По процессуальному праву законника хаммурапи главным видом судебных доказательств считались

Обновлено: 26.04.2024

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Уголовное право Вавилона

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

смертная казнь (более чем в 30 случаях);

телесные наказания (удары плетью);

наложение знака бесчестил;

изгнание из родной местности или дома;

увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8);

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками ( связь матери и сына наказать, отца с дочерью- изгнанием отца);

в) сын, ударивший отца, лишался руки.

Право Древнего Китая.

Право государства Шан-инь

В китайских источниках сообщается, что в Шан-инском государстве имелись "Книги со сводами законов", а также разработанные правила ведения судебных дел. Книги не сохранились, сведения от них отрывочны. Тем не менее, из них прослеживается, что государство жестоко подавляло свободных общинников и рабов. Смертная казнь применялась в целях откровенного устрашения: смерти придавался не только сам виновник, но и три поколения его ближайших родственников. Смертная казнь была, как правило, квалифицированной, сожжение, четвертование, закапывание живьем в землю.

Часто применялись членовредительские наказания в виде вырезания носа, выкалывания глаз, отрубания рук и ног. Тюремное заключение было сопряжено с заковыванием осужденного в колодки. Однако богатый и знатный мог откупиться от заключения в тюрьму. Семейное право характеризуется полным господством мужа над женой. В богатых семьях имеет место многоженство, имеются наложницы- рабыни. Шан-инское государство просуществовало около 3 веков. В 1122 году до нашей эры племена Чжоу нанесли Шан-инской империи решительное поражение и завоевали страну.

Право государства Чжоу

Право Китая в период Чжоу характеризуется появлением правового регулирования частной собственности на землю, постепенным распространением сделок с землей (купли-продажи, аренды, заклада и т. д.). Вся земля считалась царской, а все подданные - слугами (рабами) царя, но фактически царь распоряжался только той землей, которая давалась за службу. Земля находилась вне старого фонда, выделенная целина считалась собственностью и участвовала в обороте. Государство, заинтересованное в увеличении обрабатываемого земельного фонда, освобождало частные земли от налога. В наследственном праве получает окончательное подтверждение принцип наследования имущества старшим сыном от первой жены. При отсутствии сыновей наследовали другие родственники мужа. В период Чжоу создается первый свод уголовного права, состоящий из трех тысяч статей, написанных в казуистической форме и бывших записью судебных решений. Его издание приписывается легендарной личности — царю Му.

Период Хань

В начальный период, получивший власть из рук народа, Лю Бен осуществил некоторые реформы, облегчающие положение крестьян и рабов. Много рабов было освобождено, отменено обращение в государственное рабство целыми семьями, уменьшен поземельный налог, смягчен уголовный кодекс, общинам было возвращено право выбирать себе старшин. Впоследствии усилился союз Ли Бана с земельной аристократией. Положение населения со временем ухудшилось. В начале 1 века нашей эры (15 г.) в Китае началось одно из самых массовых крестьянских восстаний, известное как восстание "красных бровей". Была разбита императорская армия и захвачена столица. Хотя восстание потерпело поражение, оно ускорило разложение рабовладельческой системы. В 184 г. нашей эры в Китае вспыхнуло крупное восстание крестьян и рабов (восстание "желтых повязок") продолжавшееся около 20 лет. Восстание было с трудом подавлено, несмотря на это, оно привело к крушению Ханьской империи.

Развитие права

В период Циньской и Ханьской империй отмечена законодательная активность. В 5—4 вв. до нашей эры возникает своеобразная философско-правовая школа законников (легистов) "фацзя". Сторонников школы отличала слепая вера в силу государственного предписания, которое они стремились распространить на все случаи жизни. Они стояли на позициях неограниченной частной собственности, настаивали на кодификации законов, выступали за сильное централизованное государство. Кодификация права проводилась неоднократно. Наиболее известной являлась кодификация, проведенная выдающимся юристом 5—4 вв. до нашей эры Ли Куем, одним из представителей школы легистов. Он собрал и систематизировал законы всех царств, написал "Книгу законов".

Наиболее значительными чертами в регулировании имущественных отношений периодов Цинь и Хань является упрочение частной собственности на землю (реформа Шань Яна) и широкое распространение долгового рабства. Разрешение купли-продажи земли способствовало концентрации земельной собственности в руках немногих (как и рабов). Главы семей имели право судопроизводства над домочадцами, в том числе продавать в вечное рабство. Имело место залоговое право, в т. ч. могла закладываться и земля. Ростовщические операции осуществляли под разные проценты - от 5 до 20 или даже под 50%. Письменные договоры составлялись не только при крупных сделках, но и при мелких. Договор был основным способом доказывания иска.

Уголовное право

Уголовное право характеризуется террористическим характером наказания. В основе наказания лежала идея устрашения. Тело казненного выставлялось на показ, казнь проводилась публично. За преступления несло ответственность три поколения родственников виновных, в т. ч. отец, мать, дети, братья, сестры не зависимо от возраста.

Применялись членовредительские наказания:

перелом коленей и т. д.

Широкое распространение получило наказание в виде обращение в государственных рабов, в т. ч. как правило, трех поколений родственников виновного. Существовали каторжные работы на определенные сроки. Осуждению на каторжные работы сопровождалось татуировкой осужденного (зеленой чертой вокруг глаз), бритьем головы и одеванием железного обруча на шею. Битье производилось бамбуковыми палками определенной длины и толщины. Среди наказаний упоминаются ссылка, отстранение от должности, палочные удары, штрафы. Штрафом можно было откупиться от физического наказания. За выкуп можно было освободиться от трудовой и военной повинностей.

Процессуальное право

Предварительное расследование и суд находились в одних руках.

Расследование применялось с помощью пыток, сопровождалось арестом как обвиняемого, так и свидетелей "если последние не давали требуемых показаний". Пытка могла быть применена и к свидетелям. Тюремный режим был очень суровым, источники упоминают массовую смертность заключенных. О результатах расследования составлялся обвинительный акт. Осужденный мог обжаловать приговор до истечения 3 месячного срока, но пересмотр дела производила та же инстанция, которая вынесла первое решение. Можно было подать кассационную жалобу императору или его инспекторам, посылаемых для ревизии дел местной администрации и суда. Сама организация суда, несмотря на имевшийся институт инспекторов, открывала возможность злоупотребления и произвола, связанного с вымогательством и подкупом.

Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной и почти независима от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям.

«Отправление правосудия в Вавилонии эпохи Хаммурапи, находится всецело в руках государственной власти; следов родовой кровавой мести в сборнике Хаммурапи почти незаметно. Вместо прежних судей – жрецов и старейшин, теперь в качестве органов судебной власти выступают назначаемые царем особые светские судьи, роль же жрецов сводится к принятию судебной присяги, а старейшин – к присутствию в судебном заседании в качестве второстепенных ассистентов.

Обязанность судей, назначаемых непосредственно самим царем, были очень многообразны: в круг их дел входили не только разбор судебных дел в строгом смысле слова, а так же регистрация торговых договоров.

Закон зорко следил за неподкупностью судей и строго наказывает за нарушение порядка судопроизводства.

Обвинение возбуждалось частным лицом на свою ответственность, и государство не выставляет от себя прокурора.

Видом доказательства в судебном процессе в сборнике Хаммурапи служит:

- Письменный акт, относящийся к спорному обстоятельству (ст. 122, 123, 128)

- Клятва (ст. 23, 281)

- Показания свидетелей (ст. 9)

- Ордалии (ст. 2, 132)

Кроме письменных актов, тяжущиеся обычно приносили с собою на суд и спорный предмет; или часть его, если предмет был не удобен для доставки.

Последней судебной инстанцией был царь, которому можно было апеллировать на решения судей и которому принадлежало право помилования в уголовных делах».

Хотя о судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало, всё же нам удалось что-то найти, а именно: он многим похож на наш современный судебный процесс, за исключением небольших отличий.

Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11).

Например, п. 9: "Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: " Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях ", а хозяин пропавшей вещи скажет: " Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь ", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь.

Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца".

В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13 - "Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истечения 6-ого месяца. Если на 6-ой месяц своих свидетелей он не приведёт, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле" - суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

В некоторых случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к "божьему суду" (перед статуями богов Шамаша и Мардука), который мог иметь две формы:

1) Водная ордалия Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов. Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11). Например, п. 9:» Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: «Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях», а хозяин пропавшей вещи скажет: «Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца».

В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13, суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

Конечно свидетельские показания вещь хорошая, но в некоторых случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду», который мог иметь две формы:

1) Водная ордалия.

Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т.е. бог реки, покарала виновного, если же нет-то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов.

Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом. Однако при покушениях на дворцовую или храмовую собственность инициатива в возбуждении дела могла проистекать от государственного органа. Явку обвиняемого (ответчика) суд обеспечивал сам потерпевший (истец). Розыск и арест особо опасных преступников осуществлялись местной администрацией. Обвинение в суде поддерживало частное лицо. Общественного обвинения или чего-либо аналогичного прокуратуре не существовало. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись письменные документы ордалии и свидетельские показания. Секретарь суда записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было очень сложным, и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где его судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его перед царем. Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатых людей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан. Раб и бедняк не находили в законах зашиты, и «сильный» по-прежнему продолжал притеснять «слабого».

Суровое наказание полагалось виновным, нарушившим закон. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю, смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость или выбил зуб, или повредил глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость или выбьют зуб. Иногда судьи не могли вынести решения из-за недостаточности улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Приговоры о смертной казни или членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Для укрепления силы судебного решения стороны обязывались не возбуждать вторично того же дела; обязательство оформлялось письменно. Виновный в нарушении этого обязательства выплачивал штраф, размер которого был определен заранее, либо подвергался бесчестию (сбриванию части волос на голове).

В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности ст. 5 законов Хаммурапи предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Такой провинившийся судья выплачивал штраф, равный 12-кратной стоимости иска, свергался с судейского кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях.

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий" означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.

Эти же факторы наряду с религиозно-мировоззренческой первоосновой индоарийской культуры на фоне разложения первобытнообщинного строя способствовали дальнейшему развитию процесса расслоения населения на основе имущественного и социального неравенства и оформлению социальной структуры индийского общества в виде сословий - варн.

Слово "варна" в переводе с санскритского языка буквально означает "качество", "цвет", "категория", "вид", "разряд".

Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

В законах Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью; временем составления "Законов Ману" считают примерно I в. до н.э.) об этом сказано так: "А ради процветания миров он (Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде) создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

Обучение, изучение Веды (древнейший памятник религиозной литературы), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов (то есть жрецов). Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия (военная аристократия).

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия (все свободные рядовые общинники, торговцы, ремесленники, крестьяне).

Но только одно занятие Владыка указал для шудры (батраки, не члены общин неравноправные члены общества) - служение этим варнам со смирением".

Управление государством осуществлялось членами варны кшатриев. Варна кшатриев возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую, но в отличие от варны брахманов, являлась менее замкнутой.

Однако, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, согласно законов Ману, занимали наиболее почетное место в обществе: "Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана". Их называли "авадхья" - неприкосновенные. Брахманы также оказывали помощь в управлении государственными делами. Особенность положения членов варны брахманов выражалась также в том, что они не подлежали казни, в худшем случае их могли только изгнать из государства.

Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами. Первоначально эту варну, возникшую позже первых трех, составляли представители покоренных племен, не являвшихся потомками индоариев. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны.

Со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма, в основу которого легли положения законов Ману. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, о чем в законах Ману сказано так: "При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей варны, для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны). Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах. Брахман, возведя шудрянку на ложе, низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства".

Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Свободные члены общины, к которым относились члены генетически связанных с индоариями варн - брахманов, кшатриев и вайшия, проходили обряд "второго рождения" и назывались "дважды рожденными" (двиджати). Обряд "второго рождения", т.е. обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне, давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.

Шудры, как представители низшей варны, обряда "второго рождения" не проходили и назывались "единожды рожденными". Они не пользовались политическими правами, не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Шудрам изначально запрещалось накапливать богатства. Участки земли в кормление им и членам их семьи выделялись лицом, у которого они находятся в услужении. Шудра не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Поэтому, в период окончательного формирования и закрепления 4-варновой системы шудра не мог, претендовать на высокое социальное положение.

Древнеиндийская община состояла из семейных групп, главы которых ("домохозяева") имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников (даса). По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь не обязательно были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, отдать жрецам для жертвоприношения.

В сельской общине Древней Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы - очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. - выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева.

Община, как правило, вела натуральное хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые требовавшиеся от ее членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами. Сведений о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних источников известно, что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему мастеров-ремесленников - горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.д. (иногда некоторые из них, например мусорщики, принадлежали общине в целом, т.е. были приобретены коллективом в качестве рабов). Все работники получали за свой труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами.

В общине реализовывался принцип административного самоуправления: она своими силами разрешала внутренние споры и имела в своем распоряжении немалое количество чувствительных санкций - от штрафов до изгнания из коллектива.

Основу общины составляли постоянные и полноправные члены, чаще всего из варны вайший. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки - нанятые общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, взятые в богатый дом наложницы или долговые рабы. За исключением перечисленных неполноправных, которые могли жить в общине долго, из поколения в поколение, работать в сфере услуг или арендовать земли ее членов, все остальные были юридически равноправными. Однако в имущественном отношении они уже могли различаться между собой, порой достаточно заметно - некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.

Военной службы крестьяне-общинники не несли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.


Реформы Хаммурапи осуществили процесс формирования судебной системы, которая стала централизованной, и была освобождена от деятельности жрецов. Главным источником данного права стало изучение обстоятельств дела, а источником судебных решений – письменное право. Обратим ваше внимание на то, что все царские законы в данном случае приравнивались к божественным источникам права, и их нарушение имело серьезные последствия. В процессе изучения судебного процесса по законам Хаммурапи, мы видим попытку осуществить процесс изучения обстоятельств дела, и принятия правильного, законного, но в тоже время невероятно жестокого наказания.

Как осуществлялся судебный процесс по законам Хаммурапи?

В первую очередь нужно сказать о том, что Хаммурапи убирает такое понятие, как кровная месть. Также, в судебном процессе все действия осуществляются специализированными властями, которые были назначены высшим органом царственной власти. То есть, формируются светские судьи. Тем не менее, нужно отметить, что жрецы все равно присутствовали при рассмотрении дела, их основной задачей являлось приведение к присяге всех присутствующих на судебном разбирательстве. Также они выполняли роль второстепенных ассистентов.

Обязанности судей, которые назначались непосредственно царем, были расширенными. Отметим, что в круг дел судей входил не только процесс изучения дела, и разбор судебных дел в строгом определении установленных правил, но также, судьи осуществляли процесс своеобразной регистрации договоров.

Сразу же нужно сказать о том, что Хаммурапи формирует структуру проведения судебного процесса. Что в принципе, в корне меняет представление о самозащите. Теперь формируется возможность доказывания собственной невиновности. Естественно, судебная система находится на стадии своего развития, поэтому, судебные ошибки являются в данном случае, неизбежными. Тем не менее, все равно формируется новая структура самозащиты, которая выводит судебную систему на новый уровень своего развития.

Хаммурапи ставит значительный акцент именно на деятельность судей, определяя, что судьи не должны быть предвзятыми, и власть весьма серьезно следила за тем, чтобы судьи были неподкупными. Сразу же скажем о том, что существовали нормы законодательства, которые предусматривали весьма серьезные наказания за предвзятое отношение со стороны судьи.

Особенности и нюансы судебного процесса Хаммурапи

  1. Различные письменные акты, которые могли пролить свет на рассматриваемое дело;
  2. Непременно использовался вариант дачи клятвы, именно в данном случае и имели особое значение жрецы, которые принимали данную клятву;
  3. Основным аспектом изучения дела выступали именно свидетели, показания которых имели для суда невероятно важное значение. Устанавливалось также то, что лжесвидетельство могло привести к весьма серьезным наказаниям.


Доказательства в судебном процессе
Статья 55 ГПК РФ четко определяет такое понятие, как доказательство в судебном процессе. Устанавливается, что дело рассматривается на основании установленных норм закона.


Третье лицо в судебном процессе
Нормы 29 ГПК РФ устанавливают, какие именно лица имеют право принимать участие в судебном процессе. После подачи искового заявления, в деле имеют право участвовать истец и.


Судебный процесс по законам Ману
Судебный процесс по принятым законам Ману имеет примитивный вид, и на первый план в данном законодательстве выносится именно сословное деление общества. Возникают своеобразные.


Состязательный судебный процесс - это состязание.
Нужно сказать о том, что современная судебная система построена на необходимости четкого соблюдения всех установленных норм процессуальных законов. Установлено, что судебная.

В ЗаконахХаммурапи отсутствуют обобщенные понятия уго-ловного права. Однако анализ текста законов позволяет судить о существовавших в древности правовых конструкциях.

Под преступлением Законы Хаммурапи понимали нарушение традиционного правопорядка, нанесение ущерба личности или имуществу. Различие между частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением не проводилось. В понятие преступ­ления вкладывался религиозный смысл, его связывали с грехом. Поэтому перечень грехов в вавилонской религиозной книге «Шур­пу» и преступлений в Законах Хаммурапи совпадают.

Появляется понимание смягчающих и отягчающих обстоя­тельств. Закон проводит различия между умышленными и не­умышленными преступлениями. В определенных случаях доста­точно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие умысла, хотя это не всегда смягчало наказание.

Субъектом преступления выступал любой человек, включая рабов.

В классификации преступлений на первом месте стоят преступ­ления против личности: убийство, членовредительство, оскорбле­ние словом или действием, клевета. Затем следуют имущественные преступления: кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуще­ству (включая рабов). В особую группу выделяются преступления против семейных устоев: прелюбодеяние, кровосмешение, изнаси­лование, нарушение сыновнего долга, подмена или кража ребенка.

В Законах Хаммурапи присутствует система правовых привиле­гий — мера ответственности зависела от социального и семейного статуса, пола преступника и потерпевшего. За аналогичное пре­ступление раб и свободный несли различное наказание (если сво­бодный человек платил штраф, то рабу полагалось членовреди­тельство). Часто наказания налагались по принципу «талиона» — возмездие соответственно причиненному вреду («око за око»). В основном в законах проводится принцип индивидуализации нака­заний, хотя в отдельных случаях сохранился принцип круговой поруки, ведущий начало от родового строя. Например, если гра­битель не был схвачен, то поселение возмещало украденное на его территории имущество.

В системе наказаний на первом месте находится смертная казнь. В Законах Хаммурапи она назначалась как по принципу талиона, так и в виде квалифицированной смертной казни, связанной с осо­быми мучениями преступника (сожжение, утопление, сажание на кол). Задачу устрашения выполняли также широко применяемые членовредительские наказания (отсечение ушей, языка, пальцев, рук и т.д.). Законы упоминают такой вид наказания, как изгнание из общины, что ставило человека в положение изгоя. Еще одним видом наказаний были штрафы. Они налагались не только за при­чинение ущерба имуществу, но за оскорбление словом и действи­ем, нанесение телесных повреждений мушкенум.

Древнее право не различало уголовное и гражданское судопро­изводство. В основном применялся состязательный судебный процесс. Судопроизводство начиналось с подачи заявления по­терпевшей стороной. Доставка ответчика в суд возлагалась на ист­ца. В состязательном процессе стороны самостоятельно собирали доказательства и предъявляли их суду. Процесс носил обвинитель­ный характер: обвиняемый считался виновным, пока не докажет ' обратное. В Древнем Вавилоне прослеживается зарождение элементов розыскного процесса. Розыск и арест опасных преступников воз­лагался на царских наместников.

Важнейшими доказательствами в судебном процессе, наряду с вещественными, являлись свидетельские показания. Лжесвиде­тельство являлось преступлением и сурово наказывалось. В отсут­ствие объективных доказательств с согласия сторон использова­лись ордалии — испытания огнем, водой, ядом, ради подтвержде­ния своей невиновности. Отказ от ордалий или принесения клятвы расценивался как признание вины и приводил к проигрышу дела.

1.В ЗХ не проводились различия между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Примитивный уровень развития УП. В основе уголовно-правовых санкций – принцип талиона (Ст.196-214)

Существуют формы вины: Ст. 206 – нанесение вреда по неосторожности, ст.196 – 214 – по умыслу. Есть обстоятельства, отягчающие вину: смерть свободного человека (ст. 116 – смерть сына должника), гибель человека в случае обвала дома (ст. 229), соучастие (Ст. 153 – пособничество жены в смерти мужа), проникновение в жилище (Ст. 21 – пролом в стене).Обстоятельства, смягчающие вину: по неосторожности (ст.206).

Объект преступления Вид преступления Наказание Номера статей
Свидетельство, обвинение, традиции ограничений в образе жизни Преступления против праведного поведения Смерть, ордалии, рабство 1, 2, 3, 4, 110, 127 (против жены)
Жизнь мужа, честь мужа, честь и здоровье отца, честь жены, наследство сына Преступления против семейного долга Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни 129, 131, 132, 141-143,168, 169,195
Имущество Кражи разных видов Смерть, отрезание пальцев, возмещение убытков 6-8, 14, 15, 22, 23, 253, 255, 256, 265
Здоровье Преступления против здоровья (членовредительство) Принцип талиона, штраф, отрезание уха (раб) 196-214.
Здоровье, жизнь, имущество Нарушение профессиональных обязанностей Принцип талиона, штраф, отрезание пальцев, возмещение убытков 5, 215-223, 226-235, 237

Другая классификация: Преступления против личности (умышленные и неумышленные), против собственности, против семьи и нравственности, должностные.(Кучма)

3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

Судопроизводство: Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной сторон, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11)

1. Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.

2. Да существовала: «Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле» (ст. 13). Пока вина не доказана свидетелями (или наоборот не опровергнута), человек невиновен.

3. В основе лежал «принцип эквивалентности», согласно которому обвинение и контробвинение должны быть равноценными. Процесс не был строго регламентирован, а строился на основе обычаев. Судоговорение производилось публично, в присутствии общины, чаще всего – на храмовой площади. Решение судьи не могло быть изменено.

4. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания (сопровождаемые как правило религиозными клятвами. Ст. 131-клятва жены, Ст.9 – клятва свидетелей покупки), письменные документы подтверждающие имущественную сделку (ст. 7: без свидетелей и договора, покупатель-вор), ордалии (Ст.2 – в случае ложного обвинения в чародействе). В делах об имущественных правонарушениях главное доказательство – свидетели (Ст. 7, 9-13 – о покупке краденных вещей)

5. Ст.5: Судья, «пересудивший» уже разрешенное дело выплачивал штраф = 12-тикрат. стоимости иска, свергался с судебного кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

6. Хозяин вещи должен был привести свидетелей, знающих, что эта вещь его. Человек, который купил украденную вещь должен был привести свидетелей, что данная вещь была куплена, и продавца.(Ст.9)

7. Потому что продавец умер. Скорее всего, продавец был скупщиком краденного, потому что по ЗХ заключение сделки без гарантии, что вещь принадлежит владельцу, было не возможно. (Ст.12)

8. С поиском свидетелей. (ст.13.)

9. Да, можно было. Высшая судебная власть принадлежала царю, к которому можно было обратиться с апелляцией на судебные решения местной администрации. Кроме того, царь обладал правом помилования. Важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13, суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

Конечно свидетельские показания вещь хорошая, но в некоторых случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду», который мог иметь две формы:

1) Водная ордалия.

Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т.е. бог реки, покарала виновного, если же нет-то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов.

Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом.

Конституция Италии 1947 г.

Разработка и принятие Конституции

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм. Включающая 139 статей Конституция Италии состоит из вводного раздела, именуемого «Основные принципы», где закреплены основы общественного строя, а также из двух главных частей:

· часть 1 «Права и обязанности граждан», содержащей 4 раздела:

1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения.

· часть 2 «Устройство республики» состоящей из 6 разделов, посвященных Парламенту, Президенту Республики, Правительству, Судебной власти, политико-территориальному устройству и конституционным гарантиям.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.

Суть Конституции Италии достаточно полно выражена в ст.3, согласно которой «Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической, социальной организации страны».

Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11).

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

· споров между 1) органами государственной власти Италии, 2) Италии и областей, 3) между областями и 4) внутри областей;

· законности выборов и референдума;

· вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституционный суд включает 15 судей назначаемых на 9 лет в равной пропорции Президентом, Парламентом на совместном заседании палат и Высшей магистратурой. Особенностью Конституционного суда Италии является норма, установленная ст.135 Конституции, согласно которой «В рассмотрении обвинений против Президента Республики кроме судей Конституционного суда участвуют 16 членов суда, назначаемых по жребию из списка граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с правилами, применяемыми для назначения судей Конституционного суда».

Конституция Италии (ст.ст.136 и 137) устанавливает, что в случае объявления Судом о неконституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: