Теории происхождения государства и права и причины их возникновения понятие и основные признаки государства

Обновлено: 17.04.2024

2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Гроций, Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало
власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.
5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
6. Психологическая (Л. И. Петражицкий, Тард, Фрезер). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.
7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

Государство – это закономерный этап самостоятельного развития общества. Это результат совершенствования орудий труда, неолитической революции, роста производительности труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, классов, классового антагонизма.

Государство представляет собой универсальную, наиболее совершенную, мощную, располагающую аппаратом принуждения политическую организацию, предназначенную для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.

Государство можно определить также как политическую организацию управления обществом, состоящую из особого аппарата, осуществляющего на правовой основе общесоциальные функции.

Современное демократическое государство – орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Выделим основные признаки государства.

1. Публичная власть–один из ведущих признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер. Это не власть всего общества, она стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.

2. Разделение населения и власти по административно-территориальному принципу.

3. Суверенитетозначает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политике, ее полноправие в определении жизни общества в пределах свей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Налогообложение составляет один из важнейших признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества.

5. Издание правовых норм. Государство не может существовать без права. право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений.

Кроме того, к признакам государства относятся единое экономическое, информационное, энергетическое пространство, национальная или многонациональная культура, менталитет, идеология, государственная символика.

Процесс познания государства следует начинать с вопроса о его возникновении.

Существуют различные теории происхождения государства.

Теологическая теория(А. Августин, Ф. Аквинский и др.) была одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Государь рассматривался как помазанник божий, неподчинение ему приравнивалось к неподчинению богу. Данная теория получила широкое распространение в средние века для обоснования неограниченной власти церкви. Она подчеркивала особую роль храмов, жрецов, религиозных основ происхождения государства и права.

Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский и др.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является вождем всех своих подданных.

Возникновение органической теориисвязывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше (Платон, Спенсер и др.). Теория сравнивала государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Теория насилиятакже возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Представителями психологической теории,возникшей в XIX в., были
З. Фрейд, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты, осознанием справедливости и пр. Сильные и волевые личности становились господствующим классом, а слабые и безвольные – угнетенным.

Теория общественного договора (естественного права)была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы,
Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Согласно этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Историко-материалистическая теория(К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Морган). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбе: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Сущность любого явления – это главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

Сущность государства – это то, что определяет его содержание, цели и функционирование.

Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. По вопросу сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными являются классовый и общесоциальный подходы.

Суть классового подхода состоит в том, что государство рассматривается как орудие неограниченной власти с диктатурой господствующего класса. Государство выражает волю господствующего класса и поддерживает его интересы. Это характерно для рабовладельческого, феодального, социалистического, раннего буржуазного государства.

Общесоциальный подход заключается в том, что государство выступает как надклассовое образование, инструмент сглаживания классовых, социальных противоречий, выражает интересы всего общества.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса. С ростом демократизации государства его общесоциальная сущность растет, а классовая – сужается.

Сущность государства определяется теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества, с изменением которых меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях.

В науке общей теории государства и права функции государства принято классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны. Внешние функции раскрывают специфику интересов государства в межгосударственном общении. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Рассмотрим внутренние функции государства.

Политическая функция заключается вобеспечении государственного суверенитета, защите конституционного строя, реализации волеизъявления народа в законодательстве и иных государственных решениях, создании необходимых и достаточных условий для становления правового государства и формирования гражданского общества и т.п.

Экономическая функция сводится к выработке экономической политики, управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собствен­ность, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию сво­бодного предпринимательства и свободы труда, пресечению недобросовестной конкуренции (монопо­лизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя и т.п.

Выполнение социальной функции гарантирует занятость трудоспособного населения и социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке (инвалиды, пожилые лица, многодетные семьи, дети-сироты, беженцы, безработные и др.), нормальные условия жизни всех членов общества. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Здесь социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений и учреждений культуры.

Экологическая функция обусловлена обязан­ностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Функция налогообложения и финансового контроля играет важную роль в деятельности государ­ства. Как известно, бюджет страны и его структурных и региональных единиц практически целиком состоит из налогов и обязательных платежей. Вторая составляющая рассматриваемой функции – финансовый контроль, направленный на проверку выполнения финансовых обязательств перед государством всеми субъектами финансовых отношений; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль над законностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Функция охраны конституционного строя, защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности государства. В настоящее время проблема прав человека переросла из внутреннего дела каждого государства в фактор международной политики. И если лицо не получит защиты своих прав внутри данного государства, оно может обратиться в международные органы.

Внешние функцииотражают интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами. В частности, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов различных государств взаимной зависимостью их друг от друга. В настоящее время получили распространение совместные предприятия, которые создаются на базе иностранных инвестиций или с участием иностранных партнеров.

Функция обороны направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. На современном этапе меняются ориентиры в реализации данной функции; происходит отказ от безудержной гонки вооружений, так как это сказывается на бюджете страны и благосостоянии населения. Большинство стран, в том числе и Республика Беларусь, придерживаются принципа достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требования национальной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами; сотрудничество государств, в таких областях, как борьба с организованной преступностью, в том числе с наркобизнесом, контрабандой, международным терроризмом; участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов (в процессе разного рода конфликтов нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств, это требует вмешательства мирового сообщества).

Функция сотрудничества по глобальным проблемам сегодня приобретает особую актуальность. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом, требующих международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф.

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;

– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория . Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Понятие государства, признаки и общая характеристика

1. Возникновение государства и права.

2. Основные теории происхождения государства и права.

3. Понятие и признаки государства.

4. Понятие и виды функций государства.

5. Форма государства: форма государственного правления, форма государственного устройства, государственный режим.

6. Понятие и основные признаки правового государства.

Возникновение государства и права

1. Познание государства и права следует начинать с изучения вопроса об их происхождении. Благодаря данным археологии мы имеем достоверную информацию о первобытном обществе и о причинах его эволюции в государство.

Общественные отношения первобытного общества регулирова­лись нормами первобытной морали, обычаями и традициями, религиозными нормами и всевозможными запретами (табу). Гарантом их соблюдения по большей части было не принуждение, а страх перед сверхъестественными силами и богами. Для первобытных людей обычай был связан с мифическим построением мира. Сохранение обычаев означало уважение к предкам, дух которых постоянно «наблюдает» за жизнью на земле. Любое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов земли и накликать опасность на отдельного человека или даже на целую этническую группу.

Итак, первобытные люди исполняли социальные нормы добровольно, без специального принуждения, присущего государству.

Однако, невзирая на положительную организацию социальной жизни в обществе, первобытный строй не был идеальным. Некогда существовавший присваивающий тип хозяйствования, присущий первобытному обществу на определенном этапе перестал соответствовать запросам человечества. Этому способствовали экологические кризисные явления, в частности завершения к Х в. до н.э. последнего в истории ледникового периода и потепление климата.

Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, являющихся предметом первобытной охоты. Все эти явления дали толчок к развитию принципиально нового вида хозяйствования: от экономики присваивания (охота, рыбная ловля, собирательство) к производящей экономике (земледелие, скотоводство, ремесло); данный процесс перехода от присваивания к производству получил названия неолитической революции.

Производящая экономика привела к усложнению организации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении – к стратификации общества. Власть первобытной общины и примитивные нормы не могли регулировать новые экономические отношения. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности и привела к появлению управленческой функции. По словам Арнольда Тойнби (англ. историк) возникло «правящее меньшинство и производящее большинство».

Общими причинами возникновения государства и права стали:

1) три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;

4) несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.

Для регулирования общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право.

Государство и право возникли, таким образом:

- в силу хозяйственной необходимости;

- в силу потребностей производящей экономики.

Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: