Омбудсмен в суде кто это

Обновлено: 23.04.2024

Между страховыми компаниями и их клиентами часто возникают спорные ситуации. И если раньше неразрешимые вопросы должны были рассматриваться в судебном порядке, с 2019 года можно обратиться к финансовому уполномоченному — омбудсмену. Как это работает, рассказывает Mafin Media.

Кто такой финансовый уполномоченный

Финансовый омбудсмен (уполномоченный) занимается досудебным урегулированием споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Разногласия, которые может разрешить финомбудсмен, должны касаться только денежных средств или имущества. По закону решение омбудсмена обязательно для страховой компании.

Служба рассматривает спор, если размер имущественных требований не превышает 500 000 руб.

Это ограничение не распространяется на требования по ОСАГО: омбудсмен рассмотрит такой спор вне зависимости от суммы.

За обращение придется заплатить, если оно будет направлено законным представителем (юристом) или третьим лицом, которому было уступлено право требования (если потребитель продал свой долг посреднику). В этом случае рассмотрение займет 30 рабочих дней.

Появление специальной службы финансового уполномоченного в России было обусловлено потоком жалоб клиентов финансовых организаций — их количество росло из года в год. В 2019 году Банк России получил 246,6 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. На ОСАГО (традиционно граждане больше всего жалуются на автогражданку) пришлось 79,8% всех жалоб в отношении субъектов страхового дела.

служба финансового омбудсмена

Как устроена служба финансового омбудсмена

Рассмотрение споров финансовым омбудсменом, как правило, происходит дистанционно. С момента принятия обращения в течение трех рабочих дней гражданину направляется соответствующее уведомление. Затем в течение двух рабочих дней со дня поступления обращения омбудсмен направляет копию обращения в финансовую организацию, к которой предъявляются требования.

Уполномоченный вправе запрашивать у финансовой организации документы, разъяснения, сведения, связанные с обращением, а организация обязана предоставить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. В некоторых случаях уполномоченный может установить необходимость проведения независимой экспертизы.

И хотя рассмотрение обычно проходит в заочной форме, стороны спора могут быть приглашены на встречу или конференц-звонок.

Обратиться в службу финансового уполномоченного с 1 января 2022 года в электронном виде можно только через обязательную идентификацию с помощью учетной записи портала госуслуг.

Уполномоченный может полностью или частично удовлетворить требования заявителя либо отказать, если сочтет действия финансовой организации верными.

На финальной стадии после вынесения решения омбудсмен направляет его заявителю и в финансовую организацию. Через 10 дней оно вступает в силу.

На какие страховые споры распространяются полномочия финомбудсмена

С июня 2019 года служба начала принимать обращения только страховых компаний и только по автострахованию (ОСАГО, КАСКО, ДАГО). Постепенно полномочия распространились на массовые секторы финансового рынка: микрофинансовые организации, банки и НПФ.

Споры по немоторным видам страхования, например по договорам страхования жизни, имущества и ДМС, уполномоченный рассматривает с 28 ноября 2019 года.

Вот несколько примеров споров со страховыми компаниями, которые рассматривает служба финомбудсмена:

  • несогласие с размером страхового возмещения;
  • несогласие с отказом в выплате страхового возмещения;
  • нарушение срока выплаты страхового возмещения (требование о взыскании неустойки);
  • несогласие с качеством выполненного ремонта;
  • несогласие с отказом в возврате страховой премии в случае прекращения договора страхования;
  • несогласие с размером накопленного инвестиционного дохода;
  • несогласие с размером выкупной суммы.

С полным списком споров, подлежащих рассмотрению, можно ознакомиться на официальном сайте омбудсмена.

А на сайте Банка России можно найти реестр всех организаций, которые обязаны сотрудничать с омбудсменом.

финансовый омбудсмен

Как правильно обратиться к уполномоченному

Главное, о чем стоит позаботиться перед сбором документов и подачей обращения, — понять, есть ли основания и точно ли этот спор должен решить омбудсмен.

До направления обращения уполномоченному необходимо:

  1. Обратиться с заявлением в оказавшую услугу финансовую организацию. Если ответа не последовало или он не устраивает заявителя, можно перейти ко второму шагу.
  2. На этом этапе следует проверить организацию: включена ли она в реестр компаний, которые взаимодействуют с финансовым уполномоченным.

Кто такой финансовый омбудсмен и когда обращаться к нему обязательно

В России в 2018 году появилась должность уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг — финансового омбудсмена. Его главная задача — помогать гражданам и финансовым организациям решать денежные споры, не доводя дело до суда. При этом, по закону, полномочия финомбудсмена расширяются постепенно: так, с 1 июня 2019 года к нему обязаны обращаться только страховые компании и только по вопросам ОСАГО, ДСАГО и каско, а с 28 ноября нормы распространяются и на все остальные виды страхования, кроме обязательного медицинского (ОМС).

Другие организации — например, МФО, банки или негосударственные пенсионные фонды — пока могут добровольно начать сотрудничать с омбудсменом.

Так зачем нужен финансовый омбудсмен?

Обращение к финомбудсмену обязательно, если спорная сумма не превышает 500 тыс. рублей. Это ограничение не касается споров по ОСАГО — их он рассматривает независимо от суммы.

Какие именно споры он помогает урегулировать?

Действие закона постепенно распространяется на все финансовые операции потребителей. Документ прописывает даты, с которых разные компании будут обязаны выполнять решения омбудсмена:

  • с 1 июня 2019 года — страховые компании, но только по ОСАГО, ДСАГО и каско;
  • с 28 ноября 2019 года — страховые компании по всем остальным видам страхования, кроме ОМС;
  • с 1 января 2020 года — все микрофинансовые организации (МФО);
  • с 1 января 2021 года — все кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.

На сайте ЦБ можно найти реестр компаний, которые уже обязаны работать с финансовым уполномоченным. Непосредственно на его сайте есть список тех, кто добровольно начал сотрудничество.

При этом омбудсмен рассматривает дела строго по договорам частных лиц с финансовыми организациями. Если спор со страховщиком возник у другой компании или индивидуального предпринимателя, за него уполномоченный не возьмется. Есть и другие условия.

Так, разногласия должны касаться только денег или имущества. Если вам не выплатили страховку или выплатили мало — вам к финомбудсмену; если вообще отказались оформлять полис ОСАГО, то на это нужно жаловаться уже ЦБ. Кроме того, через службу омбудсмена можно оспорить только прямые убытки. Возмещение морального вреда или упущенной выгоды находится вне его компетенции.

К омбудсмену можно обратиться по проблемам, которые возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления. Например, если за последние три года вы обращались к страховщику, он выплатил компенсацию, но вы ею недовольны, то можно пойти к омбудсмену. А вот если вы уже дошли до суда и тот вынес решение по спору, то пересматривать его уполномоченный не будет. Если же вы пропустили трехлетний срок, но хотите подать на компанию в суд, все равно придется обратиться сначала к омбудсмену. Без его решения или отказа суд не станет заниматься делом.

Если претензия не касается конкретной суммы, но вам кажется, что ваши права нарушили — например, в банке навязали ненужную услугу, то на это, опять же, надо жаловаться в ЦБ.

Сколько стоят услуги финомбудсмена?

Первоначально деятельность службы омбудсмена финансируется в большей степени за счет Банка России, но затем он должен перейти на самоокупаемость за счет взносов финорганизаций, которые они платят за каждую жалобу. Взносы также платят третьи лица, которым потребители переуступили права требования.

Кто может стать финансовым омбудсменом?

Это может быть отставной судья с 20-летним стажем либо достигший 55 лет. Предельный возраст для этой должности — 70 лет. Также финомбудсмен должен иметь юридическое образование. Он может быть переназначен на пост не более трех раз подряд, а кандидата на эту должность будет согласовывать президент.

Сейчас главный финансовый омбудсмен — это бывший советник главы ЦБ Юрий Воронин.

У меня есть претензия к компании, так что мне делать?

Для начала проверьте, есть ли организация в списках тех, кто уже обязан сотрудничать с омбудсменом, или тех, кто пока делает это добровольно.

  • в течение 15 дней, если вы подали жалобу в стандартной форме по электронной почте, а ваша проблема возникла не больше 180 дней назад;
  • в течение 30 дней в любом другом случае.

Дальше, если вам не ответили или ответ вас не устроил, можно обратиться непосредственно к омбудсмену: в электронной форме через личный кабинет на сайте или обычным письмом на адрес службы. На ее сайте можно найти и стандартную форму обращения. К нему нужно приложить ответ от организации или копию своей жалобы с отметкой, что на нее так и не отреагировали. Также претензию стоит подкрепить документами, ее подтверждающими: копии или сканы договоров, чеки, квитанции и т.п.

В течение трех дней омбудсмен ответит, начал ли он рассматривать ваше обращение или оно не относится к его компетенции. Решение уполномоченный примет:

  • в течение 15 дней, если не нужна техническая экспертиза;
  • в течение 25 дней, если она все-таки понадобится;
  • в течение 30 дней, если заявление подаст посредник — например, нанятый вами юрист.

А если я не согласен с решением омбудсмена, его можно обжаловать?

Решение омбудсмена вступает в силу через десять дней после того, как он его примет.

Если вы с ним не согласны, то можете решить спор с компанией через суд. Для подачи иска у вас будет 30 календарных дней. Финансовая организация, кстати, тоже может оспорить вердикт уполномоченного в суде, но ей на это дается только десять рабочих дней.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Правозащитник, уполномоченный по правам, парламентский адвокат или омбудсмен — речь идет об одной и той же профессии. Главная цель такого защитника — представлять гражданские интересы населения в решении правовых вопросов. Кто же такой финансовый омбудсмен в России, чьи претензии он рассматривает и как исполняются принятые им решения, разобрался Бробанк.

  1. Кто такой финансовый омбудсмен
  2. Требования к финансовому омбудсмену в России
  3. Кто может обращаться к финуполномоченному в РФ и сколько это стоит
  4. Виды претензий, который поможет разрешить омбудсмен
  5. К каким компаниям уполномоченный принимает претензии
  6. Как подать заявление финомбудсмену РФ
  7. 1 этап — обращение к должнику
  8. 2 этап — заявление омбудсмену
  9. 3 этап — вынесение решения
  10. 4 этап — обжалование решения
  11. Как реализуют решение финансового правозащитника
  12. Когда омбудсмен откажет в рассмотрении претензии
  13. Публичные данные о рассмотренных обращениях

Кто такой финансовый омбудсмен

Понятие омбудсмена прочно вошло в терминологию россиян не с самим появлением такой должности в РФ в 1994 году, а с широкой популяризацией деятельности правозащитников в начале двухтысячных. В мировой практике представители этой профессии впервые появились в Швеции в начале 19 века, а массовое распространение получили по всему миру в начале 21 века. Больше 100 стран ввели институт омбудсменов на государственном уровне.

В Российской Федерации несколько защитников по правам:

  • человека с 1994 года;
  • ребенка с 2009 года;
  • предпринимателей с 2012 года;
  • студентов с 2013 года.

Должность финансового омбудсмена появилась в России с июня 2018 года. В его обязанности входит помощь в досудебном разрешении денежных споров между гражданами и финансовыми институтами. С сентября 2018 года на эту должность назначили Юрия Воронина. До этого он занимал посты руководителя Счетной палаты ЦБ, а затем советника главы Центробанка. Выполнять возложенные обязанности Воронин будет в течение 5 лет.

Требования к финансовому омбудсмену в России

В РФ в ст. 3 ФЗ №123 от 04.06.2018 года регламентировано, кто может стать финансовым уполномоченным. В тексте статьи прописаны основные требования к кандидату:

Омбудсмен должен иметь более 10 лет судейского стажа

  • гражданство РФ;
  • возраст не меньше 35 лет, но и не больше 70;
  • оконченный экономический или юридический вуз;
  • судейский стаж от 10 лет и более или опыт работы в области финансов в сфере надзора или контроля больше 5 лет;
  • не занимать никакие должности и не заниматься никакой деятельностью, кроме научной или преподавательской;
  • обладать безупречной деловой репутацией.

Назначают омбудсмена по финансовым спорам в России Советом директоров Центробанка сроком на 5 лет. Председатель Банка России по согласованию с Президентом РФ рекомендуют представителя на должность. Максимальное количество назначений подряд для одного и того же гражданина — 3 раза.

Кто может обращаться к финуполномоченному в РФ и сколько это стоит

За помощью к финансовому правозащитнику может обратиться:

  1. Получатель финансовой услуги. Это то физическое лицо, которое выступает стороной в договоре, либо тот гражданин, на кого услуга была оформлена.
  2. Уполномоченный представитель физического лица, которое было стороной договора с финансовой организацией.
  3. Другое лицо, к которому перешло право требования получателя услуги к финучреждению.

Омбудсмен не принимает к рассмотрению претензии от малых предпринимателей или представителей другого бизнеса.

Правозащитник принимает обращения от гражданских лиц бесплатно. Но при оформлении претензии теми лицами, которым было переуступлено право требования, взимается плата. Размер оплаты устанавливает Свет службы омбудсмена.

Виды претензий, который поможет разрешить омбудсмен

Финуполномоченный в РФ рассматривает только обращения по имущественным вопросам, которые предъявлены к компаниям, оказавшим финансовые услуги заявителю. Это нарушения, когда гражданину не выплатили вообще или недоплатили деньги. А также ситуации, когда компания взяла с клиента сумму большую, чем он был должен. Возможны такие случаи:

  1. Кредитор изменил условия и поднял процентную ставку без согласования с плательщиком. В итоге заемщик внес сумму платежей больше, чем положено по закону.
  2. МФО начислила сумму неустоек и штрафных компенсаций больше, чем предусматривает российское законодательство. В частности для микрозаймов, полученных в 2020 году, объем всех процентов и пеней не может превышать сумму первоначального долга больше, чем в 1,5 раза.
  3. Некоммерческий пенсионный фонд неправильно подсчитал комиссию на внесенную сумму.
  4. Страховщик отказался выплатить страховую сумму либо установил размер компенсации, который не соответствует условиям договора страхования.

Омбудсмен поможет решить проблемы с недобросовестным страховщиком

Финансовый правозащитник не рассматривает иски по возмещению упущенной выгоды или компенсации морального ущерба. С такими вопросами гражданам следует обращаться в суд. Прямая сфера деятельности финомбудсмена — споры в отношении денег и имущества. При этом общий размер компенсации, на которую рассчитывает физлицо, не может превышать 0,5 млн рублей. Без ограничения по сумме рассматриваются только претензии по ОСАГО.

Для заявителя также установлено ограничение по сроку. Со дня, когда гражданин выявил нарушение своих прав, не должно истечь больше 3 лет. Более давние претензии уполномоченный рассмотрит только, если пострадавший не мог составить прошение раньше по объективной причине. Например, в этот период он болел.

К каким компаниям уполномоченный принимает претензии

Должность финансового правозащитника в РФ появилась недавно, и область его полномочий расширяется поступательно. В работе с одними учреждениями уже определены права и обязанности сторон, с другими они только вступают в силу. В ФЗ №123 установлены даты и список финансовых сфер, которые должны присоединиться к перечню:

Дата вступления Наименования учреждений
01.06.2019 Страховые организации. Вопросы граждан, которые затрагивают ОСАГО, ДСАГО и КАСКО
28.11.2019 Страховые компании по другим видам страховых услуг, кроме обязательных медстраховок
01.01.2020 МФО и МКК
01.01.2021 Банки, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды

Если срок присоединения еще не наступил, а финансовое учреждение хочет начать работу с омбудсменом самостоятельно, то оно может подать заявку на сотрудничество. На сайте ЦБ РФ опубликован перечень всех компаний, которые уже работают через омбудсмена в обязательном порядке. А на странице финуполномоченного в интернете размещена информация о тех учреждениях, которые присоединились добровольно.

Как подать заявление финомбудсмену РФ

Если возникает спор с финансовой компанией, которая уже сотрудничает с финомбудсменом, то обращение от физического лица состоит из 4-х этапов.

1 этап — обращение к должнику

Инструкция оформления заявления омбудсмену через личный кабинет на официальной странице представлена в видео-файле:

В течение 15 календарных дней компания отвечает по делам, по которым прошло меньше 180 дней. И за 30 дней дает ответ, по тем обязательствам, которым уже больше полугода.

2 этап — заявление омбудсмену

После получения ответа или в том случае, когда компания так его и не дала, можно обращаться к финансовому уполномоченному. У заявителя есть два способа отправки претензии — через электронную заявку на сайте или обычным письмом на почтовый адрес.

В тексте письма гражданину следует указать, наличие или отсутствие ответа от компании и копию претензии. Кроме того приложить скан-версию или ксерокопию договора, квитанций, чеков, заключений экспертов, и другие бумаги, которые помогут понять суть спора.

Если обращение происходит не напрямую от получателя финансовой услуги, а через представителя, то потребуется к пакету документов добавить еще два документа:

  1. Бумаги, удостоверяющие право представления интересов истца.
  2. Квитанцию об оплате услуг омбудсмена для рассмотрения дела.

Обращение от гражданина должно содержать такие сведения:

  • ФИО, дату и место рождения заявителя;
  • контакты и адреса физлица;
  • наименование и юридический адрес учреждения, на которое подана претензия;
  • суть претензии, номер контракта или соглашения и сумма спора;
  • данные об отправке компании-ответчику письменной обращения за разрешением спора без вмешательства сторонних лиц и судов;
  • сведения об ответе или его отсутствии от финансового учреждения получателю услуги;
  • дату составления обращения.

Омбудсмен даст ответ — берется ли он за дело либо оно не входит в его компетенцию спустя три дня после регистрации обращения. При начале разбирательства каждый заявитель сможет отслеживать работу уполномоченного через личный кабинет на сайте. На e-mail и мобильный телефон будут приходить уведомления обо всех остальных этапах рассмотрения заявки.

Уполномоченный по финансовым спорам принимает решение заочно, без вызова сторон. Но в некоторых случаях могут быть организованы трехсторонние видео или конференц-встречи в режиме онлайн.

3 этап — вынесение решения

Правозащитник по имущественным вопросам дает ответ по рассмотренному обращению обеим сторонам.

Решение по рассмотренному обращению будет вынесено в течение 15-40 дней

Он поступит сторонам в срок от 15 до 40 рабочих дней:

  • 15 дней, если не нужна техэкспертиза;
  • 25 дней, если экспертиза проводится;
  • 30 дней, когда обращается не получатель услуги, а посредник;
  • 40 дней, если обращается посредник и при этом требуется дополнительная техэкспертиза.

Претензия может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе отклонена, если уполномоченный посчитает спор несостоятельным. Копия вынесенного решения направляется в финорганизацию и обратившемуся лицу. Решение приобретает силу через 10 рабочих дней со дня подписания омбудсменом.

4 этап — обжалование решения

Если вынесенное правозащитником решение кажется истцу несправедливым, потребитель может обратиться в судебные органы. Написать заявление в суд следует не позже 40 дней от даты подписания решения омбудсмена, и к нему приложить копию вынесенного решения.

В том случае, когда с решением финансового уполномоченного не согласна компания, в отношении которой была подана претензия, она также вправе подать заявление в суд. Но ей отводится всего 20 рабочих дней со дня подписания решения омбудсменом.

Как реализуют решение финансового правозащитника

В решении финансового уполномоченного вписан срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Если финансовая организация игнорирует решение, то потребитель может до истечения трех месяцев от дня вступления решения в силу, запросить у омбудсмена удостоверение. По сути, удостоверение считается исполнительным документом. С ним истец может обратиться в федеральную службу судебных приставов. На его основании ФССП принуждает финансовую компанию к исполнению решения омбудсмена.

Отказ компании исполнить решение может привести к дополнительным тратам. Заявитель вправе обратиться в судебные органы. Судья назначит дополнительную компенсацию в 50% сверх той суммы, которую финансовая организация отказалась вернуть по решению финуполномоченного.

Когда омбудсмен откажет в рассмотрении претензии

Финуполномоченный в РФ не примет заявление, если:

  1. Сумма претензии больше 500 тысяч рублей и при этом вопрос не относится к ОСАГО.
  2. Заявитель не обращался предварительно в ту компанию, где была получена финансовая услуга.
  3. По этой же ситуации было уже рассмотрено дело и вынесено решение суда. Или была подана заявка, по которой уже началось разбирательство.
  4. Вопрос между сторонами уже решается процедурой медиации.
  5. Омбудсмен уже выносил ранее решение по этому же предмету спора.
  6. По делам, где одна из сторон, или компания, или физлицо, находится в процессе признания банкротства или уже признана банкротом.
  7. У финансовой компании отозвана лицензия или она исключена из госреестра юридических лиц.
  8. Претензия связана с возмещением морального вреда или упущенной выгоды.

Претензия должна быть логически выстроена, иначе её отклонят

Также омбудсмен отклонит рассмотрение претензии непонятной по сути или с неразборчивым содержанием.

Публичные данные о рассмотренных обращениях

На официальном сайте службы финансового омбудсмена РФ размещают информацию обо всех рассмотренных ими имущественных спорах. Такие сведения публикуют ежегодно до 1 июня. В них отражено:

  • общее количество поданных заявок;
  • обобщенные данные по обращениям и принятым решениям в разрезе финансовых компаний;
  • информация о решениях, которые исполнены компаниями-ответчиками;
  • список компаний, которые опротестовали решение омбудсмена, и итоговый результат опротестования;
  • перечень финучреждений, которые добровольно присоединились к сотрудничеству с правозащитником;
  • сведения об учреждениях, которые заключили финансовые договора с физлицами, без права на такие действия;
  • годовой отчет по обеспечению деятельности, а также данные о доходах и расходах службы правозащитника.

На сайте размещена информация о том, кто назначен финансовым омбудсменом РФ в текущий момент. А также о назначениях уполномоченных в сферах финансовых услуг. Сведения о физических лицах, которые обращались к финансовому правозащитнику — не разглашаются.

Финансовые услуги так же строго регламентированы законом, как и любые другие — например, ремонт, пошив или перевозка общественным транспортом. За них надо платить, но и предоставляться они должны качественно. Их могут оказывать, в частности, банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании.

Суды и государственные надзорные ведомства принимают сотни обращений при нарушении прав потребителей таких услуг. С 2018 года появился еще один способ защиты — обращение к уполномоченному по правам потребителя (финансовый омбудсмен). Расскажем, какие организации защищают права потребителя финансовых услуг и как уполномоченный рассматривает споры.

Кто такой финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен — это неофициальное название. В Законе № 123-ФЗ этот специалист именуется как уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг.

В его компетенции рассмотрение споров граждан с различными организациями, от банков до страховых компаний. По некоторым видам споров без обращения к уполномоченному нельзя подать иск в суд.

Как омбудсмен может помочь в процессе
банкротства? Спросите юриста

Самые важные моменты, связанные с работой финансового омбудсмена и его взаимодействием с гражданами:

  • уполномоченный рассматривает только споры, связанные с оказанием финансовых услуг населению, но не с предпринимательской деятельностью;
  • в Законе № 123-ФЗ указан перечень споров, которые омбудсмен может рассматривать в обязательном или добровольном порядке;
  • решение уполномоченного обязательно для исполнения сторонами спора;
  • обращение с документами к омбудсмену не лишает права на защиту через другие государственные органы.

Основная цель работы финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг — это досудебное решение конфликта. Это упрощает все процедуры, разгружает суды.

Гражданин становится потребителем финансовой услуги сразу после заключения договора с тем, кто ее предоставляет. Для обращения к уполномоченному клиент должен подтвердить какое-либо нарушение при оказании финансовой услуги, либо незаконный отказ в ее предоставлении.

Получить помощь в сборе документов
для обращения

Зачем нужно обращаться к финансовому омбудсмену

Потребители финансовых услуг, даже не имея никаких просрочек по договору, порой сталкиваются с такими проблемами:

  • ошибки и одностороннее изменение в правилах оказания услуги, неточности в расчете платежей и суммы задолженности;
  • неправомерный отказ в предоставлении услуги со стороны финансовой или иной организации;
  • понуждение к определенным действиям (например, к расторжению договора, перерасчету суммы долга);
  • отказ в предоставлении информации, которую потребитель имеет право получить.

В случаях, прямо указанных в Законе № 123-ФЗ, потребитель не может защищаться через суд, если сначала не пришел к финансовому уполномоченному. Например, это может быть спор с банком при сумме требований до 500 000 руб.

Но, если вторая сторона спора отказывается от взаимодействия с омбудсменом, потребитель может идти в суд.

Омбудсмен рассматривает споры, сторонами которых являются финансовые организации и потребители (граждане). Вот что входит в полномочия специалиста по ст. 15 Закона № 123-ФЗ:

  • разбирательство споров с финансовыми организациями, включенными в реестр ЦБ РФ (перечень доступен по ссылке), если сумма требования не превышает 500 000 руб.;
  • рассмотрение дел с организациями, включенными в реестр финансового уполномоченного, опять же при сумме требований до 500 000 руб.;
  • разбирательство споров со страховыми компаниями о выплате ОСАГО (независимо от суммы требований).

Омбудсмен рассматривает обращения граждан, если с момента нарушения прошло не более трех лет. Фактически, этот период времени равен сроку исковой давности, пропуск которого лишает права на судебную защиту.

Кроме реестра ЦБ РФ, уполномоченный ведет свою базу организаций, согласившихся на добровольное взаимодействие. Эти фирмы обязаны уведомить потребителя о том, что будущий спор нужно сначала рассматривать через омбудсмена.

Также в перечень финансовых организаций, которые могут быть стороной спора у уполномоченного, входят ломбарды, потребительские кредитные кооперативы и негосударственные пенсионные фонды.

Если спор возник с другим физическим лицом или предприятием, рассмотреть его через уполномоченного нельзя. Например, дела о взыскании долга по расписке с частным лицом, задолженности по зарплате. Определить, подпадает ли ваше дело под полномочия омбудсмена, можно через онлайн-сервис на его сайте.

Сайт финансового уполномоченного

Взаимодействие с финансовым омбудсменом осуществляется через его сайт (ссылка). Там можно найти:

  • различные онлайн-сервисы (например, о подведомственности споров, о проверке документов);
  • контакты специалистов, адрес для направления корреспонденции, номера телефонов;
  • образцы документов, которые нужны для рассмотрения спора;
  • форму для подачи электронного обращения;
  • полезные материалы и нормативные акты для защиты своих прав.

Полный перечень функций сайта будет доступен после входа в личный кабинет. Это можно сделать по аккаунту на госуслугах или по ЭЦП. Решения и иные документы по результатам разбирательства дела тоже будут приходить в личный кабинет сайта.

Порядок рассмотрения споров через финансового омбудсмена

Ниже рассмотрим порядок разбирательства споров через уполномоченного, если эта процедура является обязательной до обращения в суд. Если у вас возникнут сложности, либо потребуется помощь юриста, можно проконсультироваться у наших экспертов.

Претензионный порядок рассмотрения спора

Прежде чем подать документы уполномоченному, потребитель должен соблюсти претензионный порядок разрешения спора. Для этого нужно обратиться с заявлением, претензией или жалобой в ту организацию, которая оказывает финансовую услугу.

Доказательства направления претензии и ответ на нее необходимо представить омбудсмену. Если не соблюсти претензионный порядок, он откажет в разбирательстве дела.

Если организация не ответила вам в срок, предусмотренный законом или договором, повторно писать туда не нужно. Уполномоченному необходимо представить документ, подтверждающий отправку или вручение.

Основания для подачи обращения

После соблюдения претензионного порядка можно готовить обращение омбудсмену. Для этого нужно проверить:

  • подпадает ли спор под полномочия специалиста (онлайн-сервис);
  • соответствуют ли документы требованиям закона (онлайн-сервис);
  • включена ли организация в реестр ЦБ РФ или уполномоченного;
  • соответствуете ли вы по сумме спора.

Правила рассмотрения документов

За обращение к финансовому уполномоченному не платят пошлину. Не позже 3 дней после получения документов вам направят уведомление о начале разбирательства спора. Оно включает следующие этапы:


Пример обращения к финуполномоченному

Омбудсмен рассматривает документы в течение 15 дней.

Итоговое решение направляется заявителю и второй стороне спора по почте, либо через личный кабинет на сайте.

Срок разбирательства могут продлить на 10 дней, если требуется дополнительная экспертиза.

При очном рассмотрении стороны уведомляются не позже 5 дней.

Для очного разбирательства могут использоваться системы онлайн-конференций.

Решение вступает в силу в течение 10 дней, если проигравшая сторона не обжаловала его.

После этого организация обязана исполнить решение уполномоченного.

Исполнение решения

Срок на исполнение указывается непосредственно в решении. Если в этот срок требование не исполнено, потребитель вправе:

Если удостоверение передано в ФССП, приставы начнут взыскание по общим правилам исполнительного производства.

Финансовая организация тоже может не согласиться с решением омбудсмена. Она вправе подать жалобу в суд, где спор рассмотрят очно и с вызовом сторон. По итогам судебного разбирательства выдается исполнительный лист (если решение вынесено в пользу потребителя).

Что делать, если отказали в заявлении

При несогласии с решением омбудсмена можно обращаться в суд. Рассмотрение иска пройдет по общим правилам. Если суд удовлетворит требования потребителя, он получит исполнительный лист. С этим документом можно обращаться в ФССП, требовать принудительного исполнения.

Другие органы и специалисты, которые могут помочь в спорах по финансовым услугам

Кроме уполномоченного, потребитель может обращаться за защитой прав в следующие ведомства:

  • в Роспотребнадзор — если нарушение связано с правами потребителя по любым видам услуг;
  • в суд — при несогласии с решением омбудсмена, для взыскания штрафа и компенсации морального вреда;
  • в прокуратуру и МВД — если при оказании финансовых услуг выявлены признаки преступления (например, мошенничество).

При прохождении банкротства интересы должника (но также и интересы кредиторов!) защищает финансовый управляющий. Путать его с финомбудсменом не следует — он не рассматривает споры с кредиторами по существу, этим занимается суд, где ведется банкротное дело.

Хотите узнать подробнее о правилах обращения к финансовому уполномоченному и других способах защиты прав? Проконсультируйтесь у наших юристов!

Президент России Владимир Путин подписал поправки в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».


Согласно изменениям, омбудсмен может оказывать гражданам РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции, а также создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в регионах.

Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

Институт омбудсмена в России


Впервые должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нормативно установлена в статье 103 Конституции РФ. В 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность Сергея Ковалева. 22 марта 1998 года по 13 февраля 2004 года эту должность занимал Олег Миронов, с 13 февраля 2004 года— Владимир Лукин, с 18 марта 2014 года — Элла Памфилова.

Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно документу, омбудсмен выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.

Какие полномочия у омбудсмена в России?

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Кто может обратиться к омбудсмену?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Когда и где возникла должность омбудсмена?

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: