Грубое нарушение ведения бухгалтерского учета судебная практика

Обновлено: 25.04.2024

Ст. 15.11 КоАП РФ в последней действующей редакции от 9 июня 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.15.6 настоящего Кодекса), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

  • 1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:
  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчётности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация в регистрах бухгалтерского учёта мнимого объекта бухгалтерского учёта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учёта вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчётности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учётных документов, и (или) регистров бухгалтерского учёта, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчётности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчётности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

1.1. Предусмотренная настоящей статьёй административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчётности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, и лицу, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учётных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учётных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учёта.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьёй, в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учёта, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьёй 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчётности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комментарии к ст. 15.11


Другие статьи раздела


Судебная практика по ст. 15.11 КоАП РФ

Дело № 117-ААД16-1
от 21 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 80-АД14-8
от 1 декабря 2014 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 49-АД12-1
от 8 февраля 2012 г.
Административная коллегия, надзор


Изменения ст. 15.11 КоАП РФ


Упоминания ст. 15.11 КоАП РФ в юридических консультациях

09.06.2016 Добрый вечер, Ирина. В вашем случае, важен факт обнаружения правонарушения, который произошел уже после вступления в силу ст.15.11 КоАП РФ. И еще в ч.2 ст.4.5 КоАП РФ сказано: 2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться

07.01.2014 нелегальной выплаты заработной платы работодателю грозит ответственность в соответствии со статьей 122 Налогвого кодекса РФ, административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ, а в крайних случаях - уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу РФ. Поводом для проведения налоговой проверки может стать обращение гражданина


Быстрый переход к статье

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Ст. 15.11 КоАП РФ всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию кодекса. А также наш консультант ответит на ваши вопросы.
Если вы ищите поправки к статье 15.11 - ищите их в клубе!

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 15 > Статья 15.15.6. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 15.15.6. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

3. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

4. Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

7. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

2. Под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;

не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;

не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

5. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

6. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

1) представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъект консолидированной отчетности);

после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 15 > Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комментарий к ст. 15.11 КоАП

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;

б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля", санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).

В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.

Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.

При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.

Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Судебная практика по статье 15.11 КоАП

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Дерягиной Татьяны Викторовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Сенгилеевского судебного района Ульяновской области от 21 января 2019 г., решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 20 февраля 2019 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 29 апреля 2019 г., вынесенные в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Сенгилеевский цементный завод" (далее - ООО "Сенгилеевский цементный завод", общество) Дерягиной Татьяны Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

приказом председателя контрольно-счетной палаты Иркутской области N 14-рп от 12 декабря 2016 года утвержден перечень должностных лиц контрольно-счетной палаты Иркутской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.21, частями 1 - 3 статьи 7.29.3, частью 8 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к которым отнесены председатель, заместитель председателя, аудиторы, начальники инспекций, главные инспекторы, ведущие инспекторы и инспекторы контрольно-счетной палаты Иркутской области.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Судья Ленинского районного суда Наточеева М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении должностного лица- директора ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище(колледж)» Федуловой М.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ,

Директор ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище(колледж)» Федулова М.В. совершила грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

При проведении планового контрольного мероприятия в отношении деятельности ГБПОУ «Самарское хореографическое училище(колледж)» было установлено нарушение требований федерального закона № № от ДД.ММ.ГГГГ «О бухгалтерской отчетности», а именно: составление баланса ГБПОУ(бухгалтерской отчетности) не на основе данных Главной книги ГБПОУ(регистра бухгалтерского учета).

Руководителем контрольно-ревизионного департамента министерства управления финансами Р.К.Ульбековым ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол № № по факту нарушений требований федерального законодательства, а именно: совершено нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О бухгалтерском учете», выявленное ДД.ММ.ГГГГ

Часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, при этом к грубым нарушениям финансовой отчетности относится, в том числе, составление бухгалтерской(финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Представитель Министерства управления финансами просил привлечь Федулову М.В к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями.

В судебное заседание Федулова М.В. не явилась, извещалась надлежащим образом, причин неявки не сообщила, ходатайств об отложении дела не представила.

При таких обстоятельствах на основании положений ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Федуловой М.В.

Выслушав пояснения представителя Министерства управления финансами , изучив материалы дела, суд считает, что вина Федуловой М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, доказана и подтверждается собранными материалами: актом о результатах проведения планового контрольного мероприятия в отношении деятельности ГБПОУ «Самарское хореографическое училище(колледж)» от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом по части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Формы по ОКУД бухгалтерской отчетности для государственных учреждений установлены Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н. Согласно пункту 12 Инструкции №н в состав бухгалтерской отчетности включается баланс государственного (муниципального) учреждения (форма по ОКУД №

По пункту 9 Инструкции №н бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации для учреждений. При этом форма главной книги по ОКУД № как бухгалтерского регистра утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.

Согласно материалам проверки Минкульта данные в балансе ГБПОУ на ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют данным Главной книги ГБПОУ за ДД.ММ.ГГГГ год, в которой приведен остаток на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно балансу ГБПОУ на ДД.ММ.ГГГГ он составлялся и подписывался директором ГБПОУ М.В. Федуловой, которая назначена на эту должность распоряжением министра культуры от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно подпунктам «б» и «н» пункта 9 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент составления баланса ГБПОУ, М.В. Федулова обеспечивала организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций, а также представление отчетности.

Таким образом, должностное лицо директор ГБПОУ М.В. Федулова совершила административное правонарушение по части 1 статьи 15.11 Ко АП РФ.

Пояснения М.В. Федуловой, поступившие с письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержат конкретные возражения или доводы, касающиеся обстоятельств возбуждения дела об административном правонарушении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны директора ГБПОУ Федуловой М.В., действительно имело место грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При назначении наказания учитываются обстоятельства совершенного деяния, личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, суд полагает возможным применить административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

Должностное лицо - директора ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище(колледж)» Федулову М.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, на следующие реквизиты:

ИНН 6315802231 КПП 631501001

Получатель: УФК по (Министерство управления финансами , л/с 04422000010),

Банк Отделение Самара

БИК 043601001 р/с 40№ ОКТМО 36 701 000 КБК 777 1 16 90020 02 0000140 «Прочие поступления от денежных взысканий(штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации».

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ст. 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.

Постановления судов по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Грибкова Э.Г., являясь генеральным директором расположенного по адресу: , при подаче декларации в налоговый орган по допустила нарушение требований закона: Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организации за дд.мм.гггг год общая сумм.

Постановление суда по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

МРИ ФНС России № 40 по РБ проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (копия решения о привлечении к ответственности за совершение налого.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по делу об административном правонарушении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Паллада ПИ» (ИНН №; КПП 0274010014; расположенный по адресу: 450022, Уфа, ) ФИО1 по ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

МРИ ФНС России № 40 по РБ проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 61 от 18.11.2016 на 23 л. в 1 экз.)

ФИО1, являясь директором ООО «Паллада ПИ», будучи в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете» ответственным за ведение и организацию бухгалтерского учета в организации, допустил искажение сумм начисленных налогов и сборов более чем на 10 %, путем занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2013 год.

ФИО1 в ходе судебного заседания вину в совершении административного правонарушения полностью признал, раскаялся, ходатайств не заявил.

МРИ ФНС России № 40 по РБ на судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, выслушав директора ООО «Паллада ПИ» ФИО1, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что МРИ ФНС России № 40 по РБ проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 61 от 18.11.2016 на 23 л. в 1 экз.)

По результатам проведенной проверки выявлено, что допущена неуплата налога на прибыль в сумме – 749781,00 руб., что составляет 78,7 % от общей суммы уплаченного налога на прибыль.

ФИО1, являясь директором ООО «Паллада ПИ», будучи в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете» ответственным за ведение и организацию бухгалтерского учета в организации, допустил искажение сумм начисленных налогов и сборов более чем на 10 %, путем занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2013 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ - грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

Всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что все доказательства, собранные по делу, получены в соответствии с законом, являются допустимыми, достоверными и достаточными.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

С учетом характера совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности назначения административного штрафа в размере 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья

Должностное лицо - директора общества с ограниченной ответственностью «Паллада ПИ» (ИНН №;КПП 0274010014; расположенный по адресу: 450022, Уфа, ) ФИО1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Согласно с п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Предупредить, что по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Р. Курамшина

Постановления судов по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Директор ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище(колледж)» Федулова М.В. совершила грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, то есть административное правонарушение, предусмотренн.

Постановление суда по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Грибкова Э.Г., являясь генеральным директором расположенного по адресу: , при подаче декларации в налоговый орган по допустила нарушение требований закона: Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль организации за дд.мм.гггг год общая сумм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: