Негосударственные справочные правовые системы это

Обновлено: 28.03.2024

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

9) возможности использования гипертекста. (Под гипертекстом будем, как обычно, понимать «многослойный текст» с переходом к другим информационным блокам с помощью выделенных в тексте «гиперссылок»).

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Наиболее используемой в Российской Федерации справочной правовой системой является «Консультант-Плюс», обеспечивающая полное и оперативное включение, обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Государственной Думы, Центрального Банка и многих других органов.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Использование в поисковом запросе логических условий дает возможность работать только с новейшими редакциями документов; отбирать лишь документы, полученные при очередном пополнении; отбирать документы, поступившие за некоторый промежуток времени. Заказанную информацию можно получить через сеть Интернет или по телефону. Принятые алгоритмы и форматы обмена данными между Центральным Эталонным Информационным Банком и абонентами сети «Консультант-Плюс» полностью обеспечивают целостность данных, т.е. передачу только новых и измененных документов.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.

СПС «Консультант-Плюс» отличается простотой и удобством работы, имеет высокую степень сжатия информации. В ней используются многоуровневый рубрикатор в виде дерева, сложные поисковые запросы по разным признакам, гипертекст с переходом по ссылкам.

При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки , на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки , которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Пользователь СПС может создавать собственные «папки документов» по различным темам, производить объединение и пересечение множеств документов. Возможна организация коллективной работы нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из Информационного банка СПС, сохранять историю запросов, выполнять многие другие действия, часто встречающиеся в юридической практике.

СПС «Консультант-Плюс» представляет собой объединение нескольких справочных систем — так называемых «версий».

  • «Арбитраж» — собрание документов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, обзоры дел в судах, обзоры адвокатской и арбитражной практики.
  • «Бухгалтер» — нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение; консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в бухгалтерской практике вопросам бухучета и налогообложения. Имеются две независимые базы данных:
    • нормативные документы, регламентирующие бухучет и налогообложение;
    • «Вопросы—ответы» — ответы квалифицированных специалистов на вопросы, часто встречающиеся в бухгалтерской практике.

    Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс» могут распространяться на компакт-дисках, функционируют для аккредитованных пользователей на IBM-совместимых компьютерах, в операционных системах MS DOS, Windows и в локальных вычислительных сетях, доступны через Интернет. Банк данных СПС уже сейчас содержит свыше 2 миллионов документов и практически ежедневно пополняется. В базах правовых данных СПС «Консультант-Плюс» имеется также более 100 тысяч правовых документов многих российских регионов. Пользователи СПС могут вести собственные базы данных.

    Популярна также СПС «Гарант» (см. гл. 9), в которой используется гипертекстовая технология хранения правовой информации с еженедельным обновлением информационных ресурсов. Система может работать в операционных системах MS DOS, Windows, OS/2. Информационные ресурсы СПС состоят из 17 банков данных, в которых хранятся правовые документы с 1924 г. Имеются также банк данных на английском языке, шестиязычный словарь «Бизнес и право», Информационный банк «Законодательство субъектов РФ».

    Еще одной справочной правовой системой является система «Кодекс», имеющая 33 правовых базы данных. СПС «Кодекс» может выполнять много операций, например, формировать «Перечень документов по тематике», «Выборку документов по признакам». При этом можно задавать «Условия выборки», меняя и добавляя условия для поиска. Достоинство СПС — активное использование меню и оконной технологии.

    В верхней части окна «Документы» выдается список документов, а в нижней части — название и атрибуты текущего документа. По умолчанию документы располагаются по алфавиту, но можно рассортировать их и по дате принятия, виду, номеру. В окне «Текст документа» можно просмотреть и обработать текст документа. Можно находить документы, связанные с данным документом; создавать и вести произвольное число собственных баз данных.

    Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

    Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

    Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

    Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

    Дополнительные возможности открывает Закон РФ «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями). Первостепенное значение имеют ст.ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запрашивать (в устной и в письменной форме) информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информации регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

    • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
    • в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
    • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
    • в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

    Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

    Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

    Специализированная информационно-справочная система (СИСС) «Правоохранительный портал Российской Федерации» (рис. 2.1 ). Система введена в эксплуатацию в начале 2009 г. согласно Распоряжению Правительства РФ от 10 января 2009 года № 16-р. МВД России определено ответственным за организационное обеспечение функционирование системы.

    Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

    Компьютерные преступления

    Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

    Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

    Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления — «информационная безопасность».

    Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

    Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

    Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

    Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

    Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

    Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

    Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

    Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

    - государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

    - распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

    Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

    СПС «Консультант Плюс» создана в 1992 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.

    Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400сервисных подразделений в небольших населенных пунктах, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям.

    Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

    В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

    Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

    В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

    Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

    Сегодня система КонсультантПлюс - это:

    · Крупнейший правовой информационный ресурс. Система включает свыше 21 300 000 документов федерального и регионального законодательства, а также судебных решений, финансовых консультаций, комментариев к законодательству и другой полезной информации;

    · быстрый и удобный поиск. В основе КонсультантПлюс лежат современные программные технологии, которые постоянно совершенствуются - каждый год в системе появляются новые возможности, которые облегчают работу и экономят время пользователей;

    · специальные информационные банки - Путеводители КонсультантПлюс, которые помогают экономить время пользователей на самостоятельное изучение информации по сложным вопросам. Путеводители охватывают широкий круг практических вопросов - налоги, сделки, договоры, корпоративные споры, кадры и другие. Материалы содержат выводы, варианты действий, ссылки на необходимые документы и другую полезную информацию;

    · единые стандарты обслуживания. Каждому пользователю в любом уголке страны доступны все сервисные услуги, определенные Стандартом качества КонсультантПлюс.


    Рисунок 4. СПС КонсультантПлюс, 2013 г

    1. Справочно-правовая система "Гарант"

    С начала 90-х годов велась работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

    Первой негосударственной СПС стала «Гарант», созданная в 1990 году в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

    Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 9000 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом.

    В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

    Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

    Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

    Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

    Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.




    Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

    1. Справочно-правовая система "Кодекс"

    Консорциум «Кодекс» начал формировать рынок правовой информации в 1991 году, когда стремительные изменения законодательства вызвали потребность в принципиально новых инструментах поддержки принятия решений. Первым проектом компании, состоявшей тогда из 10 человек, стала единая база данных «Законодательство России и Санкт-Петербурга», содержавшая всего 3 тыс. документов. Став фактически первооткрывателями в области информационно-правовых систем, мы продолжаем устанавливать новые стандарты качества для своей отрасли.

    Сегодня Консорциум «Кодекс» — это:

    · более 700 человек, работающих в головных подразделениях компании в Санкт-Петербурге и Москве;

    · более 1000 специалистов, осуществляющих поддержку пользователей на всей территории России;

    · более 150 городов с официальным представительством;

    · уникальная Дистрибьюторская сеть, охватывающая все регионы России;

    · более 150 000 предприятий-пользователей продуктов;

    · более 200 информационных продуктов;

    · самый большой на территории России электронный фонд нормативно-правовых и нормативно-технических документов — более 8 000 000 документов:

    ü нормативно-правовые акты;

    ü нормативно-техническая и технологическая информация;

    ü справочные и консультационные материалы;

    ü в том числе: 1 500 000 — зарубежные и международные стандарты.

    Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

    Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста.

    Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.


    Рисунок 5. СПС Кодекс

    Программный комплекс "ЮСИС" (Юридическая Справочно-Информационная Система) - это полнотекстовая база данных действующего законодательства Российской Федерации с очень развитым системным аппаратом поиска информации, которая ежедневно обновляется по телекоммуникационным каналам связи.

    Это мощная аналитическая система с экспертными функциями и уникальными процедурами поиска и отбора информации, обеспечивающими оценку и корректировку запросов пользователя в направлении, гарантирующем ему получение интересующей его информации.

    Удобство использования ПК "ЮСИС" в решении правовых проблем заключается в возможности вести дела так же, как на реальном рабочем столе: создавать документы, формировать подборки из обширного архива документов, делать авторизованные аннотации и закладки в документах. При этом обеспечивается полный цикл работы с правовой информацией: постановка и регистрация проблем в отдельных рабочих папках, сохранение аналитических результатов работы над каждой проблемой, регистрация окончательного решения по данной проблеме вместе со всей информацией, положенной в основу этого решения, а также обмен информацией между отдельными рабочими папками.

    Программный комплекс "ЮСИС" предназначен для депутатов всех уровней, сотрудников правоохранительных органов, руководителей и служащих предприятий и организаций, предпринимателей, учащихся юридических и экономических вузов, а также для широкого круга пользователей, интересующихся проблемами правовой информатизации в России.

    Задания для самоконтроля ПО РАЗДЕЛУ 2:

    1. Дайте определение пакетам прикладных программ.

    2. Назовите пакеты прикладных программ общего назначения.

    3. Назовите виды Проблемно-ориентированных ППП.

    5. Перечислите ППП отличающиеся по типу.

    6. Перечислите ППП отличающиеся по сфере применения.

    4. Дайте краткую характеристику текстовым редакторам.

    5. Дайте краткую характеристику электронным таблицам.

    6. Дайте краткую характеристику базам данных.

    7. Сравните нормативную и ненормативную правовую информацию.

    8. Дайте определение справочно-правовой системе.

    9. Приведите примеры и дайте краткую характеристику государственным правовым системам.

    10. Приведите примеры и дайте краткую характеристику не государственным правовым системам.

    1. Выбрать один верный ответ. Сеть обмена и распределенной обработки информации; средства передачи и обработки информации ориентированы в ней на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, информационных, программных:

    A. Информационная система;

    B. Информационная технология;

    C. Автоматизированная система;

    D. Телекоммуникационная технология.

    2. Выбрать один верный ответ. Процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

    A. Информационная система;

    B. Информационная технология;

    C. Автоматизированная система;

    D. Автоматизированная технология.

    3. Выбрать один верный ответ. Система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации это:

    A. Информационная система;

    B. Информационная технология;

    C. Автоматизированная система;

    D. Телекоммуникационная технология.

    4. Установить соответствие между видом ИС и её характеристикой:

    1. Ручные информационные системы
    1. выполняют все операции по переработке информации без участия человека, различные роботы.
    1. Автоматизированные информационные системы
    1. характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком
    1. Автоматические информационные системы
    1. Предполагают участие в процессе накопления, обработки информации баз данных, программного обеспечения, людей и технических средств.

    5. Вставить пропущенные слова.Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ)- это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы _______, хранения, обработки, представления и __________ информации.

    6. Установить соответствие между видом англоязычные обозначения пакетов прикладных программ и его описанием:

    1. Freeware
    1. Shareware
    1. CommercialSoftware
    1. Adware

    7. Выбрать все верные ответы. К системам автоматизации юридического делопроизводства относят:

    A. LegalCalc Expert

    E. Программа «Все суды»

    8. Программа, которая позволяет осуществлять математические расчеты, статистические вычисления и т.д. называется - …

    D. MS PowerPoint

    9. Установить соответствие между объектом БД MS Access и её назначением:

    1. Таблица A. документ, предназначенный для вывода на печать, сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и запросах
    2. Запрос B. записи и поля. Свойства элементов определяются типами полей, форматами полей и некоторыми другими параметрами.
    3. Форма C. поиска (выборки) данных
    4. Отчет D. вспомогательный объект, создается для дополнительного удобства пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных




    10.Выбрать все верные ответы. Государственные справочные правовые системы это:

    A. Информационно-поисковая система «Закон»

    B. Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

    C. Научно-технический центр правовой информации «Система»

    D. Справочно-правовая система "Гарант"

    E. Информационно-правовая система «Законодательство России»

    F. Справочно-правовая система "Кодекс"

    11.Выбрать все верные ответы. Негосударственные справочные правовые системы это:

    A. Информационно-поисковая система «Закон»

    B. Справочно-правовая система "Консультант Плюс"

    C. Научно-технический центр правовой информации «Система»

    D. Справочно-правовая система "Гарант"

    E. Информационно-правовая система «Законодательство России»

    F. Справочно-правовая система "Кодекс"

    12. Вставить пропущенные слова. Справочная правовая система (СПС) - программный комплекс, включающий ___________ из систематизированных и оперативно обновляемых документов по законодательству и ___________, извлечения и ____________ хранящейся информации

    13. Установите соответствие между названием ИС и её характеристикой6

    1. Информационно-поисковая система «Закон» A. был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.
    2. Научно-технический центр правовой информации «Система» B. Была разработана в Юридическом отделе Верховного Совета Российской Федерации в 1991 году с целью автоматизации процессов сбора, хранения и поддержания в контрольном состоянии законов и иных нормативных правовых актов.
    3. Информационно-правовая система «Законодательство России» C. Федерации создает и поддерживает эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации, а также издает и распространяет официальные издания "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в машиночитаемом виде.
    4. БД НЦПИ Минюста России D. является элементом государственной системы правовой информации, созданной в рамках реализации государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации.

    14. Выбрать е один верный ответ. СПС «КонсультантПлюс» основана в:

    15. Выбрать е один верный ответ. СПС «Гарант» основана в:

    16. Выбрать е один верный ответ. СПС «Кодекс» основана в:

    17. Выберите верный ответ. Компьютер, служащий только для обслуживания клиентских машин называется - …

    18. Вставить пропущенное слово. Компьютерная сеть — это ______________, которые могут обмениваться между собой информацией.

    19. Установите соотношение между названием сети и её описанием.

    1. Local Area Network A. глобальные компьютерные сети
    2. Metropolian Area Network B. сети одной квартиры, дома, организации
    3. Wide Area Network C. городские — высокоскоростные каналы связи в пределах большого города

    20. Вставить пропущенное слово. Веб-браузер (Web browser) – это _______ для запросов и отображения веб-страниц, и перехода от одной страницы к другой.

    контрольные Практические задания

    Практическая работа №1.

    1. Ситуация: Допустим, что вам необходимо напечатать исковое заявление в суд, но готового бланка нет.

    2. Задача: правильно, соблюдая выравнивание (по левому, правому, ширине), гарнитуру шрифта, отступы, подписи строк подстрочным вариантом, интервал межстрочный, выравнивание линий, уложиться на 1 страницу, самостоятельно оформить юридический документ средствами MS Word.

    В районный (городской) суд области (края, республики)

    Исковое заявление о расторжении брака и разделе имущества

    С ответчицей (ком) я вступил (а) в брак

    (число, месяц, год)

    От брака имеем ребенка (детей)

    (имя, число, месяц, год

    рождения ребенка (детей))

    Совместная жизнь с ответчицей (ком) не сложилась

    Брачные отношения между нами прекращены с ,

    общее хозяйство не ведется.

    Примирение между мной и ответчицей (ком) невозможно.

    По вопросу о содержании и воспитании ребенка (детей) спора нет

    (указать, с кем из супругов будет проживать

    ребенок либо кто из детей; выплачиваются ли средства

    на содержание ребенка (детей) добровольно

    или по судебному решению)

    Соглашение о добровольном разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью, между нами не достигнуто. В период брака нами совместно приобретено следующее имущество (в том числе и денежные суммы)

    общая стоимость которого составляет руб.

    (наименование, стоимость и время приобретения каждого

    предмета, место его нахождения)

    В соответствии со ст. 21 СК РФ

    Расторгнуть брак между мной и

    (ф. и. о. ответчицы (ка)

    (дата регистрации брака) (наименование)

    загсе, актовая запись .

    Разделить имущество, являющееся общей совместной собственностью, выделив мне

    (наименование вещей, стоимость)

    Ответчице (ку) выделить

    (наименование вещей, стоимость)

    Свидетельство о заключении брака.

    Копия свидетельства о рождении ребенка (детей).

    Документы о заработке и иных доходах истца и ответчика.

    Марка или квитанция об уплате госпошлины.

    Копия искового заявления.

    Опись совместно нажитого имущества.

    Практическая работа № 2.

    1. Ситуация: Допустим Вам необходимо срочно составить статистические данные для анализа и последующего прогноза для своего руководителя.

    2. Задача: Провести расчет статистических данных средствами MS Excel. Исходные данные, которые должны быть включены в расчеты в MS Excel взять из таблицы 1.

    3. При выполнении работы отобразить возможность электронных таблиц по использованию статистических расчетов. Построить диаграмму. Сделать вывод.

    Таблица 1. Категории граждан, получающих государственную социальную помощь за счёт средств субъектов Федерации
    Категории получателей Число регионов с разными подходами к оказанию государственной социальной помощи Всего регионов
    А Б, Б/В В, А/B
    Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане
    Граждане (семьи), попавшие в трудную (чрезвычайную, особо трудную, сложную) жизненную ситуацию
    Граждане (семьи), попавшие в экстремальную (стихийные бедствия, террористические акты) ситуацию
    Неработающие пенсионеры и инвалиды
    Неработающие пенсионеры с уровнем пенсий ниже ПМ пенсионера
    Семьи одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов
    Дети-инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, оба родителя инвалида
    Многодетные семьи
    Беременные женщины, кормящие матери детей до 1 года, бесплатное питание для детей в возрасте до 3-х лет
    Студенческие семьи с детьми
    Иные категории
    Примечание: таблица составлена на основе анализа региональных законов и других нормативных актов.

    Практическая работа № 3.

    1. Ситуация: Для вновь открывшегося отдела необходимо составить базу данных получателей пенсий.

    2. Задача: Создать элементарную базу данных в MS Access.

    3. БД должна показывать информацию о пенсионерах, их реквизитах, сумма причитающееся пенсии, удержания, надбавки, итого на руки и т.д. (на самостоятельное усмотрение).

    • Продемонстрировать запросы на выборку по созданной базе данных.
    • Сформировать формы и отчеты.

    Практическая работа №4.

    1. Ситуация: В отделе где Вы работаете, нужна помощь в предоставлении и разъяснении правового вопроса.

    2. Задача: Средствами СПС КонсультантПлюс, СПС Гарант или др. предоставить квалифицированную помощь в виде ответа с ссылками на законодательные акты. Для этого:

    · поставить правовую проблему.

    · осуществить поиск информации в системе.

    · сохранить результаты поиска в ТР.

    Практическая работа №5

    2. Задача: Найти в искомом документе раздел III. ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ, ВКЛЮЧАЯ ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСТАВКИ. В таблице 2 заполнить столбец с отсутствующей информацией

    Выписка из ПОСТАНОВЛЕНИЯ Минтруда РФ от 23.05.2001 N 43

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    к УМП по дисциплине

    Электронные справочные правовые системы.

    Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.

    Государственные и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и х арактеристика, сравнительный анализ.

    Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.

    Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. С появлением на рабочем столе компьютера изменился ее характер и содержание.

    Нельзя сказать, что теперь остался только один источник правовой информации - его электронная версия. Нет, конечно, бумажные носители по-прежнему занимают свое место – особенно официальные тексты, которые будут всегда, как бы не компьютеризованна будет наша жизнь.

    И тем не менее, в оперативном отношении электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества. Концепцией правовой информатизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года, была поставлена задача создания.

    Общенациональной системе правовой информации, которая должна была автоматизировать доступ к правовой информации. Работа по ее созданию велась давно, еще со времен больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались первые проекты информатизации страны в рамках общегосударственной системы ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы).

    Проект создания аналогичной системы так и назывался Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ). Указами Президента РФ предусмотрено создание крупнейшего информационно-коммуникационного комплекса «Российская автоматизированная система информации о правовых актах». Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.

    Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представлялась разработчиками сетью:

    - эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

    - эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    - эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

    - единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

    В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации.

    Его основные задачи:

    - информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;

    - ведение интегрированного банка правовой информации;

    - формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;

    - формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

    Более подробно об этой системе вы можете ознакомиться в учебниках В.А. Копылова «Информационное право» и О.А. Гаврилова «Курс правовой информатики».

    Государственные и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и х арактеристика, сравнительный анализ.

    К сожалению, проекты создания крупных автоматизированных правовых систем оказались незавершенны в силу разных причин. Одними из таких причин являются их громоздкость, зависимость от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.

    К примеру, работа над СПС «Эталон» Министерства юстиции РФ велась около 10 лет и она близка к своему завершению, но до сих пор все еще в таком незавершенном состоянии находится уже несколько лет. Причина, в основном, в недостаточной согласованности министерств и ведомств.

    В таком же состоянии, если не худшем, находится и СПС, разрабатываемая Научно-техническим центром «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

    И не дело не в том, что эта структура в очередной раз реорганизована, а в тех причинах, которые мне пришлось назвать чуть выше. Главной из них является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.

    С начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС). Первой негосударственной СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

    Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

    Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

    Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

    Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

    Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

    Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

    Вторая СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.

    Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

    Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

    В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

    Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

    В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

    Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

    В середине 90-х годов создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

    Общее число источников информации — более 170.

    Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

    Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

    Значительно меньший портфель заказов имеет СПС «ЮСИС».

    У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют. Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.

    Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов. В нашу с вами задачу будет входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.

    На практических занятиях нам предстоит изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем. Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения.

    Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. С появлением на рабочем столе компьютера изменился ее характер и содержание.

    Нельзя сказать, что теперь остался только один источник правовой информации - его электронная версия. Нет, конечно, бумажные носители по-прежнему занимают свое место – особенно официальные тексты, которые будут всегда, как бы не компьютеризованна будет наша жизнь.

    И тем не менее, в оперативном отношении электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества.

    Концепцией правовой информатизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года, была поставлена задача создания

    Общенациональной системе правовой информации, которая должна была автоматизировать доступ к правовой информации. Работа по ее созданию велась давно, еще со времен больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались первые проекты информатизации страны в рамках общегосударственной системы ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы).

    Проект создания аналогичной системы так и назывался Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ).

    Указами Президента РФ предусмотрено создание крупнейшего информационно-коммуникационного комплекса «Российская автоматизированная система информации о правовых актах».

    Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.

    Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представлялась разработчиками сетью:

    -эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

    -эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    -эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

    -единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

    В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации. Его основные задачи:

    -информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;

    -ведение интегрированного банка правовой информации;

    -формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;

    -формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

    Более подробно об этой системе вы можете ознакомиться в учебниках В.А.Копылова «Информационное право» и О.А.Гаврилова «Курс правовой информатики».

    3.2.Государственные и негосударственные справочные правовые системы.Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.

    К сожалению, проекты создания крупных автоматизированных правовых систем оказались незавершенны в силу разных причин. Одними из таких причин являются их громоздкость, зависимость от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.

    К примеру, работа над СПС «Эталон» Министерства юстиции РФ велась около 10 лет и она близка к своему завершению, но до сих пор все еще в таком незавершенном состоянии находится уже несколько лет. Причина, в основном, в недостаточной согласованности министерств и ведомств.

    В таком же состоянии, если не худшем, находится и СПС, разрабатываемая Научно-техническим центром «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

    И не дело не в том, что эта структура в очередной раз реорганизована, а в тех причинах, которые мне пришлось назвать чуть выше.

    Главной из них является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.

    С начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

    Первой негосударственной СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

    Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

    Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

    Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

    Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

    Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

    Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

    Вторая СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.

    Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

    Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

    В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

    Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

    В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

    Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

    В середине 90-х годов создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

    Общее число источников информации — более 170.

    Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

    Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

    Значительно меньший портфель заказов имеет СПС «ЮСИС».

    У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.

    Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.

    Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

    В нашу с вами задачу будет входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.

    На практических занятиях нам предстоит изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем. Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: