План психофизической подготовки на год для будущего адвоката

Обновлено: 01.05.2024

Профессиональная направленность физического воспитания пред­полагает осуществление специальных мероприятий, содействующих адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности; фор­мирование специальных профессионально-прикладных двигательных качеств и навыков, которые необходимы в конкретной профессиональ­ной деятельности; профилактику профессиональных вредностей.

Психологические,физиологические и гигиенические трудности профессионального труда учителя заключаются в специфике объекта педагогической деятельности. Объектом педагогической деятельности учителя в школе является ребенок, находящийся в стадии роста, наибо­лее активного физического и интеллектуального развития. Содержание педагогического труда определяется учебными про­граммами, формы и методы его организации зависят от каждодневной профессиональной подготовки, а результаты постоянно подвергаются общественной проверке. Часто возникают проблемы с недисциплиниро­ванными, педагогически запущенными детьми. Труд учителя делится на регламентированный и нерегламентированный. Можно полагать, что если личность учителя не содержит педаго­гических способностей, не содержит элементов физической культуры, здорового образа жизни, то он не сможет в полной мере осуществить формирование всесторонне развитой личности ребенка. Учитель-спортсмен в школе - фигура, отмеченная ребячьим вниманием, на него стараются походить, с него берут пример. Учащиеся ценят тех учителей, которые, кроме уроков по специальности, могут организовать работу спортивных секций, провести игру на местности, повести в поход и т. д. Отличительным для педагога (по отношению к другим профессио­нальным видам деятельности) выступает внешний облик, который вклю­чает осанку, походку, подвижность, жесты, мимику, манеру одеваться, выражать радость или гнев, выделять сильные стороны или ретуширо­вать недостатки телосложения. Это вытекает из притязаний учащихся к учителю, вызванных ростом общей культуры населения. Бодрость, жиз­нерадостность,, оптимизм, являющиеся важными качествами учителя, успешно воспитываются в системе физкультурных занятий и могут быть результатом хорошего здоровья и общей физической подготовленности. Характер труда педагога предъявляет высокие требования к его здоровью и состоянию нервной системы. У учителя внимание, нервно-психическая сфера чрезвычайно напряжены и легко ранимы. Отрица­тельные эмоции, включающиеся в работу учителя, оказывают неблаго­приятное влияние на состояние нервной системы. Высокие требования предъявляются к гортани и голосовому аппарату, зрению, слуху. Поэто­му учительская деятельность является причиной патологических со­стояний нервно-психической сферы педагогов, заболеваний у них орга­нов дыхания, зрения, слуха.

В конце рабочего дня многие учителя отмечают усталость, жалу­ются на головные боли, слабость, отмечают головокружение. Из причин нарушения сна учителя главной считают переутомление, связанное с нерациональным режимом труда, недостаточным пребыванием па све­жем воздухе. Не закаленность учителя и повышенные голосовые нагруз­ки в большинстве случаев приводят к простуде, ларингиту, что также снижает его трудоспособность.

Сущность психофизической подготовки

Психофизическая подготовка - это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования организма, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.

Согласно наблюдениям групповые занятия психофизической тренировкой дают положительные результаты. Даже короткий курс поможет обрести бодрость духа и желание заниматься физической культурой. Занимающиеся овладевают основными навыками самообладания и регуляции функций организма. Эффект увеличивается, если психофизическая тренировка сочетается с приемом минеральных ванн и циркулярного душа. Роль психофизической тренировки особенно велика в условиях резкого сокращения двигательной активности человека. В связи с недостатком движения организм человека испытывает на себе влияние дисгармонии нервных и физических функций. Установлено, что переживания и длительные психотравмирующие состояния, особенно на фоне имевшегося отклонения в состоянии здоровья (болезнь, переутомление, стрессовое состояние), провоцируют нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов. Все это вызывает обострение и осложнения хронических заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, а также изменения в мышцах и соединительной ткани. Тренировка эмоциональной устойчивости и адекватной реакции на различные ситуации усиливает сопротивляемость организма стрессовым воздействиям и способствует общему оздоровлению. Эмоциональная деятельность тесно взаимосвязана с функцией коры головного мозга. Эта связь осуществляется и укрепляется под влиянием психофизической тренировки. Такая подготовка дает возможность занимающемуся не только на время избавиться от чрезмерного нервно-физического напряжения, но и создает необходимость предпосылки для пассивно-активного отдыха для уравновешивания нервных процессов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЮРИСТОВ — один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата требованиям специальности. В настоящее время осуществляется главным образом в правоохранительных органах (МВД, прокуратура, ФСБ и др.), а также в ряде вузов юридического профиля. В законодательстве РФ критерии, процедуры и методы П.о.ю. практически не регламентированы, в нем задается лишь возможность его практического использования. Так, согласно Закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на должности следователя, прокурора могут быть назначены "граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности". Более детально же П.о.ю. в каждом ведомстве регламентируется подзаконными актами.

П.о.ю. включает два основных этапа: создание системы психологического отбора и проведение психологической оценки кандидатов на основе этой системы. Разработка системы П.о.ю., в свою очередь, включает четыре последовательных этапа:

а) Систематический психологический анализ профессиональной деятельности в сфере, где будет производиться психологический отбор (деятельность следователя, прокурора, судьи и др.). Результат такого анализа — построение профессиограммы — систематического описания профессиональной деятельности. Ее составной частью является психограмма — комплекс требований профессии к психическим процессам. состояниям и свойствам личности работника.

б) Операционализация выявленных критериев и подбор методов и методик, с помощью которых можно эмпирически диагностировать степень выраженности профессионально значимых психологических свойств и качеств у кандидатов. Основные методы П.о.ю.: анализ личных дел и иных документов, характеризующих кандидатов, психологическое тестирование и анкетирование, собеседование, а также методы экспертной оценки, применяемые главным образом при психологическом отборе кандидатов на руководящие должности. Совокупность методов и методик, применяемых при П.о.ю. конкретной специализации, образует программу психологической оценки кандидатов.

При составлении программы П.о.ю. необходимо, чтобы используемые методы и методики:

— достоверно и надежно диагностировали выделенные профессионально значимые, свойства и качества кандидатов;

— позволяли дифференцировать кандидатов с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;

— давали возможность не только оценивать актуальное состояние кандидатов, но и составлять научно обоснованный прогноз их профессионального успеха;

— взаимодополняли и перепроверяли друг друга в целях повышения точности прогноза;

— были компактными, удобными для проведения обследования и автоматизированной обработки результатов.

в) Проведение специальных исследований для определения диагностических возможностей используемых методов в. качестве инструментов психологического отбора, а также эмпирических критериев профессиональной пригодности (непригодности). Эти критерии формулируются в виде эталонных норм, с которыми впоследствии сравниваются данные индивидуальных обследований кандидатов. Совокупность норм представляет собой психологический портрет профессионально успешного (неуспешного) работника;

г) Определение порядка и процедур проведения психологической оценки, способов обработки и обобщения ее результатов, форм представления итоговых данных на изученных кандидатов; выработка рекомендаций по дальнейшему использованию полученных результатов.

При практическом использовании данной системы кандидаты изучаются с помощью разработанной программы, затем полученные данные сравнивают с эталонными нормами, после чего выносится решение о степени профессиональной пригодности обследованных лиц для конкретной профессиональной деятельности (при необходимости дается их развернутая психологическая характеристика).

Психологический настрой

Психологический настрой Когда вы последний раз серьезно проверяли свои силы? Никогда нельзя знать, как вы поступите в конкретной ситуации, пока не попадете в нее. Этого не знает и ваш противник, независимо от того уверен он в себе или нет. Многие, считают себя непобедимыми

Нация юристов

Нация юристов Поскольку проигрывать – это не по-американски, если американец садится в лужу, он никогда не винит в этом ни самого себя, ни даже злодейку-судьбу Он всегда находит кого-нибудь, на кого можно свалить вину – родителей, правительство, мужа/жену, соседей. Сам

7.16 Психологический прессинг (пиление)

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Анамнез психологический

Анамнез психологический (от греч. anamnesis — воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:? биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения

Диагноз психологический

Диагноз психологический краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или ее параметров, обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения

Психологический мониторинг

Психологический мониторинг система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на

Психологический прогноз

Психологический прогноз профессиональный вид деятельности психолога, целью которого является формулирование вывода о будущем состоянии человека на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров его деятельности с опорой на

Психологический тип личности как фактор риска ГБ

Психологический тип личности как фактор риска ГБ По степени жизненной активности психологи условно делят людей на два типа. К первому относятся люди честолюбивые, активные, энергичные, которые напряженно работают, стараются многого достичь и успеть в жизни, делают

«Основной психологический закон»

«Основной психологический закон» Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его

В работе рассматриваются и обосновываются педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо, которые относятся ко всем ее элементам: целям и задачам, содержанию, средствам и методам, учебной и внеучебной деятельности студентов.

Pedagogical conditions of perfection of is professional-applied physical preparation of the future lawyers are considered and prove in work on the basis of application aikido which concern to all to its elements: the purposes and to tasks, the contents, means and methods, educational and nonlearning activity of students.

Актуальность проблемы

Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников высших учебных заведений (ВУЗа), дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, личностные и профессионально значимые качества при решении новых, нестандартных профессиональных задач [1], [3, c.34-36], [5, с. 4-13], [8, с. 7-13], [11, с. 26-31]. Это в полной мере относится и к будущим юристам – студенты, обучающиеся в ВУЗе по специальности «Юриспруденция» [12].

Ухудшение криминогенной обстановки в мире приводит к росту числа работников государственных силовых структур, погибающих при исполнении своих служебных обязанностей. В Российской Федерации за 1995 г. при исполнении служебного долга погибло 470 (в США около 100) и ранено 1750 сотрудников правоохранительных органов [10]. В 8,9% случаев работники правоохранительных органов не смогли применить оружие и приёмы самозащиты при нападении преступника. В последние годы эти показатели постоянно увеличиваются, что говорит о тенденции ухудшения криминогенной обстановки в стране. По результатам исследования Центра Юрия Левады в России выявлено, что профессия милиционера является рискованной профессией, каждый третий житель страны (29%) считает крайне опасной работу сотрудников милиции [6].

Выявлено, что наиболее часто при преследовании преступников погибают молодые сотрудники [7]. Одной из причин их гибели является недостаточный уровень профессионально-прикладной физической подготовленности, обусловливающей функциональную и личностную составляющие профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Существенный вклад в их формирование должны вносить учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в ВУЗах.

В учебной программе по дисциплине «Физическая культура» для студентов ВУЗов одной из основных задач физического воспитания выступает обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей их психофизическую готовность к будущей профессии [9, с. 45-62]. Между тем анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что проблема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов в процессе обучения в ВУЗе остается в настоящее время недостаточно исследованной.

Существование противоречия между социально и личностно обусловленной необходимостью повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников ВУЗов юридических факультетов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов ее формирования в процессе физического воспитания, с другой, обусловливает актуальность нашей работы.

Цель исследования

Цель нашего исследования – выявить и теоретически обосновать педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических факультетов ВУЗов на основе применения айкидо. Для достижения этой цели исследования нами применялся метод теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования

Профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе реализации принципа органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов определяются исходя из объективных требований профессии к человеку.

Поэтому первым педагогическим условием выступает определение задач профессионально-прикладной физической подготовки на основе изучения факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к определенным физическим и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями. На основе анализа научно-методической литературы нами выделены отдельные составляющие функциональной и личностной сторон профессиональной компетентности юристов, работающих в правоохранительных органах, развитие и формирование которых должно выступать в качестве задач профессионально-прикладной физической подготовки при обучении в ВУЗе. К ним относятся физические и психические свойства личности.

К психическим свойствам, характеризующим особенности развития познавательной, эмоциональной, волевой сферы личности, характер и свойства темперамента, относятся: 1)высокая психическая работоспособность в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок (познавательная сфера); 2)высокая нервно-психическая устойчивость, самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением (эмоциональная сфера); 3)самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство, целеустремленность, смелость и решительность (волевая сфера); 4)уверенность в себе (характер); 5) низкая тревожность (темперамент).

К физическим свойствам , определяющим профессиональную компетентность юристов, относятся: 1)хорошее физическое здоровье; 2)специальные физические качества: а)способность проявлять быстроту во всех ее элементарных формах (скорость реакции, скорость одиночного движения, частота движений) в условиях силового противоборства с правонарушителем; б)скорость бега и выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем; в)силовые и скоростно-силовые качества, проявляющиеся в условиях силового противоборства с правонарушителем; г)ловкость, проявляющаяся в способности действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени; 3)профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность и, прежде всего, навыки силового противоборства.

В соответствии с концептуальными положениями синергетического подхода [2], [4, с.145-151] решение задач развития специфических физических и психических свойств, необходимых работникам правоохранительных органов для успешного решения профессиональных задач, может быть осуществлено и осуществляется на практике через применение различных средств физической культуры.

Одним из эффективных, на наш взгляд, средством является Айкидо – японский вид боевого искусства, которое требует от человека не только отличной физической подготовки, но и умения мобилизовать свою психику в необходимый момент. Решающими факторами при выработке силы духа являются: концентрация внимания и медитация. Они нацелены на выполнение предельно точных движений и на воспитание способности человека мгновенно реагировать на любое движение соперника. Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия сопровождается одновременно физической подготовкой, повышение которой достигается многочасовыми учебно-тренировочными занятиями по совершенствованию техники, развитию силы, выносливости, координации, выработки инстинктивной реакции. В айкидо формируется связь между мыслью и движением. В нужный момент эта связь срабатывает на подсознательном уровне, и необходимые технические действия выполняются бессознательно.

Овладение умениями и навыками применения технических действий айкидо обеспечивает, с одной стороны, преимущество сотрудников правоохранительных органов в силовом противоборстве с противником, с другой, существенно сокращает риск утраты здоровья и возможной гибели. Поэтому вторым педагогическим условием выступает выбор в качестве содержания профессионально-прикладной физической подготовки ограниченного комплекса боевых приёмов из всего арсенала айкидо, овладение которыми на уровне умений и навыков необходимо для обезвреживания и задержания правонарушителей в условиях непосредственного силового противоборства.

Деятельностный подход к профессиональному образованию предполагает формирование у студентов отношения к профессионально-прикладной физической подготовке на основе применения айкидо как к личностно-значимому виду деятельности, включение в которую обеспечивает формирование готовности не только к эффективному решению профессиональных задач, но и личную безопасность в ситуациях, представляющих угрозу для здоровья и жизни ( третье педагогическое условие ). В основу формирования этого отношения должны быть положены мотивы сохранения здоровья, безопасности, достижения успеха, самоутверждения в профессиональной деятельности. Эти мотивы по своему содержанию характеризуются направленностью на достижение определенного результата – здоровье, безопасность, успех, самоутверждение. Для их формирования можно использовать мотивационные тренинги причинных схем и личностной причинности, помогающие студентам осознать, что они, и только они, являются подлинной причиной положительных или негативных последствий (результатов) своего поведения и деятельности. Наряду с ними можно в полной мере задействовать и процессуальные мотивы, непосредственно связанные с переживанием чувства удовлетворения от самой деятельности. Для этого необходимо использовать методы и методические приёмы повышения эмоциональной привлекательности учебных занятий: игровой и соревновательный методы, создание благоприятного психологического климата в учебной группе, отношения сотрудничества с преподавателем, разнообразие применяемых средств и форм организации учебной деятельности и т.п.

Четвертым педагогическим условием является единство и взаимосвязь общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки. Необходимость этого условия обусловлена существенной зависимостью эффективности реализации специальных физических качеств в структуре профессионально значимых двигательных действий (преследование правонарушителя, применение боевых приёмов, связанных с задержанием правонарушителя и т.п.) от общего уровня развития быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости. Развивая в процессе общей физической подготовки эти физические качества, мы создаем предпосылки (только предпосылки) для их проявления в осуществлении профессиональных двигательных действий. Для того, чтобы эти предпосылки были максимально использованы, необходимо дополнять общую физическую подготовку средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Эти средства выступают в виде физических упражнений, моделирующих ситуации осуществления профессионально-значимых двигательных действий с максимальным проявлением того или иного физического качества.

Пятым педагогическим условием выступает выбор средств и методов, обеспечивающих единство и взаимосвязь развития физических и психических качеств. Развитие психических качеств личности осуществляется только в процессе такой деятельности, которая предъявляет максимально возможные к их функционированию. Поэтому при выборе средств профессионально-прикладной физической подготовки необходимо, с одной стороны, учитывать их тренировочный эффект (содействие развитию физических качеств), с другой – их воспитательный потенциал (содействие развитию психических качеств). К физическим упражнениям, требующим быстроты и точности познавательных процессов (восприятия и мышления), распределения и переключения внимания относятся спортивные игры, с другой стороны, они содействуют развитию быстроты и ловкости. Выполнение упражнений в рамках соревновательного метода, с одной стороны, обеспечивает формирование высокой нервно-психической устойчивости, с другой, требуя от студентов максимального проявления тех или иных физических качеств, существенно влияет на их развитие. Реализация данного педагогического условия обеспечивает максимально возможную эффективность осуществления профессиональной деятельности на основе наиболее полной реализации: двигательного потенциала, обеспечивающего пространственные, временные и динамические характеристики профессиональных двигательных действий; потенциала познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности, обеспечивающего качество управления этими действиями.

Осуществление профессионально-прикладной физической подготовки на основе применения айкидо требует высокой профессиональной компетентности в области данного вида восточных единоборств ( шестое педагогическое условие ). Преподаватель должен владеть боевыми приёмами айкидо. Не менее значимым является владение методикой обучения боевым приёмам. При этом процесс обучения должен отличаться ярко выраженной профессионально-прикладной направленностью, предполагающей раскрытие перед студентами юридического факультета ВУЗа связей изучаемых приёмов с конкретными ситуациями профессиональной деятельности, в которых они могут и должны применяться.

Характерной чертой айкидо, как эффективного средства физической культуры студентов специальности «Юриспруденция» ВУЗов, в отличие от других видов спорта, является отсутствие соревнований. Вместо них в конце каждого семестра обучения после прохождения определённого количества учебно-тренировочных занятий в ВУЗе осуществляется контроль физической подготовленности, где студенты выполняют двигательные тесты на определение уровня общей физической подготовленности, а также по заданию преподавателя демонстрируют технику боевых приёмов, искусство страховки и самостраховки для определения уровня специальной физической подготовленности. Поэтому следует связывать овладение боевыми приёмами айкидо не только с подготовкой к профессиональной деятельности (хотя это и остается главной задачей профессионально-прикладной физической подготовки), но и с контролем физической подготовленности студентов в ВУЗе. Поэтому седьмым педагогическим условием является единство и взаимосвязь профессионально-прикладной физической подготовки на основе применения айкидо с контролем физической подготовленности студентов. Такая мотивация, будучи сформированной у студентов в процессе занятий по физической культуре, выступает дополнительным мощным личностным фактором, побуждающим проявлять активность не только на учебных занятиях, но и за её пределами, в форме самостоятельных занятий.

Если техническое исполнение того или иного приема является каркасом, то психофизика, сопутствующая этим приемам – тот металл, из которого сделан каркас.

Так я много лет назад, более 16 лет точно, начинал свою первую статью о психофизической подготовке. Спустя много лет, было написано множество статей и пару книг, а недавно я провел и прямой эфир по данное теме, где ответил на вопросы и коснулся следующего:

  • Что это такое, вообще, психофизическая подготовка?
  • Место и роль в общей подготовке?
  • Из чего состоит, как тренируется?
  • Отличия подготовки для спорта и для самообороны?
  • Как психофизика влияет на изучение техники и тактики?
  • Типовые и не типовые психофизические проблемы у людей, что хотят заниматься самообороной!

Но, что занимательно!

Ох, какими эпитетами награждают люди данный материал и какие мнения высказывают:

А есть убийцы эльфы и прекрасные люди?!

Тема сложная и нужная, поэтому рекомендую видео:

Я же в видео выше, ответил еще и на вопросы по тематике ночной тренировки, по испытаниям боями, по типу 100 боев каратэ и т.д.

Ночная тренировка S.P.A.S. – это особый вид тренировки. Суть в том, что бойца изначально ставят в условия с повышенной уязвимостью, отнимают полноценную возможность бороться за себя в силу и скорость, ограничивая зрение и словесную коммуникацию.

Об это в видео и отдельном материале!

Но главное — необходимо понять, ПСИХО и ФИЗИКА, это часть подготовки к защите себя. Они взаимосвязаны и тренируются всегда вместе, т.к. физическое взаимодействие, которое несет страх боли, увечья, смерти, становится частью психологии.

Внутреннее состояние появляется ввиду внешних воздействий и поэтому, без "звездюлей", без нанесения вам в учебно-боевом формате неприятных ощущений на тренировке в виде ударов, бросков и т.д., вы никогда не сможете приобрести самый главный навык самозащиты — уверенность в том, что можете терпеть и преодолевать боль, для того, чтобы прикладывать усилия для самообороны и выживания!

Занятия физической культурой - способ развития у человека воли, твердости характера, личностной саморегуляциии и выдержки в любой ситуации. Основные проблемы, стоящие перед системой формирования профессиональной спортивной подготовки будущих юристов.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.10.2017
Размер файла 79,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Развитие организованной преступности, их изощренность в сфере новейших технологий как за рубежом, так и, к сожалению, в России ведут к неуклонному приросту числа полицейских, отдающих свою жизнь при исполнении служебных обязанностей. Так, например, в 2014 году в органах полиции было потеряно 410 специалистов, геройски погибших при задержании преступников, на следующий год число полицейских, ушедших из жизни, составило 322 человека.

Можно сопоставить полученные данные с иностранными, например, США, в которых было отмечено, что в 2014 году насчитали погибшими 48 человек, при задержании виновных лиц погибло 124 офицера. В то же время на 2015 год число погибших полисменов составило 59 человек.

В большинстве случаев погибшими являются молодые офицеры, недавно считавшиеся курсантами в силу недостаточно хорошей физической подготовки.

Сущность профессиональной физической подготовки выражается как в широком, так и ограниченном пониманиях.

Если говорится о широком смысле, то здесь понимается физическая подготовка как неотъемлемый атрибут систем физической культуры и спорта, задача которого совершенство физического развития отдельного человека, подразумевая под собой воспитания традиций уважения к спорту, системы мотивации и стимулов, направляющих индивида на получение высоких результатов своего развития, а также разработки системы морально - этических ценностей и принципов, в целом обеспечивающих здоровый образ жизни и улучшение уровня здоровья.

В ограниченном понимании профессиональная физическая подготовка характеризуется приобретением таких физических навыков, способностей человеком, необходимых ему для освоения будущей профессии и улучшения имеющихся возможностей.

Исследование уровня саморегуляции будущих юристов мы проводили с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» В.И. Моросановой.

Цель исследования ? анализ физической подготовки как средства формирования личностной саморегуляции будущих юристов в условиях профессиональной подготовки.

База исследования ? 120 студенты вуза МВД РФ.

Таблица 1 - Результаты исследования уровня саморегуляции

Общий уровень саморегуляции

Результаты исследования саморегуляции студентов представлены н графике.

Рисунок 1. Результаты исследования саморегуляции студентов

юрист профессиональный спортивный саморегуляция

Исходя из графика, данные исследования саморегуляции будущих юристов свидетельствуют о том, что параметров саморегуляции с низким уровнем проявления у студентов нет.

Исходя из обоих трактовок понятия можно сказать, что будущий юрист обязан не только быть физически развитым и готовым психологически к различным жизненным стрессам, оставаться эмоционально устойчивым, но и стремиться совершенствоваться, ориентируясь на запросы и потребности, сложившиеся в современном обществе.

Поддержание баланса собственных возможностей и потребностей общества дает возможность каждому специалисту приобрести стабильность, осознание того, что он совершает нужное дело, оставаться внутренне непоколебимым.

Для изучения задач формирования профессиональной физической подготовки и ее воздействия на механизм саморегуляции в первую очередь нужно осознать набор тех свойств и качеств человека, которые в большей степени необходимы при работе полицейского, юриста.

А.Г. Миронов, проводя собственные исследования, неоднократно задевает данный аспект и, в сравнении с другими теоретиками, максимально подробно его освещает. В соответствии с его подходом, можно все свойства разделить на две группы - психоэмоциональные и физиологические. Для более полного понимания следует пояснить, что к первым следует отнести те параметры индивида, оказывающие воздействие на эмоции, волю, темперамент характер человека, его коммуникабельность, умение расположить к себе людей, а последними считается набор свойств, определяющих уровень физического развития личности, готовности осуществить то или деяние.

Также А.Г. Миронов в состав психоэмоциональных характеристик включает выносливость к труду, особенно в среде стрессов и высоких нагрузок, твердость характера, умение держать себя в руках, важную роль имеет принятие на себя ответственности, инициативность, самостоятельность, уверенность, неподверженность общей тревожности.

Этот же исследователь физиологическими параметрами считает следующие: крепкое состояние здоровья, обладание профессиональными физическими навыками, например скорость с разбега, уровень силы, позволяющие соперничать с виновным, особенно во время преследования, высокая выносливость, такое качество как ловкость, помогающую находить возможные выходы в ограниченном времени в условиях нехватки места и времени, владение специальными приемами, видом единоборства, дающие возможность вступиться за честь и достоинства как себя, членов своей семьи, окружающих.

Исходя из сочетания характеристик и их влияния на механизм саморегуляции определяют такие цели профессиональной физической подготовки:

- создание и развитие способностей, являющихся психофизическими, пригодными именно для профессиональной деятельности юриста;

- создание и совершенствование навыков, присущих только юристам и полицейским;

- постижение знаний, умений, необходимых для овладения профессии юриста и полицейского.

Профессиональная физическая подготовка у будущих юристов закладывается уже при обучении в высшем учебном заведении, при этом основные принципы закладываются в процессе занятия физической культурой. В процессе учебно-воспитательной работы студент выполняет определенные упражнения, позволяющие развить те свойства личности, которые ему будут необходимы в последующем.

В качестве примера можно привести применение командных игр, например, волейбол, баскетбол, позволяющих развивать внимание, так как человеку необходимо держать под контролем все поле действия, а также переключаться с одного участка на другой, следя за каждым игроком. Для отработки волевых качеств в условиях стресса и нагрузки большое значение имеют эстафетные соревнования, занятия акробатикой, спортивной гимнастикой. В то же время бег на длительные дистанции, занятия лыжным спортом позволяют человеку выработать выносливость.

Итак, можно выделить основные проблемы, стоящие перед системой формирования профессиональной спортивной подготовкой будущих юристов:

1) используемые методики обучения физической культуре в современных вузах России просто не находят отклика по причине отсутствия интереса, что приводит к практически низкой посещаемости учебных занятий данной дисциплины. В качестве примера можно привести ситуацию, когда на спортивную гимнастику и лыжный спорт в соответствии с планом отводится 15 часов, на спортивные игры 21 час, а на единоборства, особенно, айкидо, только 8 часов. Тем не менее студенты предпочитают заниматься именно единоборствами, в то время как гимнастика и лыжи привлекают довольно малое число учеников, то есть необходимо структурно менять план учебных занятий;

2) на старших курсах практически отсутствует комплекс занятий, называемых физической культуры, что приводит к потере физической формы перед выходом на исполнение своих обязанностей;

3) имеет место разрез между стандартами преподавания, утвержденными в высших инстанциях, по которым физической культуре отводится существенное внимание, в то время как в жизни занятия физкультуры почти не проводятся.

В системе современной подготовки личностной саморегуляции будущих юристов, большое внимание уделяется физической стороне деятельности, но, вместе с тем, недостаточно учитываются психологические факторы и закономерности развития студента, что зачастую приводит к формированию личностной дезадаптации в стрессогенных условиях спортивной деятельности.

Из данной статьи можно сделать следующее заключение: уровень физической подготовки и особенно важны для освоения профессии юриста и полицейского. Занятия физической культурой дают возможность развить у человека волю, твердость характера, личностную саморегуляцию, выдержку в любой ситуации.

Подобные документы

Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду. Признаки и виды трудовой деятельности. Контроль за эффективностью профессиональной физической подготовки молодых инженеров, ее роль в предотвращении аварий в промышленности.

презентация [6,6 M], добавлен 17.11.2011

Общие основы спортивной подготовки легкоатлета. Особенности эффективной физической, технической, тактической и теоретической подготовки легкоатлета. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов. Характеристика тренировочного процесса.

реферат [23,7 K], добавлен 27.02.2010

Значение, цель и задачи физической подготовки, ее специальная направленность в различных видах Вооруженных Сил. Формы физической подготовки военнослужащих: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая тренировка.

реферат [25,0 K], добавлен 24.12.2009

Цели и задачи физической подготовки современного человека, на различных этапах профессиональной подготовки юных спортсменов. Непрерывный метод выполнения тренировочных упражнений, с перерывами. Основные принципы подбора упражнений и их эффективность.

реферат [17,5 K], добавлен 09.01.2011

Основные методы физической подготовки борца. Влияние физической подготовки на сдачу нормативов. Выявление недостатков при повышении спортивного результата. Экспериментальное обоснование особенностей развития взрывной силы и силовой выносливости борцов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: