Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность это

Обновлено: 25.04.2024

Наряду с фирмами в современной рыночной экономике значительную роль играют объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринимательской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии. Объединения предприятий представляют собой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие же между фирмами группы осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая фирма, но и не чистый рынок.

Отдельно стоящей фирме приходится расходовать средства на приобретение информации о ценах, технологиях, возможных контрагентах, на заключение контрактов, на контроль их исполнения, на поиск необходимых ресурсов для развития и т.д. Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с партнерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Кооперация фирм в рамках объединений создает также возможности перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т.д.

Вместе с тем объединение не превращается в единую суперфирму и, следовательно, не ведет к чрезмерному росту внутрифирменных трансакционных издержек. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффективной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.

Финансово-промышленные группы

Наиболее распространенной основой для создания объединений является взаимовыгодное переплетение интересов крупных банковских структур и промышленных фирм. Дело в том, что по природе своих операций банк заинтересован в привлечении крупных, надежных и постоянных клиентов. Фирма же нуждается в столь же долгосрочных источниках кредитов.

Организационной формой объединений банков и предприятий стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Каждая составная часть ФПГ самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в ФПГ выполняет головная организация (ею может быть банк или крупнейшее предприятие). Выполняемые ею управленческие функции, однако, носят ограниченный характер, сохраняя за другими участниками группы свойственный независимому предприятию уровень самостоятельности.

ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна - прежде всего силами самой группы - обеспечить:

  • аккумуляцию финансовых ресурсов;
  • благоприятные условия для инвестиционной деятельности;
  • должный контроль за эффективным использованием финансовых средств;
  • поддержку и развитие широкомасштабных научных исследований и разработок;
  • межотраслевое перераспределение ресурсов.

Иными словами, ФПГ максимально использует наиболее выгодные возможности объединения предприятий.

Российские финансово-промышленные группы

Основной вклад в производство промышленной продукции осуществлен такими ФПГ, как "Магнитогорская сталь", "Восточно-Cибирская группа", "Нижегородские автомобили", "Энергомашкорпорация". Так, ФПГ "Нижегородские автомобили" обеспечила увеличение выпуска полуторатонных грузовиков "Газель" с 13,3 тыс. шт. в 1994 г. до 75,6 тыс. шт. в 1996 г., т.е. почти в 8 раз всего за 2 года. Это поразительное достижение, если вспомнить, что реализовано оно в условиях глубочайшего кризиса в стране. Источниками финансирования этого проекта наряду с собственными средствами АО "ГАЗ", стали кредиты коммерческого банка "АВТОБАНК", входящего в ФПГ. Большой вклад в рыночный успех этой группы, помимо промышленных предприятий и коммерческого банка, внесли входящие в нее торговые структуры. Ими обеспечивается реализация продукции ФПГ.

По ряду показателей хозяйственной деятельности ФПГ имеют значительно лучшие результаты, чем промышленность в целом. За 1997 г., например, промышленное производство в ФПГ увеличилось в 4 раза при нулевом темпе роста всей экономики. Особенно отчетливо проявился инвестиционный потенциал ФПГ. Инвестиции в реальный сектор в 15 ведущих ФПГ возросли на 250%.

На рис. 14.2 показано динамичное развитие финансово-промышленных групп в России. Одновременно на нем можно видеть и главную слабость наших ФПГ: лишь очень немногие из них основаны на взаимовыгодном сотрудничестве промышленных предприятий и банков. Роль банков в удовлетворении финансовых потребностей промышленности низка. Поэтому в функциональном отношении российские группы пока можно рассматривать лишь как прототипы подлинных ФПГ, как первые (хотя порой и удачные) попытки воспользоваться преимуществами рыночного объединения предприятий.

14.2.4. Государство как предприниматель. Унитарные предприятия

Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:

  1. в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны;
  2. естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;
  3. в убыточных, а потому не привлекающих частный бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.
Формы государственных предприятий

Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:

  1. предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциям, паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas - единство, одно целое);
  2. предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.
Государственное предпринимательство в России

В ходе приватизации российское государство лишилось большинства принадлежавших ему предприятий.

Важнейшими исключениями из этого правила являются:

  • главные предприятия военно-промышленного комплекса (в первую очередь в аэрокосмической сфере, производстве вооружений). Мотивом сохранения государственной собственности в этой сфере служит поддержание обороноспособности страны. Переход таких предприятий в частные руки мог бы (особенно в современных российских условиях) привести к утечке секретов за границу, а возможно, и к тайному финансированию заинтересованными государствами саботажа на предприятиях, например, путем свертывания многообещающих разработок. Существовала бы также опасность установления над военным производством господства криминальных сил. Главная проблема государственных военных заводов в настоящее время - недостаточное финансирование, зачастую ведущее к развалу производства. Сохранив предприятия в своей собственности, но лишив их денег, государство пока лишь декларировало необходимость защиты национальной безопасности в этой сфере, не сделав в этом направлении главных шагов;
  • естественные монополии, прежде всего в электроэнергетике (РАО "ЕЭС России") и на железнодорожном транспорте (МПС). Государство также владеет крупным (фактически контрольным) пакетом акций "Газпрома". Деятельность естественных монополий не может эффективно регулироваться рыночными силами ( "Монополия" ). Поэтому выбор фактически сводится к государственной или частной монополии. Первый вариант имеет некоторые преимущества, так как государственную фирму легче контролировать, а ее деятельность в большей степени может быть ориентирована на удовлетворение общественных интересов;
  • убыточные предприятия. После завершения приватизации в собственности государства остались лишь немногие убыточные предприятия, закрыть которые было невозможно по соображениям экономического и внеэкономического характера. Примером могут служить убыточные градообразующие предприятия, ликвидация которых привела бы к гибели города, который некогда, собственно, и сооружался ради их персонала.

В последнее время переход убыточных предприятий в государственную собственность активно идет в субъектах федерации. Социальные издержки от их закрытия могут оказаться выше сумм, нужных для возвращения этих фирм в прибыльное состояние. Так перешли в государственную собственность ЗИЛ и АЗЛК в Москве, КамАЗ - в Татарстане.

Кроме того, все чаще поднимается проблема повторной национализации стратегически важных убыточных отраслей, например, угольной промышленности.

Из России уходят зарубежные компании, а это значит, что закрываются производства, сокращаются рабочие места. «Единая Россия» внесла на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ законопроект о национализации.

Что это значит, каковы плюсы и минусы процедуры, расскажем в статье. Сначала разберемся с термином.

Понятие национализации

Что такое национализация? Если кратко, то это переход частной собственности в статус государственной. Может проводиться как с выплатой компенсаций, так и без них.

Гражданский кодекс России определяет этот термин как обращение имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в государственное.

Некоторые особенности:

  • Национализация – это переход в государственную собственность с компенсацией бывшему владельцу, а экспроприация – переход без выплаты средств владельцам. Но традиция использования слова «национализация» (далее – Н.) означает любой переход к государству, то есть включает в себя и экспроприацию.
  • Чаще подобные меры инициируют правительства развивающихся стран, чтобы обеспечить приток капитала в бюджет.
  • Не стоит путать национализация с государственно-частным партнерством. ГЧП – это когда государство и бизнес объединяются для реализации какого-либо масштабного и социально-значимого проекта. В рамках объединения стороны распределяют затраты, задачи и риски – все для того, чтобы будущий проект оказался максимально жизнеспособным и экономически эффективным.

Национализация в истории

Первый в истории масштабный опыт Н. – советский. Она объединила ряд этапов, законодательно отраженных в Декрете о земле (позднее конкретизированном «Положением о социалистическом землеустройстве…» от 14.02.1919 г.), декрете ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года. Государству перешел морской и речной торговый флот, железные дороги и железнодорожный транспорт, была установлена государственная монополия на внешнюю и внутреннюю торговлю.

С 28 июня 1918 года Н. стала массовой: к осени 1918 года под контроль государства перешло свыше 9,5 тысяч предприятий, весной 1919 крупные промышленные предприятия были почти полностью переведены из частной собственности. Летом 1919 года массовая Н. коснулась средних и малых предприятий. В итоге общее число национализированных предприятий превысило 37 тысяч.

Советский Союз – не единственная страна, применившая Н. В Канаде крупная североамериканская энергетическая компания Kinder Morgan попыталась расширить нефтепровод, который шел от внутренних районов Канады к побережью. Расширение трубопровода было предназначено для увеличения экспорта нефти в страны Азии, где ожидался рост потребления. Но потенциальное воздействие строительства трубопровода на окружающую среду вызвало множество задержек в регулировании и вызвало протесты по всей Канаде.

Компания столкнулась с препятствиями и задержками на региональном уровне. Правительство Канады купило трубопровод, фактически национализировав его, чтобы ускорить и обеспечить его строительство. Ожидалось, что строительство трубопровода принесет пользу канадской экономике в долгосрочной перспективе и, следовательно, представляло интерес для правительства. Проект весьма спорный, но является хорошим примером своего рода Н.

Правительство США в 1984 году национализировало Continental Illinois Bank and Trust, признанный банкротом, и через 10 лет продало его Bank of America.

А вот пример обратного процесса. Россия в 1990-х годах пережила приватизацию — это когда государственные и муниципальные предприятия переходят в руки частных собственников.

Многие предприятия после национализации раннего советского периода успешно продолжают работу, одно из них – Уралтрансмаш, выпускающий, в том числе трамваи

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Цели национализации

Политические – когда отношения между двумя странами ухудшаются, правительства обеих стран может принять решение о Н. предприятий, принадлежащих другой стране, чтобы обоюдно сократить национальный доход.

Предотвращение иностранного господства в экономике – наблюдается, когда правительство одной страны проводит Н. компаний другой страны на своей территории, чтобы сократить зависимость от иностранного капитала и минимизировать вероятность воздействия на экономику извне.

Потребность в большом капитале – компания хочет привлечь капитал для развития и может предложить государству национализировать бизнес или его часть, вложив в него необходимые средства.

Как происходит национализация

Разные страны проводят процесс Н. по-разному. Так, в России большевики единого акта о Н. не принимали, и она была юридически выражена в нескольких декретах, принятых с конца 1917 и в течение 1918 года, посвященных разным видам имущества (земле, недвижимости в городах, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу).

В чем выгода

Н. бывает целесообразной, особенно при растущих рисках безработицы или оттока иностранного капитала.

  • Обеспечивает стабильную поставку основных услуг.

Когда основные услуги, такие как водоснабжение, принадлежат частным лицам, это может создавать риски для граждан. Н. в таких случаях обеспечивает эффективность поставок.

  • Защищает стратегически важные отрасли .

Н. стратегически важного бизнеса связана с тем, что может быть опасно допускать, чтобы он находился в руках частного лица или иностранного инвестора.

  • Обеспечивает интересы всего общества .

Исходя из того, что целью правительства является обеспечение интересов общества, Н. предприятий, как правило, приносит больше пользы обществу в целом, чем когда эти предприятия принадлежали частным лицам, а еще обеспечивает удовлетворение общественных интересов и корректирует дисбаланс в средствах производства.

Одно из основных преимуществ Н. в том, что приобретение частных и иностранных компаний может приводить к значительному сокращению частной монополии.

Когда бизнес национализируется, может быть мобилизован крупный капитал для обеспечения крупномасштабных инвестиций.

За что критикуют

  • Низкая производительность и неэффективность национализированных предприятий .

Государственные предприятия нередко управляются неэффективно, что снижает их выручку.

Когда правительство берет на себя управление частным бизнесом, частная инициатива уменьшается, что также связано с отсутствием конкуренции.

В компаниях, принадлежащих и управляемых государством, нередко высок уровень коррупции.

Менеджмент, ориентированный на политику, а не экономику, может привести к нерациональному распределению ресурсов.

Например, государство контролирует весь нефтяной сектор, и частный сектор не может выйти на рынок, внедрить инновации. Это может привести к росту цен, снижению конкурентоспособности на этом участке по сравнению с зарубежными производителями.

Правительство США в 1984 г. национализировало Continental Illinois Bank and Trust, на фото его главный офис в Чикаго

Последствия и итоги национализации

В краткосрочной перспективе Н. может обеспечить приток доходов в государственный бюджет, но способна также сделать отрасль неконкурентоспособной и неустойчивой в долгосрочной перспективе. Зарубежные компании, начиная бизнес в другой стране, знают об этих рисках, о вероятности потери инвестиций и бизнеса в случае политической напряженности.

Основной результат Н. – государственные институты начинают получать доход от предприятия. Они же несут ответственность по обязательствам компании. Национализированные предприятия обычно не берут займы на внутреннем рынке кроме краткосрочных. Если они приносят прибыль, средства часто используются для финансирования других государственных расходов, таких как социальные программы или исследования, внедрение результатов которых способствует развитию государства.

Деньги, спрятанные под подушкой, обесцениваются. Сберегите средства от инфляции и заставьте накопления работать на вас. Откройте вклад в Совкомбанке со ставкой до 9% годовых. Гибкие условия сыграют вам на руку:

  • вы можете открыть вклад дистанционно;
  • управлять им не выходя из дома;
  • увеличить ставку, пользуясь картой «Халва».

Дополнительную сохранность средств обеспечивает государственная Система страхования вкладов.

1. Что из указанного связанно с понятием: «Власть»?

1. самопознание; 2. авторитет; 3 социализация; 4. урбанизация.

2. Признаком государства, отличающим его от всех других объединений, является:

1. наличие системы права;

2. наличие территории

3. наличие органов управления

4. наличие общих ценностей.

3. Что из перечисленного относится к мерам денежно- кредитного регулирования экономики?

1. налогообложение; 2. перепродажа ценных бумаг;

3. оформление лицензий; 4. изменение ставки банковских резервов .

4. Переход предприятия из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:

1. национализации; 2. инфляции; 3. приватизации; 4. разгосударствления.

5. Как называется система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность)?

1. философия; 2. мировоззрение; 3. наука. 4. религия.

6. Культура , произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:

1. народной; 2 массовой; 3. национальной; 4. элитарной.

7. Существование глобальных проблем человечества свидетельствует о

1. целостности современного мира;

2. невозможности сотрудничества государств;

3. экономическом сотрудничестве разных народов;

4. преимуществе стран, лидирующих в техническом развитии.

8. Изменения в социальном положении индивида или социальной группы называется:

1. социальной мобильностью; 2. социальной стратификацией;

3. социальным неравенством; 4. социальными отношениями.

9. Кого называют истцом:

1. лицо, к которому предъявляют требования;

2. участника процесса, не предъявляющего самостоятельных требований;

3. судебного представителя;

4. лицо, которое обращается в суд за защитой своего нарушенного права и законного интереса.

10. Для учащихся в возрасте от 14- до 15 лет, работающих во время каникул, продолжительность рабочего времени не может превышать:

1. 12 часов в неделю; 2. 18 часов в неделю: 3. 24 часа в неделю:. 4. 36 часов в неделю. .

11.К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

3. целесообразность; 4. наличие партнера.

12.Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует:

  1. социальную мобильность; 2. социальную стратификацию;

3. социальное неравенство; 4. социальную адаптацию.

13.Правовое государство отличает от других государств:

  1. взаимная ответственность государства и личности;

2. верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной;

3. принятие и исполнение законов одними и теми же органами;

4 наличие местного самоуправления.

1.Установи соответствие между источниками трудового права и содержанием:

1. Конституция РФ

А/ определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха, порядок защиты прав работников.

2. Трудовой кодекс.

Б/ устанавливает принципы использования труда.

3. Корпоративные акты.

В/ регулирует порядок заключение договоров страхования, отношения наследования.

Г/ регулирует сугубо внутренние вопросы предприятия.

2. Вставьте , попущенные слова: по форме правления государство бывает:

  1. В Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма, перечислите его основные элементы.
  2. О бъясните, как вы понимаете выражение: « Индивидом рождаются, личностью становятся». (А. Г. Асмолов)

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 13 баллов.

За правильные ответы по 2 балла, за неполный ответ 1 балл, нет ответа-0. Всего 10 б.

  1. Раскрыто понятие плюрализм- многообразие.
  2. Перечислены основные элементы: идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных движений перед законом.

-запрещено только, что угрожает безопасности государства, подрывает ее устои.

2. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты из общественной жизни или собственного опыта.

4. Представлена собственная позиция на поднятом уровне. Аргументация неубедительна или отсутствует(1) Всего за полный ответ 4 балла; неполный ответ- 2 балла: ответ нет-0.

5. Проблема не раскрыта или дана информация (факты из общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. Итого: 1-10: 2-4: 3-10. (24 баллов).

Общий балл 53 балла

Примерные критерии оценивания:

«3» - 50-65 % ( 26-35б)

Часть 1. Тест.

1. Политическая власть осуществляется:

1. корпорацией; 2. правительством; 3. банком; 4. адвокатурой:

2. Конкуренция производителей в рыночной экономике;

1. способствует росту монополий; 2. приводит к снижению потребления;

3. уравновешивает спрос и предложение; 4. увеличивает объемы производства.

3. . Понятие , характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:

1. элитарная культура; 2. массовая культура;

3. материальная культура; 4. духовная культура.

4. Что современные исследователи отождествляют с совокупностью норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе?

1. культуру; 2. цивилизацию; 3. этику; 4. все вышеперечисленное.

5. Президент РФ получает свои полномочия от:

1. Народа; 2. Центральной избирательной комиссии;

3. Государственной Думы; 4. Правительства РФ.

6. Что является примером нравственной оценки деятельности человека?

1. обвинение человека согласно решению суда; 2. осуждение человека соседями по дому;

3. объявление благодарности работнику администрацией предприятия;

4. премирование человека по месту работы.

7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

1. уровень воспитанности; 2. вся преобразовательная деятельность человека;

3. приспособление к окружающей действительности;

4. приспособление организма к окружающей среде.

8. Какой перечень признаков характеризует правонарушение:

1. деяние, общественная опасность, противоправность, виновность;

2. цель, опасность, деяние, противоправность;

3. цель, опасность, виновность, противоправность;

4. противоправность, опасность, виновность, мотив.

9. Социальные условия, при которых люди имеют разный доступ к социальным благам, называют:

1. социальной мобильностью; 2. социальным статусом;

3. социальным неравенством; 4. социальными отношениями.

10. Что относится к институтам политической системы?

1. политические организации, главной из которых является государство;

2. совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами;

3. нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества;

4. совокупность различных по своему содержанию политических идей;

11. Демократический режим характеризуется:

1. всесторонним контролем государства над жизнью общества;

2. господством исполнительной власти;

3. милитаризацией общественной жизни;

4. политическим плюрализмом.

12. Какая пара пропущена в следующей фразе?

« Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое______________ в поступках людей и человеческом обществе».

1. сила и разум; 2. борьба и уступки; 3. добро и зло; 4. закон и порядок.

13. Критериями социальной стратификации относится:

1. размер дохода; 2. доступ к власти; 3. престиж профессии; 4. политические убеждения.

1.Установи соответствие между видами налогов и их конкретными примерами:

А. подоходный налог

Б) налог с продаж

2. Косвенный налог.

В) акцизный сбор

Г) налог на наследство

Д) налог на имущество

Е) налог на добавленную стоимость

2. Вставьте пропущенное слово: элементами социального контроля являются нормы и

1. Объясните , какую роль играют идеологии в политической жизни? Охарактеризуйте одну из идеологий, оказавших влияние на события ХХ века?

2. Как вы понимаете выражение: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

Первый день выдачи приватизационных чеков (ваучеров) в одном из отделений Сбербанка. 1 октября 1992

Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

14 августа 1992 года президент РФ подписал указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".

Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.

Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.

27 ноября 2010 года правительство России утвердило "Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы".

В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.

1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.

В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций "Алросы" в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.

В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании "Роснефть", которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации "Башнефти" компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.

В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы.

Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.

В федеральный бюджет РФ на 2017-2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей. При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция "Совкомфлота".

Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости.

В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей.

Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России "Совкомфлот" планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

Содержание

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.

Приватизация, обобществление производства и собственность

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Реприватизация

РЕПРИВАТИЗАЦИЯ — возврат в частную собственность ранее выкупленных или национализированных (конфискованных) предприятий, земельных участков, банков) акций ценных бумаг и т.д., обратный переход к приватизированной собственности, т.е. возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации.

История

В 1980-х в Великобритании правительство М. Тэтчер активно приватизировало угольную промышленность страны.

Массовая приватизация после крушения социалистического лагеря

В 1990-х годах, после крушения социалистической системы в странах т. н. «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в 100 % государственном владении. Начиная с 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тыс. государственных предприятий. Это, в тот период, вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию.

"С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик", — отмечает в свой статье (сент. 2012) вице-президент АОН КНР Ли Шэньмин [1] .

См. также

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Приватизация" в других словарях:

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (См.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Финансовый словарь

Приватизация — – процесс перехода прав собственности на предприятия либо имущество от государства частным юридическим или физическим лицам. Приватизация – явление, появившееся задолго до нашего времени. Считается, что еще в Древней Греции в частным управлении… … Банковская энциклопедия

Приватизация — (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (cм.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Словарь бизнес-терминов

Приватизация — (privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970–74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных… … Политология. Словарь.

Приватизация — (privatization) передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи.В истории российской приватизации, начавшейся еще в советское время, можно выделить три этапа:… … Экономико-математический словарь

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (от лат. privatus частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных… … Большой Энциклопедический словарь

ПРИВАТИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (privatization) Передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. Приватизированные активы могли находиться в собственности государства или местных органов власти … Экономический словарь

ПРИВАТИЗАЦИЯ — (от латинского privatus частный), передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций,… … Современная энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: