дней и ночей в посте и молитве, а после воскресения сорок дней оставался среди своих учеников, после чего вознесся к своему небесному отцу. Таким образом, вера в то, что душа до 40 дней после смерти, проходит через специальную дорожку, преднамеренную творцом, основывается на библейских традициях, полученных из времен Ветхого Завета.

Сорок дней, проведенных в аду

Древний еврейский обычай оплакивания усопшего в течение сорока дней после их смерти был проведен среди ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, святых апостолов, после чего он стал одной из традиции Церкви. С тех пор каждый день в этот период проводится специальная молитва, называемая „сорокоустом”, которая в последний день „сорочины” получает определенную силу.

Так как Иисус Христос после сорока дней, наполненных постом и молитвой, победил дьявола, так и Церковь, основанная им, должна служить умершим, получая милостыню и делая бескровные пожертвования, а также просить о милости Господа Бога. Именно это позволяет душе после смерти противостоять нападению князя тьмы и получить царствие небесное.

Очень интересно, как Макарий Александрийский описывает состояние души умершего после вторичного поклонению Творцу. В соответствии с откровением, которое он получил из губ ангела, Господь заповедует своим неистощимым слугам, чтобы они внесли душу в бездну ада, где ей явятся все бесчисленные мучения, которым подвергаются грешники, которые не принесли должного покаяния в дни земной жизни. В этих мрачных глубинах, наполненных грохотом и плачем, он странник, который потерял свое тело, там он живет в течение тридцати дней, и постоянно дрожит и боится, потому что сам может быть среди этих несчастных, осужденных на вечные муки.

На троне великого судьи

Но оставим царство вечной тьмы и давайте рассмотрим далее, что происходит с душой на 40 день после смерти, а он заканчивается самым важным событием, которое решает вопрос о природе посмертной сущности умершего. Наступает время, когда душа, каясь в течение трех дней на земле, а затем в течение девяти дней в райских боксах и сорок дней в глубинах ада, в третий раз встречает ангелов Господних. Так что душа после смерти и до 40 дня находится в пути, а потом ее ждет "частный суд”. Этот термин используется для обозначения самого важного этапа загробной жизни, в котором в соответствии с земными делами его судьба решается на остаток периода, вплоть до второго пришествия Христа на землю.

Господь принимает решение о том, где душа должна остаться после смерти в ожидании страшного приговора, основанного на условиях жизни. Решающую роль здесь играют предпочтения, данные ей во время пребывания в смертном теле. Другими словами, решение судьи зависит от того, что выбрал человек, к которому она принадлежала: свет или тьму, добродетель или грех. В соответствии с учением святых отцов православной Церкви, ад и небо не являются конкретными местами, но выражают только состояние души. Таким образом человек сам определяет, куда его душа направится после смерти.

Страшный Суд

При воспоминании об окончательном приговоре необходимо объяснить самый главный христианский догмат. В соответствии с учением православной Церкви, наступит момент, когда Господь призовет живых и мертвых на суд. В этот день все умершие со дня сотворения мира восстанут из могил и воскреснут.

В Новом Завете говорится, что Сын Божий, Иисус Христос проведет суд в день своего второго пришествия в этот мир. Воссев на троне он пошлет своих ангелов, чтобы они собрали „с четырех ветров”, т. е. со всех сторон мира, праведников и грешников, тех, которые поступали в соответствии с Его заповедями, и тех, кто творил беззаконие. Каждый из тех, кто окажется перед судом Божиим, получит заслуженную награду за свои дела. Те, кто чист сердцем, пойдут в царство небесное, а грешники отправятся в „вечный огонь”. И ни одна душа после смерти не сможет избежать суда Божьего.

Его близкие ученики, святые апостолы, которых упоминает Новый Завет, сядут за престол и начнут судить 12 колен Израилевых. В „Послании Апостола Павла” говорится даже, что не только апостолы, но и все святые получат власть выдачи суда над миром.

Что такое „летные испытания”?

Итак, вопрос, куда душа уходит после смерти, можно решить задолго до окончательного суда. В соответствии с учением православной Церкви, в дороге на престол Божий предстоит пройти летные испытания, или другими словами препятствия, подстроенные посланниками князя тьмы. Рассмотрим их более подробно.

В священном Предании есть история о Святой Теодоре, жившей в Х веке и прославившейся в самоотверженном служении Богу. После ее смерти ее душа появилась в ночном видении одному из праведных и рассказала о том, куда душа уходит после смерти и что проходит по дороге.

По ее словам, на пути к престолу душа сопровождается двумя ангелами, один из которых является ее опекуном, данным в крещении. Для того чтобы успешно добраться до царства Божия, необходимо преодолеть 20 препятствий, построенных демонами, где душа после смерти подвергается строгим испытаниям. В каждом из них составляется список грехов, относящихся к одной определенной категории: чревоугодие, пьянство, блуд и так далее. В ответ ангелы открывают свиток, в котором написаны добрые дела, совершенные душой при жизни. Получается особенный баланс, и в зависимости от того, преобладает добро или зло, определяется, куда душа должна идти после смерти: к Престолу Божьему или прямо в ад.

Божья трость для падших грешников

В откровении св. Феодоры говорят, что всемилостивый Господь не остается равнодушным к судьбе даже самых страшных грешников. В тех случаях когда ангел-хранитель не находит достаточно добрых дел в своем свитке, он заполняет пробел своей волей и позволяет душе продолжать восхождение. Кроме того, в некоторых случаях, Вы, возможно, даже спасете свою душу перед таким трудным испытанием.

Запрос на эту благодать содержится во многих православных молитвах, направленных непосредственно к Господу или его святым, которые просят за нас перед его престолом. В этой связи необходимо вспоминать молитву святого Николая чудотворца. Обращаться к святому о заступничестве у Всевышнего об освобождении души после смерти. Примеры такой молитвы можно найти в православной молитвенной книге.

Дни Мертвых

В заключение к статье давайте рассмотрим более подробно, когда и как, в соответствии с православной традицией, необходимо поминать покойного, потому что это чрезвычайно важный вопрос, который непосредственно связан с темой, которой мы прикоснулись. Поминание, прежде всего, включает в себя молитву к Господу Богу с просьбой об отпущении грехов всем умершим, совершенных в дни смертной жизни. Это необходимо сделать, так как после прохождения порога вечности человек теряет возможность искупления, а при жизни далеко не всегда мог просить прощения.

В 3, 9 и 40 дни после смерти душа человека особенно нуждается в нашей молитвенной поддержке, потому что на этих этапах своей жизни загробной появляется перед престолом Всевышнего. Кроме того, каждый раз, в пути она должна будет преодолеть испытания, упомянутые выше, а в дни тяжелых испытаний потребуется больше, чем когда-либо поддержки тех, кто остался в земном мире.

Для этого читаются специальные молитвы на богослужениях, хождения, объединенные общим названием „сорокоуст”. Кроме того в эти дни друзья и родственники покойного посещают его могилу, а затем делают совместный ужин дома или в специально арендованном зале ресторана или кафе. Не менее важно повторение всей рекомендованной последовательности в ознаменование первой, а затем и на всех последующих годовщинах смерти. Однако, как учат нас Святые Отцы Церкви, лучший способ помочь душе умершего - это вести истинно христианскую жизнь. Его семья и друзья должны соблюдать заповеди Христа и помогать нуждающимся.

Что же мы знаем об этом? Во-первых, что бытие человеческое не имеет своего окончания. Земная жизнь - лишь крохотная частичка его (по крайне мере, если придерживаться привычного нам измерения времени) Умирая телом, абсолютно каждый человек продолжает свое существование. И, действительно, "существование", или же "Жизнь вечную", как заповедовал и желал для каждого Господь, зависит от человека - от его дел и поступков на земле, веры в Господа, использования свободной воли своей уникальной личности в конце-концов!

Во-вторых, конкретные день и минуту перехода в вечность абсолютно не известны человеку. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Итак, Евангелие призывает нас быть готовым к переходу в вечность во всякое время и час! Ведь вечность эта - совершенно иное состояние, отличающееся от земного бытия. Именно там мы предстаем перед Господом. Церковь учит нас, что в конце времен земных настанет Страшный Суд. Иисус Христос придет на землю уже в иной ипостаси - в качестве Судии. И праведники последуют за ним, получив вечное блаженство в раю. Грешникам уготована будет другая участь - что называется, ад. А что же происходит с душами усопших до Страшного Суда? Где они находятся.

По отшествии души человеческой от тела ее иногда встречают умершие родственники, духи, открывается новый мир, полный различных видений и картин. Об этом мы можем узнать из откровенных рассказов людей, вернувшихся с "того света", переживших смерть клиническую. Кроме того, в течении первых сорока дней душу ждет прохождение мытарств, во время которых она видит многочисленные жизненные картины своих дел. Сопровождает на двадцати мытарствах нас Ангел Хранитель наш, а терзают и мучают злые духи - демоны. Подробнее об этом мы узнаем из жития святого Василия Нового, из сонных откровений ему святой Феодоры. Сорок дней - не случайно во все времена эта дата считалась основополагающей и существенной! Именно по прошествии этого времени душа отправляется на так называемый Частный суд ко Господу и предстает перед Ним!

Так где же будут пребывать души усопших после смерти до Страшного Суда, после Частного Суда Божьего? Вслед за апостолом Петром и мы задаемся таким вопросом: "И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" (1Петр.4,18) Думали об этом и многие святые отцы. В любом случае - это состояние неопределенности, как замечали они! Бог Мудр и среди Его творения наверняка есть определенная нематериальная структура, где сейчас находятся души усопших до всеобщего воскресения всех живущих на земле, непосредственно перед Страшным Судом! И основополагающей в этом состоянии вряд ли являются категории времени, материи и прочие, которые характерны для земной жизни. Здесь скорее приходит такая категория как "состояние" души человеческой, которое наступает после Частного суда Господа. Но все же оно не представляет собой неизменяемую константу, в случае грешников и во время Страшного Суда будет варьироваться. А в сторону ада или рая - решать будет лишь Господь Бог, смотря на дела земные и душу каждого из человеков!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: