Отношения адвоката с коллегами по профессии должны строиться на нормах порядочности и уважения

Обновлено: 10.05.2024

Профессиональная этика адвоката

1. Кодекс профессиональной этики адвоката: правовая природа, значимость, назначение, структура, содержание.

Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. в развитие требований, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в целях поддержания между собой профессиональной чести и создания нравственной ответственности перед обществом, развивая традиции российской присяжной адвокатуры. Согласно ст. 4 ФЗ «Об адвокатской деятельности и …
Читать далее…

2. Этические принципы профессионального поведения адвоката.

Профессия адвоката основывается на развитом внутреннем контроле за словами, действиями и намерениями своих членов. Защищая права клиентов, адвокат вступает в сложные отношения с судом, правоохранительными и другими государственными органами, организациями, гражданами. Отношения адвоката с клиентами по необходимости строятся на очень доверительном, почти интимном общении. Профессиональная этика: а) помогает адвокатам обеспечивать доверительные отношения с клиентами через …
Читать далее…

3. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем.

Основу взаимоотношений адвоката с клиентом состав­ляет доверие. С первых минут общения с адвокатом кли­ент должен понять, что перед ним не судья, а помощник, и у него нет оснований не быть откровенным с адвока­том. В доверии отражается не только правовая природа от­ношений адвоката с обращающимися к нему лицами, но и нравственная сторона адвокатской деятельности, ее на­правленность …
Читать далее…

4. Этические правила поведения адвоката при общении с другими адвокатами.

Основной принцип поведения взаимоотношений адвоката с кол­легами сформулирован в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества — «адвокат обязан признавать всех других адвокатов из входящих в Сообщество государств в качестве коллег по профессии и поступать по отношению к ним в соответствии с нор­мами порядочности и уважения» (гг. 5.1.2). Поведение адвоката по отно­шению к другим адвокатам должно основываться на …
Читать далее…

5. Этические правила участия адвоката в судопроизводстве.

Адвокат при осуществлении профессиональной деятельности обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката (подп. 4 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Закона об адвокатуре). Участвуя в судопроизводстве, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять ува­жение к суду и другим участникам процесса, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав последнего ходатайствовать об их …
Читать далее…

6. Этические правила поведения адвоката при общении со СМИ: условия и ограничения. Критерии допустимости информации об адвокате и адвокатском образовании. Реклама адвокатской деятельности.

Как и во всех иных отношениях, при обращении со СМИ адвокаты должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии, уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к ним за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживается манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы …
Читать далее…

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Основной принцип поведения и взаимоотношений адвоката с коллегами сформулирован в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества – «адвокат обязан признавать всех других адвокатов из входящих в Сообщество государств в качестве коллег по профессии и поступать по отношению к ним в соответствии с нормами порядочности и уважения» (п. 5.1.2).

Поведение адвоката по отношению к другим адвокатам должно основываться на уважении и доброй воле. Адвокатская этика требует того, что ни при каких обстоятельствах нельзя допускать неуважительных, оскорбительных отзывов в отношении деловых или личных качеств своего коллеги. При этом недопустима необъективная критики или критика без необходимости любого другого адвоката, а также критика в целях своей рекламы. Адвокат должен избегать попыток использования всех без разбора ошибок адвоката второй стороны, его промахов, нарушений, тем более если таковые не влияют на существо дела и не нарушают права клиента. Недопустимыми являются замечания личного характера между адвокатами, критические выпады в адрес своего коллеги по поводу его непрофессионализма в ходе судебного процесса.

Адвокаты, которые не являются участниками одного и того же объединения, – это конкуренты. Поэтому их отношения должны строиться на основе принципов цивилизованной конкуренции. Адвокат не должен в беседах с клиентом, публичных выступлениях, документах допускать неуважительных высказываний в отношении деловых или личных качеств другого адвоката. Если адвокат нанес клиенту ущерб своими действиями, корпоративная солидарность не должна помешать другому адвокату принять на себя дело о судебном взыскании с виновного возникших убытков.

Отношения адвоката с коллегами должны быть разделены на отношения между адвокатами в адвокатских объединениях и отношения между адвокатами, не являющимися участниками одного объединения. Адвокат не должен отказывать коллеге в оказании консультационной помощи. Если заключается соглашение на ведение дела, в котором принимал участие другой адвокат, последний должен быть уведомлен об этом адвокатом, принявшим поручение. Адвокат, ранее консультировавший такого клиента, в свою очередь, обязан связаться со своим коллегой и сообщить все известные ему обстоятельства, связанные с правовой ситуацией по делу, а также предупредить коллегу о возможных сложностях.

В случае просьбы клиента на ведение дела совместно с другим адвокатом необходимо удостовериться, согласен ли на это другой адвокат.

При совместном ведении дела происходит распределение обязанностей между адвокатами, поэтому каждому адвокату должен быть известен как общий размер гонорара, так и принципы его распределения. Адвокат, передавший поручение другому адвокату, не вправе скрывать от адвоката, принимающего такое поручение, наличие обстоятельств, объективно препятствовавших первому в дальнейшем ведении дела. Адвокат не должен общаться или пытаться обсуждать спорный вопрос напрямую с другой стороной в деле, которую представляет другой адвокат, кроме как с согласия этого адвоката. Недопустимым является также и несогласованное со своим коллегой использование аудио- или видеозаписи. Если клиент выразит желание получить консультацию у другого адвоката по интересующей его проблеме, адвокат обязан оказать ему в этом всяческое содействие. Неприязненные чувства, существующие между клиентами, не должны влиять на адвоката в его поведении по отношению к другим адвокатам.

Адвокат должен быть предельно честен со своими коллегами, он никогда и ни при каких обстоятельствах не должен сообщать им никакую заведомо ложную информацию. Но вместе с тем адвокат вынужден уйти от ответа на тот или иной вопрос, когда такой ответ может повредить интересам его клиента.

В обязанности каждого адвоката входит немедленное реагирование на обращения к нему управляющего органа территориальной коллегии по любому вопросу, входящему в компетенцию последнего, в том числе касающихся профессиональных этических правил.

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами.

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами. Полномочия адвоката,

Вопрос 14. Статус адвоката: приобретение, приостановление, возобновление, прекращение. Приобретение статуса адвоката

Вопрос 14. Статус адвоката: приобретение, приостановление, возобновление, прекращение. Приобретение статуса адвоката Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную

Вопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений.

Вопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 9 Закона об

Вопрос 31. Этика адвоката в общении с доверителем.

Вопрос 31. Этика адвоката в общении с доверителем. Адвокат при оказании помощи защищает права и свободы доверителя и обязан всегда вежливо и корректно реагировать на обращение за помощью. Адвокат не должен отклонять предложение клиента только потому, что клиент и его

Вопрос 33. Этика поведения адвоката в судопроизводстве.

Вопрос 33. Этика поведения адвоката в судопроизводстве. Адвокат при осуществлении профессиональной деятельности обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката (подп. 4 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Закона об адвокатуре).Адвокат принимает поручение на ведение дела и в том

Вопрос 34. Этика адвоката при общении со СМИ, реклама адвокатской деятельности. Условия и ограничения.

Вопрос 34. Этика адвоката при общении со СМИ, реклама адвокатской деятельности. Условия и ограничения. Федеральная палата адвокатов подготовила рекомендации адвокатам по взаимодействию со СМИ, согласно которым адвокату не рекомендуется отказывать журналистам в

Вопрос 41. Неприкосновенность переписки адвоката. Досмотр адвоката. Обыск помещения, занимаемого адвокатом.

Вопрос 41. Неприкосновенность переписки адвоката. Досмотр адвоката. Обыск помещения, занимаемого адвокатом. Адвокат должен держать в тайне всю информацию, касающуюся обстоятельств и фактов, сообщенных ему клиентом или ставших известными адвокату в связи с выполнением

Вопрос 49. Особенности работы с юридическими лицами. Участие адвоката во внесудебных способах урегулирования спора. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката.

Вопрос 49. Особенности работы с юридическими лицами. Участие адвоката во внесудебных способах урегулирования спора. Принципы организации переговоров по хозяйственным (экономическим) спорам с участием адвоката. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатской

Вопрос 59. Выступление адвоката – защитника по уголовному делу. Вступительное заявление. Участие защитника в допросе на судебном следствии. Содержание и форма выступления адвоката-защитника в судебных прениях. Структура защитительной речи адвоката.

Вопрос 59. Выступление адвоката – защитника по уголовному делу. Вступительное заявление. Участие защитника в допросе на судебном следствии. Содержание и форма выступления адвоката-защитника в судебных прениях. Структура защитительной речи адвоката. Частью 2 ст. 243 УПК

Вопрос 224. Общие правила исполнительного производства. Участие адвоката на стадии исполнения решения суда. Защита прав взыскателя, должника и других лиц.

Вопрос 224. Общие правила исполнительного производства. Участие адвоката на стадии исполнения решения суда. Защита прав взыскателя, должника и других лиц. Общие правила исполнительного производства.Лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются (ст. 48

Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам.

Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам. Принципы уголовного судопроизводства – общие руководящие положения, определяющие наиболее важные стороны

Раздел первый ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА

Раздел первый ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА Статья 1 Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и

7.3. Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами

7.3. Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами Чтобы не стать жертвой террористического акта, необходимо знать и соблюдать правила профилактики терроризма.[36]В целях предотвращения взрывов жилых домов следует:• установить на чердаках и в

8.2. Правила поведения и способы защиты

8.2. Правила поведения и способы защиты В настоящее время ЧС социального характера, способные вызвать массовые беспорядки, возникают довольно часто. Важная роль в их урегулировании принадлежит специалистам в сфере социальной безопасности. Они должны обладать

Правила поведения в блогосфере

Правила поведения в блогосфере Лучше всего заведите собственный блог – блогеры любят «своих» и с недоверием встречают «чужаков». Интегрируйте ваш новостной поток в блогосферу. Возьмите за правило каждый день мониторить блоги и сообщества, в частности, по вашей

Тема 10. Правила поведения

Тема 10. Правила поведения БегствоБегство является самым лучшим способом самообороны по трем причинам:1. У Вас нет представления об уровне подготовки и нападающего, не знаете, вооружен ли он.2. Вам не гарантирована победа в схватке.3. В случае нанесения тяжких повреждений

Основной принцип поведения взаимоотношений адвоката с кол­легами сформулирован в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества — «адвокат обязан признавать всех других адвокатов из входящих в Сообщество государств в качестве коллег по профессии и поступать по отношению к ним в соответствии с нор­мами порядочности и уважения» (гг. 5.1.2).

Поведение адвоката по отно­шению к другим адвокатам должно основываться на уважении и доброй воле. Адвокатская этика требует того, что ни при каких обстоятельствах нельзя допускать неуважительных, оскорбительных отзывов в отноше­нии деловых или личных качеств своего коллеги. При этом недопустима необъективная критики или критика без необходимости любого другого адвоката, а также критика в целях своей рекламы. Адвокат должен избе­гать попыток использования всех без разбора ошибок адвоката второй стороны, его промахов, нарушений, тем более если таковые не влияют на существо дела и не нарушают права клиента. Недопустимыми явля­ются замечания личного характера между адвокатами, критические вы­пады в адрес своего коллеги по поводу его непрофессионализма в ходе судебного процесса.

Адвокаты, которые не являются участниками одного и того же объе­динения, — это конкуренты. Поэтому их отношения должны строиться на основе принципов цивилизованной конкуренции. Адвокат не должен в беседах с клиентом, публичных выступлениях, документах допускать неуважительных высказываний в отношении деловых или личных качеств другого адвоката. Если адвокат нанес клиенту ущерб своими действиями, корпоративная солидарность не должна помешать друго­му адвокату принять на себя дело о судебном взыскании с виновного возникших убытков. Отношения адвоката с коллегами должны быть разделены на отношения между адвокатами в адвокатских объедине­ниях и отношения между адвокатами, не являющимися участниками одного объединения. Адвокат не должен отказывать коллеге в оказании консультационной помощи.

Адвокат не должен общаться или пытаться обсуждать спорный вопрос напрямую с другой стороной в деле, которую представляет другой адво­кат, кроме как с согласия этого адвоката. Недопустимым является также и несогласованное со своим коллегой использование аудио- или видео­записи. Если клиент выразит желание получить консультацию у друго­го адвоката по интересующей его проблеме, адвокат обязан оказать ему в этом всяческое содействие. Неприязненные чувства, существующие между клиентами, не должны влиять на адвоката в его поведении по от­ношению к другим адвокатам.

Адвокат должен быть предельно честен со своими коллегами, он ни­когда и ни при каких обстоятельствах не должен сообщать им никакую заведомо ложную информацию. Но вместе с тем адвокат вынужден уйти от ответа на тот или иной вопрос, когда такой ответ может повредить интересам его клиента.

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Макаревич Виктория

Со времен зарождения адвокатуры адвокат, принимая каждое новое поручение, не только разрабатывает стратегию защиты, но и моделирует тактику ее применения, неизменно сталкиваясь при этом с рядом этических вопросов.

Этика – одна из древнейших категорий, сформулированных человечеством. Еще в IV в. до н.э. Аристотель писал: «…этическое… – составная часть политики. В самом деле, совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным» 1 .

С давних времен просвещенное человечество осознало, что эффективное взаимодействие в обществе возможно только при условии взаимного уважения. На протяжении веков представители адвокатской профессии занимали активную гражданскую позицию, являлись участникам общественных отношений и политических течений, поэтому этические нормы играли в их деятельности не меньшую роль, чем нормы законов.

Первые этические нормы адвокатской профессии зафиксированы еще во времена Древней Греции, когда судебный спор между сторонами выигрывался в основном за счет превосходства в красноречии. Было установлено правило, ограничивающее время для судебных прений по отдельным категориям дел. Время измерялось с помощью водяных часов (по типу песочных). Так и появилось известное выражение «лить воду».

Определенных этических правил придерживались и адвокаты Древнего Рима при подготовке защитительных речей.

Античная адвокатура оказала существенное влияние на формирование и развитие адвокатских корпораций других государств в более поздние периоды. С развитием профессии трансформировались и ее этические нормы, которые впоследствии были облечены в сборники (кодексы) – своды этических правил профессионального поведения адвокатов.

В 1842 г. французский юрист Франсуа Этьен Молло опубликовал Правила адвокатской профессии во Франции (сборник традиций французской адвокатуры, включавший 153 статьи). В 1908 г. были приняты Правила профессиональной этики адвокатов США (70 параграфов). В 1913 г. член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты А.Н. Марков составил Правила адвокатской профессии в России (1189 статей).

Думаю, многие коллеги согласятся с мнением Жюля Фавра о том, что адвокатура – профессия творческая, девиз адвоката – исследование и свобода 2 , в связи с чем может возникнуть вопрос: необходимы ли творческой профессии этические нормы? Не будут ли они сковывать адвоката в выборе тактики защиты и не лишат ли его возможности эффективно отстаивать интересы доверителя?

Мировое адвокатское сообщество, используя накопленный многовековой опыт, давно нашло ответы на эти вопросы.

А.Н. Марков по этому поводу выражал следующую позицию: свобода творчества адвоката ограничена принципами адвокатуры, правилами профессии и строгими рамками норм закона, только в пределах которых он имеет возможность создавать свои шедевры< 3 .

Современное российское адвокатское сообщество, осознавая нравственную ответственность перед обществом, чтя и уважая опыт предшественников, осознавая, что без определенных этических норм развитие профессии и ее авторитет невозможны, в 2003 г. приняло Кодекс профессиональной этики адвокатов. Однако, к сожалению, некоторыми представителями адвокатской профессии требования о необходимости соблюдения этических норм при общении с коллегами, а также при участии в судебных заседаниях нередко игнорируются, а «скандализация правосудия» позиционируется как якобы эффективный способ защиты прав доверителя. Развитие СМИ и интернета позволило быстро распространить такой подход к защите среди неограниченного круга лиц, в связи с чем отдельные граждане – потенциальные доверители – задались вопросом: не является ли именно агрессивная, излишне эмоциональная, эпатажная манера защиты тем эффективным приемом, который позволит добиться наилучшего результата? Для профессионала ответ очевиден.

Безусловно, адвокат является не только независимым правовым советником, но и человеком, которому ничто человеческое не чуждо. Сложно представить защитника, который длительное время находится рядом с доверителем, испытывающим разной степени страдания, и остается к ним безучастен. Порой вопиющая несправедливость и явное беззаконие, свидетелями которых нередко становятся адвокаты, способны спровоцировать у них «торнадо» гнева, готового обрушиться на оппонентов.

Однако «адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии» (п. 1 ст. 4 КПЭА). За этой формулировкой Кодекса кроется не тотальный запрет на проявление каких-либо эмоций, а призыв к профессионалу всегда оставаться таковым, невзирая на внешние раздражители. Основная задача адвоката – добиться максимально благополучного для доверителя результата, и, если в какой-то момент эмоции захлестывают насколько, что мешают конструктивно мыслить, это может как минимум существенно осложнить достижение желаемого результата, а как максимум – сделать его невозможным.

К сожалению, наблюдаемый нередко «обвинительный уклон» уголовного судопроизводства выражается не только в количестве обвинительных приговоров, но и в самой атмосфере судебного разбирательства. Встречаются случаи, когда участники процесса демонстрируют пренебрежительное отношение к защите, зачастую граничащее с откровенным неуважением, и задача защитника – даже в такой непростой ситуации сделать все возможное для достижения наилучшего для подзащитного результата, сохраняя при этом собственное достоинство. Безусловно, это не означает, что адвокат-защитник должен занимать соглашательскую позицию. Публичный характер адвокатской деятельности предполагает возможность столкновения различных точек зрения и проявления эмоций, в том числе негативных, при их отстаивании. Эта проблема не нова для адвокатуры, однако умелое владение словом и самоуважение помогают достойно выходить из сложных ситуаций.

Совет АП г. Москвы не усмотрел в действиях адвоката, игнорировавшего замечания судьи, нарушений законодательства об адвокатуре и норм КПЭА

Как-то французский адвокат Дюмон произносил речь дольше обычного, и председатель Новион попросил его перейти к заключению. «Я готов, – отвечал тот, – если суд находит, что сказанного достаточно, чтобы выиграть дело. В противном случае я имею представить еще несколько очень веских доказательств и не считаю себя вправе о них умалчивать, не нарушая обязанностей и не изменяя доверию, которым почтил меня мой клиент». Ему позволили завершить речь, и он выиграл дело. Другой французский адвокат, Фуркруа, только что начал речь, когда суд, признав его дело проигранным, встал для совещания. «Господа! – воскликнул адвокат, – я прошу оказать мне по крайней мере милость, в которой суд мне не вправе отказать! Прошу дать мне удостоверение, которое бы оправдало меня в глазах клиента, что суд, не выслушав меня, постановил решение». Суд, пораженный этими словами, сел, и Фуркруа продолжил речь 4 .

Использование всех предусмотренных законодательством процессуальных инструментов, включая те, которые могут вызвать недовольство процессуальных оппонентов и нередко – суда (активная защита, заявление обоснованных отводов, возражений на незаконные действия, многочисленные ходатайства, а также обжалование незаконных действий правоохранителей), составляют сущность адвокатской деятельности. Судебный процесс – состязательный; каждая из сторон должна доказать свое право, что неизбежно приводит к столкновению позиций. Задача адвоката в ходе такого состязания – не превратить «поле процессуальной битвы» в «балаган», достойно и аргументированно противостоять процессуальным оппонентам.

Конечно, для последних активный адвокат «неудобен», поэтому они стремятся его «обезвредить», используя в том числе механизм подачи обращений (жалоб) в органы адвокатского самоуправления. «Многие обращения выглядят (а в объяснениях адвокатов это всегда звучит) как реакция судьи или следователя на уровень накала при разбирательстве по делу», – отмечал в комментарии «АГ» вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант. Именно поэтому использование адвокатом безукоризненно отработанного набора процессуальных инструментов, а также метода их подачи, не умаляющего достоинство участников процесса и самого заявителя, является для защитника надежным «щитом».

Как правило, в ходе дисциплинарного производства выясняется, что адвокат основывал свою позицию на нормах права и КПЭА, вел себя достойно, но непреклонно, в связи с чем основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности отсутствуют.

Мосгорсуд указал, что шестимесячный срок, предусмотренный для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, течет с момента поступления сведений, указывающих на нарушение, а не с момента поступления любого обращения в адвокатскую палату

Так, Совет АП г. Москвы отказал в привлечении адвоката А. к дисциплинарной ответственности за то, что в ходе судебного заседания адвокат неоднократно указывала суду и участникам процесса на многочисленные процессуальные нарушения, поскольку ее действия были направлены на защиту доверителя. Также Совет палаты прекратил дисциплинарное производство в отношении адвокатов О. и Р., которые корректно публично высказали свою позицию по резонансному делу.

Совет АП Санкт-Петербурга прекратил дисциплинарное производство в отношении адвоката Г., которая, реализуя активную защитительную позицию, заявила отвод судье, обосновав его ссылками на нормативные акты и фактические обстоятельства дела, а также используя слова, не унижающие кого-либо из участников процесса и суда.

В единичных случаях по итогам дисциплинарного производства органы адвокатского самоуправления вынуждены принимать решения о прекращении статуса адвоката, освобождаясь тем самым от случайных людей, которые, несмотря на принятую присягу, не прониклись духом адвокатского сообщества.

С развитием института присяжных заседателей этические нормы адвокатской профессии приобрели особую актуальность. В практике нередки случаи, когда присяжные подсознательно отождествляют адвоката с его доверителем, «проецируя» на защитника как положительные, так и негативные эмоции. От того, какое впечатление останется у присяжных от поведения адвоката в ходе разбирательства, может зависеть мнение, которое сложится у них о подсудимом, что, в свою очередь, может повлиять на суждение о возможности совершения последним инкриминируемого ему деяния.

Судебные речи известных адвокатов прошлого: Ф.Н. Плевако, П.А. Александрова и С.А. Андреевского и их современных коллег: Г.П. Падвы, Г.М Резника, а также результаты их деятельности демонстрируют, что лучшего для доверителя результата может достичь адвокат, уважающий себя и участников процесса, вооруженный знанием правовых норм и виртуозно владеющий ораторским искусством.

1 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. Большая этика. Академия наук СССР. Москва. 1983.

2 Фавр Жюль (Jules Claude Gabriel Favre, 1809–1880) – французский правовед, адвокат, политический деятель, участник революции 1848 г., член законодательного Собрания Франции, министр иностранных дел Франции, министр внутренних дел Франции, сенатор.

3 Правила адвокатской профессии в России. Составил член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты А.Н. Марков. Москва. 1913 г.


Бесплатная юридическая помощь: 8 (8772) 521-521

Совета Адвокатской палаты РА

от 31 октября 2013 года

(Протокол № 11)

Разъяснения

по вопросам профессиональной этики адвоката по манере поведения и стилю одежды адвокатов, соответствующих деловому общению

Манера поведения адвоката, соответствующая деловому общению.

Под манерой поведения подразумевается способ обращения с доверителями, коллегами и другими лицами, употребляемые в речи выражения, тон и интонация.

Сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с доверителями, коллегами и другими лицами — именно на этих качествах базируется манера поведения адвоката, соответствующая деловому общению.

При осуществлении профессиональной деятельности адвокату необходимо придерживаться таких правил этикета, как тактичность, корректность, вежливость, пунктуальность и т.д.

Адвокат должен обладать высоким уровнем интеллектуальной культуры. Ее критерием является умение последовательно, убедительно излагать свои мысли, аргументированно обсуждать проблему, а не голословно высказывать определенную позицию, умение решать спорные вопросы, тактично, спокойно, отстаивая законным путем интересы доверителя.

Низкий уровень нравственности, импульсивность и неуравновешенность в поведении, грубость и агрессивность являются факторами, отрицательно влияющими на профессиональную пригодность адвоката.

Адвокат должен:

— участвуя в судопроизводстве, а также представляя интересы доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, проявлять уважение к суду и лицам, участвующим в деле; возражая против действий (бездействия) судей и лиц, участвующих в деле, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом;

— в тех случаях когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или Кодексом профессиональной этики адвоката, соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

Адвокат не вправе:

— допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения.

Адвокат не должен:

— допускать фамильярных отношений с доверителем;

— употреблять выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката;

— использовать в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражения, порочащие другого адвоката, а также критику правильности действий и консультаций адвоката, ранее оказывавшего юридическую помощь этим лицам;

— обсуждать с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями обоснованность гонорара, взимаемого другим адвокатами.

Профессиональная независимость адвоката, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката являются необходимыми условиями доверия к нему.

Адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия. Злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката.

При этом закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных Кодексом профессиональной этики адвоката, не могут быть исполнены адвокатом.

Стиль одежды адвоката, соответствующий деловому общению.

Стиль одежды адвоката (дресс-код) — это часть корпоративной культуры адвокатского сообщества, отражающая определенные требования к внешнему виду его представителей в соответствии с принятой идеологией деятельности и стилем делового общения.

Стиль одежды адвоката должен соответствовать деловой атмосфере, общепринятым в деловом в мире нормам и правилам.

Основное требование к стилю одежды адвоката — придерживаться классического стиля, который отличают: сдержанность, официальность, традиционность, аккуратность, опрятность, чистота, удобство и отсутствие экстравагантности.

Главное в культуре внешнего облика адвоката — чувство меры, вкус и целесообразность. Макияж — сдержанный, в украшениях — умеренность.

При осуществлении профессиональной деятельности не допускается:

— ношение одежды и обуви спортивного и пляжного стиля, в том числе объемных трикотажных изделий спортивного стиля, шортов, открытых сарафанов, теннисок, спортивных свитеров, кроссовок, сандалий и шлепанцев, обуви с завязками на щиколотках;

— ношение одежды с глубоким декольте, мини-юбок (длина выше середины бедра), юбок с высоким разрезом, одежды, оголяющей плечи, живот, слишком коротких или с очень низким вырезом джемперов;

— ношение небрежной, неглаженой и неопрятной одежды.

Цветовые решения в одежде должны соответствовать классическому деловому стилю, исключаются излишне яркие цвета, чрезмерная пестрота, а также изображения людей, животных и надписи.

Мужчинам:

-рекомендуется носить костюм с рубашкой и галстуком (или без галстука), а также темные джинсы с джемпером или пиджаком, в летнее время — брюки и однотонную рубашку. Покрой брюк — классический: не узкий и не расклешенный. Костюмные брюки должны заканчиваться на уровне середины каблука.

Женщинам:

-рекомендуется носить костюм (возможно брючный), блузку, юбку классического покроя либо деловое платье. Брюки могут быть классического стиля. Костюм не является обязательным, однако выбираемая одежда должна приближаться к нему по своей строгости. В летнее время используются легкие костюмы, жакеты, юбки, блузки, платья. Блузки можно выбрать любого фасона, избегая при этом излишне открытых, прозрачных. В деловом костюме классическая юбка должна быть сдержанна по дизайну и цвету. Длина юбки — до середины колена, выше или ниже колена на ладонь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: