Почему 14 глава капитанской дочки называется суд

Обновлено: 09.05.2024

Мне нужно краткое содержание 13 и 14 главы, мне просто к завтру нужно будет пересказать 2 этих главы, жду реальной помощи.

По обвинению Швабрина, Гринева подозревают в том, что он служил Пугачеву. Гринева приговаривают к ссылке в Сибирь. Родители Гринева очень привязались к Маше. Не желая злоупотреблять их великодушием, Маша едет в Петербург, останавливается в Царском Селе, в саду встречает императрицу и просит о милости к Гриневу, объясняя, что он попал к Пугачеву из-за нее. На аудиенции императрица обещает устроить судьбу Маши и простить Гринева. Гринева освобождают из-под стражи. «Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу» .

Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям.

Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман.

Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого.

Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.

Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу.

Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.

Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.

Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям.

Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман.

Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого.

Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.

Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу.

Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.

Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.

1.Место эпизода в композиции повести.
2.Действующие лица эпизода (их поступки, речевая характеристика).
3.Роль пейзажа, интерьера, деталей и других художественных средств.
4.Роль эпизода в раскрытии авторской идеи.

1.Какую роль играет пейзаж, интерьер, детали? Сама природа предвещает благоприятный исход Машиного предприятия: «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип. Широкое озеро стояло неподвижно. » . Описание интерьера дворца с «длинным рядом пустых великолепных комнат» оттягивает развязку. 2.Почему эпизод встречи Маши Мироновой с царицей находится в конце повести? Это не только суровый людской суд, суд власти над бунтовщиками и предателями, не только оправдательный суд, восстанавливающий честное имя героя. Это суд Божий, воздавший всем по заслугам. Зло наказано, справедливость торжествует, поруганная было честь восстановлена, самоотверженная любовь вознаграждена. 3.Место эпизода в композиции повести? Эпизод находится в последней главе повести, которая носит многозначное название «Суд» . 4.Действующие лица эпизода, их поступки, их речевая характеристика? Центральное событие эпизода - встреча Маши с царицей. Интрига диалога в том, что Маша не догадывается, кто перед ней, а потому не робеет, говорит откровенно, просто, настойчиво, доказательно. Интерес к развязке эпизода подогревается и тем, что догадливый читатель уже понимает, что речь идет о царице. Незнакомая дама, чьи «голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» , сама заговорила с Машей; все в ней «невольно привлекало сердце и внушало доверенность» . Маша понимала, что перед ней важное лицо, она с жаром, отстаивала честь Гринева, убеждала в его невиновности. Когда «девицу Миронову» пригласили к царице, она предчувствовала, что решается не только ее судьба, но и судьба любимого человека. Последняя фраза эпизода прибавляет к характеристике Маши дополнительный штрих. Все закончилось благополучно, Маша могла бы отдохнуть, посмотреть столицу, но она тут же отправилась в деревню, к родителям жениха, ведь Маша понимает, как они переживают в ожи­дании решения судьбы единственного сына, надеются на благоприятный исход. 5.Роль эпизода в раскрытии авторской идеи? Этот эпизод объясняет и название повести. Тихая, робкая капитан­ская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Сила любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека, простота, нравственная чистота, самоотверженность, сила воли, бескорыстие, внутренняя красота - все это делает Машу Миронову нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой теплотой и любовью. Эпиграф к повести «Береги честь смолоду» - основная идея «Капитанской дочки» , он в полной мере относится и к самой капитанской дочке, Маше Мироновой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимое».

Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Учимся понимать текст 3 эпизод: «Свидание с императрицей Елизаветой II ». - О чём она рассказала императрице? -Как вы думаете, поверила ли императрица словам Марьи Ивановны? -Какое решение приняла Елизавета II ? -Что она вручила Марье Ивановне и как ей помогла?

Учимся понимать текст

3 эпизод: «Свидание с императрицей Елизаветой II ».

- О чём она рассказала императрице?

-Как вы думаете, поверила ли императрица словам Марьи Ивановны?

-Какое решение приняла Елизавета II ?

-Что она вручила Марье Ивановне и как ей помогла?

Учимся понимать текст -Как сложилась дальнейшая жизнь П.Гринёва и Марьи Ивановны? - Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

Учимся понимать текст

-Как сложилась дальнейшая жизнь П.Гринёва и Марьи Ивановны?

- Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

Учимся понимать текст - При каких обстоятельствах Гринёв увидел Пугачёва в последний раз? - Как Пугачев «поприветствовал» Гринёва?

Учимся понимать текст

- При каких обстоятельствах Гринёв увидел Пугачёва в последний раз?

- Как Пугачев «поприветствовал» Гринёва?

 Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

 Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Отвечать на вопросы по 14главе «Суд». Выучить выводы. Подготовиться к контрольной (тестовой) работе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Отвечать на вопросы по 14главе «Суд». Выучить выводы.

Подготовиться к контрольной (тестовой) работе.

Рефлексия хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


-82%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 14 главы «Суд».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

добиться понимания сюжета и проблематики романа;

обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Развивающие и коррекционные:

развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

развивать умение работать в парах;

развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

развитие логического мышления;

развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

-Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

 Ответить на вопросы по 13 главе.

Выборочный пересказ «Поход на Пугачёва».

«Бедствие доходило до … . Солдаты отбирали у … то, что успели они … . Правление было повсюду … ; помещики … по лесам. Шайки … злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов … и …; состояние всего обширного края было …».

Прочитать 14 главу романа «Суд». Составить план главы.

-Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

 Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы будем работать над образом …

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 14 главы «Суд».

2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Суд».

1 эпизод: «Допрос».

- Куда привезли Гринёва?

- Каким он увидел г.Казань?

-Куда посадили П.Гринёва?

-Из кого состояла комиссия?

-О чём спрашивали Гринёва в комиссии?

-Что сказал он в оправдание?

- Что скрыл Гринев на допросе?

- Кто донес на Гринева?

-Как изменился Швабрин?

- Какие показания он дал против Гринёва?

2 эпизод: «Жизнь Марьи Ивановны в семье П.Гринёва».

- Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

-Как отнеслись родители П.Гринёва к его аресту?

-О чём писал в письме князь Б. батюшке?

-Как изменился отец Петра после получения письма?

-Почему Марья Ивановна мучилась больше всех?

-Что решила Марья Ивановна?

3 эпизод: «Свидание с императрицей Елизаветой II».

- Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?

- У кого и где она остановилась?

- Что ей рассказала жена смотрителя?

-Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету II?

- Опишите, какой увидела Марья Ивановна императрицу?

- О чём она рассказала императрице?

-Как вы думаете, поверила ли императрица словам Марьи Ивановны?

-Какое решение приняла Елизавета II?

-Что она вручила Марье Ивановне и как ей помогла?

-Как сложилась дальнейшая жизнь П.Гринёва и Марьи Ивановны?

- При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

- Как Пугачев «поприветствовал» Гринева?

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Смяте́ние – здесь: смута, мятеж, беспорядок.

Изве́т (устар.) – донос, клевета.

При́ступ – здесь: вступление.

Пра́щур – предок.

Наречённая – объявленная, признанная всеми.

Камер – лакей – придворный слуга.

Убо́рная – здесь: комната, где одеваются и приводят себя в порядок.

Свёкор – отец мужа.

Имя Марьи Ивановны

Главный доноситель – Швабрин.

«Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

С искренним радушием.

Марья Ивановна уехала в Петербург, чтобы встретиться с императрицей Елизаветой II.

На почтовой станции, недалеко от Царского Села под Петербургом

Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету II? в Царскосельском парке во время утренней прогулки.

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимое».

«Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

«Знаю, что вы не богаты. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Он присутствовал при казни.

Пугачёв кивнул ему головою.

Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева от одного из его внуков.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 14 главе. Выучить выводы.

Подготовиться к контрольной (тестовой) работе.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 14 главы «Суд».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

добиться понимания сюжета и проблематики романа;

обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Развивающие и коррекционные:

развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

развивать умение работать в парах;

развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

развитие логического мышления;

развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

-Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

 Ответить на вопросы по 13 главе.

Выборочный пересказ «Поход на Пугачёва».

«Бедствие доходило до … . Солдаты отбирали у … то, что успели они … . Правление было повсюду … ; помещики … по лесам. Шайки … злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов … и …; состояние всего обширного края было …».

Прочитать 14 главу романа «Суд». Составить план главы.

-Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

 Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы будем работать над образом …

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 14 главы «Суд».

2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Суд».

1 эпизод: «Допрос».

- Куда привезли Гринёва?

- Каким он увидел г.Казань?

-Куда посадили П.Гринёва?

-Из кого состояла комиссия?

-О чём спрашивали Гринёва в комиссии?

-Что сказал он в оправдание?

- Что скрыл Гринев на допросе?

- Кто донес на Гринева?

-Как изменился Швабрин?

- Какие показания он дал против Гринёва?

2 эпизод: «Жизнь Марьи Ивановны в семье П.Гринёва».

- Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

-Как отнеслись родители П.Гринёва к его аресту?

-О чём писал в письме князь Б. батюшке?

-Как изменился отец Петра после получения письма?

-Почему Марья Ивановна мучилась больше всех?

-Что решила Марья Ивановна?

3 эпизод: «Свидание с императрицей Елизаветой II».

- Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?

- У кого и где она остановилась?

- Что ей рассказала жена смотрителя?

-Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету II?

- Опишите, какой увидела Марья Ивановна императрицу?

- О чём она рассказала императрице?

-Как вы думаете, поверила ли императрица словам Марьи Ивановны?

-Какое решение приняла Елизавета II?

-Что она вручила Марье Ивановне и как ей помогла?

-Как сложилась дальнейшая жизнь П.Гринёва и Марьи Ивановны?

- При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

- Как Пугачев «поприветствовал» Гринева?

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Смяте́ние – здесь: смута, мятеж, беспорядок.

Изве́т (устар.) – донос, клевета.

При́ступ – здесь: вступление.

Пра́щур – предок.

Наречённая – объявленная, признанная всеми.

Камер – лакей – придворный слуга.

Убо́рная – здесь: комната, где одеваются и приводят себя в порядок.

Свёкор – отец мужа.

Имя Марьи Ивановны

Главный доноситель – Швабрин.

«Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

С искренним радушием.

Марья Ивановна уехала в Петербург, чтобы встретиться с императрицей Елизаветой II.

На почтовой станции, недалеко от Царского Села под Петербургом

Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету II? в Царскосельском парке во время утренней прогулки.

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимое».

«Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

«Знаю, что вы не богаты. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Он присутствовал при казни.

Пугачёв кивнул ему головою.

Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева от одного из его внуков.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 14 главе. Выучить выводы.

Подготовиться к контрольной (тестовой) работе.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: