Отметьте характерные особенности неформального личностного общения адвоката

Обновлено: 27.04.2024

Работа адвоката заключается в первую очередь защищать права человека, оказывать консультацию. Таким образом, юрист находится в постоянном взаимодействии и коммуникации с другими людьми. Поэтому, он должен владеть навыками психологической компетенции. Английский юрист Гарррис Р. в своей книге «Школа адвокатуры» писал, что люди для адвоката являются инструментом, для них он трудится, а ключ к успешной адвокатской деятельности лежит в познании природы и характера человека.

Психология адвоката

Психология – наука о закономерных развитиях и функционировании психики.

  • познавательные процессы;
  • эмоциональные процессы;
  • состояние психики;
  • индивидуально-психологические особенности личности человека.

К профессиональному долгу адвоката относят принципиальность и последовательность в защите. Поэтому, одно из профессионально значимого качества адвоката является психологическая компетентность юриста, которая считает его психологической культурой, а она, в свою очередь — элементом общей культуры:

  • предполагающая приемлемо организованный и протекающий процесс жизни;
  • определяющая психологическое здоровье;
  • присуща развитой личности.

Психологическая компетентность – комплекс знаний, умений, навыков в области психологии, отражающие профессионально значимые качества, способности, личностные установки восприятия человека, которые помогают при решении тех или иных задач.

В структурные компоненты деятельности юриста входят следующие элементы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • конструктивные;
  • организаторские;
  • воспитательные.
  • видеть психическое состояние клиента;
  • видеть черты характера клиента;
  • видеть мотивы поведения клиента;
  • иметь способность к прогнозированию поведения;
  • уметь выбирать и применять методы взаимодействия и общения для достижения наибольшей эффективности.

Психологическая компетентность юриста – набор личностных качеств, которые помогают успешно решать задачи.

Сущность деформации личности адвоката

Когда человек рождается, он представляет собой индивид, а личностью становится в процессе развития.

Личность – системное свойство, приобретаемое индивидом в процессе социальной деятельности, коммуникации.

Профессиональная деятельность адвоката влияет на развитие юриста. Для многих профессий свойственна деформация, которую описывал российский психолог Питирим Сорокин. Так под влиянием работы происходит деформация личности адвоката. Помимо рабочей среды, на деформацию могут влиять такие факторы, как:

  • качества личности;
  • отношение юриста к профессии;
  • образование;
  • профессиональные знания, навыки и умения;
  • наличие определенных способностей.

Становление профессиональной личности происходит путем приобретения и развития вышеперечисленных качеств, которые позволяют юристу быть:

У каждого из нас есть свой опыт дружбы на работе. Хотя к перспективам подобных отношений многие относятся скептически. И это неудивительно! Неформальное общение между коллегами предполагает большую открытость, умение найти компромисс между личным и рабочим, принятие неизбежных отличий в полномочиях и перспективах (разница в зарплате, уровень доступа к информации, скорость продвижения по карьерной лестнице). Нелегкие испытания для дружбы… Что же делать? Не претендуя на полноту изложения, давайте попытаемся ответить на этот вечный вопрос.

Психологический комментарий

Надо признать, что неформальное общение является важным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в любом коллективе. Но для начала давайте, как говорят психологи, определимся в понятиях.

Формальным мы будем называть общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.

Неформальное общение — это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

Поговорим о преимуществах

Таким образом, дружба во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в компании и создают основу для развития каждого члена организации и коллектива в целом.

Трудности и противоречия


  • укрепление и развитие ваших отношений;
  • создание гибких, адекватных организационным задачам договоренностей, правил и обязательств в общении с друзьями на работе.

Посетители и дистанция

Еще одной важной темой, имеющей непосредственное отношение к неформальному общению на работе, является вопрос об установлении контакта с посетителями.

Конечно, личные качества посетителя имеют первостепенное значение для выбора соответствующей случаю темы беседы и вообще желания выходить за рамки формального общения. Думаю, что чаще всего вы находите наиболее уместные темы без напряжения, легко идете на контакт тогда, когда собеседник приятен вам, близок вашим представлениям, ожиданиям и установкам. А если нет? В таких случаях необходимо помнить, что неформальный разговор с посетителем является частью вашей работы и, безусловно, с одной стороны, дает возможность заполнить возникшую паузу в ожидании события, встречи, а с другой — выражает уважение к нему. Вроде бы разговор ни о чем, а гость чувствует внимание к себе, признание собственной ценности и значимости. В результате такого общения вы усилите позитивное эмоциональное состояние посетителя и получите свой аванс доверия.


  • Интимная зона (15 сантиметров) — главная для каждого человека, именно ее мы охраняем как будто это наша частная собственность. Разрешение проникнуть в эту зону мы даем только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с нами (дети, родители, супруг, близкие друзья и родственники). Как правило, если посетитель нарушает границу этой зоны (независимо от того, женщина это или мужчина), то вы непроизвольно начинаете испытывать дискомфорт и стараетесь любым способом отодвинуться от него.
  • Личная зона (до 0,5 метра) — считается наилучшей для общения в коллективе. Именно она позволяет реализовать основной принцип деловых отношений — рациональность, поиск способов эффективного сотрудничества и установление взаимного доверия. Думаю, что личная зона является оптимальной при выборе дистанции для общения с посетителем, которого вы хорошо знаете и поведение которого можете предугадать. Взаимодействие именно на такой дистанции поможет лучше почувствовать эмоциональный настрой гостя.
  • Социальная зона (до 1,2 метра) — на таком расстоянии мы, как правило, держимся при случайных встречах, с малознакомыми людьми или в ситуации жестко регламентированного формального общения. Указанная зона может быть выбрана при общении с посетителем, который вам незнаком и личностные характеристики которого вы затрудняетесь определить.
  • Публичная зона (свыше 1,2 метра) — используется, как правило, при работе с большой группой посетителей или на совещании. Хотя, наверное, иногда вам хотелось бы, общаясь с гостем, оказаться на расстоянии еще большем, чем эта зона.

Итак, если вы завяжете неформальную беседу с посетителем, который здесь и сейчас оказался рядом с вами, не забудьте о внутреннем маятнике вашего эмоционального общения — дистанции. А о чем говорить? Начните с комплимента, а дальше ваш профессионализм подскажет и темы, и стиль общения.

Неформальное общение нередко становится спонтанным. Фактически — это все личностные контакты, которые проходят вне официальных отношений. Можно сказать, что это диалог, не скованный какими-либо рамками и строгими правилами.

неформальное общение

Как пример можно привести общение с близкими родственниками и друзьями. Это один из многих типов неформального общения, когда индивидуумы могут разговаривать без необходимости заранее продумывать слова, фразы, темы, проводить подготовку мыслей. Также неформальное, пусть и несколько другого рода, общение, весьма распространено в различных организациях. Оно имеет как свои плюсы, так и минусы.

Типы неформального общения

типы неформального общения

Психологи считают, что существует два типа неформального общения:

  1. Первичный. Формируется во время первого контакта. Характеризуется тем, что во время разговора, бывший незнакомец может показаться близким другом. Разговор идет легко, а единственное желание в этот момент — продолжать беседу. Велика возможность спонтанных эмоциональных проявлений и появление возрастающего чувства радости.
  2. Рациональный. Формируется по прошествии определенного количества времени с момента знакомства. Люди начинают ясно осознавать сходство внутренних установок, жизненных ценностей и приобретенного опыта, культурных норм. Этот тип отношений считается самым устойчивым.

Традиционно внутри крупных деловых коллективом появляются небольшие неформальные группы, которые отличаются более простыми способами коммуникаций и доверительными отношениями.

Неформальное общение в организации или как дружба улучшает труд и может лишить карьеры

общение двух людей

Выделить можно следующие типы неформальных групп:

  1. Пары — два человека, которые явно выказывают друг другу симпатии, при этом один часто выступает как дополнение другого.
  2. Треугольник — состоит из трех людей, помимо неформального общения они могут образовать внутри коллектива собственное ядро, очень сплоченное.
  3. Квадраты — совокупность пар, их отношения могут обладать разной интенсивностью.
  4. Звезда — от остальных отличается наличием лидера, который объединяет других членов группы в одно целое.

Несмотря на все плюсы, подобная схема имеет немало минусов. Главный из них — слухи. Они могут оказать самое негативное влияние на работу сотрудников. Особенно это касается тех случаев, когда один из работников неформально общается со своим начальником. Мало того, что это служит источником злости и зависти для остальных, так и сам работник может разлениться. В итоге начальник будет все чаще становиться раздраженным и может уволить лентяя, перестав воспринимать его как друга из-за плохого поведения.

Как научиться вести себя дружелюбно, используя неформальное общение

общие интересы

Если присмотреться к диалогу между детьми, можно заметить несколько особенностей. Структура разговора крайне проста, а говорят они, как думают. Принцип неформального общения крайне похож, поскольку в этом случае диалог служит своеобразным отдыхом для души.

Близкие друзья часто используют различные неологизмы, сленг и жаргон, из-за чего иногда их разговор и шутки могут оказаться малопонятны другим, непосвященным в особенности их общения, людям.

Чтобы правильно воспринимать своего собеседника, необходимо учиться:

  • эмпатии;
  • идентификации;
  • рефлексии.

неформальное общение для сближения

Желательно проявлять интерес к своему собеседнику. Не нужно бояться просить его рассказать что-нибудь о себе. Или обсудить что-нибудь злободневное. Не надо скупиться на личные обращения, но необходимо и периодически выслушивать собеседника и его истории. Основной акцент разговора надо стараться фокусировать на общих темах, таких как политика, религия, спорт и какие-либо хобби.

Надо избегать лести, это может только испортить диалог. Сдержанные комплименты подойдут, но злоупотреблять ими не стоит.

Также нельзя слишком долго думать над ответом и смотреть мимо собеседника.

Разговорный стиль, который используется в неформальном общении, обычно содержит в себе различный сленг, жаргонизмы, уменьшительно-ласкательные выражения и просторечия. Для тех, кто привык общаться только в деловом стиле, может понадобиться некоторая практика, однако много времени это не потребует.

Неформальное общение руководитель-подчиненный — видео

Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.

1.В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т.д.).

2.Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3.На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными за слугами, возрастом и т.д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4.Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста
с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

Sмыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

Sкоммуникативная функция, определяющая передач; знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

Sпрагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

Sрегулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т.е.речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь — наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов в криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» («протокольный стиль изложения»). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов их обязательные реквизиты.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, какдумает и рассуждает вслух следователь, — явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

Sлогоррея — повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожи дается ответа на свои вопросы;

Sперсеверация — многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

Sразорванность, бессвязность речи, отсутствие в не смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

Sизлишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

Sрезонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т.п. Все эти жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологическиеособенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «я». Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова или фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают жесты акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации. Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие. Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми. Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается в общении во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей. И, наконец, общественная зона от 4 м и более соблюдается во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией.

Заключительная часть.Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическаяпрофвссиографиязанимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограммуправоприменительной деятельности — описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму и профессионально значимые свойства личности юриста — и в конечном счете создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников органов прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе. Здесь психологическаяпрофессиография выполняет профориентационную функцию.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий тоже немаловажен. Любая организация должна не только найти профессионалов, но и сохранить их.

Таким образом, задачи психологии трудовой деятельности юристов сводятся к следующим основным задачам: профессиографии, профессиональной ориентации и профотбору, организации труда и реабилитации.


К представителям профессии юриста обществом предъявляются довольно высокие требования. Во многом они связаны с личностью специалиста, а также с его профессионализмом. В современном обществе практически ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без юридической поддержки. Именно представителям этой профессии приходится выполнять немало бумажной работы, уметь решать конфликтные ситуации и т. д.

качества юриста

Какие качества необходимы юристу?

Ниже рассмотрим личностные характеристики, которые должны быть присущи представителю этой профессии.

  • Нравственность
  • Пунктуальность.
  • Справедливость.
  • Коммуникативность.
  • Стрессоустойчивость.
  • Заинтересованность.

Нельзя выделять всего одну из них, делая остальные менее приоритетными. Нравственные качества юриста не менее важны, чем пунктуальность. Именно сочетание вышеизложенных характеристик отличает хорошего специалиста, которому предпочитают доверять.

Нравственность

Это едва ли не самое важнейшее личное качество юриста. Развитое чувство нравственности не позволит специалисту пойти на сделку с собственной совестью. Принципиальный юрист действует в соответствии с законом и не поступает противоположным образом, даже в том случае, если подобное поведение способно преподнести ему некоторые выгоды. Если специалист честен с самим собой и с другими – это хорошее качество юриста, а также признак того, что, скорее всего, ему можно доверять.

Пунктуальность

профессиональные качества юриста

Умение ценить собственное и чужое время – это полезный навык в любой профессии. Стоит отметить, что пунктуальность – это не просто привычка вовремя приходить на работу. Это особый образ мышления. Обладая пунктуальностью, юрист умеет ставить перед собой цель, стараясь максимально объективно оценить собственные возможности.

Справедливость

Это качество юриста относится к числу приоритетных. Умение непредвзято вести себя в каждой ситуации дорогого стоит. Справедливый специалист не готов заключить сделку с собственной совестью и действовать вопреки закону. Именно это качество позволяет профессионалу заполучить доверие работодателей и клиентов.

Коммуникативность

Умение устанавливать и поддерживать контакты полезно в любой сфере деятельности. Юриспруденция – не исключение. Работнику этой сферы приходится устанавливать связи с самыми разными людьми. Умение выстраивать и поддерживать доверительные отношения выводит специалиста на новый уровень, повышая его авторитет.

Для достижения успеха и построения карьеры в юридической сфере человек обязательно должен обладать развитыми коммуникативными навыками. Это необходимое юристу качество, которым нельзя пренебречь. Фактически, внушительная часть его деятельности строится на взаимодействии с различными людьми. Это навык пригодится для достижения различных целей: убеждение клиентов, поиск компромиссных решений с партнерами, заключение договора на выгодных условиях и т. д.

При межличностных коммуникациях нужно учитывать правовые нормы, а также принятые в обществе этические правила. При этом допускается использование как формальных, так и неформальных способов взаимодействия.

Стрессоустойчивость

Специалисту нередко приходится работать с другими людьми, а это приводит к повышенному накалу эмоций. К списку главных качеств юриста следует непременно добавить устойчивость к стрессам и умение справляться с собственными эмоциями. Это позволит сохранять работоспособность даже в напряженных ситуациях.

качества хорошего юриста

Напротив, низкая устойчивость к стрессу негативно скажется на рабочем процессе, даже если профессиональные качества юриста на высоте. В этой сфере немалую роль играют личностные характеристики. Если их игнорировать, существует вероятность, что выбранная деятельность принесет разочарование. Вот почему тем, кто легко поддается влиянию стрессовых ситуаций, следует задуматься о выборе другого направления или повышать собственную эмоциональную устойчивость к негативным внешним влияниям.

Юридические профессии нередко предполагают высокую эмоциональную вовлеченность. Специалисту приходится справляться с потоком негативных эмоций. Желательно не подавлять их, а выплескивать наружу. Но делать это таким образом, чтобы не проявлять ярко выраженную агрессию, не устраивать конфликты и т. д. Вот почему при подборе кадров особе внимание уделяют личностным и психологическим характеристикам потенциальных кандидатов. В частности, стрессоустойчивости.

Заинтересованность

Помимо соответствия формальным профессиональным и личностным характеристикам, потенциальный или действующий юрист должен испытывать внутренний интерес к выбранной сфере деятельности. Именно это, как правило, становится едва ли не лучшим мотиватором, своеобразным двигателем, который заставляет постоянно стремиться к повышению собственных результатов, к достижению уважения в профессиональной среде, завоеванию доверия со стороны потенциальных клиентов и т. д.

главные качества юриста

Другие важные характеристики

Качественная профессиональная деятельность юриста невозможна без развитой памяти. Рабочий процесс подразумевает необходимость запоминать немалое количество теоретического материала. Кроме того, информацию нужно уметь не только откладывать в памяти, но и анализировать. Соответствующие способности также не будут лишними для потенциального юриста.

Любопытно, что высококлассные представители вышеназванной профессии могут обладать даже актерским талантом. К примеру, подобный навык пригодится при выступлениях в суде, а именно в те моменты, когда юристу приходится излагать собственную позицию, отстаивая интересы обратившегося к нему клиента. Красноречивому специалисту легче удается убедить присутствующих в собственной правоте, чем его застенчивому коллеге, который испытывает страх перед любыми публичными выступлениями.

Для юристов действует такое понятие, как профессиональное поведение, которое регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Если их нарушать, можно навлечь на себя применение соответствующих, предусмотренным законодательством, санкций.

Как правило, проблема соблюдения профессионального поведения возникает в случае, если юрист совмещает несколько видов деятельности. Например, юридическую, политическую, предпринимательскую. Аналогичная проблема может коснуться также тех специалистов, которые стремятся использовать собственное служебное положение в личных целях.

нравственные качества юриста

Профессиональный юрист должен обладать силой воли, которая позволит контролировать эмоциональные порывы. Невозможно полностью отказаться от чувств, так как любому человеку свойственно их испытывать. Однако можно свести к минимуму вероятность их выхода из-под контроля.

Силу воли можно и нужно развивать. Однако нужно знать, что это довольно длительный процесс. В идеале формировать это качество нужно с детства. Однако неправильное воспитание способно значительно уменьшить проявление сильной воли. При ее отсутствии даже, казалось бы, стойкие люди способны совершать нежелательные, несвойственные им действия, ведущие к негативным последствиям. Безвольный человек бесполезен в трудовой деятельности, а в экстремальной ситуации может быть даже опасен. Твердая воля – едва ли не залог успеха в сфере юридической деятельности. Вот почему так важно уделять внимание ее развитию.

Профессиональные качества юриста

Помимо личных характеристик есть целый набор тех, которые характеризуют непосредственное выполнение обязанностей. Давайте рассмотрим их подробнее.

Учебные заведения, которые осуществляют теоретическую подготовку будущих юристов, в собственной деятельности ориентируются на различные профессиональные программы, предполагающие определенный уровень подготовки молодых специалистов.

Одним из важнейших факторов считается социальная адаптация, которая предполагает определенную нормативность поведения юриста. Она основана на целом списке различных качеств. Перечислим их:

  • Справедливость.
  • Принципиальность, позволяющая бороться с нарушениями правопорядка.
  • Обязательность.
  • Исполнительность.
  • Дисциплинированность.

личные качества юриста

Все ранее перечисленные качества юриста позволяют специалисту выполнять собственные обязанности и уметь доводить до логического завершения даже сложные задачи.

Профессиональные признаки хорошего юриста

В современном обществе количество специалистов этого профиля довольно велико. Однако далеко не все из них могут похвастаться уверенным профессионализмом. Какие признаки выделяют специалиста?

  • Качественная теоретическая подготовка.
  • Практический опыт работы.
  • Постоянное совершенствование и умение быть в курсе текущих изменений в законодательстве.

Понятие профессионализм в юридической деятельности включает в себя соблюдение принятых методик и соответствие требованиям. Это основные положения. Профессионализм достигается совершенствованием собственных навыков. Вот почему одной лишь теоретической подготовки обычно бывает недостаточно, чтобы стать высококлассным специалистом в сфере юриспруденции. Эта профессия относится к числу тех, в которую не должны допускаться дилетанты и посторонние люди. Идеальный кандидат на должность юриста обладает не только профессионализмом, но и высокой культурой, как общей, так и непосредственно касающейся его деятельности.

Признаки профнепригодности

Несправедливо было бы умолчать о тех качествах юриста, которые способны преградить дорогу к этой профессии. Их список тоже немал. Вам стоит ознакомиться хотя бы с некоторыми.

Например, к таким качествам личности юриста относятся безнравственность и нечестность, а также безответственность и недисциплинированность. Зная о наличии подобных характеристик, вряд ли какой-либо работодатель пожелает заключать контракт с подобным сотрудником. Такому специалисту нельзя доверить сложные и ответственные задачи.

Еще один блок недопустимых для юриста качеств – это низкая работоспособность и нежелание следить за изменениями законодательства. Специфика этой работы такова, что информация постоянно меняется. Те законы, которые раньше были актуальны, могут терять собственное влияние и заменяться новыми. Одно из основных профессиональных качеств хорошего юриста состоит в том, чтобы регулярно отслеживать подобные изменения.

качества личности юриста

В работе этого специалиста важна коммуникативная составляющая. В профессии будет тяжело ужиться замкнутым, обидчивым и конфликтным людям, а также тем, кто склонен сосредотачиваться на собственных переживаниях, склонен к проявлениям агрессии и т. д.

Если потенциальный юрист нередко пребывает в состоянии нервного напряжения, неустойчив к стрессам и быстро утомляется, ему следует задуматься о выборе другой профессии. Иначе высока вероятность разочарования в собственном выборе.

Юристы, обладающие качествами, перечисленными выше, вряд ли смогут заполучить доверие, осуществляя собственную профессиональную деятельность. Не исключено, что они выберут для себя какую-либо другую сферу еще в период обучения или по его окончании.

Тесты по психологии общения для студентов с ответами

Психологический тест представляет собой некоторое тестирование, которое приобрело популярность в наше время. Но далеко не все знают для чего же они существует и какую несут ценность. Некоторые думают, что прорешав 1 тест они просмотрят результаты и сразу прозреют и изменят свою жизнь.

А некоторые наоборот считают полной глупостью проходить подобное. Да, некоторые изменения в жизни некоторых людей действительно произошли из-за тестов. Бывает и такое, что и вовсе меняют свою судьбу кардинально. Есть много подобных тому примеров. Например, математик пройдя тест понял, что ему нужно что-то менять и пошёл учиться дальше развивать свои знания, чтобы быть более умным.
Иногда люди склонны делать ошибочные выводы. К примеру, девочка из школы была очень стеснительной и замкнутой в себе и редко отвечала на уроке, т.к у неё был страх перед другими детьми. Однако, после пройденного теста было выявлено, что её тесты оказались намного выше, чем у её сверстников и в итоге её включили в класс для одарённых детей, где она в дальнейшем очень себя хорошо показала среди таких-же детей как и она.
Но не стоит забывать, что нельзя всегда опираться на результаты тестирования, ведь у каждого знания индивидуальны и каждый разбирается в чём-то своём лучше, чем кто-то другой.

1. К видам компетентности не относят:

1. менеджерскую 3. Коммуникативную +

2. профессиональную 4. квалификационную

2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:

1. общение + 2. восприятие

3. взаимодействие 4. идентификация

3. Характеристика делового общения:

1. партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта

2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела

3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество

4. все ответы правильные +

4. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:

1. неформальное общение 2. деловое общение +

3. конфиденциальное общение 4. нет правильного ответа

5. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:

1. восприятие 2. Коммуникация +

3. взаимодействие 4. эмпатия

6. Обратная связь:

1. препятствует коммуникативному процессу

2. способствует коммуникативному процессу +

3. иногда способствует, а иногда препятствует коммуникативному процессу

4 все ответы правильные

7. Одноканальный процесс коммуникации – это коммуникация:

1. без обратной связи + 2. с истинной обратной связью

3. с неистинной обратной связью 4. с истинной и неистинной обратной связью

8. Виды коммуникации:

1. первичные и вторичные 2. главные и второстепенные

3. вербальные и речевые 4. вербальные и невербальные +

9. Вербальные коммуникации – это:

1. язык телодвижений и параметры речи 2. устные и письменные +

3. знаковые и тактильные 4. нет правильного ответа

10. Факторы, не способствующие эффективному выступлению:

1. отдавайте предпочтение длинным предложениям +

2. никаких скороговорок

3. держите паузу

4. берите в руки что поярче и расставляйте акценты

11. К эффективным приёмам слушания не относят:

1. активная поза слушающего 2. умение задавать уточняющие вопросы

3. активное слушание 4. нерефлексивное слушание +

12. Как быть внимательным во время беседы?

1. не доминируйте во время беседы 2. не давайте волю эмоциям

3. смотрите на собеседника + 4. не принимайте позы обороны

13. Что не относят к правилам эффективного слушания?

1. перестаньте говорить 2. будьте терпеливы

3. задавайте вопросы 4. планируйте беседу +

14. К невербальным средства коммуникации не относят:

1. нерефлексивное слушание + 2. взгляд

3. тактильный контакт 4. рефлексивное слушание

15. Движения тела человека и визуальный контакт – это:

1. жест 2. походка

3. мимика 4. все ответы правильные +

16. Если дистанция между общающимися составляет 0,51…1,2 м – это дистанция:

1. интимная 2. социальная

3. личная + 4. публичная

17 . Если дистанция между общающимися составляет 0…0,5 м – это дистанция:

1. публичная 2. социальная

3. интимная + 4. личная

47. Если дистанция между общающимися составляет более 3,6 м – это дистанция:

1. интимная 2. личная

3. социальная 4. Публичная +

18. Формальному общению соответствует дистанция:

1. более 3,6 м 2. 0…0,5 м

3. 0,51…1,2 м 4. 1,21…3,6 м +

19. Неформальному общению соответствует дистанция:

1. 0…0,5 м 2. 0,51…1,2 м +

3. более 3,6 м 4. 1,21…3,6 м

20. Создаётся впечатление, что говорящий навязывает своё мнение в том случае, если речь:

1. слишком быстрая 2. слишком громкая +

3. слишком медленная 4. неразборчивая

21. Речь состоящая из длинных фраз:

1. показывает эрудицию говорящего 2. плохо воспринимается по смыслу +

3. свидетельствует о гибкости ума 4. свидетельствует о неуверенности говорящего

22. Неразборчивая речь:

1. снижает интерес у собеседника +

2. плохо воспринимается по смыслу

3. вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум

4. создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение

23. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:

1. мимика 2. Жесты +

3. позы 4. жесты и позы

24. Жесты открытости:

1. пиджак расстегнут

2. ладони рук прижаты к груди

3. развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх

4. все ответы правильные +

25. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной:

1. самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности

2. крайне отрицательное отношение к собеседнику +

3. высокая степень заинтересованности в предмете разговора

4. недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность

Тест с ответами на тему: «Социальная психология»

1. Как называется отрасль социально — психологических исследований
межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью
количественных методов?
а) социодрама
б) психодрама
в) социометрия+
г) стратометрия

3. В чем сущность формальной группы?
а) группа, где поведение членов группы и их положение строго регламентировано правилами организации+
б) группа, где нечетко выражена цель совместной деятельности
в) группа, где ценности группы играют в жизни личности роль эталона
г) низкая зависимость от традиций

4. Чем является «заражение, внушение, подражание»?
а) способы регуляции;
б) способы воздействия; +
в) способы исследования.

5. Методами чего является фокус-группа, семантический дифференциал, социометрия?
а) исследования; +
б) воздействия;
в) изучения.

6. Кто является основателем школы групповой динамики?
а) Курт Левин+
б) Чарльз Кули
в) Джекоб Морено
г) Б. Такмен

7. Чем является физическое и вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо?
а) злостью;
б) завистью;
в) агрессией. +

8. Как называется мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами?
а) карьеризм;
б) альтруизм; +
в) эгоизм.

9. Как выражается групповая сплоченность?
а) в исполнении функций, которые выполняют члены группы
б) характером групповых коммуникаций
в) в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач

10. Как называют феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение?
а) феноменом Фолля;
б) феноменом Ла Пьера; +
в) феноменом Олпорта.

11. В каком случае проявляется феномен «сдвига риска»?
а) когда решение принимается коллективно; +
б) если ранее предложенные задания решались субъективно легко;
в) когда происходит соревнование между индивидами.

12. Как называется направление, которому принадлежит идея о том, что
все поступки и действия индивида совершаются ради построения
последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании?
а) психоанализ
б) бихевиоризм
в) когнитивизм+
г) интеракционизм

13. Кто предложил деление малых групп на первичные и вторичные?
а) Э. Мэйо;
б) Г. Хайменом;
в) Ч. Кули. +

14. Что выделяют среди стихийных групп в социальной психологии?
а) этнос;
б) толпу; +
в) класс.

15. Выберите функции общения?
а) манипулятивная
б) прагматическая+
в) формирующая+
г) подтверждения+
д) организации и поддержания межличностных отношений+
е) внутриличностная+
ж) диалогическая
з) императивная

Тест с ответами по теме “Психология общения”

1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями?
а) идентификации+
б) эмпатии
в) рефлексии

2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе?
а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; +
б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; +
в) назначается;
г) обладает определенной системой различных санкций.

3. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.

4. Определите пропущенное слово, вставив верное:
Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
а) личностным
б) деловым
в) ролевым+

5. Что будет являться существенным признаком внушения:
а) некритическое восприятие информации+
б) недоверие
в) критичность

6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией?
а) психическое заражение
б) конформность+
в) убеждение
г) подражание

7. Что свойственно эффекту стереотипизации?
а) удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +

8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия?
а) убеждение
б) психическое заражение+
в) эмпатия

9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения?
а) понимание целей партнера
б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+
в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
г) знание индивидуальных особенностей партнера

10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция

11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает?
а) комплиментом
б) лестью+
в) критикой

12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других?
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое+

13. Отметьте этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+

14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека:
а) эмпатия
б) все ответы верны+
в) рефлексия
г) идентификация

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: