Ответственный исполнитель государственной программы это

Обновлено: 24.04.2024

В 2021 году была произведена реформа инструмента государственных программ Российской Федерации, а также организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке новых Госпрограмм.

Цели госпрограмм формируются исходя из установленных Президентом Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации, а также иных приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности, установленных документами стратегического планирования (отраслевыми стратегиями, стратегий пространственного развития и иными указами Президента Российской Федерации). При этом требованиями к целям являются конкретность, измеримость – в виде конкретных показателей, достижимость, актуальность и ограниченность по период достижения.

Предусмотрена переориентация госпрограмм на достижение национальных целей развития, а также увязка в цифровом формате всех используемых Правительством Российской Федерации инструментов достижения национальных целей (национальных (федеральных) проектов, госпрограмм, а также Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года).

Реализовано четкое разграничение проектной работы на конкретный результат (федеральные и ведомственные проекты) и процессной работы – на его поддержание (в рамках комплексов процессных мероприятий).

Паспорт Госпрограммы, содержащий цели, показатели, структурные элементы и их финансовое обеспечение, одобряется на заседании Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта закона о бюджете и не утверждается нормативным правовым актом. Внесение изменений в паспорта госпрограмм в течении года, осуществляется управляющими советами под руководством курирующего Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

В целях повышения гибкости управления Госпрограммами в Бюджетном кодексе Российской Федерации с 2022 году будет введено основание для возможности перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограмм как внутри госпрограммы, так и между госпрограммами, путем корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон о бюджете в пределах 10 % об общего объема финансового обеспечения госпрограмм на соответствующий год (при согласовании со специальной Комиссией Федерального Собрания). Такой подход позволит оперативно управлять ходом реализации госпрограмм.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации ведется разработка порядка подготовки и принятия решений по перераспределению бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограмм

© 2022, Министерство экономического развития Российской Федерации
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2

Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.05.2021 N 786.

VI. Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей

и участников государственной программы при разработке

и реализации государственных программ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2012 N 499)

(см. текст в предыдущей редакции)

47. Ответственный исполнитель:

а) - д) утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) запрашивает у соисполнителей и участников государственной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки годового отчета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2012 N 499)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

з) подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за социально-экономическое развитие приоритетных территорий (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях), и Правительство Российской Федерации в электронном виде с использованием портала государственных программ и на бумажном носителе.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2014 N 1507, от 07.11.2016 N 1137)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

а(1)) осуществляют реализацию мероприятий государственной программы в рамках своей компетенции;

(пп. "а(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2012 N 499)

(пп. "а(2)" введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2012 N 499; в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2014 N 679)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки годового отчета и доклада согласно пункту 35 настоящего Порядка;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2012 N 499, от 21.07.2014 N 679)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.

49. Участники государственной программы:

а) - б) утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2014 N 242, от 26.12.2014 N 1507, от 07.11.2016 N 1137, от 12.07.2017 N 831)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки годового отчета и доклада согласно пункту 35 настоящего Порядка;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2014 N 679)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) представляют ответственному исполнителю и соисполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.

(п. 49 введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2012 N 499)

49(1). Ответственный исполнитель, соисполнители, участники государственной программы представляют по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за социально-экономическое развитие приоритетных территорий (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на приоритетных территориях), дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации государственной программы.

(п. 49(1) введен Постановлением Правительства РФ от 21.07.2014 N 679; в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2016 N 1137, от 12.07.2017 N 831)

Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.05.2021 N 786.

VII. Полномочия ответственного исполнителя,

руководителя, соисполнителей и участников пилотной

52. Ответственный исполнитель:

а) - ж) утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

з) запрашивает у соисполнителей и участников пилотной государственной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;

и) подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

к) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786.

(см. текст в предыдущей редакции)

53. Руководитель пилотной государственной программы:

а) - д) утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) обеспечивает представление отчетности в ходе реализации пилотной государственной программы;

ж) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786.

(см. текст в предыдущей редакции)

54. Соисполнители пилотной государственной программы:

а) - б) утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;

е) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786.

(см. текст в предыдущей редакции)

55. Участники пилотной государственной программы:

а) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для осуществления мониторинга реализации пилотной государственной программы, оценки ее эффективности;

в) утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786.

(см. текст в предыдущей редакции)

56. Ответственный исполнитель, соисполнители и участники пилотной государственной программы представляют по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации пилотной государственной программы.

от 16 сентября 2016 года N 582

(с изменениями на 15 марта 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях приведения нормативно-правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с действующим законодательством

в Министерстве юстиции

10 октября 2016 года,

регистрационный N 43976

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минэкономразвития России
от 16 сентября 2016 года N 582

Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации

(с изменениями на 15 марта 2017 года)

I. Общие положения

1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Минэкономразвития России мониторинга реализации государственных программ.

2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 32, ст.4329; 2012, N 22, ст.2871; N 51, ст.7218; N 53, ст.7915; 2013, N 43, ст.5557; 2014, N 15, ст.1750; N 30, ст.4317; N 48, ст.6877; 2015, N 2, ст.459, 461; N 30, ст.4599; 2016, N 7, ст.998; N 15, ст.2101; N 22, ст.3231).

3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст.6166; 2011, N 4, ст.660; N 13, ст.1792; N 22, ст.3173; N 25, ст.3613; 2012, N 7, ст.911; N 52, ст.7537; 2013, N 18, ст.2278; N 29, ст.3991; N 42, ст.5430; 2014, N 5, ст.528; N 38, ст.5113; N 44, ст.6072, ст.6111; N 47, ст.6622; 2015, N 9, ст.1346; N 14, ст.2192; N 24, ст.3513; N 46, ст.6377; 2016, N 19, ст.2740), формируемый в соответствии с Порядком.

5. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:

учета целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);

интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;

определения федерального органа исполнительной власти либо иного главного распорядителя средств федерального бюджета, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;

проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц за результаты реализации государственной программы.

6. Государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее - государственные программы территориального развития), включают мероприятия по регулированию и координации деятельности по достижению целей социально-экономического развития соответствующей территории, реализации комплексных проектов, которые невозможно полностью отнести к одной из государственных программ, направленных на комплексное развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение национальной безопасности (далее - отраслевые государственные программы). Данные государственные программы должны отражать аналитически (справочно) мероприятия, реализуемые на соответствующей территории в рамках отраслевых государственных программ, а также соответствующие таким мероприятиям расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.

II. Структура государственной программы и состав представляемых материалов

7. Государственная программа включает федеральные целевые программы (в случае их наличия), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Федеральная целевая программа может быть включена в состав только одной государственной программы. Допускается аналитическое (справочное) отражение в государственной программе:

частей федеральных целевых программ;

федеральных целевых программ, реализация которых направлена на достижение целей иных государственных программ.

8. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы, разрабатываемую с учетом положений настоящих Методических указаний. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы, за исключением требований к основным мероприятиям.

9. Государственная программа включает: титульный лист, паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм, паспорта федеральных целевых программ, текстовую часть, приложения.

10. Титульный лист к государственной программе и прилагаемым к ней дополнительным и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:

наименование государственной программы;

наименование ответственного исполнителя;

дату составления проекта государственной программы;

Титульный лист подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти либо иного главного распорядителя средств федерального бюджета - ответственного исполнителя государственной программы или его заместителем.

11. С проектом государственной программы представляются:

проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы;

проект детального плана-графика реализации государственной программы по форме таблицы 13а приложения к настоящим Методическим указаниям.

III. Требования к содержанию государственной программы

12. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

В паспорте государственной программы в графе "ответственный исполнитель программы" указывается федеральный орган исполнительной власти (главный распорядитель средств федерального бюджета), ответственный за реализацию государственной программы.

В паспорте государственной программы в графе "соисполнители программы" указывается перечень федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственных за реализацию подпрограмм государственной программы, или являющихся государственными заказчиками-координаторами федеральных целевых программ, входящих в состав государственной программы (при наличии).

В паспорте государственной программы в графе "участники программы" указывается перечень федеральных органов исполнительной власти и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственных за реализацию мероприятий государственной программы либо ведомственной целевой программы (ведомственных целевых программ) и (или) государственные заказчики федеральных целевых программ, входящих в состав государственных программ, не являющиеся соисполнителями (при наличии).

В паспорте государственной программы в графе "подпрограммы программы (в том числе федеральные целевые программы)" указывается перечень подпрограмм государственной программы и федеральных целевых программ, в том числе реализация которых завершена.

Наименования подпрограмм и федеральных целевых программ, сведения по которым относятся к государственной тайне либо к сведениям, носящим конфиденциальный характер, приводятся в паспорте государственной программы в редакции, не раскрывающей указанные сведения.

Объемы бюджетных ассигнований программы включают в себя бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию государственной программы (в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой). Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и соответствующий предельным объемам расходов по государственным программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, по годам реализации государственной программы в целом (без учета межбюджетных трансфертов между указанными бюджетами), с выделением в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В случае включения в государственную программу мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, соответствующие объемы бюджетных ассигнований также приводятся в паспорте.

Цели, задачи и показатели (индикаторы), а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) с описанием конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты реализации государственной программы, а также значений показателей (индикаторов) на последний год реализации государственной программы, их динамики. При этом формулировка ожидаемых результатов должна отражать прогресс в достижении целей и решении задач государственной программы.

Показатели (индикаторы) государственной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации государственной программы.

13. Паспорт подпрограммы разрабатывается по форме согласно приложению N 2 к Порядку и заполняется аналогично паспорту государственной программы. В качестве программно-целевых инструментов в паспорте подпрограммы отражаются ведомственные целевые программы, включенные в состав подпрограммы.

В паспорте подпрограммы в графе "ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы)" указывается федеральный орган исполнительной власти, иной главный распорядитель средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственный за реализацию подпрограммы.

В паспорте подпрограммы в графе "участники подпрограммы" указывается перечень федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственных за реализацию основных мероприятий.

14. Паспорта федеральных целевых программ представляются по форме согласно приложению N 2 к Порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669; 1996, N 28, ст.3383; N 38, ст.4443; 1997, N 27, ст.3236; N 28, ст.3453; 1998, N 32, ст.3876; 1999, N 5, ст.681; 2002, N 17, ст.1682; 2003, N 12, ст.1140; 2004, N 52, ст.5506; 2006, N 9, ст.1016; 2009, N 47, ст.5665; 2010, N 22, ст.2778; 2011, N 35, ст.5095; 2012, N 19, ст.2419; N 43, ст.5879; N 51, ст.7218; 2014, N 4, ст.376; N 15, ст.1750; N 23, ст.2985; N 50, ст.7087; 2015, N 25, ст.3676; N 37, ст.5154; 2016, N 11, ст.1538; N 13, ст.1843).

15. Текстовая часть государственной программы содержит:

описание приоритетов и целей государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере;

общую характеристику участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы, если сфера реализации государственной программы полностью либо частично отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При описании приоритетов и целей государственной политики, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний, учитываются приоритеты и цели, определенные в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере основываются на следующих принципах:

- комплексность (требования к государственной политике субъектов Российской Федерации должны охватывать все предметы совместного ведения, относящиеся к сфере реализации государственной программы);

- преемственность (требования к государственной политике субъектов Российской Федерации должны соответствовать положениям документов стратегического планирования в сфере реализации государственной программы);

от 26 мая 2021 года N 786

О системе управления государственными программами Российской Федерации

(с изменениями на 14 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

2. Установить, что реализация государственных программ Российской Федерации начиная с 2022 года осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

3. Федеральным органам исполнительной власти и иным главным распорядителям средств федерального бюджета, являющимся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации:

в течение 2021 года обеспечить разработку государственных программ Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением;

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления разработать по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации и утвердить методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации;

разработать и представить в Правительство Российской Федерации до 1 ноября 2022 г. проект нормативного правового акта об утверждении правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации;

осуществить в 2021 году в тестовом режиме загрузку и мониторинг показателей и мероприятий государственных программ Российской Федерации в государственной автоматизированной информационной системе "Управление".

5. Федеральным органам исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего постановления, в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления:

внести в Правительство Российской Федерации проекты актов, направленных на приведение актов Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим постановлением;

обеспечить приведение ведомственных актов в соответствие с настоящим постановлением.

6. Установить, что в случае указания в государственных контрактах (договорах, контрактах, соглашениях), заключенных в целях реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, утвержденных до 1 апреля 2021 г., кодов классификации расходов бюджетов и (или) ссылок на эти государственные программы Российской Федерации внесение изменений в указанные государственные контракты (договоры, контракты, соглашения) в целях изменения таких кодов и (или) ссылок не требуется.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать нормы Положения, утвержденного настоящим постановлением, при установлении порядка разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.

8. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению N 1 с 1 января 2022 г. и по перечню согласно приложению N 2 с 1 января 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 мая 2021 года N 786

Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации

(с изменениями на 14 апреля 2022 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

Настоящее Положение не распространяется на государственную программу вооружения, предусмотренную Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".

2. Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальные цели).

3. В настоящем Положении выделяются следующие типы государственных программ Российской Федерации:

государственная программа Российской Федерации, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики, в том числе национальных целей, в рамках конкретной отрасли или сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - государственная программа);

государственная программа Российской Федерации, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики межотраслевого и (или) территориального характера, в том числе национальных целей, затрагивающих сферы реализации нескольких государственных программ (далее - комплексная программа).

Решение о реализации государственной программы в качестве комплексной программы принимается Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Положения.

4. В состав государственных программ (комплексных программ) в соответствии со сферами их реализации подлежат включению направления деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее - направления деятельности), за исключением направлений деятельности по перечню согласно приложению.

В комплексных программах дополнительно подлежат аналитическому отражению соответствующие сферам (отраслям) их реализации направления деятельности, включенные в состав государственных программ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также направления деятельности по перечню согласно приложению в случае, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Разработка и реализация государственных программ (комплексных программ) осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение достижения национальных целей с учетом влияния мероприятий (результатов) государственных программ (комплексных программ) на достижение соответствующих показателей национальных целей;

б) обеспечение приоритетов социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации, установленных документами стратегического планирования;

в) включение в состав государственной программы (комплексной программы) всех инструментов и мероприятий в соответствующих отрасли и сфере (включая меры организационного характера, осуществление контрольно-надзорной деятельности, совершенствование нормативного регулирования отрасли, налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные инструменты);

г) обеспечение консолидации бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, оценки расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, направленных на реализацию государственной политики в соответствующих сферах и влияющих на выполнение запланированных в государственных программах (комплексных программах) мероприятий (результатов);

д) координация государственных программ (комплексных программ) с государственными программами субъектов Российской Федерации и программами развития (иными программами) государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, влияющими на достижение показателей и выполнение мероприятий (результатов) государственных программ (комплексных программ);

е) учет показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и показателей национальных целей;

ж) выделение в структуре государственной программы (комплексной программы):

процессных мероприятий, реализуемых непрерывно либо на периодической основе;

з) закрепление должностного лица, ответственного за реализацию каждого структурного элемента государственной программы (комплексной программы);

и) обеспечение возможности маркировки в составе государственной программы мероприятий (результатов), соответствующих сферам реализации комплексных программ;

к) однократность ввода данных при формировании государственных программ (комплексных программ) и их мониторинге.

6. Разработка и реализация государственной программы (комплексной программы) осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя государственной программы (комплексной программы) (далее - ответственный исполнитель), совместно с соисполнителями и участниками государственной программы (комплексной программы).

Соисполнителями государственной программы (комплексной программы) являются федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, представители которых определены руководителями федеральных проектов, ведомственных проектов, а также федеральные органы исполнительной власти и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответственные за разработку и реализацию комплексов процессных мероприятий государственной программы (комплексной программы).

Участниками государственной программы (комплексной программы) являются федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, участвующие в реализации федеральных проектов, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий.

7. Формирование, представление, согласование и утверждение паспортов государственных программ (комплексных программ), а также комплексов процессных мероприятий, запросов на их изменение, планов и отчетов об их реализации, иных документов и информации, разрабатываемых при реализации государственных программ (комплексных программ) (за исключением федеральных проектов и ведомственных проектов), осуществляются в подсистеме управления государственными программами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее соответственно - подсистема управления государственными программами, система "Электронный бюджет") по мере ввода в опытную эксплуатацию ее компонентов и модулей в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных в установленном порядке действовать от имени ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной программы (комплексной программы).

Формирование функциональных требований к подсистеме управления государственными программами осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и по согласованию с Аппаратом Правительства Российской Федерации.

До ввода в опытную эксплуатацию соответствующих компонентов и модулей подсистемы управления государственными программами формирование, согласование (одобрение), изменение, утверждение и представление указанных документов и информации осуществляются в форме документов на бумажном носителе, подписанных лицами, уполномоченными в установленном порядке действовать от имени ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной программы (комплексной программы). Обмен документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, осуществляется на бумажном и электронном носителях в установленном порядке.

Ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками государственных программ (комплексных программ) обеспечивается маркировка в системе "Электронный бюджет" всех структурных элементов государственных программ (комплексных программ) и их мероприятий (результатов), относящихся:

к сферам реализации комплексных программ (для государственных программ);

к реализации национальных проектов;

к числу обеспечивающих вклад в достижение национальных целей, в том числе включенных в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

к иным направлениям деятельности, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов - ответственных исполнителей, соисполнителей и участников государственных программ (комплексных программ) несут персональную ответственность за достоверность и своевременность предоставления информации, размещаемой (формируемой) ими в подсистеме управления государственными программами.

8. В государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (далее - система "Управление") осуществляется сбор и обработка информации и данных, а также анализ реализации и оценка эффективности реализации государственных программ и их структурных элементов по мере ввода в опытную эксплуатацию ее компонентов и модулей и интеграции с государственными информационными системами и иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащими информацию и данные о реализации государственных программ (комплексных программ) и их структурных элементов (за исключением государственных программ (комплексных программ), сведения о которых составляют государственную тайну и (или) отнесены к сведениям конфиденциального характера).

Порядок создания, развития и эксплуатации портала государственных программ устанавливает Правительство Российской Федерации.

Данные, необходимые для осуществления функций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, формируются на портале государственных программ автоматически на основании сведений, содержащихся в системе "Электронный бюджет" и системе "Управление".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: