Какой вклад в изучение мирового океана внесли российские научные исследовательские суда нис

Обновлено: 19.05.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику география 5 класс, Летягин - Ответы к §7 Современные географические исследования. ГДЗ к учебнику по географии 5 класс, Летягин

§7. Современные географические исследования

Вопросы перед параграфом

■ 1. Какие материки и океаны оставались до XX в. малоизученными?

Материк Антарктида и Северный Ледовитый океан до XX в. оставались малоизученными.

■ 2. Были ли морские суда эпохи Великих географических открытий и времен кругосветных плаваний Джеймса Кука специально оборудованы научными приборами и инструментами?

1. На судах стояли навигационные приборы.
2. Имелся компас, астролябия.
3. Применяли портуланы − специальные карты, на которых были нанесены точные очертания берегов.
Все эти приборы были на каждом корабле того времени, в том числе и на судах Джеймса Кука.

■ 3. С какими трудностями сталкиваются исследователи Северного Ледовитого океана?

Исследователям Северного Ледовитого океана приходится сталкиваться с различными трудностями:
1. Климатические условия (передвижения по Арктике усложняют многочисленные ледники, снежные заносы и т.д.; температура здесь практически всегда минусовая).
2. Исследователям нелегко существовать во время полярных дня и ночи.
3. Опасности со стороны диких животных (например, белые медведи).

■ 4. Каким способом можно получить фотографическое изображение крупных участков земной поверхности?

Фотографическое изображение крупных участков земной поверхности можно получить с помощью аэрофотосъёмки.
В основе аэрофотосъёмки лежит фотографирование с воздуха земной поверхности. Аэрофотоснимки являются результатом аэрофотосъёмочных работ, которые осуществляют при помощи специальных аэрофотоаппаратов (топографических фотоаппаратов), закрепляемых на самолётах. Благодаря методам фотограмметрии создают планы и карты по аэрофотоснимкам.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры географических объектов, которые стали предметом географического изучения в XX в.

1. Северный Ледовитый океан.
2. Антарктида.
3. Мировой океан.

2. Какие результаты дала первая научная экспедиция ("СП−1") по изучению Северного Ледовитого океана? Кто руководил этой экспедицией? Как называли участников экспедиции "СП−1"?

Научное исследование Северного Ледовитого океана длилось 9 месяцев. Одним из первых открытий было определение глубины воды подо льдом, которая составила 4290 м.
Экспедицией руководил И. Д. Папанин.
Участников экспедиции называли папанинцами.
С 1957 г. исследования на дрейфующих станциях станциях стали проводится постоянно. Благодаря дрейфующим станциям был изучен рельеф дна Северного Ледовитого океана и открыт подводный хребет (имени М. В. Ломоносова).

3. Перечислите наиболее значимые события по изучению Антарктиды в XX веке. Какие географические открытия были сделаны российскими исследователями в Антарктиде в 1980−1990−е годы?

Наиболее значимые события по изучению Антарктиды в XX веке:
1. В 1956 г. начала работу первая отечественная научная экспедиция по изучению Антарктиды.
2. В 1956 г. была создана антарктическая обсерватория и база исследователей − станция «Мирный».
3. В 1957 г. была создана российская исследовательская внутриконтинентальная станция «Восток».
4. Исследователями была отмечена самая низкая температура воздуха на Земле: − 89,2 °С.
В 1970 г. было начато бурение почти четырёхкилометрового ледяного покрова, под которым позднее, в 1990−е гг. обнаружили водоём с пресной водой. В настоящее время в Антарктиде работают пять научных российских станций.

4. Когда было начато научное изучение Мирового океана судном «Челленджер»?

Научные исследования Мирового океана английским судном «Челленджер» были начаты в конце XIX в. Но к активному изучению Мирового океана приступили только во второй половине XX в.

5. Объясните, почему изучение Мирового океана имеет в наше время огромное значение. Какой вклад в изучение Мирового океана внесли российские научно−исследовательские суда (НИС)?

Планета Земля практически на 70% состоит из воды и существующие океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северно−Ледовитый так до конца и не изучены человеком. Мы летаем в космос, а в океанах полно "белых пятен". Именно в океане зарождаются процессы, которые влияют на погоду и климат всей планеты (циклоны и антициклоны приходят на сушу из океанов).
Океаны − это источник не только пищи, но и различных минералов, полезных ископаемых, важный источник энергии, важный транспортный путь Поэтому, изучая Мировой океан, человек расширяет свои знания о планете Земля.
В нашей стране в 1949 г. флагманом научного флота стало научно−исследовательское судно «Витязь», которое совершило 65 научных рейсов в разные моря и океаны. Учёные в 1957 г. промерили самую глубокую точку Земли в Марианском жёлобе.

6. Перечислите «природные рекорды» Антарктиды. Где была построена первая российская станция в Антарктиде? Какую антарктическую станцию считают полюсом холода?

«Природные рекорды» Антарктиды:
1. Самый холодный материк.
В Антарктиде зафиксирована самая низкая температура −89,2°C.
2. Самый высокий материк.
Средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 м.
3. На материке расположено самое ветренное место на Земле.
Из−за большой разницы в атмосферном давлении между центральными и периферийными участками материка, а так же из−за куполообразной формы материка ветры здесь нередко достигают 100м/с.
4. Самый богатый пресными водами.
Льды Антарктиды содержат 80% пресных вод суши.
5. Самый ледяной.
Льды Антарктиды составляют 90% от всех льдов суши.
6. Самый солнечный.
Благодаря полярному дню, когда Солнце не заходит за горизонт, материк получает огромное количество солнечной радиации.

7. Покажите на карте Марианский жёлоб. Какое значение получили на судне «Витязь» во время промера глубины этой впадины?


1− Марианский жёлоб.

В 1957 году судном «Витязь» была установлена наиболее точная глубина Марианской впадины. Сначала это значение составило 11034 метров, однако после повторных замеров ученые исправили цифру, после чего окончательно была принята глубина в 11022 метра ниже уровня моря.

8. Подготовьте доклад о первой полярной экспедиции «Северный полюс». Ответьте на следующие вопросы.
Какой оригинальный способ передвижения придумали учёные?
Когда проходила первая полярная экспедиция «Северный полюс»?
Где она началась и где закончилась?
Каким образом участники экспедиции были доставлены к месту начала?
Кто руководил работой первой полярной станции?
Какие специалисты участвовали в работе станции «СП−1»? Воспользуйтесь информацией сайта журнала «Вокруг света».

Первая полярная экспедиция «Северный полюс»
1. Ученые решили создать станцию, дрейфующую на льдах.
2. Экспедиция проходила с 21 мая 1937−го до 19 февраля 1938 года и длилась 274 дня. За это время льдина с исследователями прошла более 2000 км от полюса до берегов Гренландии.
4. Началась вблизи Северного полюса, а закончилась около Гренландии.
Базой экспедиции был выбран самый северный из советских арктических островов – остров Рудольфа, часть архипелага Земля Франца−Иосифа. Летом 1936 года на острове построили лагерь экспедиции вместимостью около 60 человек, с аэродромом, телефоном, радиомаяком и другими необходимыми элементами.
5. Была доставлена самолетами 6 июня 1937 г.
6. Руководил работой первой полярной станции Иван Дмитриевич Папанин.
7. Помимо четверки полярников, имена которых в процессе и после экспедиции узнал весь мир, экспедицию обеспечивали сотрудники управления Северного морского пути (его начальник, герой−челюскинец Отто Юльевич Шмидт, был инициатором «СП−1») и летчики полярной авиации, в том числе Герои Советского Союза Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Внимание к дрейфу «СП−1» было всеобщим и мировым – поэтому неудивительно, что экспедиция тщательно контролировалась первыми лицами СССР.

Почувствуйте себя современными штурманами

1. На контурной карте мира нанесите стрелками разного цвета или разной формы маршруты исследователей Мирового океана, Арктики и Антарктиды.

Исследование Мирового океана судном «Челленджер»

Исследование Арктики

кр. стрелка - Роберт Пири 1909
прер. стр - Руаль Амундсен 1903-1906 гг.
черн. стр. -Валерий Чкалов 1937 г.
Исследование Антарктиды

кр. стрелка - Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев 1819-1821 гг.
прер. стр - Руаль Амундсен 1910-1912 гг.
черн. стр. - Роберт Скотт 1910-1912 гг.

Легендарное научно-исследовательское судно "Витязь" ныне является одним из центральных экспонатов Музея Мирового океана в Калининграде. Почти 30 лет он бороздил океаны нашей планеты и внес огромный вклад в расширение багажа наших знаний о ней.

Построен "Витязь" был в 1939 году в Германии, в Бременхафене. Был он тогда грузопассажирским пароходом и назывался "Марс". В годы Второй мировой использовался как военный транспорт, после войны по реперациям был передан сначала Великобритании, а в 1946г - СССР и переименован в "Экватор". В 1947-48гг переоборудован в научно-исследовательское судно Акадении наук СССР. Снова переименован, сначала в "Адмирал Макаров", а в 1949г, уже окончательно, в "Витязь".

На борту цифры 11022 - это глубина Марианской впадины, измеренная "Витязем" в 1957г (по результатам последних замеров принята величина 10 994(+/-40) м.)

На борту цифры 11022 - это глубина Марианской впадины, измеренная "Витязем" в 1957г (по результатам последних замеров принята величина 10 994(+/-40) м.)

Имя корабля было выбрано в память о знаменитых корветах русского флота: "Витязь" постройки 1862г известен тем, доставил на Новую Гвинею Н.Н. Миклухо-Маклая, а "Витязь" постройки 1886г под командованием капитана С.О.Макарова провел огромную научную работу по исследованию Тихого океана в 1886-89гг.

Вид с полубака. Слева внизу - лебедка глубоководного якорного устройства. Это уникальное устройство позволяло "Витязю" вставать на якорь на глубинах до 10 км, т.е. практически в любой точке Мирового океана.

Вид с полубака. Слева внизу - лебедка глубоководного якорного устройства. Это уникальное устройство позволяло "Витязю" вставать на якорь на глубинах до 10 км, т.е. практически в любой точке Мирового океана.

Советский "Витязь" с 1949 по 1979 годы совершил 65 научных рейсов, пройдя около 800 000 миль (почти 1,5 млн км), выполнил 7942 научные станции. Посетил более 100 иностранных портов. На борту корабля работали десятки ученых из разных стран. Вклад "Витязя" в отечественную и мировую науку об Океане колоссален.

Водоизмещение - 5710 тонн; Длина - 109,5 м; Скорость - 14 узлов; Дальность плавания - 18 500 миль; Экипаж - 66 человек + 70 человек научный персонал;

В Арктике метеорологические и гидрологические наблюдения проводятся не только на станциях, но и на научно-исследовательских судах, а также с помощью дрейфующих и заякоренных буев. До середины XIX века российские океанологи активно собирали информацию о морских и океанических бассейнах, используя данные, полученные на транспортных, рыбопромысловых и военных судах. Важный вклад в океанологию внесли ученый флотоводец С. О. Макаров и полярный исследователь Н. М. Книпович.

Н. М. Книпович выступил инициатором строительства первого в мире специально оборудованного парового судна, которое было спущено на воду в 1899 году в Германии и получило название «Андрей Первозванный». Размещенные на борту судна «Андрей Первозванный» гидрологическая и биологическая лаборатории, а также оборудование для проведения тральных и гидрографических работ позволяли экипажу вести научно-промысловые исследования в северных широтах. В 1921 году, после длительного перерыва, связанного с Первой мировой войной и революционными событиями, было построено специализированное океанографическое научно-исследовательское судно «Персей». После окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году, океанологические экспедиционные работы в Арктике возобновились. Немецкое судно Mars было переоборудовано в НИС «Витязь» и оснащено научной аппаратурой.

НИС «Витязь» — легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Решение о сохранении этого судна и создании на его борту музейной экспозиции было принято в 1990 году. С «Витязя» начинался Музей Мирового океана, и сегодня это судно по-прежнему главный экспонат музея и центральный объект Набережной исторического флота в Калининграде.

В дальнейшем научно-исследовательский флот АН СССР и Гидрометслужбы пополнился такими судами, как «Михаил Лермонтов», «Академик Сергей Вавилов», «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Мстислав Келдыш», НЭС «Михаил Сомов» и др.

НЭС «Михаил Сомов» – научно-экспедиционное судно Росгидромета, построенное на Николаевской судоверфи в 1975 году. С 1975 по 1996 год доставляло грузы в Антарктиду. С 1996 года по настоящее время обеспечивает доставку грузов в западном и восточном секторе Арктики на полярные станции Росгидромета и пограничные заставы. НЭС «Михаил Сомов» участвует в реализации различных научных проектов и федеральных программ. Участники экспедиций не только проводят научные изыскания и собирают артефакты для музейных коллекций, но и устанавливают памятные знаки в честь величайших исследователей Арктики. В СССР активное строительство научно-исследовательских судов (НИС) главным образом осуществлялось в период с 70-х по 80-е годы прошлого столетия. За это время количество НИС достигло 375 единиц.

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

Недавно «Корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) в кратком пресс-релизе сообщила о том, что МС-21 начал полеты в гражданские аэропорты в рамках заключительной фазы сертификации.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Детский приют Свято-Алексеевской Пустыни

21. НИС «Виктор Буйницкий»

Дата постройки: 28.11.1986, Финляндия

Судовладелец Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 49,9 м x 10,02 м х 3,6 м

Водоизмещение — 946 тонн

Главный двигатель — 824TS

Скорость — 12,8 узлов

22. НИС «Владимир Сухоцкий»

Дата постройки: 15.01.1974, Финляндия

Судовладелец Российская морская навигационно-геодезическая компания

Порт приписки Восточный

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 68,24 м x 11,89 м x 4,15 м

Водоизмещение — 1633 тонн

Главный двигатель — RBV 6M 358

Крейсерская скорость — 13,9 узлов

23. НИС «Вячеслав Тихонов»

Дата постройки: 04.08.2011, ОАЭ

Порт приписки Новороссийск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 84,22 м x 17 м x 6,1 м

Водоизмещение — 5453 тонн

Главный двигатель — W9L26 Auxpac

Крейсерская скорость — 18,5 узлов

24. НИС М-0102 «Вильнюс»

Дата постройки: 17.02.1984, СССР

Судовладелец Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 59,00 м x 13 м x 4,87 м

Водоизмещение — 1940 тонн

Главный двигатель — 6L 525 IIPS

Крейсерская скорость — 13,2 узлов

25. НИС «Геленджик»

Дата постройки: 27.12.1989, СССР

Судовладелец ГНЦ ФГУГП «Южморгеология"

Порт приписки Новороссийск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 104,50 м x 16,03 м x 5,81 м

Водоизмещение — 5600 тонн

Главный двигатель — 6ЧН 40/46 ОМ4

Крейсерская скорость — 15,9 узлов

26. НИС «Гео Арктик»

Дата постройки: 24.05.1988, Польша

Судовладелец ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции"

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 81,85 м x 14,83 м x 5 м

Водоизмещение — 3631 тонн

Главный двигатель — 6ZL 40/48

Крейсерская скорость — 14,5 узлов

27. НИС «Геолог Дмитрий Наливкин»

Дата постройки: 12.02.1985, Финляндия

Судовладелец ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция"

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 71,6 м x 12,82 м x 4,5 м

Водоизмещение — 2148 тонн

Главный двигатель — 6ЧРНП 36/45

Крейсерская скорость — 14,8 узлов

28. НИС «Георг Стеллер»

Дата постройки: 27.12.2000, Китай

Судовладелец Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН

Порт приписки Владивосток

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 36,15 м x 7 м x 2,12 м

Водоизмещение — 247 тонн

Главный двигатель — KTA 19-M500

Крейсерская скорость — 14,8 узлов

29. НИС «Геофизик»

Дата постройки: 20.09.1983, СССР

Судовладелец ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция"

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 55,6 м x 9,32 м x 4,22 м

Водоизмещение — 1157 тонн

Главный двигатель — 6NVD 48A-2U

Крейсерская скорость — 12,2 узлов

30. НИС «Геофизик-4»

Дата постройки: 15.12.1963, СССР (прошло восстановительный ремонт и модернизацию в 2002 году на ОАО «Астраханская судостроительная верфь»)

Судовладелец ЗАО «ГЕО-Хазар"

Порт приписки Туапсе

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 48,25 м x 8,51 м x 1,54 м

Водоизмещение — 463 тонн

Главный двигатель — 3Д12 А

Крейсерская скорость — 9,7 узлов

31. НИС «Гидробиолог»

Дата постройки: 25.08.1982, СССР

Судовладелец ФГУП Каспийский НИИ рыбного хозяйства

Порт приписки Астрахань

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 35,75 м x 7,4 м x 1,73 м

Водоизмещение — 295 тонн

Главный двигатель — 6ЧНСП 18/22

Крейсерская скорость — 8,2 узлов

32. НИС «Гидрохимик»

Судно аналогично «Геофизик-4»

Дата постройки: 10.09.1977, СССР

Судовладелец ФГУП Каспийский НИИ рыбного хозяйства

Порт приписки Астрахань

33. НИС «Григорий Михеев»

Дата постройки: 14.12.1990, Финляндия

Судовладелец ФГУП Гидрографическое предприятие министерства транспорта РФ

Порт приписки Архангельск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 65,31 м x 12,92 м x 3,95 м

Водоизмещение — 2156 тонн

Главный двигатель — 8R 22HF-6

Крейсерская скорость — 13,7 узлов

34. НИС «Дальние Зеленцы»

Дата постройки: 23.08.1978, СССР

Судовладелец Мурманский морской биологический институт

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 55,65 м x 9,52 м x 4,17 м

Водоизмещение — 1136 тонн

Главный двигатель — 6NVD 48A-2U

Крейсерская скорость — 11,5 узлов

35. НИС «Диабаз»

Дата постройки: 09.09.1983, СССР

Порт приписки Корсаков

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 53,74 м x 10,71 м x 4,3 м

Водоизмещение — 1202 тонн

Главный двигатель — 8NVD 48A-2U

Крейсерская скорость — 12,5 узлов

36. НИС «Дафния»

Дата постройки:1993, РФ

Судовладелец ФГУП Каспийский НИИ рыбного хозяйства

Порт приписки Астрахань

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 31,78 м x 6,25 м х 0,865 м

Водоизмещение — 114.06 тонн

Главный двигатель — 3Д6

37. Рыбоохранное судно «Инженер Мартынов»

Дата постройки: 10.10.1994, РФ

Порт приписки Петропавловск-Камчатский

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 25,45 м x 6,8 м x 2,39 м

Водоизмещение — 174 тонн

Главный двигатель — 6NVD 26A-2

Крейсерская скорость — 10 узлов

38. НИС «Искатель-5»

Дата постройки: 07.11.1989, Польша

Порт приписки Мурманск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 49,3 м x 18,22 м x 2,2 м

Водоизмещение — 895 тонн

Главный двигатель — 6AL 20/24

Крейсерская скорость — 11,3 узлов

39. Гидрографическое судно «Иван Киреев»

Дата постройки: 16.05.1977, Финляндия

Судовладелец Гидрографическое Предприятие Министерства Транспорта РФ

Порт приписки Архангельск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 68,74 м x 12,42 м x 4,17 м

Водоизмещение — 1641 тонн

Главный двигатель — RBV 6M 358

Крейсерская скорость — 13,5 узлов

40. НИС «Иван Петров«

Дата постройки: 03.03.1989, Финляндия

Судовладелец Северное УГМС Росгидромета

Порт приписки Архангельск

Краткие характеристики:

Длина, ширина, осадка — 49,9 м x 10,02 м x 3,6 м

Водоизмещение — 928 тонн

Главный двигатель — 824TS

Крейсерская скорость — 12,8 узлов

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

продолжение еще будет?? не знал что у нас так много разнообразных научных судов! спасибо! п.с. 23- в космосе бы увидел- не удивился!)

Можно еще год выпуска, судовладелец, оператор (признаюсь - у меня перемешано ), на кого работают, порт приписки, проект. Вощем многомерная матрица выходит. Лучше хоть как-то, чем никак ;)

Прошу отредактировать вашу статью, у вас ошибка с НИС ДИАБАЗ.

Это судно принадлежит ЗАО «Тихоокеанская Инжиниринговая Компания».

До сих пор считалось, что знаменитая конст­рукция носовой части судов X-bow постройки Ulstein применима только для шельфовых су­дов. Однако компания разработала несколько проектов других типов с той же конструкцией и полагает, что они будут пользоваться спросом. Шельфовые X-bow показали себя с самой хо­рошей стороны в бурном Северном море, Бис­кайском заливе и Северной Атлантике. Грузо­вые суда с конструкцией X-bow смогут следо­вать полным ходом в штормовых условиях, тогда как суда обычной конструкции вынужде­ны снижать скорость вдвое. В среднем контей­неровоз, имеющий X-bow, выиграет до двух недель ходового времени в год, работая в Се­верной Атлантике.

У рыбников 15 судов с целом. Конечно есть еще смежных институтов. И это только суда, которым в море разрешили (иным недолече, но все же). А есть еще и речники (вот их не буду освещать. Проще застрелится)

В 1988 году со стапелей верфи Hollming в финском городе Раума было спущено на воду научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Сергей Вавилов», а годом позже — «Академик Иоффе», которые являются одними из представителей российского научно-исследовательского флота и в XXI веке.

«Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов»: более 30 лет на службе

Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» уже совершили немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у НИС планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет реализована модернизация судов, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.

Советский научно-исследовательский флот, который начал формироваться в конце 1950-х годов, был одним из самых мощных в мире. «Академик Сергей Вавилов», который получил своё имя в честь основателя научной школы физической оптики в СССР Сергея Вавилова, и «Академик Иоффе», названный в честь «отца советской физики» академика Абрама Иоффе, стали двумя судами, построенными по общему проекту. Они могут работать как самостоятельно, так и в тандеме друг с другом. 117-метровые корабли водоизмещением почти 7000 тонн отличаются необычным техническим решением. Каждое из судов имеет в своей центральной части вертикальную шахту диаметром под два метра, которая служит для размещения и работы научного оборудования. В частности, если систершипы работают вместе, то одно может опускать в толщу воды излучатель сигналов, а другое — работать как приёмник, получающий акустические сигналы. В роли мобильного излучателя гидроакустических сигналов в полосе частот 25–500 Гц мощностью до 150 Вт и создавался «Академик Иоффе», а «Академик Сергей Вавилов» проектировался именно как мобильный приёмник сверхслабых гидроакустических сигналов.

В свой первый рейс в августе-сентябре 1989 года суда отправились вместе — на борту находилось шесть групп исследователей академии наук СССР, перед каждой из которых стояли свои научные задачи. Но основная направленность обоих судов — проведение гидроакустических исследований и в частности экспериментов по изучению распространения звука в океане. В ходе экспедиции в 1989 году удалось зарегистрировать сигналы, прошедшие в океане более 3 тыс. км, а также получить информацию для изучения эффекта потепления арктических вод по анализу прохождения звука (проект «АТОК»), для проведения работ по восстановлению подводной линзы на основе акустических томографических данных (проект THETIS-2) и других исследований.

«Научно-исследовательские суда работают в таких районах плавания, где торговые суда, как правило, избегают плавать или плавают редко и в составе конвоев под проводкой ледоколов. В этих условиях научные суда работают в обычном для них режиме, подолгу находясь во льдах Арктики и Антарктики, в экстремальных штормовых зонах мирового океана — Карском море, районах Северной Атлантики, Южного океана, проливе Дрейка. Работа в таких экстремальных условиях требует от экипажа большого профессионализма по всем службам судна — от мостика до камбуза. Каждый член команды должен быть готов в любой момент прийти на помощь там, где это требуется.

С технической точки зрения работа научно-исследовательского судна отличается от управления обычным судном торгового флота в первую очередь управлением главными и вспомогательными механизмами судна — режимом работы главных двигателей и вспомогательных, таких как носовое подруливающее устройство, кормовое подруливающее устройство. Режим работы должен быть стабильный, бесперебойный при выполнении научных работ за бортом судна, чтобы избежать потери дорогостоящего научного оборудования, поломки судовых механизмов, намотки тросов на винты», — говорит капитан «Академика Иоффе» Андрей Владимирович Зыбин.

В 2001 году «Академик Иоффе» отправился в очередной свой рейс в экваториальную часть Атлантического океана для проведения детальных геологических исследований в районе сочленения Срединно-Атлантического хребта с трансформным разломом Сьерра-Леоне. Особенностью 10-й по счёту для судна экспедиции стал характер научной работы. Если в предыдущих походах на судне работали морские акустики, океанологи, гидрографы и геофизики, то на этот раз экспедиция носила исключительно геологическую направленность, что наложило свои отпечатки на характер проводимых работ и специфику использования научного оборудования. В том походе удалось собрать множество образцов пород и получить важную для изучения океана информацию, а кроме того экспедиция «Академика Иоффе» стала первой работой научно-исследовательского судна по программе «Меридиан».

Судовладельцем обоих судов является Институт океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук (ИО РАН), а сами «Академик Сергей Вавилов», и «Академик Иоффе» приписаны к Атлантической базе флота.

«Управление научно-исследовательским судном отличается от управления обычным кораблем только в периоды выполнения научных работ. На переходах из/в порт и во время круизов управление научным судном и обычным кораблём идентично», — отмечает капитан НИС «Академик Сергей Вавилов» Валерий Вацлавович Белуга.

Но в 2001 году был сделан первый шаг по оптимизации использования российского научно-исследовательского флота. Проект «Меридиан» позволил снизить затраты на работы по изучению Мирового океана за счёт того, что поиск решения фундаментальных научных и конкретных практических задач совместили с коммерческим фрахтом, выполняя исследовательские экспедиции в период порожнего перегона судов между круизными выходами. Такая работа позволила не просто сохранить уникальные суда, но и провести множество исследований в экваториальной Атлантике, проливе Дрейка и близ Гренландии.

«С приходом судна в район научных исследований и в начале научных изысканий наступает особенный режим работы судна. Перед этим весь экипаж и научный состав проходит инструктаж по технике безопасности при проведении как забортных, так и палубных работ, занятия с судоводительским составом по технике удержания судна в точке производства научных работ с точностью до 50 метров, маршрута и скорости движения по профилю работ. Проводится инструктаж старшего механика и всей машинной команды о времени начала и окончания работ, о готовности бесперебойной работы механизмов, работы систем связи. При производстве научных работ в штормовую погоду как с батометрами, так и с глубоководными трубками все механизмы судна работают на пределе своих мощностей, что также накладывает свой отпечаток на взаимодействие членов команды», — подчеркнул Андрей Владимирович Зыбин.

При этом на долю научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов» выпало немало уникальных культурных событий. Судно в 2017 году стало площадкой для необычной «Антарктической биеннале» с участием художников, писателей, учёных и философов со всего мира — все они на борту российского судна отправились к Южному полярному кругу. Ещё одной знаменитой историей стала доставка осенью 2003 года деревянной православной церкви Святой Троицы на остров Кинг Джордж на российскую станцию «Беллинсгаузен».

Уникальный храм был срублен на Алтае в селе Кызыл-Озек из древесины кедра и лиственницы, выросших на берегах Телецкого озера. После того, как в течение года здание «отстаивалось», его разобрали и на грузовиках перевезли через всю страну и половину Европы в Калининград. Там деревянный храм был погружен на борт «Академика Сергея Вавилова» и доставлен в Антарктиду, где восемь человек в течение 60 дней собирали здание вновь. В 2004 году церковь Святой Троицы была освящена и с тех пор является патриаршим подворьем Троице-Сергиевой лавры. Вот уже 15 лет храм, прибывший в Антарктиду с помощью российского научно-исследовательского судна, был и остаётся самым южным постоянно действующим православным храмом в мире.

Помимо упомянутых экспедиций «Академик Сергей Вавилов» поучаствовал и в другом важном открытии. При его участии исследователями Arctic Research Foundation в 2016 году вблизи острова Бичи в арктическом регионе Нунавут были обнаружены обломки корабля HMS Terror, затонувшего в 1846 году около острова Кинг-Уильям в ходе неудачной экспедиции британского полярника Джона Франклина, пытавшегося отыскать Северо-Западный проход и пройти из Атлантического океана в Тихий вдоль берега Канады.

В последние годы «Академик Сергей Вавилов» продолжает участвовать в исследованиях Мирового океана и в экологических экспедициях в Балтийском море. Осенью 2019 года судно проводило акустическое изучение дна, анализ микробиологии воды, гидрофизики и геологии дна Балтийского моря для понимания климатических и экологических изменений. Вместе с научными сотрудниками в экспедициях принимают участие и студенты.

Каждый такой рейс бросает вызов не только учёным на борту, но и членам экипажа. НИС приходится работать в особых режимах, которых не бывает у грузовых и пассажирских кораблей. В частности, как говорит Валерий Вацлавович Белуга, режим подработки, когда судно удерживается в одной точке относительно грунта, наряду с режимом удержания троса с научным прибором вертикально и «режимом тишины» являются неотъемлемой составляющей научных экспедиций и требуют высочайшего профессионализма от каждого члена судовой команды.

В своём 49-м научном рейсе, прошедшем в августе-сентябре 2019 года, судно стало местом проведения II международной летней школы для студентов и аспирантов «Береговая зона моря: исследования, управление и перспективы» и на судне состоялся круглый стол на тему «Полезные ископаемые Балтийского моря: состояние изученности, проблемы и перспективы использования».

«Мы слушаем лекции, участвуем в мастер-классах по гидрохимии и по эхолокации. У нас было зондирование, здесь в лаборатории гидрохимии мы исследовали содержание кислорода и сероводорода в воде», — рассказала о работе на судне студента второго курса БФУ им. И. Канта Таисья Еремейко.

Для бакалавров, магистрантов и аспирантов БФУ им. И. Канта, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Клайпедского университета, Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина и Института природопользования НАН Белоруссии с лекциями выступили лекторы из вузов России и Литвы, так что проект получился действительном международным не только потому, что экспедиция проходила в исключительных экономических зонах России, Швеции и Польши, но и по составу участников рейса.

«Отобрана проба донных осадков, которая геологами называется колонка. Мы увидим записанную в зашифрованном виде историю Балтийского моря, Балтийского региона за последние 6-8 тысяч лет. Потом уже дома в лабораторных условиях изучим изощреннейшими методами, определим точно возраст радиоизотопными методами», — рассказал об одной из работ в экспедиции директор Атлантического отделения ИО РАН Вадим Сивков.

Однако, несмотря на славную историю, полную научных открытий и интересных океанских походов, с момента постройки судов прошло уже три десятилетия и за это время, помимо планового обслуживания, потребовалось обновление научного оборудования.

С 2022 года в рамках национального проекта «Наука» начнётся масштабная модернизация научно-исследовательских судов «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов». Сначала их ждёт капитальный ремонт и оснащение как минимум одной площадкой для подключения стандартизированных научных модулей, а к 2024 году суда укомплектуют научным оборудованием для проведения исследований в Мировом океане, включая установку автономных буйковых станций

Усовершенствованным судам предстоит работать в различных районах Мирового океана, проводить долговременные измерения с использованием установленных на судах автономных буйковых станций при любых погодных условиях. Помимо решения фундаментальных научных задач и сбора важнейших данных о Мировом океане, научно-исследовательский флот поможет с реализацией ещё нескольких проектов.

При этом молодые российские учёные получат уникальную возможность работать над своими научными работами непосредственно на судах в ходе исследовательских экспедиций. Такие возможности предоставляет федеральный проект «Молодые профессионалы», являющийся частью национального проекта «Образование», — студентам, участвующим в крупных научно-исследовательских работах, предоставят шанс поработать вместе с ведущими учёными прямо на борту «Академика Иоффе» и «Академика Сергей Вавилов», которые имеют 12 лабораторий, оснащённых современным оборудованием для проведения комплексных океанологических исследований, и может быть дополнительно оснащён ещё 3 контейнерными лабораториями. Но только этими судами научные площадки для молодых исследователей не ограничатся — для студентов окажутся доступны и другие суда российского научно-исследовательского флота.

К 2019 году на счету «Академика Сергея Вавилова» уже 47 экспедиций, а «Академик Иоффе» принял участие в 54 научных проектах. И после плановой модернизации оба научно-исследовательских судна продолжат проводить уникальную работу, позволяя и российской фундаментальной науке, и мировому научному сообществу в целом получать бесценную информацию. С модернизированными судами исследования Мирового океана, в которых сначала СССР, а теперь и России, всегда играли ведущую роль, вступают в новую главу.

В наши дни государство выделяет финансирование на проведение экспедиций, найдены средства на модернизацию имеющихся и закладку как минимум двух новых научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, а на борт в экспедициях вместе с опытными сотрудниками научно-исследовательских институтов поднимаются молодые специалисты. Новое поколение исследователей на новых судах в ближайшие годы позволит России удержать мировое лидерство по научным публикациям об исследованиях морей и океанов. И свой вклад в эту работу внесут заслуженный «Академик Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе», которые готовятся к очередной странице своей долгой и славной истории.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: