Почему римское право стало эталоном и послужило образцом для многих государств в будущем

Обновлено: 25.04.2024

Римское право до сих пор оказывает влияние на эволюцию права всего мира. Фундаментальность римского права является очевидной для любого юриста из любой страны. Первые римские написанные законы появились в середине V в. до н.э. Это был тот рубеж, который предохранял римлян от отхода от своего божественного существования. Попытка сохранить божественный порядок отразилась в написании обычаев на XII досках. Отсюда название «Законы XII таблиц». Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима – Форуме. Одним из условий совершеннолетия и получения гражданства римлянами стало знание этих законов наизусть. Самый известный судебный оратор поздней республики Цицерон (I в. до н.э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому благоприятствовал особый ритмический строй текста Законов. Право (в частности обычное право), нашедшее отражение в Законах XII таблиц, составляло основу квиритского, или римского цивильного права (от римской цивитас – «община»).

Законы XII таблиц продолжали иметь образ священных, так как были освящены понтификами – жрецами. Но они же (законы) уже имели земную направленность, т.к. их составляла комиссия децемвиров, представлявших интересы плебеев, желавших равенства с патрициями. I и II таблицы были о судебных делах, III – о долговых отношениях, IV и V – о семейных и наследственных правах, VI – о сделках, VII – о земельных вопросах, VIII – о преступлениях и наказаниях, IX – об общественных и государственных делах, X – о похоронах, XI и XII – дополнение к предыдущим десяти таблицам. Законы XII таблиц не сохранились (официальный текст-памятник погиб в 390 г. до н. э. при вторжении галлов). Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.).

Эти таблицы оставались основным источником права на протяжении всей римской истории. Даже в учебнике по римскому праву (Институции), написанном юристом Гаем во II в. н.э., он комментировал эти таблицы как классическое римское право. Институции Гая были написаны около 160 г. н.э., найдены историком Нибуром в 1861 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в записи I в. н.э. Это образец наставлений в правоведении (от институцио – «устройство, образ действия, наставление, учение»). Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Гай вначале излагает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав. В своем учебнике Гай четко показал этапы развития римского права:

5 – 4 вв. до н.э.: легисакционный (подзаконный) период, когда отступление от закона было невозможным. Сторона проигрывала дело, если не знала закон. Совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась «легис акцио» (lеgis асtio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного.

4 – 1 вв. до н.э.: преторский (формулярный) период – период республики, когда нужно было регулировать отношения между римлянами и жителями разросшегося Римского государства, т.е. претор был вынужден сотворять право. Судья уже не был свободен в своем решении. Оно предписывалось формулой претора. Отсюда и название самой формы процесса – формулярный.

I – VI вв. н.э. – экстраординарный (единоличный период): в период империи, когда вступила в силу конституционная деятельность императора, делившаяся на эдикты (распоряжения общего характера, указ императора), декреты (судебные приговоры), рескрипты (толкование права), мандаты (инструкции должностным лицам), судьи императора обретали право не только по-своему истолковывать уголовные законы, но и отказываться от прежних судебных процедур. В экстраординарном процессе исчезло традиционное деление судопроизводства на две стадии: «ин юре» и «ин юдицио».

Главным в процессе стало усмотрение магистрата или чиновника. То есть магистрат решал дело единолично либо с помощью особых чиновников.

Важную роль в развитии римского права сыграла юриспруденция (школа выдающихся юристов) – юридическая наука. Ее основателем и первым толкователем права считается понтифик Тиберий Корунканий (3 в. до н.э.). Толкование права профессиональными юристами стало важнейшим источником римского права.

Гегемония римского права в античный период привела в итоге к его кризису. Об этом кризисе писал император (Восточно-Римской империи) Юстиниан (VI в. н.э.): «Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всякую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания Рима и идущие от ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы». Юстиниан отдал приказ заново кодифицировать римское право. В 533 г. комиссия во главе с Трибонианом опубликовала Свод гражданского (римского) права, состоявшего из институций (общие правовые принципы), дигест (собрание цитат и сочинений римских юристов) и кодекса (систематизация императорских конституций). Благодаря этой кодификации римская правовая традиция была продолжена. Она получила название пандектная система.

Римское право в основных своих принципах и институтах в полной мере было использовано современным капиталистическим миром. Право лица, определяемое статусом свободы, гражданства и наличием семьи, используется в современном праве. Манципация (наложение руки) выступает мерилом абсолютной частной собственности. Обязательства, вытекающие из договоров (контрактов: нексум, стипуляция) и деликтов (правонарушений), являются сегодня основой бизнеса. В Институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные (словесные), литеральные (письменные), реальные (не с момента соглашения, а с момента передачи вещи), консенсуальные (в силу простого соглашения сторон). Сервитут как право пользования чужой собственностью способствовал капиталистическому обороту. Наиболее существенными из сервитутов были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа; право собирать желуди, которые падали с участка соседа. Этому же (т.е. капиталистическому обороту) способствовал такие римские правовые явления, как легатура (выполнение наследником определенных действий в пользу третьих лиц), легаты (завещательные отказы), согласно которым наследник обязан был выдать определенную часть имущества указанному наследодателем лицу. Для защиты интересов наследника в законодательном порядке в I в. до н.э. было установлено, что при выдаче имущества в виде легатов он может сохранить за собой по крайней мере одну четверть наследства. Фидеикомиссы - обращение к чести наследника в момент смерти наследодателя сделать что-либо. Распоряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу давались и без составления завещания (например лицам, которые формально не могли быть наследниками по завещанию — перегринам, женщинам и т. д.). Такие распоряжения и получили название фидеикомиссов. Суперфиций - сдача в аренду городской земли под строительство частным лицам (в собственность земля не давалась, но можно было пользоваться). Суперфиций означал право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуждение либо правом пользования и передачи по наследству. Эмфитевзис - раздача невозделываемой земли в наем с тенденцией превращения в вечную аренду. Эмфитевзис – наследственная аренда земли с внесением установленной платы.

Таким образом, можно утверждать, что римское право продолжает играть глобальную роль, а, значит, процесс великого умирания цивилизации продолжается.

Установим значение римского права в истории мировой культуры.

Крупнейшим государством древности было Римское государство. Оно достигло огромных результатов, хотя возникло позже ряда других крупных государств, которые уже имели многовековую историю и высокий уровень культурного и экономического развития.

В литературе получило широкое распространение следующее высказывание: Рим трижды покорял народы мира: вначале – силой оружия, затем – христианством, и наконец – римским правом. Действительно, социально-экономическое прогресс Рима способствовал тому, что он в короткий исторический срок завоевал не только всю Италию, но и значительные территории Средиземноморского района.

Впоследствии ему подчинились территории от предгорий Кавказа на Востоке до Пиренейского полуострова на Западе, и от Африки на Юге до Британии на Севере. Эксплуатация Римской империей многих племён, народов, стран, рабов способствовала острым конфликтам и крупным социальным потрясениям.

В силу сложных процессов Христианская религия, которая поначалу активно преследовалась государством, затем стала признанной общегосударственной религией и приобрела огромное значение. Впоследствии она была принята народами Западной, а затем и Восточной Европы.

Римское право стало наиболее развитой и полноценно оформленной системой права общества, экономика которого в большой мере основывалась на рабовладении.

Римское право заметно превзошло в долголетии своего создателя – античное (рабовладельческое) общество. Оно в той или иной мере стало основой гражданского права и частью уголовного и государственного права многих феодальных, а затем буржуазных государств. Это явление получило название рецепция римского права. Слово RECEPTIO имеет следующее значение «восприятие», «восстановление действия».

Римское право отражало интересам буржуазных отношений, которые зародились в глубинах феодального строя. Оно имело большое значение для купцов, нацеленных на освобождение частной собственности и её ограждение от феодальных ограничений.

Однако в наличии Римского права имело интерес и городское сословие. В нём нашла огромную поддержку королевская власть, которая в сотрудничестве с городами противостояла феодальной раздробленности, стремилась к политическому объединению всей страны.

Хотя римское право было использовано и дворянами в целях ещё большей эксплуатации крестьянства, в конечном счёте рецепция римского права была явлением прогрессивным.

Рецепция помогла ликвидировать партикуляризм и сословность феодального права, которые тормозили развитие торговли, промышленности, частной собственности.

Изучение римского права позволяет лучше осмыслить особенности не только феодального, но и буржуазного права.

Римское право стало одним из источников Гражданского кодекса Наполеона 1804 года, который являлся образцовым сводом законов буржуазного общества и выступил как основа кодификаций многих государств мира.

Россия получила римское наследие как бы из вторых рук – из Византии. По этой причине и упоминали о греко-римском праве. Оно нашло своё выражение в списках так называемой Кормчей книги, которая была «источником церковного права». Помимо этого, оформившийся в шестнадцатом веке Литовский статут перенял некоторые идеи и нормы частного римского права.

Законодательная и судебная практика Московского государства XVI-XVII веков, в свою очередь, впитала положения Литовского статута. Таким образом, между русским правом и римским правом в XVI-XVII веках имелись точки соприкосновения, хотя и слабые.

Созданные в России в XVIII-XIX веках университеты с юридическими факультетами западноевропейского образца выступили дальнейшими проводниками подходов и понятий римского права.

Российские университеты включали в учебные планы не только историю римского права, но и догму римского права, что имело огромное значение для развития образовательной сферы.

Хотя в России не отмечалось рецепции римского права в её западном варианте, однако всё же присутствовал тонкий и неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право стало своеобразным элементом русской культуры.

Сочинениям римских юристов были характерны как минимум два достоинства: римские юристы не были кабинетными учёными и в их деятельности отлично переплетались теория и практика.

Значение и сила юристов состояла в доскональном знании запросов жизни: анализ юристами конкретных правоотношений отличался глубиной и убедительностью, логической последовательностью их рассуждений и точностью конечного вывода.

Преимущества римского права (точность терминологии и сжатая форма изложения) создали из сочинений римских юристов своеобразные эталоны для выработки юридического мышления многих последующих поколений правоведов.

Римские юристы умело индивидуализировали отношения и случаи, исходя из правила «равное оценивать равно, различное – различно». В этом и заключается смысл термина AEQUITAS (справедливость). Для них главным являлось уяснение истинной воли законодателя при оформлении им правовой нормы.

В современной романистической науке значение римского права определяется по-разному. Если одни ученые указывают на кризис римского права, то другие отмечают его идеальность.

Одно из положений римского права, которое дано Ульпианом, гласит: «Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит».

В этой связи некоторые авторы полагают, что достаточно ввести в реальность содержание данного высказывания, как жизнь отдельных людей и целых народов станет счастливой при посредничестве такого механизма, как римское право.

Однако более справедливой представляется точка зрения ученых, которые хотя и позитивно оценивали римское право, но всё же указывали на его несовершенство. Они ссылались на высказывание Рудольфа Иеринга: «Через римское право, но вперёд, дальше его!».

Государств, имеющих законодательства, отличные от основанных на римском праве, не много - в основном это шариатские страны. Библия имеет значительный "законодательный" раздел. По которому, к счастью, никто не живет - есть лишь некоторые фанатики, которые его условно придерживаются.
Очевидно, что христианские страны поголовно признали библейскую систему права негодной, развивая систему римского права. Почему?

Библейские мифы крайне неудачны, часто оскорбляют нравственность и человеческое достоинство. Насколько надо презирать себя, чтобы верить в человеческую глупость.

Андрей Чирказеров Оракул (51002) Некоторые так меня называют, но я не обижаюсь, я понимаю, что они сами больны, так что я вас прощаю, спите спокойно.

хорош вопрос. действительно, римское право еще никто не переплюнул.. . а зачем Библейский законодательный раздел внедрять на уровне государства? Библия, скорее, касается души и духовности человека.. . а, следовательно, дело каждого и личное.. . зачем насаждать Ее всем и атеистам в том числе? - нарушается принцип Конституции.

Чтобы утверждать основой системы права Закон Божий, правителю нужно было каждый день являть чудеса справедливости и Божьей благодати. Провозглашая государственные законы основой, правитель возвышал себя над ними и утверждал себя Наместником Божьим, а своих подданных укреплял в мысли: "прав тот, у кого больше прав"

Христианская доктрина не содержит в себе законы, способные упорядочить все проблемы с которыми сталкивается человек в течении своей жизни. Они лишь пригодны в отношениях между человеком и создателем. Законы капиталистических стран, а этих стран большинство, основываются на четырёх свободах: свобода собственности, свобода слова, свобода вероисповедания и свобода личности. Наиболее характерной особенностью капитализма-это свобода собственности, что дает право человеку иметь свою собственность (частную собственность) . А такое понятие, как частная собственность, зародилось в древнем риме. По этому вам кажется, что законодательства многих стран основываются на римском праве. Так или иначе, римская империя рухнула и та же участь ждёт все нынешние капиталистические страны.

В современном мире вы живете по божьему закону . а римское право это ваша иллюзия вы по нему нечего не имеете .посессио цивилис, .для наличия владения необходимы два элемента:

1)фактическое обладание вещью;
2)воля, намерение владеть вещью как своей собственной.! Так вот У вас есть только воля .

Римским правом называлась возникшая в Древнем Риме правовая система, развивавшаяся вплоть до 14 века, а в современном понимании это отрасль правовой науки, которая занимается углубленным изучением этой системы. Оно очень интересно тем, что явилось прообразом для современных правовых систем во многих государствах и является исторической основой континентальной правовой семьи. В наше время выходит много научных статей о римском праве, потому что его принципы до сих пор используются в юридической науке.

Продуманность и грамотность права во времена Римской империи позволила разработать качественную юридическую технику, а так же составить множество систематизированных источников прав. Заимствование Римского частного права оказало существенное влияние на развитие романо-германской правовой науки, в той же самой степени, в которой латинский язык оказал влияние на европейскую культуру.

Основной принцип этой системы - постулат, что государство - результат договорённости между всеми гражданами страны для решения правовых вопросов по заранее принятым общим согласием правилам. Этот принцип стал основой для такой формы власти как республика. В настоящее время студенты всех юридических специальностей изучают римское право по научным статьям, книгам и другим публикациям.

В Риме считали, что основной принцип реализации права - это справедливость, которая следует из всеобщего равноправия. Народ осознавал высочайшую роль судебной власти, которая проводит полный анализ данного дела, и выводит путем логики и юридических законов общие принципы, которые дополняют существовавшие правовые нормы. Римляне рассматривали пользу как смысл права, что доказывается известным высказыванием – «Польза- это мать доброго и справедливого».

Известнейший юрист того времени Ульпиан впервые разделили право на частное и публичное. Частным считалось право, относящееся к интересам отдельных лиц, а публичным - охраняющее правовое положение и интересы всей Римской Империи, а, следовательно, и всех ее жителей. Из Римского права пошло утверждение, что частная собственность – важный признак свободы и уважения к личности. Существовало так называемое - «Право народов», это кодекс, составленных исходя из мирных правовых принципов. Он был предназначен для решения споров, возникающих между жителями Империи и иностранцами, находящимися на территориях подконтрольных римскому императору.

Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведено к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Для более глубокого изучения истории римского права, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III —1 вв. до н.э.). Такое вычленение предклассического периода имеет под собой серьезные основания, но оно в большей степени подходит для специализированного изучения истории римского права, выходящего за рамки данного учебного курса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: