Отношение государства к своим гражданам какие отношения

Обновлено: 29.04.2024

Рассматривается влияние государственного управления на формирование гражданского общества . Дается понятие государству и обществу. Раскрывается взаимосвязь государства с гражданским обществом .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маилян С.С., Миронов А.Л.

Актуальные вопросы эффективного государственного управления с привлечением различных институтов гражданского общества

Relationship of the state and society

Influence of public administration on formation of civil society is considered. The concept is given to the state and society. The interrelation of the state with civil society reveals.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношение государства и общества»

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

САМВЕЛ СУРЕНОВИЧ МАИЛЯН,

заслуженный юрист РФ, доктор юридичексих наук, профессор АРТУР ЛЕВОНОВИЧ МИРОНОВ,

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается влияние государственного управления на формирование гражданского общества. Дается понятие государству и обществу. Раскрывается взаимосвязь государства с гражданским обществом.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, государственное управление, институт, органы государственной власти.

Annotation. Influence of public administration on formation of civil society is considered. The concept is given to the state and society. The interrelation of the state with civil society reveals.

Keywords: state, civil society, public administration, institute, public authorities.

Развитое правовое государство объективно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет контроль за его деятельностью, так как в некоторых областях государство не в состоянии обойтись без поддержки институтов гражданского общества. Зрелое гражданское общество способно обеспечить демократический порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления1.

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент. Общество в широком смысле — система исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, рели-

гиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство занимает в обществе центральное положение. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам — нередко как орудие подавления и насилия.

В правовом государстве власть должна быть подчинена праву. Ученые-правоведы отмечают, что «способность общества к контролю над властью — признак развитого гражданского общества . и только при условии существования гражданского общества государство становится «правовым»2. В таких условиях общественный контроль за деятельностью государственных органов представляется необходимым институтом, с помощью которого в первую очередь обеспечивается охрана и защита прав и свобод человека3. При этом под общественным контролем за деятельностью органов государственной власти следует понимать самостоятельный и установленный законом вид социального контроля уполномоченных субъектов, направленный на

обеспечение законности в деятельности органов государственной власти. В этом аспекте контроль рассматривается как форма юридической деятельности, при которой уполномоченные органы и лица для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия, в рамках проведения контроля осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан4.

В настоящее время во многих европейских государствах, и в Российской Федерации в частности, сложилось устойчивое понимание того, что границы между государственной властью и обществом не могут всегда проводиться в пользу государства. Новый период отношений характеризуется устранением барьеров между гражданским обществом и государством, поиском путей для взаимопонимания.

В демократических государствах постепенно исчезает существовавшее длительное время противостояние общества и государства. Государство осознает свою ответственность перед гражданским обществом и стремится обеспечить соблюдение правовых норм, эффективность управления и социальные нужды, усиливается контроль гражданского общества за государством.

Таким образом, гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством, которая проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем эффективнее роль государства. И наоборот, неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое подчиняет себе общество. В то же время было бы ошибкой противопоставлять общество и государство, так как они не могут существовать отдельно. Общество порождает, выделяет из своих недр государство — его политическую организацию.

Следует подчеркнуть, что, хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему, его движение вперед протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия. Вот почему для формирова-

ния гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства закона и господства права и на других принципах, лежащих в основе правового государства.

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно развиваются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданское общество оказывает влияние на государство. Оно является определяющим по отношению к своему государству, ибо всякое государство — это концентрированное выражение и воплощение общества. Отсюда вытекает следующее: каково общество, таково и его государство. В свою очередь, государство оказывает обратное влияние на гражданское общество, его структуры. Так, принимаемые государством правовые акты либо стимулируют его развитие, либо оказываются тормозом. В правовом государстве правотворческая деятельность находится под контролем общества, обеспечивает его поступательное развитие и демократизацию всех сторон его жизни.

Степень зрелости гражданского общества и всех его составляющих институтов — это тот критерий, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. В связи с этим закрепление в конституционно-правовых нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Российское государство как главная властвующая и организующая сила содействует развитию институтов гражданского общества, обеспечивает нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействует их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем.

1. Государство гарантирует конституционное право граждан на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и де-

Вестник Московского университета МВД России

монстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет в законодательстве наряду с другими формами собственности собственность общественных организаций.

2. Государство определяет правовое положение общественных и иных организаций, осуществляет регистрацию их уставов. Внутренние же отношения между членами организации регулируются нормами общественных организаций.

3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану их прав и интересов осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же содействуют в реализации некоторых решений общественных организаций, например решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение и др.

Однако Российская Федерация, способствуя формированию гражданского общества, должна учитывать, что в России имеется ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс. Во-первых, в социальной психологии граждан России сформировалась привычка доверять сильной авторитетной государственной власти, которая всегда брала на себя решение всех важнейших вопросов общественной

жизни; во-вторых, в сознании россиян традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность; в-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

С учетом этих особенностей необходимо рассматривать проблемы формирования гражданского общества в России. Конституция РФ и законодательство в целом создают благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества, однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного периода, постоянного внимания и помощи со стороны государства. Закрепление идей гражданского общества в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как реализация их на практике способствует совершенствованию конституционного строительства.

1 Миронов А.Л. Соотношение основ конституционного строя с конституционными принципами // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 1. С. 14.

2 См.: Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. № 3. 2007. С. 18—19.

3 Представляется, что общественный контроль (наряду с государственным контролем), есть разновидность социального контроля.

4 Миронов А.Л. Соотношение основ конституционного строя с конституционными принципами // Образование. Наука. Научные кадры. 2013 № 1. С. 16.

Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С. И. Самыгин)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С. И. Самыгин)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Все мы живём в границах того или иного государства. На планете не осталось зон, свободных от стран и правительств. Теоретически, можно выделить Арктику и Антарктику, а ещё и про Сомали вспомнить, но всё это имеет косвенное отношение к рассматриваемому вопросу.

Отношения между государством и гражданином

Влияние правительства на жизнь каждого

Даже если вам кажется, что государство никоим образом не влияет на вашу жизнь и не предопределяет её – это совсем не так:

  • Регулярно на протяжении всей жизни вы отчисляете налоги, которыми пользуется государственный аппарат;
  • Корпорации пользуются природными ресурсами, которые ещё при Союзе считались народным достоянием;
  • Силовой блок имеет монополию на насилие и представители полиции в любой момент могут вломиться в ваш дом;
  • Как воспитывать и учить детей указывает именно государство;
  • Регламент оказания медицинской помощи регулирует всё то же правительство;
  • Уровень зарплат и достаток населения определяется действиями государственных органов.

Наивно полагать, что власть не оказывает на вашу жизнь никакого влияния. Независимо от того, пытаетесь вы получить какую-то социальную поддержку и всегда в курсе последних изменений, или в последний раз с государственными служащими общались несколько лет назад.

Правительство влияет на жизнь пожилых

Отчисления в бюджет

Что касается налогов и природных ресурсов – всё это одна из статей доходов страны. За счёт этих самых налогов содержится армия и власть, к примеру. Получается, преступник, которого преследует наряд ППС, из собственного кармана платит зарплату этим самым полицейским. Во всяком случае, он является источником материальных благ.

Несмотря на то, что армия и полиция призвана защищать именно сами основы государственности, спонсируются эти организации именно за счёт наших с вами налогов, впрочем, как и любые государственные служащие – начиная учителями и заканчивая депутатами.

Даже если вы работаете «в чёрную» и работодатель не осуществляет многочисленные отчисления в фонды – пенсионный, обязательного медицинского страхования и прочие, вы всё равно отдаёте немалую часть своего дохода системе.

Как это работает? Легко и просто – налог на добавленную стоимость. Осуществляя любую покупку, вы тратитесь и на него, что уже говорить об акцизах на бензин, сигареты и алкоголь.

Правительство плотно запускает свою руку в ваш кошелёк, и такая система работает практически во всех странах мира. Кое-где вам придётся отдавать чуть ли не до 90% прибыли, если ваш бизнес стал успешным – прогрессивная шкала налогов и левацкие идеи снова в деле.

Налоговые сборы

Силовики и насилие

Монополия на насилие, звучит страшно, но полностью соответствует действительности:

  1. Право применять насилие имеется лишь у военнослужащих, полиции и прочих силовых ведомств;
  2. Даже в случае значительного превышения собственных полномочий и нанесения реального вреда здоровью, вероятность наказания силовика сводится к нулю;
  3. Рядовой гражданин имеет возможность получить реальный срок за самую обыкновенную самооборону;
  4. Житель России не имеет право на хранение короткоствольного оружия, в лучшем случае – нарезные охотничьи стволы.

В общем-то, власть стремится получить максимальный контроль над любым обществом. Наличие вооружённых или готовых сопротивляться людей для неё – кость в горле. Именно поэтому в России перестали существовать многие организации, не имеющие никакого отношения к экстремизму.

Если взять в пример США, там ситуация ненамного лучше. Даже несмотря на многовековую историю ополчения и права на ношение оружия, активно проталкиваются законы, стремящиеся ограничить граждан в этих самых правах. Опять же – у власти уже есть силовой блок, дополнительные вооружённые и подготовленные люди на своей территории ей совсем не с руки.

Силовики применяют силу

Государство может отнять ребёнка?

Что касается детей – социальная опека не дремлет. Её представители вполне могут отобрать ребёнка, изъять его из семьи и поместить в детдом. Что намного интереснее, чаще всего сотрудники этой самой опеки стараются «работать» с вполне благополучными семьями.

В случае с алкоголиками и наркоманами они прекрасно понимают, что родителям глубоко наплевать на будущее своих детей, а если начать «качать права» можно и получить кухонным ножом по шее – подобные случаи имели место быть.

А вот если ребёнок из благополучной семьи пришёл в школу с парой синяков – почему бы не поднять на эту тему шум и не начать давить на родителей, прекрасно зная, что на участке есть десяток семей, в которых дети систематически подвергаются насилию, но закрывая на это глаза.

Государство отнимает ребенка

Медицина и уровень благополучия

Кстати, именно наличие или отсутствие соответствующих государственных программ определяет, выживите вы за счёт вовремя и качественно оказанной медицинской помощи или будете вынуждены умирать дома.

С развитием общества оказалось, что высокотехнологическая помощь – всё ещё слишком дорогая вещь, которую может себе позволить далеко не каждый. Только спонсирование со стороны правительства позволяет удовлетворить все нужды населения в этом вопросе.

Если этого финансирования нет, возникают серьёзные проблемы, когда от вполне излечимых заболеваний люди всё же умирают, из-за элементарной нехватки средств. У нас, в этом плане, грех на что жаловаться – если есть технологии лечения и имеется больной, они обязательно «встретятся» в медицинском центре.

Что касается уровня жизни – именно благополучие государства и сильная экономика позволяют поддерживать этот показатель. Как ни странно, количество бедных и богатых зависит именно от того, что делают политики, индивидуальные особенности лишь помогают накопить состояние или опуститься на социальное дно, но очень многое зависит от окружающих условий.

Можно сказать, что государство – худшая из форм насилия над личностью. И лучший из существующих вариантов управления массами и территориями. Без него никуда, но и с ним возникают определённого рода трудности, к которым необходимо быть готовыми.

Страна и благополучие

Видео про устройство государства и власти

В данном ролике политолог Роман Шувалов расскажет, как взаимодействуют гражданин и государство, кому выгоднее данный «симбиоз»:

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Личность- это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.

Устойчивая связь личности и государства выражается в институте гражданства (подданства). Эта связь выражает юридическую принадлежность конкретного лица государству, наличие взаимных прав и обязанностей личности и государства.

Всеобщие права подразделяются на права человека и права гражданина.

Проблема прав личности и ее отношений в государстве является центральной в науке ТГП.

В содержание политико-правового состояния личности входят следующие элементы:

- правовой статус личности,

Любое физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, апатрид) свои субъективные права реализует в правоотношениях, в связи с возникновением или прекращением гражданства.

Правовой статус конкретных личностей определяется, прежде всего, отношениями гражданства. Гражданство выступает как разновидность субъективного права.

Правовой статус личности.

Правовой статус –понятие, в котором отражаются все основные стороны юридической жизни индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

Правовой статусопределяется как юридически закрепленное положение личности в обществе. Право закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными способами. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством — праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны.

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в конституции и других важнейших законодательных актах.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы,государственных основ данного общества.

Для современного юридического статуса личности в России характерны такие особенности, как

- крайняя его неустойчивость,

- слабая социально-правовая защищенность,

- отсутствие надежных гарантирующих механизмов,

- неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций),

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданина своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы взаимоотношения государства и личности»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

И.П. КУЙБЫШЕВА, к.биол.н., кафедра права

Взаимоотношения индивида и государства - одна из ведущих проблем политикоправовой мысли, имеющая многовековую историю. Каким бы ни было государство по своей природе, какой бы режим в нем ни господствовал, взаимоотношения человека и государства всегда представляли интерес не только теоретический, религиозный, философский, но и практически-прикладной, поскольку без учета взаимодействия государства и человека невозможно было установить в обществе порядок, необходимый для господствующей элиты или для демократически избранных правителей.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития.

Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматривается как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно является пределом такого вмешательства.

Идея гармонизации отношений личности и государства находит выражение в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерно не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством

незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение своих обязанностей перед государством и обществом.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные потребности и их удовлетворение. Это собирательная категория. Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности Составляют ее правовой статус. Правовой статус личности, который является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, включает в себя права, свободы и обязанности, закрепленные в

Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности и участие в государственных делах. Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества.

Современный юридический статус личности в Российской Федерации характеризуется крайней неустойчивостью, слабой социально-правовой защищенностью, отсутствием надежных гарантирующих механизмов, неспособностью государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия. Изменилась и материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня). Единство и стабильность правового статуса подорвано процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека, проводятся этнические чистки. Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминальная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д. На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственнопсихологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубо-

кий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Есть и позитивные тенденции. В настоящее время под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. Правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-раздражительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократия, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным

формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочение его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.

Главная трудность заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950). Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности. Оба

этих документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принцйпов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли й слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в нашем законодательстве, их не было раньше ни в бывшей советской Конституции, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства - защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ). При этом подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,

•деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства. Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня -это безусловная норма.

В итоге можно сказать, что в области прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления научных заделов и т.д. Вместе с тем, реальность такова, что эти права грубо и повсеместно нарушаются, не соблюдаются, игнорируются, слабо защищены, не обеспечены материально.

Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы- главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец-то осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником не-

довольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В президентском Послании Федеральному Собранию 1995 г. отмечается: «Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан. С гарантиями этих прав дела обстоят значительно хуже».

Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, т. к. высокие идеи и суровая действительность расходятся. «Не секрет, что Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить». В этом особенности сложившейся ситуации.

Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт, символ, знак перемен. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Поэтому неотложная задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием. Сделать это чрезвычайно трудно, ибо, как указывается в том же Послании, «государство наше не настолько богато, чтобы все без исключения права и свободы человека и гражданина материально обеспечить на самом высоком уровне. Минимальные стандарты жизни пока не сформулированы законодательно». Государство сегодня по сути само является «банкротом», «должником», неспособным даже своевременно расплачиваться со своими гражданами за их труд.

Раздел в Основном Законе РФ о правах и свободах человека и гражданина, явля-

ется в известной мере украшением правовой системы современной России, самым полным нормативным выражением её демократических устремлений.

В целом необходимо отметить, что главное в рассматриваемой проблеме в данный момент- это не теоретическая разработка прав и свобод человека, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, т.е. практическая сфера.

По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных интересов граждан. Новая Конституция РФ обусловила систему гарантий прав и свобод человека и гражданина. Термин «гарантий» используется в Основном Законе России не менее, чем в 18 статьях. Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов. Сегодня ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящие в состав России.

Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Президент России вправе приостанавливать действий актов исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения ими прав свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Важную роль в вопросах охраны и защиты прав человека играет Конституцибнный Суд РФ, который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона,

примененного юти подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4, ст. 125).

Проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение. Мировое сообщество стремиться выработать единое правило в вопросах социальной и правовой защищенности граждан, пытается унифицировать, принять единые стандарты и процедуры, способствующие признанию достоинства, присущие всем членам человеческой семьи.

В этой связи принципиально важным с точки зрения понимания общих гарантий является содержание преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и политических правах, о том, что идеал свободной личности, свободной от страха и нужды, может быть достигнут, если только будут созданы такие условия, при которых любой человек может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами.

Следовательно, социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшать и защищать материальное благосостояние, служить задачам по обеспечению человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. - М., 1994. - С. 15.

3. Лукашева Е.А. Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.

4. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов, 1972.

5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987.

6. Общая теория прав человека / Отв. ред. Лукашева Е.А.-М., 1996.

7. Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.

8. Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. - М., 1996. - Лекция 11.

9. Теория государства и права / Под ред. Малько А.В. - М., 1997. Глава 11.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: