Педагог что делает в суде

Обновлено: 27.04.2024

Процедура ведения гражданских или уголовных процессов допускает участие в них несовершеннолетних. Но правила ведения допроса свидетелей для детей и взрослых различаются. Требуется участие человека, представляющего законные интересы ребенка. Чаще всего это один или оба родителя.

Участие несовершеннолетнего фигуранта в следствии или судебном делопроизводстве может стать для него нелегким испытанием или даже психологической травмой. Чтобы этого не случилось с юным свидетелем или подозреваемым, надо своевременно привлечь хорошего адвоката по защите несовершеннолетних.

Его присутствие на допросах поможет предотвратить возможные нарушения и позволит разрешить ситуацию с минимальным ущербом для психики и будущей судьбы ребенка.

Как можно вызывать несовершеннолетнего на допрос

В гражданских и уголовных процессах дети могут проходить как свидетели. В гражданских делах они также могут быть истцами, в уголовных — потерпевшими, а с 14-летнего возраста — обвиняемыми. При допросах несовершеннолетних нужно придерживаться ряда процессуальных требований.

Для свидетелей по гражданским делам в Кодексе (ГПК РФ) не прописаны возрастные ограничения. При разводах — когда решается, с кем из родителей будет жить ребенок — мнение самого несовершеннолетнего учитывают с 10 лет. В юридической практике допрос свидетелей младше 18 лет чаще всего применяются в делах по:

  • лишению родительских прав,
  • алиментам,
  • усыновлении.

Вызывается на допрос ребенок, как и взрослый, с помощью повестки. Если это несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, то его вызывают через законного представителя. Повестку для явки в суд можно адресовать опекуну или родителю, но в ней надо указывать ФИО как взрослого, так и ребенка.

Еще один способ вызова несовершеннолетнего свидетеля на допрос — через администрацию его учебного заведения. В этом случае законным представителем может быть сотрудник школы или интерната. Если родителей нет или они лишены своих прав, а ребенок нигде не учится, тогда представлять интересы несовершеннолетнего может работник опеки.

Если следствие или суд решит, что родитель оказывает отрицательное влияние на ребенка и сам может быть подозреваемым, то допустимо передать повестку, минуя законных представителей, через других взрослых (бабушка, тренер, учитель).

Если следователь дает несовершеннолетнему статус пострадавшего, то он же и решает, кто будет законным представителем в этом деле. Затем нужно вынести постановление, закрепляющего определенное лицо в качестве представителя интересов ребенка. Этот человек должен сопровождать несовершеннолетнего на всех допросах, других судебных и следственных процедурах.

Сопровождение несовершеннолетних на допросах

Возраст, с которого ребенка можно привлекать к допросам как свидетеля, законом не ограничен. Очевидно, что, если малыш еще не умеет говорить, он для этой роли не подходит. Если это дошкольник, который еще толком не владеет речью, то решение о целесообразности допроса должен принять следователь.

При допросах детей следователям и судьям нужно учитывать ряд возрастных психологических особенностей:

  • желание выглядеть лучше в глазах взрослых;
  • стремление не подвести и не выдать друзей;
  • малый жизненный опыт и объем знаний;
  • большая внушаемость;
  • способность быстро забывать события, особенно негативные;
  • стеснительность и повышенная эмоциональная возбудимость.

Все эти специфические черты детской психики могут оказать влияния на достоверность и правильность показаний на допросе.

Если в допросе нет крайней необходимости, то лучше не усугублять эмоциональную травму малолетнего свидетеля преступления напоминанием об увиденных им событиях. Допрос ребенка, если он признан подозреваемым или потерпевшим, проводят во всех случаях, когда для этого есть возможность.

При расследовании половых преступлений на всех допросах детей до 16 лет обязательно должен присутствовать педагог или психолог, вызванный в качестве консультирующего специалиста через учреждение образования.

При допросе свидетеля в возрасте до 14 лет в суде тоже должен присутствовать педагог или детский психолог. Он может задавать вопросы, касающиеся материалов дела или личных обстоятельств несовершеннолетнего. Для 14–16-летнего свидетеля суд также может пригласить педагогического работника, если посчитает, что его участие целесообразно.

Если вас интересует участие детей в делах по выплатам алиментов, прочитайте про это здесь. По вопросам усыновления можно просветиться в этой статье.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Подборка наиболее важных документов по запросу Участие педагога в судебном заседании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Участие педагога в судебном заседании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.08.2019 по делу N 33-13914/2019
Требование: Об установлении факта признания отцовства, признании права собственности на наследственное имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что отец ребенка умер, не успев оформить отцовство, при жизни признавал ребенка своим, занимался его воспитанием, оказывал материальную помощь.
Решение: Требование удовлетворено. Приводя в апелляционной жалобе доводы о том, что несовершеннолетний 5, в нарушение требований закона, был допрошен в судебном заседании без участия педагога, ответчик не учитывает, что не наделена правом представлять интересы несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего истца апелляционная жалоба не принесена, приведенные ответчиком обстоятельства о нарушении ее процессуальных прав не свидетельствуют.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.08.2019 по делу N 33-13914/2019
Требование: Об установлении факта признания отцовства, признании права собственности на наследственное имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что отец ребенка умер, не успев оформить отцовство, при жизни признавал ребенка своим, занимался его воспитанием, оказывал материальную помощь.
Решение: Требование удовлетворено. Приводя в апелляционной жалобе доводы о том, что несовершеннолетний 5, в нарушение требований закона, был допрошен в судебном заседании без участия педагога, ответчик не учитывает, что не наделена правом представлять интересы несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего истца апелляционная жалоба не принесена, приведенные ответчиком обстоятельства о нарушении ее процессуальных прав не свидетельствуют.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Участие педагога в судебном заседании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о допросе несовершеннолетнего свидетеля
(Ярков А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 3) В статье рассмотрен вопрос об участии педагогического работника при допросе в судебном заседании несовершеннолетнего свидетеля. Произведен анализ соответствующих нормативных правовых актов, в частности профессиональных стандартов в области образования и науки, а также точек зрений представителей научного сообщества. Предложено разрешение поставленной проблемы. Обоснована необходимость внесения некоторых поправок в процессуальное законодательство.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9) Таким образом, думается, законодатель предусмотрел участие педагога в судебном заседании при допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших), установил определенные требования к педагогам, согласно которым они должны иметь педагогическое образование, опыт работы в этой сфере, для того, чтобы он мог благоприятно воздействовать на несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), оказывал помощь и содействие должностным лицам при производстве процессуальных действий, смог установить контакт с допрашиваемым лицом в целях дачи правдивых и полных показаний по уголовному делу.

Нормативные акты: Участие педагога в судебном заседании

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) 1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" 9. Судам следует иметь в виду, что статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу или психологу их права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог или психолог, присутствовавшие при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей процессуального положения педагога при проведении следственных действий в отношении несовершеннолетних лиц. Рассматриваются законодательные нормы, регулирующие участие педагога в уголовном процессе, а также особенности психического развития и состояния несовершеннолетних, которые важно учитывать, в частности, при проведении допроса, иных процессуально-следственных действий.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетние, психическое развитие несовершеннолетнего, педагог, психолог, экспертиза, УПК РФ.

Несовершеннолетние лица выступают в качестве особой, отдельной категории граждан, в отношении которых многими отраслями права предусмотрены специальные меры. В уголовном законе, например, для них может применяться более мягкое наказание, чем для взрослых правонарушителей, а сам по себе несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством по всем состава преступлений. Что касается уголовно-процессуального закона, то здесь также существует своя специфика при проведении следственных действий (допросы, задержание, экспертизы, и т.д.) в отношении несовершеннолетнего. И наиболее острым, актуальным, на наш взгляд, вопросом является процессуальная регламентация участия педагога во всех действиях, проводимых по отношению к несовершеннолетнему лицу. Это обусловлено тем, что дети – психически незрелые, неустойчивые личности, наиболее часто подвержены стрессам, чем взрослые, и потому нуждаются в особой, усиленной психологической поддержке и защите. Развитие детского организма предполагает довольно значительные изменения в физиологии, повышенная гормональная активность оказывает влияние на нервно-психическое состояние подростков. Кроме того, психика подростков неустойчивая часто в силу того, что они не обладают еще достаточным жизненным опытом и знаниями. Для следователя, дознавателя, важно учитывать все психологические особенности личности при допросе несовершеннолетнего. На эффективность и качество проводимого допроса оказывает непосредственное влияние степень владения допрашивающим лицом юридическими знаниями и детской психологией. Таким образом, важной составляющей допроса несовершеннолетнего является участие психолога (педагога).

Процессуально участие психолога либо педагога в допросе несовершеннолетнего в российском законодательстве закреплено в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. [1] Согласно данной статье, педагог или психолог должен участвовать при допросе несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления,: обязательным такое участие является при допросе тех лиц, которые не достигли возраста 16 лет, а для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет – только в случае, если лицо страдает расстройством психики, отстает в психическом развитии. Вместе с тем, серьезным недостатком законодательства, на наш взгляд, является отсутствие четкой регламентации, в каких случаях участвует педагог, а в каких – психолог. Представляется, что к участию в допросе несовершеннолетних, а также при проведении иных следственных действий в отношении данной категории лиц, важно обеспечить присутствие квалифицированного специалиста, имеющего соответствующее образование и комплексные знания в таких областях, как уголовное, гражданское право, психология, и судебная психиатрия.


Законодательно участие педагога (психолога) при проведении допроса несовершеннолетних участников процесса (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), регламентировано ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, ч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ.

Следует обратить внимание, что нормы уголовно-процессуального закона недостаточно конкретизируют, какое положение занимает педагог (психолог) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего, что порождает в практическом правоприменении ряд спорных моментов, особенно там, где несовершеннолетние выступают в качестве потерпевших и свидетелей.

Сомнения также существуют и относительно процессуального положения психолога (педагога): они могут участвовать в производстве и как эксперты, и как специалисты. Вместе с тем, названные выше процессуальные статусы различны по своему назначению. Если речь идет о том, что педагог (психолог) имеет статус специалиста, привлеченного для участия в деле, то здесь не могут в полной мере реализоваться процессуальные возможности специалиста. Привлечение специалиста следователем регламентировано нормами статьи ст. 164 УПК, а участие специалиста в деле – ст. 168 и 270 УПК. Получается, что функция специалиста как участника дела – только лишь содействие следователю (дознавателю), в момент, когда проводится допрос, иные следственные действия. [4] Выступая в значительной степени в качестве помощника, советника следователя, специалист не дает никакой информации, ее источником являются другие лица. Но вот если предстоит выяснить вопросы, которые лежат в области профессиональной компетенции, то специалист уже - не помощник следователя, а противоречивый источник информации. Это означает, что следователь, по факту, проводит допрос специалиста. Однако, здесь есть существенное противоречие нормам УПК, поскольку допрос специалиста не предусмотрен процессуально стадией предварительного расследования. Что касается стадии судебного разбирательства, то данный вид допроса регламентирован частично в ст. 271 УПК, однако законом не установлен порядок, в котором он проводится. [5] Существует мнение, что специалист может выступать по делу в качестве свидетеля, однако эта позиция представляется неверной, поскольку у названных лиц совершенно разный процессуальный статус. Защитник (адвокат) наделен правом ходатайствовать о привлечении специалиста к участию в деле, однако самостоятельно он не может реализовать данное право, поскольку следственные действия проводит специальное должностное лицо – следователь или дознаватель. Вместе с тем, на практике все далеко не так, поскольку следователь часто не удовлетворяет ходатайство защиты о привлечении специалиста, и лишь в суде первой инстанции специалист может выступить в целях разъяснения тех вопросов, которые относятся к его профессиональной компетенции. Однако, ответы специалиста на вопросы, которые были перед ним поставлены, закрепляются документом – актом, который не имеет доказательственного значения. Вышеизложенное означает, что стороной защиты специалист не может быть полноценно использован для прояснения обстоятельств дела.

Указанные выше разногласия и пробелы в законодательстве дают основания утверждать, что изменения ст. 58 УПК, касающиеся четкой регламентации проведения процедуры допроса специалиста, крайне необходимы современному законодательству. Учитывая, что уголовно-процессуальный закон устанавливает равенство сторон в доказывании, действия защиты, на наш взгляд, должны иметь такое же процессуальное значение для дела, как и результат привлечения специалиста в качестве участника процесса.

Выше нами было рассмотрено участие педагога (психолога) в качестве специалиста в деле, считаем необходимым рассмотреть также и иной процессуальный аспект – участие вышеперечисленных лиц в качестве экспертов.

Поскольку несовершеннолетние не способны в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, необходимых знания самостоятельно защитить свои права, то УПК устанавливает обязательное участие защитника в деле, согласно п.2 ч.1 ст.51. Для того, чтобы защитник смог полноценно, честно и добросовестно защищать законные права и интересы несовершеннолетнего подзащитного, то статьями 74 и 80 УПК устанавливаются правила проведения экспертиз. Экспертизы могут выступать как средство доказывания. [7]

Так, в ст.196 УПК установлены обязательные виды экспертиз, которые необходимо проводить при доказывании:

- судебно-медицинская (в целях установления причин смерти, степени тяжести причиненного здоровью вреда);

- судебно- психиатрическая, психологическая экспертизы. Указанные виды экспертиз проводят с целью установления психического, физического состояния таких лиц, как подозреваемый, обвиняемый, потерпевший (разрешение вопроса о вменяемости лица, в случае возникновения у суда сомнений в способности потерпевшего к адекватному восприятию обстоятельств, которые являются значимыми для уголовного дела).[3]

Согласно п.3 ст.196 УПК, если существуют сомнения в том, что обвиняемый не способен защитить свои права и интересы, это является основанием для назначения судебной экспертизы. Также статья 420 УПК в ч.2 закрепляет общий порядок производства по делу с участием несовершеннолетнего, делая ссылку на изъятия, содержащиеся в главе 50. Рассмотрим их более подробно.

Так, в статье 421 УПК закрепляет перечень подлежащих установлению обстоятельств при проведении расследования в отношении вышеуказанной категории субъектов, вместе с обстоятельствами речь о которых идет в ст. 73 УПК. Указанными обстоятельствами являются:

- те условия, в которых живет и воспитывается несовершеннолетний;

- особенности личности несовершеннолетнего, главным образом, связанные с его уровнем психического развития;

В том случае, если имеются данные, которые могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний отстает в психическом развитии, однако у него не имеется какого-либо психического расстройства, подлежит установлению также и возможность осознания несовершеннолетним степени опасности и характера совершаемых действий, а также то, насколько он мог руководить ими в момент совершения преступного деяния.

Еще одним процессуальным изъятием, содержащимся в ч.3 ст.425 УПК, является обязанность участия педагога (психолога) в допросе лица в возрасте до 16 лет, а в случае, если лицо страдает расстройством психики, либо имеют место отклонения в психическом развитии лиц, достигших 16 лет, но в возрасте до 18 лет.


Еще одним изъятием является право следователя либо дознавателя не предъявлять несовершеннолетнему обвиняемому определенных материалов по уголовному делу, если указанные должностные лица сочтут влияние предъявляемых материалов на психику несовершеннолетнего отрицательным. Указанное изъятие устанавливается ч.3 ст.426 УПК.

Особый порядок, согласно которому должно производиться рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних, закреплен в ч. 2 ст.420 УПК. Это обуславливает обязанность суда назначить психологическую, судебно-психиатрическую экспертизы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя. Однако, в настоящий момент современное законодательство не приемлет поручение функций психолога (психиатра) сотрудникам правоохранительных органов. Выявлять вопросы о наличии расстройств психики, задержек в психическом развитии, а также степени осознания лицом противоправности характера совершаемого им деяния – задача, возложенная на специалистов по психологии личности и в сфере судебной психиатрии. Их заключение является обязательным для участников уголовного судопроизводства, которые должны строить свои выводы, основываясь на объективных данных результатов экспертиз.

Стоит отметить также, что задержка психического развития у ребенка не является препятствием для расширения возможностей развития интеллекта, однако незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей затрудняет их познавательную деятельность. [6] Такие дети чаще всего страдают низкой работоспособностью, недостаточностью некоторых функций психики. Будучи психически здоровыми, данная категория детей обладает достаточными возможностями для того, чтобы полноценно развиваться умственно, но, тем не менее, у них есть отличительные особенности, которые оказывают негативное влияние на степень осознания ими значения своих действий, а также ответственности за последствия содеянного.

Выше уже было сказано о том, что определение уровня психического развития личности, иные особенности психики несовершеннолетнего, отставание его в психическом развитии, а также степени осознания им характера и общественной опасности своих действий не находится в компетенции сотрудников правоохранительных органов. Это дает основание полагать о невозможности единоличного разрешения вышеуказанными должностями лицами вопроса о необходимости приглашения психолога (педагога), а также о необходимости проведения судебно-психологической и психиатрической экспертизы.

Учитывая вышеизложенное, представляем необходимым проведение таких экспертиз именно на раннем этапе предварительного расследования, поскольку именно в этом случае помощь психолога будет наиболее очевидна: это установление доверия и контакта между следователем и несовершеннолетним допрашиваемым. Кроме того, выводы психолога-эксперта о степени осознания несовершеннолетним значения его действий и способности руководить ими играют неоценимую роль в назначении целесообразного и справедливого наказания для несовершеннолетнего. Указанное положение отражено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних". [2] Несмотря на то, что указанный документ утратил силу, его можно смело считать практическим руководством для психолога-эксперта, при оценке им степени способности несовершеннолетнего осознания своих действий и руководства ими.

И здесь вполне закономерным и правильным, на наш взгляд, будет вопрос о правомерности решений, принимаемых сотрудниками следствия (дознания), суда, которые зачастую возлагают на себя функции психолога (психиатра). Ведь здесь решается судьба несовершеннолетнего, и от того, насколько правильным и объективным будет ответ, зависит справедливость и обоснованность вынесенного решения по делу.

Можно ли назвать правомерным то, что установление основных фактов, непосредственно связанных с психическими особенностями личности несовершеннолетнего, могут устанавливаться кем-то без проведения соответствующей (психиатрической, психологической) экспертизы? В частности, по непонятным причинам очень часто без вмешательства эксперта определяется то, насколько несовершеннолетний развит психически, какие у него имеются иные личностные особенности; отстает ли он в психическом развитии или же развивается нормально, есть ли у несовершеннолетнего психические расстройства; было ли возможно для него осознание в полной мере характер и опасность совершаемых им действий, а также мог ли несовершеннолетний руководить своими действиями; могли ли иные лица отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, что привело к преступным действиям с его стороны.

Таким образом, вышеизложенное позволяет нам прийти к выводу, что действия тех должностных лиц, которые присваивают себе роль специалиста-психолога (психиатра), а также тех, которые проявляют своеволие в вопросах назначения необходимых комплексных судебно-психиатрической и психологической экспертиз в отношении несовершеннолетнего, а также приглашения психолога при проведении допроса несовершеннолетнего, следует признать неправомерными и не соответствующими закону. Принятие подобных решений напрямую может влиять на судьбу ребенка, и потому требует ответственного и строго законного подхода к ним.

Речь идет о том, что те лица, которые не являются специалистами по психологии (суд, следователь, прокурор), не имеют права давать ответы на вышеобозначенные вопросы. Это свидетельствует о том, что даже педагог или психолог без соответствующей дополнительной квалификации по судебной психологии не вправе давать какие-либо заключения в отношении несовершеннолетнего, не говоря уже о должностных лицах, которые ведут процесс. Полагаем, что для дачи объективного и верного заключения по психическому состоянию и здоровью несовершеннолетнего, являющегося участником уголовного судопроизводства, должен обязательно привлекаться психолог, который работает в направлениях судебной психологии, психиатрии, а также разбирается в уголовном законодательстве. Именно указанный специалист может вынести обоснованное и аргументированное заключение, где будут указаны факты и доводы, влияющие на исход дела и решающие судьбу несовершеннолетнего. Подчеркнем, что крайне важно законодательное закрепление процессуального статуса педагога и психолога, которые принимают участие в допросе совместно с несовершеннолетним. Наиболее эффективным и верным с юридической точки зрения и с позиции гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних будет участие в следственных действиях такого эксперта, который может объективно дать ответы на поставленные перед ним вопросы, которые повлияют на судьбу ребенка.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

3. Мешков, М.В. Досудебное производство с участием несовершеннолетних: Учебное пособие. Мешков М.В. / М.В. Мешков. - Москва: Высшая школа, 2015. - 453 c.

4. Офёркина О.А. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников преступных групп // Аспирант и соискатель. - 2011. - №3.

5. Порубов Н.И. Допрос на предварительном следствии // Публичное и частное право. - 2010. - №2.

6. Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М., 2011.

7. Степанова А.А., Файрушина Р.Д. Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей Правовое государство: Теория и практика - 2011. - №24.

Педагоги – отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов – постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Увольнение за аморальный поступок

Первым делом четко определим, какой проступок можно считать аморальным и любого ли работника образовательной организации можно уволить по данному основанию.

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.

Отметим, что понуждение ко лжи воспитанников также может быть расценено как аморальный проступок и в такой ситуации увольнение работника образовательной организации, выполняющего воспитательные функции, будет законно (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2014 по делу № 33‑22169).

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Но в дополнение к определению аморальности совершенного поступка работодателю следует четко понимать, что уволить за таковой можно не любого работника. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [1] указывал, что за совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок – по месту работы или в быту (п. 46).

Конечно же, воспитательную функцию, кроме учителей и преподавателей, осуществляют и тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков, секций и студий, а также сотрудники, которые занимаются воспитательной работой помимо своих должностных обязанностей, например заместители по воспитательной работе. Так, Алтайским краевым судом отказано в восстановлении на работе директору МКОУ СОШ. Директор полагал, что он не относится к работникам, выполняющим воспитательные функции, так как он осуществляет руководство и не ведет уроки. Однако суд указал, что тот факт, что истец не ведет уроки, то есть не является непосредственным участником образовательного процесса, не свидетельствует о неисполнении им воспитательных функций. Директор школы непосредственно контактирует с учениками, применяет меры воспитательного характера, следовательно, он выполняет воспитательные функции (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2014 по делу № 33‑6014/14).

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.

Если аморальный поступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 192, 193 ТК РФ. Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ также может быть расторгнут, но не позднее года со дня обнаружения проступка (п. 47 Постановления № 2).

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

  1. Фиксируется факт совершения аморального поступка – составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей. В этих документах нужно как можно подробнее описать обстоятельства, при которых совершался проступок, и сами действия работника.
  2. Требуем от нарушителя правил морали объяснительную, лучше в письменном виде. Помните, что на объяснения у работника есть два рабочих дня. Если по истечении этого времени объяснения не поступят, составляется соответствующий акт.
  3. Создаем комиссию по расследованию факта совершения аморального поступка. Именно эта комиссия в акте полностью укажет все обстоятельства, объяснения, показания свидетелей и придет к выводу, совершил работник проступок или нет.
  4. Принимаем решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Напомним, что если проступок незначительный, а работник ценный, не обязательно его увольнять – можно ограничиться, например, выговором.
  5. Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника – по форме Т-8 [2] . Помните, что издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). В указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске и отсутствия по иным законным основаниям (пример см. на стр. ).
  6. Оформляем увольнение – вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

Законом № 387‑ФЗ [3] в Трудовой кодекс была введена новая ст. 351.1, устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления. Кроме этого, была скорректирована ст. 331 ТК РФ. Согласно данным нормам к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121.

Не стоит думать, что если педагог был осужден за преступления, названные в ст. 331 ТК РФ, до вступления в силу Закона № 387‑ФЗ, то и увольнять сотрудника не нужно. Как подтверждает судебная практика – неважно, когда был осужден педагог, важен сам факт. Так, П., считая, что уволен из МБОУ «ДЮСШ» незаконно, обратился в суд. Требования обосновывал тем, что ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ для осуществления педагогической деятельности, в данном случае не подлежат применению, поскольку он был принят на работу до внесения указанных ограничений в трудовое законодательство.

Между тем суд установил, что в 2005 году П. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ и судимость погашена. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 18.07.2013 № 19‑П,суд отметил, что положения названных статей Трудового кодекса пре­дусматривают бессрочный и безусловный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных в этих положениях сферах для лиц, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, признанных виновными. Поэтому увольнение признано законным и обоснованным (Апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 22.07.2014 по делу № 33‑1253/2014).

Кроме этого, некоторые руководители образовательных организаций «по старинке» полагают, что данное основание увольнения применимо лишь к тем работникам, которые непосредственно осуществляют педагогическую деятельность или деятельность по воспитанию. То есть дворник, сторож, завхоз не могут быть уволены по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Однако действующая редакция ТК РФ сформулирована таким образом, что ограничение установлено не в отношении конкретной трудовой функции, а в отношении сферы деятельности. Это значит, что по данному основанию можно уволить и сторожа, и уборщицу, и иных работников, непосредственно не занимающихся педагогической или воспитательной работой, то есть ограничение распространяется на весь персонал образовательных организаций, в том числе технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24.07.2014 по делу № 11‑7669/2014, Курганского областного суда от 13.06.2013 по делу № 33‑1596/2013, Красноярского краевого суда от 20.08.2012 по делу № 33‑6847/2012и пр.).

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре­дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Поэтому Трудовым кодексом предусмотрено еще одно основание для увольнения педагогических работников – п. 2 ч. 1 ст. 336 (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Какие методы воспитания считать физическим или психическим насилием? Полагаем, что к первым можно отнести побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д. Ко вторым – угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая и необоснованная критика, демонстративное негативное отношение к обучающемуся и пр.

Здесь работодателю придется провести расследование, в ходе которого установить, какого рода насилие было применено к обу­чающимся или воспитанникам и было ли оно вообще. Кроме этого, необходимо запастись доказательствами – заявлениями родителей, свидетельскими показаниями – и провести служебное расследование. Если этого не сделать, восстановления педагога-тирана не избежать. Например, Волгоградский областной суд восстановил на работе в ГБОУ «ПУ» Д., уволенную за «моральное оскорбление»: на уроке она ударила ученика А. указкой по ноге, ученика Б. ударила по лицу, а в адрес П. она выразилась грубой нецензурной бранью. Приказ об увольнении был издан на основании объяснительных записок обучающихся, заявлений, претензий родителей. Объяснения с Д. были затребованы. Однако суд удовлетворил требования Д. и восстановил ее на работе, так как ГБОУ «ПУ» не провело служебного расследования, поэтому установить конкретные факты применения Д. физического и психологического насилия к обучающимся суд не смог (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.04.2014 по делу № 33‑3888/14).

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: