Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора презентация

Обновлено: 03.05.2024

Презентация на тему: " Рассмотрение гражданских дел судом апелляционной инстанции: порядок, пределы, полномочия Проект «Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений." — Транскрипт:

1 Рассмотрение гражданских дел судом апелляционной инстанции: порядок, пределы, полномочия Проект «Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений в Российской Федерации» Эксперт - кандидат юридических наук, доцент Уксусова Е.Е.

2 Апелляция по гражданским делам Общие положения об апелляции Порядок судопроизводства в суде апелляционной инстанции Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции К вопросу о полномочиях суда апелляционной инстанции

3 Общие положения об апелляции: ординарный способ обжалования и проверки судебных постановлений; Задачи: 1) общие (ст. 2 ГПК РФ); 2) специальные (ст. 327, ГПК РФ): а) проверка на предмет соответствия требованиям законности и обоснованности не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции б) повторное рассмотрение дела судом второй инстанции в установленном порядке.

4 Порядок судопроизводства в суде апелляционной инстанции (общий и специальный) Судопроизводство в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК. Специальный порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 5 ст. 330 ГПК)

5 Значимые особенности судопроизводства в суде апелляционной инстанции запрет на соединение и разъединение нескольких требований, изменение предмета или основания иска, изменение размера исковых требований, предъявление встречного иска, замену ненадлежащего ответчика, привлечение к участию в деле третьих лиц (ч. 6 ст. 327 ГПК);ч. 6 ст. запрет на заявление сторонами новых требований, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (абз. 1 ч. 2 ст. 322 ГПК) ; ограниченное представление и принятие судом новых доказательств (абз. 2 ч. 2 ст. 322, абз 2 ч. 1 ст ГПК РФ); пределы рассмотрения дела в апелляционном порядке (ст ГПК РФ) полномочия суда апелляционной инстанции относительно проверяемых судебных решений(ст. 328 ГПК).

6 Представление и принятие судом апелляционной инстанции новых доказательств Представление новых (дополнительных) доказательств лицами, наделенными правом апелляционного обжалования; ссылка в жалобе(представлении) или заявление ходатайства о принятии и исследовании; Принятие судом вынесением определения при объективной невозможности их представления в суд первой инстанции; при уважительности причин непредставления в суд первой инстанции (абз. 2 ч. 2 ст. 322, абз. 2 ч. 1 ст ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума ВС РФ)

7 Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции определяются: с одной стороны, объемом обжалования, поданной жалобой (представлением) 1) решение в части или в целом 2) доводами (основанием) жалобы и возражений относительно неё; с другой, 3) заявленными и рассмотренными судом первой инстанции исковыми (материально-правовыми) требованиями

8 Выход суда апелляционной инстанции за пределы жалобы(представления) По основаниям, указанные в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, безусловные основания к отмене решения, допущено нарушение процессуальных норм - часть 3 ст ГПК РФ; По основаниям, указанные в ст. 220 и 222 ГПК РФ, при наличии которых суд апелляционной инстанции, отменяя решение, должен прекратить производство по делу или оставить заявление без раcсмотрения (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ 13); В иных случаях в интересах законности ( абз. 2 ч. 2 ст ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ 13)

9 К вопросу о полномочиях суда апелляционной инстанции Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции(специальный порядок) Возможность суда апелляционной инстанции по передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции

10 Специальный порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 5 ст. 330 ГПК) Действует при наличии оснований ч. 4 ст. 330 ГПК Определение о переходе к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции Не действуют особенности, предусмотренные для общего апелляционного порядка;

11 Возможность суда апелляционной инстанции по передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции при отмене решения суда При определенных основаниях (в исключительных случаях), когда судом первой инстанции нарушены правила подсудности (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ 13); принято решение в предварительном судебном заседании (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ) об отказе в удовлетворении иска по причине пропуска срока исковой давности или установленного федеральным законом срока обращения в суд (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ 13)

- создать практическую основу для
последующего применения норм
уголовно-процессуального
законодательства, регламентирующих
сущность и значение пересмотра
вступивших в законную силу приговоров,
определений и постановлений суда;
- обеспечить усвоение основных
нормативно-правовых категорий темы.

5. ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. - М., 2014
Всеобщая декларация прав человека //
Международные акты о правах человека. Сборник
документов.- М., 2013.
Конвенция о защите прав и основных свобод от 4
ноября 1950 года и Протоколы к ней //
Международные акты о правах человека. Сборник
документов. - М., 2013.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации. - М., 2014.
Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2014.

6. Вопрос №1

§ 1. Сущность и значение
пересмотра вступивших в
законную силу
приговоров, определений
и постановлений суда

В теории российского уголовного процесса
апелляционное и кассационное производство
традиционно рассматривалось в качестве
самостоятельных стадий уголовного процесса,
относимых к числу основных. Однако, следует
оговориться и отметить, что ряд авторов
рассматривает апелляционное и кассационное
производство как составляющие одной стадии
«Производство в суде второй инстанции».
Со вступлением в силу с 1 января 2013 года основной
части (частично некоторые изменения вступили в
законную силу 1 мая 2011 года) Федерального закона
№433 от 29.12.2010 г. «О внесении изменений в
уголовно-процессуальный кодекс РФ и признании
утративших силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) РФ» данная
точка зрения получила и законодательное
подтверждение.

8. Признаки сходства:

1. Явно просматривается совпадение задач:
проверка законности, обоснованности и
справедливости решений нижестоящих судов.
2. Оба производства возникают не иначе как по
жалобе (представлению) участников уголовного
судопроизводства, круг которых сходен.
3. Жалоба и представление подаются через суд
первой инстанции, постановивший обжалуемое
решение, в срок до его вступления в законную
силу.
4. Сходна форма и содержание жалоб и
представлений.

9. Признаки сходства:

5. Суд, рассматривающий уголовное дело, как в
апелляционном, так и кассационном порядке, проверяет
законность, обоснованность и справедливость судебного
решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в
отношении тех осужденных, которых касается жалоба или
представление.
6. Одинаковы основания отмены или изменения приговора
суда первой инстанции.
7. Весьма близки по своему содержанию итоговые
решения, принимаемые судами апелляционной и
кассационной инстанции.
8. Практически в одинаковой мере суды апелляционной и
кассационной инстанций обязаны руководствоваться
правилом «о невозможности поворота к худшему». Сама
постановка вопроса об этом обязательно предполагает
наличие соответствующей жалобы со стороны
потерпевшего либо представления прокурора.

10. Признаки различия:

1. Право апелляционного обжалования судебного решения
принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам
и законным представителям, государственному
обвинителю и (или) вышестоящему прокурору,
потерпевшему, частному обвинителю, их законным
представителям и представителям, а также иным лицам в
той части, в которой обжалуемое судебное решение
затрагивает их права и законные интересы.
2. Суд кассационной инстанции проверяет по
кассационным жалобе, представлению законность
приговора, определения или постановления суда,
вступивших в законную силу.
3. Различны виды и составы судов сопоставляемых
инстанций.
4. Не совпадают сроки начала рассмотрения уголовных
дел.

11. Признаки различия:

5. Различны формы судебного заседания. Для
апелляции она сходна, за некоторыми
исключениями, форме судебного
разбирательства в суде первой инстанции.
6. Как правило, различны способы исследования
доказательств. При апелляции суд проверяет
доказательства непосредственно, а при кассации
- на основе письменных материалов, имеющихся
в деле. Лишь по ходатайству стороны суд
кассационной инстанции вправе
непосредственно исследовать доказательства.
7. Итоговые решения оформляются разными
процессуальными актами.

12. Определение рассматриваемой стадии

Пересмотр вступивших в законную
силу приговоров, определений и
постановлений суда – необязательная
(факультативная) стадия уголовного процесса в
которой в соответствии с требованиями УПК РФ
решения суда первой и второй инстанций,
вступившие в законную силу, проверяет суд
кассационной (надзорной) инстанции по жалобе,
представлению, в том числе - законность
приговора, определения или постановления
нижестоящего суда, вступившие в законную силу
в кассационном производстве, либо при
производстве в порядке надзора.

13. Вопрос №2

14. Предмет проверки в судах вышестоящей инстанции

Предмет судебного разбирательства в
кассационном порядке в соответствии
со ст. 401.1 УПК РФ составляют
исключительно свойства законности
обжалованных судебных актов.

15. Предмет проверки в судах вышестоящей инстанции

По сути, аналогично по смыслу ч. 2 ст. 412.1
УПК РФ определен предмет проверки и
оценки суда надзорной инстанции. Таким
образом, проверка фактической стороны
приговора (и, отчасти, основанной на нем
справедливости) отнесена к компетенции
исключительно суда апелляционной
инстанции. В дальнейшем заинтересованные
лица могут апеллировать перед
вышестоящим судом исключительно к
свойствам законности окончательных
судебных решений.

16. Пределы проверки в судах вышестоящей инстанции

Процессуальная форма проверки обжалованных судебных
решений в судах вышестоящей инстанции всегда (в той или
иной мере) связана с действием ревизионного начала
деятельности суда. Как известно, по нормам ч. 2 ст. 360 УПК РФ
названное начало было несколько ограничено применительно к
деятельности суда апелляционной и кассационной инстанции. И
напротив, весьма широко по смыслу ч. 1 и 2 ст. 410 УПК РФ
предлагалось в качестве необходимого средства проверки
всего уголовного дела в суде надзорной инстанции. Последнее
при этом нередко рассматривалось в качестве явного средства
по управлению судами нижестоящих инстанций. Кроме того, оно
же характеризовалось как в принципе несовместимое с
исключительным порядком надзорного производства и особыми
основаниями надзорного производства.

17. Пределы проверки в судах вышестоящей инстанции

В контексте исследуемых новелл
ревизионное начало проверки усилило свои
позиции; причем именно в судах
апелляционных и кассационных инстанций.
По смыслу ст. ст. 389.19 (апелляция) и 401.16
(кассация) УПК РФ при рассмотрении
уголовного дела суды апелляционной или
кассационной инстанции не связаны
доводами апелляционных жалобы или
представления и вправе проверить
производство по уголовному делу в полном
объеме.

18. Пределы проверки в судах вышестоящей инстанции

При этом если по делу осуждено несколько лиц, а
апелляционные жалоба или представление
принесены только одним из них либо в отношении
некоторых из них, суд апелляционной инстанции
вправе проверить уголовное дело в отношении всех
осужденных. Как видим, несмотря на объективное
различие в предмете, пределах и установленных
средствах проверки, законодатель необъяснимо
настаивает на применении именно ревизионного
начала в деятельности кассационного суда, что не
может не отразиться на правовой определенности и
правовой стабильности окончательных судебных
решений, выступающих предметом проверки в
кассационном суде.

19. Сроки (возможного) пересмотра окончательных судебных решений в суде кассационной и надзорной инстанции

Как по смыслу ч. 3 ст. 401.2 УПК РФ (кассация), так и
по идентичному по сути смыслу ст. 412.2 УПК РФ
(надзорное производство), вступившее в законную
силу решение суда может быть пересмотрено
кассационной или надзорной инстанцией в срок, не
превышающий одного года со дня вступления их в
законную силу. Причем, что весьма примечательно,
указанный срок является пресекательным, как для
возможного пересмотра окончательных судебных
решений по мотивам, улучшающим положение
осужденных (оправданных), так и по мотивам,
ухудшающим их положение (ст. 401.6, ч. 2 ст. 412.9
УПК РФ).

20. Основания для пересмотра (изменения/отмены) обжалованных судебных решений

Как известно, и российские исследователи, и
Европейский суд по правам человека неоднократно
указывали на то обстоятельство, что основания для
отмены или изменения судебных решений в
ординарном порядке и аналогичные основания в
исключительных контрольно-проверочных
производствах a priori не могут быть идентичными,
как это имеет место по нормам действующего УПК
РФ. Исключительный (экстраординарный) порядок
проверки окончательных судебных решений требует
столь же особых и весьма весомых, по сути,
оснований к их отмене или возможному изменению,
что опять-таки служит гарантией правовой
определенности и правовой стабильности данных
решений.

Указанные идеи отчасти восприняты
законодателем в нормах Закона № 433ФЗ. Основания кассационного и
надзорного производства уже не
«копируют», по сути, основания к
апелляционной отмене/изменению
обжалованных судебных решений.

По смыслу закона и при кассационном
(ст. 401.15 УПК РФ), и при надзорном
порядке (ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ)
проверки судебных решений
основаниями отмены или изменения
приговора (определения/постановления
суда) служат существенные нарушения
уголовного и (или) уголовнопроцессуального закона, повлиявшие
на исход дела.

23. Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции (ста

Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по
кассационным жалобе, представлению в судебном
заседании суда кассационной инстанции (статья
401.13. УПК РФ)
1. Уголовное дело по кассационным жалобе,
представлению рассматривается в судебном
заседании суда кассационной инстанции, за
исключением Верховного Суда Российской
Федерации, в течение одного месяца, а в
судебном заседании Верховного Суда
Российской Федерации - в течение двух
месяцев со дня вынесения судьей
постановления, предусмотренного статьей
401.11 УПК РФ.

24. Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции (ста

Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по
кассационным жалобе, представлению в судебном
заседании суда кассационной инстанции (статья
401.13. УПК РФ)
2. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по кассационным
жалобе, представлению участие прокурора обязательно. В судебном заседании
принимают участие и иные указанные в части первой статьи 401.2 УПК РФ лица
при условии заявления ими ходатайства об этом. Этим лицам предоставляется
возможность ознакомиться с кассационными жалобой, представлением и с
постановлением о передаче жалобы, представления на рассмотрение суда
кассационной инстанции. Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный,
отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в
судебном заседании непосредственно либо путем использования систем
видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом. Такое
ходатайство может быть заявлено лицом, содержащимся под стражей, или
осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в кассационной
жалобе либо в течение 3 суток со дня получения ими извещения о дате,
времени и месте заседания суда кассационной инстанции, если уголовное дело
было передано в суд кассационной инстанции по кассационному
представлению прокурора или кассационной жалобе другого лица. Вопрос о
форме участия в судебном заседании лица, содержащегося под стражей, или
осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, решается
судом.

3. Судья, вынесший постановление о передаче
кассационных жалобы, представления с уголовным
делом для рассмотрения в судебном заседании суда
кассационной инстанции, не вправе участвовать в
рассмотрении данного уголовного дела.
4. Председательствующий в соответствии с
требованиями части второй статьи 389.13 УПК РФ
открывает судебное заседание и выясняет, имеются
ли у участников судебного разбирательства отводы и
ходатайства.
5. После разрешения отводов и ходатайств
уголовное дело докладывается одним из судей,
ранее не участвовавших в рассмотрении данного
уголовного дела.

6. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела,
содержание судебных решений, принятых по делу, доводы
кассационных жалобы, представления, послужившие
основанием для передачи кассационных жалобы,
представления с уголовным делом для рассмотрения в
судебном заседании суда кассационной инстанции. Докладчику
могут быть заданы вопросы судьями.
7. Если лица, указанные в части второй настоящей статьи,
явились в судебное заседание, они имеют право выступить по
делу. Первым выступает лицо, подавшее кассационные жалобу
или представление.
8. После заслушивания сторон суд удаляется в совещательную
комнату для вынесения определения, постановления, о чем
председательствующий объявляет присутствующим в зале
судебного заседания.

9. При рассмотрении уголовного дела в
кассационном порядке все вопросы
решаются большинством голосов судей.
Председательствующий голосует последним.
Первым выносится на голосование
предложение, наиболее благоприятное для
оправданного, осужденного или лица, в
отношении которого уголовное дело
прекращено. При равном количестве голосов
кассационные жалоба, представление
считаются отклоненными.

10. Секретарь судебного заседания суда
кассационной инстанции ведет протокол в
соответствии со статьей 259 настоящего
Кодекса. По содержанию протокола стороны
могут принести замечания, которые
рассматриваются председательствующим в
порядке, установленном статьей 260 УПК РФ.
11. Кассационные определение,
постановление выносятся и обращаются к
исполнению в порядке, предусмотренном
статьей 389.33 УПК РФ.

29. Пределы прав суда кассационной инстанции (статья 401.16 УПК РФ)

1. Суд кассационной инстанции не связан доводами
кассационных жалобы или представления и вправе
проверить производство по уголовному делу в
полном объеме.
2. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц,
а кассационные жалоба или представление
принесены только одним из них или в отношении
некоторых из них, суд кассационной инстанции
вправе проверить уголовное дело в отношении всех
осужденных.
3. Суд кассационной инстанции при рассмотрении
уголовного дела может смягчить назначенное
осужденному наказание или применить уголовный
закон о менее тяжком преступлении.

30. Пределы прав суда кассационной инстанции (статья 401.16 УПК РФ)

4. Возвращая уголовное дело на новое
рассмотрение, суд кассационной инстанции должен
указать, в суд какой инстанции возвращается данное
уголовное дело.
5. В случае, когда по уголовному делу осуждено или
оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить
приговор, определение или постановление в
отношении тех оправданных или осужденных, в
отношении которых кассационные жалоба или
представление не принесены, если отмена
приговора, определения или постановления
ухудшает их положение.
6. Указания суда кассационной инстанции
обязательны при повторном рассмотрении данного
уголовного дела судом нижестоящей инстанции.

31. Пределы прав суда кассационной инстанции (статья 401.16 УПК РФ)

7. В случае отмены судебного решения суд кассационной
инстанции не вправе:
1) устанавливать или считать доказанными факты, которые не
были установлены в приговоре или были отвергнуты им;
2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности
обвинения, достоверности или недостоверности того или иного
доказательства и преимуществах одних доказательств перед
другими;
3) принимать решения о применении судом первой или
апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о
мере наказания;
4) предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом
первой или апелляционной инстанции при повторном
рассмотрении данного уголовного дела.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Надзор за законностью судебных решений. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений. Задачи: обеспечение законности приговоров, решений, определений, постановлений; обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и др. участников; обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; своевременное назначение государственного обвинителя; защита конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений прокурор вправе : 1) участвовать в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам; 2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи); 3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам; 4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; 5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей); 6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Основными актами прокурорского надзора, способствующими устранению нарушений закона при рассмотрении судом уголовных дел является: 1. Возражение – если нарушение допускают судьи или иные участники процесса, то прокурор, участвуя в процессе, обязан сделать суду заявление об устранении допущенного нарушения. 2. Ходатайство – просьба, обращённая к органу, ведущему уголовный процесс. Прокурор заявляет ходатайства как по вопросу собирания и исследования доказательств, так и по любым другим процессуальным вопросам. 3. Заключение – присуще только прокурору, так как участники судебного разбирательства высказывают мнения, а прокурор обязан дать заключение, т.к. он исполняет от имени государства надзор за исполнением закона. Заключение заносится в протокол судебного заседания. Помимо заключения прокурора, которое дается в судебном заседании по существу дела, есть также заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Протест – акт надзора, посредством которого прокурор добивается устранения нарушений закона, допущенного судом при рассмотрении дела и вынесшего незаконный приговор или решение. 4. Протест – акт надзора, посредством которого прокурор добивается устранения нарушений закона, допущенного судом при рассмотрении дела и вынесшего незаконный приговор или решение. - частный протест – протест прокурора на определение суда первой инстанции и постановление судьи, не вступившее в законную силу; - кассационный протест – протест прокурора (государственного обвинителя) об отмене или изменении приговора (решения), не вступившее в законную силу; К протестам предъявляются требования конкретности и аргументации в соответствии с материалами уголовного дела. - протест в порядке надзора – протест управомоченных лиц об отмене или изменении приговора (решения) вступившего в законную силу. 5. Представление – акт прокурорского реагирования на все выявленные нарушения закона при рассмотрении дела в суде.

Надзор за законностью не вступивших в законную силу решений суда Решения, приговоры, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах. Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам - апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом, и опротестовать судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. По уголовным делам право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела. (Срок - в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора).

Аналогично решается вопрос в гражданском судопроизводств. ( Срок - в течение 10 дней со дня вынесения решения) Аналогично решается вопрос в гражданском судопроизводств. ( Срок - в течение 10 дней со дня вынесения решения) Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на решение не вступившее в законную силу решение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. Т.е. прокуроры, их заместители не принимавшие участие в рассмотрении экономического дела судом, не вправе приносить апелляционные протесты. (Срок - не позднее 15 дней со дня вынесения определения ) Что касается дел об административных правонарушениях, то протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле. ( Срок – в течении 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, который может быть принесен в течение пяти суток)

Надзор за законностью исполнения судебных решений ( по гражданским делам) Прокурор, как и другие лица, возбуждает исполнительное производство путем предъявления исполнительного документа по взысканию. Право прокурора на возбуждение исполнительного производства распространяется на все дела, в которых взыскателем является государство. В интересах взыскателей граждан и юридических лиц прокурор возбуждает исполнительное производство, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы . Кроме того, прокурор в исполнительном производстве, осуществляя надзор, вправе принести протест на действия судебного исполнителя в интересах сторон и возбудить процесс по проверке правомерности его действий. Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя тоже может быть обжаловано или опротестовано.

Надзор за законностью судебных решений Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и экономическими судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных экономическими судами апелляционной инстанции. Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого, объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются: законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений; 2) исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами гражданских, экономических и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Проверка прокурором решений суда, вступивших в законную силу На судебное постановление экономического суда первой инстанции, вступившее в законную силу, прокурор, участвующий в деле, вправе принести кассационный протест. В надзорном порядке могут быть пересмотрены решения, приговоры, определения, постановления как не пересматривавшиеся в кассационном порядке (по экономическим делам – в апелляционном порядке), так и проверенные кассационной (апелляционной) инстанцией. Прокурор проверяет законность и обоснованность решений судов, вступивших в законную силу. Если прокурор устанавливает, что решение, приговор, определение, постановление суда не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по экономическим делам и в кассационном порядке.

Приостановление исполнения решений суда Исполнение судебного постановления может быть приостановлено до окончания производства по пересмотру дела в порядке надзора, которое немедленно направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, а также по месту исполнения этого судебного постановления. Приостановление исполнения судебного постановления может быть отменено должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, до окончания пересмотра дела в порядке надзора. Об отмене приостановления исполнения судебного постановления выносится постановление. Постановление о приостановлении исполнения судебного постановления утрачивает силу после окончания надзорного производства и оставления без изменения судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой, апелляционной, кассационной или нижестоящей надзорной инстанций.

Надзорный протест прокурора Надзорное производство - это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения. Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется двумя признаками: 1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу. 2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно- процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ПЕРЕСМОТРЕ (ВОЗОБНОВЛЕНИИ) ДЕЛ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.

Организация работы по надзору за законностью судебных решений в различных звеньях прокуратуры Прокурорский надзор распространяется на все виды исправительных учреждений: 1. Исправительные колонии: · колонии-поселения; · колонии общего режима, усиленного, строгого, особого режима. 2. Воспитательные колонии; 3. Тюрьмы; 4. Лечебно-исправительные учреждения. Предмет надзора за исполнением законов в местах лишения свободы – соблюдение режима, установленного в исправительном учреждении, надзор и контроль за осужденными со стороны администрации, проверка законности и обоснованности приказов, инструкций и других правовых актов, издаваемых администрацией мест лишения свободы, соблюдение законности о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений осужденных.

ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА 1. Надзор за тем, чтобы в местах лишения свободы содержались лица только на законных основаниях; 2. Прокурорский надзор – гарантия охраны прав лиц, лишённых свободы; 3. Задачи, предмет, полномочия имеют ярко выраженный предупредительный характер; 4. В отличие от общего надзора, тут проверки осуществляются систематически; 5. Нарушения законодательства устраняется сразу же после их обнаружения; 6. Прокурор, используя своё право на принесение протестов, сначала приостанавливает акты, противоречащие закону, а потом опротестовывает их. Особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора в местах заключения: 1. властно-распорядительный характер; 2. полномочия рассчитаны на применение их при личном ознакомлении с деятельностью администрации ИУ; 3. направлены на немедленное устранение нарушений закона; 4. постановления и предложения прокурора подлежат обязательному исполнению.

Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера можно разделить на 3 части: Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера можно разделить на 3 части: 1. законность содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы: - наличие вынесенного законного приговора, определения суда; - наличие санкционированного прокурором постановления о заключении под стражу; - наличие постановления суда о принудительном лечении; - соблюдение сроков содержания; - законность освобождения.

2. соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания: 2. соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания: - законность действий администрации исправительного учреждения и её актов; действий осужденных, заключённых под стражу; - соблюдение режима отбывания наказания: · изоляция осужденных; · постоянный надзор за ними; · раздельное содержание определённых категорий осужденных; · точное и неуклонное соблюдение осужденными своих обязанностей. 3. соблюдение администрацией ИУ закона об условиях содержания осужденных; соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей

Презентация на тему: " Слайд www.pgplaw.ru www.pgplaw.ru Пересмотр судебных решений в порядке апелляции, кассации, надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии." — Транскрипт:

1 Слайд Пересмотр судебных решений в порядке апелляции, кассации, надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с АПК РФ И.В. Цветков д.ю.н., профессор юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный эксперт юридической компании «Пепеляев Групп» Москва 3 ноября 2010

2 Слайд Апелляция (гл. 34 АПК РФ) 2.Кассация (гл. 35 АПК РФ) 3.Надзор (гл. 36 АПК РФ) Цель : исправление ошибок судей 1. Пересмотр судебных решений ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ Пересмотр 1.По вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК РФ) Цель: исправление объективной ошибки

3 Слайд В апелляционном и кассационном порядке – жалоба через соответствующий арбитражный суд первой инстанции В надзорном порядке – заявление или представление прокурора (в случаях, предусмотренных ст. 52 АПК РФ) подается непосредственно в ВАС РФ 1.Принцип последовательности обжалования (ст. 181, 188, 292 АПК РФ) Исключение – апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока (ст. 181 АПК РФ) 1.В предусмотренных АПК РФ случаях – апелляционного обжалования нет, сразу в кассацию - Определение об утверждении мирового соглашения ст. 141 АПК РФ, - Решение об оспаривании нормативного акта ст. 196 АПК РФ, - Определение об оспаривании решения третейского суда ст. 234 АПК РФ и др. 2. Пересмотр (в целях исправления ошибок судей) ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

4 Слайд В предусмотренных АПК РФ случаях – нет кассационного обжалования - ч. 4¹ ст. 206 АПК РФ – решение о привлечении к административной ответственности и ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ - решение об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, если штраф 100 тыс. руб. (для юридических лиц) и 5 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей); - ст. 299 АПК РФ – решение в порядке упрощенного производства Но все-таки можно в кассацию – при наличии безусловных оснований для отмены (ч. 4 ст. 288 АПК РФ) ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 2. Пересмотр (продолжение)

5 Слайд Способ обжалования Решения (ст. 181 АПК РФ) Путем подачи жалобы Определения (ст. 188 АПК РФ) 2. Пересмотр (продолжение) отдельно от обжалования итогового судебного акта Путем подачи жалобы при обжаловании итогового судебного акта путем заявления возражений См. п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от г. 36 ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

6 Слайд 6 В апелляционном порядке: общий срок 1 месяц со дня принятия судебного акта (для решений и определений) Дата принятия – дата изготовления в полном объеме ст. 176 АПК РФ сокращенные (ч. 3 ст. 39 АПК РФ– 10 дней, ч. 5 ст. 211 АПК РФ– 10 дней и др.) в кассационном порядке: общий срок 2 месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта сокращенные (ч. 5 ст. 188 АПК РФ – 1 месяц – жалоба на определение апелляционного суда, ч. 7 ст. 195 АПК РФ – 1 месяц – жалоба об оспаривании нормативного акта и др.) в порядке надзора: 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого акта 1.Сроки обжалования ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 2. Пересмотр (продолжение)

7 Слайд 7 Срок может быть восстановлен по ходатайству стороны, если : 1) не истекли 6 месяцев: со дня принятия решения (определения) – апелляция со дня вступления в законную силу судебного акта (кассация, надзор) со дня, когда не участвовавшее в деле лицо, узнало о нарушении его прав судебным актом 2) Причины пропуска суд сочтет уважительными (см. п. 14 Постановления Пленума ВАСРФ от г. 36) 1.Пропуск срока – возвращение апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре в порядке надзора ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 2. Пересмотр (продолжение)

8 Слайд Пересмотр дела с учетом ч. 3 ст. 266 и ч. 1 – 6,7 ст. 268 АПК РФ Только в обжалуемой части 1.Пересмотр дела с учетом ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ (в режиме суда 1 инстанции, о чем выносится определение о переходе) В случае выявления нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ В полном объеме ! Стадии исследования доказательств и судебных прений ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 3. Апелляционное производство

9 Слайд Нет стадий исследования доказательств и судебных прений, не ведется протокол судебного заседания 2.Суд вправе приостановить исполнение обжалуемых судебных актов ( ст. 283 АПК РФ) 3.Суд проверяет правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ст. 286 АПК РФ) 4.Суд не вправе устанавливать обстоятельства, дела оценивать и переоценивать доказательства ( ч. 2 ст. 287 АПК РФ) ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 4. Кассационное производство

10 Слайд В заявление о пересмотре – ссылка на основания, предусмотренные в ст. 304 АПК РФ 2.Суд не вправе устанавливать обстоятельства дела, оценивать и переоценивать доказательства (ч. 4 ст. 305 АПК РФ) 3.Объяснения участвующих в деле лиц (ч. 6 ст. 303 АПК РФ) ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 5. Надзорное производство

11 Слайд Постановление Пленума ВАС РФ от г Постановление КС РФ от г. 1 3.Определение КС РФ от г. 211-О Могут пересматриваться по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу и неисполненные либо исполненные частично судебные акты, вынесенные до принятия КС РФ решения, в котором выявлен конституционно-правовой смысл нормы 1.Заявление о пересмотре – в суд, принявший судебный акт в срок 3 месяца со дня открытия обстоятельств (ст. 312 АПК РФ) ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 6. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам

12 Слайд Основания пересмотра – ст. 311 АПК РФ и вышеназванные судебные прецеденты 2.Рассмотрение заявления – в судебном заседании Результат: 1) Решение об отмене 2) Определение об отказе Могут быть обжалованы Дальнейший пересмотр дела – в общем порядке ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ 6. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам (продолжение)

13 Слайд Более подробно данная тематика разбирается на семинаре: Практические вопросы подготовки и ведения судебных дел: актуальные практические и процессуальные вопросы 30 ноября - 03 декабря 2010, Москва января 2011, Москва марта 2011, Москва Подробную информацию см.:

Презентация на тему: " Оспаривание административных постановлений не вступивших в законную силу Департамент «СУДЕБНЫЕ СПОРЫ»" — Транскрипт:

2 Оспаривание административных постановлений не вступивших в законную силу Департамент «СУДЕБНЫЕ СПОРЫ»

3 1. Стороны 1.1 Заявитель лицо, привлеченное к адм. ответственности, потерпевшие и их законные представители 1.2 Ответчик должностные лица государственных органов, уполномоченные КоАП 2. Предмет ПОСТАНОВЛЕНИЕ органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, не вступившее в законную силу

4 3. Процедура в порядке гражданского судопроизводства глава 26 ГПК РК АДМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 10 дней ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД 10 дней СУДЕБНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 ДНЕ Й ВСТУПЛЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ 1 ГОД ОБЖАЛОВАНИЕ ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5 4. Содержание заявления 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место жительства, сведения о регистрации по месту жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства или нахождения и если истцу известны сведения о его регистрации по месту жительства, месте работы и регистрационный номер налогоплательщика (если указаны в заявлении о вынесении судебного приказа) или если ответчиком является юридическое лицо, его наименование, место фактического нахождения либо если истцу известны сведения из единого Государственного регистра, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты; 4) суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его исковые требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) а также данные о том, какое конкретно постановление обжалуется, дата его вынесения, вручения копии или объявления гражданину 7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

6 5. Особенности порядок регулируется главой 26 ГПК РК 1.НЕТ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА 2. СОБЛЮДЕНИЕ ПОДСУДНОСТИ – подсудны спец.адм.судам 3.СРОК ДЛЯ ОБЖАЛОВАНИЯ– 10ДНЕЙ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ 4.ПОДАЧА ЖАЛОБЫ ПРИОСТАНАВЛИВАЕТ ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ АДМ.ВЗЫСКАНИИ 5.10-ДНЕВНЫЙ СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ (С МОМЕНТА ПОДАЧИ) 7.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСТУПАЕТ В ЗАКОННУЮ СИЛУ В ТЕЧЕНИЕ 15 ДНЕЙ С МОМЕНТА ОГЛАШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ТРЕБОВАНИЯ ЗАЯВИТЕЛЯ –определение об отмене постановления и о прекращении дела об административном правонарушении УДОВЛЕТВОРЯЕТ ЧАСТИЧНО – определение об изменении меры взыскания ОТКАЗЫВАЕТ – определение об оставлении постановления без изменения, а заявления - без удовлетворения ОТМЕНЯЕТ –определение об отмене постановления, а дело об административном правонарушении направляет на рассмотрение вышестоящего органа, должностного лица, если не истекли сроки административного взыскания, или прекращает производство по делу, если истекли сроки применения административного взыскания. 8.ОБЖАЛОВАНИЕ ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДА путем направления в прокуратуру области (города областного значения) мотивированного ходатайства о внесении протеста в порядке надзора

7 6. Обжалование вступившего в законную силу определения Ходатайство о принесении протеста в порядке надзора Прокуратура области (города областного значения) ДА Надзорная коллегия областного суда Возбуждает надзорное производство Отменяет судебные акты, выносит новое решение по делу Отменяет судебные акты, направляет дело на новое рассмотрен ие Отказыва ет в удовлетв орении жалобы, оставляя судебные акты в силе Отказывает в возбуждении надзорного производства Надзорная коллегия Верховного Суда РК Возбуждает надзорное производство Отказывет в возбуждении надзорного производства НЕТ В суд по главе 27 ГПК РК Удовлетворя ет Отказывает Апелляционн ая инстанция Удов., новое решение Удов., на новое рассмотрени е Удов. частично, изменив решение Отказ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: