Государственные правовые институты как элемент правовой культуры

Обновлено: 06.05.2024

Правовая культура - часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующая государственно- правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание. (Матузов, Малько).

Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. (Л. Фридмен)

Правовая культура - система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. (А. Ратинов)

2. Формы правовой культуры:

материальная (правовые тексты, юридически значимые образцы и формы поведения, здания судов и иных пространств, связанных с юридической деятельностью, юридическая униформа и т.п.);

духовная (правовые ценности, принципы, нормы, процедуры, научные идеи, работы ученых-юристов и т.п.);

художественная (памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, театра, кино и т.п.).

3. Элементы правовой культуры: правовые ценности, правовые традиции, правовые знания, правовые идеи, правовые нормы, правовые институты, правовые процедуры, правовые отношения, правовое образование и воспитание. Правосудие (судебный процесс) как один из образцов и достижение правовой культуры общества. Привычка правового разрешения конфликтов как одна из социальных традиций.

4. Значение правовой культуры выражается через ее функции: интегративную, коммуникативную и защитную (телеологическую, нормообразующую, проективную, защитную). Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций – познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализа-торскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне – от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Значение правовой культуры в деятельности различных категорий граждан: должностных лиц, деятелей науки, литературы и искусства, юристов, в том числе судей и работников правоохранительных органов и т.д.

5. Проблемы формирования правовой культуры в российском обществе: правовое воспитание в школе и в вузе; развитие профессионального юридического образования; образы государства, права, юристов в литературе и искусстве, в кино и на телевидении; правовое образование и воспитание должностных лиц; разрушительное воздействие публичной демонстрации и пропаганды образцов «контркультуры».

Формирование правовой культуры.

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

идеологический (правовые идеи);

нормативный (правовые нормы);

поведенческий (правовые поступки);

объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском, просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в трудовых коллективах, преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

Литература по теме:

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.

Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание. Ростов-на-Дону, 1976.

Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

Социальный институт предназначается для решения задач, которые возникают в связи с коллективным сосуществованием в обществе множества индивидов. Под ним понимается формализованная система связей, норм и правил, которые организуют социальные практики и направляют их на удовлетворение общественных потребностей и индивидуальных ожиданий на основе общественных ценностей.

Очевидно, что в качестве системообразующего элемента любого социального института выступают ценности, которые разделяют все участники институционального взаимодействия. На данной основе создается нормативная система.

В институциональном контексте роль правовой культуры заключается в соотнесении и связке при помощи общепризнанных норм политико-правовой организации общества и правового поведения его членов. По своей сути, правовая культура представляет необходимую предпосылку для того, что бы в обществе функционировал институт права и реализовывались правовые нормы.

Правовая культура в системе институтов

С развитием правовых начал в обществе, происходит возрастание удельного веса правовой культуры как нормативной фигуры в общей конфигурации институтов. У правовой культуры появляется особая значимость среди системы социальных институтов.

Следует помнить, что право не представляет консервативную часть институциональной структуры общества. Оно является активным, действенным началом, порождающим процесс резонирующих институциональных изменений. Конструирование правового пространства приводит как к модернизации социальных отношений и общественной реальности, так и к новым стандартам в нормативном поведении и взаимодействии, оно порождает стереотипы в правовой культуре, которая вновь формируется.

В системе общественных институтов, существенное влияние на правовую культуру оказывают разные нормативные регуляторы и социальные институты, в первую очередь, сюда относятся нормы морали, традиции и общественное мнение. Один из важнейших факторов, воздействующих на правовую культуру – это сформировавшаяся в обществе правовая система и практика правового применения.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом у правовой культуры, кроме ее тесной взаимосвязи с институциональной конфигурацией правовой системы, присутствует и то, что правовая культура является подсистемой культуры в социальном институте.

Правовая культура общества в качестве единого культурного целого представляет комплекс, в который входит:

  • юридическая наука;
  • правовая идеология;
  • правовая психология;
  • объективное право и законотворчество;
  • правоотношения;
  • правопорядок и способы его охраны.

Правовая культура общества в своей институциональности является неразрывно связанной с правовой культурой личности. В правовой культуре объединяются ценностные ориентации и непосредственные мотивации правового поведения.

Важно отметить, что правовая культура тесно связана с системой социальных институтов общества по причине наличия ее важных социальных функций. Одной из наиболее важных функций правовой культуры, как составляющей структуры института права является социокультурная обусловленность правового понимания и идеологии, которые оказывают влияние на процессы современного правообразования.

Очевидно, что состояние правовой культуры общества самым тесным образом взаимосвязано с его институциональной структурой, правовая культура в целом определяет характер социального пространства (правовой, неправовой). Правовой культурой в системе институтов решаются важные общественные задачи.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 20.11.2017

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Исследование взаимосвязи правовой культуры и других социальных явлений, форм ее проявления помогает раскрыть шире систему правовой культуры, относя к ней комплекс материальных и духовных явлений, которые прямо или косвенно отражаются в различных сторонах государственно-правовой общественной жизни.

Обобщая данные компоненты, можно выделить структуру правовой культуры, в ней обязательно наличие таких элементов как правовое сознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, наличие правовых институтов, нормативно-правовых актов и фундаментальной юридической науки.

С учетом указанных компонентов правовой культуры, она характеризуется как совокупность тех элементов, которые помогают реализовать социально правильную ориентацию людей в конкретно-историческом обществе.

Правовая культура является особым социальным явлением, воспринимающимся в качественном правовом состояние и личности и общества. В целом, правовая культура определяется в качестве совокупности всех ценностей, которые созданы человеком в правовой сфере.

Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смыслах. Широкий смысл в себя включает все правовые явления и институты, т.е. правовая культура связывается с правовой системой. В узком смысле, понимание данного феномена связывается с характеристикой правовой деятельности, обусловливающей качество правовой жизни.

Правовая культура не может быть представлена без субъекта правовых отношений – человека и его деятельности, в отсутствии прогрессивной направленности данной деятельности и мышления. Она выступает в качестве социального явления, которое имеет ярко выраженную цель, охватывает важнейшие ценностные компоненты правовой реальности в ее фактическое функционирование и развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовая культура в обществе выполняет несколько функций:

  • в сфере познания сущности права;
  • как регулятор общественных отношений;
  • аксиологическая, т.е. ценностная;
  • коммуникативная;
  • прогнозирующая.

Наиболее часто в структуре правовой культуры выделяют несколько составляющих:

  • знание о праве,
  • отношение к нему,
  • навыки правового поведения.

То есть, человек, который обладает высокой правовой культурой, должен понимать законодательство, иметь позитивное правосознание, которое основано на уважении права, при необходимости уметь его реализовать правильно, в том числе в конфликтных ситуациях.

Правосознание как элемент правовой культуры

Важнейший элемент правовой культуры представлен правосознанием. Правосознание является результатом и процессом отражения права в сознании людей.

Таким образом, уровень правосознания общества является наиболее важным показателем правовой культуры конкретного общества. В учение о правосознании внес существенный вклад И.А. Ильин, доказавший, что правосознание – это еще более значительный феномен, чем право. Правосознание понимается в этой трактовке в качестве естественного чувство права и правоты, особой духовной настроенности инстинкта, особого рода инстинктивного правочувствия.

Правосознание представлено отношением людей к праву, которое основано на знаниях о праве и чувствах, т.е. субъективное восприятие правовых явлений. Представляя специфическую форму сознания, правосознание обладает особым предмет отражения и объектом воздействия.

Правосознание является неизбежным спутником права. Существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей. Все это в совокупности образует комплекс правовых представлений, настроений и пр.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Термин «Правовая культура» является одной из самой значимой составляющей общественной культуры, поскольку ее результаты выступают гарантом утверждения в сознании граждан принципов и ценностей правового государства.

В современное время имеются различные подходы к категории «Правовая культура». В научной литературе до сих пор нет единого понимания правовой культуры. Также, на сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории «Правовая культура» насчитывается более 250 ее определений.

Из-за многочисленности подходов к данной категории, при ее изучении могут возникнуть сложности, в том числе при исследовании определения, функций, типов правовой культуры. Для широкого раскрытия данной темы необходимо изучить многочисленные подходы различных правоведов и культурологов.

Понимание правовой культуры связано с рядом теоретических вопросов, таких как уточнение терминов «Культура» и «Правовая культура», выделение основных подходов и категорий, а также с процессами, происходящими в обществе, а именно изменение ценностей, качество жизни.

Культуру можно рассматривать с различных точек зрения, а именно: с антропологической точки зрения культура рассматривается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных. С социологической точки зрения культура понимается как сумма духовных ценностей и является компонентом общественной жизни. С философской точки зрения культура рассматривается вкупе с такими явлениями, которые выделяются чисто аналитически и никак не связаны с общественным развитием.

Современные ученые считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в ее собственных рамках, это необходимо делать в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Ю.М. Лотман отмечал, что «культура исторична, ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и прогнозам будущего, эти исторические связи автор называет диахронными». По его мнению, культура есть память, поэтому она имеет всегда связь с историей, а также подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека и общества. Ю.М. Лотман отмечает также, что «культура есть форма общения между людьми [8, с. 28]».

Следует отметить, преемственность культуры, так как она передается из поколения в поколение, то есть передается как накопленный опыт. Эти передачи опыта ведутся различными способами, среди которых можно отметить устные предания, посредством памятников искусства, литературы, религии, философии, науки.

Е.А. Лукашева выделяет культуру как «основополагающий признак человеческого существования от древности до наших дней [6, с. 123]». Через освоение норм культивировались формы поведения, которое необходимы были человеческому сообществу для его выживания и дальнейшего развития. Автор определяет многообразие культур, выделяя европейскую, мусульманскую, иудейскую и другие культуры.

Каждая культура содержит свою уникальность, самобытность, неповторимость, что влияет на возникновении проблем установления единства и целостности культуры. Порой культуры, существуя во времени и пространстве, могут взаимодействовать, порождая новые культурные формы, а порой они могут существовать изолировано, не соприкасаясь друг с другом, или пересекаясь без взаимовлияния.

Например, правовая культура России в течение последних двух веков была смесью российских юридических традиций и западных влияний. А.Г. Дугин полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жестко отказаться от копирования правовых теорий Запада». Российский философ, отмечал, что «правовая культура России должна учитывать традиции славянских народов с учетом особенностей жизни [3]».

Е.А. Лукашева также указывала, что постепенно в культурном пространстве усиливалась роль права. На фоне правовой культуры выделяются права человека как социальный ориентир.

Ряд авторов отмечают, что одним из важных показателей культуры в целом и правовой культуры в частности является приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина в обществе. Указанные положения находят свое отражение в законодательстве, например, в статье 2 Конституции Российской Федерации записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1].

Рассмотрим различные подходы к понимаю категории «Правовая культура».

Из всего многообразия определений правовой культуры наиболее известно определение, разработанное В.И. Каминской и А.Р. Ратиновым, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей.

А.Р. Ратинов и В.И. Каминская отмечают сложность и многогранность правовой культуры, выделяя ее на следующие элементы: право, правоотношение, государственные органы, обеспечивающие реализацию права, правовое поведение, правосознание индивида и общества в целом.

Авторы выделяют следующие признаки правовой культуры:

- она включает в себя ценностную оценку правовых явлений, тем самым характеризуя правовые ценности общества;

- правовая культура носит уникальный характер для каждого общества, которым характерен собственный уровень и характер правовой культуры;

- на высокий уровень развития правовой культуры влияет осознанность индивидов и общества в целом. Характерной чертой является сознание права в качестве самостоятельной социальной ценности;

- она выступает факторов для формирования правового государства и гражданского общества;

- ее формирование зачастую происходит в результате воздействия системы культурного и правового воспитания и просвещения.

С.С. Алексеев выводит свою структуру элементов правовой культуры, в которую входит уровень правосознания, качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в высоком уровне развития правовой деятельности; правосознание. По мнению С.С. Алексеева, на уровень правового сознания влияет совершенство законодательства и практики, качество социальных, духовных, политических, экономических форм, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми [4, с. 62].

Надлежащее формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации можно достичь с помощью высокого уровня правовой культуры. Она выступает главным требованием для развития указанных институтов. Без правовой культуры не могут быть до конца реализованы общие ценности и принципы жизни общества, например, приоритет человека, соблюдение его прав, обеспечение надежной защищенности публичных интересов, верховенство закона,

А.П. Семитко акцентирует внимание на степени развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристики структуры правовой культуры общества. Известный ученый относит к элементам правовой культуры компоненты правовой системы – правовые тексты, правовую деятельность, сознание и развитие субъектов.

Н.И. Матузов указал, что «правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений [7]».

Правовая культура является одной из составляющих культуры, которая представляет собой специфический результат становления человечества. Спецификой, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства. Если, как писал НА. Бердяев. «человечество обречено культуре то государство, а тем более правовое государство, обречено правовой культуре и немыслимо без правовой культуры [2]».

По мнению, Н.И. Матузова, А.В. Малько, «правовая культура - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки».

Правовая культура демонстрирует не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов содержит в себе и правовую, так как в ϶ᴛᴏм нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

Согласно широко известному общенаучному мнению, правовая культура представляет собой определенный уровень объективных оценок и учений о праве и всех связанных с этим фактором. Это знание может существовать в виде отдельных интеллектуальных установок, убеждений, личных норм, жизненного опыта. Правовая культура, понятие, функции и его типы проявляются как в правовой, так и в других сферах социального регулирования, в таких как этнический, государственный, профессиональный.

Если рассматривать правовую культуру как определенную систему, то ее компонентом будет выступать правовая культура личности, которая обеспечивает его социализацию и правомерную деятельность личности.

Правовая культура представляет собой правовую среду жизнедеятельности государства, общества и индивида. При этом она может существовать в виде культуры отдельного человека – индивидуальная правовая культура, и в виде правовой культуры общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Под правовой культурой общества понимается вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.

Учитывая статистические данные, большинство граждан не умеют пользоваться нормативно-правовой базой и ориентироваться в нормах законодательства, а также не знают свои конституционные права и гарантии.

Многие ученые проводят тесную связь правовой культуры с различными правовыми системами, а также исследуют значение правовой культуры в исследовании состава и функций правовой системы. Например, В.Н. Карташов и М.Г. Баумова отмечают, что «правовая культура дает возможность охарактеризовать качественное состояние правовой системы». Это подразумевает, что правовую культуру не стоит рассматривать как самостоятельный компонент правовой системы. Он присутствует во всех правовых явлениях, позволяя оценить степень их насыщения правовыми ценностями. Отсюда следует, что правовая культура не может носить негативный характер, необходимо исходить из того, что ценности бывают разными, возникая в разных условиях, они далеко не всегда совпадают друг с другом.

В научной литературе отмечается, что правовая культура выступает как один из способов организации правовой сферы общества. Как показатель развития правовой системы, правовая культура позволяет увидеть особенности генетических, функциональных и других связей между составляющими этой системы.

К. Цвейгарт и Х. Кетц согласно концепции правовых кругов и присущих им правовых стилей, приходят также к выводу о существовании самостоятельности правовой культуры славянских народов.

Продолжая исследование правовой культуры, необходимо раскрыть ее роль в изучении видов правовых систем современности.

Правовая культура может быть использована в качестве самостоятельного или дополнительного критерия классификации правовых систем. Данный подход не является новым, достаточно вспомнить известную классификацию Р. Давида, включающую критерий юридической техники и идеологический фактор. Последний косвенно связан с правовой культурой. Французский ученый Р. Давид утверждал, что Россия входила и составляла вокруг себя семью социалистического права, однако в основе своей являлась частью романо-германской правовой семьи [5, с. 12].

Методологическое значение правовой культуры в изучении типов правовых систем заключается как в построении классификационных рядов, так и связи между различными видами правовых систем. Правовая культура отражает правовой опыт и восприятие различных правовых ценностей.

Правовая культура включает в себя материальные и духовные компоненты, имеет нормативное и ненормативное отражение, возникает в процессе деятельности и эволюционирует благодаря отдельным субъектам, а также существует как объективное явление.

С помощью правовой культуры можно выявлять особенности организации правовой системы общества. Ее использование в качестве методологического инструмента особенно эффективно в отношении национально-правовых систем. С помощью нее возможно исследовать функции правовой системы, выявлять их ценностные ориентиры.

К функциям правовой культуры относят познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про­блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно­сти населения и другие изменения правовой системы [9, с. 273].

Можно отметить, что функции и роль правовой культуры в целом тесно связаны с обществом, так как люди являются отправной точкой любых мыслей, теорий и концепций. Концепция и основные функции свидетельствуют о том, что теоретическое развитие этой категории все еще необходимо. Ведь оно играет значительную роль в процессе создания правовой политики государства. Следует также отметить, что правовая культура нуждается в постоянном рациональном формировании, стимулировании, и положительном социальном развитии.

Проанализировав все выделенные в работе компоненты, можно вывести общую структуру правовой культуры: правосознание; право; правовые отношения; законность и правопорядок; правомерная деятельность субъектов; государственно-правовые институты; юридическая наука; юридические акты.

Изучив ряд позиций авторов к категории «Правовая культура» можно согласиться с тем, что важнейшей частью формирования высокого уровня правовой культуры выступает правосознание всего общества. Правовая культура имеет немаловажную роль в формировании правового государства и гражданского общества.

С учетом вышеизложенного и признания комплексности существующих подходов к категории правовой культуры мы можем вывести следующее определение: «Правовая культура – это правовой режим, формируемый качественным развитием политических, экономических, социальных, духовных и материальных сфер общественной жизни, представляющий собой совокупность материализованных идей, чувств и представлений, а также правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению, как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества».

Обобщенное определение к категории «Правовая культура» можно охарактеризовать указанием на уровень правового сознания индивида и общества, социальных групп, способ деятельности, предполагающее качественное состояние правовой жизни, а также правовое воспитание и правовая грамотность.

Из обобщенного определения можно выявить ее многогранность и сложность по своей структуре. Правовая культура включает не только правосознание, но и правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочения правопорядка и законности.

Подводя итог, можно отметить, что совершенствование правовой культуры России – это сложная и многосторонняя задача, которая заключается в развитии уровня правосознания, правовой активности, повышение эффективности законов и повышения культуры правоприменения и правотворчества.

Какую социальную функцию, по мнению авторов, выполняет правовая культура? Какие пять элементов её структуры выделены в тексте?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Правовая культура — это специфический социальный институт, выполняющий функцию формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредованно и правового поведения. Структура правовой культуры включает следующие элементы: право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; правовое поведение

Правовая культура находит своё практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причём отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

В своём правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различное сочетание потребностей, стремлений и интересов лежит в основе мотивации правового поведения. Учёные выделяют целый ряд мотивов правового поведения. Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм; наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юридической ответственности; следование традиции; стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям. Поступки и действия, совершаемые с внутренней убеждённостью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.

(В.В.Касъянов.В.Н.Нечипуренко)


Задания Д22 C3 № 1214

В чём, по мнению авторов, практически воплощается правовая культура? Какие пять причин противоправного поведения названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правонарушение».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) практическое воплощение правовой культуры:

— правосознание и правовое или противоправное поведение граждан или групповых общественных субъектов;

2) причины противоправного поведения:

— новаторство в отношении к принятым .в обществе правилам;

— слабая правовая информированность;

3) объяснение смысла понятия, например: правонарушение — виновно совершенное, общественно опасное, противоправное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: